59 Cyrillus Alexandrinus. Epistulae paschales sive Homiliae paschales. 21, 4//PG 77, 856:30–37. «Да никакое заблуждение не убедит вас уклониться от правой веры. Царским путем будем шествовать, не уклоняясь ни направо, ни налево, будем блюсти простую и неподдельную правую веру... Да исповедуем единосущную Троицу Отца и Сына и Святого Духа». 60 См.: Cyrillus Alexandrinus. Desancta Trinitatedialogi. 397:16–24 (G.-M.deDurand. P., 1976 (SC 231). P. 164). 61 Joannes III Scholasticus. Synagoga L. Titulorum 1 (V. Beneshevich. Munich, 1937. S. 4:19–20). 62 Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos (1–18) 11, 17:3–10 (W. C. Reischl, J. Rupp. Munich, 1848 (Hildesheim, 1967) Vol. 1. S. 310). 64 Theodorus Raithenus. Praeparatio (=De Incarnatione liber) 7 (F. Diekamp. R., 1938 (1962) (OCA 117). P. 190:15–17). 65 Photius. Epistula 284:507–517 (B. Laourdas, L. G. Westerink. Leipzig, 1985. Vol. 3 (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana). P. 18). 66 См. подробнее: Nicephorus I. Adversus iconomachos Proem. 50, 79–86 (J. B. Pitra. P., 1858 (Spicilegium Solesmense 4)). 67 Maximus Confessor. Ambigua ad Joannem 42, 13:1–6 (N. Constas. Cambridge (MA), 2014. Vol. 2. P. 144). 68 Justinianus. Edictum contra Origenem (Collectio Sabbaitica 6)//Synodus Constantinopolitana et Hierosolymitana anno 536 (E. Schwartz. ACO. Vol. 3. B., 1940 (r1965). S. 201:24–29). 69 Symeon Thessa lonic ensis. Desacra Liturgia 69:1–4 (S. Hawkes-Teeples. Toronto,2011 (Studies and Texts 168). P. 208). 70 Vita sanctae Syncleticae (versio Q e cod. Paris. gr. 1598, a. 1071/2). L. 492–495 (L. Abelarga. Θεσσαλονκη, 2002 (Βυζαντινο κεμενοι κα μελται 31). P. 226). «...и подобно тому, как сильно заостренный и сверхострый меч, если преткнется о некий камень, легко притупляется или всецело приходит в негодность, так и подвижничество: если оно чрезмерно напряжено и неукротимо и движется вне царского пути, оно легко опровергается и побеждается духом гордости». 71 De Monacho superbo (BHG 1450x) 5:21–24 (Wortley J. A «Narratio» of rare distinction: De monacho superbo, BHG 1450x//Analecta Bollandiana. 1982. Vol. 100. P. 357–363, особо p. 363)). |
В публикации А. Донати и П. Дзанфини ( Donati. 2010) использовано 11 рукописей и 5 изданий Жития. По мнению издателей, к архетипу ближе всего стоят рукописи 1-го класса: легендарии из аббатства Боббио (Taurin. F. III. 16. Fol. 182r - 190v, X в. (Т1); F. II. 10. Fol. 165r - 167v, XI в. (T2)) и из цистерцианского аббатства Моримондо (Como. Bibl. del Seminario. 6, рубеж XII и XIII вв. (С); подробнее см.: Donati. 2010. P. 237-357). По рукописи С текст Жития был впервые опубликован миланским гуманистом Б. Момбрицием (не позднее 1478; см.: Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 95-102, 674). В 1748 г. болландисты издали Житие по легендарию из мон-ря Бёддекен (Mьnsmer. Univ. Bibl. 23. Fol. 35-38v, 3-я четв. XV в.; ркп. утрачена в 1945) с разночтениями по рукописи из Римини (Rimini. Bibl. Civica Gambalunga. SC-MS. 1 (R)) (ActaSS. Sept. T. 2. P. 215-219). В XX в. издатели Жития находились под влиянием гипотезы Ф. Ланцони о существовании 2 редакций текста: краткой, представленной в рукописи R, и пространной, более поздней, к-рая сохранилась в др. рукописях (см.: Lanzoni. Diocesi. P. 707-710). В действительности в рукописи R содержится сокращенный текст, из к-рого изъяты эпизоды, связанные с церковной историей Римини (см.: Donati. 2010. P. 201; Savigni. 