Пятикнижие 10 Ягвист (J) датируется периодом X — начала IX века до Р. Х. 11 . Ключевым для иудейской антропологии является Быт 2:7, где “дыхание жизни” выражено не словом ruach , но близким ему по смыслу neshama , означающим жизненную силу Божественного происхождения, которая животворит безжизненное материальное тело. Отец Иоанн Брек замечает, что в Быт 3:8, где говорится о прохладе (ruach) дня, термин ruach используется для описания чисто природного феномена, сопровождающего движение и жизнь сотворенного мира, и это место является уникальным 12 . Обычно же в ВЗ ruach поддерживает жизнь и сопровождает Божественные действия в истории Израиля, в том числе и через явления природы: Быт 8:1; Исх 10:13,19; Чис 11:31; 3 Цар 19:11; Пс 77:26; 134:7; 148:8. Другое действие Духа — вдохновляющее. Например, ruach-Elohim вдохновляет Иосифа на толкование снов фараона (см. Быт 41:38), Валаама, слышащего слова Божии, — на произнесение притчи (см. Чис 24:2). Здесь мы уже сталкиваемся с концепцией Духа как посредника Слова. Слово Божие промышляет о Своем творении посредством Духа, Который животворит тварь, а Дух исполняет Свою миссию в мире через Слово в пророчестве и откровении. Эта близость и соучастие, заметные в ветхозаветной традиции, отражаются и в более поздней богословской традиции, провозглашающей различие Слова и Духа в ипостасном бытии, но единство их по сущности 13 . У Элогиста (E) (700 г. до Р. Х.) 14 понятие ruach вмещает эмоции и чувства — Быт 41:8; 45:26–27. Здесь сердце (leb) и дух (ruach) — взаимозаменяемые выражения сторон души (nephesh) 15 , связанных с эмоциями. Для того, чтобы облегчить задачу Моисею, Бог передает от Духа, Который на Моисее, на семьдесят старейшин, которых знает Моисей (см. Чис 11:16–17). И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали (Чис 11:25) — то есть ruach пророчества приходит от Бога. Мы видим, что фактически в первоначальной традиции JE Дух Божий есть Дух, Который от Бога. Бог является источником Духа, но Дух никогда не понимается как идентичный с Богом, иначе говоря, Дух сопровождает Божественное бытие.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

31 голос... в Раме... Рахиль плачет. Рама располагалась на территории колена Вениаминова в прежнем северном царстве. Рахиль приходилась бабкой Ефрему и Манассии (родоначальникам двух наибольших северных колен). Оплакиваемое уничтожение северных колен происходило в 722 г. до Р.Х. 31 Поставь себе путевые знаки. Этот совет обращен к изгнанникам, которые, возвращаясь из плена, смогут таким образом найти верный путь. 31 отпадшая дочь. См. 3,14.22. Спасение не делает менее актуальным стремление к праведности, которого требует Господь. нечто новое. См. Ис. 42,9 . 31 засею... семенем. Ср. Быт. 15,18 , где древнееврейское «отдаленное семя» переведено как «потомство». 31 отцы... оскомина. См. Исх. 20,5 ; Чис. 14,18 ; Иез. 18,2 . 31 каждый будет умирать за свое собственное беззаконие. См. Втор. 24,16 ; Иез. 18,4–32 . Ныне живущие заслуживают наказания, хотя народ пребывает в грехе на протяжении уже нескольких поколений (7,13; 11,7.8). 31:31–34 Иеремия пророчествует о новом завете, который Бог заключит со Своим народом. Подобно тому, как ветхий завет (Исх., гл. 19–24) обусловливает освобождение из египетского плена (Исх., гл. 12–15), новый завет повлечет за собой освобождение от греха (ст. 34). 31:31–32 Новый завет, который должен быть установлен, отличается от прежнего тем, что не будет нарушен вовеки (ст. 32; Евр. 8,7.8 ), а также в благодати, дарованной через посредничество праведного Слуги, Который Своей всеобъемлющей жертвой искупит Свой народ для благословений завета (см., напр., Ис. 53,4.5.8.10.12 ; ср. Евр. 9,12.15; 10,1–4.10.18 ). 