1160 См.: DanielouJ. From Shadow to Reality. Studies in the Biblical Typology of the Fathers. L, 1960. P. 25. 1162 См.: Dalmais И.Н. Un traité de théologie contemplative. Le Commentaire du Pater de S. Maxime le Confesseur//Revue d’Ascetique et de Mystique. 1953. T. 29. P. 123–159. 1163 См.: Madden N. The Commentary on the Pater Noster: An Example of the Structural Methodology of Maximus the Confessor//Maximus Confessor. Actes du Symposium. P. 147–155. 1165 См.: Bomert R. Explication de la liturgie et intérpretation de l’Écriture chez Maxime le Confesseur//Studia Patristica. 1970. Vol. 10. P. 323–327. 1166 См.: Bomert R. Les commentaires byzantins de la divine Liturgie du VIIe au XIe siècle. P., 1966. P. 29–124; Dalmais I.H. Place de la Mystagogie de saint Maxime le Confesseur dans la théologie liturgique byzantine//Studia Patristica. 1962. Vol. 5. P. 277–283; Idem. Théologie de l’Église et mystere liturgique de S. Maxime le Confesseur//Studia Patristica. 1975. Vol. 13. P. 145–153. 1168 См.: Ivanka Е. «Kephalaia». Eine byzantinische literaturform und ihren antiken Wurzeln//Byzantinische Zeitschrift. 1954. Bd. 47. S. 285–291. 1169 См. прекрасное вступление к критическому изданию «Практика» Евагрия: Évagre le Pontique. Traité pratique ou le Moine. Т. 1/Introduction par A. Guillamont et C. Guillamont (Sources chrétiennes. 170). Paris, 1971. P. 113–116. 1170 См.А. Der Ktaba d-Durrasa des Elija von Anbar, das letzte grosse syrische Zenturienwerk//Symposium Syriacum. 1984. Roma, 1987. P. 419–427. 1173 См.: ScherwoodP. An Annotated Date-List. P. 35; LarchetJ.-C. Saint Maxime le Confesseur. P. 43–46. 1175 См.: DisdierM.F. Une oeuvre douteuse de saint Maxime le Confesseur. Les cinq Centuries théologiques//Échos d’Orient. 1931. T. 30. P. 160–178. 1176 См.: Khalifé I.A. L’inauthenticite du «De temperantia» (Kephalaia neptika) de Marc l’Ermite (PG. T. 65. Col. 1053–1069)//Mélanges de l’Université Saint Joseph. 1949/1950. T. 28. P. 61–66. 1178 De Vocht С. Un nouvel opuscule de Maxime le Confesseur, non encore identifiés des cinq centuries théoloeiques (CPG 7715)//Byzantion. 1987. T. 57. P. 415–420.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1268 Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium: Quaestiones I-LV/Ediderunt Carl Laga et Carlos Steel//Corpus Christianorum. Series Graeca. T. 17. Turnhout, 1980. P. 172–181. 1269 Bomert R. Les commentaries byzantins de la divine liturgie du VIIe au XVe siècle. Paris, 1966. P. 87–90. 1272 Roueché M. Byzantine Philosophical texts of the seventh century//Jahrbuch der osterreichischen Byzantinistk. Wien, 1974. Bd. 23.S.61–76. 1273 Roueché M. A middle Byzantine handbook of logic terminology//Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistk. Wien, 1974. Bd. 29. S. 71–98. 1274 Balthasar H.U., von. Kosmische Liturgie: Maximus der Bekennen Hohe und Krisedesgriechischen Weltbild. Freiburg im Breisgau, 1941. S. 220–222. 1277 См.: Larchet J.-C. La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 399–402. 1279 Scripta saeculi VII Vitam Maximi Confessoris illustrantia/Ediderunt P. Allen et B. Neil//Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 39. Turnhout; Leuven, 1999. P. 12–51,72–149. Это же издание в сокращенном виде и с английским переводом: Maximus the Confessor and his Companions. Documents from Exile/Ed. and transl. by P. Allen and Neil. Oxford, 2002. P. 48–74, 76–119, 120–123. Русский перевод в разбивку, ориентирующийся ,правда,на не совсем корректный греческий текст,см.:Творения святого отца нашего Максима Исповедника .Ч.1.Житие преподобнаго Максима и служба ему/Пер.,изд. И примеч.проф. М.Д. Муретова .Сергиев Посад,1915. 1281 См. на сей счет ряд совершенно верных наблюдений в кн.: Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (8431453 гг.). Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. С. 19–25. 1282 На основе молчаливого признания папой «Типоса». См.: Hefele Ch.J.,Leclercq Н. Histoire des conciles. Т. III, pt. 1. Paris, 1909. P. 470–471. 1284 См. на сей счет ряд точных наблюдений в кн.: Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur (580–662). Paris, 2003. P. 205–210. 1287 См. на сей счет краткий, но содержательный обзор в кн.: Василиадис Н. Таинство смерти. Сергиев Посад, 1998. С. 5–44. В частности, здесь отмечается значение Платона: «В знаменитом диалоге “Федон” мы обнаруживаем все то, что смогла постичь и выразить о таинстве смерти человеческая мысль вне Божественного Откровения, отнюдь не решая при этом самой проблемы» (Там же. С. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

