1:1—11 Как противостоять испытаниям    В этом вступительном разделе Иаков перечисляет главные темы своего послания; он обращается к волнующей его проблеме бедности и притеснений, с которыми столкнулись иудейские крестьяне в Палестине в его время.     1:1. Можно выделить три обычные составные элемента послания: 1) имя автора; 2) обозначениеимя получателя (получателей); 3) приветствия (чаще всего аналогичные данным). Поскольку это послание " общего типа» (см. коммент. к «письмам-эссе» во введении под рубрикой «жанр»), то автор приступает непосредственно к теме, опуская обычные эпистолярные моменты.    Поскольку имя автора послания вызывает непосредственные ассоциации с ветхозаветным патриархом Иаковом, некоторые комментаторы увидели здесь символическое обращение к двенадцати коленам Израиля (похоже на то, как в свое время Иаков обратился к своим потомкам, Быт. 49). Такое предположение лучше подходит к псевдонимическому произведению, но не исключено, что Иаков мог и обыграть свое имя. Обыгрывание имен было довольно обычным приемом (напр.: Мф. 16:18). Об авторе и его аудитории см. во введении.    Большинство иудеев верили, что десять из двенадцати израильских племен затерялись на столетия и что они будут восстановлены только в конце времен. Но они, однако, должны были где-то существовать, поэтому вступительные слова Иакова могут звучать так: «Всем моим братьям и сестрам, рассеянным по всему миру». Евреи «диаспоры», или «рассеяния», проживали не только в Римской империи, но и в Парфии, и Иаков, возможно, познакомился с иудеями из многих мест, которые могли в качестве паломников посещать Иерусалим по праздникам. Некоторые комментаторы считают, что он имеет в виду символическое обозначение всех христиан как духовных израильтян — по аналогии с 1 Пет. 1:1, но, учитывая контекст послания, Иаков, вероятно, все же обращается конкретно к христианам из иудеев.     1:2. В данном послании рассматривается вопрос, который особо его волнует: бедность и притеснения бедных богатыми (1:9—11; 5:1—6; ср.: 2:5,6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

до митр. Макария, которые вовсе не издали никаких церковных постановлений. Оттого сочинение и вышло слишком обширным. Но самые памятники церковного законодательства, какие следовало обозревать, г. Краснин обозрел весьма тщательно и заслуживает степени магистра». 859 Как отношение Духовно-учебного Управления, так и самые отзывы преосв. Макария мы имели в подлинниках, сохранившихся в домашнем архиве преосв. Макария, каковой архив передан нам С. А. Булгаковым. 860 Как указ Св. Синода от 31 декабря 1958 года за 13.122, так и отзыв преосв. Макария сохранились в том же самом архиве последнего. 879 Из неизданного письма; ответное письмо преосв. Илиодора от 22 июля 1857 г. на ходатайство преосв. Макария см. в Прав. Обозр. 1889 г., m.I стр. 167–168. 891 На основании писем преосв. Макария к своему брату от 30 июня и 14 декабря 1857г , 30 марта, 9 июня, 22 июня, 17 и 31 августа и 8 сентября 1858 г. 895 На основании неизданных писем преосв. Макария к брату от 7 декабря 1858 г. и 11 и 18 января 1659 г. 898 На основании неизданных писем преосв. Макария к брату от 10 ноября и 8 декабря 1857 г. и 5 января и 16 февраля 1858 г. 900 П.М. Вирославский, магистр XXII курса С.-Пет. дух, Акад., ныне протоиерей Владимирской церкви в С.-Петербурге. 905 См. Слова в Речи м. Макария СПБ. 1891г. Стр. 425–428 ср. Христ. Чт. 1859 г. т. II стр. 32–35. 908 Настоящий очерк составлен на основании: 1) писем преосв. Макария к А.П. Булгакову и А.И. Солнцеву, о которых упомянуто в прежнем очерке и которые все не изданы; 2) сведений, заимствованных из архивов: а) Харьковской духовной Консистории и б) Харьковского Семинарского Правления и сочинений преосв. Макария, – в) из собственноручных воспоминаний прот. И.Л. Чижевского и г) из таких же воспоминаний архим. Алипия. 938 У нас была подлинные – отношение кн. Урусова к преосв. Макарию от 27 октября 1864 года за 6643 и ответ преосв. Макария от 13 ноября 1864 года за 98, сохранившиеся в домашнем архиве этого последнего. 947 См. Хар. Еп. Вед. за 1867 г. 22 стр. 443 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Справедливость Бога не может быть оценена, поскольку никто не владеет достаточной информацией о том, что Он принимает во внимание. Но люди могут верить, что Он справедлив, потому что убеждены в Его мудрости. 