1882. I; Amelineau. De Historia Lausaica, quaenam sit hujus ad monachorum aegyptiorum historiain scribendam utilitas. Parisiis, 1887; Butler. Palladius, Historia Lausiaca. A Critical Discussion of the documents etc. в Robinson’obыx Texts and Studies.Vol, VI, P. [ London, 1898, и его же (Бётлерево) издание греческого текста Лавсаика с теми же приложениями. Cambridge. 1904. В Амстердаме в 1889 г. издан латинский перевод «Луга Духовнаго» Мосха. 12 Dom Besse.Les Moines d’Orient antérieurs au Concile de Chalcédoine-Paris.1900; Schiwietz.Das morgenländiscbe Mönchthum. I Band. München. 1904. Allies. The Monastic Life from the Fathers of the desert to Charlemagne. London. 1896. Smith. Christianmonasticism.London 1892. 13 ОегипетскоммонашествевышеуказанныетрудыАмелино, Бассё. Бётлера, Грюцмахера, Ладёза, архим. Палладия: св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие, Казань 1899; Новооткрытые изречения пр. Антония Великого . Казань 1898. Новооткрытые Сказания о пр. Макарии Великомп о Коптскому сборнику. Казань, 1898. Работы Казанского. Об источниках для истории монашества египетского в IV и V вв. и Общий очерк жизни иноков египетских. Москва, 1876, изданные как добавление к его Истории православного монашества на Востоке, Москва, 1854, устарели. Ср. еще Besse. Le monachisme africain. О палестинском монашестве; Архим. Феодосий. Палестинское монашество в VI – VI вв. Киев 1899. Jullien.LosmoinesduLiban.Lille. 1893. Schick-Marti. Die alten Lauren und Klöster in der Wüste Juda. Ehrhard.Das Kloster Mar-Saba in Palästina (Römische Quartalschrift. 1893. Сладкопевцев. Древниепалест. обителиипрославившиеихсв. подвижники. СПБ. 1895 и егоже Древние Сирийские обители. СПБ. 1902 О византийском монашестве: Соколов. Состояние монашества в византийской Церкви от половины IX до начала XIII века. Казань, 1894 и труды проф. А. И. Лебедева по истории византийско-восточной Церкви: Pargo ire, Les débuts du monachisme à Constantinople. Paris 1899. егоже L’Eglise byzantine de572 à 847. 2 éd. Paris, 1906.Marin.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

1336 О разных этапах редактирования текста см.: Wirbelauer Ε. Zwei Päpste in Rom: der Konflikt zwischen Laurentius und Symmachus (418−514): Studien und Texten//Quellen und Forschungen zur Antike Welt. München, 1993. Bd. 16. S. 72; 246; Aimone P.V. Gli autori delle falsificazioni simmachiane//Il papato di San Simmaco: Atti del Convegno internazionale di studi: Oristano, 19−21 nov. 1998. Cagliari, 2000. 66 ss.; Wirbelauer E. Simmaco e Lorenzo: Ragioni del conflitto negli anni 498−506//Ibid. P. 39−51 ; Canella. Gli Actus Silvestri, cit. (сн. 102). P. 15. 1337 Constitutum Silvestri can. XX 27 ed. Constant; ср.: Pohlkamp. Textfassungen, cit. (сн. 102). S. 181; Aiello. Cassiodoro e la tradizione su Costantino, cit. (сн. 103). 1994. P. 142; Fuhrmann H. Die Fälschungen im Mittelalter//Historische Zeitschrift. 1963. Vol. 197. 529 ss.; Gaudemet J. Les sources du droit de l’Église en Occident du II е au VII e siècle. Paris, 1985. 97 ss.; Vacca S. Prima sedes a nemine iudicatur: Genesi e sviluppo storico dell’ assioma fino al Decreto di Graziano. Parma, 1993; Grossi V. Il’ Decretum Gelasianum’, cit. (сн. 115). 231 ss. 1338 Phot. Bibliotheca. 88; ср.: Winkelmann F. Die Quellen der Historie ecclesiastica’ des Gelasius von Cyzicus (nach 475)//Byzantinoslavica. 1966. Bd. 27.104 ss.; Ehrhardt C.T.H.R. Constantinian documents in Gelasius of Cyzicus Ecclesiastical history//Jahrbuch für Antike und Christentum. 1980. Vol. 23. 