Но здесь мы видим другую проблему, связанную вот с чем: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» ( Быт. 15:13 ) – вот никак не получается четыреста лет! Пребывания евреев в египетском рабстве – двести десять лет. И ниже сказано: «в четвертом роде возвратятся они сюда…» ( Быт. 15:16 ). А что такое четвертый род? Первый род по Аврааму – это Исаак. Потом идет Иаков, потом – Иосиф. И после смерти Иосифа, когда возник фараон, «который не знал Иосифа» (см.: Исх. 1:8 ), а по истолкованию – не хотел знать Иосифа, начинаются гонения. Гонения как раз в четвертом роде – это род Моисея, когда и происходит исход из Египта. Каким образом появилось число четыреста, и почему оно уменьшилось почти вполовину? Это связано со следующим событием: Авраам пошел в Египет, не спросив Божьего благословения, не было на то прямого указания! И все те опасности, которые он там пережил, потом переживал его народ. И – как наказание – четыреста лет их будут порабощать и угнетать. Но срок сократился. Чтобы понять, почему, – откроем Книгу Бытия, 26-я глава, 1-й и 2-й стихи, где сказано уже про Исаака, сына Авраама: «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама (то есть был голод, который был намного хуже, чем тот, который был во дни Авраама, – О. С.); и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 26:1–2 ). Господь останавливает патриарха Исаака, и тот принимает решение не идти в Египет путем своего отца Авраама. Таким образом, Господь сокращает кару еврейскому народу почти на двести лет. Это классический пример, как в потомках может быть изжит грех прародителей, и цепочка зла замкнется. Именно для этого детям и приходится наследовать проблемы отцов – «за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ). Кто-то может сказать: «А как это Бог может принять сначала одно решение, а потом другое решение?» Но давайте вспомним Книгу Ионы, когда Господь повелел этому пророку отправиться в Ниневию, город великий, и сказать жителям его, что все они грешники, что все они погибнут, когда город их будет разрушен!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

По крайней мере, в ближайшее время жизнь Моисея не станет хоть немножечко приятнее. Сначала спор с Богом (3:1–4:17), затем он оказывается на грани смерти (4:18–26). Сначала Бог беседует с ним, затем вступает в святую борьбу. Кратковременная передышка (4:27–31) наступает, когда Моисея радушно принимают дома, и он вместе со всем Божьим народом участвует в служении поклонения и хвалы. Однако фараон не сдается. Он совершенно безучастен к мольбам Моисея (5:3). Слова фараона: «Я не знаю Господа» (5:2) означают: «Я не признаю Его власти». Ситуацию ухудшила невыносимо увеличенная рабочая норма евреев (5:4:18). У евреев это неминуемо вызвало лишь глубокое негодование на своего сомнительного освободителя (5:19–21). Какое различие в оказанном приеме! Сегодня лесть, завтра – неприятие. Другому Избавителю люди будут один день петь осанну, а на следующий день требовать: «распни его». Еще одно подтверждение призвания Моисея (6) Так же как Иаков получил подтверждение событиям, происходившим в Пенуэле (ср. Быт.32:28 и Быт. 35:10 ), так и Моисей сейчас должен получить подтверждение произошедшему у горящего куста. Конечно же, старые возражения умирают нелегко (ср. 6:12:30). Когда Моисей впервые был призван, он пытался уклониться от этого призыва, подчеркивая свою собственную неспособность. Теперь он беспокоится, что гораздо труднее будет общаться с фараоном, чем со своим собственным народом, что и так не отличалось особым успехом. Каким же образом он сможет договориться с фараоном? («Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? И если в стране мирной ты был безопасен, то, что будешь делать в наводнение Иордана?», Иер.12:5 .) Моисей по-прежнему слишком беспокоится о результатах. В ответ Бог говорит Моисею семь ободряющих «Я сделаю», которые окружены двумя «Я есть». См. таблицу 5. Таблица 5 67 В этой главе поднимаются, по крайней мере, два критических вопроса. Один – в третьем стихе: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий»; а с именем Моим «Господь» не открылся им». А что же тогда означают те отрывки, в которых Господь представляется одному из патриархов точно под этим же именем? Так, Бытие (15:7): «И сказал ему (т.е. Аврааму) «Я Господь...». Или отрывки, в которых автор называет Господа, обращающегося к Аврааму, Господь: «И сказал Господь Аврааму...» ( Быт.12:1 )? Либо отрывки, которые указывают на некоторую фамильярность в отношениях с Господом? Так, Бытие (12:8): «И создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

