1 Ин. 3:2. 1298 См. раздел " " Непостижимость Бога " " в главе III. 1299 Сл. 44, 3; PG 36, 609=1.656. 1300 PG 37, 973=2.53. 1301 PG 37, 538=2.138. 1302 Ср. Мф. 5:8. 1303 PG 37, 1559–1560=2.262. 1304 Мф. 5:8. 1305 Сл. 45, 11; PG 36, 637=1.668. 1306 1 Кор. 13:12. 1307 Ср. 2 Кор. 12:2–4. 1308 Ср. Фил. 1:23. 1309 Ср. Исх. 33:18–23. 1310 Сл. 32, 15, 18–16, 5; SC 318, 118=1.471. 1311 Ср. Ориген. Беседы на Иеремию 16,2 (PG 13, 441 A). 1312 Ср. Ориген. Беседа 4, 1 на Пс. 36 (PG 12, 1350 C). 1313 Сл. 28, 3, 5–7; SC 250, 104=1.393. 1314 Сл. 37, 3, 2–13; SC 318, 276=1.511. 1315 Ср. Рим. 4:3; 3:28; Евр. 11:8–9. 1316 Ср. Быт. 22:2. Рассказ о жертвоприношении Исаака традиционно воспринимался как прообраз искупительной жертвы Христа–Спасителя. 1317 Ср. Быт. 18:6–8. 1318 Ср. Быт. 28:12. 1319 Ср. Быт. 28:17–18. 1320 Сл. 28, 18, 7–24; SC 250, 136–138=1.402–403. 1321 Ср. 3 Цар. 19:11–12. 1322 Ср. Суд. 13:22. 1323 Ср. Лк. 5:3–8. 1324 Ср. Ис. 6:1–3. 1325 Ср. Иезек. 1:22–27. 1326 Букв. " владычественного в нас " " . 1327 Ср. 2 Кор. 12:2–4. 1328 Сл. 28, 19, 1–20, 5; 138–140=1.403. 1329 Ср. Пс. 81:6; Ин. 10:34. 1330 Ср. Быт. 1:26–27; Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49; 2 Кор. 3:18 и др. 1331 Ср. Ин. 1:12; Гал. 3:26; 4:5 и др. 1332 Ср. 2 Пет. 1:4. 1333 Ср. 1 Кор. 15:53. 1334 Против ересей 5 (предисл.). 1335 Против ересей 4, 19, 1. 1336 Афанасий. Слово о Воплощении Бога Слова 54. 1337 Ср. Попов. Идея обожения, 213. Об обожении см. Gross. Divinisation; Lot-Borodine. Dйificamion; Mantzaridis. Deification; Nellas. Deification; Russell. Deification. 1338 Winslow. Dynamics, 179. 1339 В данном случае под " " таинством " " понимается праздник Пасхи. 1340 Сл. 1, 4, 9–5, 12; SC 247, 76–78=1.18. 1341 Сл. 2, 22, 14–15; SC 247, 120=1.32. 1342 PG 37, 1313=2.94. 1343 Письмо 101 (1–е Кледонию); SC 208, 56=2.12. 1344 PG 37, 971=2.52. 1345 PG 37, 762=2.43. 1346 PG 37, 471=2.130. 1347 Сл. 30, 14, 8–11; SC 250, 256=1.438. 1348 PG 37, 465=2.130. 1349 Сл. 29, 19, 9–10; SC 250, 218=1.426. Ср. толкование преп. Маскима Исповедника: Амбигва; PG 91, 1040 A-D. 1350

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

45. 47. кротость ваша да с вить всмъ лвкмъ, 46. смотрьливо вамъ да размно бдеть; 1Сол. 4:15. 17 . (апост. 3 за мертв.) сп. 45. живии ставлми, 46 и 47. живщеи лишени ( ο ζντες ο περιλειπμενοι); Тит. 2:14 . (Янв. 6.) сп. 45. тить себе люди сща, сп. 46 и 47. ( λαν περιοσιον); Евр. 1:3 . (Дек. 24, сп. 47. суб. 1 поста) сп. 45. бразъ вщи го, сп. 46. постаси, 47. собьства ( τς ποστσεως): ст. 12. сп. 45 и 46. же нстъ си, 47. самъ ( ατς); Евр. 12:1 . (Март. 9., сп 46. Февр. 16.) сп. 45. тжесть ложьше всю. и довь страх ъ (чит. грех), 46 и 47. гръдость... добь грхъ ( γκον... υπερστατον μαρταν); 13:7. (Сент. 28., сп. 46 и 47–15-го) сп. 45. 47. поминаите сво, 46. – Καδ’ νθρωπον в сп. 45. по человеку, в сп. 46, и иногда 47. переводится: по человечеству – см. 1Кор. 9:8 . (нед. 11. по Пятд.), Гал. 1:11 . (нед. 20 по Пятд.), 1Кор. 3:3 . (сред. 5. по Пятд.). См. также исправления по Греч. тексту: Деян. 8:18. 