Важно, чтобы современный пастырь научился адекватно реагировать на те вызовы, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной практике. Сегодня каждый служитель алтаря Господня призван убедительно свидетельствовать перед людьми о непреходящих духовно-нравственных ценностях Православия, неустанно возвещать правду Божию, давать глубокие ответы на непростые вопросы, которые ставит нынешнее общество перед Церковью. По слову апостола Павла, проповедник должен научиться говорить на языке тех, к кому он обращается (см. 1 Кор. 9:19-23). Зачастую именно от нашего слова в значительной степени зависит то, какой выбор сделают окружающие: будут ли они со Христом или отвернутся от Него. Вместе с тем надлежит помнить и о том, что успех этой спасительной миссии зависит не только от наших слов и знаний. В первую очередь он зависит от наших дел, от нашего образа жизни. Лишь в том случае, когда слово неразрывно связано с делом, оно имеет власть, силу и успех. Таковой духовной властью и благодатной силой в избытке обладал преподобный Сергий, потому и слово его, укорененное в святоотеческой традиции, было «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). Таким же должно стать и наше пастырское слово, обращенное к современникам, — слово с благодатью, приправленное солью (см. Кол. 4:6). В этот знаменательный для Академии день хотел бы еще раз поздравить всех начальствующих, учащих и учащихся Московских духовных школ с престольным праздником и пожелать щедрой помощи Божией в дальнейших трудах. Молитвенным предстательством преподобного Сергия, игумена Радонежского, державный Покров Царицы Небесной да пребывает со всеми вами. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/patriarx-kiril-sovreme...

Это свидетельствует о том, что данное тебе от Бога время доныне ты тратил не напрасно, приобретая в духовных школах знания о вере и используя их как основу деятельной жизни по евангельским заповедям. И сейчас, в епископском сане, не переставай расширять и углублять свои богословские познания, усваивай опыт своих старших собратьев-архипастырей, мудрость апостольского предания, живущего и действующего в Церкви Христовой. Это поможет тебе как в деле личного духовного совершенствования, так и в архиерейских трудах. Не полагайся самонадеянно на свои мудрость и знания, не считай свои ограниченные человеческие способности достаточными для высокого и ответственного архипастырского служения. Как только архиерей начинает возлагать все упование на самого себя, на свой разум, на свои силы, на свой опыт — там и наступает самое опасное. Ибо «как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она воспламенялась» , — говорит святитель Иоанн Златоуст. Памятуй о том, что «от беспечности и лености этот дар благодати угасает, а от внимания и усердия воспламеняется» (Беседа 1-я на 2-е послание к Тимофею). Возгревай сей Божественный дар, полученный тобой сегодня, с благоговением совершая соборные богослужения. Ибо по слову апостола «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4, 1-2). Помни о том, что только при частом предстоянии в храме Господу, совершаемом с горячей любовью и прилежной молитвой, ты сможешь достойно выполнять и остальные свои архипастырские обязанности, ибо именно у престола Божия будешь обретать мудрость; именно там тебя будут посещать самые правильные мысли, в том числе и касающиеся твоего служения. Там ты будешь сознавать в полной мере ограниченность в своих возможностях и силу Божественной благодати, прикасающейся к твоему человеческому естеству. Епископ должен уметь «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7-9). Простые слова, сказанные от сердца, согретого живой верой и любовью к Богу, вызывают ответное доброе чувство у тех, кто их слушает, и действуют сильнее, чем речи, произнесенные по всем правилам ораторского искусства. Смысл церковной проповеди заключается в ее убедительности. А убедительность в Церкви — это не только сила логики и сила мышления. Это не только способность ссылаться на высокие авторитеты. Убедительность в Церкви — это в первую очередь искренность проповедника, способность его жизнь свою разделить с теми, для кого и ради которых он возвышает свой голос. С помощью увещаний и убеждений добивайся того, чтобы тебя слушали добровольно и с благодарностью. Всемерно старайся избегать конфликтов и распрей, дабы быть в мире со всеми (см. Рим. 12, 18).

http://patriarchia.ru/db/text/1559527.ht...

