См. о нем Тих. Воздвиженский, Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ея до нынешних времен (Москва 1820), стр. (85–) 124–129. † Архиеп. Филарет (Гумилевский), Рязанское архиереи в «Христианском Чтении» 1859 г., ч. I, стр. 373–381. А. Диттель, Святыни, древности и достопримечательности города Рязани в «Чтениях в Обществе Истории и Древностей Российских» 1859 г., кн. III, отд. 1, стр. 117–118 и по оттиску Москва 1866, стр. 13–14. † Архиеп. Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, вып. III (Тамбов 1880), стр. 178–180. Рязанские достопамятности, собран­ные архимандритом Иеронимом, стр. (61 сл. 73.) 74–75. Н. И. Шишкин, История города Касимова с древнейших времен, изд. 2, Рязань 1891, стр. 105–109. (197.) Н.Д., Иерархия всероссийской церкви I (Москва 1892), стр. 71. Проф. В. С. Иконников, Опыт русской историографии, т. II, кн. 1 (Киев 1908), стр. 1042. С. Н. Введенский, Миссионерская деятельность Рязанского архиепископа Мисаила среди инородцев Тамбовского края в 1653–1656 г.г. в «Богословском Вестнике» 1910 г., 7–8, стр. 527–551. 106 См. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1884 г., 13, стр. 221–222 (и у прот. Н. Т. Каменского († архиеп. Никанора) отдельно, стр. 121–122). 108 Так, Смарагд исходатайствовал орден Анны 3-й степени старосте села Никулич Рязанского уезда Ивану Павловичу Кубицкому за то, что – вместо сгоревшего деревянного храма – он выстроил для бедных крестьян новую каменную церковь : см. в Архиве Св. Синода дело 1.606. 109 Поэтому Смарагд не сразу соглашался на необеспеченные по­стройки (см. у прот. И. Г. Молчанова, Церковная летопись прихода Успенской церкви села Городкович Спасского уезда Рязанской епархии, Рязань 1898, стр. 132 слл., 363) и не одобрял слишком грандиозных храмоздательских «затей» – с напрасною тратой средств и при недостатке их для будущих ремонтов (см. «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских», т. 243, кн. IV за 1912, стр. 33–34 в смеси). 110 См. «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

совпадают. Оригинал описи в Московском Архиве Министерства Юстиции в делах патриар. Дворцового приказа кн. 11. 156 См. мое исследование об Арсении Суханове ч. I, стр. 350, 419, 420. Судя по тому, что греческие рукописи и книги в 1667–1671 гг. были браты все с Иверского подворья, нужно думать, что здесь были если не все, то громадное большинство греческих рукописей и книг; в Воскресенский же монастырь было отправлено только незначительное их число. Можно даже сомневаться, была ли хотя часть их отправлена сюда в Воскресенский монастырь. Заглавие описи 1675 г. монаха Евфимия: «Книги, которые взяты с Иверского подворья из Воскресенского монастыря», понимаемое В. М. Ундольским, как книги, взятые с Иверского подворья и из Воскресенского монастыря, может быть толкуемо и как книги, взятые с Иверского подворья Воскресенского монастыря. Ср. слова патр. Никона на соборе 1667 г. и в письме к Паисию Лигариду в 1662 г. Арсений Суханов , ч. I, стр. 419, прим. 93. Против этого говорит грамота к архим. Воскресенского монастыря Филофею с братьею от 10 октября 1674 г. о присылке в Москву книг «письменных и харатейных, латинских и греколатинских». См.Описание Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря, состав, архим. Леонидом, М. 1876 г., стр. 553. Самая грамота не сохранилась; известно только указание на нее в монастырской описи 1679 г. Быть может грамота говорит о передаче книг с Иверского подворья Воскресенского монастыря? 161 Сл. Опись книгам патриаршей ризной казны, состав, монах. Евфимием в 1675–1677 г., книги под 540, 543–550 (печатные) и 541. 542 и 551 (рукописные). 