В изречении Христа заключается, следовательно, весьма тонкий и глубочайший богословский смысл. Крайнее уничижение Раба Иеговы – вот в чем было Его крайнее величие. Эту, так сказать, отрицательную славу Христа враги Его видели лично. Христос говорит здесь словами Пс.109:1 и Дан.7:13 . Мф.26:65 .  Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! Мф.26:66 .  как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. (Ср. Мк.14:63–64 ). Истинный смысл слов Христа не был, очевидно, понят Его судьями. Обстоятельства, в которых Он находился, совершенно противоречили сделанному Им заявлению о том, что Он – Сын Божий, сидит одесную Силы и идет на облаках небесных. Такое заявление показалось им богохульством и действительно было бы таковым, если бы было произнесено каким бы то ни было обыкновенным человеком. Поэтому первосвященник разодрал свои одежды. Это было бы трогательным действием, если бы не происходило от крайней злобы, лицемерия, ненависти и подлости (ср. 4Цар.18:37, 19:1 ; Деян.14:14 ). В Лев.10:6, 21:10 первосвященнику запрещено было раздирать свои одежды, но из дальнейшего стиха можно заключать, что он не должен был раздирать одежд только в знак скорби по умершим, даже отце или матери своих. Пример раздирания одежд в других случаях встречается в 1Мак.11:71 . Мнение, что Каиафа счел Христа за совратителя-месита (см. Сангедр. VII, 10; Талмуд, пер. Переферковича, т. 4, с. 291–292), ошибочно. За богохульство определена была в законе смертная казнь ( Лев.24:15–16 ). Поэтому в ответ на заявление первосвященника присутствовавшие сразу же начали говорить, что Христос «повинен смерти». Мф.26:67 .  Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам (Ср. Мк.14:65 ; Лк.22:63–64 ). Такое же отношение, какое бывает и в других случаях к преступникам, «лишенным всех прав состояния». Правда, приговор синедриона пока не был утвержден официально. Но по всему было видно, что судьи не откажутся от своего решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 14. И рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленныя в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул. Во втором члене а) описывается гордость и тщеславие Ассура (ст. 13, 14); б) содержится обличение их (ст. 15); в) указывается наказание (ст. 16–19) Что в ст. 12-м Пророк коротко сказал о высокомерии Сеннахирима и об определенном ему наказании, то здесь излагает подробно. Описываемые в ст. 13-м и 14-м завоевания Ассирийских царей частью совершены Сеннахиримом и его предшественниками при разрушении царств Сирского и Израильского, а частью оставались еще в гордых замыслах этого государя. б) Обличение тщеславия Сеннахирима. Ст. 15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её? Как будто жезл возстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево? Пророк, уподобляя Сеннахирима секире, пиле, жезлу, показывает, что военные успехи его зависели не от него, а от попущения Божия и тем обличает возношение его против Бога Израилева, Который управляет царями, всеми людьми и всеми происшествиями в мире; нечестивым, подстрекаемым страстями и сатаною, попускает делать ни больше, ни меньше, как сколько определил в Своем совете, и все действия людей, даже порочные, Своим промышлением направляет к назначенным благим целям, так что без Его воли и попущения никто ничего не может сделать. (См. под. 2Цар. 16:10 ; Притч.21:1 ; Ис.14:26 ; Деян.4:28 ; Быт. 45:8 ; Суд.9:23 ; 3Цар.22:21, 22 ; 4Цар.24:2–4 ; 1Пар.21:1 ). Сеннахирим был только как бич в руке Божией для наказания нечестивых, а бичу безрассудно превозноситься пред держащим его. в) Наказание, определенное Ассуру. Ст. 16. За то Господ, Господ Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Ст. 17. Свет Израиля будет огнем, и Святый, его – пламенем, который сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день. Ст. 18. И славный лес его, и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