16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. 17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. 18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. 19 Ты скажешь мне: «»за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»» 20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «»зачем ты меня так сделал?»» 21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? (Римлянам, гл. 9). И за 2000 лет христианства на тему свободной воли или порабощенной воли было очень много споров (Августин – Пелагий, Лютер – Эразм Роттердамский и т.д.), причем обычно ни одна из сторон не могла убедить другую, и обе ссылались на Писание! Мой краткий вывод: в общем, есть и то, и другое. Спасение человека совершается Богом и зависит от Бога, но сам человек непременно призван его возжелать, и оно не совершится без участия человека. Кроме того, элементы свободы и элементы судьбы, то есть предопределенности, сосуществуют в жизни каждого человека. Но отсюда следует то, что кому дано больше в плане веры, с тех больше и спросится, а кому не дано было, с тех и спрашивать нечего (см. Лук. 12, 47-48). Бог есть любовь, а любовь Божия «не мыслит зла» (1 Кор. 13, 5) или «не ведет счет злу», по другому варианту перевода. Слово же «возненавидел» в случае с Исавом, когда ап. Павел цитирует пророка Малахию, – это отражение особенности семитских языков, где «ненавидеть» просто значит «любить меньше». С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pochemu-v...

Что же тогда означает в свете этих грозных слов удивительная притча о блудном сыне, который, получив наследство от отца, пошел на страну далече и там расточил с блудницами все, что ему досталось? И почему же отец не прогнал его, когда он, уже умирая от голода, решил вернуться в дом отчий? Ведь это так естественно, так по-человечески понятно: предал отца, предал семью, предал родных и близких, забрал деньги, ушел, расточил все в блуде так, может быть, надо сурово наказать или вообще изгнать такого человека из общения? А отец принимает блудного сына, облачает его в лучшие одежды и на палец его возлагает перстень, и разбитые в кровь босые ноги омываются водой и облачаются в обувь, и закалывается телец упитанный, чтобы радость о возвращении блудного сына разделили другие... Совершенно очевидно, что отец, принявший блудного сына, это Сам Бог. Сегодня в роде нашем «прелюбодейном и грешном» грех блуда распространен настолько, что поражает почти каждого человека, и у многих может возникнуть отчаяние, ведь «блудники… Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Но сегодняшняя притча помогает нам понять эти слова апостола Павла. Нет такого греха, кроме хулы на Духа Святаго, который бы Бог не простил (см. Мф. 12:31), если человек искренне в этом грехе раскаивается. А что значит раскаяние? Раскаяние означает осознание своей неправды, своего заблуждения. И если человек понимает, что совершает грех, что это действительно разрушает его душу, что это закрывает перед ним двери Царствия Небесного, если он приходит к Богу и, подобно блудному сыну, со слезами просит открыть для него двери родительского дома, тогда Господь прощает согрешившего. Но, к сожалению, абсолютное большинство людей сегодня всячески пытаются оправдать этот грех, представить его как и не грех вовсе, а как одну из моделей поведения современного человека; а обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот страшный миф и распространяет его, отравляя сознание, в первую очередь молодых людей. Мы знаем, что многие сегодня воздвигают хулу и на Церковь только потому, что она не перестает называть грех грехом, подвергаясь поношениям и в наше, казалось бы, свободное и благополучное время.

http://patriarchia.ru/db/text/1413228.ht...

