Что же в псалмах и как врачует души? Афанасий показывает, что на это направлена и содержательно поэтическая сторона псалмов и их песенное исполнение. Афанасий предпринимает, пожалуй, первую в истории культуры попытку жанрово-содержательной классификации псалмов, выделяя около тридцати разрядов, многие из которых, правда, пересекаются друг с другом, и распределяя все псалмы по этим разрядам. В классификации Афанасия в качестве основных можно выделить разряды повествовательный, молитвенный, благодарственный, исповеднический, увещательный, пророческий, хвалебный, жалобный. Остальные строятся на соединении черт этих разрядов или их I- разновидностей (14). Показав, что эти разряды перекрывают практически все возможные состояния и движения души, Афанасий отмечает, что любой человек может поэтому всегда подобрать псалом, соответствующий его душевному настрою. Он перечисляет множество различных жизненных ситуаций, вызывающих те или иные состояния души, и указывает, какие псалмы следует воспевать в каждом конкретном случае, чтобы укрепить себя или исцелиться от душевного недуга. Так, если видишь вокруг себя лишь гордыню и умножающуюся злобу многих людей, не имеющих ничего святого, воспой псалом 11; если желаешь узнать, каким должен быть гражданин небесного цap-I ства, пой псалом 14; видя угнетаемых, утешай их, молясь за них словами псалма 19; если ты согрешил, то слова исповедания и покаяния найдешь в псалме 50; а когда гонят тебя люди и клевещут, желая предать тебя, не унывай, но, надеясь на Господа, произноси псалмы 53 и 55; когда желаешь восславить Господа, пой псалом 64; в трудностях и лишениях утешайся псаломом 1С1 и т. д. (15–26). Из Книги псалмов человек может извлечь все, что требуется его душе. «Ибо, по моему мнению, – пишет Афанасий, – в словах этой Книги измерены и описаны вся жизнь человеческая, все душевные состояния и движения помыслов, и сверх этого ничего не отыщется в человеке. Необходимо ли покаяние или исповедание, постигли ли кого горе или искушение, «гоним ли кто или избежал злоумышляющих, печален ли кто или встревожен или терпит что-либо подобное сказанному выше; видит ли себя преуспевающим, а врага обезвреженным, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа, – для всего этого имеет наставление в божественных псалмах. Ибо надлежит выбрать, что сказано в них на каждый такой случай и читать это, как бы написанное о самом себе, и приведя себя в расположение, согласное с написанным, вознести сие к Богу» (30).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ma...

Говоря о «пленении царя варваров», Сократ, возможно, имеет в виду также события весны 361 г., когда Юлиану хитростью удалось захватить вождя аламанов Вадомария.    Митра — в иранской мифологии бог солнца. В эллинистическом культе отождествлялся с Зевсом и Гелиосом.    Речь идет об арианском епископе Александрии Георгии Каппадокийском. Мятеж александрийцев произошел в декабре 361 г.    Александра Македонского    Очевидно, по линии матери Юлиана Василины.    Александрийский собор состоялся в первой половине 362 г. На этом соборе ортодоксальных епископов была предпринята попытка компромисса с умеренным арианством. Было предложено отказаться от использования терминов «сущность» и «ипостась», кроме как в полемических целях против савеллианства, чтобы подчеркнуть триединство членов Троицы.    Ириней Лионский ок. 130—202 — один из первых отцов церкви, автор «Пяти книг против ересей». О Клименте Александрийском см. прим. 50 ко Второй книге. Аполлинарий Иерапольский II в. — знаменитый апологет, епископ Иераполя во Фригии. Серапион сер. II в.-ок. 213 — епископ Антиохии, христианский писатель эпохи Северов, обличитель ересей.    Речь идет о совместном труде Евсевия Кесарийского и его учителя Памфила «Апология Оригена», написанном в 308 г. Этот труд не дошел до нас.    Саул — первый царь Израиля, враг Давида, победителя филистимлян и будущего царя 1 Цар. ХХП.    Иаков, сын Исаака, хитростью получив отцовское благословение, предназначавшееся первенцу, бежал от гнева своего старшего брата Исава Быт. XXVII-XXVIII. Моисей, убивший египтянина, скрылся от фараона в земле мадиамской, области к востоку от Красного моря Ucx.II.12—15.    Священник Авимелех дал убегающему от Саула Давиду священные хлеба и меч Голиафа 1 Цap.XXI.    Илия, убивший 850 жрецов Ваала, бежал от гнева израильских царей Ахаава и Иезавели в пустыню Иудейскую III Цар. XIX.    Управляющий царским дворцом Авдий скрыл в пещерах 100 пророков, преследуемых Иезавелью III Цap.XVIII.3—4.    См. Деян. IX.23—25.    Речь идет об одном их крупнейших отцов церкви IV в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

