к. «корень зла» унаследовали «все... происшедшие» от Адама (3 Езд 3. 21). Ездра говорит о том, что Адам преступил заповедь «с сердцем лукавым» (cor malignum; это выражение восходит, по-видимому, к Быт 6. 5: «...все мысли и помышления сердца их были зло»); источник этого «лукавого сердца», злой воли Адама, вовлекшей его в грех, Ездра не называет. Нигде в книге не говорится, что источником этой злой воли и соответственно зла в мире является Бог; более того, Ездра молится «о даровании сердцу... чтобы произошел плод, которым мог бы жить всякий растленный, кто будет носить имя человека» (3 Езд 8. 6); в конце времен «изменится сердце живущих и обратится в чувство иное» (3 Езд 6. 26), что можно понимать как освобождение Адама от тяготеющей над ним власти греха. В отличие от Е. т. к. в раввинистических источниках прослеживается мысль о том, что творцом злой человеческой воли является Бог, Который, однако, даровал людям и способность преодолевать ее (подробнее см.: Urbach E. E. The Sages: Their Concepts and Beliefs. Camb. (Mass.), 1987. P. 472). Преступление Адама, происшедшее от «сердца лукавого», привело к известным последствиям. Он сам и его потомки были осуждены на смерть (3 Езд 3. 7; ср.: Быт 3. 19; Рим 5. 12-14; 1 Кор 15. 21-22), жизнь на земле наполнилась бедствиями, и «сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными» (3 Езд 7. 12; ср.: Быт 3. 17-19). Однако, несмотря на это, в книге неоднократно утверждается наличие у людей свободной воли, благодаря к-рой имеется возможность исполнять заповеди Божии (3 Езд 7. 19-24; 8. 56-62). Противопоставление настоящего и будущего века занимает в книге важное место. Наиболее ясно о «двух веках» говорится в 3 Езд 7. 50: non fecit Altissimus unum saeculum sed duo (перевод по тексту Вульгаты: сотворил Всевышний не один, но два века; в др. местах книги говорится о 2 временах - 3 Езд 6. 7). В книге содержатся различные характеристики буд. века: он будет пространным и безопасным (3 Езд 7. 13); его началом будет «день суда» (dies...

http://pravenc.ru/text/189579.html

395 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XX, 4, 172 С. 184. 396 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXI, 3, 179 С. 191—193. 397 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XX, 4. 172 С. 184. 398 Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.5:21—24. С. 157. 399 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXIII, 1, 197 С. 215. 400 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXIII, 4, 201 С. 220. 401 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXIII, 1, 198 С. 215. 402 Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.6:5—8. С. 165. 403 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXI, 5, 181 С. 195. 404 Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.6:5—8. С. 166. 405 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXI, 5, 182 – 6, 183. С. 196—197. 406 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXII. 1, 186. С. 201. 407 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXI, 6, 183. С. 198. 408 В Последовании погребения мирских человек стихира самогласна Иоанна монаха, глас 8. 409 В Последовании погребения мирских человек стихиры подобны на целование 3-я, 4-я, 9-я, глас 2. 410 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXI, 6, 184. С. 198—199. 411 В Последовании погребения мирских человек стихиры подобны на целование, Слава , глас 6. 412 В Последовании малого освящения воды на Еже радуйся 6-й тропарь. 413 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXIV, 3, 210. С. 231. 414 Ирмос 3 песни 2 гласа. 415 «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»: 416 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XXIV, 3, 210. С. 231. 417 «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти»: 418 Символ веры, 11—12 члены. 419 см. также толкование Феофилакта Болгарского на данный стих. 420 Дьяченко Г., свящ. Полный церковнославянский словарь, s.v. обличение . 421 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь, s.v. υποστασις; Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь, s.v. substantia.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

