§ 304. Святой Авраам, который выше приведен в образ искреннего послушания, означен от Бога «отцом верующих» ( Рим 4:11 ), ради веры и послушания его, как сказал ему Бог: «Я поставил тебя отцом многих народов» ( Быт. 17:4–5 ; Рим.4:16–17 ). И верные – это сыны Аврамовы, по учению апостола: «верующие суть сыны Авраама» ( Гал.3:7 ), то есть, не по плоти, а по духу сыны Авраама, не плотские чада, но духовные. Поэтому, христианин, если мы хотим быть чадами Авраама и благословение Авраамово получить, благословиться «с верным Авраамом» ( Гал.3:9 ), должно нам вере Авраама, как отца верных, подражать и веру нашу к Богу от послушания нашего показывать, как отец верных Авраам, как мы видели в предыдущем параграфе. Если чадами Авраама хотим быть, то дела Авраама должны творить, как говорит Христос иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:39 ). Это слово сказано тем иудеям, которые этим великим патриархом хвалились, называя его своим отцом: «Отец у нас Авраам» ( Мф.3:9 ), «отец наш – Авраам» ( Ин 8:39 ), – но в вере и делах отцу этому не следовали. Не повелевает нам Бог оставить отечество, род и дом наш, и идти в чужую землю, хотя и это сделать должны мы при случае ради имени Его святого, когда того честь имени Его потребует (см. Мф.19:29 ), но повелевает оставить мир с прелестями и похотями. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин 2:15–16 ). Повелевает нам Бог, как пришельцам и странникам, «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Петр 2:11 ), и " о горнем помышлять, а не о земном» ( Кол.3:2 ). Не повелевает закалать сынов наших или себя умерщвлять, хотя при случае за честь имени Его и жизнь нашу должны положить, но говорит: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол 3:5 ). Говорит: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим 12:1–2 ). Словом, повелевает умереть для греха, мира и плоти и жить для Него, то есть Ему служить, Ему благоугодное творить, говорить и мыслить, как говорит апостол: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» ( 2Кор.5:15 ). Ибо этого вера наша, которую имеем в Него, от нас требует, и к этому вера поощряет верное сердце. Итак, если хотим быть верными, быть чадами верного Авраама, быть Христовыми, – а «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ), – то покажем веру нашу в Него от послушания нашего, покажем веру нашу от дел наших, как апостол требует: «покажи мне веру твою» от «дел твоих» ( Иак.2:18 ). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

42:5, 44:24, 45:12, 66:1–2; Иер.10:12, 16, 33:2, 38:16 ; Мал.2:10 ; Мф.19:4 ; Мк.10:6 ; Деян.14:15,17:24 ; Рим.11:36 ; 1Кор.8:6 ; 2Кор.4:6 ; Евр.1:2,11:3 ; Откр.4:11, 10:6 ). Сотворение мира является естественной точкой отсчета для всего происходящего. Так пророк говорит: «Изреку сокровенное от создания мира» ( Мф.13:35 ); праведные должны унаследовать царство, уготованное им «от создания мира» ( Мф.25:34 ); людям предстоит испытать «великую скорбь, какой не было от начала мира» ( Мф.24:21 ); кровь пророков, «пролитая от создания мира», взыщется с их гонителей ( Лк.11:50 ); Иоанн Богослов говорит об Иисусе как об Агнце, «закланном от создания мира» ( Откр.13:8 ). Отбросить стыд ОТБРОСИТЬ СТЫД Поставить себя вне существующих в обществе моральных норм; утратить способность к внутреннему осознанию своих дурных поступков — «потерять совесть». Пророк Иеремия сравнивает израильский народ с неверной женой. Он передает слова Господа, обращенные к израильтянам: «А ты со многими любовниками блудодействовала… У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд» ( Иер.3:1–3 ). Отереть слезы ОТЕРЕТЬ СЛЕЗЫ кому Фигурирует в речи в значении: утешить, успокоить, избавить от страданий. Пророк Исайя возвещает Царствие Божие: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц…» ( Ис.25:8 ). Перед Иоанном Богословом предстает видение Агнца и стоящих перед Ним всех племен и народов (см. Откр.7:9 ): «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр.7:16–17 ). Смотри также: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21:4 ). Отрясти прах ОТРЯСТИ ПРАХ [ОТ НОГ СВОИХ] Фигурирует в речи как заявление о полном разрыве отношений с кем-либо; представляет собой экспрессивно выраженное негодование, презрение, нежелание иметь что-либо общее (даже приставшей к подошве земли) с людьми, живущими в данном месте.