48 ss. 1339 Наиболее правдоподобная датировка – около 473 г. Ср.: Frothingham A. L’omelia di Giacomo di Sarûg sul battesimo di Costantino imperatore//Atti Accad. Lincei. Mem. Classe scienze morali. 280. 1882/83, 167−242, spec. 167 ss.; Parente. Qualche appunto sugli ‘Actus beati Sylvestri’, cit. (сн. 109). 881 ss.; Kazhdan. Constantin imaginaire, cit. (сн. 3). P. 209; Scott R. The image of Constantine in Malalas and Theophanes//New Constantine: the rhythm of Imperial renewal in Byzantium, 4 th −13 th centuries. Aldershot, 1994. P. 60. 1340 О серьёзных волнениях, воспламенивших жизнь римлян в 498−506 г. вследствие Лаврентиевой схизмы, см.: Picotti G.B.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1245 Eugène de Faye, La mhéologie paulinienne et la théologie juive в «Revue de théologie et de philosophie» 1891, p. 460. 1246 Der israelitische Hintergrund in der Lehre des Apostels Paulus von der Grottesgerechtigkeit aus Glauben. Nebst einem neutestamentlichen Bedenken über alttestamentliche Schrift und Geschichte. Von Prof. Lic. Dr. Georg Schnedermann. Lpzg 1895. S. 5=«Neue Kirchliche Zeitschrift» VI. Jahrgang. 8. Heft (Erlangen und Lpzg 1895), S. 653. 1247 В дальнейшем воспроизводятся многие мысли, суждения и указания, изложенные ранее (напр., в трактате первом), но это необходимо и неизбежно потому, что историко-генетические реконструкции апостольского учения движутся в заколдованном круге одних и тех же понятий. Предполагая известным раскрытое прежде, мы ограничиваемся здесь дополнительными данными. 1248 Ср. Landmarks of New Testament Morality ву the Rev. George Matheson (third edition, London), p. 39: «To the Jew the Law becomes the symbol of Divine communion, or rather the substitute for such communion ». При этом нужно еще заметить, что «der Glaube an den nomistischen Heilsweg ist zugleich der Nerv der Apokalyptik»: см. у Doc. Eugen Ehrhard, Der Grundcharakter der Ethik Jesu, Freiburg i. B. und Lpzg 1895, S. 40. 1249 Prof. Heinrich Julius Holtzmann замечает (Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie, erster Bd, Freiburg i. B. und Lpzg 1897, S. 63), что в позднейшем иудействе «aus dem Guadenbund ist ein Pact geworden». Cp. Ferd. Weber, Die Lehren des Talmud=Jüdische Theologie, S. 4–5. 1250 Даже в Псалмах Соломона (14:1) праведность характеризуется прежде всего, как исполнение заповедей, ибо состоит ν ικαιοσν προσταγμτων. См. Ψαλμοι Σολομωντος. Psalms of the Pharisees, commonly called The Psalms of Solomon. The text newly revised from all the mss. edited, with introduction, english translation, notes, appendix, and indices by Prof. Herbert Edward Ryle and Lecturer Montague Rhodes James. Cambridgo 1891. P. 110 и cp. XLIX. Prof. J. Wellhausen, Die Pharisäer und die Sadducäer, Greifswald 1874, S. 157–158. Prof. Ad. Hilgenfeld, Messias Judaeorum, Lipsiae 1869, p. 18. O. Fr. Fritzsche, Libri Veteris Testamenti pseudepigraphi selecti, Lipsiae 1871, p. 15. Ψαλμοι Σολομωντος. Die Psalmen Salomo’s znm ersten Male mit Benutzung der Athoshandschriften und des Codex Casanatensis herausgegeben von Oscar von Gebhardt (=«Texte und Untersnchungen» XIII, 2), Lpzg 1895, S. 123. Псалмы Соломона с приложением од Соломона в переводе о. проф. протоиерея А. В. Смирнова, Казань 1896, стрн. 82.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1884 г. А.И. Пападопуло-Керамевс был отправлен «Силлогосом» депутатом на VI Археологический съезд в Одессе, главной своей целью поставивший изучение памятников Константинополя. А.