Затем Он дунул на них и продолжал: «Приимите Духа Святаго! Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:19–23 ). Этими словами и дуновением Иисус Христос не только посвятил апостолов в сан епископа, но и дал им власть поставлять служителей тайн и преемников Себе с правом отпущать грехи (см. Догм. Богосл. Филарета Черниг., ч. 2, стр 332, изд. 1864 г.). Кроме этого, Иисус Христос, до вознесения Своего, в продолжение сорока дней неоднократно являлся апостолам и учил их тайнам Царствия Божия ( Деян.1:3 ). А по вознесении Он ниспослал им Духа Святого в виде огненных языков и этим окончательно завершил их посвящение в сан епископа, сделав их раздаятелями даров Духа Святого. Когда же общества христианские, или Церкви, стали размножаться, то апостолы, по внушению Духа Святого, нашли нужным поставлять для новых Церквей и новых епископов ( Деян.13:2–3 ). Этим епископам через рукоположение они сообщали дары Духа Святого и передавали свои священные права и власть, сделав их главными преемниками своего великого служения. Вместе с тем они рукополагали для разных Церквей, кроме епископов и пресвитеров, т. е. священников ( Деян.14:23 ), и диаконов ( Деян.6:6 ). Избранные апостолами епископы, пользуясь дарованными им правами, в свою очередь, когда открывалась нужда, поставляти для христианских Церквей новых епископов, пресвитеров и диаконов, сообщая им через рукоположение дары Святого Духа, священные права и духовную власть; а те передавали дары Святого Духа, а также духовные права и власть своим преемникам и так далее, и далее... Таким образом, благодать священства переходила от одних епископов к другим (а через них и на пресвитеров и диаконов) и преемственно сохранилась в Церкви Божией до наших дней. А отсюда ясно, что современные наши епископы, пресвитеры и диаконы точно такие же законные священнослужители, как и самые апостолы с их ближайшими преемниками – епископами, пресвитерами и диаконами, и что как те поставлены были на дело своего служения от Самого Господа Иисуса Христа, так и эти приемлют посвящение в священный сан от того же Господа ( Еф.4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Чт.в общ.», октябрь 1890 «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет Церквам» ( Апок. 2:7 ). Эти слова заключают в себе обычную формулу, которая часто употребляется для возбуждения внимания в читателях или слушателях (ср. Мф.11:15, 13:9, 13:43 ; Мк.4:9, 23, 7:16 , Лк.8:8 ; Апок.13:9 ). То Πνεμα имеет здесь тот же смысл, как и в Деян.11:12 : «сказал мне Дух» (ср. Евр.3:7 ), и означает лице Святого Духа, глаголющего в пророках. Хотя церквам говорит Сам Христос (чрез ангела), однако же сказано το Πνεμα λγει – потому что и видение, и слава, которые ап. Иоанн слышит от Иисуса Христа, составляют действие силы Святого Духа, просвещающего дух тайновидца и дарующего способность к восприятию и усвоению откровения. Награда. «Побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия.» Здесь, как и во многих других местах Священного Писания, христианская жизнь и деятельность мыслятся в форме борьбы, состязания, подвига ( γων, см. Флп.1:30 ; 1Тим.6:12 ; 2Тим.4:7 ). Борьбу «должен вести на земле родившийся человек, – говорится в книге Ездры, – чтобы, если будет побежден, потерпеть наказание, а если победит, получит награду» ( 3Ездр.7:57–58 ). Противники, с которыми должен бороться христианин, суть мир как боговраждебное, антихристианское царство зла и смерти ( Ин.16:33 , 1Ин.5:4–5 ), диавол, миродержитель тьмы века сего ( Еф.6:11–17 ; 1Иоан.2:13, 14 ; ср. Апок.12:11 ), и люди, насколько последние являются живыми пред­ставителями и носителями духа антихристова ( 1Ин.4:3–4 ). Подобно тому, как на мирских состязаниях победители увенчиваются наградами, и побе­дители в подвигах целой жизни получают должное воздаяние за труд свой. Раздаятелем наград, естественно, является Судия и Мздовоздаятель Хрис­тос. Эта мысль прекрасно выражена в третьей книге Ездры и может слу­жить комментарием к разбираемому стиху: " Я видел, – говорит Ездра, – на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить; и все они песнями про­славляли Господа. Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением. Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные паль­мы. Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне» ( 3Ездр.2:42–47 ; ср. Апок.14:1–5 ; 2Тим.4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Возносится Господь на небо, чтобы открыть и обустроить путь туда всякому христианину Возносится Господь на небо, чтобы открыть и обустроить путь туда всякому христианину, ибо «до Вознесения Господня на небо никто из людей не имел пути к небу: “Никтоже взыде на небо, – говорит апостол, – токмо сшедый с небесе”, “Сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес” (Ин. 3: 13; Еф. 4: 10). Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков; им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники; им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым; для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им» . Возносится Господь и для того, чтобы, как Сам Он сказал, приготовить место истинному христианину, дабы вечно жил и соцарствовал со Христом. «“В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14: 2–3). Добра и полна радости сия причина. Господь вознесся от нас на небо, чтобы каждому приготовить на небесах место: людям, любящим Бога, место между серафимами; богомудрым – между херувимами; богоносным – меж богоносными престолами; добрым господам – среди господствий; храбрым воинам, подвизающимся за отечество, – между силами; разным властям – между властями; всяким начальникам, управляющим своею областью по-Божески, – им место среди начал; тем, которые друзей и нищих утешают и помогают им в бедствиях и напастях, – им место среди архангелов; наконец, живущим во плоти на земле по-ангельски – место на небесах вместе с ангелами» . «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32): Господь возносится, но продолжает совершать дело насаждения Своей Церкви на земле. Он посылает апостолов во вселенную, всюду сопутствуя и содействуя им, ибо помимо еврейского рода есть у Него и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Ему привести (см.: Ин. 10: 16).