4:12–5:27 Первая речь Елифаза 4:9. От дуновения Божия погибают. Здесь под «дуновением Божьим» подразумевается ветер пустыни, который иссушает растительность (Ос. 13и Ис. 40:7 ). Обычно это выражение используется при описании животворной деятельности Бога (см.: Быт. 2:7 ). 4:13–15. Дух прошел надо мною. Тема наведения на человека глубокого сна с последующими видениями часто повторяется в Писании. Например, Бог навеял сон на Авраама во время заключения завета ( Быт. 15:12–21 ). Этот мотив встречается и в мифологии Месопотамии. Финикийский бог Дагон часто обращался к своим почитателям в храме через сны. Люди, желавшие получить видение, оставались в храме на ночь. В эпосе о Гильгамеше легкий ветер, зефир, навевает сон и дает видения. В Месопотамии богом сна считался Закику, и его имя происходит от слова, которое обозначает дух. Этот дух, или легкое дуновение, проходит через дверные щели по ночам. Подобные представления отражены также в «Илиаде» и «Одиссее». 4:18. В ангелах усматривает недостатки. Во 2 Пет. также упоминается наказание согрешивших ангелов, однако в Ветхом Завете этот эпизод не получил подробного освещения. В угаритских мифах говорится о непослушных богам слугах (особенно о служанках, прислуживающих богам). Трудность состоит в том, что слово, переведенное здесь как «недостатки», больше нигде в Ветхом Завете не встречается и значение его не совсем понятно. 4:19. Храмины из брения. Слово «храмина» используется как иносказание для обозначения тела в апокрифической книге Прем. 9:15 , во 2Кор.5иво 2Пет. 1:14 , но мысль о духе, обитающем в теле, встречается в Ветхом Завете только здесь. Глина (брение) и прах символизируют слабость человеческого тела и его преходящую, смертную природу. 5:1. Святые. Понятие, обозначающее Божьих слуг, или ангелов, неоднократно встречается в Писании ( Ос. 11:12 ; Зах. 14:5 ; Дан. 4:10,14,20 ; 7и Пс. 88:8 ). Они святы, потому что близки к Богу, а не по природе. 6:1–7:21 Первая речь Иова 6:2. На весах мучения и нищета. Весы использовались торговцами для взвешивания товаров. Иов желает, чтобы его страдания были взвешены, но даже морской песок, который символизирует неисчислимое множество, представляется ему слишком легким противовесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Так трудна дорога к истине в современной России! Так истощает борьба с клеветниками! В конце концом начинаешь уповать лишь на Бога, когда твой ресурс окончательно исчерпан. Все сказано, прописано и почти все озвучено. Если снова и суд апелляционной инстанции все мои доводы и доводы двух защитников-адвокатов проигнорирует без оправдательного приговора – это признак полного краха российской региональной судебной системы. Подтверждение обвинительного приговора, вынесенного судом первой инстанции – обвинительный приговор ей. О том, какой экспертно-аналитической работой я занимался с 2006 года, и с кем, рассказал на судебном заседании 10.10.2019 г., см. часть 4 в публикации (ссылка на Приложение), в материалах судебного дела это листы 178-186 тома 5, протокол заседания от 10.10.2019 г. Это так же и характеризующий материал, не учтенный судьей Поповым вообще. См. текст той части выступления по ссылке: . Чуть позже затрону важные для рассмотрения данного дела неустранимые противоречия в показаниях, собранных стоящим на стороне лжи следователем СО по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону СУ СК России по Ростовской области А.А. Гранкиным, которые стали для него формальным поводом к явно согласованному с А.Г. Хуаде решению через 12 месяцев и 9 суток имитации расследования отказать в возбуждении уголовных дел, в отношении не раз указанных выше должностных лиц из «правоохранительных структур» Ростовской области, но остановлюсь лишь на одном из пунктов данного постановления: «Отказать в возбуждении уголовного дела в совершении преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ в отношении Разумной Н.Н., Каклюгина Н.В. и Каклюгина В.Б.по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ – за отсутствием в деянии состава преступления». См. Приложение[ссылка на Приложение] . Вот он – хищный оскал Зверя! То есть мы с отцом в этом деле могли еще и стать обвиняемыми. Во истину всем нам никогда не стоит забывать апостольское наставление Нового Завета: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»(1 Пет. 5:8).