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Вот кто наш супостат и враг: все духи зла, спадшие с неба. И мы, христиане, как могли бы мы выстоять в этой борьбе, если бы не имели Божия всеоружия и не были бы сильны и непобедимы Христом Богом, Который – в нас и посреди нас, то есть здесь, в Церкви, со всеми Своими Божественными силами? Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:3–5 ). И во всем этом побеждаем мы Владыкой Христом, по всеистинному благовестию всепобедного Апостола: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, на Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас ( Рим.8:38–39, 37 ). Только перед живым Богом и Владыкой Христом сатана и все его ангелы немощны и бессильны (см. Мф.8:29–32 ; Мк.5:12–13, 1:27 ; Лк.4:36 ). Наш деннонощный подвиг: бодрствовать и не давать места диаволу (ср. Еф.4:27 ). А место диаволу мы даем, если уделяем место греху, ибо через грех диавол и входит в нашу душу. Если же по небрежению и нерадению над собой либо по пристрастию ко грехам мы отводим место многим грехам и страстям, то постепенно на престоле нашего сердца они воцарят сатану ( Откр.2:13 ). Лишь от Бога, живущего в нас через святые таинства и святые добродетели, диавол убегает. Посему надлежит нам постоянно бороться против всего диавольского воинства, то есть против всех грехов и страстей, – и он побежит [и] от нас, от нашего всеоружия Божия. Всегда – и днем, и ночью – каждый христианин должен содержать и исполнять евангельскую заповедь: Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак.4:7 ). А вкупе с ней – еще и следующие Божественные заповеди: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Поэтому Спаситель, прозревая в сердце ненавидящих Его духовную нечистоту, обличал их, называя их гробами покрашенными. Этим фарисеям и книжникам следовало омыть свое сердце от злобы, зависти и лицемерия, что было бы истинным очищением пред Богом. А они всячески выставляли себя ревнителями человеческих обычаев в том числе обычая тщательно мыть руки перед трапезой, как если бы то было самым важным и богоугодным делом. Таков истинный смысл слов Христовых, на которые ты ссылаешься, а не тот, будто ими упраздняется пост, как полагаете вы, извращающие Писания на свою погибель. Мог ли упразднить пост Господь, Который Сам, будучи без греха, постился сорок дней и сорок ночей ( Мф.4:2 ; Лк.4:2 ) ради нашего спасения? Сектант : Это ересь запрещать определенного рода пищу, хотя вся она хороша и чиста, как благословенная Богом к употреблению. Апостол Павел обличает лжеучителей, которые запрещали вступать в брак и употреблять в пищу, то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. И поясняет далее, что всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:3–5, 8 ). Священник : Вот и здесь вы подгребаете жар к своей лепешке, чтобы поглощать все без разбора, расширяя путь чрева своего. Но Господь и Спаситель научает нас, что бесы не выходят из человека иначе, как молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Учат этому и святые апостолы, сами много постившиеся и предварявшие сугубым воздержанием наиболее важные решения и дела свои (см.: Деян.13:2–3 ). Напомню тебе о великом апостоле Павле, который, по его словам, постоянно пребывал в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:5 ). Итак, кого же должны слушать христиане? Господа нашего Иисуса Христа и святых Его апостолов или вас, извращающих смысл Писания на свою погибель? Но вы, как сычи и совы, видите лишь в потемках, а при свете оказываетесь незрячими. Горе вам и слушающим вас, ибо они вместе с вами упадут в яму ( Мф.15:14 ; Лк.6:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Объяснения православного: 10) Из этих мест Писания совсем не видно, чтобы ап. Павел чтил субботу, а видно только, что он по субботам проповедовал, как и Христос, а почему именно по субботам проповедовал, объяснено выше: потому, – что тогда евреи были в сборе, были готовые слушатели, (см. п. 