http://pravoslavie.ru/79425.html

Из слова на встрече с представителями властей Дальнего Востока в Патриарших покоях храма Христа Спасителя, 31 октября 2013 г. Нам нужно приложить все силы, чтобы приблизить жизнь народа к Евангельскому идеалу Церковь Христова по своей внутренней природе не может ограничивать деятельность лишь стенами храмов, ибо призвана возвещать правду Божию всем людям, разделяя с ними хранимое ею сокровище веры… Однако привлечь в ограду церковную тех, кто по разным причинам находится вне ее, – очень трудная задача, для достижения которой нам следует искать новые способы миссии в современном мире, самим идти навстречу людям, переступая порог храма. Нам нужно приложить все силы, чтобы приблизить жизнь народа к Евангельскому идеалу, чтобы голос Церкви звучал в обществе громко и убедительно. Именно ради обретения душ человеческих для Царствия Небесного, а не с какой-то иной целью мы образуем сегодня епархии, открываем храмы и монастыри. И они должны наполняться людьми, соборная молитва которых является главным украшением любого храма. Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тихону (Бобову), епископу Ишимскому и Аромашевскому в храме Христа Спасителя г. Москвы, 3 ноября 2013 г. Труды святых Кирилла и Мефодия Значение трудов Солунских братьев для становления и развития всего Русского мира поистине огромно: создав азбуку, переведя на славянский язык Священное Писание, положив начало переводу богослужебных книг и формированию письменной культуры, они тем самым во многом определили духовный путь народов исторической Руси и передали им великое сокровище православной веры. Благодаря деяниям святых Кирилла и Мефодия славяне получили возможность войти в живое взаимодействие с христианскими странами, приобщиться к их традициям, основанным на евангельских идеалах, стать, по слову апостола Павла, не чужими и не пришельцами, но согражданами святым и своими Богу (см.: Еф. 2: 19). Из приветствия участникам VII Ассамблеи Русского мира , 3 ноября 2013 г. Жизнь за гробом существует Когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы во мгновение все поймем… Жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка – это то, что реально существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся…