20. 22 . (сред. 3. по Пасхе), 17:18. (Окт. 3.), 28:14. (суб. 7. по Пасхе), 1Ин. 1:1 . (Мая 8.), Рим. 3:19 . (суб. 2. по Пятд.), 5:5. (нед. 3), 13:1. (суб. 8.), 1Кор. 4:12. 13 . (нед. 10), 12:28. (Ноябр. 1), 15:21. (апост. 1. за мертв.), 2Кор. 1:22 . (нед. 14), 9:11. (нед. 18.), 11:1. (суб. 24), Гал. 4:24 . (Сент. 9.), Еф. 4:8 . (Янв. 6.), Кол. 1:12 . (нед. 28), 2:8. (Янв. 1.), 3:10. 11. (нед. 29.), 1Тим. 6:11. 13 . (Дек. 29. суб. по Р. Хр., сп. 46 нед. 32.). Так же, как и в пергам. списках Евангелия, встречаются здесь: а) Греческие слова непереведённые и в последствии заменяемые Славянскими: Деян. 4:1 . (вторн. 2 нед. по Пасхе) сп. 46. иереи. стратигъ 45 и 47 вовода ( στρατηγς), даже ο πρεσβτεροι Деян. 15:6 . (пят. 5 по Пасхе) в сп. 45 и 46. переведено (если не ошибкою написано): стратизи, 47. старци; Еф. 2:11 . (суб. 29. по Пятд.) сп. 46. рекоми акровьстви ( κροβυστα) перитори ( περιτομς), сп. 45 и 47. краанебрзани, брзани; Деян. 7:2 . (понед. 3. по Пасхе) сп. 46. въ месопотами, 47 въ межюрчьи, 45. межи рками; Деян. 2:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

2) Перевод удержан прежний, с нынешним несогласный, – по тексту толкового Апостола в вышеприведённых местах (см. стр. 301. 302.): Деян. 17:5 . (торжники) 19:22. (Арьев лед), 20:17. Иак. 5:14 . (попы церк.), Рим. 5:4. 6:7 ., 1Кор. 4:12. 11:29 ., 2Кор. 3:14. 5:4. 8:2. 9:6. 7 ., Гал. 5:25 ., 1Тим. 4:1 ., 2Тим. 4:8 ., Евр. 1:4. 8. 12:3 . Также и в местах, в пергам. списках исправляемых, (см. стр. 306–309) удержан тот же текст толк. Ап. Деян. 17:22 . (художейша), 20:31. 35., Иак. 5:17 ., 1Ин. 1:1 ., Рим. 12:13 ., 1Кор. 9:27. 13:1. 15:54 ., 2Кор. 11:25 ., Фил. 4:5 ., 1Сол. 4:15 ., Тит. 2:14 ., иногда же и внесённый исправителями пергам. списков, Еф. 4:3 . единение духа, Фил. 2:7 . Себе излия, Евр). 12:1. гордость отложше. Следующие также места читаются по тексту означенного толк. Апостола, отлично от нынешнего печатного: Деян. 1:7 . ць положи своею бластию ( ν τ δ ξουσ); 25. прити причьть сего (жребий, τν κλρον); 2:6. снидес нар и размсишас (смятеся, συνεχθη); 13. ко мъсто исполнени сть ( γλεκους μεμεστωμνοι): 5:6. въставше же юноша стребиша его ( συνστειλαν); 14:9. и видвь о вр имать спстис (вм. здрав быти – το σωθναι); 17:9 мыто (в сп. 35. это чтение на поле, в прочих в строке) ( τ κανν); 18. тжимъ бсомъ мнитс, проповдникъ быти ( ξνων δαιμονων); 23. проход бо и съгада богы ваш. бртохъ и кмиръ, на нем же б написано им невдома ба ( ναθεωρν τ σεβσματα μν, ερον κα βωμν, ν πεγγραπτο· γνστ Θε); 18:2. бх бо усмаре хы тростию (скинотворцы – σκηνοποιο); 19:13. скытающихс баанни (заклинателей – ξορκιστν); 39. по закон цркви да разршитс (в законном собрании – ν τ ννμ κκλησ); 20:15. и пристахомъ въ антикрихии (противу Хию – ντικρ Χου); 28. еже снаб своею кровию (стажа – περιεποισατο); 22:17. молщмис въ цркви быти ми бъ ужас (в исступлении – ν κστσει); 24:18. бртоша м постившас въ цркви (очищена – γνισμνον); 25:7. вины многы– приносще на павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

