2Пет.2:4 .  Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 2Пет.2:5 .  и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 2Пет.2:6 .  и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 2Пет.2:7 .  а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 2Пет.2:8 .  (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) – В подтверждение мысли о неизбежности суда и погибели на лжеучителей, Апостол указывает три примера такого суда Божия из истории древнего мира: суд над падшими ангелами (ст. 4), над предпотопным человечеством, кроме Ноя с семьею (ст. 5 см. Быт 6–8 ), и над нечестивыми городами Содомом и Гоморрою (ст. 6 Быт 19 ), кроме праведного Лота (ст. 7–8). Грех ангелов, о котором говорит здесь, ст. 4, Ап. Петр, а равно и Ап. Иуда в своем послании (ст. 6), весьма многие толкователи древнего и нового времени понимали в смысле плотского падения ангелов, причем своеобразно истолковывалось повествование Быт.6:4 , согласно с некоторыми кодексами LXX-mu, Иосифом и Флавием (Antiquit. I, III,1), Филоном (De Gigant. § 2), книгою Еноха (гл. 6–10) и многими иудейскими и древнехристианскими толкователями. Но с духом всей библейской ангелологии это объяснение не мирится (см. в книге проф. свящ. А. Глаголева – «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах». Киев, 1900, с. 201–205 примеч.). По Ин 8:44 , грех диавола состоял в отступлении или отпадении от истины и упорное коснение во лжи. Из 1Тим.3:6 по аналогии заключали, что первоначальным грехом диавола была гордость, а по догадке некоторых учителей Церкви, именно в отношении Сына Божия (ср. Евр 1:6 ). «Адский мрак», слав. «пленицы мрака», греч. σειρα ζφου, – синоним бездны Лк 8:31 . Во втором (ст. 5) и третьем (ст. 6) примере Апостол обращает мысль читателей уже к библейской истории человечества, причем рядом с карою над нечестивыми указывает и спасение благочестивых. «Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых?.. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города Содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота» (блаж. Феофил).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». ( Быт. 1:27, 28 )    Введение Вопросы брака и семьи издавна занимали умы богословов, философов, психологов, педагогов и юристов, что говорит о важности этой проблемы. Действительно, семьи являются не только «ячейками общества», из которых, в основном, и состоит само гражданское общество, но являются и «малой Церковью ». По словам Платона: «…Во всяком благоустроенном государстве первыми законами были законы о брачной жизни, вызванные стремлением навести порядок и устойчивость в столь важное установление, на котором покоится самая возможность государства» (цит. по 6. См. «Введение», с. I). Апостол Павел сравнивает отношения между мужем и женой с отношениями Христа со Своей Церковью ( Еф. 5:22–31 ). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «неустройство семьи расстраивает всю вселенную» (цит. по 6. См. «Введение», с. II). Понятия семьи и брака являются сложными и многогранными и включают в себя религиозные, нравственные, философские, психологические, социальные и правовые аспекты. Многие из этих аспектов изложены в библейской и святоотеческой антропологии. «В творениях святых отцов можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся брака и семейной жизни. “Добродетель не чуждается супружеской любви… Плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий – пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрые не на огороде выросли, а все они – порождение и слава супружества”, – говорит свт. Григорий Богослов » (4:212). Вместе с этим, по отдельным вопросам семьи и брака имеются различные, в том числе противоположные, мнения. Особенно это касается супружеских отношений в области деторождения. Иначе говоря, физических (интимных) отношений между супругами и связи этих отношений с нечистотой и грехом. Так блж. Августин называет чувство физического (полового) влечения «недугом телесного вожделения, болезненной страстью» (21). Свт. Григорий Нисский говорит о естественном зачатии детей как о «скотском и бессловесном способе взаимного преемства» (22:58, 59. Гл. XVII). Свт. Игнатий Брянчанинов считает физическое влечение и удовлетворение «наслаждением плотским, скотоподобным» (24:138).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