«Представители двух полов на земле – Адам и Ева – до грехопадения были бессмертны и душой и телом» (81: 206). «…обладая бессмертием – Быт 2: 9, 16 , которое, согрешив, человек потерял – Быт 3: 24 …» (55. См. «Грех»). «Тело первого человека, Адама, Бог сотворил бессмертным, но после грехопадения смерть и зло вошли в мир» (104: 98). «Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, незлобивым, святым, безгрешным, бессмертным, и все это делало его душу необычайно богоустремленной. Такую оценку человека дал Сам Бог, когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все “хорошо весьма”» ( Быт.1: 31 ; ср. Еккл. 7: 29 ) (84. Гл.: О первоначальном состоянии человека. § 1). «… Святые Отцы учат, что первозданный человек имел духовное которое обладало необычными для нас свойствами – теми, которые мы видим в воскресшим Христе» (105: 25, 26). под «духовным телом», очевидно, имеется в виду бессмертное тело, которое будет у всех людей после всеобщего воскресения мертвых. Для пояснения термина «духовное тело» приведем слова св. апостола Павла: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное... Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное… Когда же тленное сие облечется в нетленное и бессмертное, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою ( 1Кор. 15: 42, 44, 54 )». 107 «Ты (Господь – П. Д.)… дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою…» ( 3Езд. 3: 5 ). «Господь лишил Адама “вкушения... от древа жизни” ( Быт. 3: 22 ), что дало бы ему бессмертие тела. Итак, по природе тело и плоть человека были смертными, но по причастию благодати оставались вне естественных процессов (старения и смерти)» (27: 69). «… Из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела, созданного из земли, а от божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и теперь, сказал Господь по падении нашего праотца, как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт. 3: 22 )» (6: 471, 472).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

19 вымоют одежды свои. Омовение одежд символизирует очищение ( Быт. 35,2 ). 19 быть готовыми к третьему дню. Бог требует, чтобы израильтяне были готовы к богоявлению. сойдет... на гору Синай. Гора Синай является лишь местом встречи Господа со Своим народом, а не Его постоянным местопребыванием. 19 не прикасайтесь к женам. При половом сношении мужчина и женщина становились на время нечистыми ( Лев. 15,16 ; 1Цар. 21,4 ). 19 трубный звук весьма сильный. Позднее громкий, протяжный звук бараньего рога стал сигналом того, что Бог присутствует при поклонении Израиля. Упоминание о гончарной печи (ст. 18) свидетельствует о том, что в данном случае речь идет не об извержении вулкана. Это огонь присутствия Господа, Который появляется вместе с густым и слепящим дымом ( Ис. 6,4 ) и нисходит на гору, а не восходит вверх. вострепетал. Сильное колебание горы, которым сопровождалось появление Самого Бога, символизирует сотрясение всей природы (см. напр., Мих. 1,3.4 ). 19 И сошел Господь. Ст. 20–22 предваряют Десять Заповедей. 19 чтобы... не порывался к Господу видеть Его. Увидеть незримого Бога можно только глазами веры, а именно ее израильтянам недоставало. Желание «заглянуть» в духовный мир и попытки сделать это положили начало оккультизму насильственному проникновению в запредельные сферы бытия. 19 священники. Вероятно, имеются в виду люди, которые выполняли обязанности священников. Но даже им не позволялось приближаться к месту появления Бога. Глава 20 20:1–26 Одним из величайших событий в истории Израиля и всего человечества явилось получение закона. Закон был дан израильтянам не для того, чтобы соблюдением его они достигли праведности ( Рим. 3,20 ; Гал. 3,11 ). Праведность (оправдание) пред Богом всегда обреталась верой в Него и доверием к Нему (см. Быт. 15,6 ; Рим. 4,3.22 ; Гал. 3,6 ). Закон, как воспитательное средство, был дан человеку для осознания им своей греховности ( Рим. 3,20; 5,13; 7,7.25 ) и своего несоответствия тому образу, по которому Господь Бог создал его. Закон помогает человеку познать самого себя и прийти к выводу, что «не живет во мне... доброе» ( Рим. 7,18 ). О законе сказано: «Для чего же закон? Он дан ... по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» ( Гал. 3,19–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