21–22. Не должно предаваться гневу ( Еф.4:27 ), чтоб не впасть в преступление убийства; и всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ( 1Ин.3:15 ), подлежащий Божию суду. Прежде огня пещная пара и дым: тако прежде кровей (прежде убийства) укоризна. Сир.22:28 . Гневайтесь и не согрешайте (не гневайтесь напрасно): ниже дадите (во гневе) места диаволу (злобе). Еф.4:26, 27, 31 . 23–24. Не являйся с дарами ( Ис.66:3 ) пред лице Божие, и не ходи в дом молитвы ( Ис.1:12 ), если не хочешь отложить гнев на ближнего; кто не просит прощения у обиженного им, и не прощает обидевшего, от того Бог не принимает ни молитвы, ( Мф.6:15 ), ни даров. 25. Если хочешь быть спокоен, старайся по возможности жить со всеми в мире, и удаляйся от зла (от брани ( Мф.5:39–41 . См. 1Пет.3:10–11 ; Рим.12:18 ). 25–26. На пути к судье ( Лк.12:58 ) мирись скорее с обиженным тобою ( Мф.5:23 ) соперником твоим, чтобы не отдали тебя под стражу, и в темнице ( 1Пет.3:19 ) не заставили заплатить за самую малую обиду. Настоящая жизнь есть путь к жизни будущей, и судии земные представляют образ Судии Небесного ( Рим.13:1 ). 27. Кто соединен супружеским союзом, тот не должен обращать супружескую любовь к посторонним ( Евр.13:4 ): что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). 27–28. Не злое только дело делает нас грешниками, но и всякая злая мысль с расположением на зло. Итак, очистим себя от всякого осквернения плоти и духа, совершенствуясь в святости со страхом Божиим ( 2Кор.7:1 ). 29. Отврати око твое от жены красныя, и не назирай чуждыя доброты: добротою женскою мнози прельстишася, и от сея похоть яко огнь возгарается. Сир.9:8–9 . Сыне, да не победит тя доброты похоть, ниже уловлен буди твоима очима. Притч.6:25 . Вслед безстудна ока сохранися, и не дивися, аще в тя согрешит. Сир.26:13 . Девы не назирай, да не когда соблазнишися в красоте ея. Сир.9:5 . 29–30. Не вырывай у себя ока телесного, и не отсекай руки, когда соблазняешься блудной страстью; а истреби из души своей всякий помысл о блуде по Писанию: Умертвите земные члены ваши (что чувствуете в бренных членах ваших – Рим.7:23 ): блуд, нечистоту, сладострастие и злую похоть, за которые гнев Божий грядет ( Кол.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

1:19. вр погрзиш ( περ τν πστιν ναυγησαν, ныне: от веры отпадоша); 4:7. сквернъны же и старчески баснеи рицаи с ( γραδεις); Евр. 3:5 . вренъ въ всемъ дом своемъ. ко угодникъ (т.е. Моисей, – θερπων, – так перев. по Исх. 15:31 .); 6:6. въспропинающе себ сна и притчьствюще ( νασταυροντας, παραδειγματζοντας); 9:10. и различными (умовениями – βαπτισμος); 11. хс пришеснию неркотвореною. сир не сею тварию (д.б. не сея твари, δι– σκηνς ο χειροποιτου τοτ’ στιν ο τατης’ τς κτσεως); 10:7. въ свитъц книжнмъ писано е мн ( ν κεφαλδι βιβλου); 21. и стл велика (т.