По крайней мере, в ближайшее время жизнь Моисея не станет хоть немножечко приятнее. Сначала спор с Богом (3:1–4:17), затем он оказывается на грани смерти (4:18–26). Сначала Бог беседует с ним, затем вступает в святую борьбу. Кратковременная передышка (4:27–31) наступает, когда Моисея радушно принимают дома, и он вместе со всем Божьим народом участвует в служении поклонения и хвалы. Однако фараон не сдается. Он совершенно безучастен к мольбам Моисея (5:3). Слова фараона: «Я не знаю Господа» (5:2) означают: «Я не признаю Его власти». Ситуацию ухудшила невыносимо увеличенная рабочая норма евреев (5:4:18). У евреев это неминуемо вызвало лишь глубокое негодование на своего сомнительного освободителя (5:19–21). Какое различие в оказанном приеме! Сегодня лесть, завтра – неприятие. Другому Избавителю люди будут один день петь осанну, а на следующий день требовать: «распни его». Еще одно подтверждение призвания Моисея (6) Так же как Иаков получил подтверждение событиям, происходившим в Пенуэле (ср. Быт.32:28 и Быт. 35:10 ), так и Моисей сейчас должен получить подтверждение произошедшему у горящего куста. Конечно же, старые возражения умирают нелегко (ср. 6:12:30). Когда Моисей впервые был призван, он пытался уклониться от этого призыва, подчеркивая свою собственную неспособность. Теперь он беспокоится, что гораздо труднее будет общаться с фараоном, чем со своим собственным народом, что и так не отличалось особым успехом. Каким же образом он сможет договориться с фараоном? («Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? И если в стране мирной ты был безопасен, то, что будешь делать в наводнение Иордана?», Иер.12:5 .) Моисей по-прежнему слишком беспокоится о результатах. В ответ Бог говорит Моисею семь ободряющих «Я сделаю», которые окружены двумя «Я есть». См. таблицу 5. Таблица 5 67 В этой главе поднимаются, по крайней мере, два критических вопроса. Один – в третьем стихе: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий»; а с именем Моим «Господь» не открылся им». А что же тогда означают те отрывки, в которых Господь представляется одному из патриархов точно под этим же именем? Так, Бытие (15:7): «И сказал ему (т.е. Аврааму) «Я Господь...». Или отрывки, в которых автор называет Господа, обращающегося к Аврааму, Господь: «И сказал Господь Аврааму...» ( Быт.12:1 )? Либо отрывки, которые указывают на некоторую фамильярность в отношениях с Господом? Так, Бытие (12:8): «И создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

За восхождением следует сошествие Духа, ср. 7:39. Дух животворит — характерное выражение Павла (последний Адам есть дух животворящий 1 Кор 15:45; буква убивает, а дух животворит 2 Кор 3:6), у Иоанна Дух связан с новым рождением (3:5–6,8) и живой водой (4:23–24; 7:38–39). Дух и жизнь связаны и в ВЗ (Быт 1:2 и особенно видение сухих костей в Иез 37:1–14, где Дух Божий воскрешает мёртвых). Плоть не пользует нимало — как всякая плоть не имеет силы без духовного начала, так и Евхаристия, принимаемая без веры и содействия Духа, не приносит пользы и не удерживает ученика от предательства, см. сле­дующий стих. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь — ср. в Ис 40:6–8 переход от плоти к слову; о животворящем слове см. Ин 5:24. Слова не обязательно означают предшествующую речь, но скорее все слова Иисуса, Который есть воплотившееся Слово (1:1). Может быть, слова — это евхаристические формулы (Иоанн не приводит, но подразумевает их), особенно если за греч. ·»mata стоит евр. которое значит не только ‘слова’, но и ‘дела’; впрочем, не только Евхаристия, но и чудесное насыщение как прообраз её, умовение ног (13:4–11) и очищение Словом (15:3) представляют нераздельное единство слова и дела, “зримые слова”. Ср. ещё Втор 8:3; Иер 15:16 (обретены слова Твои, и я съел их); Иез 2:8–3:3 (повеление пророку съесть книжный свиток) и то же в Откр 10:9–10. Если местоимение ™gu ‘я’ выражает контрастное выделение, слово Иисуса противопоставляется Торе и превосходит её, см. Гал 3:21. Но есть из вас некоторые неверующие — вера разделяет слушателей Иисуса на две части, и границы эти могут быть незримы: неверующие оказываются среди учеников. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его — слова от начала могут значить время призвания учеников, а могут, как и в 1:1, относиться к истинному началу всего, довременному предведению всего Богом. Для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего — то есть чтобы подготовить верных учеников к уходу множества нестойких, Иисус заранее открыл им, что вера не может быть результатом человеческой инициативы или человеческих расчётов: она приходит только от Бога. Вера во Христа не просто трудна: без Божиего содействия она невозможна, ср. Мк 10:27.