По периодичности праздники делились на еженедельные, ежемесячные, ежегодные и не ежегодные (имели период в несколько лет). По значимости праздники были великие (всенародные) и малые (не всенародные). По началу установления — древние и поздние. 1. Праздники еженедельные Христос исцеляет расслабленного у Овчей купели      Суббота Еженедельным праздником в Церкви была суббота . Ее называли царицей праздников. Славянское слово суббота восходит к еврейскому шаббат (покой). Суббота древнее других праздников. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3). О том, что суббота была установлена прежде, чем была дана четвертая заповедь Синайского закона ( Помни день субботний, чтобы святить его — Исх 20, 8), свидетельствует Священное Писание. Еще до Синайского законодательства иудеи в пустыне Син, не дойдя еще до Синая, соблюдали субботу: [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь:завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра (Исх 16, 23). Суббота была установлена не только в воспоминание и празднование седьмого дня после шести дней творения. Благословение седьмого дня соединилось с воспоминаниями избавления евреев Божией силой из египетского плена. Моисей говорит: помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний (Втор 5, 15). В силу особого значения субботы в жизни евреев слово суббота в Ветхом Завете иногда означает праздник вообще , то есть день покоя от всяких житейских дел (см.: Лев 16, 31). Иногда суббота означала всю седмицу, как у христиан слово неделя относится не только к воскресенью, но и ко всей седмице (см.: Ин 20, 19). В субботу все иудеи должны были пребывать в покое. Это распространялось и на скот. В субботу евреи должны были прекращать все ежедневные домашние труды, приостановка которых не влекла за собой никакого ущерба. Поэтому в субботу запрещалось:

http://pravoslavie.ru/104164.html

13 Будете искать Меня. Со временем ученики придут туда, где будет Иисус. А в ближайшем для них будущем, в промежуток времени между распятием Иисуса и Его воскресением, они не смогут следовать за Ним. 13 Заповедь новую. В этой заповеди нет нового в том, что касается самой любви, поскольку Лев. 19,18 учит любить ближнего как самого себя. Собственно новых элементов здесь два: 1) любить требуется не «ближнего», а «друг друга»; 2) и не «как самого себя», а как «Я возлюбил вас». Образцом христианской любви служит жертвенная любовь Христа, и община верующих является тем местом, где эта любовь должна проявляться в первую очередь (ср. Мф. 25,40 ). См. статью «Любовь». 13 после пойдешь за Мною. Это пророчество о мученической смерти, которую предстояло принять Петру (21,18.19). 13 я душу мою положу за Тебя. Несомненно, Петр говорил это с полной уверенностью, но он не знал, что в решающий момент человеческая слабость возьмет в нем верх. 13 не пропоет петух. Выражение, использованное Марком («нежели дважды пропоет», Мк. 14,30 ), означает то же. Петр трижды отрекался от Христа в трех различных ситуациях, а не просто повторил одно и то же отречение три раза. Глава 14 14:1–31 В этой главе продолжается прощальная речь Иисуса. 14 Да не смущается сердце ваше. Эти слова, приносящие всем верующим величайшее утешение, были сказаны Иисусом в тот момент, когда Его переполняла острая боль, вызванная предательством Иуды и ненадежностью Петра, предчувствием близких страданий в Гефсимании и муки креста. 