30 . Представим еще важнейшее этого: хотя рождение тел от тел и чудесно, но, впрочем, возможно. А что персть земная сделалась человеком – это чудеснее, что безобразная грязь получает оболочки и свет глаз – это чудеснее. Что из единообразной персти рождаются и крепость костей, и нежное легкое, и прочие разновидные члены – это чудесно. Что одушевленная грязь обходит вселенную, сама двигается, устраивает это чудесно. Что грязь учит, и говорит, и строит, и царствует – это чудесно. Несмысленные иудеи! Откуда Адам родился? Не Бог ли, персть взяв от земли, образовал это чудное творение? (см. Быт.2:7 ). И если грязь пременяется в глаз, то Дева не родит ли Сына? Если то, что особенно невозможно между людьми бывает, то почему же не быть тому, что возможно? 31 . Это должны вспоминать мы, братья, эти орудия употреблять для защиты. Не будем терпеть еретиков, учащих, что пришествие было в призраке; будем отвращаться и тех, которые говорят, что рождение совершилось от мужа и жены, которые осмеливаются утверждать, что Он родился от Иосифа и Марии, потому что написано: и прият жену свою ( Мф.1:24 ). Но вспомним, что Иаков прежде, нежели получил Рахиль, говорит Лавану: дай мне жену мою (ср. Быт.29:21 ). Ибо как она прежде совершения брака потому только, что была обещана, названа женой Иакова, так и Мария потому, что обручена была, названа женой Иосифа. Заметь же осторожность Евангелия, говорящего: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, и проч. ( Лк1:26 ). И в другом месте, когда была перепись и когда пошел Иосиф вписаться, что говорит Писание? Пошел... Иосиф из Галилеи... записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна ( Лк.2:4–5 ). Она была непраздна. Между тем не сказано: с женой своей, но с обрученною ему. Послал бо Бог Сына Своего, говорит Павел, не рождаемого от мужа и жены, но рождаемого от жены (см. Гал.4:4 ), только, то есть, от Девы. Ибо доказали мы прежде, что и Дева называется женою. От Девы родился Творец девственных душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

32. Откуда же существо первозданного? От воли и от мудрости Божией, и от девственной земли. Ибо Господь Бог, – говорит Писание, – не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли (Быт. 2: 5). От этой земли, когда она была еще девственной, Бог взял прах и создал человека, как начало нашего человечества. Для вторичного создания этого человека Господь подчинил Себя порядку того же воплощения, родившись от Девы, согласно с волей и мудростью Божией, чтобы показать подобие Своего воплощения с воплощением Адама, и чтобы исполнилось написанное в начале: Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1: 26). 33. И как через непослушную деву человек был поражен смертью, так и здесь Он также через Деву, Которая повиновалась Слову Божию, получил жизнь посредством вновь созданной в человеке жизни. Ибо Господь пришел, чтобы вновь найти потерянную овцу (см. Мф. 18: 12), а потерянным был человек. Поэтому не произошло нового творения, но Он принял подобие творения от Той, Которая была из рода Адама. Ибо было необходимо новое сотворение Адама во Христе, чтобы смертное было поглощено бессмертием (см. 1 Кор. 15: 53). Это же относится к Еве и Марии, чтобы Дева, ходатайствуя за деву, девственным послушанием разрушила и уничтожила девственное непослушание. 34. Также и преступление, которое было совершено через древо, было разрушено послушанием древа. Когда Бог услышал (такое ходатайство), Сын Человеческий был пригвожден к древу, чем разрушил познание зла, ввел же и дал усвоить познание добра. И зло есть неповиновение Богу, как добро – повиновение Ему. Поэтому Слово говорит через пророка Исаию, когда он предсказывает будущие муки, ибо они потому называются пророками, что сообщают будущее; так вот, Слово говорит через него следующим образом: Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 5–6). Послушанием, в котором Он был тверд до смерти, повешенный на древе, Он разрушил древнее, связанное с древом, непослушание. Ибо Он Сам – Слово всемогущего Бога, Которое невидимым образом распространилось в нас и во всем мире вообще, и проходит его долготу и ширину, высоту и глубину, ибо через Слово Божие поддерживается прочность бытия всей вселенной, и в ней Сын Божий распят, крестообразно на всем запечатленный. Ибо надлежало Ему, после того как Он стал невидимым, открыть крестное общение с Ним всех, чтобы показать то Свое действие в видимом посредством видимого образа. Ибо Он есть Тот, Который поставил во свет высоту, и продолжил глубину, лежащую далеко под землей, и длину простер от востока до запада, и прошел север и юг, и находящихся во всех концах земли созвал к познанию Отца .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Беды Давида. 11 я беременна. По израильским законам за прелюбодеяние оба согрешивших наказывались смертью ( Лев. 20,10 ; Втор. 22,22 ). 11 омой ноги свои. Если, как то можно было бы заключить из 1Цар. 21,5 (ср. Втор. 23,10 ), воздержание от женщин во время войны было обязательным для воинов, предложение Давида можно рассматривать как попытку побудить Урию к нарушению этого запрета, чтобы беременность Вирсавии приобрела законный характер. 