30. Эти же свойства тела перечислены у св. Иоанна Дамаскина в " Точном изложении " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). Указанное деление восходит к Немесию, исходящему из того, что тело, составленное из стихий, обладает " теми же свойствами, что и стихии, то есть делимостью, изменчивостью и текучестью " (Немесий Эмесский. О природе человека... С.25). 31. ε - истечение; свойственно живым существам, вещественный состав которых не постоянен, но текуч, в современной биологии это называется " обменом веществ " . 32. εο - изменчивость; в современном языке метаболизм это именно обмен веществ, но св.Иоанн Дамаскин, как и Немесий Эмесский, понимает это изменение только " относительно качества, то есть согревания, охлаждения, и подобного " (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). 33. Преп. Никита Стифат. О Душе. 64. 34. ο - рассечение; разделение на части присуще любому материальному предмету, и это одна из главных особенностей тела, потому что душа, в отличие от тела, неделима. Св. Иоанн Дамаскин определяет рассечение как " разобщение влаг и разделение на форму и материю " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.155). 35. Преп. Никита Стифат. О Рае. 42. 36. Указанная цитата по переводу А. Бронзова: " Не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент " (Св. Иоанн Да-маскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.2(46). С.194; PG94. 985В). 37. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.12(26). С.151 (PG94. 921А). 38. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека... С.93 (PG 44. 229). 39. Еф.6:19. 40 Разночтение в рукописях, есть вариант ε " ου вместо ε " ε " ου. 41. Ин.1:9. Добавлено определение " небесный " мир. 42. Ин.14:31. 43. Прит.23:1-2. См. примеч. 35 к трактату " О Рае " . 44. Мф.13:11. 45. Пс.118:18. 46. ου - существенно. О существенном принятии Духа апостолами говорил и св. Григорий Богослов в Слове на Пятидесятницу: " ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух " (Се. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.582).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

Церковь Св. Софии в Беневенто. Ок. 760–770 г., XVII — нач. XVIII в. Церковь Св. Софии в Беневенто. Ок. 760–770 г., XVII — нач. XVIII в. За пределами основной территории вокруг М.-К. монастырские земли были рассредоточены по Юж. Италии (в Лацио, Кампании, Абруццо, Молизе и даже в Апулии); самые северные из них располагались в герц-стве Сполето. Основу патримония М.-К. составляла система усадеб (curtes), служивших центрами крупных самодостаточных владений ( Toubert P. 1976. P. 691-693). На землях аббатства трудились как лично свободные крестьяне (либеллярии, массарии), так и сервы. Усадьбы, в которых находилась монастырская администрация, скорее всего совмещались с небольшими обителями - целлами (см.: Fabiani. 1968-1980. Vol. 1. P. 141-156). Особое положение занимали более крупные обители, также зависимые от М.-К., но пользовавшиеся автономией (у них могли быть собственные целлы). Первые такие обители возникли еще при аббате Петронаксе, к-рый основал жен. мон-рь Санта-Мария-ин-Чингла (Codice diplomatico Longobardo. R., 2003. Vol. 4. Pt. 2. P. 93-96, 104-106, 190-191). Др. жен. мон-рь, Санта-Мария-ди-Пьюмарола, был основан в 40-х гг. VIII в. женой и дочерью лангобардского кор. Ратхиса (см.: Del Ferro, Zottis. 2012). Самой крупной и богатой обителью, подчиненной М.-К., был жен. монастырь, основанный герц. Арихисом II при ц. Св. Софии в Беневенто ( Erchempertus. Historia Langobardorum Beneventanorum. 3//MGH. Scr. Lang. P. 236; Chronica monasterii Casinensis. I 9). Монастырская и одновременно придворная ц. Св. Софии, построенная по указанию Арихиса II в виде купольной ротонды сложных очертаний, считается одним из важнейших памятников лангобардской архитектуры ( Carella S. Sainte-Sophie de Bénévent et l " architecture religieuse longobarde en Italie méridionale//Hortus Artium Medievalium. Zagreb, 2003. Vol. 9. P. 331-356; о мон-ре см.: Lepore C. Monasticon Beneventanum: Insediamenti monastici di regola benedettina in Benevento//Studi Beneventani. 1995. Vol. 6. P. 137-158). Обители Св. Софии принадлежал беневентский мон-рь св. Бенедикта с приютом для паломников, к-рый существовал еще при герц. Ромуальде II (706-731) (sinodochium, ubi monasterium sancti Benedicti - Codice diplomatico Longobardo. R., 2003. Vol. 4. Pt. 2. P. 63-66; см.: Lepore C. Monasticon Beneventanum//Studi Beneventani. 1995. Vol. 6. P. 44-48, 184-185).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

