Дж. Б. Де Росси Баптистерий в " Доме собраний " . Дура-Европос (Сирия). Ок. 30–50-х гг. В кон. XIX - 1-й пол. XX в. археологические работы охватили все Средиземноморье. Были открыты главные памятники доконстантиновского периода: обычаи погребения и почитания мучеников изучили на руинах Салоны (Э. Диггве), устройство первых «домов собраний» - в крепости Дура-Европос (см. Дж. Г. Брестед, М. И. Ростовцев ), ранние мозаики - в Аквилее. В Дельфах был обнаружен рескрипт имп. Клавдия проконсулу Ахайи Юнию Галлиону, в Коринфе - надпись с именем «Эраста эдила» (надзирателя за рынком), возможно упомянутого ап. Павлом в послании к римлянам (16. 23). К А. х. имели отношение и случайные находки письменных источников (папирусы текстов Оригена и Дидима Слепца), существенно уточнивших представления о раннем христианстве (см. статьи «Наг-Хаммади» , «Кумранские рукописи» ). Франц. ученые, опираясь на помощь армии и католич. Церкви, раньше др. приступили к сплошному обследованию земель Сев. Африки. Архиеп. Ш. М. А. Лавижери начал работы в Карфагене и Цезарее, их продолжил А. Л. Делаттр, открывший мозаичные надгробия 2-й пол. IV в. в Табарке и комплекс Дамус аль-Карита с крупнейшей базиликой Сев. Африки. Гзелль смог доказать, что в IV в. рим. провинции Африки были полностью христ.: здесь было учтено 170 древних храмов, от больших базилик в рим. городах (Типаса с «кладбищем св. Сальсы») до крохотных часовен в глубине Нумидии, и древнейшие христ. эпитафии (Разинии Секунды, 238 г.). Работы продолжились в городах Вегеселе, Гиппоне Регии и др. Базилика Дамус-аль-Карита в Карфагене. IV–V вв. Базилика Дамус-аль-Карита в Карфагене. IV–V вв. В Сев. Африке археологические находки позволили представить историю распространения христианства в кон. II-IV в., в т. ч. расцвет и угасание донатизма . Были доказаны длительное существование латино- и грекоязычной христ. культуры, ее новый этап развития в визант. период (с 534) и упадок к VII в. Ряд городов просуществовал до IX-XII вв., оказавшись на стыке 2 культур - христ. и исламской (Джемила, Сетиф, Тиддис). В наст. время исследуются причины стремительного распространения в христ. Сев. Африке ислама и араб. языка, одной из них считают уничтожение сельских донатистских общин (У. Френд).

http://pravenc.ru/text/76478.html

Остатки крепости Д.-Е. были обнаружены 30 марта 1920 г., когда при рытье траншей брит. солдаты увидели росписи храма Пальмирских богов с изображением жрецов и римского легионера, приносящих жертвы богам. Эксперт археолог Дж. Г. Брестед, 1-м ознакомившийся с городищем, предположил, что оно известно по лит. источникам как Д.-Е. В 1922-1923 гг. раскопки Д.-Е. вела франц. экспедиция под рук. Ф. Кюмона (в публикации 1926 г. он подтвердил, что обнаруженный город является Д.-Е.), в 1928-1937 гг.- франко-амер. экспедиция под рук. М. И. Ростовцева из Йельского ун-та; раскопки были остановлены в связи с началом второй мировой войны. В сер. 80-х гг. раскопки возобновлены франко-сирийской экспедицией под рук. П. Лериша. Структура городского населения Памятники материальной культуры и эпиграфики, сохранившиеся в Д.-Е., доказывают, что в парфянский период его население было сирийским, арабским и иранским. Этническая картина усложнилась при Селевкидах с поселением греков и македонян, затем - с рим. завоеванием. Различные религии были принесены в Д.-Е. греками, рим. воинами (в основном германцами из Сев. Европы), арабами из Пальмирского оазиса, степными кочевниками, парфянами; население разделялось по вероисповеданию, о чем свидетельствуют надписи: в синагоге они выполнены на арам. языке, в «церкви» - на греческом. Евр. имена не встречаются в надписях, найденных в «церкви», т. к. христианство в Д.-Е. исповедовали воины рим. гарнизона, поклонявшиеся также Митре, культ к-рого был принесен из Сев. Европы. Местная знать Д.-Е. состояла из землевладельцев, караванных торговцев, потомков македон. воинов-колонистов Селевка I, греков следующей волны колонизации и семит. знати, включенной в состав полноправных граждан при образовании полиса. Потомки автохтонной знати Д.-Е. (π Ερπου) и греков при образовании полиса получили статус полуполноправных граждан (они были лично свободны, право- и дееспособны). В городе существовали корпорации, группировавшиеся по этническому признаку: наиболее привилегированной была греко-македон. группа, составлявшая аристократию города, из к-рой выходили высшие должностные лица. Управление осуществлялось по греч. традиции и носило полисный характер, т. к. имелся совет - буле. Греческому законодательству подчинялись все граждане. Живописные ансамбли Д.-Е.

