Предметом творения пятого дня являются рыбы, птицы и земноводные. В этот день «воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию породили из себя пресмыкающихся и рыб; в безднах сотворены киты, и из воды в то же время взлетели в воздух птицы» 15 . Здесь вторично употребляется слово бара (см.: Быт. 1:21 ), так как речь идет о новом виде творения – душе живой (ср.: Быт. 1:20 ). Шестой день (Быт. 1: 24 – 31) Предметом творения шестого дня являются домашние и дикие животные, пресмыкающиеся и человек. Творение человека предваряется особым Советом, в котором участвуют все Лица Святой Троицы, о чем свидетельствует не только обращение Бога к Себе во множественном числе (по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 )), но и наименование пророком Исайей Сына Божия Великим Советником (ср.: Ис. 9:6 ) и осознание ветхозаветными людьми того факта, что человека Дух Божий создал (ср.: Иов. 33:4 ). По мысли многих святых отцов, в Троическом Совете произошло предопределение и дальнейшей участи человека – вплоть до его искупления и воссоздания в Богочеловеке Иисусе Христе. При творении человека в третий раз употребляется глагол бара, так как создается нечто новое, не бывшее прежде. Человек, венчая все творение Божие, принадлежит всем его трем уровням, каждый из которых создавался творческим словом Божиим: материальному миру (плоть), животному (душа) и духовному (дух). Такое постепенное создание человека красочно описывает святитель Кирилл Александрийский : «Образовав фигуру тела его из земли, Он делает его разумным животным и, чтобы он выделялся из всех разумностию своей природы, тотчас же назнаменал его нетленным и Животворящим Духом, ибо написано: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ) " 16 . Об этой цели свидетельствует и различие, проведенное в описании творения человека между понятиями «образ» и «подобие» Божий. Определение Троического Совета: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) заключается указанием на то, что сотворил Бог человека по образу Своему ( Быт. 1:27 ). Согласно святоотеческому пониманию, словом по образу означается сила ума и сила свободы и словом по подобию – уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно 17 . «Первое мы имеем по сотворению, а последнее мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

   Мы так ответим жидовину: если бы Бог обращался к ангелам, то не было бы написано: «Сотворил Бог человека, по образу и по подобию Божию сотворил его» (Ср.: Быт. 1:27), но было бы написано, что человек создан по подобию и образу Божию и по подобию и образу ангелов. Никто не осмелится сказать, что подобие Божие и ангельское — едино; ибо нигде не написано, что Бог сотворил ангелов по образу и по подобию Божию. Когда Бог создал тьмы тем ангелов и тысячи тысяч архангелов, Ему не нужен был советник. Когда же Он захотел создать маленького и слабого человека — неужели Богу потребовался ангел для совета? Ангелы, создания Бога, не принимали участия в творении мира вместе с Богом, как Бог свидетельствует в книге Иова, говоря: «Когда Я сотворил звезды, громко восхвалили Меня все ангелы и воспели Меня» (См. Иов 38:7). Но после сотворения человека Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22). Если бы Божество было односоставным, то Бог сказал бы: «Вот, Адам стал, как Я». Но Он сказал не так: «как один из Нас». И еще сказано: «И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). Если бы у Божества было одно Лицо, в книгах было бы сказано: «Сотворил Бог человека, по образу Своему сотворил его». Но Бог перед созданием человека сказал: «Сотворим человека»; после творения Он сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас»; и еще: «И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его». И так во многих местах Священное Писание указывает на то, что Божество не одноипостасно, но Триипостасно!    Далее Писание говорит о смешении народов: «Сойдем и смешаем там язык их» (См. Быт. 11:7). К кому это сказано? Разве не очевидно, что Бог это сказал Своему Сыну и Святому Духу?    