Под именем орла в ст. 10-м несомненно разумеется Кир 1525 , исполнитель Божиих определений. Отсюда можно разуметь, какой важный исторический момент переживало человечество, когда, говоря словами пророчества Богом вдохновенного Ноя: „Бог распространил Иафета и вселил его в шатрах Симовых, и Ханаан стал рабом ему“. (Ср. Быт. 9и прим. в 1 т. Св. Лет.). Заметим, что нигде не сказано, что спасение от Кира; ему повелено исполнить часть Божиих предначертаний; приближение его есть частное исполнение правды Божией, но о спасении Господь глаголет (ст. 13)-Я дам Сиону спасение, Израилю-славу Мою. Слава эта-Еммануил, с нами Бог! 1519 См. Layard’s Monuments: first series plate 65: sec-d. ser. pl. 30, надп. Тиглат Пилезера. Cp. еще у Роулинсона в его Ассирии. (Ancient Monarchies, v. II, Chronology р. 50) у Масперо Hist. Anc. (1876) les Sargonides, p. 418; см. еще y Менана (Annales des rois d " Assyrie pages 236 et suiv.) в надписи в Бавиане, строка 48. 1520 См. Роулинсона Ancient Monarch. v. II, Assyria, р. 33 ed. of 1871. Заметим, что, хотя в 4Цар. 19:18 и говорится, что Ассирияне бросали в огонь некоторых богов, но это относилось к богам ничтожных областей, которые считались малосильными. Но вообще же Ассирияне признавали и чужих богов, что ясно из речи Рабсака и письма Сеннахерима. 1521 См. Роулинсона: Chaldea and Assyria in the chapters on Religion об Беле- Нипру, ловце, в котором Сэр Генрих Роулинсон подозревает Немврода см. его Appendix X to the first book of Herodotus, edited by George Rowlinson. 1522 Астроном Локиер (Norman Lockyer’s: Dawn of Astronomy p. 380) указывает, что храм Бела иметь ясно астрономический характер. 1523 Точно также у Греков часто имя Зевса употреблялось в этом значении. См. вступление в нашем Гезиоде, стр. 35. 1524 Исследование о различных культах Ваала см. у Крейцера в его Символике; и у Guignot (фр. перевод Symbolik). Ср. Кенрика Phoenicia, со ссылкой на Маттера. Ср. Ленормана: „la Kaabah“. 1525 См. в толк. на Исаию Спб. Дух. Ак., стр. 752 и см. Speaker " " s Comment. Vol. V, p. 248. Оба толкования указывают на Киропедию VII, I, 4, в которой Ксенофонт говорит, что Кир эмблемой своей избрал орла.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

33:18,19. Сихем. Расположенный в центральной части горной местности примерно в 35 милях к северу от Иерусалима, Сихем упоминается во многих древних источниках, включая египетские хроники Сенусерта III (XIX в. до н. э.) и эль-амарнские таблички (XIV в. до н. э.). Археологическое подтверждение почти непрерывного заселения на протяжении 2-го и 3-го тыс. до н. э. свидетельствует о значении этого стратегического пункта в системе дорог, ведущих на север из Египта через Беэршиву, Иерусалим и далее в Дамаск. Это была первая стоянка Авраама в Ханаане (см. коммент. к 12:6). Плодородная почва этого региона способствовала процветанию земледелия и скотоводства. 33:19. Покупка земли. Как и в Быт. 23 , сообщение о покупке земли включает ее стоимость (сто монет), откуда видно, что это было законное приобретение, а не аренда или другой вид временного пользования. Поскольку Иаков обосновался в пределах территории Сихема, он купил землю, на которой раскинул свой шатер. Оценить сумму, которую он заплатил, затруднительно, так как стоимость упоминаемой здесь денежной единицы неизвестна. Как и в Быт. 23 , в случае необходимости эта земля использовалась для погребения (см.: Нав. 24:32 ). 33:20. Жертвенник. Жертвенники служили помостами для жертвоприношений. Их возведение могло также означать, что на новой земле начинается поклонение определенному богу. Возведение жертвенников для поклонения Яхве на обетованной земле – одна из особенностей, объединяющих патриархов (12:7,8; 13:18; 26:25). Имя, данное жертвеннику Иаковом/Израилем, «Господь Бог Израилев», свидетельствует о том, что он признал изменение своего собственного имени и принял роль наследника завета, заключенного в Вефиле (28:13–15). Другой пример именования жертвенника см. в Исх. 17:15 . 