164 Опись напечатана В. М. Ундольским в Чтениях Импер. Общества Истории и Древностей Российских, (заседание 28 декабря 1846 г.), кн. 5, стр. 1–20. Ср. замечания А. Е. Викторова в «Обозрении описей Патриаршей ризницы, стр. 93–99. Опись 1675–1677 гг. сохранилась в двух экземплярах. Названный Ундольским черновик есть другой беловой же экземпляр, на котором впоследствии при новом осмотре рукописей Патриаршей библиотеки делались отметки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ни одно из этих соображений принять нельзя. Упомянутое значение слова «праотец» в словаре И. И. Срезневского (2. Стб. 1370, s. v. ПРАОТЕЦ), к которому и отсылает Ю. К. Бегунов, иллюстрируется двумя примерами, но один из них невнятен 32 , а другой ошибочен 33 . Показательно, что в новых словарях это значение вообще не отмечено (СДРЯ 7. С. 476, s. v. ПРАОТЕЦ) или отмечено только в литургически стандартном применении к свв. «праотцам» Божиим Иоакиму и Анне (СРЯ 18. С. 135, s. v. ПРАОТЕЦ). Но даже если допустить, что такое значение существовало, оно далеко уступало по распространенности значению «предок», на которое в данном случае недвусмысленно указывает определение «прародителеск», прилагаемое к «добродетели» «праотца» – Владимира (Сл 50) 34 . Что касается антибогомильских аллюзий у митрополита Георгия, то нам даже нет нужды ссылаться на проблематичность атрибуции последнему «Заповеди святых отец ко исповедающимся сыном и дщерем» (где, собственно, и содержатся выявленные Ю. К. Бегуновым схождения с сочинением Козьмы Пресвитера), которую, вслед за Е. Е. Голубинским (1/1. С. 436–437; 1/2. С. 530–551), разделяет Ю. К. Бегунов 35 . Ведь слова «еретицы проклинаются» имеют, как показано выше, совсем иное происхождение, будучи частью парафраза заключительной похвалы из греческого оригинала «Мучения». Так что вторую половину XI в., время правления в Киеве Ярославичей, следует признать всего лишь terminus post quem для создания «Слова». Никак не способно подкрепить датировку «Слова» Ю. К. Бегуновым создание в Киеве в конце XI в. «Чуда свт. Николая об утопшем детище» (Багрий 1914. С. 276–279), по своему содержанию как бы «альтернативного» «Чуду свт. Климента об отроке» (Бегунов 1974. С. 40). В самом деле, рассказ о чудесном спасении свт. Николаем утонувшего в Днепре дитяти, родители которого плыли в Вышгород на поклонение мощам свв. Бориса и Глеба, и об учреждении по этому поводу в Киеве митрополитом Иоанном II (не позднее 1076/7–1089) праздника «Николы Мокрого», если и отталкивался от «климентовской» основы, то не от «Слова на обновление Десятинной церкви», а от «Чуда об отроке»; между тем, древнерусский перевод Ефремова «Чуда», как мы видели, действительно есть основания относить ко времени написания прото – «Слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

1348 В части города, называвшейся Гонории, был храм Пресвятой Богородицы, ктиторшей которого была эта щедрая благотворительница. О ее благочестии и верности православию помянуто в житии св. Саввы Освященного. Юлиана, вместе с Анастасией, женой Помпея, посещала св. Савву во время его пребывания в Константинополе в 512 году. 1349 Захария-ритор приписывает инициативу введения в Константинополе прибавки к Трисвятому патриарху Тимофею, объясняя это его происхождением из Антиохии, где «со времен Евстафия» водворилась эта форма Трисвятого. Возражения «еретиков» Тимофей отстранял таким аргументом: ангелы в своих славословиях не могли возглашать, что Господь пострадал за них, а люди, напротив, должны это делать, так как Иисус Христос воспринял плоть от нас и был распят за наши грехи. Zacharias. 7, 9, р. 129. 1350 Malala.407 сл., короче Evagr. 