Cf .: Ioannes Chrysostomus . In epistulam ad Galatas 4, 3 – 4//PG. 61. Col. 662. Ibid. Cf.: Ioannes Chrysostomus . In Genesim 35. 5//PG. 53. Col. 327–329; In Genesim 47. 3; 49. 2; 61. 3; 62. 1–2//PG. 54. Col. 432, 445–446, 528–529, 532–535; Homiliae in Mattheum 3.3//PG. 34–35; Homiliae in Mattheum 84. 4; 88, 2//PG. 58. Col. 756–757, 776–777; Homiliae in Ioannem 26. 2//PG. 59. Col. 155; Commentarius in epistulam ad Romanos 10. 1//PG. 60. Col. 475; De Lazaro 7//PG. 48. 1037–1038; De paenitentia 6. 4–5//PG. 49. Col. 319–321; In dictum Pauli: Nolo vos ignorare 4//PG. 51. Col. 247–248; De mutatione nominum 2. 3//PG. 51. Col. 127–129.   Источник: Тимофеев Б. Ю., прот. Значение ναγωγ в экзегетических произведениях свт. Иоанна Златоуста//Библейские схолии. 2022. No 1 (2). С. 116–129. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/6177374

91 Доказательство апост. проповеди, гл. 95.– Мы не имеем нужды ни в каком законе в качестве воспитателя. Cfr. Contra haeres. III 5 3. 92 Contra haer. IV 20 12. PG., t. 7, coll 1042C-1043A. Сочинения, стр. 377–378. Ср. роды Ревекки были пророчеством о двух народах – IV 21 2. Младший народ восхитил у старшего народа благословение Отца, как Иаков восхитил благословение у Исава. Поэтому брат терпел ненависть и гонение от своего брата, как и Церковь то же терпит от иудеев – IV 21 з. Ср. Iust. Dial. cap. 134. 100 Contra haeres.IV 24 1 hominem in hominibus factum, reformasse quidem humanum genus. PG.t.7.col.1049C. Сочинения, стр.384. 101 Contra haeres.III 10 2 PG. t.7, col.874A. Сочинения, стр.240. Здесь же немного выше замечательно то обстоятельство, что сотериология непосредственно же переходит в экклезиологию. 104 Доказ.апост.проп.89. Ср.93: «Наши сердца исторгнуты и освобождены от каменного служения, мы верою созерцаем Бога и делаемся чадами Авраама, который оправдан верою». 105 Contra haer. Ш 17 2. PG., t. 7, coll. 929C-930A. Сочинения, стр. 284. Господь, получив этот дар от Отца, и Сам даровал его тем, которые становятся Его причастниками (qui ex ipso participantur), по­сылая на всю землю Святого Духа. Ibid. Срвн. III 17 3. 109 Contra haeres. V 1 1: effundente Spiritum Patris in adunitionem et communionem Doi et hominis, ad homines deponente Deum per Spiritum, ad Deum autem rursus imponente hominem per suam incarnationem. PG., t. 7, coll. 11210. Срвн. Сочинения, стр. 447. 110 Contra haer. V 8 1. PG., t. 7, col. 1141В-1142А. Сочинения, стр. 459–460. Cfr. ς παιδα νεγονα. Fragm. 35. PG., t. 7, col. 1248C. Сочинения, стр. 542. 113 Contra haeres. IV 33 14: «В безводной земле потоки Святого Духа для орошения избранного рода Божия (genus electum Dei)». PG., t. 7, col. 1082C. Сочинения, стр. 413. 115 Contra haeres. III 17 3. PG., t. 7, col. 930C. Сочинения, стр. 285. Cfr.III 24 1. PG., t. 7, col. 966B. Сочинения. стр. 312. 117 Contra haeres. III 24 I. PG., t. 7, col. 966C. Сочинения, стр. 312. Cfr.IV 33 9: Spiritus requiescens super earn (Ecclesiam). Ibid., col.1O78B.Cmp.410.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

IX, 13//PG. T. 2. Col. 993; р. п.: C. 234), и что многие ветки, полученные христианами от Архангела Михаила (Христа), засыхают и портятся (Sim. VIII, 6–7//PG. T. 2. Col. 975–978; р. п.: C. 258–259). Правда, все эти негодные члены исключаются из Церкви, однако Ерм сознаётся, что в земной Церкви трудно выделить негодных членов, как трудно зимой отличить сухие деревья от свежих (Sim. III//PG. T. 2. Col. 955; р. п.: C. 241–242). Только в будущем царстве (Sim. IV//PG. T. 2. Col. 955–958; р. п.: C. 242) это различение произойдёт само собою и тогда в состав его войдут только праведные (Sim. X, 4//PG. T. 2. Col. 1011; р. п.: C. 285).