http://pravenc.ru/text/180593.html

Следует помнить, что Куприн использовал в повести не только еврейские, но и славянские (то есть проделавшие долгий путь из индийской в западную мифологию) сказания о царе Соломоне. Куприн А. И. Сочинения: В 3 т. М., 1954. Т. 3. С. 64–69. Бялик Х. Н., Равницкии И. X. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. С. 153–154. См.: Энциклопедия Танаха: В 4 т. Иерусалим, 1987. Т. 1. С. 151–152. Ученые, ставящие под сомнение выдающийся ум Соломона и считающие, что на самом деле он был весьма недальновидным политиком, напоминают, что после того, как Соломон казнил Иоава, бывшего самым опытным и прославленным еврейским полководцем, а также сменил верхушку армии, последняя в значительной степени утратила свою боеспособность. Таким образом, устранив опасность мятежа, Соломон одновременно нанес удар по обороноспособности страны. Сознавая это, он и решил предпочесть войне переговоры. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта: В 2 т. Минск, 2002. Т. 2. С. 126. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта: В 2 т. Минск, 2002. Т. 2. С. 128. Чрезвычайно показательно в этом смысле то, что в «Притчах» Соломоновых торговец обозначается словом «кнаани» — «хананей», или «ханаанеянин», то есть национальность в данном случае обозначала и профессию. Египет, безусловно, имел своих лошадей, причем высоко ценившихся во всем Древнем мире, но они были значительно дороже киликийских. Судя по всему, имя Хирам было одним из самых распространенных имен тирских царей. Не исключено, что Хирам, с которым пришлось иметь дело Соломону, был сыном того Хирама, который правил Тиром во времена Давида. Йосифон здесь и далее переводит не «корабль», а «флот». Так как экспедиции отправлялись раз в три года, то за 40 лет правления Соломона их не могло быть больше двенадцати-тринадцати. Если учесть, что строительство флота было начато ими не сразу, на него потребовалось время, а в последние годы царствования экспедиции в Офир были прекращены вообще, то их было не больше девяти. Келлер В. Библия как история. М., 1998. С. 236.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Бадхен М. Еврейская чертовщина. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты культуры, 5767(2007). Бакстон Д. Абиссинцы: Потомки царя Соломона. М.: Центрполиграф, 2002. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта: В 2 т. Минск: Харвест, 2002. Т. 2. Бялик X. Н., Равницкий И. X. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей/Пер. С. Г. Фруга. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1989. Вейнберг Й. Введение в Танах: Часть III. Пророки. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты культуры, 5763 (2003). Вейнберг Й. Введение в Танах: Часть IV. Писания. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты культуры, 5765 (2005). Великовский И. Эдип и Эхнатон. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. Веселовский А. Н. Мерлин и Соломон: Избранные работы. М.; СПб.: Эксмо-Пресс: Terra Fantastica, 2001. Гилберт M. Атлас по истории еврейского народа. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1990. Гиронди Й., раввин. Как вернуть утерянное. Бней-Брак. (Без указания издательства и года издания.) Джонсон П. Популярная история евреев. М.: Вече, 2000. Дубнов С. М. Краткая история евреев. М.: Сварог, 1996. Дьяконов И. М. Живая поэзия древности//Песнь песней царя Соломона: Антология русских переводов. СПб.: Искусство-СП Б, 2001. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1989. Иосиф Флавий. Иудейские древности/Пер. с греч. и прим. Г. Г. Генкеля. М.: Крон-пресс, 1996. История Древнего мира. Т. 1: Древний Восток. М.: Государственное социально-экономическое издание, 1936. Келлер В. Библия как история. М.: Крон-пресс, 1998. Клюгер Р. Царица Савская в Библии и Куприн А. И. Сочинения: В 3 т. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1954. Т. 3. Люкимсон П. Е. Царь Давид. М.: Молодая гвардия, 2011. Мень А., прот. Наедине с вечностью//Шедевры библейской поэзии. М.: Рипол классик, 2001. Малая медицинская энциклопедия: В 12 т. М., 1965–1970. Т. 1. Неер А. О книге Кохелет//Евреи и еврейство: Сборник историко-философских эссе. Иерусалим: Гешер-Алия, 1991. Очерк истории еврейского народа: В 2 т./Под ред. Ш. Эттингера. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1994.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/5

