Во Фрибуре уже в нач. XVII в. К. почитался в народе как святой; в городских архивах сохранилось неск. свидетельств жителей о чудесах, происходивших после обращения к нему с молитвами ( Waeber. 1942. S. 82-83; о др. чудесах см.: Boero. 1864. P. 391-465). Известно о споре между собором Сен-Никола, где был похоронен К., и принадлежавшей иезуитской коллегии ц. Сен-Мишель, которая заявила претензии на хранение останков К. Согласившись на перенесение останков, капитул собора заявил о желании оставить в качестве реликвий голову и ребро К. Лишь при посредничестве городских властей удалось достичь согласия: тело К. перенесли полностью, однако иезуиты дали обещание после офиц. канонизации К. вернуть в собор Сен-Никола часть его мощей (подробнее см.: Waeber. 1942. P. 83-99; Delgado. 2010. S. 289-290). Торжественная церемония перенесения останков К. в ц. Сен-Мишель состоялась 31 марта 1625 г. Последняя рекогниция мощей К. была проведена в 1942 г., когда их поместили в новый реликварий (скульптор М. Фёйа), представлявший собой статую К. в полный рост, и положили под центральным престолом ц. Сен-Мишель, где они находятся и поныне ( Waeber. 1942. S. 81; Schneider. 1968. Col. 812). Подготовка материалов для беатификации К. велась в XVII-XVIII вв. в неск. еп-ствах Швейцарии и Германии, с к-рыми была связана его жизнь (см.: Foresta. 2004. P. 292). В 1734 г. собранные материалы были переданы для изучения в Рим (мат-лы см.: Processus Beatificationis et Canonizationis. 1734-1739), однако рассмотрение дела сначала замедлилось, а потом вовсе прервалось в связи с запретом ордена иезуитов в 1773 г. Беатификационный процесс был возобновлен при папе Григории XVI (1831-1846), но вновь затянулся и завершился лишь во 2-й пол. XIX в. (см.: Boero. 1864. P. 484-493). В июле 1864 г. папа Римский Пий IX (1846-1878) подписал декрет о беатификации К. и объявил о ней в апостольском бреве «Qui contra Ecclesiam» от 2 авг. 1864 г. (текст см.: Ibid. P. 511-518). Торжественная месса в честь беатификации К. была совершена папой 20 нояб. 1864 г. (AAS. Vol. 17. P. 358).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

2008. Vol. 5. P. 141−168. Некоторые соображения см. также в прекрасной книге: Luzzatto S. Padre Pio. Miracoli e politica nell’Italia del Novecento. Torino, 2007. В частности, с. 327−340 и 359−364. 1964 О «медийном» понтификате папы Пачелли см. особенно: Riccardi A. Governo e «profezia» nel pontificate di Pio XII//Pio XII. Roma; Bari, 1984. P. 56−57. 1965 На эти темы см.: Caliò T. Corpi santi e santuari nella Roma della Restaurazione//Monaci, ebrei, santi. Studi per Sofia Boesch Gajano: Atti delle Giomate di studio (Roma, 17−19 febbraio 2005). Roma, 2007. P. 305−373. См. также: BantiA.M. La nazione del Risorgimento: Parentela, santità e onore aile origini dell’Italia unita. Torino, 2000, В частности, с. 170−182. И о культе Екатерины Сиенской в XIX в. Scattigno A. Per il papa, per la Chiesa cattolica, per le donne italiane//Contro la secolarizzazione. P. 69−93. 1966 См.: Faeti A. Letteratura per l’infanzia. Firenze, 1977. P. 188; Boero P., De Luca С. La letteratura per l’infanzia. Roma; Bari, 1995. P. 85−87. Об Уго Миони, самом знаменитом представителе этой группы католических писателей, см.: Pozzo F. Ugo Mioni tra Verne e Salgari//LG Argomenti, а. XIX. 1983. Vol. 1. P. 30−34; Zovatto P. Ugo Mioni scrittore popolare. Trieste, 1998. 1967 См.: Stella P. 1) Don Bosco. Bologna, 2001; 2) Santi per giovani e santi giovani//Santi, culti, simboli nell’età della secolarizzazione (1815−1915). Torino, 1998. P. 563−586. (Sacro/Santo; Vol. 11). 1969 См.: Gorla S. Tra nuvole e aureole: il fumetto agiografico//Le devozioni nella società di massa. P. 89−114. 