16, 13), не страшитесь ни в чем противников, так же, как и ложных братий, обольщенных и обманутых, это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, как написано: потому что вам дано ради Бога, ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне, грешном, и ныне слышите о мне… подвизаясь единодушно за веру Евангельскую. (Флп. 1, 27–30). Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (2, 12), дабы мне, грешнику, слыша о вас, радоваться. Смотрите на сатану, смотрите на дерзость его, смотрите, чтобы кто-нибудь не оскорбил чем-нибудь Бога. Ибо этот великий дракон весьма хитер и многоопытен. Где он не может погубить посредством веры, там старается падением произвести то же зло в нас самих через закон греха, противящийся закону ума нашего. Он ходит, как рыкающий лев, ища, кого похитить, обольщает, воспламеняет огонь, старается сжечь дом души (1 Пет. 5, 8). Но мы имеем от Бога средства для изгнания его: воду в голове — источник слез, прошения, молитвы. Во всем пусть будет страх Божий, приковывающий и пригвождающий плоть нашу. Нигде пусть не обитает ни зависть, ни вражда, ни тщеславие, ни какое-либо из дел тьмы. Страсти пусть тотчас изгоняются, пока они не укрепились, пока не вселились и не заразили душу, ибо потом трудно будет истребить их. Подвижники воздерживаются от всего, так бегите, чтобы получить награду (1 Кор. 9, 24). Младшие, повинуйтесь старшим; Бог не есть Бог неустройства, но мира (14, 33). Настоятели, божественно любите подвластных, и не по властолюбию, но по добродетели и благости требуйте подчинения и послушания. Не отдаляйтесь друг от друга, меняя много мест и нигде не получая пользы. Евангелиста Марка Павел не хотел брать с собой, как написано, за то, что он не пошел вместе с ним, но возвратился домой раньше (см. Деян. 15, 38). Не тем ли более мы должны довольствоваться своим состоянием? В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся (1 Кор. 7, 24). Очистим себя, возлюбленные, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор.

http://pravoslavie.ru/6065.html

   Благодаря своим удивительным достоинствам, Воскресение Господа Иисуса Христа служит адамантовым основанием для созидания христианства. Без него рушится всё Богочеловеческое домостроительство спасения, вся Богочеловеческая мораль, всецелое христианство. Ведь Евангелие об Иисусе есть, собственно, Евангелие о Воскресении (см. Деян.17:18, 23:6, 24:21; 1Пет.3:21). Богочеловек Иисус — весь в Своем Воскресении, поэтому в Его Воскресении — всё Его Евангелие, со всеми небесными истинами, реалиями и добродетелями. Отвержение Христова Воскресения равно отвержению Самого Христа. Без веры в Христово Воскресение невозможна вера во Христа как Спасителя. И еще: невозможна истинная вера во Христа. Одним словом — невозможно христианство, невозможно быть христианином. Поэтому богомудрый Апостол ясно и решительно восклицает: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14, 17). «Всё потеряно, всё пропало, если Христос не воскрес, — говорит святой Златоуст, изъясняя эти слова Апостола. — Видишь, какова тайна домостроительства спасения? Если Христос, вкусив смерть, был не в состоянии воскреснуть, то и грех не уничтожен, и смерть не побеждена, и проклятие не снято». Оттого-то и прав святой Поликарп, утверждая: «Всякий не признающий свидетельства Креста — от диавола есть; и всякий, кто скажет, что нет ни Воскресения, ни Суда, — первенец есть сатаны».    Всё это показывает, что Воскресение Господа Иисуса Христа было естественным и необходимым как для Его Богочеловеческой Личности, так и для Его Богочеловеческого дела: для всех евангельских истин и фактов, для отпущения грехов, для оправдания, для победы над смертью, для искупления, для спасения, для веры, для надежды, для жизни, — для всего того, что делает Христа Христом и христианство христианством. И эта всеобщая необходимость Воскресения в Богочеловеческом домостроительстве спасения, столь решительно утверждаемая Господом Иисусом Христом прежде Своей смерти, обрела свое конечное свидетельство и совершенное объяснение после Его Воскресения, когда Своим ученикам Он сказал: «Так написано и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» (Лк.24:46-47).