5-й). Сектант: 11) Ап. Павел в воскресный день работал, а в субботу праздновал: ходил в синагогу молиться и проповедовать. Поселившись в доме Акилы и Прискиллы, он, «по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» ( Деян. 18:1–4 ). Объяснения православного: 11) Прежде всего нужно заметить, что из этого места Писания вовсе не видно, чтобы ап. Павел работал в воскресные дни; это выдумка сектантов. Сказано только: «работал», а сколько дней в неделе работал и в какие дни, – не указано. Затем нужно помнить, что он проповедовал не только в субботу и в синагогах, но и «ежедневно», «на площади» ( Деян. 17:17–20 ), «всенародно и по домам», а Ефессян «учил три года день и ночь непрестанно». ( Деян. 20:20, 31 ). Если сектанты чтут субботу потому, что ап. Павел по субботам проповедовал, то пусть чтут каждый день, пусть чтут языческий ареопаг, еврейские синагоги и проч. Молиться же в коринфской синагоге с евреями апостол не мог ( 2Кор. 6:15 ), ибо тамошние евреи не только не верили, «что Иисус есть Христос», но «противились» проповеди апостола и «злословили» его, так что он, «отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» ( Деян. 18:5–7 ). Сектант: 12) Суббота должна оставаться и для христиан: «для народа Божия остается еще субботство» ( Евр. 4:9 ). Объяснения православного: 12) «Народ Божий» это – евреи, а «субботство» это – получаемое чрез веру во Христа царство небесное. В этой главе послания к Евреям говорится о трех «покоях»: первый покой это – покой Божий, о котором сказано: «и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (ст. 4); второй покой это – обещанная евреям «земля обетованная», куда за ропот в пустыне и непокорность не все они вошли (ст. 5–6), почему Давид предсказывает евреям о третьем покое: «ныне, когда услышите глас Его (то есть Христа), не ожесточите сердец ваших. Ибо если бы Иисус (Навин) доставил им (евреям в земле обетованной) покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему, говорит апостол, для народа Божия (то есть для евреев) еще остается субботство» (ст. 9), остается чрез веру в пришедшего Мессию-Христа войти в вечный покой, или в Царство небесное. «Ибо кто вошел в покой Его (то есть в царство небесное), тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, учит евреев св. Апостол, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру (как евреи в пустыне) не впал в непокорность» (ст. 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Преподобный Иоанн Лествичник Ненависть. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( Ин.2:11 ). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающий ( 1Ин.3:15 ). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин.4:20 ). Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене» ( см. «Православный катихизис»). В широком смысле слово лихоимство означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении слово употребляется в Новом Завете ( Рим.1:29 ; 2Кор.9:5 ; Еф.4:19, 5:3 ; Кол.3:5 ). Тяжкие согрешения, соделанные в течение жизни, из числа таких, которые прямо не названы в этой молитве, следует включить в нее, а не «подводить» под один из пунктов (например, богохульство, ропот на Бога, или попытка самоубийства, или убийство нерожденных детей – аборт, и т. д.). В частности, в этом перечне нет грехов, относящихся к страсти блуда (а среди них такие, как прелюбодейство и всякое внебрачное сожительство, и все нарушения чистоты и целомудрия), и к страсти гордости, которая по праву считается ужаснейшей из страстей. Когда отходишь ко сну, произноси: В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой; Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь. + В руце Твои, Господи… предаю дух мой. Это предсмертные слова на кресте Господа Нашего Иисуса Христа: Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух ( Лк.23:46 ). Молитвы в продолжение дня Перед началом всякого дела

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