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/10/...

   Отец Варвары на долгое время отлучился из дома и дал приказание, чтобы в его отсутствие не стесняли свободы дочери, а ей позволил выходить куда пожелает и делать что захочет. Воспользовавшись данной отцом свободой, Варвара познакомилась с христианскими девицами. Услышав от них об имени Господа Иисуса Христа, она возрадовалась духом, узнав в Нем Того, Кого давно жаждала знать душа ее. В это время, по особому промышлению Божиему, прибыл сюда христианский священник. Варвара тотчас позвала его к себе и, научившись от него всем необходимым для спасения истинам веры, приняла крещение.    Так святая Варвара познала Единого Бога — в трех Лицах покланяемого и славимого Отца и Сына и Святаго Духа, и веру свою запечатлела венцом мученичества. Она не устрашилась мучений, а, в уповании на помощь Божию, среди самых тяжких страданий велегласно взывала: «Троицу чту — Едино Божество».    Для каждого из нас открыт прекрасный мир Божий: познавай же, христианин, Творца и паче всего старайся благоугождать Господу. С малых лет учись богопознанию и не ослабевай до старости преуспевать в нем. Совершенствуемся ли мы в познании Святой веры?    Каждый христианин должен возрастать в познании веры. Святой апостол Павел, научив уверовавших во Христа существеннейшим и необходимейшим истинам веры (см.: 1 Кор. 2:2), не переставал заботиться о том, чтобы христиане совершенствовались в познании преподанного им учения. В заботах о сем он не перестает молить Бога о новообращенных им христианах, чтобы они возрастали в познании Бога (см.: Кол. 1:10), дабы Он исполнил их познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном (Кол. I:9), дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал вам Духа премудрости и откровения в познание Его (ср.: Еф. 1:17). Молясь ко Господу, апостол Павел не перестает убеждать верующих: возрастайте в познании Бога и Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (Кол. 1:10; ср.: 2 Пет. 3:18).    Но неужели, спросит кто, и к христианам может относиться это наставление? Неужели они нуждаются в напоминаниях и наставлениях относительно совершенствования в познании Бога и Христа Спасителя, что естественно нужно было для христиан первого века?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, а темные, полные мрака» (Феофилакт). Гонимые: слово употребляется в отношении к кораблям, которые гонит сильный ветер (Иак. 3:4); в Евангелии от Луки — в отношении к бесноватым, которых гонит демон в пустыню (Лк. 8:29). — Мрак тьмы: усиленное выражение; не только — тьма, или мрак, но мрак темный, или тьма мрачная, то есть самая сильная, или густая, тьма и мрак. Тьма и мрак разумеются и внутренние, и внешние (ср. прим. к ст. 4; Мф. 8:12; 22, 13; 25, 30). — Приготовлен, или соблюден, — как и падшим ангелам (ст. 4), — то же слово и выражение. — Вечной: в смысле нескончаемой, во все веки продолжаться имеющей (Мф. 25:41 и парал.). — Надутое пустословие: характерное выражение гордой пустоты речи. Так характеризуется речь глупая, лживая, обманная, но гордая и заносчивая; она легкая и пустая, как безводное облако ветреное и мгла, надутая, как пузырь, но гордая; в ней нет ни духа, ни силы. — Уловляют в похоти и разврат: см. прим. к ст. 2, 10, 14. — Едва отстали от находящихся в заблуждении: разумеются только что обратившиеся в христианство из язычества; и такие-то, еще не утвержденные в вере и добродетельной жизни души (ст. 14) лжеучители уловляют и развращают.     19Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. 