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О различных характерах обеих сестёр см. Лк. 10 и далее – Если бы Ты был здесь и пр.: не упрёк Господу выражается в сих словах за то, что Он не поспешил на помощь к больному другу, а сожаление, что это так должно было случиться, полное веры в Господа как великого Чудотворца, Который, если бы был здесь, то чудесно исцелил бы брата её, и он не умер бы. Эта вера в Господа поселяет в ней уверенное (знаю), что Господь силен сделать и теперь чудо, если обстоятельства не позволили Ему сделать его ранее, в каковой уверенности крылась и надежда, и желание видеть чудо. Такая уверенность, надежда и желание основываться могли в данном случае и на ответе Господа на извещение о болезни Лазаря (ст. 4), и на известных, конечно, ей опытах воскрешения Им умерших в Галилее. Но это желаемое, что было в мыслях Марфы, было так велико, что она не смеет выговорить слова и употребляет неопределённое – всё; эта же великость заставляет её с усилением указывать, что Бог исполнит всякую Его просьбу. Ты Мессия – возлюбленный Божий (ст. 27), Бог даст Тебе и жизнь брата моего, если Ты попросишь, – таков частный смысл выраженной в общих словах надежды Марфы. 23. Ин. 11:23 . Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. 24. Ин. 11:24 . Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Ин. 5:29 ; Лк. 14:14 ; Деян. 24:15 . Воскреснет брат твой: в выражении Марфою веры её в Господа было более силы, чем света; в ней замечалось более личной привязанности к брату. Господь хочет возвысить её веру, освободив её от неумеренности этой чувственной привязанности, перенесши предмет её в область единого на потребу и сосредоточив её на величии Своего лица. Воскреснет брат твой, говорит Господь. Он, без сомнения, имеет в виду имеющее теперь же совершиться чудо воскресения (ст. 4 и 11), но выражение так обще и неопределённо в этом отношении (в третьем лице и без обозначения времени), что его можно было понять, как обычное общее утешение о воскресении умершего при всеобщем воскресении при конце мира, в каковое воскресение верили все правоверующие иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1, 22-24). На кресте Христос " пригвоздил рукописание грехов наших " , как всегда неизменно учила и доселе учит истинная Церковь Христова (см. Колос. 2, 14). Дело спасения и искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти совершено не чем иным, как именно драгоценною Кровию Христовою, истинного Агнца Божия, пролитою за нас на кресте. Об этом ярко и сильно свидетельствует Священное Писание, утверждающее, что самая Церковь Христова " приобретена Им Кровию Своею " (Деян. 20, 28) и что мы с тех пор " получаем оправдание... искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания Правды Его в прощении грехов, соделанных прежде " (Рим. 3,25). Мы искуплены, как учит св. Ап. Петр, " не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца " (I Петр. 1, 18-19). Мы " оправданы Кровию Его " , как учит св. Ап. Павел, ибо " будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его " (Римл. 5,9-10). " Мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов " , как учит св. Ап. Павел в другом своем послании (Ефес. 1, 7). Во Христе " мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов " (Кол. 1, 14) и примирены с Богом " Кровию Креста Его " (Кол. 1, 20). Христос " омыл нас от грехов наших Кровию Своею " , свидетельствует и возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов (Апок. 1,5). Пришедшие от " великой скорби " и облеченные в белые одежды, как было показано ему же в апокалиптическом видении, " убелили одежды свои Кровию Агнца " (Апок. 7, 13-14). Уже из этих немногих мест Священного Писания (а есть и множество других, подобных!) мы с полной несомненностью убеждаемся в том, что великое Таинство нашего искупления совершено не где-либо в ином месте, как именно на кресте чрез пролитие на нем крови Христовой. Поэтому и понятно, что значит последнее слово, произнесенное распятым за нас на кресте Господом-Спасителем: " Совершишася! " , после чего в Евангелии сказано о Нем: " И преклонь главу, предаде дух " (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2448...