http://pravoslavie.ru/65437.html

Мф. 2:11 . И отверзше (волхвы) сокровища своя, принесоша ему (Христу) дары, злато, и ливан (ладан), и смирну. Так как Господу благоугодно было усердие волхвов, пришедших из дальней страны на поклонение Ему и принесших Ему дары от сокровищ своих; так как за это Он удостоил их Своего откровения (ст. 12) и даровал им ту награду, которую назначил потом жене, помазавшей Его ноги (во всем мире речется, еже сотвори сия, – Мф. 26:13 ): то, конечно, благоугодно Ему и усердие тех верующих, которые по мере достатка своего приносят дары во храм Его, чтобы там постоянно возносился пред Ним ливан (фимиам, Мал. 1:11 ), или возжигают свечи пред святыми изображениями Его. Он не требует благих наших ( Пс. 15:2 ), посему лепту вдовицы вменяет в приношение великое ( Лк. 21:3 ), но Он требует усердия и любви к Нему, и потому от истинно верующих в Него, по пророчеству Исаии, и в новозаветные времена будут приносимы приятные дары на жертвенник Его ( Ис. 60:7 ). Путешествие волхвов на поклонение новорожденному Христу служит также примером вообще для благочестивых путешествий к святым местам. Мф. 3:9 . Не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама. Плотское происхождение никого не делает святым; хотя бы ты был таким другом Божиим, как Авраам, дети твои, происходя от тебя по плоти, суть плоть ( Ин. 3:6 ) и естеством чада гнева ( Еф. 2:3 ). Поэтому должно христианину спешить крещением своих детей, чтобы они не оставались чадами дьявола; самое происхождение их от христианских родителей и пребывание их в христианской семье предназначает их для освящения, делает обязательным скорейшее их крещение (что и значат слова апостола Павла: чада ваша – свята суть. 1Кор. 7:14 , подобно Рим. 11:16 ). Мф. 3:11 . Аз крещаю вы водою в покаяние: грядый же по мне – крестит Духом Святым и огнем. На этих словах утверждаются еретики, отвергающие водное крещение, Такое крещение, говорят они, свойственно было Иоанну Предтече, Христос же крестит только Духом Святым. Но и дальше рассуждая так, не должны ли мы сказать, что и покаяние свойственно было только, Иоаннову крещению, и что Христос крестит без покаяния со стороны крещаемого? Однако ап. Петр прямо говорил: покайтеся, и да крестится кийждо вас – и приимете дар Святаго Духа ( Деян. 2:38 ): следовательно, и христианское крещение есть крещение покаяния. Оно есть также и водное; Иоанн Креститель показывает только, в чем будет состоять превосходство крещения Христова, что в нем будет нового в сравнении с крещением Предтечи, но не утверждает, что в нем не будет ничего сходного с этим последним, не будет ни покаяния, ни воды. См. примеч. к Мк. 1:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Благодать даруется по вере одних другим: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Так точно по вере восприемников дается благодать приносимым младенцам. Детям обещана благодать прощения грехов в крещении: «вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:39 ). Спаситель называет детей верующими в Него: «... кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф.18:1–6 ). О крещенных детях говорит ап. Иоанн: «Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине» ( 2Ин.1:4 ). Крещение как бы одежда, отличающая христианина от всех иноверцев: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). Как одежда прикрывает наготу, так и крещение прикрывает наготу души Христовой благодатью. Почему же сектанты лишают детей этой духовной Христовой благодатной одежды? Как одежда украшает тело человека, так и крещение украшает душу благодатью. Почему же сектанты лишают детей Христова покрова и украшения? Как одежда отличает мужчину от женщины и друг от друга, так и крещение отличает христиан от нехристей. Почему же сектанты лишили детей крещения, этого отличая Христова, так что их не отличишь ныне от язычников? Посему должно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что вы лишаете детей ваших благодати Христовой в крещении? Неужели не верите, что благодать Божия может действовать и на детей? Если вы говорите, что при Апостолах не было крещения детей, то скажите, кто и когда его завел, ибо мы знаем и история знает, кто какую новость завел в делах веры? Укажите такое время, когда в Церкви не было крещения, а мы вам всегда докажем от истории, что крещение всегда было в Церкви? (см. о сем в «Добр. исп.» подробное изложение). Где вы нашли в Писании позволение крещеных христиан перекрещивать? Неужели забыли, что «одно крещение» ( Еф.4:5 ). Разбор возражений сектантов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В настоящей статье с Божией помощью предлагается опыт изъяснения в библейском порядке ветхозаветных предызображений Креста Христова, какие указываются в церковно-богослужебных книгах. 1. Спасение человека, совершенное Господом Иисусом Христом на Кресте, святая Церковь , согласно с учением Слова Божия ( 2Кор.5:17 ; Еф.4:28–24;2,20 ), называет «воссозиждением паки Адама» (Окт. гл. 7, неделя утра, на полунощнице канона Троице песни 7-й Богород.), – «умного мира деланием, назданием паки истлевшаго человека и обновлением» (см. Синаксарий в вел. субботу). В соответствие сему, по учению Церкви, обстоятельства сотворения человека в некотором отношении предызображали обстоятельства его воссоздания. а) Человек создан был в шестой день от начала мира ( Быт.1:27 ), – и воссоздан он также в шестый день седмицы. «Ведомо, яко в шестый день седмицы яве в пяток распятся Господь, занеже и в шестый день изначала создатися человеку» (из Синаксария в велик. четверток). б) Сотворив в шестой день человека, в седьмой день Господь почил от всех дел Своего творения и освятил сей день, наименовав его субботою, что значит покой ( Быт.2:2–3 ; Исх.31:13–15 ): воссоздав в шестой день – пяток – человека, седьмой день –субботу Господь также ознаменовал и освятил покоем от всех дел Своего воссоздания. «Якоже бо в первом миротворении всякое дело соделав Бог , и последи господственнейшее, в шестый день создав человека, в седьмый почи от всех дел Своих и освяти его, субботу именовав, яже убо упокоение толкуется: сице и во умнаго мира делании изрядне вся соделавый и в шестый наздав паки истлевшаго человека и обновив живоносным крестом и смертию, в настоящий паки седьмый день упокой совершенным дел упокоением, животоестественным и спасительным уснув сном» (из Синаксария в вел. субботу). – «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый: сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав» (в вел. субботу утра на хвалитех стихира 5). «Ты освятил ныне день седьмый, который благословил в начале успокоением от дел: ибо Ты все восстановляешь и обновляешь, упокоеваясь и привлекая к Себе, Спаситель мой» (Канона на вел. субботу пес. 4-й троп. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