3, 44; Marc. Сот. s. а. (Chron. min. II 97– 98). – В житии св. Саввы (гл. 54) бедствия Марина вложены как грозное пророчество в уста св. Саввы за его противодействие сложению ста фунтов золота с населения Палестины, о чем он ходатайствовал. 1352 Theoph.153, 26. Jean de Nik. с. 89, p. 497. Много живых подробностей об этом тревожном времени сохранил Захария (7, 9–12, с. 122–136); см. также статью: Getzer. Josua Stylites und die damaligen kirchlichen Parteien des Ostens//Byz. Zeitsche 1892, 34–49). 1354 Текст послания монахов см.: Житие св. Саввы, гл. 75; письма императора – Usener. Der heilige Theodosius, с. 60–61. 1356 Скифия, как все земли по течению Дуная, была страной латинского языка, который здесь утвердился со времени первых стоянок войск на Дунае при Августе. Помимо других доказательств, это подтверждает Иордан латинским языком своей «Истории готов», написанной в 551 году.Те аланы, к которым он принадлежал по крови, имели пребывание в Скифии. Епископы городов Скифии и Нижней Мезии писали свой ответ имп. Льву по делу Тимофея Элура в 457 году на латинском языке. См.: Mansi . 7, 545–547. Таким образом, в этих местах могла быть агитация с Запада. О протесте Виталиана знали не только в Риме, но и в далекой Галлии, как свидетельствует о том письмо Авита, епископа Вьенны. ( Aviti Ep. 42), обращенное к Виталиану, от имени Сигизмунда еще при жизни Гундобала. (P. L. 59.).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

537 АЗР. Т. 4. С. 44 («Таже и некий хлеб на Воскресение Христово, глаголемый пасха, по старому еретичеству святити повелевает, на соблазну церкви, ради невоздержания многолетнего нрава; таже и пятницу светят в кажду седмицу, и на Рожестве Христове пироги на заутрие приносят, в уничижение Богородици, и все глаголет епископ о сем по-старому народом держати»). 538 Архив ОИОИ в СПб. Колл. 57 (собрание Д.И. Зубрицкого). I. Л. 1 («ktorzi udaja sic w takowe sprawy duchowne, czo yem nie jest zliczono od Boga у od urzcdu»). 540 Там же. В этом же послании содержатся жалобы и на нескольких других православных горожан Галича (мастера Сорбачевича и др.), вступивших в конфликт с Балабаном. 544 См.: Успенский А. Роль Московских соборов XVI века в церковном искусстве//Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экзархата. Messager de l’exarchat du patriarche russe en Europe Occidental. 16 (1968). N 64. Octobre-décembre. P. 217– 250; Miller D.B. The Viskovatyi affaire of 1553–1554: Official Art, the Emergence of Autocracy, and the Desintegration of Medieval Russian Culture//Russian History. VIII (1981). P. 292–332; Riabouchinsky V.P. Un tournant dans le developpement de l’iconographie russe au XVIe Siecle: l’affaire du diak Viskovatov//Russie et Chretiente. 1948. N 3–4. P. 1–16; Андреев H.E. О деле дьяка Висковатого//Seminarium Kondakovianum, V (1932), Praha. C. 191–241; Граля И. Иван Михайлов Висковатый. Карьера государственного деятеля в России XVI в. Москва: Радикс, 1994. С. 122 сл. 545 Известны были лишь три судные грамоты собора (Жукович П.Н. Брестский собор 1591 г. (по новооткрытой грамоте, содержащей деяния его)//Известия отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. XII. Кн. 2. СПб., 1907. С. 46–47). 551 Как было в случае с Терлецким, начавшим епископом пинским и, по сути, купившим позднее Луцкую епископию. 552 Архив ЮЗР. Ч. 1. Т. 10. С. 77–79. Грамота подписана и Григорием Ивановичем, «соборным протонотарием», который позднее был выдвинут на кафедру Полоцкого архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