14 В доме Отца Моего. Метафорическое название небес. См. статью «Небеса». обителей много. Здесь имеется в виду, что на небесах достаточно места для бесконечного множества людей. Хотя узок путь и тесны врата, ведущие в вечную жизнь ( Мф. 7,14 ), справедливо и то, что число детей Авраамовых равно числу песчинок на морском берегу и звезд на небе ( Быт. 22,17 ), и они составляют «великое множество людей, которого никто не мог перечесть» ( Откр. 7,9 ). приготовить место вам. Христос приготавливает место на небесах для Своих, в то время как на земле Святой Дух приготавливает избранных для уготованной им участи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ной называется «надеждой мира» ( Прем.14:6–7 ) и «остатком». «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением: посему сделался остатком на земле, когда был потоп; с ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом» ( Сир.44:16–18 , см. также Иез.14:22–23 ). О жизни Ноя после потопа Книга Бытия сообщает немногочисленные факты — он начинает возделывать землю и выращивать виноград. После потопа Ной прожил 350 лет и умер в возрасте 950 лет (см. Быт.9:28–29 ). Носить на руках НОСИТЬ НА РУКАХ кого Оберегать, заботиться, окружать вниманием и любовью; относиться к кому-либо как к высшей ценности. В тексте Б . это образное выражение раскрывает одну из сущностных сторон отношения Господа к человеку — Его любовь и заботу, сравнимые с отцовской и материнской: «…Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути…» ( Втор.1:31 ); «Ибо так говорит Господь: вот, Я направлю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас…» ( Ис.66:12–13 ). Об одном из колен Израилевых Господь говорит: «Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их» ( Ос.11:3 ). В хвалебном псалме Давида сказано об уповающих на Господа: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею…» ( Пс.90:11–12 , ср. Мф.4:6 и  Лк.4:10–11 ). У пророка Исайи этот образ дополняет картину будущего, ожидающего израильский народ: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей…» ( Ис.40:11 ). Ныне отпущаеши НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ Восклицание, выражающее радость, облегчение; произносится в связи с событиями, свидетельствующими о благих переменах (в общественной, семейной жизни), ожиданием которых человек жил долгое время, а также в обстоятельствах, когда наконец освобождаются от каких-либо обязательств, завершают трудное дело, выполняют долг перед кем-либо.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Этот термин восходит к Свящ. Писанию ВЗ, где он засвидетельствован как в бытовом («изделие», Ис 29. 16; см.: BDB. P. 428), так и в антропологическом («намерение, стремление») значении. Последнее представлено в таких ключевых позициях, как повествование о потопе или рамочный текст к обличительной песни Моисея (Втор 32. 1-43). Согласно Быт 6. 5, основной причиной потопа стало то обстоятельство, что человеческие мысли постоянно были устремлены ко злу; при этом используется выражение       букв. «устремление помышлений его [т. е. человека] сердца». В рамочном тексте песни Моисея в кн. Второзаконие понятие   раскрывается в связи с представлением о Божественном предведении. Бог знает о буд. преступлениях народа Израилева, при этом в сам момент обращения к Моисею, до того как народ вошел в землю обетованную, Бог видит   израильтян (Втор 32. 21), их наклонность ко злу, к-рая уже проявилась в период странствования по пустыне (см.: Втор 32. 27). Т. о.,   человека в известной степени обрекает его на последующее нарушение закона, к-рое описано в тексте как неизбежность: «...ибо Я введу их в землю, как Я клялся отцам их, где течет молоко и мед, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой; и когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их. Я знаю мысли их (   букв.- «намерение его», т. е. Израиля), которые они имеют ныне, прежде нежели Я ввел их в землю, о которой Я клялся» (Втор 31. 20-21). Термин   обозначает здесь намерение не как волевую установку в отношении конкретного поступка, а как склонность поступать определенным образом (что соответствует и внутренней форме термина   корень   подразумевает форму - в данном случае в нравственном смысле, как модель поведения, в то время как намерение в отношении конкретного поступка обозначается словом   образованным от глагола   («желать»)). Тексты К. о. продолжают линию осмысления понятия   заданную в Свящ.