J. D. Mansi. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio, Venezia, 1757—98, vol. 9, p. 489. 170 Василий Великий, О святом Духе, 26, 63, PG 32, 184С. 171 В оригинале там, где мы переводим «нарекается» и «изрекается», употребляется одна и та же глагольная форма — « λγεσθαι », т. к. глагол « λγω » имеет оба эти значения: «говорить» и «называть». Подобным образом и в церковно-славянском глаголы «рещи» и «глаголати» употребляются в обоих этих значениях (Ср.: «не ктому вас глаголю рабы» (Ин. 15:15) и «глаголы, яже Аз глаголю» (Ин. 6:63)), но в современном русском приходится использовать приставки, разграничивающие эти значения. Впрочем, находим близкие примеры словоупотребления и в русском, когда речь идет не о предметах, но о некоторых абстрактных понятиях. Так, можно было бы сказать: «я говорю правду и говорю слова, которыми эта правда выражается». 172 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67—72. 173 Григорий Богослов, Слово 29, 6, PG 36, 81В. 174 Там же. 175 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67—72. 176 См.: Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365А. 177 Выделенные слова принадлежат св. Григорию Нисскому (Dialogus de anima et resurrectione, PG 46, 104B). 178 Григорий Нисский, Dialogus de anima et resurrectione, PG 46, 104AB. 179 Деян. 3— « αχρι χρνων αποκαταστασεως » — «до лет устроения». 180 Григорий Богослов, Слово 30, 6, PG 36, 112AB. 181 Буквально: «обладанию» — « ξιν ». 182 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 110 (36), PG 91, 1308В. 183 Имеется в виду «Собеседование Феофана с Феотимом», опубликованное в предыдущем томе настоящей серии. 184 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 110 (36), PG 91, 1308В. 185 Григорий Богослов, Слово 38, 11, PG 36, 324А. 186 Василий Великий, Беседа на псалом 29:5, PG 29, 317В. 187 Василий Великий, О вере, 2, PG 31, 681 А. 188 См.: Василий Великий, Беседа на псалом 44:5, PG 29, 400CD. 189 Символ веры, чл. 1. 190 Т. е. диавола. 191 « Βασιλικω πχει » — т. е. силой царской власти, к которой прибегал Акиндин для утверждения своего учения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

В Мартириуме (главной базилике) сразу начиналась вечерня, Эгерия отмечает то, что она совершалась по тому же чину, что и в предшествующие дни Страстной седмицы. После вечерни в часовне Воскресения (соответствует совр. кувуклии) читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом; следовали молитва, благословение оглашаемых и отпуст; на этом цикл служб В. п. завершался. Армянский перевод иерусалимского Лекционария сохранился в ряде рукописей, нек-рые из них отражают богослужебную практику V в. (в древнейших и важнейших рукописях арм. Лекционария - Hieros. Arm. 121, 1192 г., и Paris. Arm. 44, X в.,- отражена практика нач. и кон. V в. соответственно - см.: Renoux. Lectionnaire arménien. P. 45-49, 133-155). Согласно этим рукописям, в В. п. в Иерусалиме совершались те же службы, что описаны в «Паломничестве» Эгерии: ночное бдение, дневная служба чтений (предварявшаяся обрядом поклонения Кресту) и вечерня (Ibid. P. 269-295). В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 «остановкам» во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й «остановке» (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал ( gwbaxaj ) - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31) - 18. 1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) На следующих «остановках» на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14.