550 Англиканская церковь в главнейших и существенных чертах сохранила р.-католический чин совершения брака, хотя не без некоторых изменений. В американской церкви допущены дальнейшие изменения, по сравнению с чином матери-церкви (т. е. англиканской), р.-католического чина. У протестантов континента, понятно, еще менее могло быть удержано из р.-католического чина. В р.-католической церкви чинопоследование брака слагается из celebratio и benedictio matrimonii. В английском чине удержаны об части, а в остальных протестантских обществах и американской церкви и только первая. 551 По этому вопросу см. исследование проф. Суворова Л. С. Гражданский брак. СПб. 1899 г. Заозерского Н. А. проф. Гражданский брак с христианской точки зрения. Прав. Об. 1888 г. май–июнь Страхова Н. Христ. уч. о брак 315 стр. и след., и в Богосл. энцикл. под словом «Брак гражданский на западе». II т. 1064 стр. и сл. 554 К елею, предназначенному для елеосвящения, церковь впоследствии установила (между IX и XV веками) прибавлять часть красного церковного вина. Основание для этого видят в примере самарянина, который на тело израненного разбойниками возливал масло и вино (Симеона Солонск. Разгов. о свящ. и таинств. 253 гл ). Впрочем, вино не составляет необходимого вещества для таинства; существенною его принадлежности всегда оставался и остается елей. 561 В «Последовании св. елея» в молитвах испрашивается, кроме избавления от телесных и душевных немощей, еще и то, чтобы чрез помазание елеем, как бы печатью, был прегражден доступ к больному диавола. Прямо у ап. Иакова не указана эта черта действия благодати, но немного выше слов о елеопомазании он говорит; покоритесь Богу, противостаньте диаволу и убежит от вас (4, 7). 562 С этою целью пресвитеры, совершая таинство, молят Господа об елеосвящаемом: «услыши моление наше... и посети раба Твоего, и аще что согреши словом, или делом, или помышлением, или в нощи, или во дни, или под клятву священническую, или своему проклятие подпаде, Тебе просим и Тебе молимся: ослаби, остави, прости ему, Боже, презирая беззакония его и грехи, и яже в ведении и не в ведении бывшие от него» (молитва 7-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

528. συμβλαιον – примета, знак. 529. чревоношение, прим. 488. 530. Будущее рождения Сына Божия от пресв. Девы было предызображено во время пребывания Ее во храме так, что Ее можно было назвать невестой, предназначенной для такого рождения. Раскрытие мысли предыд. тропаря – о рождении Юницей Божеств. Тельца. 531. ξανογω – открывать настежь; поздн. сл. 532. προπλαια – (оть прилаг. «находящийся пред дверьми») – преддверие (в храме, особ. Пропилеи). 533. Такой славой был храм, образ неба, место явления, откровения славы Божией (Шехины). 534. прим. 359, а в 3-м тропаре – прим. 27. 535. Контраст юнице. 536. ξαστρπτω – сверкать, блистать. 537. В.К. 91, 623. 538. περρχιος – выше всякого начала. 539. прим. 470; бесконечное. 540. После изображения св. Троицы в предыдущих троичнах приглашение к поклонению Ей с настойчивым предупреждением о равночестности Лиц. 541. прим. 22. 542. εδος – ясный, тихий, спокойный, особ. о погоде (ε – хорошо и Ζες, Δις – Зевс). 543. πρθητος – неразрушенный, неразрушимый. 544. περστασις – окружающее, обстоятельство, опасность, несчастие. 545. В.К. 133, 52. 546. κνδυνος – опасность. 547. θλψις – давление, угнетение, мука, горе, скорбь. 548. παντιμος – весьма почетный. 549. Соотв. «Богоматери». 550. В.К. 47, 147. 551. Евр. 1. 3. 552. В греч., как и далее, 3-е лицо. 553. В греч. причастие. 554. греч «неплодства». 555. В.К. 33, 8. 556. γνωρζω – делать известным, показывать, узнавать, знакомиться. 557. В.К. 69, 351. Взамен своего дара, описанного в предыдущем тропаре. 558. Р.Б. 50, 81. 559. ναπκειμαι – лежать, храниться где-л. 560. Пресв. Дева с детства как бы носила в себе всю возможность человеческого спасения; в ней заключена была, под видом имевшего родиться от Нее, все неисчерпаемое богатство благодати, имевшей пролиться на человечество. Чрезвычайно глубокая мысль. 561. Обоснование. 562. μετχω – иметь часть, участвовать. 563. В.К. 75, 418. 564. τρυφη – нега, роскошь, Заключая (хотя бы только в возможности, потенциально) такое богатство благодати, пресв. Дева не могла не испытывать и сладости от нее, живя в храме.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

