4Цар.23:31 .  Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны. 4Цар.23:32 .  И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его. 4Цар.23:33 .  И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме, – и наложил пени на землю сто талантов серебра и [сто] талантов золота. 4Цар.23:34 .  И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер. 4Цар.23:35 .  И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао. О Ливне см. замеч. к ( 4Цар.19:8 ). Ривла (у LXX-mu: Βλα, Ρεβαμι, Vulg.: Rebla, слав.: «Ревлаам», «Вила» – Onomasticon, 274) – город на северо-восточной границе земли обетованной ( Чис.34:11 ), на Оронте, теперь Рибле, между Хамсом (Емеса) и Баальбеком. Сюда Нехао заключает лишенного им царства (после 3-месячного царствования) Иоахаза (ст. 33), здесь же после Навуходоносор ослепил Седекию ( 4Цар.25:6 ), затем уморил вельмож Иудиных ( 4Цар.25:21 ). По-видимому, Ривла была главной квартирой Нехао, а после Навуходоносора. Вместо Иоахаза Нехао ставит царем Иудеи старшего сына Иосии Елиакима, переменив ему имя на Иоаким в знак (ср. Быт.41:45 ; Дан.1:7 ) его вассальной зависимости от себя (так после поступил Навуходоносор в отношении Матфании-Седекии, 4Цар.24:17 ). Возложенная египетским фараоном дань на Иудею разложена была (как некогда в Израильском царстве при Менаиме, 4Цар.15:19 ) на собственников земельных участков, даже и бедных (евр. ам гаарец). 4Цар.23:36 .  Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федаии, из Румы. Рума (у LXX-mu: Αρημ, Vulg.: Ruma), вероятно, тождественна с Арума, близ Сихема ( Суд.9:41 ; И. Флавий, Иуд.Война 3:7, 21), теперь Хирбет Рума к югу от равнины Асохис (Onomast. 793). Иоаким царствовал 11 лет, с 609 по 593 гг. (ст. 36; 2Пар.35:5 ). Нечестивое царствование его, полное измены истинной религии и обильное всякими неправдами ( Иер.7:9 и далее; Иер.17:2,19:4 и далее; Иер.22:13–17 ; Иез.8:9–17 ; Авв.2:9–14 ), было истинным бедствием для Иудеи, роковым образом увлекавшим его к гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Алкоголь умеет перебрасывать энергию только через небольшие отрезки времени, деньги же знают, как переносить ее в гораздо большем диапазоне. 284. Государственные бюджеты сегодня так велики, что, используя их несбалансированности, есть возможность управлять ростом экономики, то есть либо ее оживлять, либо притормаживать. 285. Пример: если я возьму у когонибудь в долг сумму, равную 10 % своего месячного дохода, то только настоящий псих скажет, что в этом месяце я стал на 10 % богаче или, точнее, производительнее. Ни на грош. Но зрительно мой доход действительно вырос, и я могу (благодаря займу!) потратить на 10 % больше. 286. Интересно осознать, что если мы будем физический труд понимать как работу для рабов, а рабов как инструмент, то Платон не был далек от истины нашего времени. Сегодня действительно физический труд оставлен машинам, а работу творческую, требующую разума и принятия самостоятельных решений, делают люди. Так себе Платон и представлял функции свободного человека (не раба) — интеллектуальная деятельность. 287. Быт. 1:28. 288. Быт. 3:17–19: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: “не ешь от него”, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». 289. Притч. 22:29. 290. И лишь намного позже эта идея получила развитие в коммунистическом учении, в котором стоимость рабочей силы и положение рабочих были доведены до экстремума, когда работа имеет не только высочайшую социальную оценку, но и становится единственным источником создания стоимости. 291. Втор. 24:19. 292. Hill R. B. Historical Context of the Work Ethic. P. 1. 293. Притч. 10:4. 294. Еккл. 5:11. 295. Притч. 21:25. 296. См.: Элиаде М. Священное и мирское; История веры и религиозных идей; Миф о вечном возвращении. 297. Исх. 20:8–11. 298. Как метко отмечает экономист Джагдиш Бхагвати в своей книге «В защиту глобализации» (в разделе «Ускорение темпов социальных сдвигов», с. 47), «уже не считается таким “чудом”, как раньше, длительный ежегодный двухпроцентный экономический рост, достигнутый в Японии в эпоху Мэйдзи. Сегодня для стран третьего мира показатель роста менее шести процентов в год расценивается как провал».