7  Иное название: «Вопрошания различные ... о иереях и церкви», в славянском переводе: «Слово святаго Василия, толкъ ученическаго [либо священническаго] чина». 8  Издания греческого текста по двум различным спискам: Смирновъ Я.И. Объ одномъ отрывк изъ апокрифическаго Ebahreлiя Никодима//Записки Императорскаго Русскаго Археологическаго общества. 1899. Новая cepiя, Х/3–4. С. 422–425; Красносельцевъ Η.Θ. Addenda къ uздahiю А. Васильева : «Anecdota graeco-byzantina» (Москва, 1893). Одесса, 1898. С. 73–75. Автор настоящей статьи готовит новое издание памятника и комментарий к нему. 9  Проблемы текстологии памятника подробно освещены в книге: Bomert R. Les commentaires... Р. 125–145. Сам Борнер пытался показать, что автором «Церковной истории» действительно был свт. Герман, вопреки тому факту, что такая атрибуция появляется в греческих рукописях не ранее XII b. и распространена гораздо менее, чем атрибуция памятника свт. Василию (см.: Ibid. Р. 142–145; здесь Борнер утверждает, что атрибуция «Церковной истории» появляется не с XIII, а уже с XII b., со ссылкой на рукопись Paris. Coisl. 296, в которой, однако, свт. Герману приписана не «Церковная история», а «Вопрошание Василия Великого к Григорию Богослову », что выглядит даже курьёзно). Единственный весомый аргумент в пользу этой теории – упоминание имени Германа в латинском переводе «Церковной истории», выполненном Анастасием Библиотекарем, но совокупность прочих аргументов убеждает нас в ошибочности атрибуции памятника свт. Герману. 10  Гораздо больший объём в сравнении с нашим комментарием имеет и «Протеория» Николая и Феодора Андидских XI b., равно как и составленный в XII b. из фрагментов «Вопрошаний различных...», «Церковной истории» и «Протеории» комментарий псевдо-Софрония (с последним наш комментарий решили кратко сопоставить авторы описания рукописи ÖNB theol. Gr. 325: Hunger Η., Lackner W., Hannick Chr. Katalog der griechischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. Teil 3/3. Wien, 1992. S. 450).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Elements principaux. P., 1932; Idem. De questionibus theologicis ad orientales maxime spectantibus. [Vol. 1]: Introductio generalis; De primatu romano. Roma, 1933; Idem. Christus in Orientalium pietate. Roma, 1935; Idem. An introduction to the study of eastern liturgies/Adapted from the French with a pref. and some additional notes by J.M.T. Barton. L., 1938; Idem. Studia orientalia liturgico-theologica. Roma, 1940; Idem. L’ " Explication de la messe» de Chosrov, 950: théologie et liturgie//Echos d’Orient. Bucarest, 1941/42. Vol. 39. P. 349–382; Idem. Liturgies orientales. [P.], 1942; Idem. Le rôle du diacre dans la liturgie orientale. P., 1962. 1140       Nicolas Cabasilas. Explication de la divine liturgie/Par R. Bomert, J. Gouillard, P. Périchon. 2 éd. munie du texte grec, revue et augmentée. P., 1967. 1141       См., в частности: Raes A. Introductio in Liturgiam Orientalem. Romae, 1947; Idem. Les paroles de la consécration dans les anaphores syriennes//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1937; Idem. Anaphorae Orientales. Fribourg, 1968; Idem. Anaphorae Syriacae, editae et latine versae. 7 fasc. Romae, 1939–1981. 1142       Janin R. Les Églises Orientales et les Rites Orientaux. P., 1922 (2 éd. – 1926; 4 éd. – 1955; также: P., 1975; 1997). 1143       См., например: Hanssens I.M. Institutiones liturgicae de ritibus orientalibus. 3 vol. Romae, 1930–1932; Lesage R. La sainte Messe selon les Rites Orientaux. Avignon, 1930; Liesel N. Las Liturgias de la Iglesia Oriental. Madrid, 1959. 1144       Kucharek C.A. The Byzantine-Slav Liturgy of St. John Chrisostom, Its Origin and Evolution. Allendale (NJ); Combermere (Ont.), 1971; Idem. The Sacramental Mysteries: A Byzantine Approach. Allendale (NJ), 1976; Idem. Our Faith: A Byzantine Catechism for Adults. Allendale, 1983 (2nd ed.: Regina, Sask (Canada), 1989); Idem. The Roots of ‘Latinization’ and Its Content in the Experience of Ukrainian Catholics in Canada//The Ukrainian Religious Experience: Tradition and the Canadian Cultural Content/D.