«Пришедший Христос, насаждая добродетель в людях,– совсем уничтожил древний обычай» многоженство, говорит св. Златоуст 550 . И св. Василий называет многоженство «делом скотским, совершенно несвойственным человеческому роду» 551 . Впрочем христианский закон о единоженстве не заключает в себе запрещения вступать в другой брак, в случае смерти одной половины, как не заключает и запрещения девствовать. Жена, учит апостол, привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще ли умрет муж ея, свободна есть, за него же хощет, посягати, точию о Господе. Глаголю безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут, яко же аз. Аще ли не удержатся, да посягают. Лучше бо есть женитися, нежели разжизатися ( 1Кор. 7, 39. 40. 8, 9 ). Отцы церкви не запрещали другого брака 552 , хотя считали это снисхождением к человеческой немощи и недостатком совершенства 553 2 . Господь определил законом не вступать в брачный союз лицам родственным между собою не ниже четвертой степени родства ( Лев. 18, 7 . сл. 20, 19). Изучение физической природы вполне оправдывают это постановление. Природа по уставу творческому держится смешением разнородного, а следствием смешения единокровных бывает не размножение людей, а уменьшение. Опытами дознано, что дети сочетавшихся в близком родстве бывают то немые и глухие, то расслабленные и калеки 554 . Итак вступать в брак в близком родстве значит идти наперекор священной цели брака и брать на себя ответственность за страдания несчастных детей. Понятно, что церковь не может дозволять таких браков и расторгает их 555 . 3 Господь постановил: дщери своея не даси сыну его -язычника а дщери его да не поймеши сыну твоему. Отвратит бо сына твоего от Мене и послужит богом иным ( Втор. 7, 3. 4 ). Апостол не расторгает союза верного с неверною, но при той мысли, что чада свята, воспитываются в св. вере, и в надежде на обращение неверующей половины ( 1Кор. 7, 4 ). Церковь не дозволяет «со всяким еретиком заключати брачный союз» 556 ; дозволяет же смешанный брак с условием, чтобы дети воспитывались в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

54 Замечательно, что иноки Палеостровского монастыря отличались самою горячею ревностию против раскола; Иван Филиппов, постоянно горько жалуется на них – и только на них: эти «новолюбители» постоянно писали отписки властям т. е. доносы на соловецких выходцев, тогда как прочее население края безмолствовало и даже «попы покрывали староверцев». 55 По «Винограду» Павел пробыл здесь «не малое время». По диакону Феодору Никон сослал Павла в Хутынь монастырь, где он будто бы начал юродствовать, и юрдствуя обошел всю новгородскую область, пока наконец «Никоны ученицы, обретши его в пусте месте идуще, схватили и убили до смерти, тело же сожгоша». Прав, Соб. 1859 г., т. II, стр. 469. 58 См. об этом монастыре в «Ист. Иерах.», ч. III, стр. 350.Также «Зап. Отд. Рус. и Сл. Арх.», т. II, Ламанского, стр. 411, 232. 63 См. «Ант. Ист.», т. V, «Олонец. Губ. Вед.» 1849 г. 1–14. Писарь прикупной палаты Кузьма Прокопьев в Олонце пользовался для распространения раскола своим «юридическим влиянием на народ». (Щаповв P. P. С. стр. 241). В Олонце же принадлежит к расколу посадник Пуллоев (Ист. Выг. Пуст., стр. 60) и богатый купец Гуттоев «имением изобильный» (Виноград Рос., стр. 180.) 