Таким образом, полное осуществление идеи Церкви принадлежит эсхатологическому (впрочем, недалёкому) будущему. Характерно выдвигается Ермом учение о единстве Церкви. Вся Церковь , сложенная из различных камней, представляет собою как бы цельный монолит без единой спайки. Все камни, полагаемые в башню, тотчас же изменяют свой цвет и становятся белыми. Основы этого единства: 1) Христос – камень (Sim. IX, 2; 12//PG. T. 2. Col. 981; р. п.: C. 263:270); 2) воды Крещения, на которых строится Церковь (Vis. III, Sim. IX, 16//PG. T. 2. Col. 901, 995; р. п.: C. 207:274); 3) единая проповедь o Христе – ветки, раздаваемые всем христианам (Sim. VIII//PG. T. 2. Col. 973; р. п.: C. 254–261); 4) святость жизни – принятые от дев чистые одежды (Sim. IX, 13//PG. T. 2. Col. 991–994; р. п.: C. 271); потеря святости влечёт за собою исключение из Церкви. Однако единство камней у Ерма объясняется так: «все народы под небом, услышав проповедь, уверовали и нареклись одним именем Сына Божия. Посему, приняв печать Его, все получили один дух и один разум, и стала у них одна вера и одна любовь, и вместе с именем Его (в Крещении) они облеклись духовными силами дев» (Sim. IX, 17//PG. T. 2. Col. 997; р. п.: C. 275). Значение святости для единства Церкви Пастырь выдвигает более всего: «Когда Церковь очистится и будут изринуты из неё злые, лицемерные, богохульники, двоедушные и все делающие различные виды неправды, тогда она будет одно тело, один дух, один разум, одна вера и одна любовь, и тогда Сын Божий будет торжествовать между ними и радоваться, приняв Свой народ чистым» (Sim.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Germanus I . Epistulae dogmaticae//PG. T. 98. Col. 147–221. Hellanicus . Fragmenta//Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrH)/F. Jacoby. Leiden: Brill, 1923–1958 (r1954–1969). Isidorus Pelusiota . Epistulae de interpretatione Divinae Scripturae//PG. T. 78. Col. 177–1048. Joannes Antiochenus . Fragmenta//Fragmenta historicorum Graecorum (FHG) 4/K. Müller. Paris: Didot, 1841–1870. P. 538–622. Joannes Chrysostomus. Catechesis ultima ad baptizandos (series prima)//A. Papadopoulos-Kerameus. Varia graeca sacra. St. Petersburg: Kirschbaum, 1909. C. 166–175. Joannes Chrysostomus. De Chananaea [Dub.]//PG. T. 52. Col. 449–460. Joannes Chrysostomus. Epistulae ad Olympiadem (epist. 1–17)// Jean Chrysostome . Lettres à Olympias/A.-M. Malingrey. 2nd edn. Paris: Éditions du Cerf, 1968. (Sources chrétiennes 13 bis). P. 106–388. Joannes Chrysostomus. Fragmenta in Jeremiam (in catenis)//PG. T. 64. Col. 740–1037. Joannes Chrysostomus. In epistulam i ad Corinthios (homiliae 1–44)//PG. T. 61. Col. 9–382. Joannes Chrysostomus . In illud Isaiae: Ego dominus deus feci lumen//PG. T. 56. Col. 141–152. Joannes Chrysostomus . Expositiones in Psalmos//PG. T. 55. Col. 39–498. Joannes Chrysostomus . In epistulam ad Ephesios (homiliae 1–24)//PG. T. 62. Col. 9–176. Joannes Damascenus. Commentarii in epistulas Pauli [Dub.]//PG. T. 95. Col. 441–1033. Joannes III Scholasticus . Synagoga L Titulorum.// Iohannis Scholastici synagoga L titulorum/V. Beneshevich. Munich: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1937. P. 3–156. Joannes Moschus . Pratum spirituale//PG. T. 87.3. Col. 2852–3112. Joannes Philoponus . In Aristotelis meteorologicorum librum primum commentarium// Ioannis Philoponi in Aristotelis meteorologicorum librum primum commentarium/M. Hayduck. Berlin: Reimer, 1901. (Commentaria in Aristotelem Graeca 14.1). P. 1–131. Leo VI Sapiens . Homiliae// Leonis VI Sapientis Imperatoris Byzantini Homiliae/Th. Antonopoulou. Turnhout: Brepols, 2008. (Corpus Christianorum. Series Graeca; vol. 63). P. 5–602.