11 ковчег... и Израиль и Иуда. Упорное нежелание Урии наслаждаться отдыхом в то время, когда другие подвергают себя походным тяготам, и даже Сам Бог (чье присутствие символизируется ковчегом завета) находится в лагере среди воинов, еще более оттеняет предосудительность поведения Давида, живущего в свое удовольствие в Иерусалиме (ст. 1,2). спать со своею женою. См. ком. к ст. 8. 11 поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение... чтоб он был поражен и умер. Давиду, благодаря стойкости Урии, не удалось уладить ситуацию с беременностью Вирсавии хитростью (ст. 8–13), поэтому приходится теперь действовать прямолинейно. При этом Давид рассчитывает, что Иоав с готовностью поможет исполнению его плана (см. 2,18; 3,26.27; 20,10 и ком.). 11 рассказал Давиду обо всем, для чего послал его Иоав. В Септуагинте (греческом переводе ВЗ) данный стих несколько длиннее, поскольку его завершает гневный ответ Давида посланнику, близкий к тому, который предвидит Иоав (ст. 20,21). 11 пусть не смущает тебя это дело. Дословно: «пусть не будет это дело злом в глазах твоих». В конце главы содеянному Давидом дается однозначная оценка: «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (ст. 27). 11 Когда кончилось время плача. Об истинных чувствах Вирсавии к Урии можно только догадываться, но, тем не менее, в течение положенного времени (возможно, семь дней; Быт. 50,10 ; 1Цар. 31,13 ) она оплакивала своего убитого мужа. Оплакивание вождей народа могло продолжаться дольше: например, Аарона ( Чис. 20,29 ) и Моисея ( Втор. 34,8 ) Израиль оплакивал тридцать дней (ср. семидесятидневный плач египтян по Иакову, Быт. 50,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В ряде средневек. евр. источников представлено мнение, что Авраам действительно принес в жертву И., к-рый затем был оживлен Всевышним (см., напр.: Пирке Рабби Элиезера. 31). Одним из оснований для такого мнения служат слова кн. Бытие, которыми завершается рассказ о жертвоприношении и в к-рых отсутствует упоминание И.: «И возвратился Авраам к отрокам своим...» (Быт 22. 19). Это представление об убитом, но воскрешенном Богом И. сближает его образ в еврейской традиции с образом Иисуса Христа в христианской. Некоторые ученые (см., напр.: Vermes. 1973; Idem. 1996) предполагали здесь влияние межзаветного иудаизма на зарождающееся христианство; другие, напротив, считали, что появление схожих моментов в еврейской традиции есть своего рода ответ раввинистического иудаизма на вызов христианской проповеди (напр.: Davies, Chilton. 1978). И. в христианской традиции И. в Новом Завете В синоптических Евангелиях И. не уделяется особого внимания по сравнению с остальными патриархами: он упоминается в генеалогии Иисуса Христа (Мф 1. 2; Лк 3. 34), в именовании Бога «Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова» (Мф 22. 32; Лк 20. 37), а также в описании Царства Божия, когда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф 8. 11; ср.: Лк 13. 28). В Деяниях св. апостолов И. упоминается в именовании Бога «Богом Авраама и Исаака и Иакова» (Деян 3. 13; 7. 32), а также в кратком пересказе истории Израиля первомч. Стефаном (Деян 7. 8). К истории Измаила (рожденного рабой Авраама Агарью) и И. (рожденного Саррой) обращается ап. Павел в Гал 4. 22-31 и Рим 9. 7-9. Согласно ап. Павлу, хотя иудеи и происходят от Авраама по плоти, но не все, кто происходят от Авраама по плоти, суть дети Авраама; в доказательство этого тезиса ап. Павел приводит Быт 21. 12, где Бог говорит Аврааму, что «в Исааке наречется тебе семя» (т. е., несмотря на наличие старшего сына Измаила, род Авраама продолжится не через него, а через И., к-рого родила Сарра). Агарь, согласно ап. Павлу, символизирует Синайский завет, рабство закону и «нынешний Иерусалим» (т. е. офиц. иудаизм времен ап. Павла). Сарра олицетворяет НЗ, свободу от закона и «вышний Иерусалим» (Гал 4. 24-26). Христиане - «дети обетования по Исааку» (Гал 4. 28), т. е. они усыновлены Богом во исполнение Его обещания, и, подобно тому как И. стал наследником Авраама, оттеснив старшего брата, христиане становятся подлинными наследниками Авраама, оттесняя потомков Авраама по плоти. Образы Агари-синагоги и Сарры-церкви часто встречаются в лит-ре и искусстве христ. средневековья как реминисценции из Посланий ап. Павла. О жертвоприношении И. говорится в Послании к Евреям. Готовность Авраама принести сына в жертву понимается как свидетельство его веры в воскресение мертвых: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить...» (Евр 11. 17-19).