34:1–31 Дина и Сихем 34:2. Евеи. Основываясь на упоминаниях евеев в различных рассказах, можно предположить, что они жили в центральной части горной местности, простирающейся от Гаваона близ Иерусалима ( Нав. 9:1–7 ) до Сихема и далее к северу до горы Ермон ( Нав. 11:3 ; Суд. 3:3 ). Происхождение евеев неизвестно (потомки Хама в Быт. 10:17 ), но не исключено, что они имеют отношение к хурритам или хеттам, селившимся в Ханаане с середины 2-го до начала 1-го тыс. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:1. Сихем . Расположенный в 35 милях к северу от Иерусалима в горной местности на территории Ефрема, Сихем (Телль-Балата) господствовал над торговым маршрутом, проходившим между горами Гаризим и Гевал. Его археологическая летопись насчитывает двадцать четыре слоя и простирается от эпохи халколита до эллинистического периода. В течение среднего бронзового века городом, по-видимому, владели гиксосы, которые возвели огромные крепостные валы и построили храм. Египтяне, вновь появившиеся в этом регионе в XVI в. до н. э., полностью разрушили город средней бронзы III. Однако в период поздней бронзы Сихем восстанавливается и упоминается в амарнских текстах как резиденция местного царя Лабайу, который на словах выражал преданность Египту, а на деле создавал мини-империю в Северном Ханаане (1400 г. до н. э.). В слоях железного века разрушения не обнаружены, следовательно, израильтяне могли овладеть этим городом, не встретив сопротивления (он не упоминается в перечне городов, завоеванных Иисусом Навином; 12:7–23). Вероятно, Сихем был избран для проведения церемонии возобновления завета по причине его связи с патриархами (жертвенник Авраама в Быт. 12:6 ; покупка поля Иаковом в Быт. 33:18–20 и др.). Не исключено, что израильтяне совершали эту церемонию неподалеку от хананейского святилища (или даже на его территории) на возвышенности в черте Сихема, утверждая тем самым превосходство своего Бога над хананейскими богами (дополнительную информацию см. в коммент. к Суд. 9:1 ). 24:2–27. Процедура возобновления завета. Процедура возобновления завета следует установленному в Древнем мире образцу, используемому также в Книге Второзаконие. Дополнительную информацию см. в статье «Завет и древние ближневосточные договоры» в коммент. к Втор. 2 . 24:2. Языческие корни Израиля. Родиной патриархов была Месопотамия, страна с политеистическими религиозными традициями. Здесь говорится о том, что Авраам и его родичи поклонялись множеству богов, в том числе богам-покровителям своего города, обожествленным предкам, а также различным богам языческого пантеона, исцеляющим болезни и обеспечивающим плодородие. Дав обетование завета, Яхве просто отучил их от этой практики (см. статью «Религия Авраама» в коммент. к Быт. 12 ). Это важное свидетельство, подтверждающее, что Авраам не был наследником некоей непрекращающейся традиции древнего монотеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Евангелические христиане отмечают, что на основании данного текста нельзя делать какие-либо выводы о наличии или отсутствии у человека нематериальной сущности: этот вопрос здесь попросту не затрагивается. Иезекииль всего лишь опровергает возникшее в его времена лжеучение о том, что вина передается по наследству. Некоторые утверждали, что дети страдают и умирают за грехи своих отцов. Грех человека действительно отражается на его потомках (см. Исх.20:5–6 ), но в 18-й главе своей книги Иезекииль объясняет, что каждый человек отвечает за свой собственный грех. Вот почему он говорит, что согрешающая душа (т.