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Премудрость обращается к людям (Притч 1:20–33) и открывает им тайны Божии (Притч 8:22–36), однако большинство людей не принимает ее. В ВЗ и в еврейской традиции мудрые принимают, а простецы и невежды отвергают дар Премудрости. Иисус переворачивает эту схему: Божия весть утаена он мудрых, но принимается простыми и неискушенными людьми, которые названы младенцами. Подобная мысль, впрочем, не совсем чужда письменности мудрых Израиля: Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным (Сир 3:19), Премудрость отверзла уста немых и сделала внятными языки младенцев (Прем 10:21) и встречается в кумранской литературе. Та же мысль подробно раскрывается у апостола Павла (1 Кор 1:18–31), и формальная близость слов eЩdok…a ‘благоволе­ние’ в 10:21 и eЩdTkhsen ‘благоугодно было’ в 1 Кор 1:21, может быть, означает, что Апостолу было известно это речение. Отче ( арам. ’abb„) — слово, с которым в эпоху ВЗ почти никто не обращался к Богу (см., однако, молитву Елеазара в 3 Мак 6:2: Призри, Отец, на семя Авраама) и которое открывает Богосыновство Самого Иисуса. Господи неба и земли — распространенное молитвенное обращение, сохраненное в еврейской традиции и опирающееся на Быт 14:19 (благословение Мелхиседека), 22 (клятва Авраама), см. еще Тов 7:17. Может быть, Иисус прямо благодарит Отца за то, что знание утаено от мудрых и разумных, и таким образом посрамляется их гордыня. Однако грамматическая конструкция допускает и другое понимание, при котором благодарение относится лишь к откровению Божественного знания младенцам: ‘благодарю за то, что Ты, скрыв от мудрых и разумных, открыл сие младенцам’. Тайный Божий замысел, обозначенный местоимением сие ( таата), в предустановленный срок открывается избранным людям как Благая Весть о спасении. Всё предано Мне Отцем Моим, и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть — речение, восходящее к общему источнику Луки и Матфея; по конструкции и стилю оно напоминает речи Иисуса в Евангелии от Иоанна.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

27. Кто сподобился совершенной любви, говорит: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «За Тебя умерщвляют нас всякий день: считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Рим. 8:36 ). Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». 28. Нет никакой замены верному другу, потому что несчастья друга – считает своими и страждет вместе с ним, претерпевая до смерти. 29. Во время благополучия и достатка обретается много друзей. Во время искушений найдешь ли хоть одного? 30. Милосердие врачует гнев души, пост угашает похоть, молитва очищает ум и делает его способным к созерцанию. Потому, смотря по силам нашим, дал нам Господь Свои заповеди. 31. Как память об огне не согревает тело, так и вера без любви не просвещает душу знанием духовным. БРАК И СЕМЬЯ 1. Брак был установлен не для того, чтобы предавались разврату или блудили, но чтобы воздерживались. Итак, послушай, что говорит Павел: «В избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (см. 1Кор. 7:2 ). Следовательно, две причины, по которым установлен брак: чтобы воздерживались и чтобы рожали детей. Из двух этих первой идет причина воздержания. Поскольку брак был установлен, когда в человека вошла похоть, чтобы препятствовать ее непомерному удовлетворению, и одновременно убеждая мужа иметь только одну жену. Сам по себе брак не есть причина деторождения, но слово Бога, Который говорит: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (см. Быт. 1:28 ). В этом нас уверяют те, кто, заключив брак, не стали родителями. Так что первая – это причина воздержания, и особенно сейчас, когда вся земля наполнилась родом человеческим. В начале, конечно же, рождение детей было потому желанным, что каждый очень хотел оставить по себе воспоминание, и это было продолжением его собственной жизни. Не было тогда еще надежды воскресения, но властвовала над всем смерть, и те, кто умирали, полагали, что после этой жизни здесь на земле переходят в небытие. Поэтому и дал Господь в утешение детей, чтобы были они живым изображением умерших и сохранялся род человеческий, и для тех, кто умирал, и для сродников их, потомки их были бы утешением великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Вот указание на Иуду, на человека погибели. Вот Он и говорит: Но да сбудется Писание. 