е. Иис. Христа, д.б. иерея – ερα); 29. и кровь завтню прост пепщевавъ ( κοινν, ныне: скверну); 11:2. в сеи бо ( вере проп.) свтествовани быша старци ( ο πρεσβτεροι, ныне: древнии); 12:18. Также по тексту вышеупомянутого толкового Апостола из посланий Павловых читаются и следующие ниже изложенные, в обозрении его, места. Рим. 2:5. 22. 3:27. 5:12. 7:16. 8:38. 11:7 . 1Кор. 8:4. 12:28. 13:4. 5. 15:26 . 2Кор. 2:11. 17. 3:14. 8:10. 12:7 . Гал. 4:24. 5:12 . Еф. 4:16. 24. 5:27 . Фил. 1:28. 2:1. 3:16 . Кол. 3:15 . 1Тим. 3:6. 6:5 . Тит. 2:5. 14 . Флм. 19. 20 . Евр. 5:8. 12:3. 20. 23 . Но тем не менее списки представляют много своих исправлений. Сюда относятся кроме вышеприведённых примеров с новыми чтениями (см. стр. 327. 828.) не по 96, все места, приведённые в обозрении текста Апостольского по полным спискам Библии, отличные от нынешнего печ. текста (см. выше стр. 153–155). Из них видно, что это исправление было не всегда удачно. Гораздо удачнее исправлены след. места, читаемые согласно с нынешним печ. текстом, но также отлично от текста толкового Апостола. Деян. 5:4 . не сще ли твое б (толк. Ап. не прбываа ли тев прбывааше – οχ μνον σο μενε); 8:9. удивла зыкъ самарискыи (толк. Ап. жасъ твор зык – ξιστν τ θνος); 13:50. наустиша жены ( блговрны – σεβομνας); Иак. 3:16 . ту нестроение, и вска зла вещь – φαλον πργμα); 1Пет. 1:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Иосиф Флавий говорит, что Д. прославился как богатейший из царей ( Ios. Flav. De bell. I 2. 5; idem. Antiq. VII 15. 2-3; XIII 8. 4). Он был образцовым правителем ( Ios. Flav. Antiq. VII 15. 2; IX 3. 2; X 4. 1), написал мн. песней (VII 1. 1), установил порядок пения за богослужением (IX 13. 3; XI 4. 2) и 24 череды священников (VII 14. 7). Среди грехов Д. упоминается об исчислении народа без принесения жертв, к-рое повлекло за собой моровую язву (VII 13. 1-4). Поступок с женой Урии - единственный, когда Д. злоупотребил властью (VII 15. 2), но и этот грех был ему прощен (VII 7. 2-4). Прор. Давид, пасущий стада. Миниатюра из Псалтири. Посл. треть XI в. (Vat. Barber. gr. 372. Fol. 248r) Прор. Давид, пасущий стада. Миниатюра из Псалтири. Посл. треть XI в. (Vat. Barber. gr. 372. Fol. 248r) В Liber Antiquitatum biblicarum Псевдо-Филона Д. предстает как поэт, изгоняющий своим пением злых духов, рассказывается о его победе над Голиафом, отношениях с Саулом и Ионафаном (гл. 59-63). В Новом Завете Д. называется праотцом народа израильского (Деян 2. 29). Имеется ряд аллюзий на события из жизни Д. Говорится, что Д. обрел благодать пред Богом и молился о постройке храма (Деян 7. 45-46), он был поставлен на царство Богом (Деян 13. 22). Утверждается авторство Д. для ряда псалмов (Деян 1. 16; 2. 25; 4. 25; Рим 4. 6-8; 11. 9-10; Евр 4. 7). В споре о срывании колосьев в субботу Спаситель обращается к примеру Д. (1 Цар 21. 2-6), используя его как аргумент для интерпретации закона (Мк 2. 