200 Ириней Лионский ок. 130—202 — один из первых отцов церкви, автор «Пяти книг против ересей». О Клименте Александрийском см. прим. 50 ко Второй книге. Аполлинарий Иерапольский II в . — знаменитый апологет, епископ Иераполя во Фригии. Серапион сер. II в.-ок. 213 — епископ Антиохии, христианский писатель эпохи Северов, обличитель ересей. 201 Речь идет о совместном труде Евсевия Кесарийского и его учителя Памфила «Апология Оригена», написанном в 308 г. Этот труд не дошел до нас. 202 Саул — первый царь Израиля, враг Давида, победителя филистимлян и будущего царя 1 Цар. ХХП . 203 Иаков, сын Исаака, хитростью получив отцовское благословение, предназначавшееся первенцу, бежал от гнева своего старшего брата Исава Быт. XXVII-XXVIII . Моисей, убивший египтянина, скрылся от фараона в земле мадиамской, области к востоку от Красного моря Ucx.II.12—15 . 204 Священник Авимелех дал убегающему от Саула Давиду священные хлеба и меч Голиафа 1 Цap.XXI . 205 Илия, убивший 850 жрецов Ваала, бежал от гнева израильских царей Ахаава и Иезавели в пустыню Иудейскую III Цар. XIX . 206 Управляющий царским дворцом Авдий скрыл в пещерах 100 пророков, преследуемых Иезавелью III Цap.XVIII.3—4 . 207 См. Деян. IX.23—25. 208 Речь идет об одном их крупнейших отцов церкви IV в. Иларии из Пуатье. Вторая Аквитания — римская провинция в Галлии на берегу Бискайского залива между Луарой и Гаронной. 209 Один из самых антихристианских актов Юлиана, закон 17 июня 362 г., требовал, чтобы лица, желающие заниматься педагогической деятельностью, получали лицензию на преподавание от местных городских советов или от самого императора. В обосновании этого закона говорилось, что ни один христианин, который преподает античных авторов, не может соответствовать предъявленным к педагогам моральным стандартам, ибо он учит тому, во что сам не верит. Следовательно, такой человек должен отказаться или от своей веры, или от преподавательского ремесла. 210 На этот раз Афанасий занимал епископский престол всего несколько месяцев 362 г. В 362—363 гг. до самой смерти Юлиана он скрывался в Александрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Культ императора Ираклия у грузинского автора в известном смысле обусловлен тем, что это был последний крупный деятель на константинопольском престоле предиконоборческого периода. Автор " Мученичества Давида и Константина " - ревностный иконопочитатель - postfactum считает себя борцом за его идеалы. Он с почтением цитирует выдающегося борца за иконы Иоанна Дамаскина и с ненавистью относится к памяти первого императора-иконоборца Льва III Исавра (717-741) и т. д. Автор " Мученичества Давида и Константина " нередко обращается к ветхозаветным образам и мотивам. Образы своих героев и их врагов вызывают у него ассоциации с единоборством библейских персонажей Давида и Голиафа. Сюда же относится и метафорически использованный образ библейского Ахитофела, умного, но неудачливого советника мятежного сына Давида [II Цap.XV-XVII]. В этой связи может вызвать особый интерес и название епископата Чкондиди, которое автор не преминул перевести с мегрельского как " Большой Дуб " . Название Чкондидского епископата в местности Мартвили (Западная Грузия), основанного еще правителем Абхазского царства Георгием II (922-957), знаменитым не только на Кавказе, но и в самой Византии, на наш взгляд, связано не с растительным миром самой местности Мартвили. Вопрос культурно-идеологически более сложный и может восходить к библейским (ветхозаветным) традициям в истории организации Грузинской церкви. В названии этого епископата, в частности, отразился зафиксированный в Библии обычай обозначать названием дуба особо почитаемые местности [Быm.XII,6; Bmop.XI,30. Вообще сакрализация дуба, который по библейской традиции занимал основное место в верованиях древних евреев, как известно, широко распространенный в языческом мире обычай (см.Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.. 1986. С. 354 и сл.)] . В горной части Восточной Грузии, где сохранились наиболее архаические черты народных религиозных верований, главный персонаж в пантеоне грузинских святых - Георгий Победоносец-известен как " Мухис Гиорги " - " Георгий (Большого) Дуба " [Бардавелидзе В.В. Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен. Тбилиси, 1957. С. 7] , в чем следует видеть отражение ветхозаветного влияния.