Практика показывает, что если людям сказать, зажечь их, увлечь, объяснить идею христианского служения – они с радостью откликнутся, ибо у нашего народа есть генетически впитанная любовь к Богу, Церкви, храму. Им нужно только сказать и позвать за собой. Сказанное слово, подкрепляемое личным примером, родит и действие. Многим и многим мирянам еще предстоит проснуться от духовной спячки, полюбить Церковь, и понять, что она – их дом. Дом, в котором надо трудиться, служа Богу и людям каждый тем даром, какой получил . А от духовенства мы ждем благословения, поощрения, заинтересованности в нашей активности, без подозрений в «модернизме» и «обновленчестве». Никакой модернизм нам не грозит, если мы все будем делать вместе. Феномен Церкви апостол Павел выражал через образ тела, в котором все члены служат друг другу (см. Рим 12,5; 1 Кор 12,12-27). Церковь Христова есть единство любви, духовная семья, собранная не только для молитвы и вкушения небесной трапезы, но и для того, чтобы нам не быть одинокими в этом мире и идти к спасению вместе. Все христиане призваны к служению и братской взаимопомощи – прежде всего в границах церковной общины, а по возможности и за пределами ее. Бог дает нам сегодня все средства для осуществления этой задачи, и мы должны исполнить то, что Господь хочет от нас. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1053 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергий 18 июля 2017, 00:56 Думаю,священнослужители должны быть организаторами.Не сложно сказать после службы:у храма такие то нужды или просто:прочитайте объявление на входе.Помню шли в монастырь и один парень всю дорогу говорил поучения.Запомнил притчу.Мусульманин прочитал Евангелие и сказал:какая хорошая вера,стану я христианином.Приходит в храм,посмотрел на молящихся и говорит:вера то хорошая,но пойду ка я все же в мечеть...Порой видишь:подошёл человек к иконе,поцеловал и стоит,думает что делать,куда идти?А за ним очередь,желающих скорее приложиться к иконе до начала службы,а он и не замечает.В монастыре хорошо справляются семинаристы,направляя людей.С уборкой и пр.,разве не найдётся хоть 10% желающих?

http://pravoslavie.ru/105119.html

Боже Благий, любящий нас, будь благословен вовеки и будь вечно славим за все Твои благодеяния нам! А за великую любовь, которой Ты возлюбил нас, когда мы еще были Твоими врагами, когда были далеки от Тебя и чужды Твоим заповедям, будь тысячу раз благословен, ибо только Бог может любить так! Молим Тебя, Господи, помоги нам подражать Тебе во всем: в кротости, терпении, мудрости, милости, щедрости, прощении, воздержании, слове – во всем. Но ни в чем так не просим Тебя помочь нам подражать Тебе, как в любви. В любви, исполненной всех добродетелей, но твердой, непомрачаемой и не ослабевающей до конца, чтобы по ней узнали все, что мы Твои ученики. «Того, кого пошлю Я…» Христос посылает апостолов на проповедь «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13: 20). Тот, кого пошлет Христос, – о, каким же он должен быть и какой свет должен окружать его, ходит ли он, говорит ли, служит ли! Хождение его должно вызывать трепет, слово – сокрушать, дух – воспламенять, его молчание должно греметь зовом Божиим. Смирение его должно быть ощутимым, кротость – теплой, терпение – спокойным, а любовь – прочной. На всем житии и делании такого посланного Христом должен быть очевиден светлый знак небесный, горячая печать и сияющее доказательство «плодов Духа Святого» (Гал. 5: 22). Сурово относясь к своему телу и держа его в узде, он будет проповедовать другим с огромной пользой (см.: 1 Кор. 9: 27). Проводя жизнь в молитве, он будет помогать многим (см.: Иак. 5: 16). Проторивая правые пути, он многих направит ко Христу (см.: 1 Кор. 11: 1). Работая своими руками, даже ночью и днем, он будет стараться не отягощать никого, проповедуя Евангелие Божие (см.: 1 Фес. 2: 9). Перенося с терпением все страдания за Христа, он всегда будет достойным доверия и служения (см.: 1 Тим. 1: 12). Во всех отношениях будучи для верующих образцом добродетелей: в речи, поведении, любви, вере, чистоте, – он и себя спасет, и слушающих его (см.: 1 Тим. 4: 12–16).