То, что речь идет именно об очах, указывает на всевидящее око Христа, зрящее все тайны мироздания и души человеческой. Купающиеся в молоке . Во всякой жидкости отражается образ смотрящего в нее, только молоко не дает никакого отражения. Отражение (по св. Григорию Нисскому ) означает кумиротворчество, самопоклонение, поклонение мнимостям, пустую мечтательность представлений. В Духе же Святом, Которого подает Господь, ничего подобного нет. Никаких мнимых изображений, собственных фантазий и мнимых богов. Как у молока видна только его реальная собственная белизна, так истинна чистота и белые одежды купающихся в молоке (измовениих во млеце) Духа Святого. Кроме того, измовени в млеце – это и немощные в вере, питаемые молоком Слова в немудрости и простоте. Сидящии в наполнениих (вод) – это осквернившиеся грехами и ныне омывающиеся в «водах» Духа. Тому и другому источник – всемилостивые очи Спаса. Бл. Феодорит приводит здесь мысль, подобную приводимой св. Кириллом Иерусалимским в «Огласительных беседах», о том, что недостойно приемлющий таинство крещения не приемлет благодати Божией. «И не без причины говорит, в наполнениих (вод): ибо тех, кои не имеют истинной и совершенной веры, и тако приступают, не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда исполнен не был, не недостаточен, то есть совершенства веры не имел». 5:13 Ланиты его аки фиалы аромат, прозябающы благовоние. 5:13 Щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений. Ланиты девицы, подобные половинкам гранатового яблока, означают стыдливость и целомудрие невесты (см. 4:3). Щеки мужчины, покрытые бородою, как цветником ароматным , как грядами благовонных растений , указывают на мужскую честь и достоинство. Снятие бороды означает лишение мужской чести и его позор ( 2Цар. 9:4–5 – слуги Давидовы были очень обесчещены аммонитским царем через обритие половины бороды). Во Христе божественная честь Мужа совершенна. О Нем говорил Иоанн Креститель: «Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» ( Ин. 1:30 ). Христос есть Муж, засвидетельствованный от Бога силами и чудесами и знамениями (которые источались, как гряды благовонных растений ), которые Бог сотворил через Него ( Деян. 2:22 ). Апостол Павел пишет к коринфянам: «Я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (Кор. 2Кор. 11:2 ). И Небесный Иерусалим – «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр. 21:2 ). Господь Иисус – Глава и муж Церкви. Он же будет и судить вселенную, ибо Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян. 17:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1409 Феофан Затворник на 1Кор.5:10. 1410 Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин.9:5). 1411 Феофан Затворник на 2Кор.5(вкл. цитату из Златоуста). 1412 Апок.21:5 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1413 Апостол Павел пишет в Колоссы о Христе, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит»: 1414 В Молитвах о оглашенных. 1415 В последовании среды первыя седмицы этот и следующий тропари меняются местами. 1416 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 13, 1. Т. 1. С. 443. 1417 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 1. Т. 1. С. 463—464. 1418 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 1. Т. 1. С. 464. 1419 Феофилакт Болгарский на Лк.12:4—7. 1420 Сараффия (церк.-слав. Сарафϑия) — Сарептская вдовица, жительница Сарепты Сидонской, города, который по-еврейски назывался Царфата, в переводе семидесяти толковников — Σαρεπτα, в Вульгате — Sarephta, у Иосифа Флавия — Σαρεφϑα (по современным правилам транслитерации греческая буква φ [фи] передается в латинице как ph , в кириллице как п ; буква ϑ [фита] — соответственно, как th и ф ; в славянской транслитерации греческого текста для φ употреблялся ф [ферт], а ϑ оставалась фитой — ϑ , которая в произношении давала звук [ ф ]; новейшие издания церковнославянского текста следуют за переводом LXX и используют транслитерацию «Сарепта»; преподобный же Андрей, а за ним — и славянский переводчик Великого канона идут вослед Флавия, как и древнейшие отечественные печатные издания: в Острожской Библии Ивана Федорова, отпечатанной в 1581 г. на основе рукописи Геннадиевной Библии, а также в Библии издания Московского печатного двора 1663 г. написано «Сареϑта»), Как сообщают комментаторы «Новой толковой Библии» (на 3Цар.17:8—9), этот старый финикийский город находился между Тиром и Сидоном, примерно в 15 километрах от последнего; «теперь — деревня Сарафанд» (из этого топонима, кстати, становится понятным появление второй буквы «а» в слове «Сар a фϑия»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