В Книге Бытия пишется: «И явился Аврааму Бог. Авраам возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Он побежал навстречу им... и поклонился до земли, и сказал: Владыка, если я обрел благодать пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Ср.: Быт. 18:1—3). Авраам увидел в образе трех мужей Святую Троицу. Видя Троих, Авраам обращался к Одному, и этим он объявил единство Божества; ибо Троица едина и троична: едина по Естеству, троична — Ипостасями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Человек – венец всего творения – создается по особому совету Святой Троицы (на что указывает множественное число глагола « сотворим »). « И сотворил Бог человека… » (Быт.1:27). Здесь в третий раз в первой главе книги Бытия употреблен глагол бара («сотворил»), что вновь говорит о том, что сейчас сотворено что-то абсолютно новое – не просто живая душа, как в пятый день, а существо разумное. Более того, при творении человек задуман как образ и подобие своего Творца (см. Быт.1:26). Но далее в тексте книги Бытия, где говорится о самом акте сотворения, упоминается лишь «образ»: « И сотворил Бог человека по образу Своему – по образу Божию сотворил его » (Быт.1:27). Поэтому часто в святоотеческих толкованиях говорится о различении образа и подобия Божия в человеке. Образ Божий дарован человеку Творцом и состоит в возможности быть причастником Божественной жизни. Подобие же есть реализация этой возможности в жизни человека, и зависит от усилий человека в стремлении к Богу. Чертами образа Божия являются такие силы и способности человеческой природы, как духовность, разумность, словесность, свободная воля, творчество и др. А подобие достигается при направленности этих сил и способностей к добру. « Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный », — призывает Христос человека развить в себе образ Божий и стать подобным своему Творцу (Мф.5:48). Далее в первой главе говорится о том, что Господь создал и мужчину, и женщину. « И сотворил Бог человека по образу Своему – по образу Божию сотворил его ; мужчину и женщину сотворил их » (Быт.1:27). Во второй главе книги Бытия уточняется, каким образом Бог создал человека: « И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою » (Быт.2:7). Здесь подчеркивается связь человека по его телу со всем чувственным миром (с «прахом»), и связь души человека с Богом. Однако отсюда нельзя делать вывод о том, что душа человека есть частица Божественной Сущности. Дуновением означается Божественное действие, которым творится человеческая душа.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

18. В чем не будем просить у Бога прощения на земли, то не будет отпущено нам на небеси; и в чем раскаиваемся и испросим разрешение на земли, то не поставится нам в грех на небеси. 19–20. Где молятся двое или трое с верою во Христа, там и Сам Христос – ходатай пред Отцем ( 1Ин.2:1 ); а за кого Христос ходатайствует, тому ни в чем не будет отказано от Бога Отца. Много может (сильна) усердная молитва и одного праведника ( Иак.5:17–18 ; Исх.9:27–33–32:11–14 ); но где соберутся на молитву двое или трос во имя Христово, там она имеет более действия в преклонении милосердия Божия (См. Быт.18:26–32 ). 21–22. Если брат твой по вере согрешит против тебя; выговори ему (а не питай в сердце твоем к нему злобы – Еф.4:27 ): и если покается; прости ему. И если семь раз (много) в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится к тебе, и скажет: каюся; прости ему ( Лк.17:3–4 ). И таким образом продолжай прощать до седмижды семидесяти раз, то есть, всякий раз, всегда. 23–27. Цари земные суть образ и подобие благостыни и милосердия Царя небесного; все подданные имеют право на их помилование в случае неимения заплатить им должное. 25–27. За великие и многочисленные грехи (ст. 24) мужа страдает с ним и жена его, не участвующая в преступлении, и за грехи отца страдают дети, доколе Господь, усугубляющий скорбь нашу, не умилосердится над согрешившим, видя смирение его и покаяние. 28–34. Бог с тем прощает нам грехи наши, чтобы и мы от сердца прощали согрешения против нас братий наших (ст. 35); иначе безмерное милосердие Божие (ст. 24 и 27) переменится для нас в праведный Его гнев (ст. 34. См. Притч.29:13 ). Гл. 19. Ст. 12. Телесное девство само по себе пред Богом ничего не значит ( Гал. 5:6 ). Блажена есть неплоды (дева) неоскверненая (духом), яже не позна ложа во гресе, имети будет плод в посещении душ: и евнух, иже не содела беззакония, ниже помысли на Господа лукавая: дастся бо ему веры (за веру, благочестие) благодать избранна (лучшая), и жребий в храме Господни угоднейший. Прем.3:13–14 ; См. Откр.14:1–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