23-28). В Евр 11. 32 имя Д. находится среди тех, кто прославились своей верой. При этом Д. был обычным человеком и «не восшел на небеса», но был погребен и «увидел тление» (Деян 2. 29, 34; 13. 36). Главное внимание уделяется связи Христа с Д. Об Иисусе Христе как потомке Д. говорится в Мф 1. 1 и след.; Лк 1. 32; 2. 4; 3. 31; Рим 1. 3; 2 Тим 2. 8. Согласно Лк 1. 27, из рода Д. происходил св. Иосиф Обручник. Вопрос о происхождении Мессии от Д. специально рассматривается в споре Иисуса Христа с фарисеями (Мф 22. 41-45; Мк 12. 35-37; Лк 20. 41-44). В Откровении Христос говорит, что Он имеет власть над Д. («ключ Давида») (Откр 3. 7), и называет Себя «корнем и потомком Давида» (22. 16). Об этом же говорит один из 24 небесных старцев (5. 5) (см. ст. Мессия ).

http://pravenc.ru/text/168470.html

Примечания 1. См. Willms H. " Eikon " ; Kittel G. 386-7; Aubin P. (L " image dans I " oueuvre de Plotin; Merki H. Ebenbildlichkeit. 2. Быт. 1, 26-27; Прем. 7, 24-28. 3. См.: Giblet J. L " homme image de Dieu dans Philon d " Alexandria. 4. См. св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Евреям, 2, 2-3. PG 63,22-3. 5. См. Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной церкви//Богословские труды. 1972. 6. Понятно, что при всей своей значимости, тема " образа " не исчерпывает полноты Православной антропологии. Для всестороннего понимания церковного учения о человеке необходимо учитывать и такие понятия, как " подобие " , " уподобление " , " благодать " , " усыновление " , " обожение " и другие - каждое из которых вносит в него свой оттенок. 7. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. 11, PG 44, 153D-156B, особ. 156АВ. 8. Св. Иоанн Дамаскин. О двух волях во Христе. 30, PG 95. 168В. У некоторых отцов Церкви мы находим это понятие в значениях, по-видимому исключающих друг друга. Это объясняется их противостоянием какой-либо конкретной ереси. Например, Ориген в " На Бытие " (PG 12, 96) опровергает тех, кто сводил понятие " по образу " к телу, в числе которых был некто Мелит, своими писаниями утверждавший телесность божества. 9. Епифаний Саламийский. Панарион. 70, PG 42, 344В. 10. Cullman О. Die Christologie des Neuen Testament. Tubingen, 1958. P. 152. 11. См. в Karavidoupoulos I.D. " Ermineftikon ipomnima eis tin pros Kolossaeis epistolin " , обширную современную библиографию на этот текст и на другие тексты, важные для данной темы, напр.: Рим. 8,29; 2 Кор. 4,4; Евр. 1,3 и 1 Ин. 3,2. 12. Напр., Orbe A. Antropologia de San Ireneo; Maver A. Das Bild Gottes im Menschen nach Clemens von Alexandrien; Crouzel H. Theologie de I " image de Dieu chez Origene; Dimitropoulos P.Ch. I anthropologia tou M. Athanasiou; Bernard R. L " image de Dieu d " apres saint Athanase; Roldanus J. Le Christ et I " homee dans la theologie d " Athanase d " Alexandrie. 13. Ориген. Против Цельсия. 6, 63, PG 11, 1393.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/427/...