31 новый завет. См. 1Кор. 11,25 ; 2Кор. 3,6 ; Евр. 9,15; 12,24 ; а также статью «Божий завет милости». с домом Израиля и с домом Иуды. Данные слова подчеркивают преемственность поколений народа Божиего. См. 23,3 и ком. 31 не такой завет... они нарушили. Новый завет восполнит несовершенство ветхого, которое заключалось в неспособности людей соблюсти его (см. 11,10; 2Кор. 3,14 ; Евр. 8,7 ). в союзе с ними. См. 2,2. Ср. Еф. 5,25–27 ; Откр. 19,7; 21,2.9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29:12 Разложение общества начинается с верхов. Бесчестный правитель не только собирает вокруг себя бесчестных чиновников, но и подталкивает своих подданных ко злу. 29 свет глазам... дает. Т.е. дает жизнь (см. 22,2 и ком.). 29:14 См. ст. 4, а также 16,12.13 и ком. 29:15 См. 13,25; 22,15; 23,13.14 и ком. 29:16 Данная пословица имеет богословский смысл, выражая веру в установленный свыше справедливый миропорядок. 29 Без откровения. Отсутствие откровения свидетельствует либо о молчании Бога ( 1Цар. 3,1 ), либо о неспособности услышать Его слово ( Ам. 8,11.12 ). 29:19 Данная пословица является в большей степени отражением реалий древнееврейского общества, чем непреложным принципом. Учительные свойства мудрости рассматриваются здесь с учетом того, что не всякое положение вещей можно изменить словами или разумными доводами. 29:20 См. 26,12. 29 в неге. Т.е. пренебрегая принуждением и наказанием (ст. 19). 29:23 См. 15,33; а также 16,18.19 и ком. 29:24 Этот стих обращает внимание на положение, в котором оказывается соучастник преступления. Если он отказывается от свидетельства, то становится виновным ( Лев. 5,1 ), а решившись свидетельствовать, изобличает самого себя. 29:25 См. 28,25 и ком. 29:26 Библейская литература мудрости признает особое предназначение правителя быть опорой Божиего миропорядка, являясь, таким образом, агентом Божественного управления (21,1 и ком.). Одновременно она отмечает несовершенство человеческого правления. Таким образом, самый надежный путь к справедливости искать ее у Бога. Глава 30 30:1–33 Особенности учительных жанров и, в частности, книги Притчей как собрания мудрых высказываний и иносказаний затрудняют определение авторства различных частей главы (см. ст. 1; ср. 1,1 и ком.). 30 Агура, сына Иакеева. О личности этого человека ничего не известно, однако многие исследователи полагают, что он был чужеземцем (см. ком. к 22,17 24,22). изречения. Существует вероятность того, что это древнееврейское слово обозначает топоним «Масса» (см. 31,1), следовательно, Агур и Лемуил измаильтяне из Массы, которая находилась в Аравии ( Быт. 25,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

166. Apulee. Metam., I, 7, 8. 167. Dig., Ill, 2,4; XXIII, 2,43 § 99- 168. Tertullien. De fuga, 13. CIL, IV, 3948. Kleberg T. Op. cit., pp. 111–112. 169. См.: Kleberg T. Op. cit., pp. 89—90. 170. Ps. Virgile. Сора, 2, Horace. Ер., 1,14,21, Auscme. Mosella, 124. 171. Рим. 12,13; ι μ. 5, Ю; Ъгг. 1,8; Евр. 6,10; 13,2; 1 Пет. 4,9- 172. См., в частности, относящиеся к рассматриваемой эпохе: Hernias. Similitude, 9, 27; Ргес., 8, 10; Ps. Clem. Нот., 9 173. Краткий очерк и библиографию см.: Staehlin G. Xenos 11 ThWNT, V, pp. 16–24; прим. 2. 174. Быт. 18—19- 175. Быт. 24, 15–28. 176. Иов. 31,32. 177. Иис. Η., 2. 178. 1 Clem. 10–12. 179. Например: Лк. 10, 34; 11, 5; 14, 12. 180. Мф. 25, 10, 34,40. 181. 3 Ин. 5–8. 182. 1 Clem. 1, 1. 183. Hist, eccl., IV, 26, 2. 184. Aristide. Apologie, 15; Lukian. De peregrin, morte, 11 — 13; 16. 185. 1 TVim. 3, 2; 5, 10; Тит. 1, 8, Herm. Sim., IX, 27, 2. 186. Justin. Apologie, 67; Tertullien. Apolog., 39· 187. Например, предъявитель Третьего послания Иоанна Богослова. 188. Acta Archelai, 4. 189. Didache, 11, 1–13, 2. 190. См., например: CumontF. Les Religions orientales dans le paganisme romain. Paris, 1929, pp. 96—101. 191. Didache, 12, 5. 