И. Пападопуло-Керамевс явился на этот съезд с рефератом «Le hieron de Zeus-Urius et le monastere de St Jean Baptiste Phoberos» (Труды VI Археол. съезда в Одессе Т II С 141–162). Поездка эта в Россию решила судьбу Афанасия Ивановича, можно сказать, навсегда и бесповоротно связала его с нашим отечеством такими тесными узами, что здесь он и сложил потом свои преутружденные кости. Имея за собою имя небезызвестное в одинаковой мере и в археологии, и в византологии благодаря своим ученым трудам в Смирне и Константинополе, молодой, весьма подвижный и общительный референт сумел себя афишировать среди русских ученых с весьма выгодной стороны и завязать с некоторыми из них близкие добрые знакомства. Особенно ему посчастливилось завоевать себе симпатии наших русских эллинистов и корифеев науки: известного московского канониста А. С Павлова и академика Ф. Е. Корша, которые после этого съезда тотчас же вошли с представлением в старейший наш Московский университет о присуждении ему honoris causa ученой степени доктора эллинской словесности и греческого языка. Нельзя при этом не отметить, что эта высокая честь для Пападопуло-Керамевса в то время хотя и была несколько преждевременна и даже вызвала недоумение у многих как у нас в России, так особенно на Востоке, впоследствии, однако же, целым рядом капитальных издании была вполне оправдана и заслужена им. В1887 г. Афанасий Иванович был приглашен на службу в Иерусалим Патриархом Никодамом I в качестве личного секретаря Его Блаженства. Недолго раздумывал полный веры в себя и в свои силы молодой палеограф-библиофил Афанасий Иванович, материальное положение которого в качестве секретаря «Силлогоса» с семьей, состоявшей из его жены, женщины немолодых лет, и болезненной и дочки 10 лет от роду, ничего не представляло заманчивого и привлекательного. Но Афанасия Ивановича манила в Палестину не одна материальная выгода, которая как потом и оказалось была совершенно призрачной, а главным образом надежда при авторитетной поддержке Патриарха получить свободный доступ к рукописным книгохранилищам Патриархии монастырей Св. Креста и Саввы Освященного, о которых благодаря иностранным ученым, посетившим Иерусалим (S M Scholz Сохе Ehrhard T Tobler Tischendorf и др.), держались в ученом мире целые легенды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

415 Свидетельства современных Христу языческих писателей об иудеях см. у O. Holmzmann-a, Neutest. Zeitgesch., Freiburg und Leipzig 1895, стр. 181 – 183. Рыбинский – Религ. влияние иудеев на языческий мир, Тр. Киев. Д. Ак. 1898, III, 452–453. 419 Baldensperger – Selbsbewusstsein Jesu, стр. 101 и др.; Langen – Das Judenthum in Palastina, стр. 396 и др. 422 Лучше перевести: и произошла пребывающая (доселе) немощь (permanens infirmitas), и закон в сердце народа был с корнем зла. 424 Так понято это пророчество в Талмуде: «Бог зажжет свет Мессии и израильтян, и все пойдут к свету Мессии и израильтян; драгоценные камни Иерусалима (нового) будут сиять как солнце, и народы пойдут, чтобы видеть славу Израиля»; см. Schottgenii – Horae hebr., t. II, стр. 189. 426 Baldensperger – Selbstbewusstsein Iesu, стр. 92–93: ср. Schurer. Gesch. d. jud. Volk.; стр. 422–423. 427 «Праведные будут жить вместе с Сыном человеческим, и есть, и ложиться и вставать от века и до века» (62:14); «Сын человеческий поднимет царей и могущественных с их лож и сильных с их престолов и зубы грешников сокрушит; и он изгонит царей с их престолов и из их царств» (46:4–5). 428 Очень может быть, что в притчах Еноха речь идет не о мессианском периоде в точном смысле этого слова, т. е. не о периоде избавления Израиля от власти чужеземных народов, а о блаженной вечности, причем здесь дается широкое место деятельности Мессии. 