73. Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем! 74. απερως - без опыта от η πειρα - " проба, опыт, испытание, искушение, попытка " . 75. Быт.3:24. 76. Быт.3:7. 77. Например, св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении гл. О Рае (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С.147); преп. Симеон Новый Богослов в Слове 25 (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.226). 78. В основе лежит учение преп. Симеона Нового Богослова о духовных чувствах, то есть внутренних, которые заменяют внешние чувства, и именно они являются органами созерцания. Предшественниками этого учения были Ориген, св. Григорий Нисский, преп. Макарий, преп. Максим Исповедник. См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8-9 (Добротолюбие. Т.5. С.84). Ср.: гл.38 данного трактата. 79. βλπτω - " наносить ущерб, вредить " , используется для обозначения духовного вреда. 80. 1Kop.2:14. 81. Рим.7:4. 82. 1Kop.2:13. 83. Ср., преп. Никита Стифат. " Третья умозрительных глав сотница. 78 " : " Не имея силы разуметь его,- так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), - Божеских ли или человеческих дел то касается, - он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению " (Добротолюбие. Т.5. С.157-158). 84. Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30. 85. Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542). 86. Мф.5:5. 87. Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на " Царство Небесное " ) 88. πιστς - верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222-223). 1Kop.6:19.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем! 219 απερως — без опыта от η πειρα — «проба, опыт, испытание, искушение, попытка». 220 Быт.3:24. 221 Быт.3:7. 222 Например, св. Иоанн Дамаскин в Точном изложении гл. О Рае (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… С.147); преп. Симеон Новый Богослов в Слове 25 (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. С.226). 223 В основе лежит учение преп. Симеона Нового Богослова о духовных чувствах, то есть внутренних, которые заменяют внешние чувства, и именно они являются органами созерцания. Предшественниками этого учения были Ориген, св. Григорий Нисский, преп. Макарий, преп. Максим Исповедник. См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8–9 (Добротолюбие. Т.5. С.84). Ср.: гл.38 данного трактата. 224 βλπτω — «наносить ущерб, вредить», используется для обозначения духовного вреда. 225 1Kop.2:14. 226 Рим.7:4. 227 1Kop.2:13. 228 Ср., преп. Никита Стифат. «Третья умозрительных глав сотница. 78»: «Не имея силы разуметь его, — так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), — Божеских ли или человеческих дел то касается, — он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению» (Добротолюбие. Т.5. С.157–158). 229 Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30. 230 Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542). 231 Мф.5:5. 232 Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на «Царство Небесное») 233 πιστς — верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222–223). 1Kop.6:19. 234

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

   распространение Церкви по всей земле — Ис. 42:1-12,54:12-14;    непоколебимость и непреодолимость — Ис. 2:2-3; Дан. 2:44; Дан. 7:13; Зах. 9:9-11;    уничтожение зла, страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10;    утверждение радости — Ис.42:1-12,54:12-14,60:1-5,61:1-4;    воскресение плоти — Иов 19:25;    уничтожение смерти — Ис. 26 гл.; Ис.42:1-12,61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14;    познание Бога — Ис.2:2-3,11:1-10; Иер. 31:31-34;    уподобление Царства Мессии горе — Пс. 2; Ис.2:2-3,11:1-10; Ис. 26 гл.; Дан. 2:34;    торжество истины и справедливости — Пс. 71:10-17; Пс. 109:1-4; Ис.9:6-7,11:1-10; Ис. 26 гл.; Иер. 23:5;    слава торжествующей Церкви — Ис. 26-27 гл.    Иерусалим был ханаанским городом «Ушалим» («основанный богом Шалемом»). Он известен по аккадским документам XIV века до Р.Х. (переписка Телль-эль-Амарна). Библейское предание видит в нем город Мелхиседека, современника Авраама (См. Быт. 14:18), и отождествляет его местонахождение с горой Мориа, на которой Авраам совершил жертвоприношение.    