Вопрос 32. Какое расположение должно иметь к родным по плоти? Ответ . Однажды принятым в братство настоятель не должен дозволять, чтобы они чем-либо развлекались, чтобы, под предлогом посещения своих, удалялись от братии и вели жизнь никем не свидетельствуемую и чтобы соглашались принимать на себя заботы попечительства о сродниках по плоти. Ибо устав вообще не одобряет, чтобы в братстве употреблялись слова «мое» и «твое», ибо сказано: «у всех уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим» (Деян.4:32). Поэтому родители по плоти или братья одного из братии, если живут по Богу, да пользуются услугами всех, принадлежащих к братству, — так, как были бы всем отцы и сродники. Ибо, говорит Господь, «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50). Но и о них попечение считаю приличным возлагать на настоятеля братства. А если они преданы еще мирской жизни, то нет никакого общего к ним отношения у нас, которые стараемся без развлечения преуспевать в том, что благообразно и поставляет нас пред Господом. Ибо кроме того, что им не доставляем никакой пользы, и свою жизнь исполняем тревог и смятения, и сами себе привлекаем случай ко грехам. Напротив того, презирающих заповеди Божии и уничижающих дело благочестия, если когда приходят для посещения своих, не следует принимать, как не любящих Господа, Который сказал: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14:24). Но «какое общение праведности с беззаконием?... Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор. 6:14—15). Всего же более у тех, которые еще только навыкают добродетелям, должно стараться всеми мерами отнимать повод ко греху, из которых важнейший есть памятование прежней жизни, чтобы не случилось с ними сказанного, что возвратились сердцем своим в Египет (см. Чис.14:4), а сие всего чаще бывает при постоянных беседах с родными по плоти. Вообще же не должно дозволять, чтобы свой или чужой вел разговоры с братьями, если не будем о них уверены, что разговор ведется к душевному назиданию и усовершению. Если же нужно сказать слово с встречающимися однажды, то предоставь сие тем, кому вверен дар слова, потому что они имеют способность и разумно говорить, и слушать к созиданию веры, как и апостол ясно учит, что не все имеют способность слова, но что дарование сие у не многих, когда говорит: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания» (1Кор. 12:8), и в другом месте: «чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

   Но когда Апостолам воздавалась не Божеская, а соответствующая им честь, то они не препятствовали этому (см. Деян. 16и Гал 4:14, 15). О почитании Божией Матери Кто больше всех возвышен в Церкви Небесной торжествующей?   Среди всех Ангелов и угодников Божиих больше всех возвышена и прославлена Божия Матерь, Оттого-то христиане и чтут Ее больше всех и поют Ей: «не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице!» Христиане высказывают этим ту мысль, что, если Божия Матерь не поможет нам своими молитвами, то среди твари нет уже никого выше Ее, и нет нам надежды на заступление пред Христом Богом. Почему христиане называют Ее Богородицей?   Потому, что даже пророки предвозвещали, что Она родит Бога в плоти. «Сам Господь даст вам знамение, — сказал пророк Исаия? — се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), «что значит, — поясняет Апостол, — с нами Бог» (Мф. 1:23). Также и Елисавета, когда увидела Богоматерь, то от Духа Божия воскликнула: «Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1:43). На каком основании христиане величают Богоматерь, превозносят Ее выше всех тварей и всячески ублажают?   Это объяснила нам Сама Богородица, когда говорила праведной Елисавете: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный...» (Лук. 1:46—49). Ясно, что все роды христианские ублажают Богоматерь и величают Ее потому, что величие это даровал Богородице Сам Бог. Величают ли с Господом и ублажают ли Богородицу сектанты?   Нет, не величают и не прославляют, потому что они не христиане, а еретики. Сектанты не называют Приснодеву Марию Богородицей, называют Ее прямо — Марией и считают Ее женой Иосифа. При этом они ссылаются на слова Ев. Матфея (Мф. 1:16, 20, 21, 24, 25), где Иосиф называется мужем Марии, а Она его женой. Действительно ли они были мужем и женой в полном смысле этих слов?   