429 Истинный смысл учения о предсуществующем Мессии будет выяснен при систематическом изложении иудейской мессиологии. 431 Selbstbewusstsein lesu, стр. 103–104: ср. Ehrhardt, Der Grundchar. der Ethik Jesu, стр. 19 и др. 432 Neutestam. Zeitgesch., стр. 244–245. Нужно иметь в виду, что Оск. Гольцман евангельское учение прямо отождествляет с иудейским, так что смотрит на Евангелие и учение Христа как на источник для изучения иудейского богословия. 436 Ен. 38:2–6; 46:7 и др.; Апок. Вар. 54:2 ; Сив. 3:11 и д.; Возн. Моис. 2:3; 4:4; 10:3; Юбил. 20:22; см. Schurer, – Gesch. d. jud. Volk., II, стр. 284; Baldensperger, Selbsthewusstsein Jesu, стр. 47; Weber, Die Lehren d. Talmud, 1880: стр. 143–152. Замечательно, что это учение о трансцендентности и удаленности Бога от мира можно находить ясно выраженным не только у палестинских, но и у александрийских писателей, а именно в отрывках из сочинения Аристовула, у псевдо-Аристея, а также в сочинениях Филона: см. Муретов – Учение о Логосе Филона, стр. 92–98 и 117–118.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Между тем, работа Дворника устарела не из-за одного лишь возраста — например, еще более ранняя работа А. Эрхарда ( Ehrhard A . Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Leipzig; B. 1/1 (1937)—3 (1952)) остается не только непревзойденной, но и образцом исследования византийской литературы вообще, несмотря на отдельные встречающиеся в ней ошибки. К сожалению, чешско-американский исследователь относился к числу тех, у кого источники не всегда поспевают за концепцией. Основной интерес о. Фрэнсиса лежит в области политической истории и идеологии, тогда как большинство его источников принадлежат к сфере апокрифов, агиографии и гомилетики. В результате, автор с неизбежностью приписывает агиографической традиции чуждые ей законы. Этот политико-идеологический подход (характерный и для отечественных ученых, например, С.А. Иванова, см. нашу рецензию на одну из его работ ) неоднократно приводит Дворника к ошибочным выводам и тем самым снижает возможность пользоваться его книгой как справочником по соответствующим проблемам. Во многом такого рода ошибки обусловлены тем, что Дворник мало работал с рукописями данной традиции. Особенно показателен здесь ключевой вопрос его книги: легенда об Андрее как основателе Константинопольской кафедры. Вслед за Т. Шерманном исследователь считает выдумку этой легенды средневизантийской новацией в борьбе с Римом. Между тем, анализ рукописной традиции списка учеников Псевдо-Епифания, где впервые она встречается, позволил Ф. Дольбо показать ее присутствие в оригинале текста, а о. Мишель ван Эсбрук показал, что апостольские списки относятся ко временам намного более древним, чем считалось ранее. Еще один пример. Время создания житий апостола Андрея о. Фрэнсис впервые верно соотносит с определенной эпохой в развитии византийских представлений об Андрее, приходящей на смену времени апокрифических деяний и периоду локальных легенд. Но, к сожалению, это внимание к житийным памятникам используется у Дворника лишь для подтверждения его схем развития церковно-политической идеологии в Византии. Для Narratio он предлагает датировку 2 пол. VIII в., временем разрыва Константинополя с Римом и аннексии Иллирика, лишь на основании указания жития на «δυτικην αμαυροτητα» (западную тьму), которую отправился просвещать Андрей — как остроумно заметил Г. Каль, на Востоке ее не меньше.

http://patriarchia.ru/db/text/326477.htm...