В этом состоит правда, которая учит всем воздавать должное. Не хотим себе зла – и ближнему нашему, то есть любому человеку, не должны желать и делать зла. Хотим себе добра – и ближнему его должны желать и делать. Не хотим, чтобы кто у нас похитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал – и сами от того должны уклоняться. Хотим, чтобы ближний нас в нужде не оставил, и сами то же ближнему нашему делать должны. Того и Христос от нас требует: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). В том чистейшем зеркале видим и удивляемся благости Божией, которая «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Отсюда учатся христиане не только друзей, но и врагов своих любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих их ( Мф.5:44 ), не воздавать «злом за зло или ругательством за ругательство» ( 1Пет.3:9 ), но «если враг голоден, накормить его; если жаждет, напоить его. Не быть побежденным злом, но побеждать зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Ибо «если любите любящих вас, – говорит Христос христианам, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» ( Лк.6:32 ). Нисколько не выше язычников поступают христиане, которые должны, как свет от тьмы, отличаться от них благочестивой жизнью (см. Флп.2:15 ), когда только любящих любят и только благотворящим благотворят. Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, никакой тьмы не причастный: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ). Так подобает и христианам, как чадам света поступать ( Еф.5:8 ), как чадам Божиим, о святом житии заботиться, очищать «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), «по примеру призвавшего Святаго, и самим быть святыми во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят» ( 1Пет.1:15–16 ). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Испов., II., отв. на вопр. 14,15. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. 4-е прош. молитвы Господней. Поскольку человек состоит из телесного и духовного существа и существо души гораздо важнее тела, то можно и должно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает с голоду. См. Кир. Иерус. Поуч. Тайноводств. Какой может быть насущный хлеб для души? Слово Божие и Тело и Кровь Христовы. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф.4:4 ). Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие ( Ин.6:55 ). Катих. 79 стр. Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. 5-е прошение молитвы Господней. (Под именем долгов наших должно понимать в молитве Господней) грехи наши. Потому что мы, как все получили от Бога, так и должны все отдать Богу, т.е., все покорить Его воле и закону; если же не исполняем сего, то и остаемся должниками пред Его правосудием. Катих. 80 стр. б) Вечное блаженство. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Чл. 11 и 12 Символа веры . (Жизнь будущего века) – жизнь, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова. (Сия жизнь будет) для верующих и любящих Бога и делающих добро столь блаженное, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем. Еще не открылось что будет ( 1Ин.3:2 ). Знаю человека во Христе, который восхищен был в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:2, 4 ). Блаженные нищие духом; ибо их есть царство небесное. 1-е блаженство. Каким образом принадлежит им (нищим духом) царство небесное? В настоящей жизни внутренно и начинательно, посредством веры и надежды; а в будущей совершительно, посредством участия в блаженстве вечном. Катих. 84. в) Временные, земные блага. Надежда есть истинное дерзновение к Богу, дарованное сердцу человека чрез вдохновение и просвещение от Бога, дабы он никогда не отчаявался в содействии благодати Божией как по отношению к прощению грехов, так и исполнению каждого прошения, когда просит какого-либо блага или временного или вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010