http://pravoslavie.ru/70183.html

В греч. Септуагинте евр.  (  ) в большинстве случаев передается словом κκλησα. В классическом словоупотреблении κκλησα имеет значение собрания граждан, объединенных соответствующим социально-правовым положением и общей целью. Собрание это созывалось согласно закону. Т. е. «κκλησα заключает в себе два признака: упорядоченное единство и призвание (κλσις, κκαλεν)» ( Иларион (Троицкий), архим. 1912. С. 11). Кроме того, «в понятии κκλησα заключается сильный момент видимости» ( Болотов. Лекции. Т. 1. С. 13) (см. ст. Церковь). Тем не менее полных оснований для абсолютизации представления о ветхозаветной Церкви как о формально едином и имеющем четкие внешние границы обществе людей в библейском тексте нет. Приведенные характеристики в строгом смысле применимы только к подзаконному Израилю. Но при букв. использовании их по отношению к ветхозаветным праведникам, жившим вне Моисеева Закона (напр., Енох, Ной, Авраам, Лот, Мелхиседек, Иов), экклезиологический статус последних оказался бы под вопросом. Т. о., Церковь ВЗ и в этническом, и в хронологическом отношении намного шире Израиля, и ее границы следует связывать не с теми или иными формальными признаками, а в первую очередь с реальной принадлежностью истинному Богу. Исходя из засвидетельствованных в Свящ. Писании фактов, говорящих о степени принадлежности Богу и древнего Израиля как общины, и конкретных ветхозаветных праведников (Быт 4. 4, 26; 5. 24; 6. 8-9; 12. 8; 14. 18; 17. 1-2; Иов 1. 1, 8; Иона 3. 5; 4. 11), можно предпринимать попытки описания границ ветхозаветной Церкви. При этом следует признать, что исчерпывающий рациональный критерий в данном случае невозможен. В НЗ слово κκλησα встречается и в изначальном нерелиг. значении (Деян 19. 32, 39-41), и в ветхозаветном смысле «собрания израильтян» (Деян 7. 38). Однако в остальных случаях этот термин указывает на совершенно новую реальность, созидаемую воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом (Мф 16. 16-18). Причем κκλησα может означать Церковь и как конкретную общину (Мф 18. 17; Деян 15. 41; Рим 16. 16; 1 Кор 4. 17; 7. 17; 14. 33; Кол 4. 15), и как вселенское собрание верных (Мф 16. 18; Деян 20. 28; 1 Кор 12. 28; 15. 9), и как открывающееся в тварном мире Царство Божие (Еф 1. 22). Идея тождества при одновременном различии этих 3 составляющих новозаветной экклезиологии представляет сложную богословскую задачу, в т. ч. и при решении вопроса о Г. Ц.