16 Иванов Вяч. Вс. Эстетика Эйзенштейна//Его же. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1999. Т. 1. С. 153. Ценностью данной книги является, помимо всего прочего, приложенный к ней список трудов автора (с. 813–909). О том, как современные филологи реализуют идеи и подходы Вяч. Вс. Иванова, см.: Поэтика. История литературы. Лингвистика. Сборник к 70-летию Вячеслава Всеволодовича Иванова. М., 1999. Само собой разумеется, что в числе прочих пионерских опытов упоминаемого здесь направления можно назвать ряд работ Вячеслава Всеволодовича, например: Иванов В. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 39–67; и др. 17 Лотман Ю. М. Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской литературе конца XVIII века//Его же. Русская литература и культура Просвещения. М., 1998. С. 8. (Собрание сочинений. Т. 1). В ряде работ Лотман анализировал и интерпретировал сведения именно такого рода сложных источников, не поддающихся однозначному и прямолинейному – «в лоб» – уяснению и оценке. 18 Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni//RSBN. 1993. N. S. Vol. 30. P. 159–162. Ann. 9 (spec. p. 161). О датировке архиерейства Паламы см.: Ibid. P. 159; Мейендорф И. Ф., протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы . Введение в изучение/Под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб., 1997. С. 121,126,145. 19 Строго говоря, историю христианской проповеди следует вести с Самого Спасителя. Одним из важнейших этапов в ее становлении явилась миссионерская и проповедническая деятельность св. Апостола Павла. См.: Барсов Н. И. История первобытной христианской проповеди (до IV века). СПб., 1885. С. 1 сл., 12,15,33 сл., 60; Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Киев, 1910. Вып. 1. С. 23; и др. 20 В качестве справочника см. соответствующие разделы трудов А. Эрхарда и Х.-Г. Бека: Ehrhard A. Überlielerungund Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Отсылки к греческим авторам по большей части даны согласно системе сокращений словаря Лэмпе (G. W. H. Lampe). Например, Dion. Ar, d. «... ­­ Pseudo-Dionysius Areopagita, De divinis nominibus... Библиография Владимир [(Филантропов)], архим. (1894) Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (патриаршей) Библиотеки, ï Рукописи греческие, Москва. Житие (1869) Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на Св. Афонской Горе, Санкт-Петербург. Житие (1901) Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на Св. Афонской Горе, Москва. Платон (1989) Федр, пер. А. Н. Егунова, редакция греческого и русского текстов, вступительная статья, комментарии, хронология, индексы имен и наиболее употребительных терминов Ю. А. Шичалина, Москва: Прогресс. Фонкич Б. Л. , Поляков Ф. Б. (1993) Греческие рукописи синодальной библиотеки, Москва. » Βος καπολιτεα το σουκαι Θεοφρου πατρος μν Πτρου το θωντου«, АуВ 5 (1940/41)» рр. 35–50. Anrich G. (1913–1917) Hagios Nikolaos. Der heilige Nikolaos in der griechischen Kirche, Bd. Ï Texte; Bd. IÏ Texte und Untersuchungen, Leipzig-Berlin. Binon St. (1939) «La vie de St. Pierre l’Athonite», SBN 5, pp. 41–53. Christou P. К. ( Χρστου) (1992) Γρηγορου το Παλαμ συγγρμματα 5, Θεσσαλονκη, рр. 161–191 (­ PS 5). Dawkins R. M. (1936) The monks of Athos, London. Devreesse R. (1945) Lefonds Coislin, Paris. Doukakis K. (1885) Ωδμαντες το Παραδεσου, θναι. Ehrhard A. (1937–1952) Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche, Bd. I-III, Leipzig (Texte und Untersuchungen, 50–52). Émereau C. (1924) «Hymnographi Byzantini quorum nomina in litteras digessit notulisque adornavit», EO 23, pp. 276–282. Eustratiadis S. (1930) « Κατλογος τν κωδκων τς ερ ς Σκτης Καυσοκαλυβων κα τν καλυβν ατς», AyB 5, Paris. Eustratiadis S. (1960) γιολγιον τς ρθοδξου κκλησας, θαι. Gautier P. (1974) «Eloge funebre de Niclidas de Belle Source par Michel Psellos moine a l’Olympe», Βυζαντιν 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Древний арм. перевод см. Р. 56; лат. перевод: Op. cit Исследования. Dyroff. Zu E. Rede über «Alles ist Eitelkeit und Geistesplage». Festgabe A. Ehrhard. Bonn, 1922. S. 119−140. 