27 В то время как умерших простых смертных, завернув в циновку, засыпают песком пустыни, дав им с собой в иной мир горсточку фиников, кувшин, а иногда и скромное украшение, принцы и высокие вельможи находят вечный покой в мастабе, как некогда фараоны. Размеры гробниц свидетельствуют об их богатстве и могуществе. Рядом с пирамидой фараона визирь Мерерука строит огромную гробницу с более чем двадцатью помещениями. 28 Народ измучен тяжёлым трудом: в Египте практически нет рабов, и в ту пору, когда их поля залиты Нилом, крестьяне работают на строительстве. За труд они получают хлеб и пиво. Поэтому и появились ужасающие рассказы о жестокости Хеопса и Хефрена, которые египтяне передавали из уст в уста и которые записал Геродот. 29 В этот период высокие сановники получают обширнейшие земли и несут расходы по строительству гробниц. Фараон также имеет крупные земельные владения. Правители провинций, «великие владыки», номархи, присваивают себе часть царской власти, они женятся на дочерях фараона, становясь, таким образом, причастными к его всевластию. Но, пренебрегая своими обязанностями, они мало думают о том, чтобы защитить страну от набегов с восточной стороны Дельты. 30 На правом берегу Нила находится Асуан, древний Сиене (Сиена). Здесь завершается долина Нила со своим типичным мягким пейзажем; здесь заканчивается Египет и начинается Нубия. Начиная с III тысячелетия это было место торговых обменов. Нубия давала фараонам не только золото, но также и лучших воинов, дефицитное дерево, ценную слоновую кость, ароматические специи, самое красивое страусовое перо. Из её бесчисленных и богатейших карьеров поставлялся розовый гранит, сиенит, широко используемый для строительства храмов. 31 Древнее царство заканчивается правителями Пиопи I и Пиопи II: восстание сокрушило VI династию. Теперь Египет вступает в мрачный период, в котором будут и безликие правители, и иноземные завоеватели. Читать далее Источник: История Древнего Египта/Д. Брестед, Б. Тураев,— Мн.: Харвест, 2003.—832 с., 48 л. илл,— (История культуры). ISBN 985-13-1776-4. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Первый толчок в этом направлении, без сомнения, был дан кампанией Псамтика (Псамметиха) II против Нижней Нубии в начале VI столетия. Во всяком случае, в это время царство начало расширяться в южном направлении. Богатые земли по Голубому Нилу, из числа которых важнейший участок был известен арабским географам под названием Алоа, были присоединены к Нубийскому царству. От Напаты их отделяли верхние пороги. С возникновением торговых сношений с югом и развитием новых приобретений царская резиденция была перенесена выше порогов, и около 560 г. до н.э. нубийские цари водворились в новой столице, известной грекам под названием Мероэ. Оставляя в стороне другие факты, уже одно поражение в 525 г. до н.э. армии Камбиса, шедшей на Нубию, которое нанёс эфиопский царь Настесен, показало всю целесообразность использования труднопроходимой области порогов в качестве заграждения столицы от врагов с севера. После того, как нация углубилась на юг, она была совершенно отрезана от соприкосновения с северным миром. Далёкую Эфиопию окутало марево легенд, благодаря чему в греческой истории она прославилась как страна чудес и как родина египетской цивилизации. Египетский язык и иероглифы, которыми цари пользовались до тех пор для своих записей, постепенно исчезли, и в начале нашей эры местный язык стал, наконец, записываться письменами, до сих пор ещё не разобранными. Когда спустя одно или два столетия после римского завоевания Эфиопское царство пришло в упадок и распалось, северные его части были захвачены дикими полчищами блеммиев, проникших с севера, тогда как на юге его сменило христианское царство Абиссиния, возникшее в IV в. н.э. у истоков Голубого Нила и сохранившее наименование своего древнего предшественника. 131 Нубийской династии из царства Куш удаётся объединить страну. Но это объединение непрочно, и преемники Пианхи не смогут его сохранить. 