2010. P. 56-57). Публикация П. Эбишера (1974) выполнена по древнейшей рукописи Т1, текст к-рой выборочно сопоставлен с манускриптом R и изданием Момбриция. Исследователь высказал предположение о существовании 3-й редакции Жития, составленной в Сан-Марино ( Aebischer. 1980; критику издания см.: Dolcini. 1983. P. 10-12; Donati. 2010. P. 202-203). На рукописи Т1 основано также издание Р. Буриганы, к-рый попытался реконструировать «окончательную редакцию» Жития, датированную им кон. IX в. ( Burigana. 1992). Основными недостатками этих публикаций Донати и Дзанфини считают опору на манускрипт Т1 (хотя он является самым ранним, при издании текста следовало в большей мере учитывать чтения из др. рукописей) и на необоснованную гипотезу о наличии неск. редакций Жития (подробнее см.: Donati. 2010. P. 198-203). В подготовленном ими издании Донати и Дзанфини доказали, что существует лишь одна редакция Жития, хотя в некоторых рукописях текст искажен или сохранился не полностью (изд.: Ibid. P. 195-235). |
32. Ср. Demoen. Exempla, 211–212. 33. Ruether. Gregory, 25–27. 34. Сл. 43, 15, 11–30; SC 384, 150–152=1.612. 35. " Афины приняли нас, как речной поток " " , — пишет Григорий в Сл. 43, 15, 1; 148=1.612. 36. PG 37, 1044=2.354. 37. PG 37, 1554=2.260. 38. Сл. 43, 14, 9–12; SC 384, 148=1.611. Ср. 3 Цар.9:3. В тексте Григория игра слов между именем Василий и словом " " царство " " (basileia). 39. Сл. 43, 14, 21–22; SC 384, 148=1.611. 40. Сл. 43, 16, 9–28; SC 384, 152–154=1.613. 41. См. схолию Олимпиодора в PG 36, 906 A. 42. Сл. 43, 17, 1–3; SC 384, 156=1.613. 43. Сл. 43, 17, 5–34; SC 384, 156–160=1.613–614. 44. Букв. " влечения " " . 45. Олимпийская ода 6, 1–3. 46. Ссылка на пантеистическое мировоззрение. 47. Сл. 43, 19, 1–20, 19; SC 384, 162–166=1.615–616. 48. Письмо 16; ed. Gallay, 18=2.422. 49. Там же. 50. Сл. 43, 21, 1–22, 13; SC 384, 166–170=1.616–617. 51. Сл. 43, 24, 20; SC 384, 178=1.619. 52. Сл. 43, 24, 22–25; SC 384, 180=1.619. 53. PG 37, 1046=2.355. 54. PG 37, 1046–1048=2.355–356. 55. См. Gallay. Vie, 67. 56. См. Gallay. Vie, 66. 57. Подробнее об имуществе, принадлежавшем Григорию, см. Coulie. Richesses, 9–21. 58. Т. е. налоги. 59. PG 37, 980–981=2.55. 60. Ruether. Gregory, 142. 61. См. Василий. Письмо 223; ed. Courtonne, 10–11. 62. Письмо 1; ed. Gallay, 3=2.411. 63. Письма 4–5; ed. Gallay, 4–6=2.412–414. 64. Письмо 6; ed. Gallay, 7–8=2.414–415. 65. О роли Василия в формировании каппадокийского монашества см. в разделе " " Монашество " " в гл. II нашей работы. 66. В семье Василия уважение к Оригену было давней традицией: его бабушка, Макрина–старшая, училась у Григория Чудотворца, который, в свою очередь, был преданным учеником Оригена. 67. Gribomont. Basile I, 233. 68. Письмо 115; ed. Gallay, 88=2.502. 69. Полный текст сохранился только в латинском переложении Руфина. 70. PG 37, 1048–1050=2.356. 71. См. Rousseau. Pachomius, 169–171. 72. PG 37, 1052=2.357. 73. PG 37, 1052–1053=2.257. 74. PG 37, 1052=2.357. 75. PG 37, 1053–1054=2.357–358. 76. В рус. пер. Слово 3. 77. Ниже, говоря о понимании священства Григорием, мы будем подробно рассматривать это Слово. |
12 марта 1995 г. Память преподобного Симеона Нового Богослова Оксфорд Библиография Сочинения преподобного Симеона Нового Богослова Мистическая молитва Του εν γοις πατρς ημν Συμεν ευχ μυστικ. SC 156. Ρ.150–154. Сар. [Главы богословские, умозрительные и практические) Symeon Je Nouveau Theologien. Chapitres theologiques, gnostiques et pratiques. Ed. J.Darrouzes. SC 51-bis. 1980. Cat. [Слова Огласительные] Symeon e Nouveau Theologien. Catecheses. Ed. B.Krivocheine, J.Paramelle. T.I (Cat. 1–5). SC 96. 1963; T.II (Cat. 6–22). SC 104. 1964; T.III (Cat. 23–34). SC 113. 