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Отрывок 3:21–31 имеет преимущественное значение для понимания того, как апостол Павел трактует правду Божию. Содержание этого отрывка можно изложить в двух фразах: 1). Предвечная правда Божия окончательно явила себя во Христе; 2). Любой верующий, иудей или язычник, оправдан верой в то, что совершил Христос, а не исполнением Закона. д. 4:1–25. Пример Авраама Апостол Павел обнаружил в Книге Бытия один древний текст, который делает его богословскую позицию еще более твердой: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (4:3; Быт.15:6). Это место представляет для апостола интерес, потому что оправдание Авраама, о котором говорится в Бытие, предшествовало обрезанию праотца иудеев. Он был оправдан «до обрезания», а не «по обрезании», которое произошло позже (4:3; Быт.17). Оправдание Авраама не было следствием исполнения Закона, который был дан через Моисея гораздо позже (4:13–17). Авраам поверил Богу, обещавшему ему сына, в то время как Аврааму было 100 лет (4:19; Быт.17:1); он «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (4:20–22). «А впрочем, продолжает апостол, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (4:23–25). Вторая часть. 5:1 – 7:25. Предыдущая часть была, в основном, догматической по содержанию: ап. Павел изложил в ней следующие темы: явление предвечной правды Божией; наше оправдание верой. Во второй части апостол говорит о нашей жизни оправданных в надежде на будущее спасение. а. 5:1–11. Оправданный человек, ожидающий славы Божией «Итак, оправданные верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (5:1). «Мир», о котором говорит апостол, это великий мессианский дар, а не просто расположение души (Ис.2:4; 60:17; Зах. 9:9; Лк.1:79 см. в ТОВ. ком sub loco). Живя в мессианскую эпоху, начало которой положил Христос, мы не лишены надежды, и апостол Павел говорит: «Мы хвалимся», но добавляет, мы «хвалимся надеждою славы Божией» (5:2). В нынешних превратностях, которых нельзя избежать, испытывается наша стойкость и утверждается наша надежда (5:4); ибо если мы оправдались и примирились смертью Иисуса, то «тем более… спасемся жизнью Его» (5:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Нам, однако, необходимо сказать о том чудесном корабле, на котором сохранилось семя жизни. Библия оставила нам описания этого удивительного сооружения. «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье» ( Быт.6,14–16 ). Дерево гофер использованное для строительства – это, как думает митр. Филарет, кипарис (2. стр.114), или же, по свидетельству исследователя ковчега Ф. Наварра, – особая иракская разновидность дуба (3. стр.213). В любом случае, это дерево было не подвержено гниению (как об этом сообщает перевод 70-ти.). «Бревна, послужившие материалом для дна, бортов и палуб ковчега, по-видимому, были изготовлены из огромных деревьев, росших на земле с момента ее основания», то есть в течение 2200 лет. Подобные гигантские деревья находят сейчас в каменноугольных пластах. Смола (евр. «кафар» – оболочка) была идеальным водоотталкивающим средством, состав ее сейчас нам неизвестен, хотя еще до Рождества Христова многие приносили ее с Арарата и использовали как амулет. Размеры ковчега изменяются в зависимости от того, какой длины считается локоть. Минимальный его размер – 44,5 см, а максимальный (длинный локоть) – 52 см., но обычно его длину принимают как 45,5 см. При самом малом размере локтя ковчег имел 133,5 м. в длину; 22,25 м. – ширины, 13,5 м. – высоты. Это соответствовало объему 39655 м3, и водоизмещению в 13960 тонн. Обычные размеры: длина – 136,5 м., высота – 13,65 м., ширина – 22,75 м., объем – 42388,369 м3. Максимальные размеры: длина – 156 м., высота – 15,6 м., ширина – 26 м., объем – 63273,6 м3. Это соответствует объему сотен товарных вагонов для перевозки скота. Один вагон имеет полезный объем около 76 м3, значит, даже минимальный размер ковчега соответствовал 522 вагонам (обычный – 557, а максимальный – 832). Учитывая, что в обычный товарный вагон входит 240 овец, ясно, что ковчег мог вместить от 125280 (при минимуме локтя) до 199680 (при максимуме) овец. Такой объем достаточен, чтобы вместить всех сухопутных животных (птицы, насекомые (крылатые), млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные) как ныне живущих, так и вымерших. Чтобы в этом убедиться, во-первых вспомним, что «род» книги Бытия не всегда совпадает с «видом» в современной классификации, а часто более близок к «семейству», а во-вторых, животные входившие в ковчег, были скорее всего подростками, а не взрослыми особями, ибо им предстояло заселять мир заново. Поэтому они занимали меньше места, чем взрослые животные.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