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   Возвратимся к рассуждению святого Стефана. Соломон же созда храм Ему, сказал он, и тотчас присовокупляет: но Вышний не в рукотворенных церквах живет. Какой внезапный оборот мыслей! Что глаголеши, проповедниче Божий? Как можем мы разуметь тебя, или как согласить тебя самого с собой? Если же Вышний не живет в рукотворенных церквах: на что же созидал ему рукотворенную церковь Соломон, на что желал сего Давид, на что благодать вдохнула Давиду желание сего, на что Сам Вышний назначил Соломона для исполнения онаго? Правда, и Соломон — создатель храма с неким недоумением говорит к Богу: аще истинно вселится Бог с человеки на земли? Аще небо, и небо небесе не довлеют Ти, кольми паче храм сей, его же создах имени Твоему (3 Цap.VIII:27). Почему просил он не обитания Божия во храме, но благодатного призрения на храм: да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощ (ст. 29). Но не больше ли того, на что дерзала смиренная молитва, даровал Бог, когда исполни слава Господня храм (ст.11), и когда Бог изрек о нем сие обетование: будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни (IX, 3)? Там ли не живет Бог, где сердце Его во все дни?    Для разрешения сих недоумений и для правильного уразумения слов святого Стефана вспомним, что речь его, как выше сказано, клонилась к обличению иудеев. Они, видев чудесный облак, который осенил храм во время освящения его, слышав обетование, по которому Бог сердце Свое положил во храме, подумали, что храм Иерусалимский соделался не только твердым и постоянным на предопределенное время, но и непременным навеки селением Божиим; что и город Иерусалим, и народ иудейский, имея у себя святой храм, по сему самому также святы, неприкосновенны, неподвержены оставлению от Бога. Сии неосновательные и грубые, но набожностью прикрытые мысли сделались у иудеев пищею нечестия и беззакония. Бог живет у нас во храме, говорили они и не заботились о том, что нет Бога пред очами их. Надеясь на место святое, язык грешный, по выражению пророка Исайи, людие, исполненные грехов, бесстрашно, прилагали беззаконие к беззаконию (Ис.1:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Два почтеннейшие Ваши ко мне писания, едино краткое, а другое пространнее, вкупе же единым духом любви начертанные, я, худейший, всецело получил. Благодарим Вас за продолжение незыбленного усердия о Господе к нашей худости. Господь же да возравномерит Вам. Что касается до известного Вам предмета, то и мы еще никоего сведения не имеем; не привезет ли что-либо о. Макарий из Орла Вам, а, может быть, и узнаем — буди воля Господня! От о. И. ныне имеем письма, слава Богу! Он здоров, претерпевает наветы со стороны арх. Белевцева, однако подал прошения со иеромонахом отцем Исаакием в наши пределы — да будет и о сем воля Господня! Известного Вам лаврского эконома от занимаемой им должности всемилостивейше уволили. Серафима с золотым крестом, афонского, видно, как Синод принял, определили в Сергиеву Пустынь в число братства близ С.-Петербурга. Хотя он, едучи в столицу, много лишнего принимал и о себе заключал, но, верно, мне не помогает, а един точно Господь Бог помощник смиренномудрым, яко да «не хвалится мудрый мудростию своею, богатый — богатством, сильный — cuлoю»(I Цap.:II, 10; Uep.:IX, 23). Спаси Вас Господи за труды, что потрудились. Петр скопировать на родину ее письмо, точно об этом-то я Вас и вопрошал — да будет и со всеми ими по мере упования милость Божия. Да душевно сомнительная сестра Елена, что верит вражиим наветам — драгоценнее для нее сокровище по Господе откровение, но что делать, что она худо внимает о том! Хотя из любви о Господе и должно иметь о ней особенное назидание, однако же более и более поручать ее Господу во исцеление совершенное. Немая и эта казнь диавола, что она стремится под видом назидания к знаменитой старице. Хотя и не к ней слова Спасителя мира относятся, но »от Назарета может ли что добро быти?» (Uh.:I, 46). Да дарует ей Господь содержать спасительное откровение к кому следует о Господе и не иметь веры ко мнению собственному. К М. А. на сей почте отписать слово можно, слава Премилосердому Господу, что искушение не простерлось вдаль к соблазну, но откровением пресеклось.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Аммиил, Аммиэл Аммиил, Аммиэл (по Гезению, друг и слуга Божий) – имя следующих лиц: а) ( Чuc. XIII, 12 ) – один из 12 соглядатаев, посланных Моисеем по повелению Божию для осмотра земли Ханаанской. Он был из колена Данова; б) ( II Цap. IX, 4 ) – отец Махира, в доме которого жил Мемфивосфей, внук Саула, и который снабжал пищей и домашней утварью Давида и людей, бывших с ним в Маханаиме; в) ( I Nap. XXVI, 5 ) – один из левитов, назначенных Давидом в число привратников при храме; г) ( I Nap. III, 5 ) – отец Вирсавии, жены Давида, матери Соломона. В III Цap.XI, 3 он называется: Елиам. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...