http://pravenc.ru/text/674115.html

Да, Бог повелел. Было пророчество, сказанное Аврааму, что народ будет «в порабощение и угнетение». Но здесь уже не «порабощение и угнетение», здесь геноцид самый настоящий с умерщвлением детей! И уничтожается человеческое достоинство, когда всякий раз человеку не позволяют поговорить с Богом, не позволяют выделить время для молитвы, отметить религиозный праздник! Это вызов человеческому достоинству, тому самому достоинству, о котором в Писании сказано: «И создал Господь Бог человека по образу и подобию Своему» (см.: Быт.1:26–27 ). Бог действительно наделил человека Своим образом и подобием, и мы, в грехопадении потерявшие очень многое из того, что получил Адам, первый человек, о сотворении которого сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ), мы в этой жизни можем все получить назад! Об этом и говорил преподобный Серафим Саровский , что смысл жизни христианина – стяжание благодати Духа Святого. Но это не дается просто так, это духовная брань. И мы вспоминали сегодня слова апостола Павла, когда он говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ), обращаясь к неким христианам, которые отчаялись. Он прямо укоряет их: «Вы еще не до крови сражались!» Действительно, нам предстоит очень многое, ибо Христос сказал: «претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:22; 24, 13 ; Мк.13:13 ). И слова Иисуса Христа, что тот, кто не берет свой крест и не идет за Мной, не достоин Меня (см.: Мф.10:38 ), означают одно: если ты не осознаешь, что является твоим крестом сегодня, что будет твоим крестом завтра (если у тебя есть завтра), что было им позавчера, то ты не придаешь правильного значения тем болезням, боли, переживаниям, унижениям, всему тому дурному, с чем ты сталкивался. Бог попускает нам пройти через горнило искушений не для того, чтобы проверить, перепроверить, переэкзаменовать нас! Он это делает всегда с одной целью: усовершенствовать нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог проявляет Себя не только в разумной природе человеческих существ, но и в их нравственной природе (см. нравственность: абсолютная природа). Нравственный закон Бога записан в человеческих сердцах. Ибо «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их» ( Рим. 2:12–15 ). Поскольку этическая ответственность предполагает способность отвечать за свои деяния, человек, созданный по образу Божьему, наделён также свободой этического выбора ( Быт. 1:27 ; ср. Быт. 2:16–17 ). Откровение Бога в человеческой истории . Историю называют «божественной историей». Это отпечатки Бога на песке времени. Павел говорит, что Бог назначил «предопределённые времена и пределы их [народов] обитанию» ( Деян. 17:26 ). Бог открыл Даниилу, что «Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» ( Дан. 4:14 ). Бог также открыл Даниилу, что человеческая история движется к своей конечной цели – Царствию Божьему на земле ( Дан. 2; 7 ). Таким образом, правильное понимание истории указывает нам на Божий замысел и предназначение. Бог раскрывает Себя в человеческом искусстве. Библия провозглашает, что Бог прекрасен и прекрасно Его творение. Псалмопевец восклицает: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле!» ( Пс. 8:2 ). Исаии открылись чудесные проявления славы Божьей в его видении, где он увидел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм» ( Ис. 6:1 ). Писание призывает нас «поклониться Господу в благолепном святилище Его» ( Пс. 28:2 ; ср. Пс. 26:4 ). Соломон указывал, что «всё соделал Он [Бог] прекрасным в своё время» ( Ек. 3:11 ). Псалмопевец говорит, что город Сион «есть верх красоты» ( Пс. 49:2 ). То, что сотворил Бог, хорошо, как и Он ( Быт. 1:31 ; 1Тим. 4:4 ), а благо Его прекрасно. Поэтому творение, в той мере, в какой отражает Бога, тоже прекрасно. Кроме того, что прекрасны Бог и сотворённый Им мир, Бог также наделил Свои создания способностью воспринимать красоту. Они, как и Он, могут создавать прекрасное. Люди – это, так сказать, «вторичные творцы». Бог наделил определённых людей особым творческим даром, в котором раскрываются некие истины о Его прекрасной сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010