В Священном Писании содержатся образы ада, которые использовали святые отцы для его описания, но здесь тоже следует сделать оговорку: эти образы применены к нашему чувственному восприятию, и поэтому они неточны. Вернее, они лишь передают смысл явлений загробного мира на доступном нашему грубому земному восприятию «языке». А потому еще в XIX веке митрополит Макарий (Булгаков) писал: «…в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотью, неизбежны черты более или менее чувственные, человекообразные… А потому надобно твердо помнить наставление, какое сделал Ангел преподобному Макарию Александрийскому — “Земные вещи здесь понимай за самое слабое изображение небесных”» . Место, в которое отходят грешные души после Суда, называется в Священном Писании Нового Завета адом (греч. δης или ιδης — «мрачное, лишенное света место») ( Мф.11:23 ; Деян.2:27 ); преисподние места земли ( Еф.4:9 ); тьмой кромешной ( Мф.22:13 ); преисподней ( Флп.2:10 ); темницей духов ( 1Петр.3:19 ); бездной ( Лк.8:31 ); геенной ( Мк.9:47 ); мукой вечной ( Мф.25:46 ); имеются и другие синонимы ада, но все они выражают ту мысль, что ад — это место «осуждения и гнева Божия» . Там грешники претерпевают мучения и не имеют возможности покинуть это место, пересечь его границы . Святые отцы, будучи просвещаемы Духом Святым, возвещают нам открытую им истину о жизни будущего века, хотя, подобно апостолу Павлу (см.: 1Кор.13:12 ; 2Кор.12:1–4 ), всегда говорят о ней как о тайне прикровенной и предпочитали не углубляться в рассуждения, не имеющие практической надобности и пользы в духовной жизни. «Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? — поучает святитель Иоанн Златоуст ,— Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается… Писание не говорит…» . Они просто верили словам Священного Писания, словам Господа о том, что за гробом будет Суд и будет ад для грешников. Они использовали образы ада в своих поучениях и проповедях, чтобы побудить слушателей к ревностному исполнению заповедей и богоугодной жизни. «Для имеющего чувство и разум, быть отверженным от Бога — значит вытерпеть уже геенну» , — поучает святитель Иоанн Златоуст . И продолжает: «Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас» .

http://azbyka.ru/svjatootecheskoe-ponima...