http://bogoslov.ru/article/6170934

Василий Великий, Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42 — PG 32, 868С–869А. 873 1 Тим. 1:7. 874 Ин 1:18. 875 1 Тим 6:16. 876 См.: 4, 22, 57. 877 напр.: 878 Дан 7:18. 879 Вариант: окончания. 880 1 Сол. 4:17. 881 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4 — PG 3, 592ВС. 882 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О воплощении Бога Слова 4 — PG 28, 96А. 883 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181 AB. 884 Ср.: 1 Сол. 5:5; Лк. 16:8. 885 Иоанн Златоуст, Увещевательное слово к Феодору, 11 — Dumortier 136–140/PG 47, 291–292. 886 Он же, К молодой вдове, 3 — SC 138, 130/PG 48, 603. 887 Мф. 13:43. 888 Кирилл Александрийский, Толкование на Иоанна, 12 — PG 74, 716D. 889 Лк. 17:21. 890 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 10 — PG 96, 561AB. 891 Ср.: 5, 6, 17. 892 Быт. 3:19. 893 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 932С–933В. 894 Там же, 930CD. 895 1 Петр. 2:9. 896 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 897 Пс. 44:4–5. 898 Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400С. 899 Он же, Беседа на 29, 5, PG 29, 317В. 900 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 793С. 901 Деян. 9:3. 902 2 Кор. 12:2. 903 Схолия: «воссиянием по ипостаси здесь он называет воссияние духа, как пребывающее [неизменным]. Ибо [осияние, бывающее] посредством [открытия] смыслов, подобно молнии, бывает мимолетно, как и Григорий Богослов говорит». 904 Макарий Египетский, О свободе ума, 23 — PG 34, 957АВ. 905 Он же, О возвышении ума, 1 — PG 34, 889С; Беседа 5, 11–12 — PG 34, 516В–517В. 906 Он же, О свободе ума, 21 — PG 34, 956ВС. 907 Григорий Богослов, Слово 39, 9 — PG 36, 344В. 908 Пс. 17:12; 2 Цар. 22:12. 909 Григорий Богослов, Слово 32, 15 — PG 36, 189D–192A. 910 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 55 — PG 88, 813АВ. 911 Мы исходим здесь из значения «τμνω» как «вырезывать». В русском переводе Исаака Сирина это место читается: «Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы» (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические, М., 1993, с. 67.), а в английском: «…, and it is terminated only by the light of the Holy Trinity» (The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian, Holy Transfiguration Monastery, Boston, Massachusetts, 1984); а новогреческий переводчик Паламы: «…πο μνο ατη αποσπται απ τ φς της αγας Τριδος» (которая только одна отрывается от света Святой Троицы). 912

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

420 «Доказательство апост. проп.», гл. 95: «Мы не имеем нужды ни в каком законе в качестве воспитателя». Cfr.: Contra haeres. III. 5, 3. 421 Contra haer. IV. 20, 12. PG. T. 7, Col 1042C–1043A. Сочинения, С. 377–378. См.: «Роды Ревекки были пророчеством о двух народах – IV. 21, 2. «Младший народ восхитил у старшего народа благословение Отца, как Иаков восхитил благословение у Исава. Поэтому брат терпел ненависть и гонение от своего брата, как и Церковь то же терпит от иудеев». – IV, 21, 3. Ср.: Iust. Dial. Cap. 134. 429 Contra haer. IV. 24, 1. PG. T. 7. Col. 1049C: «hominem in hominibus factum, reformasse quidem humanum genus». Сочинения, С. 384. 430 Idem. Col. 874A. Сочинения, С. 240. Здесь же (см. немного выше) замечательно то обстоятельство, что сотериология непосредственно же переходит в экклезиологию. 433 Там же. Гл. 89. Ср. 93: «Наши сердца исторгнуты и освобождены от каменного служения, мы верою созерцаем Бога и делаемся чадами Авраама, который оправдан верою». 