Согласно пророчествам, Илии предстоит снова прийти перед концом мира, чтобы обличить лживость антихриста. Тогда он претерпит мученическую смерть.    Вероятно, Ксеркса (485—465 гг.).    Антиох, претендуя на божественные почести, назвал себя «Киифаиом» — что значит «явление бога». За свои лютые преследования верующих он стал прообразом грядущего последнего гонителя веры — антихриста. Апостол Павел, говоря об антихристе, предсказывает, что он сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:4). Напоминая подобный случай с Антиохом, Иисус Христос, говоря о «мерзости запустения» святилища храма Божия, предсказанном пророком Даниилом (см. Дан. 9:27; Мф. 24:15), напоминает такое состояние Иерусалимского храма при Антиохе Епифане. Антиоха постигла лютая болезнь, от которой он умер, будучи заживо съеденным червями.    Слово «кафизо» на греческом значит «сидеть».    Греческий перевод Библии III века до Р.Х.    Событие это, хотя чрезвычайно редкое, но возможное. Есть киты, которые доходят до 30 метров длины. Желудок этих китов имеет от 4 до 6 отделений, в любом из которых могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Киты дышат воздухом и имеют в голове воздушную запасную камеру размером в 25 кубических метров. Иногда находили животных и людей живыми в голове таких китов. Кит-акула, достигающая 24 метров, тоже может вместить в себе человека, не повредив его физически.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Придя выправить всякую кривизну, Господь Иисус Христос говорил: Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф.5:31–32 ) В другой раз на вопрос искушавших Его фарисеев: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Спаситель ответил: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? ...посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. А когда те сослались на закон Моисеев: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? сказал: сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует ( Мф.19:3–9 ). Таким образом, супружество поднято Христом на высшую ступень и превращено в таинство. Сектант : Господь нигде не называет брак таинством в означенном тобою смысле, как бы ни старались вы, православные, основать свое учение о таинствах на Его словах. Священник : Особое отношение Господа к браку и супружеству очевидно из многих мест Писания, которые я уже приводил. Напомню тебе еще, что первое Свое чудо претворение воды в вино Спаситель совершил, присутствуя на браке в Кане Галилейской (см.: Ин.2:1–11 ). И через святого апостола Павла Он говорит: Брак у всех да будет честен ( Евр.13:4 ), то есть благословлен Богом, как было и при сотворении мира (см.: Быт.1:27–28 ). А на твое возражение скажу, что, не называя брак таинством, Господь, без сомнения, представляет его таковым. Здесь, как и в других видимых действиях, некогда совершенных Им Самим или с Его благословения и взятых святою Церковью за основание ее таинств, преподается невидимая благодать Божия. Однако и из прямых слов Господа ясно, что в браке происходит нечто таинственное и превосходящее наше разумение, а именно соединение властью Божией двух супругов, когда их уже не двое, но один человек. И святой апостол Павел называет соединение супругов в браке тайной, и притом великой ( Еф.5:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

68. Вопрос о воскресении (12:18–27) (Мф 22:23–33; Лк 20:27–40) Еще один “рассказ с изречением”. Содержание и стиль вопроса и ответа на него типичны для еврейской традиции. 18. Σαδδουκαοι ‘саддукеи’. Аристократическая партия, состоявшая из семей первосвященников и наиболее влиятельных мирян Иерусалима, богатых людей, живших светскими и политическими интересами; их отличали надменность в обращении с низшими и жестокость в отправлении правосудия. Будучи консервативными в области вероучения, они отвергали то, что считали новшествами, исходящими от фарисеев. Их главной заботой, впрочем, было поддержание своего статуса и привилегий, а не чистота веры. Происхождение названия не ясно: его часто возводят к Садоку, упомянутому в 2 Цар 8:17, 3 Цар 1:8; 2:35 и др. Некоторые исследователи предполагает арамейскую транслитерацию σνδικοι, греческого названия членов городского собрания, распространенного и во времена Хасмонеев, и много позднее. 