4 . И, во-первых, помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, каковый первый преступник человек обносил повсюду (см. Быт.3:7–8 ). И чтобы откровенным лицом вы славу Господню созерцали (см. 2Кор.3: 18 ). Потом на ушах, чтобы получить вам для слышания Божественных таин ухо, о котором сказал Исаия: пробуждает ухо Мое Господь, чтобы Я слушал ( Ис.50:4 ). И Господь Иисус в Евангелии: имеющий уши слышать, да слышит (ср. Мф.11:15 ). После на ноздрях, чтобы вы, Божественным облагоухавшись миром, возглаголали: Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих ( 2Кор.2:15 ). Далее на персях: да облекшись в броню праведности, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф.6:14, 11 ). Ибо как Христос по крещении и по наитии Святого Духа, исшед, победил супостата (см. Мф.4:1 и след.), так и вы по Святом Крещении и по таинственном Миропомазании, облекшись в оружие Святого Духа, стали против силы супостата и ее побеждаете, восклицая: Все могу в укрепляющем меня Христе (ср. Флп.4:13 ). 5 . Этого святого Миропомазания удостоившись, вы называетесь христианами, оправдывая возрождением и само имя. Ибо, прежде чем вы сподобились этой благодати, вы этого наименования собственно достойными не были, а стремились к тому, чтобы вам быть христианами. 6 . Ведать же вам надлежит, что Миропомазания этого прообразование находится в Ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату (см. Лев.8:1–2 ) и поставлял его в первосвященника, то по измытии водой помазал его (см. Лев.8:6, 12 ), и он был назван помазанником ( Лев.4:5 ), то есть от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, архиерей помазал, по измытии в Гионе (см. 3Цар.1:39, 45 ) Но все это происходило с ними, как образы ( 1Кор.10:11 ). Вам же необразно, истинно, потому что вы от Святого Духа истинно помазаны. Начало вашего спасения Христос, ибо Он истинно есть начаток, вы же – целое. Если начаток свят, явствует, что и в целое перейдет святость (ср. Рим.11:16 ). 7 . (Это помазание) сохраните непорочно, ибо оно само учит вас всему ( 1Ин.2:27 ), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего и много об этом помазании любомудрствующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

На первых страницах Библии Бог представляется ходящим в раю; Он говорит с людьми лицом к лицу. Затем несчастные обстоятельства заставили Адама и жену его скрыться от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8); между Богом и людьми поставлен был Херувим и пламенный меч обращающийся (Быт. 3, 24). Далее, Сам Бог говорит, что человек необходимо должен умереть, если увидит лице Божие; наконец, евреи избегают употреблять имя Божие, которым Бог Сам назвал Себя Моисею при Хориве, — создается искусственная тетраграмма: иод+ге+вав+ге, которую неизвестно как читали и под которой навеки погребается подлинное имя Божие: наше чтение «Иегова» или западное «Ягве» — ведь только догадки. Позднее даже и тетраграмма изображается символически, тремя буквами «иод», расположенными треугольником, и подобное. Так Бог удалялся от человека! Хотя и весь народ еврейский, как народ избранный, как собственность Иеговы, был народом священническим, святым — kodecsch в смысле выделенности (см.: Исх. 19, 5, 6; Чис. 16, 3 и под.), — но в действительности он не соответствовал своему назначению быть народом Божиим. Избранный народ всей своей историей разве только доказывал, что сила Божия в немощи совершается. Весь народ был недостоин непосредственнаго общения с Богом (см.: Исх. 19, 21–25). Поэтому из племен еврейских было выбрано племя Левиино, которое и было в религиозном отношении поставлено впереди всего народа. Библия, говоря об учреждении левитского священства, ясно отмечает, что священники должны предстоять пред Богом, и предстоять именно от лица народа. Господь говорил Моисею: возьми... Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне (Исх. 28, 1) — именно из среды народа. Священники — заместители народа, его представители в религиозном взаимоотношении Бога и людей. Аарона избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял пред Господом Богом твоим, служил и благословлял имя Господа Бога, сам и сыны его во все дни (Втор. 18, 5). В религиозном отношении левитское священство стояло впереди народа и облегчало ему сношения с Богом (см.: Исх. 28, 38; Лев. 10, 17; 21, 8; Чис. 1, 53; 8, 19; 16, 5; 17, 5; 18, 23). Священство — для благоволения Господа к народу еврейскому (см.: Исх. 28, 38); левиты и священники отправляли службы за сынов Израилевых... чтобы не постигло сынов Израилевых поражение, когда бы сыны Израилевы приступили ко святилищу (Чис. 8, 19). От лица Божия священники преподают народу благословение (см.: Лев. 9, 22–24; Чис. 6, 22–27 и под.).