19. Обещают им свободу и проч.: содержанием их надутого пустословия и льстивых речей служило лжеучение о христианской свободе, которое они ложно толковали и перетолковывали. По-видимому, эти лжеучители, как и все лжеучители апостольского времени, учением о свободе прикрывали плотскую разнузданность, как будто бы все было позволено ради свободы (ср. 1 Пет. 2:16; Гал. 5:13 и мн. др.). — Будучи рабы тления (ср. 1, 4; 2, 12): тех грехов и пороков, которые ведут за собою тление и погибель. — Ибо кто и проч. (ср. 1 Цар. 17:9). «Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они иным обещают свободу, будучи сами рабами греха, приводит на это прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее» (Феофилакт).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   «Не сварливу», т. е. пастырю не должно любить споры, ссоры, раздоры, особенно же суды. Все это, несвойственное христианину вообще, обязанному быть «скорым услышати и косным глаголати, косным во гнев» (Иак. 1:19); особенно несвойственно священнику, как служителю любви и мира, который по своему сану должен быть выше мелочных вспышек раздраженного самолюбия и всячески должен стараться, чтобы его язык, благословляющий Бога и Отца, не клял человеки, бывшие по подобию Божию (Иак. 3:9-10). «Книга о должностях пресвитеров приходских» разумеет здесь «ссору не только домовую и о вещах партикулярных (частных), но и словопрения и стязания пустословная о вере, для показания себя, а не истины, для славы своей, а не Божией» (Ср. 1 Тим. 6:4-5; 2 Тим. 2:14, 23-24).    «Не мшелоимцу» — греческое слово то же, которое употреблено и в послании к Титу (Тит. 1:7), где оно переведено по-славянски: не скверностяжательну. По смыслу греческого и славянского слова здесь запрещается священнику не одно корыстолюбие, как излишнее стремление к приобретению земных благ (см. русский перевод), но, главным образом, скверностяжательство, т. е. употребление неправильных, незаконных, скверных способов к стяжанию (Ср. 1 Пет. 5:2). Если «в епископе всякая стяжательность, даже и праведная, срамна», как свидетельствующая о привязанности к земному такого лица, которое должно других приводить в небо, то тем более таковая». Так, неприличны пастырю:    а) лихоимство, ростовщичество, т. е., отдача денег в рост с требованием незаконных процентов (что и выражает собственно понятие мшелоимства);    б) истязание мзды за тайнодействия или вымогательство платы за их совершение, постыдный торг с прихожанами. Правда, священник имеет право, сея своим пасомым духовная, пожинать их телесная (1 Кор. 9:7; 11, 12), но этим правом он должен пользоваться так, чтобы не быть в тягость тем, для которых он отец (1 Сол. 2:7) и довольствоваться доброхотным деянием;    в) продажа правды, когда пастырь ради прибытка делает что-либо беззаконное, например, венчает незаконные браки;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи. В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона. III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии. Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше). Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 16 , и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вы должным быть радостным христианином! Если даже у нас есть всего лишь надежда на Царствие Божие, нам уже следует прыгать от радости! «Откройте Новый Завет. Начиная с первой страницы и до конца – везде вы увидите заповеди Божии . Когда апостол Павел говорит: “Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь” (Фил. 4: 4), думаете ли вы, что вам предоставляется право выбора? Думаете ли вы: я могу радоваться, если захочу, а если не чувствую радости – буду несчастным? Нет, радоваться – это заповедь! Вы должным быть радостным христианином! Если вы не радуетесь – вы