http://pravenc.ru/text/166375.html

Несмотря на интриги кард. Фердинандо Медичи, недовольного как быстрой церковной карьерой своего кузена, так и его сближением с братом, Франческо I, вел. герцогом Тосканским (А. Медичи, по-видимому, принимал участие в заключении 2-го брака герцога с его давней любовницей Бьянкой Каппелло), папа Григорий XIII на консистории 12 дек. 1583 г. объявил о возведении А. Медичи в достоинство кардинала-пресвитера; 9 янв. 1584 г. он получил титульную рим. ц. Сан-Чириако-алле-Терме. Спустя несколько месяцев кард. А. Медичи был освобожден от должности посла в Риме, 12 мая 1584 г. приехал во Флоренцию и стал сам управлять архиеп-ством: в 1584-1585 гг. с пастырской визитацией объехал епархию (посетив ок. 60 монастырей, архиепископ особое внимание уделял соблюдению правил монашеской жизни в обителях); в 1589 г. собрал епархиальный синод, где одним из главных стал вопрос о моральном облике католических священнослужителей (решения, принятые синодом, по настоянию архиепископа были опубликованы); ввел во Флоренции контроль за деятельностью типографий, книжных лавок и б-к; производство книг и книготорговля должны были совершаться с учетом Индекса запрещенных книг ; поддерживал деятельность братств и религ. конгрегаций, занимавшихся уходом за больными в госпиталях, а также др. каритативных учреждений. Надгробие папы Римского Льва XI. 1634–1652 гг. Худож. А. Альгарди (базилика св. Петра в Риме) Надгробие папы Римского Льва XI. 1634–1652 гг. Худож. А. Альгарди (базилика св. Петра в Риме) А. Медичи участвовал в конклавах 1585 (избран папа Сикст V ), 1590 (15 сент. был избран папа Урбан VII , а после его скоропостижной кончины 5 дек.- папа Григорий XIV ), 1591 (избран папа Иннокентий IX ) и 1592 (избран папа Климент VIII ) гг.; на некоторых из этих конклавов кард. А. Медичи рассматривался как возможный кандидат на Папский престол. При папе Римском Клименте VIII (1592-1605) кардинал по-прежнему играл роль посредника в отношениях между Папским престолом и Флоренцией (в 1587 вел. герцогом Тосканским стал Фердинандо Медичи, который, вступив в 1589 в брак с Кристиной Лотарингской, внучкой франц. кор. Екатерины Медичи, отказался от кардинальского титула); он один из немногих в папском окружении, кто выступал за снятие с Генриха Наваррского наложенного в 1585 г. папой Сикстом V церковного отлучения (25 июля 1593 в Сен-Дени Генрих Наваррский торжественно перешел в католичество). 17 сент. 1595 г. папа Климент VIII на публичной церемонии снял с него отлучение (подробнее см.: Мартышева Л. Ю. Снятие отлучения с Генриха IV Бурбона в 1595 г.//СВ. 2013. Вып. 74 (1/2). C. 124-159). Для ратификации во Франции акта об отпущении грехов, для умиротворения католич. Церкви во Франции, раздираемой религ. войнами и Католической лигой , а также для организации переговоров между находившимися в состоянии войны Генрихом IV и испан. кор. Филиппом II папа назначил кард. А. Медичи легатом a latere во Франции (3 апр. 1596). 19 июля благодарный король приехал лично встретить легата в Монлери.

http://pravenc.ru/text/2463271.html

Для выявления истоков епископского служения определенное значение имеют кумран. находки, в к-рых упоминается   (  ), т. е. «тот, кто надзирает [за чем-либо]» (1QS 6. 11-12, 19-20). Его основными функциями были: принятие в общину новых членов (4QDa 5 i 14; CD 13. 13; 15. 8, 11, 14), забота о финансах и торговле (1QS 6. 20; CD 13. 16; 14. 13), а также суд (CD 9. 18, 19, 22; 14. 11-12; 4QDa 11. 16; 4Q477). С. Шехтер, обнаруживший Дамасский документ в Каирской генизе, полагал, что   - это аналог рим. цензора, появившийся в иудейском мире только в рим. эпоху ( Schechter S., ed. Fragments of Zadokite Work. Camb., 1910. P. XXIII. Not. 41). Его поддержал Р. Чарлз. Однако против выступил Э. Мейер (см.: Thiering. 1981). Вероятно, помимо влияния со стороны гражданских установлений в данном случае на выбор «кумранитами» именно этого названия повлияли пророческие образы Ис 40. 11 и Иез 34. 12. Кроме того, среди набатейских надписей, найденных в святилище Гебель-Монейга (юж. Синай), в списке жрецов также встречается слово   (  ). Согласно наиболее распространенной гипотезе, в данном случае речь идет о служителе, осматривавшем жертвенных животных (ср.: Мишна Тамид 3. 4; Арак. 2. 5; Вавилонский Талмуд. Кетувим. 106а; Иерусалимский Талмуд. Шекалим. 4. 2. 48a). Филон Александрийский называет словом πσκοπος прор. Моисея ( Philo. Quis rer. div. 30). Наконец, в ВЗ неоднократно говорится о Боге как о «надзирающем» за сердцем человека (напр.: «Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его» - Прем 1. 6). Е. в Новом Завете В НЗ не содержится ни прямого наставления от Господа о необходимости поставления Е., ни рассказа о первом установлении степени Е. апостолами (подобного рассказу об избрании 7 диаконов). Однако Е. как служители Церкви неск. раз прямо упоминаются в Посланиях и Деяниях св. апостолов (Флп 1. 1; Деян 20. 28; 1 Тим 3. 2; Тит 1. 7). Анализ др. новозаветных текстов показывает, что помимо наименований «епископ» и «старец» (πρεσβτερος) в апостольские времена были в ходу и другие наименования служителей, исполнявших функции Е. В частности, в 1 Кор 12. 28 при перечислении церковных служений говорится об имеющих дар «управления» (κυβερνσεις). Упоминаются также некие «начальствующие» или «предстоятели» (формы от глагола προστημι в 1 Тим 5. 17; Рим 12. 8; 1 Фес 5. 12). Многократно говорится о «пастырях» (ποιμνες - напр.: Еф 4. 11).