http://pravenc.ru/text/150067.html

3; 28. 16; ср.: Втор 34. 1 сл.). Посредством антитезы к отдельным положениям ветхого закона в Нагорной проповеди («вы слышали, что сказано… а Я говорю вам» - Мф 5. 21-48) Христос представлен в отношении к М. как новый законодатель. Наиболее наглядно типология «Моисей Иисус Христос» раскрыта в Евангелии от Иоанна: дарование Христом истинного хлеба с небес, приносящего вечную жизнь, противопоставляется низведению с неба манны М. (Ин 6. 48-49, 51-59; ср.: Исх 16. 1-3), которое также находит свое отражение в чуде насыщения хлебами (Ин 6. 26 сл.; ср.: Мф 14. 13-21; Лк 9. 12-17). Прообразовательный характер М. раскрывается в отсылке к вознесению медного «змия в пустыне», указывающего на вознесение (т. е. распятие на Кресте) Сына Человеческого. Как изображение змия избавляло израильтян от страданий, так и Христос посредством Своих Крестных Страстей дарует страждущим от греха жизнь вечную (Ин 3. 14-15). В Деяниях святых апостолов Образ М. преимущественно используется в речах апостолов в контексте полемики с иудеями как олицетворение иудейского учения и обычаев, вошедших в противоречие с новым откровением (см., напр.: Деян 6. 14; 15. 1). Так, иудеи обвиняли ап. Павла в том, что в своей проповеди он учил язычников «отступлению от Моисея» (Деян 21. 21). Отрывок речи первомч. Стефана содержит почти житийное изложение истории М. (Деян 7. 2-44), в кратком описании основных эпизодов особенно подчеркивается, что М. был научен егип. премудрости и обладал силой «в делах и словах» (Деян 7. 22), что, вероятно, указывает на его характер и силу личности, а не просто на талант красноречия (ср., напр.: Исх 4. 10). Близость с образом Спасителя показана за счет того, что М., будучи начальником и избавителем своего народа, тем не менее был отвергнут его представителями (Деян 7. 25-29, 35, 39-40). Ревнители закона обвиняли первомч. Стефана в том, что «он говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Деян 6. 11), однако в его речи история гонимого своим народом М. вместе с другими событиями израильской истории становится обвинением, обращенным к тем иудеям, к-рые отвергли Христа (Деян 7. 52). Также М. представлен пророком (Деян 7. 37; 26. 22; 28. 23), возвестившим о мессианском пришествии нового пророка (Втор 18. 15, 18); уже в проповеди ап. Петра оно напрямую относится к Сыну Божию (Деян 3. 22-26). Представленное в Деян 7. 38 мнение о том, что М. говорил на горе Синай с ангелом (ср. также: Гал 3. 19), не находит параллелей в ВЗ (ср.: Исх 19. 19), за исключением Втор 33. 2 по LXX: «Господь от Синая приходит… и справа от Него ангелы с Ним», но имеет соответствия в эллинистической и апокрифической традиции (ср., напр.: Ios. Flav. Antiq. XV 5. 3 В Посланиях святых апостолов

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Эти же свойства тела перечислены у св. Иоанна Дамаскина в «Точном изложении» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.155). Указанное деление восходит к Немесию, исходящему из того, что тело, составленное из стихий, обладает «теми же свойствами, что и стихии, то есть делимостью, изменчивостью и текучестью» (Немесий Эмесский. О природе человека… С.25). 33 η ρεσιν — истечение; свойственно живым существам, вещественный состав которых не постоянен, но текуч, в современной биологии это называется «обменом веществ». 34 η μεταβολ — изменчивость; в современном языке метаболизм это именно обмен веществ, но св.Иоанн Дамаскин, как и Немесий Эмесский, понимает это изменение только «относительно качества, то есть согревания, охлаждения, и подобного» (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.155). 35 Преп. Никита Стифат. О Душе. 64. 36 η τομ — рассечение; разделение на части присуще любому материальному предмету, и это одна из главных особенностей тела, потому что душа, в отличие от тела, неделима. Св. Иоанн Дамаскин определяет рассечение как «разобщение влаг и разделение на форму и материю» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.155). 37 Преп. Никита Стифат. О Рае. 42. 38 Указанная цитата по переводу А. Бронзова: «Не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент» (Св. Иоанн Да–маскин. Точное изложение… Кн.3. Гл.2(46). С.194; PG94. 985В). 39 Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.151 (PG94. 921А). 40 Св. Григорий Нисский. Об устроении человека… С.93 (PG 44. 229). 41 Еф.6:19. 42 Разночтение в рукописях, есть вариант ει δ " ου вместо ει δ " ει δ " ουν. 43 Ин.1:9. Добавлено определение «небесный» мир. 44 Ин.14:31. 45 Прит.23:1–2. См. примеч. 35 к трактату «О Рае». 46 Мф.13:11. 47 Пс.118:18. 48 ουσιωδως — существенно. О существенном принятии Духа апостолами говорил и св. Григорий Богослов в Слове на Пятидесятницу: «ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух» (Се. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.582). 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