65 Существуют в литературе различные объяснения самосожигательства. Есипов (От. Зап. 1863 г. февр. «Самосожигатели»), передавший много новых фактов из жизни раскола, но не всегда самостоятельный в суждении о нем и вообще недалекий в его понимании, на этот раз воздерживается от всяких заключений. Автор предисловия к изданию истории Выговской пустыни, думает, что самосожжения были вынуждены единственно преследованиями раскола. Подобным образом думает и Пекарский («Наука и Лит-ра при Петре», т. II, стр. 551): исступление, говорит он, достигло вследствие гонений до того, что... и пр. Но известно, что самосожжения были и в такое время, когда раскольникам не грозила никакая опасность (напр. в ц. Екатерины филиповцы сожглись в· Зеленецком монастыре: в 1802 г. в сарат. губ., рассказывает Варадинов, один расколоучитель проповедовал, что приближается страшный суд, что если кто хочет стать одесную, тот должен сгореть: 54 человека заперлись в избе... но им помешали.» (Истор. Мни-ва Внутр., Дел г., т. VIII, ст. 57,58). В самой «Истор. Выгов. пустыни» много примеров самосожжения вследствие одного исступления. Щебальский («Прав. Цар. Софии», Русск. Вест., 1856 7), говорит, что самосожигатели сжигались в том убеждении, что жизнь обречена греху, что искушение сильнее человека: итак лучше умереть, чем грешить...» Известно, что еще Аввакум проповедовал самосожжение, как принцип догматический: «а инии» ревнители закона уразумевшие лесть отступления, да не погибнут зле духом своим... сожигахуся огнем своею волей: блажен изволе сей о Господе.» (Опис. нек. раск. соч. Ал. Б., ч. II, стр. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Macchabaeorum» ( Dörrie. 1938). Почитание Маккавейских мучеников приобрело повсеместный характер в V в. После 551 г. мощи были доставлены в К-поль. Часть мощей попала затем в Рим из К-поля при папе Римском Пелагии I (556-561), или они были вывезены непосредственно из Антиохии при Пелагии II (579-590) из-за угрозы персид. завоевания. О широком распространении почитания свидетельствуют и данные мартирологической лит-ры, проповедей, богослужения, церковной археологии (обзор лит-ры о почитании мучеников в Антиохии см.: Ziadé . 2007. P. 107 сл.; Joslyn-Siemiatkoski. 2009; о более позднем почитании и рецепции их образов в лит-ре и искусстве см.: Signori. 2012). Останки Маккавейских мучеников хранились в рим. ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи: в ходе археологических исследований, проведенных в 1876 г. при реконструкции церкви, под алтарем были обнаружены саркофаг с 7 отделениями, разгороженными мраморными плитками, в каждом из к-рых лежали кости и прах, завернутые в ткань. Саркофаг датируют IV или V в., он украшен рельефом на евангельские сюжеты. Кроме того, были найдены 2 свинцовые пластины, более ранняя вмурована в стенку саркофага; надпись на более поздней (IX-XI вв.), лежавшей рядом с саркофагом и ныне утраченной, гласит: «In his septem loculis. condita sunt os sa et cineres sanctorum septem fratrum machabeorum et amborum parentum eorum ac innu merabilium aliorum sanctorum» (цит. по: Schatkin. 1974. P. 111; перевод: «В этих семи отделах покоятся кости и прах семерых святых братьев махавейских (sic!), и обоих их родителей, и множества других святых»). Упоминание «обоих их родителей» позволяет предположить к-польское происхождение идеи, что Елеазар - отец 7 братьев, т. к. мощи в Рим были перенесены из К-поля (ср.: Канон св. мученикам Маккавеям архиеп. Андрея Критского, к-рый неск. раз именует Елеазара отцом, а братьев - его сыновьями (MHNAIA. 1902. S. 283; ср.: S. 286, 292). Эта же т. зр. существовала в сирийском и копт. христианстве ( Giamil. 1901. P. 449; ср.: Witakowski. 1994. P.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010