1965. Euch. [Благодарения l и 2] Action de graces 1–2. SC 113. 1965. P.304–357. Hymn [Гимны] Symeon le Nouveau Thaologien. Hymnes. Ed. J.Koder, J.Paramelle, L.Neyrand. T.I (Hymn 1–15). SC 156. 1969; T.II (Hymn 16–40). SC 174. 1971; T.III (Hymn 41–58). SC 196. 1973. Theol., Eth. [Слова Богословские и Нравственные] Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologiques et ethiques. Ed. J.Darrouzes. T.I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). SC 122. 1966; T.II (Eth.4–15). SC 129. 1967. Ep. l [Послание l] K.Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem neuen Theologen. Leipzig, 1898. S.110–27. Ep. 2–4 [Послания 2–4] Vatic.gr. 1782, ff.205v.–230; a также Vatop.667, ff.377–383 (для Послания 4). ΔΖ Του οσου πατρς ημν Συμεν του Νου Θεολγου τα ευρισκμενα. » Εκδ. απ Διονυσου Ζαγοραου. Venetia, 1790. Содержит только те источники и литературу, которые цитировались или упоминались в настоящей книге. Переводы сочинений преподобного Симеона Нового Богослова Symeonis Juniori Opuscula Symeonis Juniori Opuscula. Ingolstadt, 1603. Преподобнаго Симеона Словеса Преподобнаго отца нашего Симеона Новаго Богослова ... Словеса зело полезный. М., 1852. Симеон Новый Богослов . 12 Слов Преподобный Симеон Новый Богослов . 12 Слов в русском переводе с еллино-греческого. М., 1869. Симеон Новый Богослов . Слова I-II Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. I-II. M., 1890–1892. |
Nicolaus Cabasilas. De vita in Christo, libri septem, I–IV/éd. M.-H. Congourdeau//SC. 355. 1989. P. 74–357. Nicolaus Cabasilas. De vita in Christo, libri septem, V–VII/éd. M.-H. Congourdeau//SC. 361. 1990. P. 12–221; 234–245 [Index des mots grecs]. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio/éd. S. Salaville//SC. 4 bis. 2 1967. P. 56–307. Nicolaus Cabasilas. Explicandum autem ritus celebrationem Divinae Liturgiae persolvendas/éd. S. Salaville//SC. 4 bis. 2 1967. P. 368–381. Литература Асмус М., диак. К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией//Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2005. 14. С. 5–22. Борнер Р. Византийские толкования VII–XV вв. на Божественную литургию. М.: ПСТГУ, 2015. Гедеон (Покровский) , иером. Археология и символика ветхозаветных жертв. Казань: тип. Императорского Университета, 1888. Елиманов В. Е. Евхаристология св. Николая Кавасилы : общий обзор и оценка современных исследований//Метафраст. 2020. 1 (3) (в печати). Иов (Геча), архим. Учение о Евхаристии у св. Николая Кавасилы и блж. Симеона Солунского //Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви. Москва, 13–16 ноября 2007 г./под ред. свящ. М. Желтова , А. И. Кырлежева. М., 2009. С. 201–231. A Greek-English Lexicon/compiled by H. G. Liddell, R. Scott, H. Drisler. New York: Harper, 7 1883. A Patristic Greek Lexicon/ed. by G. W. H. Lampe. Oxford: Clarendon Press, 1961. Biedermann H. M. Die Lehre von der Eucharistie bei Nikolaos Kabasilas (gest. 1371)//Ostkirchliche Studien. 1954. Bd. 3. S. 29–41. Eirini A. The Fulfillment of the Church Through the Sacrament of the Holy Eucharist According to Nicholas Cabasilas//Roda da Fortuna. 2016. Vol. 5. 2. P. 165–179. Jungmann J. A. The mass: an historical, theological and pastoral survey. Collegeville, Minnesota: Liturgical Press, 1976. Kallistos (Ware), bishop. Not an Image or a Figure: St. Nicolas Cabasilas on the Eucharistic Sacrifice//Le Feu sur la terre. Mélanges offerts au Père Boris Bobrinskoy pour son 80e anniversaire. Paris: Presses Saint-Serge-Institut de théologie orthodoxe, 2005. (Analecta Sergiana; vol. 3). P. 141–150. |