434 Contra haer. III. 17, 2. PG. T. 7, Col. 929C–930A. Сочинения, С. 284. «Господь, получив этот дар от Отца, и Сам даровал его тем, которые становятся Его причастниками (qui ex ipso participantur), посылая на всю землю Святого Духа». Ibid. Ср. III, 17, 3. 438 Idem. Col. 1121С.: «Effundente Spiritum Patris in adunitionem et communionem Doi et hominis, ad homines deponente Deum per Spiritum, ad Deum autem rursus imponente hominem per suam incarnationem». Ср. Сочинения, С. 447. 439 Idem. Col. 1141В–1142А. Сочинения, С. 459–460. Cfr.: ς παιδα νεγονα. Fragm. 35. Idem. Col. 1248C. Сочинения, С. 542. 442 Idem. Col. 1082С: «В безводной земле потоки Святого Духа для орошения избранного рода Божия (genus electum Dei)». Сочинения, С. 413. 444 Contra haer. III, 17, 3. PG. T. 7, Col. 930C. Сочинения, С. 285. Cfr.: III, 24, 1. PG. T. 7, Col. 966B. Сочинения. С. 312. 446 Idem. Col. 966C. Сочинения, С. 312. Cfr.: IV, 33, 9: Spiritus requiescens super earn (Ecclesiam). Idem. Col. 1078B. С.410. 452 Idem. Col. 932В. Сочинения, С. 286–287. «Творение восстанавливается в первобытное состояние (ipsam conditionem reintegratam in pristinum) ». Idem Col. 1210C. Сочинение, С. 515. «Он Сам обновит наследие земли и восстановит таинство (reintegrabit mysterium) славы сынов Своих». Idem. Col. 1212B. Сочинения, С. 516.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Максима Исповедника (см.: Opuscula theological et polemica 16. De duabus unius Christi voluntatibus//PG 91. Col. 201D). 1014 См.: Epistola 12 ad Ioannem cubicularium//PG 91. Col. 489C-493B; Epistola 13 ad Petrem illustrem//PG 91. Col. 517C, 525D; Epistola 15 ad Cosmam diaconum Alexandrinum//PG 91. Col. 556C; Opuscula theologica et polemica. 7, 13//PG 91. Col. 73B, 148A и др. Об использовании прп. Максимом этой формулы см.: Garrigues. La Personne composee du Christ d’apres saint Maxime le Confesseur... P. 181–204; Madden N. Composite Hypostasis in Maximus the Confessor//SP. 1993. Vol. 27. P. 175–197. 1017 См.: Contra Nestorianos I. 20//PG 86. 1. Col. 1485D. Мысль о том, что во Христе произошло соединение двух ипостасей, а не двух природ, для Леонтия Иерусалимского совершенно неприемлема: «Ведь не были сложены друг с другом две ипостаси, подобно двум природам» (Contra Monophysitas 31//PG 86. 2. Col. 1788D). 1020 См.: Opuscula 2. Explanatio vocum, quibus philosophi utuntur, et confutatio haeresis Acephalorum Severianorum//PG 97. Col. 1489С. В одном из диалогов Абу Курры, сохранившихся только в латинском переводе, выражение «единая сложная ипостась» (hypostasis unica composita) встречается и в антропологическом контексте, правда, влагается автором в уста сарацина-теопасхита, а не полемизирующего с ним православного (см.: Opuscula 32. Contra Saracenos Theopaschitas//PG 97. Col. 1583B). 1022 О несторианской христологии см.: Болотов. Лекции по истории Древней Церкви… С. 181–185, 188–190; Флоровский. Восточные отцы… С. 8–15; Селезнев Н.Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005; Wigram W. The Doctrinal Position of the Assyrian or East Syrian Church. L., 1908; Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam; Paderborn, 1982. 1023 См.: Patrology. P. 193. Ср.: Лебон. Христология сирийского монофизитства... С. 175–177; Sellers. The Council of Chalcedon... P. 263. 1025 См.: Christology of Severus of Antioch... P. 36. Резко отрицательное отношение к идее воипостасной сущности высказывает и проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