http://pravoslavie.ru/5840.html

   а) Ветхий Завет — несомненно завет Троичного Божества, причем места, относящиеся к догмату о Святой Троице, в части проявления и роли отдельных Лиц Трисолнечного Господа, можно подразделить на три группы.    Первую группу составляют те места, где Бог говорит о Себе во множественном числе, сохраняя в то же время и понятие о Себе как о едином. Вот они: «И рече Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт.1:26, 27). «И рече Бог: Се, Адам бысть яко един от Нас» (Быт.3:22). «И рече Господь:... Приидите, и сошедше смесим тамо язык их... И тамо смеси Господь устна всей земли» (Быт.11:6, 7, 9). По толкованию святых отцов, эти места прикровенно указывают на множественность и равное Божественное достоинство Лиц в Боге, но их число точно не определяется.    Вторую группу составляют те места, которые точнее определяют число Божественных Лиц, а именно: три, но при этом Их особые личные имена не употребляются и никакого различия между Ними не проводится. К таким местам, по учению святых отцов, относится явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского в виде трех путников: «И явился ему Господь (Jahve) у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка (Adonai)! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:1—3). Ясно, что Авраам обращается к трем как к одному, и причем — как к единому Господу. Вся беседа между Авраамом и Господом ведется тремя от имени одного (см. Быт.18:13—33), а в последнем стихе, которым завершается это богоявление, говорится: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом» (Быт.18:33). В явлении трех Ангелов Аврааму древнее церковное Предание видит явление Святой Троицы. «Авраам встречает трех, — говорит блаженный Августин, — но поклоняется Одному. Увидев трех, он познал тайну Троицы, а поклонившись как Единому, он исповедал единого Бога в трех Лицах». Молитвенный дух Церкви, мыслящий Священным Преданием, усматривает в этом богоявлении откровение Святой Троицы: «Священнотаинник Авраам быв священнообразно древле, Творца всех и Бога и Господа, в триех убо Ипостасех... державу единственну позна». «Авраам добродетелию и страннолюбием Троицу прият, ангельски пришедшую». «Пресельник сый Авраам, сподобися образно восприяти Единственнаго убо Господа в триех Ипостасех пресущественна мужескими же зраки».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Здесь изображаются последние минуты свидания и расставание Исава и Иакова. Исав в знак искренней братской приязни предлагает Иакову продолжать путь совместно (ст. 12), но Иаков отклоняет это предложение под благовидным предлогом, что быстрое движение с Исавом и его спутниками может оказаться гибельным и для маловозрастных и нежных детей его, и для скота, в котором есть тоже молодые животные и дойные матки (ст. 13); на самом же деле Иаков, видимо, опасается, как бы мир с братом не был нарушен при дальнейшем совместном путешествии. Взамен этого он предлагает Исаву идти вперед одному, а сам выражает намерение идти медленно, насколько позволят малые дети и скот, и обещает прибыть к нему в Сеир. По поводу этого обещания Иакова, по-видимому, не выполненного им (ст. 17) по недоверию к Исаву, р. Абугу говорит: «мы искали во всем Писании и не нашли, чтобы когда-либо Иаков приходил к Исаву на гору Сеир; возможно ли, однако, чтобы Иаков, который был правдив, мог обманывать Исава? Нет! Когда же он придет к нему? В будущем, см. Авд. 1:17, 21 ; ср. Мих. 7:20 » (Beresch. r. Par. 78, s.335). Быт.33:15 . Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего! Исав предлагает Иакову послать с ним несколько из своих людей – ради охраны или для выражения почета, в качестве свиты: но Иаков отказывается и от этой любезности брата, выражая словами: «к чему это?» или ту мысль, что и его собственный караван весьма обширен и достаточно силен, или же – надежду на вышнюю защиту от Бога и Ангелов (ср. Быт. 32:1 ). «Только бы мне приобрести благоволение» – вежливая форма отказа пред лицом высокопоставленным (ср. Быт. 30:27 ). Быт.33:16 . И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир. Тогда Исав оставляет Иакова, с которым отселе, вероятно, не встречался до смерти Исаака ( Быт. 35:28–29 ). Быт.33:17 . А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По окончании потопа им было определено плодиться и размножаться, и от сыновей Ноя «населилась вся земля» ( Быт.9:19 ). Из послепотопной жизни Ноя и его семьи подробно описан лишь один эпизод, благодаря которому имя Хама стало нарицательным. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» ( Быт.9:20–23 ). Узнав, что Хам надругался над ним, Ной проклинает в лице Ханаана, сына Хамова, все его потомство: «…проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространится Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт.9:25–27 ). Имена собственные потомков Ноя являются одновременно наименованиями целых народов: так, «землей Хамовой» назван Египет: «…тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову» ( Пс.104:23 , см. также 77:51, 104:27, 105:22. О Хаме см. также 1Пар.1:4, 8 ). Хлеб насущный ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ см. также МАННА НЕБЕСНАЯ ; НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ Как собирательное понятие, распространяется на все, что служит поддержанию физического существования человека; повседневно необходимое пропитание, предмет забот и трудов («заботиться о хлебе насущном», «трудиться ради хлеба насущного»). Как образное выражение, применимо к духовным ценностям: сравнение с хлебом насущным подчеркивает их первостепенную значимость для человека, общества. В молитве Господней, начинающейся словами «Отче наш», одно из прошений звучит так: «…хлеб наш насущный дай нам на сей день» (в слав. Б .: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» — Мф.6:11 , ср. Лк.11:3 ). То, что понятие «насущный» еще раз подчеркнуто словами «на сей день», обстоятельство не случайное. В этой строке выразилась идея упования на Бога, в свете которой излишняя забота о завтрашнем дне есть выражение недоверия к Нему.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

3 и если будешь ходить путем Моим... Я продолжу и дни твои. В отличие от остальных щедрых даров, долголетие могло быть даровано Соломону лишь при условии соблюдения им определенных обязательств. 3 И пошел он в Иерусалим... пред ковчегом завета... всесожжения... жертвы мирные. Соломон выражает благодарность Господу за оказанные милости, свершая жертвоприношения ( Лев. 3 ; см. ком. к 3,4) перед ковчегом, главным символом союза между Богом и Его народом ( Исх. 37,1–9 ). 3 пришли... к царю. На древнем Ближнем Востоке считалось, что в некоторых случаях для разбирательства того или иного дела можно обратиться к царю, и царь должен выслушать обратившихся к нему ( 2Цар. 14,4–21; 15,1–6; 19,8 ). Т.е. царь нес ответственность перед своим народом. 3 и отдайте половину одной и половину другой. По ближневосточной традиции, если судья не мог определить законного владельца оспариваемого имущества, он должен был разделить это имущество поровну между спорщиками ( Исх. 21,35 ). Остроумно предложив традиционный способ разрешения спора, Соломон безошибочно определил, кто из двух женщин действительно является матерью ребенка. Глава 4 4 над всем Израилем. См. ком. к 1,35. 4 сын. В древнееврейском языке соответствующее слово могло также иметь значение «потомок» ( Быт. 31,28.43 ; Нав. 22,24.25.27 ). Таким образом, можно предположить, что Азария был сыном Ахимааса ( 2Цар. 15,27.36 ; 1Пар. 6,8.9 ), сына священника Садока. 4 Садок и Авиафар. См. ком. к 1,7.27. Садок и Авиафар были первосвященниками в царствование Давида и в начале царствования Соломона. Затем Авиафар за то, что он встал на сторону Адонии (2,27), был изгнан Соломоном из Иерусалима. После смерти Садока сан первосвященника унаследовал Азария (ст. 2). 4 сын Нафана. Какой именно Нафан здесь имеется в виду, не вполне ясно. Это может быть либо пророк Нафан (1,11; 2Цар. 7,2–17; 12,1–15 ), либо один из сыновей Давида. 4 начальник над домом царским. В обязанности этого чиновника входило управление дворцовыми службами и надзор за собственностью царской семьи (16,9; 18,3; 4Цар. 18,18.37; 19,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010