164 О том, сколь важно в любви и отдавать, и получать, см. John Rist, Real Ethics (Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2002), 109. 165 V. Bruemmer, The Model of Love: A Study in Philosophical Theology (Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1993), 171. 166 См. C. Harrison, Beauty and Revelation in the Thought of Saint Augustine (Oxford, UK: Clarendon Press, 1992) [См. рус. пер.: Августин блаж., «Исповедь», в Творения в 4 томах. Т. 1, СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММПресс, 1998, с. 641. Прим. ред.]. 169 Странно, но даже в таких пространных комментариях, как D.L. Bock, Luke 9:51 – 24:53 (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1996); F. Bovon, Das Evangelium nach Lukas 19:28 – 24:53 (Neukirchen: Neukirchener, 2009); J.A. Fitzmeyer, The Gospel according to Luke X – XXIV (New York: Doubleday, 1985); J. Nolland, Luke 18:35 24:53 (Dallas: Word, 1993), о важнейшей для пасхального повествования теме жизни у Луки ничего или почти ничего не сказано. 171 О Луке и спасении, принесенном Иисусом, см. G. O’Collins, Solution for All: God " s Other Peoples (Oxford, UK: Oxford University Press, 2008), 142–161. 172 Об этих двух главах см. А. Т. Lincoln, The Gospel according to John (London: Continuum, 2005), 487–524. 173 Греческие зоологи полагают, что это были 153 рыбы различных видов; следовательно, улов, описанный в Ин. 21 , символизирует, что с помощью Иисуса ученики будут «улавливать» самых разных людей; подробнее об этом у R. Schnackenburg, The Gospel according to John, vol. 2, trans. David Smith and G.A. Kon (Tunbridge Wells, UK: Burns Sc Oates, 1982), 357. 174 Такой подход к посланию, заключенному в последней главе Иоанна, заставляет меня сожалеть о названии главы из книги Шнакенбурга «Проблемы Ин. 21 » (там же, с. 141–174). Вместо того, чтобы исследовать ее духовные богатства, этот прославленный библеист старается доказать, что Ин. 21 является «заключением редактора», а не «постскриптумом, приложением или эпилогом». Мне гораздо ближе то объяснение Ин. 21 , которое дает Роуэн Уильямс в своей книге «Воскресение: истолкование пасхального благовестил» (Rowan Williams, Resurrection: Interpreting the Easter Gospel, London: Darton, Longman Sc Todd, 2002). |
См. Bernardi. Predication, 161. По утверждению ученого, Слово произнесено Григорием в 379 г. в Константинополе. 1417 Ж. Коман, например, считает, что Григорий сознательно смешал " " латинского " " Киприана Карфагенского с " " греческим " " Киприаном Антиохийским для того, чтобы продемонстрировать единство христианства на Западе и Востоке: см. Coman. " Deux Cyprien " , 369–370. Эта гипотеза не представляется нам сколько-нибудь заслуживающей доверия. 1418 Сл. 24, 4, 5–17; SC 284, 46–48=1.348. 1419 Сл. 24, 5, 11–12; 48=1.348. 1420 Букв. " статуей природы " " . 1421 Сл. 24, 6, 1–7,5; 48–52=1.348–349. 1422 Сл. 24, 8, 15–12, 26; 54–66=1.350–352. 1423 Сл. 24, 8, 3–4; 52–54=1.349. 1424 Классическим примером такого подхода является " " Житие преподобной Марии Египетской " " , написанное св. Софронием Иерусалимским (VI в.), одно из самых популярных в Византии житий. 1425 Сл. 24, 15, 3–7; 72=1.354. 1426 Сл. 24, 16, 4–6; 76=1.355. 1427 Сл. 24, 18, 6–11; 78–80=1.356. 1428 Ср. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры 4, 15. Св. Иоанн, в частности, говорит, что в ветхозаветные времена всякий, кто прикасался к мертвому телу, считался нечистым, однако останки мучеников не есть " " мертвые " " тела, но храмы Святого Духа. Выше (см. раздел " " Обожение " " в гл. IV) мы также упоминали о том, что идея обожения тела была чужда неоплатонической традиции. Естественно, что и культ мощей не вызывал у неоплатоников никакой симпатии. Юлиан Отступник, например, обрушивался на христиан за почитание мощей святых: " Вы все наполнили могилами, хотя нигде нет прямого повеления воздавать поклонение гробам… Если Иисус говорит, что гробы полны грязи (ср. Мф.23:27), как можно призывать на них Бога? " (цит. по Успенский. История, 88–89). 1429 Ср. Еф. 6:16; 6:11. 1430 Мф. 25:34. 1431 Сл. 24, 19, 4–33; 80–84=1.356–357. 1432 Григорий так начинает Слово: " Хваля Афанасия, буду хвалить добродетель… А хваля добродетель, буду хвалить самого Бога… " (Сл. 21, 1, 1–7; SC 270, 110=1.305). Глагол epain (хвалить) четко определяет жанровую принадлежность Слова, которое написано в форме " " похвалы " " (epainos). 1433 |
856 Отметим, что нередко прп. Симеона считали апологетом «анархической» церковности, т. е. ставящей за скобки принцип церковной иерархии – принцип, который нашел свое выражение, например, в трактате «О церковной иерархии» Пс. – Дионисия Ареопагита , – в то время как ученик прп. Симеона, прп. Никита Стифат , составивший трактат «О небесной иерархии», считается следующим этому принципу. Полемике с гаким пониманием посвящена статья иером. Александра (Голицына), где показывается, что прп. Симеон, прп. Никита и Пс. – Дионисий находятся в согласии и каждый из них признает важность и церковной иерархии, и личных духовных даров (Golitsin A. G. Hierarchy versus anarchy? Dionysius Areopagite, Simeon the New Theologian, Nicetas Stethatos, and their common roots in ascetical tradition//St. Vladimir’s Theological Quarterly. 38:2, 1994. Pp. 131–179). 858 Издание: Symeon le Nouveau Theologien. Catecheses/Introd., texte critique et notes par B. Krivocheine. Trad, par J. Paramelle. Paris, 1963, 1964, 1965. (SC 96 [Cat. 1–5], 104 [Cat. 6–22], 113 [Cat. 23–34]). 859 Издание: Symeon le Nouveau Theologien. Catecheses 23–34 et actios de graces 1–2/Introd., texte critique et notes par B. Krivocheine. Trad. fr. par J. ParameUe Paris, 1965. (Sources chretiennes 113). Pp. 303–357. 860 Издание: Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologiques et dthiques/Introd., texte critique, trad. fr. et notes par J. Darrouzes. Paris, 1966. (Sources chretiennes 122). 861 Издание: Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologiques et dthiques/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par J. Darrouzes. Paris, 1966, 1967. (Sources chretiennes 122 [Theol. 1–3, Eth. 1–3], SC 129 [eth. 4–15]). Автором заглавия и составителем сборника является, по-видимому, прп. Никита Стифат . 862 Одно из них – «Об исповеди» (Holl К. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Monchtum. Eine Studie zu Symeon dem neuen Theologen. Leipzig, 1898. S. 110–127); еще 3 послания до сих пор не опубликованы. 863 Издание: Symeon le Nouveau Theologien. Chapitres theologiques, gnostiques et pratiques/Introduction, texte critique, traduction et notes J. Darrouzes. Paris, 1980. (Sources chretiennes 51-bis.). |