(Epist. ad Асас. Melit. PG LXXVII, col. 340 Mansi. IX, 407–410; ДВС 3 V, 203). Об этом случае свидетельствует Иоанн Антиохийский в письме к Несторию (Facundus Germ. X, 2. PL LXVII, col. 771–772); со слов Иоанна – Либерат (Breviarium IV, PL LXVIII, 975), Леонтий Визант. (Adv. Nest. et. Eutych. III, 10. PO. LXXXVI, 1. Col. 1364 ). 889  Ср. La légende syriaca de Nestorius. Ed. Briere. Revue de I’Orient chrétien. 1910 (T. XV). 17–19. Иоанн Руф, еп. Майюмский. Plérophories XLV. Denys bar Saliby – PO. VIII, fasc. 1, 97, 163 pp. Ср. также известие Церк. Ист. Евагрия I, 7. PG LXXXV1, 2 col. 2436–2437; русский перевод 20, Феодорита блаж. – Fabul. haeret. IV, 12. PG LXXXIII, 433; Несторий воспитывался в одном из монастырей Антиохии или близь её – подробнее П. Гурьев 35 стр. 890  Socr. H. Eccl. VI, 3 . PG LXVII, col. 665, 668; русский перевод 452. Sozom. VIII. 2, col. 1516; русский перевод 548. Theodoret. V, 40. Parmentier 347; русский перевод 379. Domnus Antioch. Facundus Germ. Cit. op. VIII, 5. PL LXVII, col. 724–725; Hist. Nest. I, 53. PO. V, 285. 894  Iste ille (Феодор) est Flaviani Magni Antiochensium sanctae Dei ecclesiae pontificis amantissimus discipulus – Facund. Germ. II, 2. VIII, 5. PL LXVII, col. 563, 724–725. Barhadbešabba ‘Abraïa Hist. XIX. PO. IX, fasc. 5. 505 p. 898  Aphraatis Demonstr. VI, 9. PS. I, 278. Demonst. XXIII, 49. PS. II, 95–98. Ср. Parisot J. Praefatio PS. I, LIII p.; DTC 1, col. 1460. 899  S Epiphanius. Haeres. 73, 18. PG XLII, col. 436; русский перевод IV, 327–329. О христологии Василия Анкир. см. указания в соч. Schladebach’a Basilius von Ancyra. Leipzig 1898. 85–86, 73 S. У Афраата мысли о самоуничижении Иисуса Христа см. Demonstr. VI, 9. 10. PS. I, 275282. Parisot. PS. I. LII; DTC I, 1460. 901  Мы разумеем в данном случае два христологических фрагмента Евсевия Эм., характерные для его богословия, под заглавием de Jesu Christi Persona – PG LXXXVI, 1, col. 535–545 (PG LXXXIII, col. 312–318: цитуются в соч. Феодорита Eranistes). 905  Fragm. 1. Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

1168 Pontiani Epistola ad Justinianum: Migne, lat. ser. t. 67, col. 996–997. Это была обычная форма указов богословствующего Юстиниана. 1169 По Либерату (Breviarium, cap. XXIV: Migne, lat. ser. t. 68, col. 1049) и по Факунду (Pro defens., I, 2: Migno, lat. ser. t. 67, col. 532–533), первоначально было пред­ложено осудить Феодора и письмо Ивы, но потом оба эти автора (Liberati Breviarium, loc. cit. Facundi Pro defens., praefatio, col. 527; I, 2, col. 534) замечают, что Юстиниан издал книгу in damnationem trium capitulorum. Может быть, и действительно оригенисты сначала не тревожили имени Феодорита, и оно было выдвинуто по настоянию акефалов. 1171 Pontiani Epist. ad Justinianum (Migne, lat. ser. t. 67, col. 997), Facundi Pro defens., IV, 4: M. 67, col. 628. Contra Mocianum (Migne, lat. ser. t. 67, col. 855) говорят вообще о сочинениях Феодорита; Facundi Pro defens., II, 1, col. 560; II, 4, col. 572–573 выразительно указывают, что осуждаются полемические труды Киррского епископа против св. Кирилла. 1172 Так заставляет предполагать нередкое сопоставление Факундом (напр. IV, 4, col. 573) сочинений Феодорита и письма Ивы с выразительным ударением, что их по­стигла одна участь и по одной причине. 1180 Pontiani, episcopi Africani, Epislola ad Justinianum imperatorem de tribus capitulis: Migne, lat. ser. t. 67, col. 995–998. 