1970 См.: Marazziti M. 1) Cultura di massa e valori cattolici: il modello di «Famiglia cristiana»//Pio XII. P. 307−333; 2) I papi di carta: Nascita e svolta delPinformazione religiosa da Pio XII a Giovanni XXIII. Genova, 1990. 1971 См.: Irace E. Itale glorie. Bologna, 2003. (L’identità italiana; Vol. 34); Michetti R. La «Vita beati Francisa» di Tommaso da Celano: storia di un’agiografia medievale//Franciscana. 1999. Vol. 1. P. 123−226.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Библиогр.: Sommervogel C. Canis, Canisius, le Bienhereux Pierre// Backer A. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus: Bibliographie/Éd. C. Sommervogel. Brux.; P., 1891. T. 2. Col. 617-688; idem. Canis, Le Bienhereux Pierre//Ibid. 1898. T. 8. Col. 1974-1983; Polg á r L. Canisius S. Petrus, 1521-1597// Idem. Bibliographie sur l " histoire de la Compagnie de Jésus, 1901-1980. R., 1990. Vol. 3. Pt. 1. P. 425-453. N 3938-4412; Oswald J., Gr ü newald H., Haub R. Literaturverzeichnis//Petrus Canisius - Reformer der Kirche. 1996. S. 317-340; см. также ежегодную библиогр. с разделом о К.: Bibliographie sur l " histoire de la Compagnie de Jésus//Archivum historicum Societatis Iesu. R., 1997-1999. Vol. 66-68; Bibliography on the History of the Society of Jesus//Ibid. Vol. Лит.: Boero G. Vita del beato Pietro Canisio della Compagnia di Gesù. R., 1864; Braunsberger O. Streiflichter auf das schriftstellerische Wirken des seligen Petrus Canisius//ZKTh. 1890. Bd. 14. S. 720-744; idem. Entstehung und erste Entwicklung der Katechismen des seligen Petrus Canisius aus der Gesellschaft Jesu. Freiburg i. Br., 1893; idem. Petrus Canisius: Ein Lebensbild. Freiburg i. Br., 1917; idem. Elenchus operum S. Petri Canisii quae typis exscripta sunt//Gregorianum. R., 1926. Vol. 7. P. 244-250; Neville Figgis J. Petrus Canisius and the German Counter-Reformation//EHR. 1909. Vol. 24. N 93. P. 18-43; Constant G. La légation du cardinal Morone près l " empereur et le Concile de Trente, avr.-déc. 1563. P., 1922; Tesser J. H. M. Petrus Canisius als humanistisch geleerde. Amst., 1932; Streicher F. Prolegomena// Petrus Canisius. Catechismi latini et germanici. 1933. Pars 1. P. idem. Die Ungedruckte Lebensbeschreibung des Hl. Petrus Canisius von Jakob Keller S. I.//Archivum Historicum Societatis Iesu. 1939. Vol. 8. P. 257-314; Brodrick J. Saint Peter Canisius. L., 1935; Metzler J. Miscellanea Canisiana//Archivum Historicum Societatis Iesu. 1938. Vol. 7. P. 267-275; Waeber L. La première translation des reliques de S.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

К. опубликовал в Кёльне еще одну переработанную и сокращенную редакцию катехизиса, впосл. названную им Малой; в этом издании в заглавии сочинения впервые появилось слово «катехизис» - «Малый католический катехизис» (описание изданий см.: Streicher. 1933. P. Sommervogel. 1891. Col. 634-644; совр. крит. изд.: Catechismus minor sive Parvus catechismus catholicorum//Catechismi latini et germanici. 1933. Pars 1. P. 209-261). Эта редакция катехизиса переиздавалась чаще других и стала наиболее распространенной ( Begheyn. 2006. P. 59-60). Обе сокращенные версии вскоре после их публикации были переведены на нем. язык, скорее всего, самим К. (совр. крит. изд.: Catechismi latini et germanici. 1936. Pars 2: Catechismi germanici). Полный текст Большого катехизиса переиздавался с незначительными поправками и изменениями в формулировках ( Streicher. 1933. P. до 1566 г., когда К. опубликовал в Кёльне переработанное новое издание под заглавием «Сумма христианского учения, искусно изложенная посредством вопросов, ныне исправленная и дополненная» (Summa doctrinae Christianae. 