в. На т, Гди, уповахъ, да не постыжс во вкъ: правдою твоею избави м и изми м. 2. На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; 2 . Первое полуст. сходно с Пс.24:1 б (русск.-евр. 2 а ; см. выше стр. 339). Правдою твоею избави м – по Твоей праведности и правосудию, Тебе свойственно, Господи, защищать невинность и правоту и не позволять неправде торжествовать над ними: поэтому избавь меня от несправедливых преследований врагов моих и не допусти им погубить меня (ср. ст. 16). Слова: и изми м, – т. е. тоясе что избавь или освободи меня (ср. слав.-русск. в ст. 3 и Пс.139:1 и 4, 143:7 и 11), – не читаются в евр.-халд. и сирск., в Син. код. и в Вульгате, – и внесены в текст из сходного места Пс.70:2 . г. Приклон ко мн ухо тво, ускор изти м: бди м въ бга защитител и въ домъ прибжища, спти м. 3. приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, 3 . Приклон ко мн ухо тво – см. выше Пс.16 , стр. 227. ускор изти м... Продолжительность и тяжесть бедствий истощает терпение псалмопевца и приближает его к отчаянию (ср. ст. 11 и 23), поэтому он молит Господа поспешить избавлением его, пока он не упал еще духом, и, среди его скитаний в горах, послужить для него как бы твердою скалою, на которой бы он мог безопасно укрыться от преследования, или укрепленным замком (домом прибежища, букв. с евр. домом крепости, ср. Манд. и бл. Иерон., также 2Цар.5:7 ), которым бы враг не в силах был овладеть и т. обр. захватить его. д. к держава мо и прибжище мо ты: и имене твоег ради наставиши м и препитаеши м. 4. ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Изведеши м сти се, юже скрыша м: к ты защититель мой, Гди. 5. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. 4–5. Молитва его основывается на уверенности, что Господь именно и есть та неприступная скала и неодолимая твердыня, в которой заключено его спасение, что Он Сам, ради Своего имени, т. е. но Своему правосудию (ср. ст. 26), милости и всемогуществу (см. объясн. на Пс.7:18 , стр. 139), будет руководить им и управлять, снабжая всем необходимым ( препитаеши м; – евр. зн. и направлять Исх.15:18 ; Пс.22:2 , – и снабжать, обеспечивать Быт.47:17 ) в его бедственной жизни, и выведет его из расставленной для него сети, т. е. избавит от незаметно подготовленной для него врагами опасности (ср. Пс.9:16 и 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вожделение — 1) сильное желание ( 2Кор.7:11 (см. ц.-сл. вариант)); 2) сильное чувственное, похотливое желание, влечение к кому-либо ( Мф.5:28 ); 3) страстное влечение к объекту своей страсти. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Давид и Вирсавия. 1852–1860 гг. Когда и у кого из людей впервые возникло греховное вожделение? Впервые  в истории человечества греховное вожделение испытала и реализовала праматерь человечества Ева в Эдемском саду : «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). Что можно противопоставить вожделению? Вожделению можно противопоставить воздержание . «Воздержание есть то, что отсекает вожделение», — пишет Амвросий Медиоланский , комментируя Быт.3:6 . Бог заповедал первым людям: плодов дерева, которое среди рая… не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ( Быт.3:3 ). Но так как они не соблюли заповеди и утратили высшее райское достоинство, то были изгнаны из рая и лишены бессмертия. Вот чему закон учит нас и что влагает в нас через страдания всей твари. Какие ещё примеры вожделения мы находим в Священном Писании? Один из ярких примеров такого рода мы встречаем в библейском повествовании о жизни царя и пророка Давида. Однажды он случайно увидел купающуюся красавицу Вирсавию и страстно возжелал её. Муж Вирсавии, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступить от него, чтоб он был поражен и умер» ( 2Цар.11:15 ). Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид же раскаялся в содеянном. 50й псалом написан Давидом, когда он каялся в том, что овладел женой Урии и отдал поручение о его «убийстве». «Всякий, кто смотрит на женщину… уже прелюбодействовал с нею» ( Мф.5:28 ). Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на женщин?