135 Апреля в 22 день. 136 Последняя из глав зело полезных прп. Григория Синаита. Доброт., ч. 1. 137 Мф. 7, 16, 20. 138 Евр. 5, 14. 139 Рукопись. 140 Четьи-Минеи, житие прп. Пахомия Великого, 15 мая. 141 Быт. 3. 142 Быт. 4. 142 1 Кор. 9, 22. 143 Слово 7, гл. 7. 145 Мф. 4, 11. 146 Лествица. Слово 27, прп. Нил Сорский. Слово 11, Пролог, 9 января, о монахе, прельщенном бесами, житие прп. Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января. 147 Прп. Нил Сорский. Слово 11; так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества. 148 О слепоте духа много говорит свт. Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Тома 14 и 15. 149 Ин. 9, 40. 150 Ин. 9, 39, 41. 151 Мф. 23. 152 Доброт., ч. 3. 153 Пс. 33, 9. 154 Св. Исаак Сирский. Начало 59 Слова. 155 Изречение прп. Иоанна Колова, Алфавитный Патерик. 156 Мф. 5, 39. 157 Мф. 5, 38. 158 Алфавитный Патерик. 159 Иноки Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве, гл. 68, Доброт., ч.2. 160 Лествица. Слово 4, гл. 35. Этого же мнения и все святые отцы. 161 Пс. 118, 128. 162 Ин. 13, 2. 163 Ин. 13, 27. 164 Ин. 12, 6. 165 Деян. 5, 3. 166 Лк. 4, 5. 167 Слово о трезвении, гл. 43. Доброт., ч. 2. 168 Иов., гл. 1 и 2. 169 Лк. 13, 10–16. 170 Слово 38. 171 Лк. 24, 32. 172 1 Ин. 4, 1. 173 Ответ на вопрос 59. 174 Мф. 7, 15. 175 Рим. 16, 18. 176 Мф. 7, 15–16. 177 Ответ на вопрос 21. 178 2 Кор. 9, 14. 179 Гал. 5, 22. 180 Слово 4, гл. 13. 181 Третья стихира самогласна на вечерни в Пятидесятницу. 182 Пс. 33, 9. 183 О духовном ощущении см. беседу 8 прп. Макария Великого и 1 Слово прп. Симеона Нового Богослова. 184 Евр. 5, 14. 185 Прп. Кассиан Римлянин. Слово о рассуждении, Доброт., ч. 4. 186 Иак. 5, 16. 187 Кол. 1, 28–29. 188 Алфавитный Патерик. 189 Авва Дорофей. Поучение о еже не оставляти свой разум. 190 Гл. 33. Доброт., ч. 1 191 Предисловие к уставу. 192 Эта мысль обретается в житии старца Паисия Величковского, искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце 18 столетия. Житие и писания его изданы Оптиной Пустынью в 1847 г. 193 Рим. 5, 5. 194 Алфавитный Патерик, в житии прп. Иоанна Колова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Страшный суд. Икона. Нач. XVI в. (ГТГ) Страшный суд. Икона. Нач. XVI в. (ГТГ) В евр. тексте ВЗ именование «Яхве Саваоф» (    , включая варианты       или  ,    ,      ) встречается 284 раза (4 Цар 19. 31 не считается, т. к. это исправление (т. н. Qere) масоретов), причем в 121 случае оно не является титулом. Весьма характерно его распределение по книгам ВЗ. Оно полностью отсутствует в Пятикнижии, в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (напр., у прор. Иезекииля). В книгах Царств встречается 15 раз, тогда как в Ис 1-39 оно употребляется 56 (всего в Ис - 62), у Иеремии - 82 (в масоретской версии; в Септуагинте - 12), в Псалтири - 15, у послепленных пророков Аггея - 14, Захарии - 53, Малахии - 24 раза. В межзаветной лит-ре оно практически не встречается (в Свитках Мёртвого м. только однажды в 1QSb 4. 25). Эти данные позволяют искать связь имени Г. С. с богослужением иерусалимского храма. Самый характерный пример - его употребление в составе песни серафимов у прор. Исаии (Ис 6. 3; ср.: 6. 5). Г. С. называется «живущим на горе Сионе» (Ис 8. 18; ср.: Зах 8. 3), а Иерусалим - Его городом (Ис 47. 9), «сидящим на херувимах» (1 Цар 4. 