13-й стих теперь смотрите 17-й главы от Иоанна: «Ныне же к Тебе иду и сие говорю в чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово возненавидел их, потому что они не от как и Я не от Вот, действительно, реакция на то, что не соответствует этому ненависть. Когда мы пишем, читаем: не любите ни того, что в ибо кто любит в том нет любви Отчей (см. 1Ин. 2:15 ), – речь ведь идёт не о творении. Творение Божие прекрасно (см. Быт. 1:31 ). А мы не должны жить по стандартам этого по его, так сказать, стихии. И, конечно, будем белой вороной. не прощает людей, которые не живут по его законам. Христиане в этом плане резко отличались от языческой массы. Но сейчас мы практически ничем не отличаемся от неверующих людей. А тогда различие было очень явно. И хотя носили ту же одежду, питались той же самой пищей, но поведение и всё остальное резко их выделяло и отличало. И вот смотрите: Я передал им слово возненавидел их, потому что они не от как и Я не от Не молю, чтобы Ты взял их из но чтобы сохранил их от зла – от соблазна. А где же нам жить-то? Мы должны жить волей-неволей в этом окружении, в том обществе, которое нас окружает. Ведь не поднимет нас Господь между небом и Землёй и не поместит на каком-то воздушном облаке, чтоб мы жили отдельно. Так вот, надо жить в том самом но чтоб не соблазнил нас этот нас от зла. Чтобы имели они радость Мою совершенную. Вот. И возненавидел их, потому что они не от как и Я. Не молю, чтобы Ты взял их из но чтобы сохранил их от зла. Они не от как и Я не от Такое выражение есть, знаете: это не от сего человек, потому что это Божии люди, и это видно было: не от сего. Вот как какая печать их. Они не от Освяти их истиной Своей. Слово Твое есть истина. Поэтому Слово Божие может человека освящать: как освящают человека Таинства, так освящает его и Слово. Как Ты послал Меня в так и Я послал их в И за них Я посвящаю Себя, чтобы были они освящены истиной. Вот это посвящение Себя, да, через Крест, вот это и есть посвящение, чтобы они и были освящены истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Неотвратимость ада для всех людей ясно осознавалась великими праведниками Ветхого Завета. Патриарх Иаков, когда услышал о гибели своего праведного сына Иосифа, сказал: С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю ( Быт. 37:35 ). Он знал о праведности своего сына, знал о милости Божией и данных ему обетованиях и, тем не менее, понимал, что местом встречи их душ будет именно ад. Святой царь и пророк Давид, будучи одним из величайших духоносных мужей Ветхого Завета, вопрошал Бога: Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? ( Пс. 88:49 ). Он знал, что ад неизбежен для всех, но верил в грядущее спасение: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ( Пс. 48:16 ); ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе (слав. – во аде) кто будет славить Тебя? ( Пс. 6:6 ); Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс. 15:10 ). Пророк Давид сознавал, что, несмотря на все явленные ему Богом милости, душа его после смерти сойдет во ад, но надеялся и молил Господа, чтобы грядущий Мессия не оставил его там навсегда. Последний процитированный стих является пророческим, он указывает не только на неизбежность ада, но и на Воскресение Христа, Его победу над адом, грехом и смертью. Так толковали эти слова псалма святые отцы начиная с апостольских времен (см.: Деян. 2:27–31 ; Деян.13:35–38 ). Именно надежда на Христа – победителя ада – не давала лучшим представителям ветхозаветного человечества впасть в отчаяние. О будущем избавлении было провозглашено ещё праматери Еве перед изгнанием людей из рая, и впоследствии Бог многократно свидетельствовал об этом через пророков (см.: Пс. 48:16 , и др.). Вот почему в Ветхом Завете почти не говорится о загробной участи душ людей. Зачем ввергать в отчаяние слабые души? Призывы к богоугодной жизни обосновываются не надеждой на вечную радостную жизнь с Богом – об этом почти ничего не говорится. Главная идея Ветхого Завета – это верность Единому Богу и подготовка своей личной богоугодной жизнью прихода Христа Спасителя, Который даст всем людям полноту благ, в том числе избавит от уз диавола и ада тех, кто хранил истинную веру и исполнял заповеди: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? ( Ос. 13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010