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Об этой скорости хорошо сказано в Исходе 19:4: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Например, в 1500 году до Р. Х. 20 тысячное войско фараона преодолело расстояние от Газы до Кармельских гор (130–145 км) за 12 дней 24 , что лишь на 1,2 км в день больше, чем двигался весь народ Израиля. Как видим, и здесь Моисею удалось воплотить один из принципов военной науки Цезаря (а позже и Суворова), основанный на скорости совершения стратегического манёвра; достаточно вспомнить знаменитую галльскую войну. Организация быстрого перемещения такой огромной массы людей на больших пространствах требует немалого таланта, но Моисею удалось выполнить основную задачу и увести свой народ с многолюдных путей. Однако сложность данной операции и невозможность предусмотреть все нюансы не замедлила сказаться, о чём и повествует следующий отрывок. И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме (Исх 17:8). Считаю необходимым привести здесь выдержку из “Толковой Библии” А. П. Лопухина, которая хорошо иллюстрирует некоторые аспекты этого нападения: “Амаликитяне, потомки Исава через сына его Елифаза (см. Быт 36:12), — кочевой, живущий грабежом народ, занимали пространство между Идумеей и Синаем. Судя по свидетельству Втор 25:17–18 (Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога), они напали не на главные силы и массы народа, а на последние утомившиеся в пути и потому отставшие ряды” 25 . Причиной такого нападения на израильтян стало естественное падение дисциплины или вообще её отсутствие у них. Наверное, сложно назвать более значимый фактор военной составляющей любого объединения, чем дисциплина. Например, известно, что рим­ские воины сильно уступали по физическим параметрам окружавшим их племенам, особенно северным, и смогли их завоевать во многом благодаря высокому уровню дисциплины. И такое явление, как децимация, хорошо показывает, насколько серьёзно они к этому относились.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды.) Сего ради (посему) глаголю (говорю) вам и проч. Выше Господь говорил о том, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения (ст. 15–21). Здесь Он продолжает Свою речь об умеренности, нестяжательности, – указывает и еще причины, почему не должно чрезмерво привязываться к земному, напр, очень заботиться о пище и одежде. Не пецытеся (не заботьтесь), т.е. не предавайтесь излишней заботливости (см. 8:14; Фил.4:6 ), а не то, чтобы совсем не заботиться. В Евангелии иногда встречаются такие отрицания, которые нужно принимать не в смысле совершенного отрицания, а только ограничения (чит. Мф.6:19, 20 ). Это видно и из дальнейших слов Господа: наипаче ищите царствия Божия (31 ст.), т.е. прежде и больше всего заботьтесь о душевных нуждах, а затем – и о телесных, земных. В известных пределах необходимо заботиться о нуждах житейских. Трудиться для удовлетворения их повелевает и Сам Бог ( Быт.3:19 ). И Апостол Христов пишет: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь ( 2Фес.3:10 ). «Не беззаботности научает Господь, а запрещает излишнюю заботливость» (Мих.), запрещает неумеренные желания, излишние приобретения и т. п. Господь Сам повелел быть весне и лету для произрастания плодов, и если бы люди летом не собирали плодов, то чем бы стали питаться зимою? Душею вашею (для души вашей), что вам есть. Здесь под душею разумеется общая жизненная сила человеческого организма, которая поддерживается пищею и питанием (чит. Мф.10:39, 16:25 ). Душа больше есть пищи и тело одежды, т.е. если Бог дал человеку жизнь, которая важнее пищи и пития, сотворил тело, которое важнее одежды, то ужели у Него не станет могущества и благости, чтобы дать ему пищу, питие и одежду? К чему же чрезвычайная заботливость об этом, менее важном? (Блаж. Авг.). Лк.12:24 . Смотрите врáн, яко не сеют, ни жнýт: имже несть сокрóвища, ни житницы, и Бóг питáет их: кóльми пáче вы естé лýчши птиц? (Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?) В этих словах Спасителя указывается другая причина, почему не должно чрезмерно заботиться о земном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Изощренные постоянной охотой и боевыми схватками, Мидяне меткие стрелки, и при своей дикости, беспощадны: их луки достаточно крепки и упруги, стрелы так закалены, и остры, а боевая ярость столь сильна, что они скоро победят главные отряды своих противников – отборное войско Вавилонян, тем с большей легкостью истребят отряды юношей, и увы! не пощадят даже младенцев в утробе материнской... 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. (И будет Вавилон, иже нарицается славный от царя Халдейска, якоже разсыпа Бог Содому и Гоморру). По сказанию книги Бытия, Господь «пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба; и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли... Истребил Господь это место за то, что был велик вопль на жителей его к Господу» ( Быт.19:24–25 и 13). Так же великий вопль возносился к Богу и на жителей Вавилона, жестоко притеснявших подвластные им народы (см.кн.Плач.); поэтому и Вавилон разрушит Господь чрезвычайным действием своего всемогущества, и не только сам город, но и его окрестности. 20. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. (Не населится в вечное время, и не внидут в онь чрез многия роды, ниже пройдут его Аравляне, ниже пастуси почиют в нем). Когда Господь разрушит Вавилон орудием врагов, истребит жителей мечем Мидян, опустошит страну огнем, то некому будет поселиться на ней. Бывало, где истреблялись племена одни, туда приходили и там поселялись другие. Но не то будет с Вавилоном: на ужасном месте его погибели не появится даже кочевой обитатель дикой пустыни – аравитянин со своим подъемным жилищем, легким, полотняным ковром; на том месте не останется даже и на короткое время пастух, возвращаясь со своим стадом из пустыни к шатрам своего местожительства. Так страшно и опасно будет это, проклятое Богом, место погибшего Вавилона! 21. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. (И почиют тамо зверие, и наполнятся домове шума, и почиют ту сирини и бесы тамо воспляшут). 23