17. «Гимны об Аврааме Кидунайа», монахе. Их пятнадцать, находятся в рукописи VI – VIII вв. Brit. Mus. Add. 14592. В гимнах прославляются аскетические добродетели этого человека, который жил немного ранее Ефрема. Сомнения относительно подлинности гимнов, по всей видимости, следует отвергнуть. Издание. LA. Т. III. Р. 749−836; лат. перевод: Ibid. Исследования. Peeters Р. AB 32 (1913). Р. 78; Vööbus Л. Literary critical and historical Studies in Ephrem the Syrian. Stockholm, 1958. P. 67−69; Beck E. Asketentum und Mönchtum bei E. II Monachesimo Orientale. Roma, 1958. S. 341–362 (отвергается подлинность гимнов 17 и 18). 18. «Двадцать четыре гимна о Юлиане Саве», в той же рукописи, что и предыдущие, посвящены тому же. Они были известны Филоксену, ср. Brit. Mus. Add. 12164 fol. 139a. Издание. LA. T. III. P. 837−936; лат. перевод: Ibid. Исследование. Vööbus Л. Op. cit. P. 65−66. 19. «Послание к аскетам», живущим в горах близ Эдессы, подлинность которого доказывается не столько на основании рукописи VIII в., сколько по использованию Диатессарона. Но последняя часть (Р. 130−131) подложна. Издание. OV. Р. 113131. Исследования. Vööbus Л. A. letter of E. to the Mountaineers. A literary critical contribution to Syriac patristic literatute. Pinneberg, 1947; Idem. Untersuchungen über die Authentizität einiger asketischer Texte, überliefert unter dem Namen «Ephraem Syrus». Pinneberg, 1947; Idem. Beiträge zur kritischen Sichtung der asketischen Schriften, die unter dem Namen Ephraems des Syrers überliefert sind. ОС 39 (1955). S. 48−55. 20. Фрагмент «Послания к Публию», неизданный, сохранившийся в рукописи XII в., подлинность которого установлена по использованию «Диатессарона». Исследование. Burkitt E. С. S. Ephrens Quotations from the Gospel. Cambridge, 1901. P. 70−72. 21. «Гимны увещательный и похвальный» содержатся в рукописях VI – VII в. Brit. Mus. Add. 1459. Первый воспевает бренность этого мира, а второй восхваляет людей совершенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Вопрос о первоначальности той или другой редакции составляет предмет разногласия среди исследователей. Но древнейшие писатели, пользующиеся в своих произведениях Expositio, как Леонтий Византийский , автор Doctrina antiquorum patrum de Verbi incarnatione, Патриарх Никифор Константинопольский , знают только пространную редакцию, и она большинством исследователей считается древнейшею. Тринитарные, в особенности христологические, выражения в ней, направленные главным образом против несториан и евтихиан, устанавливают время происхождения этого произведения в V веке и именно во второй половине его. 2) Послание к Зине и Серину – монахам, представляет собою пространное руководство к Христиански-аскетической жизни с наставлениями относительно добродетелей смирения и миролюбия, обуздания языка и ограничения в жизненных потребностях, осторожности в обращении с женским полом, относительно обязанности к бедным и больным и так далее. В начале автор упоминает о двух посланиях, написанных им прежде, к Папе (ad Papam, πρòς Ππαν – вероятно, собственное имя, а не обозначение епископа) и ad eos qui praesunt, πρòς ρχοντας – оба нравственно-аскетического содержания. Время происхождения этого интересного труда, которое ни в каком случае не может быть присвоено Иустину Мученику , с большей вероятностью относят к концу IV века, называя автором его новацианского епископа Сисиния (P. Batiffol в Revue Biblique internationale. T. V (1896), p. 114–122; сравн.: A. Ehrhard, Die aitchrist. Litter. Abt. I, S. 226). 3) Неподлинны также: а) Quaestiones et responsiones ad orthodoxos ( ποκρσεις πρòς τος ρθοδξους περ τινων ναγκαων ζητημτων) – собрание вопросов и ответов относительно самых разнообразных предметов, заимствованных из всевозможных богословских и небогословских областей (апологетического, догматического, этического, экзегетического, Богослужебно-обрядового, естественно-научного характера); б) Quaestiones Christianorum ad Gentiles ( ρωτσεις χριστιανικαì πρòς τος λληνας) – пять вопросов христиан и ответов язычников с опровержением со стороны христиан; в) Questiones Gentilium ad Christianos ( ρωτσεις λληνικαì πρòς τος Χριστιανος) о Воплощении, о Боге, о воскресении мертвых – пятнадцать вопросов язычников и ответов христиан, при чем последние обнаруживают удивительную виртуозность в диалектике; г) Confutatio dogmatum quorundam Aristotelicorum» ( νατροπη δογμτων τινω ν ριστοτελικω ν), посвященное пресвитеру Павлу, стремится привести доказательства главным образом из Физики Аристотеля, что рассуждения языческих философов о Боге и творении представляют сплетение всяких противоречий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010