4; 2 Цар 6. 2; 1 Пар 13. 6; Ис 37. 16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (3 Цар 6. 23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (1 Пар 28. 2; ср.: Пс 98. 5; 131. 7). Этот образ связан с наименованием Г. С. Царем (напр., Пс 23. 10; Иер 46. 18; 48. 15; 51. 57). Помимо всемогущества и царской власти имя Г. С. связывается с творением мира (Ам 4. 13; Иер 10. 16) и эсхатологической войной (Ис 13. 4; 31. 4). В пророчестве Исаии говорится, что Г. С. воцарится на Сионе (Ис 24. 23) и сделает там трапезу для всех народов (Ис 25. 6). Все народы будут приходить к Г. С. на праздник Кущей (Зах 14. 16-17) и приносить дары (Ис 18. 7). В христ. традиции имя Г. С. употребляется в НЗ (ветхозаветные цитаты в Иак 5. 4 и Рим 9. 29) и в литургических текстах (см. Sanctus ). Особое значение ему придавали гностики - сифиане и офиты; оно также встречается в текстах из Наг-Хаммади: «Ипостась архонтов», «Апокриф Иоанна», «О происхождении мира» ( Fallon. 1978). Кроме того, найдены евр. и греч. амулеты и тексты с магическими заклинаниями, содержащие это имя. Связь имени Г. С. с поздним фригийско-фракийским культом Сабазия является спорной ( Johnson. 1978).

http://pravenc.ru/text/166347.html

1 издатели согласно считают G первоначальным; вариант S следует эвгемеристическому толкованию язычества, ср. Прем 14, 15–21 ; Афинаг . Прош . 26, 28–30; Феоф . Авт . 1, 9; и др. Трудно сказать, думал ли здесь Аристид конкретно об обожествлении императора; он мог иметь в виду еще и апофеоз Антиноя Адрианом (ср. Иуст. 1 Ап . 29; Татиан 10, 2; Афан . Противязычн . 9, 38 сл.). сир. тексте различаются душа («нойша», ср. евр. «нефеш») и дух («руха», ср. евр. «руах»). Таким образом, Аристид формально кажется трихотомистом, хотя обратное заключение можно было бы вывести из 12, 6 (о трудностях понимания и перевода указ, места см. в подстрочном примечании ad loc.). Alp. в переводе почему-то опускает (пропускает?) эти два слова. Что касается в целом мнения о четырех элементах, составляющих человека, являющегося микрокосмом, то оно было всеобщим в ту эпоху, ср. Филон , Opif. mundi 146; Афинаг . Воскр . 3, 2; Клим . Алекс . Увещ . I, 5, 3; Мин . Фел . 5, 8; Масг . Сомм . II, 12, 11. 13–5, р. 132 15 – 6. 29 sq. Willis; предыдущие философы: Цицер . О прир. бог . 3, 13 (30) сл.; Аристот . Физ . VIII, 2, 252 В 26 ; и др. Глава 8 2 параллельные места, изобличающие «мораль» греческих богов, собраны у Vona, 87 сл.; ср. особ. Татиан 8; Афинаг . Прош . 21; Феоф . Авт . 1, 9 и 3, 3. 5–8. понимает иначе: иные похищаются людьми (è furone rapiti uomini). Фраза отсутствует в G , подлинность ее (по Alp.) вызывает дискуссии, хотя она нам представляется вполне уместной. § ср. с Цицер . О прир. бог . 1, 16 (42); Лукиан , Совет богов 7–8. О суде Париса ср. Лукиан , Разг. богов 20; Терт . Апол . 15, 2. 3 что языческая религия ведет к аморальности, встречается уже в Рим.1:18–32 ; что люди берут пример с поступков богов – Иуст . 2 Ап. 12 ; Лакт . Бож. наст . V, 10, 15–8; Авг . Град. Бож . кн. 2; кн. 3, 3 и др. Глава 9 1 пояснения в области греч. мифологии, помимо указанных энциклопедий, и обширную литературу читатель может почерпнуть из книги Грейвса. Специальные комментарии у Geffcken " a (60–1, 65 сл.), Raabe (77–80) и Vona (90 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010