19. О левирате см. Втор 25:5–10, откуда саддукеи не буквально и не полностью цитируют первые два стиха, а также Быт 38:8. 20–23. Саддукеи желают выставить на смех фарисейское учение о воскресении из мертвых. Отсутствие детей — важная подробность: тот из братьев, от которого у женщины был бы сын, имел бы преимущество перед остальными. 24. τς γραφς, μηδ τν δναμιν το Θεο ‘Писаний, ни силы Божией’. Множественное число означает Писание в целом, красноречиво свидетельствующее об истине Воскресения. Воскресение невероятно, если не знать проявлений силы Божией, но Бог, открытый в Писании — Бог, творящий чудеса. 25. О том, что воскресшие из мертвых подобны ангелам, говорилось в еврейских апокрифах (1 Енох 104:4, 2 Варух 51:10). ν τος ορανος ‘на небесах’ относится к γγελοι ‘ангелы’, но не к εσν ‘суть’, то есть сказано не то, что воскресшие, подобно ангелам, будут на небесах, а то, что они будут подобны ангелам, (пребывающим) на небесах. Упоминание ангелов обозначает еще одно расхождение между фарисеями и саддукеями (см. Деян 23:8). 26. ν τ ββλ Μοσως ‘в книге Моисея’. Иисус обращается к Закону — той части Писаний, на которую опирались саддукеи.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

О духовном ощущении говорит преподобный Макарий Великий в 7 беседе; преподобный Симеон Новый Богослов в Слове 1; преподобные Григорий Синаит и Нил Сорский называют его благодатным молитвенным действием. Наименование «Странник», в смысле статьи, употреблено в 4 беседе преподобного Макария Великого. 840.  …как благ Господь (Пс. 33. 9). 841.  …веяние тихого ветра (3 Цар. 19. 12). 842. Ср.: чаша моя преисполнена (Пс. 22. 5). 843.  Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3. 8). 844.  …который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4. 7). 845. Иов. 42. 6. 846.  …не здоровые имеют нужду во враче, но больные, …Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 12–13). 847. Лк. 1. 53. 848. Ср.: Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение (Деян. 20. 24). 849.  Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 850.  Воскликните Господу, вся земля (Пс. 99. 1). 851.  …прах ты (Быт. 3. 19). 852. Пс. 34. 10. 853. Ин. 14. 23. 854. Ин. 14. 21. 855. Слово 58, по славянскому переводу. На эти слова преподобного Ефрема Сирина ссылается святой Иоанн Лествичник в «Лествице» своей: «Кто, прежде будущей славы, сподобился такого бесстрастия, какого сподобился святой Сириянин? Славный в пророках Давид говорит Господу: ослаби ми да почию (Пс. 38. 14); Божий подвижник взывает: ослабь во мне волны благодати Твоей». Слово 29, гл. 8. В состояние, подобное описанному здесь, пришел юный инок Захария, которому дарована была за смирение его особенная, ощутительная благодать Святого Духа. См. «Достопамятные сказания» и Алфавитный патерик. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Огнь, нисшедший в сердце, восстановляет молитву. Когда же она восстанет и вознесется на небо, тогда совершается сошествие огня в горницу души». Слово 27, гл. 45. О духовной теплоте см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Основанием для этого в данном случае (как и в некоторых других случаях) послужило то, что народ иудейский многими обстоятельствами своей исторической жизни преобразовал Иисуса Христа. 61 А прообраз с прообразуемым в речах пророков очень часто не отделяются один от другого (примеры этого уже были выше, см. 35:1–7; 40:1–11; 42:1–4; 44:27–28; 45:1–4). Эту особенность изложения настоящей главы необходимо иметь в виду при её объяснении, так как в противном случае некоторые места её будут казаться совсем непонятными. 