1184 Pro defens., IV, 3 ар. M. 67, col. 624 (cnf. col. 623): et Romana quidem universitas atque Africa, priusquam ipsius Romani antistitis accepimus (т. e. мы, находившиеся в Констан­тинополе) epistolam, non parvo jam cognoveramus indicio, quid de hujus facti novitate sentirent. 1186 По Марцеллину (Migne, lat. ser. t. 51, col. 946), это было 25-го января (cnf. Garnerii Dissert. I, cap. XVII, § 40;Ш: M. 84, col. 182); по свидетельству Иоанна Малалы (Migne, gr. ser. t. 97, col. 700, p. 483: Chronographia, lib. XVIII) – в феврале. 1187 Theophanis Chronographia (Migne, gr. ser. t. 108, col. 496). Facundi Pro defens., IV, 3: M. 67, col. 624. Ioannis Malalae Chronographia, lib. XVIII: Migne, gr. ser. t. 97, col. 700, p. 483.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Обращаясь к коринфской общине, св. ап. Павел использует слово «истина» в значении проповедуемого им подлинного христ. учения («Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» - 2 Кор 13. 8) в противоположность «иному благовестию» (2 Кор 11. 4), к-рого следует остерегаться. В Посланиях св. ап. Павел одинаково говорит о тех, кто «не покорялись истине» (Гал 5. 7), и о тех, кто «не... послушались благовествования» (Рим 10. 16). И. становится фактически синонимом христ. благовестия, «слова Божия», не искаженного ложными учениями (2 Кор 4. 2-3). В этом смысле И. является основанием христ. Церкви, к-рая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим 3. 15). Е. В. Барский И. в патристике Бог - высшая Истина Характерной чертой патристического учения об И. является отождествление И. в собственном и первичном смысле с Богом (см.: Basil. Magn. Ep. 233. 2; Greg. Nyss. De vita Moys. 2. 19; Areop. DN. 7. 4; Maximus Conf. Mystagogia. 5//PG. 91. Col. 673; Ambros. Mediol. In Luc. II 94; Aug. Confess. IV 16. 31; Idem. De Trinit. VIII 2; Idem. Ep. 12. 4. 4). При этом Бог есть не просто некая частная И., но «подлинная Истина», «истинная Истина» ( ντως λθεια - Antiochus Monachus. Hom. 66//PG. 89. Col. 1628; Ioan. Damasc. Hom. in sabbat. sanct. 1//PG. 96. Col. 601; vera veritas - Zeno Veron. Tract. II 15. 2; Aug. Contr. Faust. XV 11//PL. 42. Col. 316). Он есть «Истина сама по себе» (ατοαλθεια - Athanas. Alex. Or. contr. gent. 46//PG. 25b. Col. 93; Basil. Magn. Ep. 233. 2; Greg. Nazianz. Or. 30. 13//PG. 36. Col. 120; Greg. Nyss. In Cant. Cantic. 1//GNO. T. 6. P. 36; Ioan. Chrysost. In Ioan. 8. 1; ipsa veritas - Aug. Confess. XII 25. 35), «Истина по сущности» (οσιδης ατοαλθεια - Orig. In Ioan. comm. VI 3. 6. 38//PG. 14. Col. 209; veritas in quantum essentia - Mar. Vict. Adv. Ar. I 43; Aug. De immort. anim. 12. 19; Idem. De Trinit. VIII 1) и «самосущая Истина» (ατοουσιδης λθεια, Andr. Caes. Apoc. 8//PG. 106. Col. 245B). Бог есть Истина простая, подлинно сущая, вечно равная и тождественная самой себе (Areop. DN. 7. 4). По определению блж. Августина , еп. Гиппонского, это «Истина неизменная, без недостатка, без улучшения, без ухудшения, без увеличения, без какой-либо наклонности ко лжи, вечная, постоянная и всегда остающаяся нетленной» ( Aug. Serm. 362. 28. 29//PL. 39. Col. 1632-1633; ср.: Idem. De Trinit. IV 18//PL. 42. Col. 904-905). Подобное определение встречается и у прп. Максима Исповедника : «Истина есть нечто простое, единственное, единое, тождественное, неделимое, непреложное, бесстрастное, не подлежащее забвению и абсолютно непротяженное» ( Maximus Conf. Mystagogia. 5//PG. 91. Col. 673).

http://pravenc.ru/text/675021.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010