е. человек) умрет. Высказываться по поводу наличия или отсутствия у человека нематериальной сущности просто не входило в его планы. Хотя древнееврейское слово nephesh используется здесь в значении «живое существо» или «человек», в других отрывках Ветхого Завета оно имеет иной смысл. Например, в Быт.35:18 слово nephesh указывает на нематериальную сущность человека: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец назвал его Вениамином» 727 (курсив автора). По-видимому, в этом стихе душа изображена отделимой от умирающего физического тела. Рассматривая текст Быт.2:7 (см. выше), мы убедились, что и в Новом Завете есть огромное количество отрывков, недвусмысленно говорящих о наличии у человека нематериальной сущности (например, 2Кор.5:8–10 и Откр.6:9–11 .) Что же касается стиха Иез.18:4 , задайте Свидетелю Иеговы те же вопросы, что были предложены в разделе, посвященном Быт.2:7 . Лк.16:22–28 – Лоно Авраамово Учение Сторожевой Башни. В Евангелии от Лк.16:22–28 мы читаем притчу Иисуса о богаче и Лазаре. Оба они умерли и оказались в Гадесе. Лазарь мирно пребывал в «райском» отделении Гадеса (в лоне Авраамовом), а богач попал в отделение «мучений». Их разделяла великая пропасть. Богач, будучи в муках, попросил отца Авраама: «Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой» ( Лк.16:24 ). Авраам отказал в этой просьбе, поскольку богач страдал заслуженно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

33:23–24 Иудейское царство похоже на неуправляемый корабль, на добычу, желанную даже для слабых соседей. Но скоро все изменится: народу иудейскому будут прощены его прегрешения. Глава 34 3435,10 Исаия пророчествует о днях отмщения и благодати. 34:1–17 В этих стихах, содержащих предсказания Божиего суда, Исаия обращается ко всем народам. 34:1 Исаия призывает народы к готовности встретить Божий суд (ср. ст. 2). Обращение пророка к народам и всему, что есть на земле, указывает на особую важность следующей далее речи (см. ком. к 6,3). 34 гнев... ярость. См. ком. к 5,25; 10,5. заклятию... на заклание. Народы земли обречены на гибель, как были обречены хананеи ( Нав. 6,17 ). 34:3 Этот стих являет гиперболическую картину Божиего суда. 34:4 Апокалипсическое видение, относящееся, скорее всего, к концу времен. Ср. Откр. 6,13.14; 21,1 . 34:5–17 Пророчество о Божием возмездии Едому (Идумее). 34 Меч Господа. См. Откр. 19,15 . кровью... заклание. Данный стих связывает уничтожение Едома с участью всех народов. в Восоре. Город в Идумее, находившийся в двадцати пяти километрах юго-восточнее Мертвого моря (ср. Иер. 49,13.22 ). 34 в смолу... горящею смолою. Исаия заимствует эти образы из рассказа о гибели Содома и Гоморры ( Быт. 19,24–28 ; Пс. 11,6 ; Иер. 49,18 ; Откр. 14,10.11 ). 34 разорения... уничтожения. В Быт. 1,2 эти же древнееврейские слова переведены как «безвидна и пуста». Бог предназначил к разрушению те силы, которые противостали Его порядку. 34 в книге. Среди толкователей нет единого мнения относительно того, о какой книге говорит данный стих. Возможно, Исаия имеет в виду Книгу жизни ( Пс. 39,8; 138,16 ; Дан. 7,10 ; Мал. 3,16 ; Откр. 20,12 ), либо речь идет о свитке, содержащем пророчества гл. 1–15. 34 бросил... жребий. Господь отдает Едом в удел нечистым тварям, подобно тому, как по жребию Он делил землю обетованную ( Нав. 18,10 ). Глава 35 35:1–10 В этих стихах Исаия предсказывает грядущее обновление земли и исполнение благословений, дарованных Богом Своим чадам. Данное обетование как бы подводит итог пророчествам, содержащимся в гл. 1–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Традиция Второзакония (D) (датируется примерно 621 г. до Р. Х.) 16 содержит сходную с JE концепцию ruach ; например, в Исх 15:8,10 описываются действия, произведенные сильным порывом ветра ( ruach ) из “ноздрей” Ягве. В описании этих событий отражается древняя вера в то, что ruach , понимаемый как ветер, действует среди народа Божиего для того, чтобы защитить его от врагов и дать ему возможность продолжить освоение Обетованной земли. Здесь ясно видно предзнаменование миссии Духа Утешителя, целью Которого является оградить последователей Христовых от их врагов тем, что Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде (Ин 16:8) 17 . Источник Пятикнижия Священнический кодекс (P) относится ко времени после вавилонского пленения, отражает тенденции V века до Р. Х. и содержит множество употреблений термина ruach . Дыхание жизни появляется в P дважды: Быт 6:17 и 7:15, кроме того, здесь термин ruach применяется для описания внутреннего состояния отдельного человека (см. Быт 26:35) или же отражает состояние народа как единого целого (см. Исх 6:9). В P , как и в более поздние периоды истории Израиля, встречаются описания личности человека, исполненного Духа Божия (см. Исх 31:3; 35:31; Втор 34:9). В Чис 27:18–23 особо выделяется Иисус, сын Навина, в котором Дух уже действует и который благодаря этому выделяется как духовный лидер народа, исполняющий возложенную на него особую Божественную миссию. Таким образом, традиция P показывает, что религиозное сознание Израиля развилось от понимания ruach как инструмента Божественной воли до представления о Духе как образе Божественной деятельности 18 . Дух — это Бог в действовании; далее это будет становиться более ясным в традиции P , представленной Иезекиилем и другими пророками послепленного периода 19 . Исторические книги В Книге Судей, основным источником которой является традиция JE , Дух Господень опять рассматривается как энергия, вдохновляющая и позволяющая избранным людям судить народ Израиля и вести его к победам в войнах. Отец Иоанн Брек отмечает, что здесь Дух как посланная Богом “полуавтономная” сила нисходит, возбуждает и овладевает личностью человека, отправляя его не только с желанием, но и с возможностью осуществить харизматическое лидерство в народе 20 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

2) он называет Синай Хоребом, а хананеев — аморитами, 3) он говорит о брате Моисея Аароне, о котором сказание Ягвиста молчит, 4) он выделяет роль Рувима и северных колен. Излагая историю патриархов, Элогист обнаруживает более строгие нравственные понятия. Он старается смягчить или объяснить те поступки праотцев, которые ему кажутся неблаговидными. Так, когда Авраам, живя в чужой земле, выдает свою жену за сестру, Элогист поясняет, что это не было обманом, так как у них действительно был общий отец (Быт 20, 12). Таким образом, как замечает Анри Казелль, «в элогистической редакции можно уже различить отзвуки начинающегося профетического движения» ( Н. Caze11es. — RFIB, I, р. 363). Основные тексты, принадлежащие Элогисту: БЫТ 15 + J; 20; 21, 6-32, 34; 22, 1-14, 19; 28, 11, 12, 17, 18, 20-22; 29, 1,15, 23, 25-28, 30;30, 1-3а, 6, 8,17, 23;31, 2,4-18а,19-45, 51-55;32, 1-2, 13б-21, 23;33, 18б-20; 35, 1-8, 16-20; 37, 2в, 5-11, 14а, 15-18а, 19-20, 22, 236-24, 28а, 28в-30, 31б-32а, 34, 36; 40, 1-3а, 4-5а, 6, 15а, 16-20; 41; 42, 1, 3-4а, 8-26, 29-37; 43, 14-23б,45 + J; 46, 1-5а; 47, 12; 48, 1-2, 8-22; 50, 15-26. ИСХ 1, 15-22; 2, 1-15; 3, 1, 4б, 6, 9-15, 21-22; 4, 17-18, 20б-21; 7, 20б-21а,24; 9, 22-23а,35;10, 8-13а, 20-27;11, 1-3; 12, 31-36, 376-39; 13, 17-19; 15, 1-21; 17, 3-6, 8-16; 18; 19, 26-19; 20, 1-21; 21; 22; 23; 24, 3-8, 12-15а, 186; 31, 186; 32, 1-8, 15-35, 33. ЧИСЛ 10, 29-36; 11; 12; 13, 17-33 (+ Р); 14(+ Р); 16, 1-34(+Р); 20, 1-9, 12-35; 22; 23; 24; 25, 1-5; 32; 1-17, 20-27, 34-42. ВТОР 10, 6-7; 27, 5-7а; 31, 14-15; 23; 33; 34, 5-6. См. сводную таблицу в книге: Р. Ellis. Тне Меп and тне Message of the Old Tesmamenm. Collegeville, 1963, р. 57-72. 5.  К. Корниль. Пророки, с. 60. О тождественности блудницы и Гомерь, дочери Дивлаима, см. исследование В. Яворского «Символические действия пророка Осии» (Сергиев Посад, 1902, с. 204 сл.), где дана сводка толкований первых трех глав Книги Осии. За истекшие с того времени годы вопрос о событиях жизни пророка решен не был. См. обзор современных мнений: Н. Row1ey. Тне Marriage of Hosea. — «Bullemin of the John Rylands Library», 1956, 39, р. 200.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