192. Текст этих правил см.: StrackBillerbeck, II, 183; IV, 565, 568. 193. Своего рода опознавательный знак выдавался епископом: Tertullien. De praescriptione, 20 194. Тессера, хранящаяся в музее во Вьенне, несет на себе имена двух странников, а другая, найденная в Трасакко, в Италии, снабжена двумя именами, соединенными словом («странник»). См. репродукцию в: Lecrivain Ch. Hospitium//Dictionnaire des Antiquites, III, 298. 195. Didache, 12, 1. 196. Там же, 12, 2. 197. Lecrivain Ch. Op. cit., p. 298. 198. Гомер. Одиссея, 9, 18. 199. Montagne R. La Civilisation du desert. Paris, 1940, p. 87. 200. Didache, 12, 5. 201. Didache, 11, 1. 202. Евр. 13, 2. 203. Tertullien. De praescriptione, 20. 204. См.: LeclercqH. Ostrakon; Papyrus//DACL, XIII, 70— 112; 1370—1520 (библиография); Deissmann A. Licht vom Osten. Tubingen, 1923, S. 116–213; Schneider J. Brief//RAC, II, pp. 564—585 (библиография до 1954 г.).

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

24:23–24 Ст. 23 подводит итог описанию беззаконий нечестивых, словами «очи Его видят пути их» дает обоснование для вывода, содержащегося в ст. 24. Глава 25 25:1–6 Вилдад не дает ответа на последние слова Иова, и речь его не содержит каких-либо новых аргументов. Он лишь повторяет то, что было ранее произнесено о владычестве, величии, могуществе и праведности Бога. 25:4–5 Пересказ слов Елифаза (см. 15,14.15). Глава 26 26 Столпы небес. Возможно, метафорическое изображение гор. Но, скорее всего, речь идет об «основании», «опоре» небесной. как мало мы слышали о Нем! Эта мысль вряд ли могла бы посетить Иова до его страданий тогда он полагал, что слышанного достаточно, чтобы быть «непорочным». Глава 27 27 жив Бог. То же, что и выражение «Хвала Богу». 27 дух Божий в ноздрях моих. См. Быт. 2,7 . 27:7–10 Риторический прием. Ср. Пс. 108,6–15; 138,19–22 . 27:13–23 Продолжение мысли, начатой в гл. 24. Глава 29 29:1–25 Гл. 29 начинает первый из трех монологов книги: гл. 29–31 (Иов); гл. 32–37 (Елиуй); гл. 38–41 (Господь). 29:2–6 Иов оплакивает потерю расположения Бога к себе и к своему дому. 29 как в прежние месяцы. См. ком. к 30,1. 29:7–17 Ответ на обвинения Елифаза (22,5–10). 29 облекался в правду, и суд мой одевал меня. Этот стих является центральным в главе, эмоциональным выражением чаяний оправдания Иова. Глава 30 30 А ныне. Содержание этой главы является противопоставлением тому, о чем говорилось в гл. 29. Глава 31 31:1–40 Квинтэссенция речи Иова в гл. 31 опровержение обвинения его в том, что он является особо нечестивым и злым человеком. Важный аспект юриспруденции, существовавшей в дни Иова, лежит в основе этой речи. Иов обращается к Богу с клятвой во имя Самого Бога и с призывом Божиего суда на себя, если он окажется неправ. Хотя Иов провозглашает собственную невиновность, эти слова не выражают самоправедность фарисея в Лк. 18,11.12 . Подобно псалмопевцу, Иов стал жертвой ложного обвинения, и это вызывает у него острое желание защитить себя. 31:1–4 Иов свидетельствует о своей непричастности к «похоти очей».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12 пренебрег слово Господа. См. Чис. 15,31 ; 1Цар. 2,30 . сделав зло пред очами Его. См. ком. к 11,27. ты поразил. Не участвуя непосредственно в убийстве Урии, Давид, тем не менее виновен в его смерти не меньше, чем если бы собственноручно поразил его. мечом. Это слово здесь, как и в 11,25, следует понимать в переносном смысле, ибо, как явствует из 11,24, Урия был убит лучниками. 12 не отступит меч от дома твоего во веки. Дом Давидов действительно вскоре начал страдать от тяжких междоусобиц: Авессалом убил Амнона (13,28.29); Иоав убил Авессалома (18,14.15); Соломон повелел предать смерти Адонию ( 3Цар. 2,24.25 ) и Иоава ( 3Цар. 2,29–34 ). 