Евхаристия наилучшим образом раскрывает нам веру Церкви Христовой Православной. Она «заключает в себе спасительное действие Креста для всех времен» (святитель Иоанн Златоуст ). Она всегда напоминает нам о нашем посвящении Богу в таинстве крещения. «Потому и священник, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – призывает нас к этому (к Святым Тайнам), именуя святыми: «Святая святым!» «. В Священном Писании Нового Завета святыми, как известно, именуются все принявшие святое крещение, то есть все христиане. «Все Таинства церковные соединены с Евхаристией. Именно Евхаристия сообщает им действительность, – пишет митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). – Мы отделили Таинства от Евхаристии, и это большая трагедия в смысле литургическом» 2 . Евхаристия делает нас причастниками Воскресения Христова и наследниками Жизни Вечной. Преосвященный Василий (Кривошеин) († 1985 г.), архиепископ Брюссельский и Бельгийский, говорит, что «Таинство Евхаристии тоже (как и крещение) есть таинство смерти и жизни Христовой и вместе с тем возвещение Его спасительного дела и ожидание Его Второго Пришествия: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). Причастие Святых Таин Христовых является источником и залогом нашего воскресения, как об этом свидетельствует Сам Господь: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин.6:53-54,58 ). Вот почему Святой Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть» (см. Еф.20:2) 3 . Как новозаветная Пасхальная трапеза Божественная литургия всякий раз являет верным Пасху Христову и напоминает о Втором славном Пришествии Христовом. «Смерть Твою возвещаем, Господи, Воскресение Твое исповедуем!» – восклицали вслед за диаконами все участники Божественной литургии в Древней Церкви. (Эти слова сохранились в чинопоследовании Литургии святого апостола Иакова).

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-evxarist...

И плоть бесилась, и сатана злился, и мир издалека щелкал зубами на убежавшую добычу (прочтите Житие). А она знала одно занятие – плач, и одну Заступницу – Матерь Распятого и Воскресшего. Теперь собеседница ангелов, тезоименитая Богоматери, святая имеет силу помогать грешникам. Таков закон Духа: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18) Закон сей как для Воплотившегося Единородного, так и для любящих Его. О, Мария, глубоко павшая и великих высот затем достигшая, молись о нас, живущих в мире, не победивших плоть и принимающих в себя раз за разом «раскаленные стрелы лукавого» (СМ. Еф. 6:16). Горько и страшно думать о том, до каких глубин ты опускалась. Но Божественным весельем дышит твое исправление. Читая и слушая о тебе, мы все понять должны, что твоя святость - не только твоя святость. И грехи твои, это не твои только грехи. Общий грех на тебе отразился и стал всему миру виден. И общее спасение на тебе проявилось, и об этом нельзя не знать. Твое дело ныне – радоваться, наше – трудиться и каяться. Помогай нам, просим. Помогай, Мария. И не только в день твоей памяти. Рейтинг: 9.9 Голосов: 5407 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 14 апреля 2022, 13:18 Сегодня - ровно полторы тысячи лет со дня кончины прп. Марии. Да не оставит она нас своими молитвами, да поможет нам каяться в грехах наших и идти к Свету Божественному. Elena 11 апреля 2022, 05:20 " Спаси Господи !!!!Когда читаешь такое вселяется надежда!!! " Воистину так! Прп.мати Марие! Моли Бога спастися душам нашим и помиловати нас, прелюбодейных и грешных !!! Владимир 5 апреля 2020, 08:36 Святая преподобная Мария Египетская! Моли Господа Иисуса и Пречистую Пресвятую Богородицу обо мне грешном! Да избавлюсь от долгов ... Да простит мне Господь грехи мои, да утвердит меня на пути истинном. наталия 14 апреля 2019, 14:02 Да, опять попал отец Андрей в больную и жирную точку. Судя по комментариям, грех, и правда, многим знаком, и ныне распространён безгранично. Господи, помилуй! И как название прекрасно: " радуйтеся, развратники кающиеся! "

http://pravoslavie.ru/60918.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010