450 ...егоже днесъ сам Бог въспомянул... – Четвертая неделя по Пасхе посвящена в годичном богослужебном цикле воспоминанию ο чуде исцеления Исусом Христом расслабленного у Овчей купели. См. об этом: Иоан. 5, 1–15 . 454 Над сим б храм, пять притвор имя, и ту лежаше множьство болящих, хромых же и слпых, и инми недугы болящеи, чающе движения вод; ангел бо Господень приходя възмущаше воду, и по возмущении первое вълзый цл бываше. – См. Иоан. 5, 2–4 . 455 ...приде κ Овчи купли и вид человка раслаблена... и въпроси его, глаголя: «Хощеши ли сдрав быти?» «Ей,– рече,– Господи! Хотл бых, нъ не имю человка, да бы по възмущении ангелов въвергл мя бы в купель».– См. Иоан. 5, 5–7 . 458 ...яко зл расточих даное ми в раи богатьство, и змьемь в Едем украдена ми бысть чистоты одежа... – Расслабленный здесь олицетворяет, по Кириллу Туровскому , все человечество, несущее бремя первородного греха, унаследованное от прародителей Адама и Евы. 460 ...Моиси... посл же съгрши κ Богу и не въниде в землю обтованную...– Автор имеет здесь в виду то, что Моисей не удостоен был от Бога войти в землю обетованную и умер прежде, чем народ израильский вступил в нее. См. Быт. 34, 4–6 . 461 ...Соломон премудрый... женами прльстивъся, погыбе. – Β последние годы своего царствования Соломон уклонился от веры в единого Бога и стал служить языческим богам; в его гареме содержалось до семисот жен и трехсот наложниц, большей частью из языческих народов. См. З Цар. 11, 1–43. 465 ...кляхъся Аврамови, глаголя: «Осмени твоемь благословяться языци, в Исац же будеть ти племя, и в томь въплътивъся, отложю обрзание, створю же бржю воду, многа чада поражающю крещениемь»...– Ср. Быт. 21, 12; 22, 16–18 . 472 ...обртох шьдъшаго в пути неблагы... обязах раны уязвьнаго бсовьскыми разбойникы... възьм на тла моего скот, вънесох в гостиньницю... дах два србрьника гостиньнику...– Здесь Кирилл Туровский использует евангельскую притчу ο милосердном самарянине (См. Лк. 10, 30–35 ), трактуя ее как иносказание ο спасительном промысле вочеловечения Исуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цуфа. Цуф может быть именем ( 1Пар. 6,35 ) и географическим названием (9,5). Ефрафянин. Местность, в которой проживали предки Елкана. 1 две жены. Впервые полигамный брак упоминается в Быт. 4,19 , а признаете законным и регламентируется (но не поощряется) во Втор. 21,15–17 . 1 и ходил... поклоняться. Т.е. строго соблюдал установленные праздники, требующие поклонения Господу в месте Его присутствия (там, где находился ковчег завета в описываемое время это был Силом). Господу Саваофу. Господу Воинств (небесных) имя Божие, открывающее Бога как Царя и Властителя над великими духовными силами («военством, выстроенным на высоте»). Это первый случай употребления данного имени в Священном Писании. Силом. Религиозный центр Израиля периода судей. Здесь Иисус Навин поставил скинию с ковчегом, которая оставалась в Силоме до времени Илия (3,3.15). Илий. Первосвященник Израиля в конце эпохи судей. Илий навлек на себя гнев Божий попустительством своим безбожным детям (2,29; 3,13). Умер, услышав известие, что ковчег взят в плен (4,15.18). 1 давал часть особую. Т.е. не ущемлял ее, а, напротив, оказывал ей особое уважение, хотя бытовавшая практика требовала отдавать предпочтение той из жен, которая имела детей. Господь заключил чрево ее. Анна была бездетна. 1 Соперница. См. ком. к 1,2. 