Фрагменты на Иоанна: Commentarius in Ioannem//GCS 10. Толкование на Исаию: Homiliae in Isaiam//GCS 33, 242–289. Русский перевод: Ориген . Гомилии на книгу пророка Исаии//Богословские труды. 2013. 45. С. 11–64. Симеон Новый Богослов Слова нравственные: Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques/ed. J. Darrouzès. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3)//SC 122. 1966; T. II (Eth. 4–15). SC129. 1967. Русский перевод: Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. 1–2. М., 1890–1892. Сто глав богословских и практических: Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques/ed. Darrouzès J. P. 1957//SC 51bis, 80–113. Русский перевод: Симеон Новый Богослов , прп. Сто глав богословских и практических/пер. митр. Илариона (Алфеева) // Симеон Новый Богослов , прп., Никита Стифат , прп. Аскетические сочинения в новых переводах/сост., ред. митр. Иларион (Алфеев) . СПб., 2007. С. 8–36. Послание об исповеди: Epistola de confessione. The Epistles of St Symeon the New Theologian/ed. H. J. M. Turner. Oxford, 2009. P. 26–69. Русский перевод: Симеон Новый Богослов , прп. Послание об исповеди// Симеон Новый Богослов , прп., Никита Стифат , прп. Аскетические сочинения в новых переводах. С. 76–91. Тертуллиан Апологетик: Apologeticum//CCSL 1, 85–171. Русский перевод: Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле/пер. А. Ю. Братухина. СПб., 2005. С. 111–211. Против гностиков: Adversus gnosticos scorpiace//CCSL 2, 10671097. Русский перевод: Тертуллиан . Скорпиак, или Противоядие от угрызения скорпионов//Творения/пер. Е. Карнеева. СПб., 1850. Ч. 4. С. 199–241. О покрывале девственниц: De virginibus velandis//CCSL 2, 1207–1226. Русский перевод: Тертуллиан . Избранные сочинения/сост. А. Столяров. М., 1994. С. 345–357. О стыдливости: De pudicitia//CCSL 2, 1279–1330. Русский перевод: Тертуллиан . О целомудрии//Творения/пер. Е. Карнеева. СПб., 1847. Ч. 2. С. 102–122. Феодор Мопсуестийский Фрагменты//Фрагменты комментария на Евангелие от Матфея: Fragmenta commentarii in Evangelium Matthaei//TU 61, 96–135. |
Изречения пустынных отцов Apophthegmata patrum, collectio alphabetica. PG 65, 71–440. Иоанн Мосх. Луг духовный Beatis loannis Eucratae Pratum. PG873, 2851–3112. Истории египетских отшельников Histoires des solitaires ögyptiens. Ed. F.Nau. ROC 12. 1907. P.48–69, 171–181, 393–404; ROC 13. 1908. P.47–57, 266–283; ROC 14. 1909. P.357–379; ROC 17. 1912. P.204–211, 294–301; ROC 18. 1913. P.137–146. Палладий. Диалог о жизни св. Иоанна Златоуста Palladios. Dialogue sur la vie de saint Jean Chrysostome. T.I-II. Ed. A.-M.Malingrey et P.Leclercq. SC 341–342. 1988. Палладий. «Лавсаик» Palladios. La storia lausiaca. Ed. G.J.M.Bartelink. Firenze, 1974. Руфин. История египетских монахов Rufinus. Historia . monachorum. Hrsg. von E.Schulz-Flügel. PTS 34. Berlin – New York. 1990. Слова старцев Verba seniorum. PL 73, 739–1062. Феодорит. Церковная история Theodoret Kirchengeschichte. Hrsg. von L.Parmentier, F.Scheidweiler. GCS 44. 1954. Феофан. Хронограф Theophanis. Chronographie. Hrsg. von C.de Boor. Leipzig, 1883. Богослужебные тексты Ирмологий Иромологий. Μ.: Изд. Московской Патриархии, 1982. Канонник Канонник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1986. Минея, март Минея, март. 4.1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984. Минея праздничная Минея праздничная. М.: Изд. Московской Патриархии, 1970. Октоих Октоих. М.: Изд. Московской Патриархии, 1991. Служебник Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1993. Триодь постная Триодь постная. М.: Изд. Московской Патриархии, 1974. Триодь цветная Пентикостарион, сиречь Пятидесятница [Триодь цветная]. М.: Синодальная типография, 1915. Часослов Часослов. М.: Синодальная типография, б.г. Античные источники Аристотель. Никомахова этика Aristotelis. Ethica Nicomachea. Oxford, 1942. Аристотель. Физика Aristotelis. Physica. Oxford, 1950. Диоген Лаэртский. О жизни философов Diogenis LaertiaeVitae philosophorum. T.I-II. Oxford, 1964. Платон. Диалоги Platonis Opera. Vol.I-V. Oxford, 1958–1962. |
| |