1566; совр. крит. изд.: Catechismus major seu Summa doctrinae Christianae Post-Tridentina//Catechismi latini et germanici. 1933. Pars 1. P. 77-207). Основной причиной переработки текста было желание К. привести формулировки катехизиса в соответствие с постановлениями Тридентского Собора; почти в 2 раза увеличилось число отсылок на Свящ. Писание и сочинения отцов Церкви ( Begheyn. 2006. P. 57). В качестве отдельного приложения К. добавил разд. «О падшем человеке и об оправдании», в котором в 20 главках почти дословно приводились каноны Тридентского Собора (5-я и 6-я сессии). Перед сочинением к эдикту Фердинанда I был добавлен выпущенный в дек. 1557 г. эдикт испан. кор. Филиппа II , в котором предписывалось использовать катехизис К. в качестве учебника во всех школах подвластных испан. королю Нидерландов (текст см.: Boero. 1864. P. 482-483; ср.: PCEA. Vol. 5. P. 804). В катехизисах К. использовал традиционную для этого вида религ.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Лит.: Boero G. Vita del servo di Dio P. Giacomo Laínez, secondo generale della Compagnia di Gesù e uno dei primi compagni di S. Ignazio di Loiola. Firenze, 1880; Dudon P. Le projet de Somme théologique du P. Jacques Laynez//RechSR. 1931. T. 21. P. 361-374; Mart í nez de Azagra y Beladiez A. El padre Diego Lainez. Madrid, 1933; Gonz á lez Mart í n M. La actuación de Diego Laínez en el Concilio de Trento//Miscelánea Comillas: Revista de Ciencias Humanas y Sociales. Madrid, 1944. Vol. 2. N 2. P. 367-392; Cereceda F. Diego Laínez en la Europa religiosa de su tiempo: 1512-1565. Madrid, 1945-1946. 2 vol.; Ribadeneyra P., de. Historias de la Contrarreforma: Vida de los padres Ignacio de Loyola, Diego Laínez, Alfonso Salmerón y Francisco de Borja. Historia del cisma de Inglaterra. Exhortación a los capitanes y soldados de «La Invencible»/Introd., not. E. Rey. Madrid, 1945; Fichter J. H. James Laynez, Jesuit. St.-Louis, 1946; Scaduto M. L " epoca di Giacomo Laínez. R., 1964-1974. 2 vol.; idem. Lainez//DSAMDH. T. 9. Col. 110-115; Maxcey C. E. Double Justice: Diego Laynez, and the Council of Trent//Church History. Camb., 1979. Vol. 48. N 3. P. 269-278; Bressan L. Votum Tridentino inedito di G. Lainez sul matrimonio//Gregorianum. R., 1983. T. 64. P. 307-330, 487-514, 683-713; Ravier A. Ignatius Loyola and the Founding of the Society of Jesus. San Francisco, 1987. P. 275-307; Sanz E. Laínez y la limpieza de sangre//Perficit: Publ. de Estudios Clásicos: Textos y Estudios. Salamanca, 1987/1993. Vol. 17. N 1. P. 65-72; Scaduto M., Colpo M. Diego Lainez, 1512-1565//AHSI. 1990. Vol. 118. P. 191-225; O " Malley J. W. Die ersten Jesuiten. Würzburg, 1995; Lohmann H. Lainez, Diego (Jakob)//BBKL. Bd. 4. Sp. 997-1000; Scaduto M. Generales: 2. Diego Laínez//Diccionario histórico de la Compañía de Jesús. R.; Madrid, 2001. Vol. 2. P. 1601-1605; Alburquerque A. Diego Laínez, S. J.: Primer biógrafo de S. Ignacio. Bilbao; Santander, 2005; idem. Laínez, Diego//Diccionario de espiritualidad ignaciana. Bilbao; Santander, 2007. Vol. 2. P. 1109-1115; Rodrigues S. Origen y progreso de la Compañía de Jesús/Ed. E. J. A. Romo. Bilbao, 2005; Maryks R. A. The Jesuit Order As a Synagogue of Jews: Jesuits of Jewish Ancestry and Purity-of-Blood Laws in the Early Society of Jesus. Leiden, 2010; G ó mez Camacho F. Diego Laínez y la teología moral en el mundo económico del siglo XVI//Estudios eclesiásticos. Madrid, 2012. Vol. 87. N 343. P. 697-715; Diego Laínez (1512-1565) and His Generalate: Jesuit with Jewish Roots, Close Confidant of Ignatius of Loyola, Preeminent Theologian of the Council of Trent/Ed. P. Oberholzer. R., 2015.

http://pravenc.ru/text/2462553.html