132 Кушитское царство было расположено на территории современного Судана, между 2-м и 4-м порогами Нила и издавна поставляло в Египет слоновую кость и золото. Столицей царства была Напата, древняя крепость. Затем столицу перенесли в Мероэ. 133 Ассирийцы используют слабость Египта и в 695 г. до н. э. предпринимают первое наступление, но в их армии вспыхивает эпидемия чумы. Египет получает на некоторое время передышку до нового нападения Ашшурбанипапа, который опустошает страну в 664 г. до н. э. 134 Ассирийцы, известные своей воинской доблестью, ужасают своей жестокостью, после разграбления Фив в 663 г. до н.э. Ашшурбанипал приказал высечь на стенках своего дворца: «я взял в плен много воинов. Одним я отрубил руки, другим отрезал уши и отрубил конечности. Многим я выколол глаза, я сложил груду живых тел и груду голов, я развесил головы на деревьях вокруг города». Читать далее Источник: История Древнего Египта/Д. Брестед, Б. Тураев,— Мн.: Харвест, 2003.—832 с., 48 л. илл,— (История культуры). ISBN 985-13-1776-4. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Отстранив от главных государственных должностей чиновников из старой знати, он привлёк из служилой знати людей, обязанных своим высоким положением не происхождению, а исключительно воле царя. 84 Для того чтобы уничтожить самую основу идеологической власти жрецов, Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, а истинным богом назвал Атона, солнечный диск, культ которого существовал в Египте уже в эпоху Среднего царства как один из многих местных культов в областях Среднего Египта, но широко распространён не был. 86 Так как поклоняться отныне следовало непосредственно сиявшему на небе солнцу, последовало логическое запрещение любых его персонификаций, то есть воплощения в виде фигур человека или животных, а также ликвидация старых храмов. 87 Святилища всех богов были закрыты, их изображения стали уничтожать, а храмовое имущество конфисковывали. Воспроизводить единственное божество было предписано только в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими руками. 88 Город Ахетатон, построенный по единому плану в течение пяти лет после религиозной реформы Эхнатона, существовал всего лишь четверть века, в центре города были возведены дворец и дворцовое святилище, главный храм Атона с его складами и жилищами жрецов, административные здания, казармы, а также дома-усадьбы вельмож с хозяйственными постройками, дворами и садами. 90 Нефертити, «прекраснейшая из живущих», митаннийская принцесса и жена Эхнатона, оказывает сильнейшее воздействие на обновление обычаев, искусства и религии. 92 Хаттусас – древний город в Анатолии (Турция), столица Хеттского государства в XVII-XVIII вв. до н.э. 93 Религиозно-политическая реформа Аменхотепа IV – Эхнатона была заранее обречена на неудачу, так как остались неизмененными социально-экономическая основа и идеология древнеегипетского общества. В номах сохранились не утратившие там своих богатств и влияния рядовая знать и жрецы. 94 Реформа Эхнатона не принесла серьёзных материальных преимуществ даже среднему слою рабовладельцев, на которых царь старался опираться. Таким образом, в самых различных кругах свободного населения Египта нарастало недовольство. Читать далее Источник: История Древнего Египта/Д. Брестед, Б. Тураев,— Мн.: Харвест, 2003.—832 с., 48 л. илл,— (История культуры). ISBN 985-13-1776-4. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Пять книг Торы/Пер. Д. Йосифона. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 5738(1978). Сефер Диврей ха-ямим: С комментариями Иегуды Киля: В 2 т. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1986. Сефер Мелахим: С комментариями Иегуды Киля: В 2 т. Иерусалим: Мосад Арав Кук, 1986. Силур Шаарей тфила (молитвенник «Врата молитвы»): На будни, субботу и праздники/Под ред. П. Полонского. Иерусалим: Маханаим, 5759(1998). Танах: С комментариями под общей редакцией М. Д. Касуто: Книга Диврей ха-ямим: С комментариями А. Ш. Хартума. Тель-Авив: Явне, 1999. Танах: С комментариями под общей редакцией М. Д. Касуто: Книга Мелахим: С комментариями А. Ш. Хартума. Тель-Авив: Явне, 1999. Теилим Швут Ами: С избранными комментариями Раши, Радака, Сфорно, Мальбима, Алшиха, Мецудот и многих других древних и современных еврейских мудрецов/Пер. А. Кац. Иерусалим: Швут Ами, 2003. Трактат Авот: С новым русским переводом и избранными комментариями выдающихся еврейских мыслителей от Раши до последнего Любавичского ребе/Под общ. ред. Г. Брановера. Иерусалим: Шамир, 1999. Христианские тексты Ветхий Завет/Синодальный перевод. (Без указания года издания.) Мусульманские тексты Коран/Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1990. Научная и научно-популярная литература На русском языке Аверинцев С. С. Древнееврейская литература//История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1983–1994. Т. 1. Антология русских переводов. СПб.: Искусство-СП Б, 2001. Бадхен М. Еврейская чертовщина. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты культуры, 5767(2007). Бакстон Д. Абиссинцы: Потомки царя Соломона. М.: Центрполиграф, 2002. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта: В 2 т. Минск: Харвест, 2002. Т. 2. Бялик X. Н., Равницкий И. X. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей/Пер. С. Г. Фруга. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1989. Вейнберг Й. Введение в Танах: Часть III. Пророки. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты культуры, 5763 (2003). Вейнберг Й. Введение в Танах: Часть IV. Писания. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты культуры, 5765 (2005). Великовский И. Эдип и Эхнатон. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

«Первый, вошедший в бытие в начальные времена, Сокрытый, вошедший в бытие в начале - Незнаемо таинственное естество Его. Не пришел ни один бог в бытие прежде Его, Не было иного бога с Ним, Дабы мог он поведать об образе Его. Нет матери у Него, От которой могло бы быть познано имя Его, Нет отца у Него, который бы родил Его И который бы мог сказать: это — я. Создавший Сам яйцо Свое (т. е. — родивший Себя Сам. — Авт.), Дух непостижимый рождением Своим, Сам сотворивший великолепие Свое, Бог прекрасный, Сам введший Себя в бытие. Все боги вошли в бытие, когда Он положил начало Себе». (P. Leiden 1,350, iv 9–11) В Британском музее еще со времен походов Наполеона в Египет хранится огромный черный гранитный камень. Современные египетские крестьяне использовали его в качестве жернова водяной мельницы; и так крепок был этот гранит, что на нем сохранились, несмотря на многовековое истирание, древнеегипетские иероглифы. В конце XIX века английский ученый Джеймс Генри Брестед сумел прочесть текст, написанный на камне. К сожалению, то, что было ближе к дырке, через которую проходила ось жернова, стерлось совсем, но по краям текст не поврежден и читается довольно легко. Это знаменитый теперь среди египтологов Памятник Мемфисского богословия. Возраст надписи датируется восьмым веком до Рождества Христова, но язык и все, что связано с этим текстом, ясно говорит о его глубочайшей, не менее чем двух с половиной тысячелетней, древности. Просто его несколько раз переписывали. Возьмем Библию, например Ветхий Завет современного типографского издания. Никто же не подумает, что он написан в наше время, очевидно, что это просто перепечатка и перевод на новый язык того, что было написано давным–давно в Древней Иудее. Примерно такая же история с мельничным камнем. Когда Брестед перевел этот текст и впервые опубликовал его в немецком египтологическом журнале в 1901 году, весь ученый мир был потрясен. В тексте говорилось, что Бог Творец замыслил все в сердце, произнес своим языком, и все стало быть, все появилось на свет. Мы раньше думали, писал Брестед, что это греческая философия ввела понятие логоса, творящего слова (оно появилось до Евангелия от Иоанна — в греческой послеплатоновской философии это довольно обычный образ), оказалось же, что греки не лукавили, когда говорили, что всему научились у египтян. Действительно, в египетском тексте все это было сказано задолго, за много тысяч лет до греков. Итак, оказывается, что эту величайшую истину о творении мира из ничего словом — «замыслил в сердце и произнес языком» — знали уже египтяне, а возможно, знали и задолго до них. Но написано это было впервые именно египтянами и дошло до нас на черном гранитном камне — камне Шабаки, как его называют ученые по имени того царя XXV династии, который повелел воспроизвести надпись в VIII веке до Рождества Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...