12 Я воздвигну на тебя зло из дома твоего. Эта угроза воплотилась в восстании Авессалома (гл. 15; 16). будет он спать с женами твоими. См. 16,21.22. 12 согрешил я пред Господом. Выслушав обвинительную речь пророка, Давид немедленно и чистосердечно раскаялся в совершенных им грехах (ср. 1Цар. 15,24.25.30 ). Полнее и глубже раскаяние Давида выражено в Пс. 50 . ты не умрешь. См. ком. к 11,5; 12,5. 12 ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его. Более предпочтительным представляется такое прочтение: «Ты этим делом проявил крайнее непочтение к Господу». Однако уже в древних манускриптах это место оказывается немного исправленным; исправление это, видимо, было вызвано желанием смягчить обвинение против Давида (ср. 1Цар. 20,16 ). 12 молился Давид Богу о младенце. За этой молитвой стоит осознание Давидом того, что давать человеку жизнь и отнимать ее может один только Бог ( Втор. 32,39 ; 1Цар. 2,6 ; Пс. 29,4 ). 12 не ел с ними хлеба. См. ком. к 1Цар. 1,7 . 12 пошел в дом Господень, и молился. Подобно Илию и в отличие от Саула, Давид со смирением принял обращенную на него Богом кару (см. ком. к 15,26; 16,11). 12 Я пойду к нему. Т.е. туда, где обитают мертвые (см. 1Цар. 28,19 и ком., а также Быт. 37,35 ). 12 Вирсавию, жену свою. Здесь в первый раз о Вирсавии говорится как о жене Давида (см. ком. к 11,3). Соломон. «Человек мира» наиболее общепризнанный перевод этого имени, в некоторой мере опирающийся на 1Пар. 22,9 . Оно, однако, может быть переведено и как «замена»; в таком случае имя Соломона должно означать, что он был дан Давиду и Вирсавии «взамен» их умершего первого сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Досл. «труды, заботы» (τν καμτων). Досл. «возобнови» (νακανισον). Быт 3. 1–20. Т. е. иудеев. В оригинале стоит «τος το Κν», это genitivus possessivus с пропущенным существительным, от которого зависит второе существительное (в родительном падеже). Я. Баркхейзен предлагает другой вариант перевода: «Если ты снова прилепишься к деяниям Каина» — [Romanos.] 5.1 On the Crucifixion (О.21). P. 100. Быт 4. 1–16. Досл. «страстный, горячий» (διπυρος). Досл. «древние услуги/помощь» (τς ρχαας πουργας). «λαλεται» — глагол в форме пассивного залога от глагола «λαλω» (говорить, рассказывать). Возможно, в предыдущей строфе имеются в виду жертвы всемирного потопа (см.: Быт 7. 21–23), а здесь — содомляне (Быт 19. 24–25). Г. де Матон замечает, что указанные события имеют косвенное отношение к дьяволу, они, скорее, являют всемогущество и власть Бога, нежели сатаны. По всей видимости, полагает Г. де Матон, святой Роман имел в виду бесноватого, который «часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф 17. 15; ср.: Мк 9. 17; Лк 9. 39) — XXXVII. Hymne des puissances infernales … P. 248–249, nota 1. Досл. «отведали на вкус твои [дела]» (πεγεσαντο τν σν) или «вкусили от твоих деяний». Здесь возможны и иные варианты смыслового перевода: «приобщились к части твоих учеников», «вкусили от твоих велений». Досл. «к своим» (τος ατο). Досл. «сделался счастливым» (εφρνθην). Συμβλλομαι — одно из значений досл. «разговаривать» (см.: Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь: [в 2 т.] М., 1958. Т. 1. С. 1531). Мф 27. 22–23. [τ συνδριον] καθ’ αυτ δολεσχον κα πησχολημνον — досл. «[синедрион,] это обсуждающий и [этим] поглощенный». Имеется в виду решение убить Христа: см. Мф 26. 3–5; Мк 14. 1–2. 10; Лк 22. 1–6 и Ин 11. 47–53. Досл. «более услужливые» (σπουδαιτερο). Пс 18. 3. Досл. «первое из того, что сделали» (τν πρτων ν πρξατε). Исх 16. Досл. «обманули/солгали» (ψεσασθε). Де Матон полагает, что молоко в этой строфе символизирует Землю Обетованную (см.: Втор 31. 20; 32. 13, 14) или же, со ссылкой на Послание к Евреям, начатки духовного учения, «которые евреи получили вместе с Законом Моисея» — XXXVII. Hymne des puissances infernales … P. 251, nota 1.