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке. Одна девушка хотела идти в монастырь, но старец сказал ей: “Ты не умеешь любить, выходи замуж”. Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Человек любит не того, кто его любит, а того, о ком он заботится, и забота о другом увеличивает любовь к этому другому. Любовь внутри семьи возрастает на взаимной заботе. Различия способностей и возможностей членов семьи, дополнительность психологии и физиологии мужа и жены создают настоятельную необходимость деятельной и внимательной любви друг к другу. Супружеская любовь — очень сложный и богатый комплекс чувств, отношений и переживаний. Человек, по ап. Павлу (1 Фес 5:23), состоит из тела, души и духа. Проникновенная связь всех трех частей человеческого существа с другим возможна лишь в христианском браке, который придает отношениям мужа и жены исключительный характер, не сравнимый с другими отношениями между людьми. Только их ап. Павел сравнивает с отношениями Христа и Церкви (Еф 5:23—24). С другом — духовные, душевные и деловые контакты, с блудницей и блудником — только телесные. Могут ли быть духовными отношения между людьми, если отвергается существование духа и души, если утверждается, что человек состоит только из одного тела? Могут, поскольку дух существует независимо от того, принимаем ли мы его или не принимаем, но они будут неразвитыми, неосознанными и подчас сильно извращенными. Христианские отношения мужа и жены троичны: телесны, душевны и духовны, что и делает их постоянными и нерасторжимыми. “Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть” (Быт 2:24; см. также Мф 19:5). “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф 19:6). “Мужья, — писал ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…” и далее: “Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее…” (Еф 5:25,2829).

http://pravmir.ru/semya-kak-shkola-lyubv...

Монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке. Одна девушка хотела идти в монастырь, но старец сказал ей: «Ты не умеешь любить, выходи замуж». Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Человек любит не того, кто его любит, а того, о ком он заботится, и забота о другом увеличивает любовь к этому другому. Любовь внутри семьи возрастает на взаимной заботе. Различия способностей и возможностей членов семьи, взаимодополняемость психологии и физиологии мужа и жены создают настоятельную необходимость деятельной и внимательной любви друг к другу. Супружеская любовь — очень сложный и богатый комплекс чувств, отношений и переживаний. Человек, по ап. Павлу (1 Фее 5:23), состоит из тела, души и духа. Проникновенная связь всех трех частей человеческого существа с другим возможна лишь в христианском браке, который придает отношениям мужа и жены исключительный характер, не сравнимый с другими отношениями между людьми. Только их ап. Павел сравнивает с отношениями Христа и Церкви (Еф 5:23–24). С другом — духовные, душевные и деловые контакты, с блудницей и блудником — только телесные. Могут ли быть духовными отношения между людьми, если отвергается существование духа и души, если утверждается, что человек состоит только из одного тела? Могут, поскольку дух существует независимо от того, принимаем ли мы его или не принимаем, но они будут неразвитыми, неосознанными и подчас сильно извращенными. Христианские отношения мужа и жены троичны: телесны, душевны и духовны, что и делает их постоянными и нерасторжимыми. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2:24; см. также Мф 19:5). «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:6). «Мужья, — писал ап. Павел, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…» и далее: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее…» (Еф 5:25,28–29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