всё еще не знаете, что значит быть христианином. Вы не понимаете, что значит быть искупленным человеком! Вы не понимаете, что Господь даровал вам и мне привилегию. Мы Его дети по благодати, и Он даровал нам блаженство. И если я имею всё вышеперечисленное, а также надежду на Царствие Божие, как я могу быть мрачным или печальным?! Что говорит апостол Павел? Разве не говорит он: “Радуйтесь в надежде” (Рим. 12: 12)? Если даже у нас есть всего лишь надежда на Царствие Божие, нам уже следует прыгать от радости!» Быть христианином – значит наследовать Царствие Божие Старец Афанасий (Митилинеос) «Как только мы осознаем, что быть христианином – значит наследовать Царствие, значит, что я царь и священник (см.: 1 Пет. 2: 9), как мы можем говорить, что христианство – лишь одна из мировых религий?! Как мы можем сравнивать христианство с какой-то другой религией, изобретенной людьми? Христианство не придумано людьми. Это Откровение Божие и Царствие Божие». Христианство и «добропорядочная жизнь» «Я исповедую христианство не для того, чтобы сделать свою земную жизнь более легкой или более приятной. Христианин – это не тот человек, кто просто ведет добропорядочную жизнь, своевременно платит налоги, подчиняется законам и является хорошим семьянином. Именно так нас сегодня учат определять христианина: “добропорядочный член общества”. Да, нет сомнений, что добропорядочность и честность являются плодами христианской жизни. Совершенно ясно, что настоящий христианин будет достойным членом общества.

http://pravoslavie.ru/93718.html

Здесь это чувство означает понимание и принятие страданий до тех пор, пока Господь не избавит от них (ср.: Иер. 27:11). О смирении и грядущем прославлении см. в коммент. к Лк. 1:52,53 и 14:11; стенания народа Божьего во время незаслуженных страданий всегда побуждали Бога действовать во благо им (Исх. 2:23— 25; 3:7—9; Суд. 2:18; 10:16).     5:7. Хотя обетование о полном освобожде нии от преследований относится к будущему (5:6), Петр ободряет верующих, призывая их молиться и положиться на любовь Божью к ним в настоящее время. Иудаизм учил видеть любовь Божью в страданиях Израиля (как наказание во имя любви), но большинство язычников, которые приноси ли жертвы и давали обеты, чтобы получить благодеяние от богов, с трудом воспринимали эту мысль.     5:8—11. В Ветхом Завете сатана (см. у Иова) был обвинителем, который выступал с обвинениями в суде перед Богом, — как «противник» (5:8). Согласно иудейским преда ниям, сатана обвиняет народ Божий передпрестолом Бога день и ночь (за исключением Дня «искупления — как об этом говорится в более поздних источниках). «Диавол» буквально означает «клеветник», что согласуется с понятием «обвинителя». Иудейские учителя признавали, что, как в Книге Иова (где сатана «ходил по земле и обошел ее» — Иов. 2:2), сатана стремится в нынешнем веке отвратить людей от истины, хотя его власть ограничена, поскольку он в итоге должен дать отчет перед Богом. В Свитках Мертвого моря нынешний злой век назван веком «господства сатаны».    Львы считались самыми свирепыми и сильными зверями, и в Пс. 21(в возможном источнике этого образа) лев символизирует собой врагов народа Божьего. Во время правления Нерона христиан в буквальном смысле бросали на растерзание львам. Маленькие изолированные христианские общины чутко ощущали, что их духовные братья — начиная с «церквей, известных Петру в Риме, — подвергались тем же испытаниям (1 Пет. 5:9) до конца времен (ст. 10).     5:12—14 Заключение     5:12. Силуан (полное римское имя, его уменьшительное форма — Сила), по-видимому, был секретарем, или писцом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010