32. Эти же свойства тела перечислены у св. Иоанна Дамаскина в «Точном изложении» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.155). Указанное деление восходит к Немесию, исходящему из того, что тело, составленное из стихий, обладает «теми же свойствами, что и стихии, то есть делимостью, изменчивостью и текучестью» (Немесий Эмесский. О природе человека… С.25). 33. η ρεσιν — истечение; свойственно живым существам, вещественный состав которых не постоянен, но текуч, в современной биологии это называется «обменом веществ». 34. η μεταβολ — изменчивость; в современном языке метаболизм это именно обмен веществ, но св.Иоанн Дамаскин, как и Немесий Эмесский, понимает это изменение только «относительно качества, то есть согревания, охлаждения, и подобного» (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.155). 35. Преп. Никита Стифат. О Душе. 64. 36. η τομ — рассечение; разделение на части присуще любому материальному предмету, и это одна из главных особенностей тела, потому что душа, в отличие от тела, неделима. Св. Иоанн Дамаскин определяет рассечение как «разобщение влаг и разделение на форму и материю» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.155). 37. Преп. Никита Стифат. О Рае. 42. 38. Указанная цитата по переводу А. Бронзова: «Не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент» (Св. Иоанн Да–маскин. Точное изложение… Кн.3. Гл.2(46). С.194; PG94. 985В). 39. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.12(26). С.151 (PG94. 921А). 40. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека… С.93 (PG 44. 229). 41. Еф.6:19. 42. Разночтение в рукописях, есть вариант ει δ " ου вместо ει δ " ει δ " ουν. 43. Ин.1:9. Добавлено определение «небесный» мир. 44. Ин.14:31. 45. Прит.23:1–2. См. примеч. 35 к трактату «О Рае». 46. Мф.13:11. 47. Пс.118:18. 48. ουσιωδως — существенно. О существенном принятии Духа апостолами говорил и св. Григорий Богослов в Слове на Пятидесятницу: «ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует, и как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух» (Се. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.582).

http://predanie.ru/book/70169-tvoreniya/

προσδεχμενος τν βασιλεαν το θεο ‘который… ожидал Царствия Божия’. Близкий термин, характеризующий благочестие человека через его веру в грядущее избавление, см. в Лк 2:25,38. 44. θαμασεν ‘удивился’. Смерть редко приходила к распятым так скоро. 46. Могильные склепы, высеченные в камне, нередко обнаруживаются в окрестностях Иерусалима. Не сказано, что склеп принадлежал Иосифу, но естественно предположить это. Вход в могильный склеп обычно закладывался большим камнем, который при этом могли катить или толкать. 89. Пустой гроб (16:1–8) (Мф 28:1–10; Лк 24:1–11; Ин 20:1–10) Несмотря на то, что мелкие расхождения в подробностях между Евангелиями (число или имена женщин, их реакция на слова ангела) можно устранить с помощью различных (и вполне вероятных) допущений, лучше, по-видимому, отнести их на счет неизбежных различий в показаниях свидетелей об одном и том же событии. Свидетельства, совпадающие вплоть до мельчайших подробностей, всегда вызывают обоснованное подозрение. Следует принять во внимание уникальность события, которое его участники не могли соотнести ни с каким своим прежним опытом, а также их эмоциональное состояние. Здесь, как нигде больше, мы вправе ожидать свидетельства неровного и трепетного. Обращает на себя внимание особая роль женщин в событиях Воскресения по сообщению всех четырех Евангелий, — подробность, которая никак не могла быть вымышлена, так же как и то, что ни один из Двенадцати не был в числе самых первых свидетелей. Что касается Марковой перикопы о пустом гробе, то естественность ее первой части, особенно ст. 3, простота и сдержанность ст. 5–8 и удивительная подробность ст. 8 (молчание женщин) не оставляют сомнений в ее достоверности. 1. διαγενομνου το σαββτου ‘по прошествии субботы’, то есть после захода солнца в субботу, когда начался новый день. να λθοσαι λεψωσιν ατν ‘чтобы идти помазать Его’. Ни этот стих, ни 14:8 не подразумевают, что тело еще не было помазано благовониями; женщины могли желать сами в последний раз послужить Иисусу, даже если знали, что кто-то раньше уже сделал все необходимое (Ин 19:39–40).