http://bogoslov.ru/article/6192882

24 не на землю проливал ее. Пролитая кровь, если она не «покрыта пылью», вопиит об отмщении (см. Быт. 4,10 ; Иов 16,18 ). 24 чтобы он разгорелся. Огромный котел пустым ставят на огонь, чтобы он, раскалившись, очистился, но накипь ничто не может удалить. Символически это означает, что Господь принял решение погубить город. 24:16–17 Погребальный ритуал сопровождался плачем и рыданием (27,31; Быт. 23,2 ; Ам. 5,16; 8,10 ; Мк. 5,38; 16,10 ; Откр. 18,19 ). Скорбящие обнажали головы и посыпали их пеплом и пылью ( Нав. 7,6 ; Иов 2,12 ). Снимали обувь и шли босиком ( Ис. 20,2 ; Мих. 1,8 ). Лицо и голову прятали в ладонях ( 2Цар. 15,30 ; Есф. 6,12 ). В пищу принимали лишь то, что приносили благодетельные утешители. Но для Иезекииля эти признаки скорби слишком слабы, чтобы передать его безмерное горе. 24 не останешься уже безмолвным. См. ком. к 3,24–27. Сообщение Иезекииля подтверждается: к уведенным в плен пришла весть, что Иерусалим разрушен. Отныне пророк свободен от немоты, на которую был обречен Богом. Глава 25 2532,32 Пророки нередко предсказывали исход того или другого сражения ( 3Цар. 20,13.14.22; 22,6.7 ; 4Цар. 9,6,7 ; Иер. 28,8 ). Пророчества против чужих народов фактически участвуют в священной войне. Слова Иезекииля напоминаю пророчества с поля сражения, которые его предшественники нередко произносили по ходу реальных военных действий. Иезекииль строит свои пророчества как бы по географическому принципу: он начинает с Аммана, расположенного на севере, и далее, по ходу часовой стрелки, продвигается к югу, чтобы затем вновь вернуться к северу, к финикийским государе вам. Потом он обращается к великой державе на юге, к Египту. Иезекииль делает большинство древних государств Ближнего Востока прямым предметом своих пророчеств. Однако в своих обличениях Иезекииль ни разу не назвал Вавилон и не призвал на него суд Божий (см. ком. к 38,2). 25:1–7 Ср. 21,28–32. Длительные взаимоотношения израильтян с аммонитянами носили изменчивый характер, но все же превалировал конфликт ( Втор. 2,19.37 ; Суд. 3,13 ; 1Цар. 11,1–11 ; 3Цар. 11,7.33 ; 2Пар. 20,1.10.22.23; 26,8; 27,5 ; Иер. 27,3; 40,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

пр. Исаии указывается на все из них тоже иногда вместе. В 13 главе Исаии, напр., говорится: «будет ниспровержен Вавилон Богом, как Содом и Гоморра» (ср. Быт. и гл., и 19:25); прямо на 10-ю гл. кн. Бытия указывают особенно слова пр. Михея, который, как сказано, имел пред собою и пророчество Исаии о Вавилоне (13–14:27) или пророчествовал вместе с Исаией, Мих.5:6 : «будут пасти землю Немврода» (ср. Быт.10:8–12 ) и стихе 14-й 11-й главы Исаии (т. е. соседней с 13-ю); в 29-й гл. 22 говорится, что Господь «искупил Авраама» (ср. Быт.12 нач.), а в след. 30, 33 (равно как в 34 гл.) берутся образы огня и серы, от которых погибли Содом и Гоморра (ср. Быт.19:24 ). В 34 главе говорится еще, что меч Господа «нисходит» () на Эдом, и Господь вступает в суд с народами: может быть, здесь пророк имеет в виду 11 гл. кн. Бытия (т. е. опять находящуюся рядом с повествованием о призвании Авраама – в 12 главе), по которой Вавилон еще в древние времена был местом, где соединились народы, чтобы восстать против Господа, и куда «сошел» Господь, чтобы рассеять их. 287 Это можно видеть отчасти в тех же главах (какие указаны в предыдущем примечании), отчасти в некоторых других. Напр., см. Ис.11:11–12 гл.: здесь упоминается о Сеннааре, т. е. плене Вавилонском и об «иссушении моря Египетского» (ср. Исх.14:21 ), а затем в 12-й гл. следует песнь, 2-й стих которой до наглядности ясно указывает на песнь Исхода 10 гл. (ср. особ, слова : «Господь крепость моя и пение, и Он был мне во спасение». Влияние песни заметно и во всей книге пр. Исаии: ср. напр. Исх. 15:3 и Ис.42:13 «Господь муж брани»; Исх.15:8 «дуновение Господа» и Ис.59:19 и мн. др. Ис.15:19 ср. с Ис.51:10 » и др.: особенно же ср. Исх.15:13 : «вел народ», «святилище твое» и Исаии 63:11–18. Само слово «искупил», столь характеристичное для 2-й части книги Исаии, по-видимому, заимствовано пророком из песни же – 13-го стиха: другое слово, обозначающее в книге Исаии «искупить» , также употреблено в кн. Исх.13:13 относительно выкупа первенцев в память избавления из Египта, «дома рабства».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

18:13. Должность Давида. Давид был поставлен «тысяченачальником», однако понятие «тысяча», по-видимому, обозначало отряд, укомплектованный членами одного клана, а численность подобных отрядов зависела от величины соответствующих кланов. Позднее эти отряды были унифицированы и стали насчитывать по тысяче человек, но в начальный период отряд мог состоять всего из десяти человек. Очевидно, израильское войско было разделено на такие «кланы» ( Чис. 31:5 ; Нав. 22:21,30 ; Суд. 5:8 ). Следующим подразделением израильского войска была «сотня» ( 1Цар. 22:7 ) и даже «пятьдесят» (см. коммент. к 1Цар. 8:12 ). 18:17. Женитьба на дочери царя. Женитьба на старшей дочери царя могла принести Давиду титул «царского зятя», что чрезвычайно повысило бы его статус. Во многих древних обществах это было единственной возможностью приблизиться к престолу, но в Израиле подобная практика не подтверждается. Давид осознавал, что его род имеет более низкий социальный статус, чем род Саула. Саул хотел обеспечить преданность и заручиться поддержкой прославленного воина (см. коммент. к 17:25). Следовательно, низкий социальный статус Давида не рассматривался как препятствие его принятию в семью Саула. 18:25. Выкуп за невесту. Выкуп за невесту (вено) – денежная сумма, выплачиваемая женихом родителям невесты (см. коммент. к Быт. 29:21–24 ; Исх. 22:16,17 ; Втор. 22:23,25; 22:29 ). Обычно эти деньги хранили на тот случай, если муж разведется с женой или умрет. Для членов царского рода в подобной предусмотрительности не было необходимости, но величина выкупа имела значение, поскольку отражала статус невесты. Давид не располагал средствами для женитьбы на царской дочери. Но, очевидно, величина выкупа определялась отцом невесты (см.: Быт. 34:12 ), и Саул решил связать этот вопрос не с финансовыми возможностями будущего супруга, а с его воинскими качествами. На древнем Ближнем Востоке подсчет убитых нередко производили по каким-нибудь частям тела, например, отсеченным кистям рук (см. коммент. к Суд. 8:6 ) или отрубленным головам ( 4Цар. 10:6–8 ). Саул потребовал принести «краеобрезания», чтобы убедиться, что убитые действительно были филистимлянами, поскольку многие другие соседи Израиля практиковали обрезание. 19:1–24 Саул преследует Давида

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010