Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ I [Греч. Μακριος] († 333), свт. (пам. греч. 16 авг.; пам. груз. 16 авг. и 28 окт.; пам. зап. 10 марта), еп. Иерусалима (с 314); один из сторонников и участников развития Св. земли Палестины как всемирного центра паломничества христиан. М. занял кафедру после смерти еп. Ермона . Блж. Феодорит Кирский (V в.) называл М. «мужем, достойным своего имени (т. е. блаженным.- Авт.) и украшенным различными добродетелями», а также «мудрейшим и божественным» ( Theodoret. Hist. eccl. I 3, 18). В первые годы епископства М. выступил убежденным противником Ария и арианства , как только ересь стала распространяться в Египте и Палестине. В нач. 20-х гг. IV в., когда Арий и несколько его сторонников были изгнаны из Александрии и переехали в Кесарию Палестинскую, их принял еп. Евсевий Памфил, но М. отказался от общения с ними ( Theodoret. Hist. eccl. I 5). М. участвовал в I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. в составе делегации из 17 епископов от общин Палестины ( Mansi. Т. 2. Col. 692-702) и проявил себя как защитник Православия (ДВС. Т. 1. С. 67-69; Theodoret. Hist. eccl. I 16). На Соборе было принято решение о возвышении кафедры Элии Капитолины, к-рая, согласно 7-му канону, получила достоинство митрополии наряду с Кесарией ( Mansi. T. 2. Col. 672; ДВС. Т. 1. С. 73; Rufin. Hist. eccl. 6), а в 326 г. этому городу было возвращено историческое название - Иерусалим . Роль М. в принятии этих решений неясна, однако предполагается, что он был одним из тех советников, с которыми равноап. Константин I Великий обсуждал эти вопросы и к-рые добивались включения их в программу соборных заседаний. Признание нового статуса Иерусалима в определенной мере означало ограничение прав епископов Кесарии Палестинской в управлении Церковью своей провинции. В научной лит-ре встречается мнение о некоем соперничестве между М. и Евсевием Памфилом за первенство в Церкви Палестины (подробно см. Rubin. 1984), однако в источниках не сохранилось к.-л. прямых указаний на это соперничество, наоборот, Евсевий в соч. «Жизнь Константина» отзывается о М. с большим почтением. Об особом благоволении имп. Константина к М. может свидетельствовать известное в древней Церкви предание о том, что император некогда подарил М. позолоченное епископское облачение, которое в сер. IV в., во время голода в Палестине, свт. Кирилл Иерусалимский был вынужден продать ( Sozom. Hist. eccl. IV 25; Theodoret. Hist. eccl. II 27).

http://pravenc.ru/text/2561414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН Ап. Иродион. Фрагмент минейной иконы. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Ап. Иродион. Фрагмент минейной иконы. 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. Ηρωδων], ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла. И. упоминается в Послании ап. Павла к Римлянам в заключительной главе: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим 16. 11). Имя Иродион, малоупотребительное в Римской империи, является греч. вариантом лат. формы Herodianus, к-рая встречается в рим. ономастике раннего принципата (CIL. 6. N 9005; см.: Jewett, Kotansky, Epp. 2007. P. 967). Окончание имени -ianus указывало на лиц, принадлежащих к чьей-либо фамилии (т. е. к роду Ирода): это могли быть лица усыновленные, но более вероятно - вольноотпущенники. Тот факт, что И. упомянут сразу после приветствия ко всему дому Аристовула (Рим 16. 10), может говорить о том, что он тоже был членом его семьи, возможно связанной с родом царя Ирода (согласно одной из гипотез, Аристовул мог быть внуком Ирода Великого и братом Ирода Агриппы I - Jewett, Kotansky, Epp. 2007. P. 966), и носил имя, производное от фамильного имени своего патрона ( Dunn. 1988. P. 895-896). Очевидно, И. был по происхождению евреем, поскольку Павел называет его своим «сродником» (συγγενς - Рим 16. 7, 11). Возможно, как бывш. раб Ирода, И. переехал в Рим; именно среди рим. вольноотпущенников, к-рые, как И., очевидно, сохраняли связь с Востоком, христ. проповедь ап. Павла нашла наиболее благоприятную почву ( Lampe. 1992. P. 176). В апостольских списках говорится о епископской кафедре, к-рую занимал И. У Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) И. назван епископом г. Патры в Ахайе (Греция, Пелопоннес), у Псевдо-Дорофея Тирского (VIII-IX вв.) - епископом Патар (М. Азия), у Псевдо-Ипполита - епископом Тарса. Память И. в визант. календарях обозначена под 27 (Синаксарь К-польской ц., кон.