1 ст. В начале речи пророк делает обращение к тем лицам, к которым направляет свою настоящую речь. «Послушайте меня, жители островов (острови), говорит он, и внимательно выслушайте (внемлите) меня все языческие народы!» Затем, обращая внимание их на предмет своей речи, говорит: «временем многим стояти будет, глаголет Господь», т. е. то, что говорит моими устами Господь, «после многого (долгого) времени состоится или иначе – произойдет (совершится) не в это время, в которое говорится, а после многих времен» (бл. Иероним). Это другими словами значит, что предлагаемое пророчество, по словам самого пророка, исполнится не скоро. И действительно, как видно из дальнейшего, предсказываемое в этой главе исполнилось только с пришествием в мир Мессии, следовательно через 700 лет. Далее излагается самый предмет пророчества. «Он (Бог) дал мне имя еще в то время, когда я был во утробе матери моей». И действительно, народу иудейскому, в лице его родоначальника Исаака, было дано имя еще раньше рождения: имя Исааку было дано Богом за год до его рождения ( Быт. 17:19–21 ). Подобно Исааку, и Мессия получил имя Иисус, что значит Спаситель, еще в утробе Матери Своей ( Мф. 1:21 ). Островами – метонимически (μετωνυμικς) называются жители островов Средиземного моря, а также и прибрежных стран, следовательно вообще западные народы. – От чрева Матере Моея нарече имя Мое – это пророк говорит не о себе самом, а о народе иудейском и вместе об Иисусе Христе: к народу иудейскому слова эти относятся, как к прообразу, и потому лишь отчасти, а в Иисусе Христе они получают полное осуществление. «Это теперь кажется для слушающих пока темным, говорит бл. Иероним, но впоследствии будет известно всем народам, когда Гавриил скажет Иосифу о Родившемся от Девы: и наречеши имя Ему Иисус, Той бо спасет люди Своя». ( Мф. 1:21 ). Затем идет речь о высоком назначении народа иудейского, получившем свое полное осуществление в лице Иисуса Христа. а) «И сделал (Он) Мои уста как бы острый меч, и под покровом руки Своей сокрыл Меня: Он сделал Меня, как бы изостренною (избранну) стрелою, и в колчане (в туле) Своем сокрыл Меня» (2 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Иногда к видениям присоединялись слова. Так в сновидении Иакова сам явившийся Господь изъяснил видение, подтвердил обетования, данные Аврааму, и обнадежил Иакова своим покровительством и безопасностию во время странствования ( Быт.28:13–15 ); также в сновидении Навуходоносора Бодрый и Святый от небесе сниде, повелев посечь великое древо и оставить только корни его в земле ( Дан.4:10–14 ). Также Ам.9:1 , след. и мн. др. § 19. Символ В символе сообщаются людям понятия и мысли о предметах посредством каких-нибудь знаменательных действий. Напр. Исаия ходит наг и бос, в предзнаменование того, что египтяне и ефиопляне поведутся в плен ассириянами наги и босы, откровены в стыдение Египту ( Ис.20:2–1 ). Иеремия возлагает на себя ярмо, в ознаменование порабощения еврейского народа царю вавилонскому ( Иер.27:2–8 ). Иезекииль лежит триста девяносто дней на левом, и сорок на правом боку, в означение продолжения беззаконий еврейского народа ( Иез.4:4–8 ); ест невкусный хлеб, потом ячменный опреснок, испеченный на лайне, вместо дров, в знак того, что осажденные евреи от голода и нужды будут питаться нечистыми яствами (ст.9–17); наконец остригает у себя на голове и бороде волосы и, свесив их, истребляет по частям мечем, огнем и ветром (5:1–4), для изображения участи иудеев во время разрушения Иерусалима (ст.5–17), и др. Поскольку в апологе, видении и символе между означающим и означаемым находится такое же отношение, какое и в притчах: то к изъяснению их очень удобно могут быть приложены правила, способствующие к уразумению подлинного смысла притчей (см. § 16). § 20. Подлинность прообразовательного смысла 24 Ветхий завет не только представляет нам учение и примеры веры и благочестия, но еще в различных лицах, вещах, действиях, местах и временах, о которых в нем говорится, живописует для нас тайны новоблагодатной Церкви– царства Христова. Это видно из того, что 1) Сам Иисус Христос многие события ветхого завета представляет образами новозаветных событий; напр. он говорит: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому ( Ин.3:14 ), и: якоже бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердце земли три дни и три нощи ( Мф.12:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