Нет, Иосиф был мнимым мужем Богоматери, потому что «только думали» люди, что Христос рожден от плотского отца (Лк. 3:23). На самом же деле, Богоматерь родила Спасителя не от Иосифа, а от Духа Святого. Когда Ангел сказал Приснодеве Марии, что она родит Спасителя, Который будет Сыном Всевышнего, то Богоматерь «сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:34, 35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ис.66:7 . Еще не мучилась родами, а родила; пре­жде нежели наступили боли ее, раз­решилась сыном. Ис.66:8 . Кто слы­хал таковое? кто видал подобное этому? воз­никала ли страна в один день? рождал­ся ли народ в один раз­, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов сво­их? Ис.66:9 . Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Го­с­по­дь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. «Еще не мучилась родами, а родила... разрешилась сыном.» В настоящем и двух следующих за ним стихах описывается то самое знамение, которое даст Господь для торжества верующих и для посрамления неверующих: это именно необычайная быстрота рождения и многочисленность появление духовного потомства у Сиона. По обыкновенным законам чадорождения процесс этот проходит мучительно и долго; здесь же в один день, без всяких почти болей, Сион сразу рождает целый народ. Ясно, конечно, что это рождение – не плотское, а духовное, рождение водой и духом ( Ин.3:1–8 ). Исполнение этого знамения можно видеть, как в частных случаях обращения в христианство целых тысяч народа под влиянием апостольской проповеди ( Деян.2:41, 4:24, 5:14 и др.), так и в общем факте необыкновенно быстрого и широкого распространения христианства. Значение этого образа особенно усиливается при сопоставлении его с контрастным – прежде, плотский Израиль сильно мучился, но ничего не рождал; теперь духовный Израиль не мучился, но родил многих сынов ( Ис.26:18 ). Обстоятельные речи об этом многочисленном потомстве пророк Исаия уже не раз в своей книге вел и раньше (См. напр., Ис.49:17–21 и Ис.54:1 и др.). Блаженный Иероним останавливает внимание на том обстоятельстве, что пророк сначала говорит о рождении лишь одного Сына ( Ис.66:7 ), а затем – многих сынов, разумея под первым Самого Господа Иисуса Христа, а под вторыми – всех Его последователей. Ис.66:10 . Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! воз­радуйтесь с ним радостью, все сетовав­шие о нем, «Возвеселитесь с Иерусалимом... все сетовавшие о нем». Об этой духовной радости обновленного Сиона, т. е. Христовой Церкви, пророк Исаия много раз и в самых живых образах говорил уже и раньше ( Ис.49:12–18 ; Ис.61:2–3 ; Ис.65:18 и др.). В данном случае он считает нужным снова напомнить об этом, чтобы преподать наиболее действительное утешение верным сынам Израиля, находившимся в состоянии понятной скорби, под влиянием всевозможных насмешек и прямых гонений (5 ст.). На эту цель определенно указывает и дальнейший контекст речи (13–14 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти (Исх. 21: 15). Кто злословит отца своего или мать, того должно предать смерти (Исх. 21: 17). Кто не послушает священников, тот должен умереть (ср.: Втор. 17: 12). Соблюдайте день покоя, ибо он свят для вас. Кто осквернит его, тот да будет предан смерти. Кто станет в этот день делать какое-нибудь дело, та душа должна быть истреблена из среды народа Моего (ср.: Исх. 31: 14). Всякий, кто работает в день покоя, да будет предан смерти (ср.: Исх. 31: 15). Ворожеи не оставляй в живых (Исх. 22: 18). Всякий скотоложник да будет предан смерти (Исх. 22: 19). Ни вдовы, ни сироты не притесняйте! Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх. 22: 22–24). Если же кто с намерением умертвит ближнего коварно, да будет предан смерти (ср.: Исх. 21, 14). Все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26: 52). Те, кто причащается недостойно, похищая Святое Причастие, делаются также повинными смерти. О них еще говорит святой Павел: многие из вас немощны и немало умирает (1 Кор. 11, 30). Все, кто добровольно совершает нечто подобное и не раскается, умрут в беззакониях своих, смертью лютой. Потому что огонь и град, голод и смерть, зубы зверей и меч мстящий – все это создано для наказания, чтобы погубить неверных (ср.: Сир. 39: 36–37). Первым, похитившим Святое Причастие, был Иуда, сын погибели, который повесился и рухнул с виселицы, так что разбил себе голову, чрево его лопнуло и выпали все внутренности его, и таким образом он получил воздаяние за все беззакония свои (см.: Деян. 1: 18). Вот какие дела мы должны удалить из среды нашей, ибо они тянут за собой час смертельной опасности, и меч невидимо повисает над жизнью. А если вместо исправления, для которого Бог посылает нам всякое время скорби, мы все же противимся умом воле Божией, тогда случается, что мы довершаем меру своих беззаконий, и меч обрывается и вонзается в голову, в которой уже нет ума.

http://pravoslavie.ru/50355.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010