http://azbyka.ru/vozhdelenie

Три задачи стояли перед женами-мироносицами: 1) Поверить в чудо Воскресения; 2) Возвестить об этом всему миру; 3) И установить «праздников Праздник» – Христианскую Пасху. Женщины прекрасно справились с данной задачей! Мужчины не веровали, что называется, до последнего. Таким последним оказался апостол Фома, который не был на первой встрече Сына Божия с апостолами, когда, войдя дверями затворенными, Христос сказал: «Мир вам!», и, услышав о встрече от остальных апостолов, не поверил (см. Ин.20:25 ). И здесь мы должны коснуться очень важного вопроса: какой смысл заложен в приветствии воскресшего Христа – «Мир вам!»? Отвечая на этот вопрос, мы поймем подлинный смысл Христианской Пасхи. Когда род человеческий в лице наших прародителей поверил змею древнему более, чем Господу Богу, род человеческий оказался во враждебных отношениях с Богом. И видимым символом этих враждебных отношений был Херувим «и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ). Никто не смог из людей встать в образовавшемся проломе между Богом и человечеством (см. Иез.22:30 ). И только Богочеловек Христос Иисус смог разрешить проблему наших грехов, пороков и преступлений (см. Откр.5:3–5 ). Сказано: «и вас, которые были мертвы во грехах… плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив… бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей (то есть бесовских. – О.С.), властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:13–15 ). – Все это произошло на Кресте! И вот, когда столь великая Жертва была принесена Божеству Отца и Сына и Святого Духа, происходит пауза ожидания… Примет ли Бог эту Жертву? И когда Бог Отец воскресил Своего Сына и Сын Божий в Духе Святом поднялся из гроба силою Ипостасного Божества – это и означало, что с Богом восстановлен Мир и Жертва, принесенная на Кресте, – ПРИНЯТА! Сказано: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1, 3); и еще: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:9 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог Ветхого Завета – это Бог Живой ( 1Цар. 17:26, 36 ; 4Цар. 19:16 ). Выражение «Жив Господь Бог» ( 3Цар. 17:1,12, 18:10, 15 и др.) было одной из наиболее распространенных форм упоминания о Боге в клятве или приветствии: упоминая Бога, человек как бы приводил Его в свидетели истинности своих слов. Сам Господь, обращаясь к народу израильскому, говорит: «Живу Я» ( Иез. 5:11 ). Бог всегда жив и активен, Он «не дремлет и не спит» ( Пс. 120:4 ), «не утомляется и не изнемогает» ( Ис 40,28 ). Его живое присутствие ощущается всем народом израильским и каждым членом этого народа. На Его присутствие откликается природа: перед лицом Бога «море... побежало, Иордан обратился назад, горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» ( Пс. 113:3–4 ). Ветхозаветный Бог – это Бог «Святый» ( Ис. 57:15 ), имя Его «свято и страшно» ( Пс. 110:9, 98:3 ). Перед Святым Богом не могут стоять другие народы (см.: 1Цар. 6:20 ), а народ израильский предстоит святости Божией со страхом и трепетом. Между Богом и народом израильским заключен Завет, скрепленный святостью Бога. Поэтому народ называет Бога «Святый Израилев» ( Пс. 70:22 ; Ис. 5:24 ), а Бог, обращаясь к народу, называет Себя «среди тебя Святый» ( Ос. 11:9 ). Ветхозаветный Бог – это «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ); «Он будет судиться со всякой плотью, нечестивых Он предаст мечу» ( Иер. 25:31 ). «Бог – судия праведный... всякий день строго взыскивающий» ( Пс. 7:12 ); Он восседает на Престоле и производит суд (см.: Пс. 9:5 ); Он «одного унижает, а другого возносит» ( Пс. 74:8 ); Он воздает «возмездие гордым» ( Пс. 93:2 ). Справедливость Бога выражается в том, что Он щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи. Яхве – «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода» ( Исх. 34:6–7 ). Бог Ветхого Завета – это Бог Единый и единственный: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» ( Ис. 43:10–11 ). Бог – «ревнитель» ( Исх. 34:11, 20:5 ), не позволяющий поклоняться другим богам, воспринимающий народ израильский как Свою невесту (см.: Ис. 54:5 ; Иер. 2:2 ) и всякое уклонение Израиля в идолопоклонство как измену и блудодеяние ( Исх. 34:15–17 ; Ис. 1:21 ; Иез. 16:1–43 ). Настанет время, говорит Бог в книге пророка Осии, когда народ израильский отвергнет поклонение ложным богам и будет соблюдать верность Яхве, как жена мужу:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010