1 не ела. Очевидно, соблюдала пост, тем самым усиливая свою молитву к Господу о ребенке. 1 стала пред Господом. Пришла в скинию, в которой находился ковчег место Божиего присутствия. 1 дала обет. Об обетах замужней женщины см. Чис. 30,6–15 . на все дни жизни его. См. Чис. 6,1–21 . Анна обещает посвятить своего сына Господу, т.е. даст за него обет назорейства, не на время, как это обычно практиковалось, а пожизненно. 1 Илий счел ее пьяною. Такое заключение Илия свидетельствует, что он не имел молитвенного духа и пророческого дара (3,1). 1 Самуил. Имя, означающее «испрошенный у Бога» (см. Введение: Характерные особенности и темы). 1 обеты. См. Лев. 7,16 . 1 отнят будет от груди. В древности на Ближнем Востоке детей отнимали от груди позже, чем это принято сейчас. Об этом мы можем судить не только по данному отрывку, но также и по 2Мак. 7,27 , где говорится: «сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком...». День отнятия от груди мог иногда отмечаться празднованием и пиром ( Быт. 21,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Нафанаил (евр. ‘Бог дает’ или ‘Бог дал’) — обычно предполагают, что это то же лицо, что и Варфоломей, упомянутый у Матфея, Марка и Луки, однако прямых свидетельств в пользу такого отождествления нет. Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки — то есть Мессию. Учители закона указывали прежде всего на Быт 49:10 как на мессианское пророчество в Пятикнижии. Из Назарета может ли быть что доброе? — звучит как пословица, но неизвестно из других источников, ср. 7:41,52. Возможно, что Нафанаил, который родом из Каны (21:2), городка, соперничающего с Назаретом, произносит пословицу, которая была на устах ее жителей. Пойди и посмотри — ср. 1:39. Вот подлинно Израильтянин — Иисус обнаруживает Свое знание характера Нафанаила; слово указывающее на истинность, достоверность, соответствие своему названию — один из частых терминов в Ин (4:42; 6:14,55; 7:26,40; 8:31; 17:8). Слово Израильтянин употреблено единственный раз в четвертом Евангелии. Может быть, оно выбрано не случайно, так как Иудеями в нем обычно называются враги Иисуса, ср. Мф 28:15. В котором нет лукавства — характеристика истинного израильтянина. Возможно, ввиду последующего упоминания лестницы Иакова (1:51 и Быт 28:12) здесь содержится намек на Быт 27:35, брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое — в Септуагинте здесь стоит то же слово dTloj ‘обман, предательство’. Почему Ты знаешь меня? — слово pTqen ‘откуда’ в том же значении в Мк 6:2 (Откуда у Него это?). По Филону Александрийскому, Слово обладает всеведением, но крайне маловероятно, чтобы Евангелист заимствовал идеи у Филона. Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя — сидение под смоковницей, может быть, символизирует гармонию и мир или изучение Писания, но в данном случае скорее лишь знак прозорливости. Равви! — примечательно, что Евангелист не усматривает противоречия между этим титулом и последующими — Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Предположение, что перед нами — часть древнейшего крещального исповедания, вероятно, но не доказуемо. Начиная с 18 главы, несколько раз звучит титул Царь Иудейский, причем Христос не принимает его, так же как не позволяет провозгласить Себя царем (6:15), хотя не возбраняет называть Себя Царем Израилевым при входе в Иерусалим (12:13). Об особом звучании слова Иудей в Ин см. выше. Царь Израилев — несомненно, Мессия. О Мессии как Сыне Божием см. 2 Цар 7:14; Пс 2:7 и в иудейских апокрифах, Мк 1:11; Рим 1:3–4. Заметим, что, в отличие от синоптиков, Иоанн до Страстей почти не употребляет слова Царь и Царство. Итак, Нафанаил есть истинный израильтянин, а Христос — истинный Царь истинного Израиля. Слова Иисуса

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010