I 3. 8). Такая интерпретация грехопадения чужда зап. богословской традиции и восходит скорее к александрийской экзегезе (Филону, Клименту Александрийскому); впосл. она была решительно отвергнута блж. Августином (см.: Aug. De civ. Dei. 14. 21-26; Idem. De Gen. 11. 42). З. указывает на губительные для всего человечества последствия грехопадения: физические страдания, телесную смерть и адские мучения (Serm. II 4. 5). Менее ясно З. высказывается по вопросу наследования вины прародителей, к-рая отпускается в крещении даже младенцам (Serm. I 2. 28, 38. 1). По мнению некоторых исследователей, З. можно рассматривать как одного из предшественников блж. Августина в учении о первородном грехе ( Sgreva. 1989. P. 419). Христология Учение З. о Богочеловеке, испытавшее на себе сильное влияние Тертуллиана, свт. Илария Пиктавийского и свт. Амвросия Медиоланского, в целом находится в русле ранней зап. богословской традиции. Основанием его христологии служит Свящ. Писание. З. видел в ВЗ указания на события домостроительства спасения: на воплощение Сына Божия, Его страдания, смерть и воскресение. В качестве прообразов Христа З. рассматривал патриархов Исаака, Иакова и в то же время камень, служивший последнему изголовьем (Быт 28), прор. Моисея, облачный и огненный столпы (Исх 14. 19-20), пасхального агнца (Исх 12), Иисуса Навина, прор. Иону и прав. Иова; а в НЗ - рыбу со статиром во рту (Мф 17. 27), хозяина, имевшего сокровищницу (Мф 13. 52), милосердного самарянина и др. Те места из обоих Заветов, в к-рых ариане видели указание на умаление Сына перед Отцом или на Его тварность, З. относит к Сыну воплотившемуся. Только по Своему человечеству Сын Божий был подвержен человеческим немощам и телесной смерти (Serm. I 54; II 12 и др.). При этом Его божественная природа осталась неизменной, но умалилась лишь божественная слава, поскольку, по словам З., «Бог и Сын Божий в установленное время, сокрыв Свое величие (dissimulata majestate) и покинув Свой небесный престол, в храме предопределенной Девы уготовляет Себе жилище, которое тайно наполняет, намереваясь родиться человеком, и там же, сохранив то, чем был (т.

http://pravenc.ru/text/199839.html

См.: преп. Никиты Стифата Сотницы 1:8-9 (Добротолюбие. Т.5. С.84). Ср.: гл.38 данного трактата. 79. - " наносить ущерб, вредить " , используется для обозначения духовного вреда. 80. 1Kop.2:14. 81. Рим.7:4. 82. 1Kop.2:13. 83. Ср., преп. Никита Стифат. " Третья умозрительных глав сотница. 78 " : " Не имея силы разуметь его,- так как все, содержащееся в Божественном Писании, духовне востязается (1Kop.2:14), - Божеских ли или человеческих дел то касается, - он насмехается над теми, кои духовне то рассуждают (1Kop.2:13), и таковых не духовными и не Духом Божиим водимыми именует, а возводительными, (по произвольному наведению открывающими духовный смысл в Писании), и их слова и духовные разумения извращает и перетолковывает по своему смышлению " (Добротолюбие. Т.5. С.157-158). 84. Преп. Никита Стифат. О Душе. 27, 30. 85. Ср., преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 2:22. (Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С.542). 86. Мф.5:5. 87. Лк.17:21; (в тексте трактата замена Царство Божие на " Царство Небесное " ) 88. - верный, верующий. По определению преп. Симеона Нового Богослова, верность заповедям служит чертой разделения верных от неверных (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С.222-223). 1Kop.6:19. 90. Рим.8:11. 91. ο ο ο - удовольствие и страдание, данная оппозиция перенята от преп. Максима Исповедника, например. Вопросоответы к Фалласию. введение (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.29). 92. Деление удовольствий на естественные и необходимые принадлежит эпикурейцам. 93. ευ - вовремя, кстати, в благоприятное время. 94. Быт.2:16-17. 95. Евр.5:13-14. 96. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11 (25). C.148(PG94. 913B, 917А). 97. Согласно преп. Максиму Исповеднику " О различных затруднительных местах Священного Писания " , " за всяким наслаждением следует страдание " . (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.27). 98. - от ο (пренебрежительно относиться; плохо обращаться; злоупотреблять) - злоупотребление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/585/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010