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

268 Т. е. на Крест. 269 Букв. «чину христиан». 270 Или «во (время) пришествия». 271 Ср. 2 Кор. 5:4. 272 Ср. Евр. 10:10. 273 II/1,37. 274 Главы о знании I,49. 275 Главы о знании II,65—66. «Ожидает рождения» — т. е. возрождения к новой жизни в будущем веке. 276 Главы о знании IV,84. 277 Ин. 3:16. 278 Главы о знании IV,78. 279 Т. е. без просьбы со стороны людей. 280 Так в оригинале. 281 II/40,14. 282 II/11,12. Слово «храм» основано на Ин.2:19. 283 II/11,13. 284 II/11,12. 285 II/11,24. 286 См. Brock. Note 1 to II/11,24. 287 См. С. Брок. Христология Церкви Востока. С. 44. 288 Т. е. человеческое естество. 289 Евр. 11:3. 290 Как к Человеку. 291 Бог. 292 Букв. «захотел и вселился». 293 Человека. 294 Евр. 1:6. 295 Человеку Иисусу. 296 Бога Слова. 297 Иисус. 298 II/11,21—22. 299 Вар. «по действию Его». 300 П/11,28. 301 Бог Отец. 302 Синтаксис данного предложения позволяет понять его смысл двояким образом: либо речь идет о «свете, в который облачен человек» (т. е. Христос–человек), либо о «свете, в котором (пребывает) Тот, Кто облачен в человека» (т. е. Христос–Богочеловек). Последнее понимание не противоречит словоупотреблению Исаака и восточно–сирийской традиции; однако первое кажется нам более соответствующим смыслу данного отрывка. 303 II/11,29. Отметим, что такое понимание близко к византийским литургическим текстам. Ср., например, песнопения праздника Вознесения: «Недр отеческих не разлучься, сладчайший Иисусе, и с земными яко человек пожив, днесь от горы Елеонския вознеслся еси во славе и падшее естество наше милостивно вознес, Отцу спосадил еси» (Стихира на вечерне); «Превечный Бог и безначальный, еже восприят естество человеческое, обоготворив тайно, днесь вознесе» (Седален на утрени). 304 Букв. «славы вечности Твоей». 305 Т. е. ангелов. 306 Или «познанию Тебя». 307 Ср. Ис. 1:9; Рим. 9:29. 308 II/5,6. 309 «Добровольное соединение» — характерное для восточно–сирийской христологии выражение, указывающее на соединение двух естеств в Иисусе Христе. Выражение встречается в сирийском тексте «Книги Гераклида» Нестория, в «Книге о единстве» Бабая Великого и других классических произведениях восточно–сирийской традиции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

   На Лицо Святого Духа и на Его Божество указывают, хотя и не так ясно, следующие места: «Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт.1:2). Пророк Захария говорит, что Господь Саваоф «Духом Своим через прежних пророков» посылал слова и закон (Зах.7:12), и их слова были Его словами (см. 2Цар.23:2). Самые ясные свидетельства о Лице и Божестве Святого Духа находятся в мессианских пророчествах: «Господь посла мя и Дух Его» (Ис.48:16); «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя» (Ис 61:1; ср.: Лк.4:18, 21; Ис.11:2—3). О Святом Духе как отдельном Божественном Лице говорится и в других местах Ветхого Завета (см. Пс.32:6, 50:13, 103:29, 30, 142:10, 147:7; Неем.9:20; Иов.33:4, 27:3; Дан.4:6; Иоил.2:28; Ис.44:3; Иез.36:27).    На истину о Триедином Боге указывают еще и все те места Ветхого Завета, которые говорят о «Слове» (ср. Пс.32:6; Ин.1:3; Пс.106:20, 32:4, 118:89; Ис.40:8, 55:11; Прем.16:12, 18:15—16), об «Ангеле Божием, Ангеле Господнем», о Божией Премудрости как о животворящем и жизнеподательном начале, от века существующем с Богом (см. Притч.8:22—31; Иов.28:12—28; Вар.3:9—37; Сир.1:1—10, 24:1—13; Прем.6:22—24, 7:21—30, 8:1—4, 9:1—4, 9—19, 10:1—2, 11:1—4).    б) Новый Завет есть не что иное, как Откровение Святой Троицы о Святой Троице. В нем полностью открыт и возвещен догмат о Святой Троице. Раскрытие этого догмата совершилось Отцом, Сыном и Святым Духом. Бог Отец посылает Сына и действует через Него; Бог Сын открывает Отца, возвещает и низводит Духа; Бог Дух Святой свидетельствует о Сыне и продолжает Его дело. Всё, от начала до конца, совершается от Отца через Сына в Духе Святом, ибо «Отец все творит через Сына в Духе Святом». Во всем новозаветном действует Святая Троица, ибо «всё даруемое подается в Троице, и всё сие — от единого Бога». Спасение людей — совместное дело Триипостасного Божества. Вся жизнь, и труды, и учение воплощенного Сына Божия на земле суть непрестанная проповедь, словом и делом, о Триипостасном Боге. В Новом Завете всё — от Святой Троицы и всё — в Святой Троице, «ибо в Троице совершенство».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010