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Греч, текст и франц. перевод: Un grand mystique byzantin. Vie de Syméon le Nouveau Théologien par Nicétas Stéthatos/Texte et trad. I. Hausherr. Roma, 1928 (Orientalia Christiana 45). – О душе. Греч, текст и франц. перевод: Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres/Texte et trad. J. Darrouzés. Paris, 1961 (Sources chrétiennes 81). P. 56–153. – Сотницы./Три сотницы деятельных, естественных, гностических глав. Греч, текст: PG 120, 852–1009; Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976. Τ. Γ». Σ. 273–355. Никодим Святогорец , при. – Учительное руководство. Греч, текст: Νικοδμου γιορετου γχειρδιον, τοι περ φυλακς τν πντε ασθσεων. Βλος, 1958. Николай Кавасила , св. прав. – Жизнь во Христе. Греч, текст и франц. перевод: Nicolas Cabasilas. La vie en Jésus-Christ/Texte et trad. M.-H. Congourdeau. Paris, 1989, 1990 (Sources chrétiennes 355:361). – Изъяснение Божественной Литургии. Греч, текст и франц. перевод: Nicolas Cabasilas. Explication de la divine liturgie/Texte et trad. S. Salaville, R. Bomert, J. Gouillard, P. Périchon. Paris, 1967 (Sources chrétiennes 4). Нил Подвижник (Анкирский), прп. – Послания. Греч, текст: PG 79, 81–581. – Слово подвижническое. Греч, текст: PG 79, 720–809; Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976· Τ. Α». Σ. 190–232. Ориген – Беседы на книгу Бытия. Греч, текст и франц. перевод: Origène. Homélies sur la Genèse/Texte et trad. L. Doutreleau. Paris, 1985 (Sources chrétiennes 7). – Беседы на книгу Левит. Греч, текст и франц. перевод: Origène. Homélies sur le Lévitique/Texte et trad. M. Borret. Paris, 1981 (Sources chrétiennes 286:287). – Беседы на книгу Чисел. Греч, текст: Origo. Homiliae in Numeros/Ed. W. A. Baehrens. Leipzig, 1921 (Origenes Werke 7). P. 1–285. – Беседы на Псалмы. Греч, текст: PG 12, 1053–1686. Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata/Ed. J. B. Pitra. Vol. 2. P. 444–483; vol. 3. P. 1–521. Paris, 2:1884; 3:1883. – Беседы на книгу Притч. Греч, текст: PG 17, 149–160, 161–252. – Беседы на Песнь песней. Греч, текст и франц. перевод: Origène. Homélies sur le Cantique/Texte et trad. O. Rousseau. Paris, 1966 (Sources chrétiennes 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

R., 1970. (OCA; 187). P. 417–428. 45 Место хиротонии в службе соответствует месту, занимаемому в евхаристическом собрании епископом (возглавлять Литургию), пресвитером (участвовать в совершении таинства Евхаристии или совершать его самостоятельно), диаконом (помогать епископу и пресвитеру). 46 Isidori Pelousiotae Epist. 136//PG 78. Col. 272 (рус. пер.: Исидор Пелусиот , преподобный. Письма. М., 2000. T. 1. С. 66–67); см. также: Κορκουλα К. Τ ερατικ μφια κα συμβολισμς ατν ν τ ρθοδξ λληνικ κκλησ. θηναι, 1960, 1991 2 . Σ. 63–65. 50 Barberini gr. 336, конца VIII века (она издана: L’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1–263)/Ed. Parenti S., Velkovska E. R., 1995. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». Subs.; 80), но издатели сочли возможным подвергнуть ее текст некоторым исправлениям (это специально отмечено ими в предисловии: P. что вызвало справедливую критику со стороны ряда исследователей (в частности, А. Жакоба, который готовит новое издание рукописи)). 51 См.: Jacob А. La concélébration de l " anaphore à Byzance d " après le témoignage de Léon Toscan//OCP. R., 1969. Vol. 35. P. 249–252. 52 О византийских литургических комментариях см.: Bomert R. Les Commentaires byzantins de la Divine Lituigie du VII e au XV e siècle. P., 1966. 53 Jacob A. La traduction de la liturgie de saint Jean Chrysostome par Léon Toscan//OCP. R., 1966. Vol. 32. P. 111–162 (здесь: P. 147). 54 Bacha C. Notions générales sur les versions arabes de la liturgie de S. Jean Chrysostome suivies d’une ancienne version inédite//ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ: Studi e richerche intomo a S. Giovanni Crisostomo a cura del comitato per il XV centenario della sua morte. R., 1908. P. 405–471. 55 Προθεορα κεφαλαιδης περ τν ν τ θε λειτουργ γενομνων συμβλων κα μυστηρων//PG 140. Col. 417–468. 56 [pseudo-JSophronii Patriarchae Hierosolymitani Commentarius liturgicus//PG 87g. Col. 3981–4001. 60 Χριστπουλος Μ. Τυπικ διταξις της βασιλεου τξεως τη κυριακ τς σταυροπροσκυνσεως//πετηρς Εταιρεας Βυζαντινν Σπουδν.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...