http://pravenc.ru/text/190033.html

I Лионский Собор. Миниатюра из Новелл папы Римского Иннокентия IV (Syracuse University Library. Departament of Special Collections. 1. Fol. 2). 2-я пол. XIII в. I Лионский Собор. Миниатюра из Новелл папы Римского Иннокентия IV (Syracuse University Library. Departament of Special Collections. 1. Fol. 2). 2-я пол. XIII в. Текст 19 Новелл «Collectio I» из числа постановлений Л. С. сохранился в «Chronica maiora» (ок. 1259), сочинении монаха бенедиктинского аббатства Сент-Олбанс Матвея Парижского (ок. 1200-1259). Вероятно, список соборных декретов вместе с др. документами по истории Собора он получил от прокураторов настоятеля мон-ря магистров Джона де Булума и Роджера де Холдерна, присутствовавших на Л. С., или от др. англ. участников Собора: папского коллектора в Англии магистра Мартина; послов кор. Генриха III во главе с Уильямом Повиком; избранного, но еще не утвержденного Кентерберийского архиеп. Бонифация; Вустерского еп. Уолтера; философа и теолога Роберта Гроссетеста , еп. Линкольнского, и его людей - францисканца, ученого и теолога Адама Марша, линкольнского декана Рожера де Визема и др. ( Roberg. 1990. S. 62-65; Hilpert. 1981. S. 198-200). Матвей Парижский пользовался при написании хроники мн. источниками информации, предположительно, имел доступ к королевскому архиву (подробнее см.: Hilpert. 1981. S. 132-152, 174-180, 200-204). Состав и форма Новелл у Матвея Парижского отличаются от официально провозглашенных соборных декретов, вошедших в свод «Collectio I»; Новеллы из «Хроники» Матвея Парижского представляют собой, вероятно, одну из ранних редакций этого свода, скопированную кем-то из англ. участников Л. С., близких к папской курии в Лионе. Из 22 декретов Л. С., вошедших в состав «Collectio I», у Матвея Парижского приводятся с разночтениями лишь 19, последовательность их нарушена (Collectio III, N 37, 17, 14, 2, 16, 3, 12, 18, 5, 1+9, 4, 10, 15, 21, 22, 25, 35, 36). Помимо «Хроники» Матвея Парижского сведения о принятых на Л. С. решениях содержатся в «Королевской кёльнской хронике» (Chronica regia Coloniensis: (Annales maximi Coloniensis)/Hrsg. G. Waitz//MGH. Script. Rer. Germ. T. 18. P. 287) и в «Хронике понтификов и императоров» Гильберта (Chronicon pontificum et imperatorum Gilberti/Hrsg. O. Holder-Egger//MGH. SS. T. 24: Annales aevi Suevici. Gesta saec. XII. XIII. P. 136).

http://pravenc.ru/text/2110518.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010