374. Lowry S. T. The Economic and Jurisprudential Ideas of the Ancient Greeks: Our Heritage from Hellenic Thought. P. 25. 375. Nussbaum M. C. The Fragility of Goodness. Р. 138. 376. Rádl Е. Djiny filosofie: Starovk a stedovk. Р. 185. 377. Nussbaum M. C. The Fragility of Goodness. Р. 139. 378. Nelson R. H. Reaching for Heaven on Earth. Р. 36. 379. Nelson R. H. Reaching for Heaven on Earth. P. 61. 380. См.: Платон. Государство. 416е–417в. 381. Речь идет об утопии в прямом смысле слова, которое на языке древних греков складывается из ou («не») и topos («место»). То есть это нереализованная фантазия. 382. «На шаг дальше пошел Софокл в своей “Антигоне”. В ней самым плохим считается тот, кто, обладая теми или иными способностями, по любым причинам не делает для общества максимум того, что может; нет места любому индивидуального комфорту в ущерб интересам всех. “Наихудший” (kakitos) человек — корыстно скрывающий от города свои способности (стих 181). “Плохой” (hoi kakoi) противопоставляется “благосклонному к городу”, как если бы они были полярными противоположностями (стихи 108–109)» (Nussbaum M. C. The Fragility of Goodness. Р. 153). 383. Nelson R. H. Economics as Religion. Р. 271. 384. Nussbaum M. C. The Fragility of Goodness. Р. 89–90. 385. Ibid. P. 91. 386. Поппер К. Открытое общество и его враги. С. 50. 387. Там же. С. 51. 388. Платон. Тимей. 22e–23b. 389. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. С. 72. 390. Платон. Тимей. 23b — с. 391. В другом месте Платон пишет: «…Древние, бывшие лучше нас и обитавшие ближе к богам…» (Платон. Филеб. 16d). 392. «Так, вы храните память только об одном потопе, а ведь их было много до этого» (Платон. Тимей. 23b). 393. Быт. 19:16–17: «И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть». Подобная тема появляется также в предупреждении Иисуса (Мф. 24:15–16): «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы».

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

3и 15), Бог Евреев (18), Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык ( Втор. 10:17 ). Но – а) первые два названия совершенно объясняются из особенного отношения Бога к Иудеям. Избравши их для высокой цели – для сохранения истинной веры посреди всеобщего нечестия на земле, Он еще с праотцом их Авраамом постановил особый завет, который потом повторял неоднократно ( Быт. 17:7–9 ; Исх. 19:4–6 ; Втор. 26:16–19 ), – завет быть им, по преимуществу, в Бога и иметь их людьми своими, народом избранным от всех язык ( 2Цар. 7:24 ); вследствие чего, естественно, и мог называться, в особенном смысле, Богом Авраама, Исаака и Иакова, а равно Богом Евреев. Что касается – б) до слов Моисея к Израильтянам: Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык ( Втор. 10:17 ); то вовсе несправедливо утверж­дать, будто допускается здесь действительное существование и других богов низших, когда известно, что еще прежде в той-же книге Второзакония законодатель Еврейский ясно высказал своему народу: Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его] (4:39). Моисей, очевидно, называет Всевышнего Богом над самими богами языческими, соответственно понятию язычников, которые были уверены, что эти боги действительно существуют, хотя сам называл их только идолами или существами воображаемыми ( Лев. 19:4 ; Числ. 33:52 ). 193 Святые Апостолы, естественно, провозглашали истину единства Божия всякий раз, как только надлежало им обращать ко Хри­сту многобожников – язычников. мужи! что вы это делаете, вос­кликнули Павел и Варнава, когда жители Листры, увидевши со­вершенное Павлом чудо, сочли их за нисшедших на землю богов, Юпитера и Меркурия, и готовы были принести им жертвы, – и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них ( Деян. 14:7–15 . См. также речь святого Павла в Афинском ареопаге – Деян. 17:22–31 ,и сказание о проповеди Павловой в Ефесе и других местах – Деян. 19:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010