http://pravenc.ru/text/674095.html

1 Император Константин на Соборе располагал, по-видимому, правом голоса, хоти и совещательного (Проф. В. В. Болотов. Лекции по Истории древней Церкви, т. III, с. 48). 2 За исключением справки издателей «Деяний» (ст. XII), где перечисляются наиболее выдающиеся участники Собора на основании различных исторических свидетельств. 3 Лекции..., т. I, с. 134—135; т. IV, с. 25—26. 4 Срав. К. Смирнов. Обозрение источников истории Первого Вселенского Собора. Ярославль, 1888, с. 17. 5 Т. е. оригиналы актов. 6 В качестве «письмоводителя», или секретаря, св. Александра, епископа Александрийского (Созомен. Церковная история, II, 17). 7 Об определениях Никейского Собора, 27. Творения св. Афанасия, ч. I, 1902, с. 437. 8 Послание к африканским епископам, 10. Творения св. Афанасия, ч. 3, 1903, с 289; срав. Об определениях Никейского Собора, 3. Творения св. Афанасия, ч. 1, с. 402 9 Жизнь Константина, III, 14. Говоря о подписях епископов под определением о Пасхе, Евсевий, по-видимому, имеет в виду не отдельный акт по этому вопросу, а соборное послание к Церкви Александрийской (ст. XVI), содержащее краткое замечание относительно празднования Пасхи. Такой же смысл имеет, вероятно, и выражение св. Афанасия: «О Пасхе написали: постановлено нижеследующее» (О соборах, 5. Творения св. Афанасия, ч. 3, с. 96). Срав. ст. XV: «Постановлено — святейший праздник Пасхи совершать в один и тот же день». 10 Цит. соч., с. 19—20 11 Лекции..., т. II, с. 436. 12 Происхождение актов Вселенских Соборов. 2-е прилож. к сочинению «Духовенство древней Вселенской Церкви». М., 1905, с. 482, 3-е подстр. примеч. 13 Евсевий Кесарийскнй. Жизнь Константина, IV, 27. 14 См. Rufin. Hist, eccl., I, 5. 15 Церковная история, II, 21. 16 В редакциях Сократа, блаж. Феодорита и Геласия имеются некоторые разности. 17 «Посему приложил я в конце Евсевиево послание, чтобы из него увидеть тебе неблагодарность к своим учителям этих христоборцев...» Творения св. Афанасия, ч. 1, с. 403, § 3. 18 «Вселенские Соборы IV-V веков». Изд. 3. СПб., 1904, с. 43, 2-е подстр. примеч., 48, подстр. примеч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

  Патриарх Кирилл. Почему Бог отвечает не на все молитвы . Из проповеди после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Саввино-Сторожевском монастыре, 16 марта 2016 года. Заголовок дан редакцией. Фото свящ. Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского всея Руси//Фома. - – май 2018. – С.24-25. - (рубрика « Вопрос номера.  Смысл молитвы» ). ВЕРА (раздел). – С.26-45.     Школа «Фомы». Праздник : Пятидесятница. Что мы знаем о празднике . [Иллюстрированная информация]. Дата (в 2018 году): 27 мая; Статус : двунадесятый праздник; Событие : Один из важнейших христианских праздников. В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух. Подготовил Тихон Сысоев ; Икона праздника (изображение и описание иконы); Интересные факты о празднике . Ил.: Сионская горница. Фото с сайта bibleland.ru; Святой Дух. Фрагмент мозаики собора Сан-Марко в Венеции, Италия. XII в.; Икона праздника; Икона Андрея Рублева «Троица». выставленная в храме в праздник Пятидесятницы. Фото свящ. Сергия Клинцова; Празднование Пятидесятницы в храмах России и Италии. Фото Пресс-службы Патриарха  Московского и всея Руси и с сайта italymagazine.com; Тринити-колледж в Кембридже – одно из самых престижных учебных заведений в мире – назван в честь Пресвятой Троицы. Фото JTB Photo/ТАСС//Фома. - – май 2018. – С.26-27. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »). Верни свою душу. Священник Стивен Фрим a о «селфи» души, рабах психологии и смысле страданий. Перевела с английского Дарья Прохорова . Фото свящ. Андрея Рассанова//Фома. - – май 2018. – С.28-30. – (раздел « Вера »). Отец Стивен Фриман – настоятель храма святой Анны в г. Оук-Ридж, штат Теннесси, создатель популярного православного блога Glory To God For All  Things (Слава Богу за всё), автор многочисленных статей и книги Everywhere Present: Christianity in a One-Storey Univtrse (Вездесущий: христианство в одноэтажной вселенной).   См. также: Сергей Гаврилов, председатель Комитета Государственной      Думы Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений//Фома. - –       май  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-181-...

Государственное бюджетное учреждение культуры " Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи " см. Автор не известен Икона " Мир дому. Пресвятая Богородица Праворучица. " Местонахождение Муниципальное бюджетное учреждение культуры " Музей Орджоникидзевского района " Икона " Мир дому. Пресвятая Богородица Праворучица " с образами Девы Марии и Иисуса Христа. .................... Над головами сияющие жёлтые лучи на светлоголубом. Надписи: " МР.ДУ. ПР.БОГ. ПРАВОРУЧИЦА " 4. Музейные спецы вообще отдельная история можете проверить в Госкаталоге Икону Ярославская (Печерская) http://pravicon.com/image-33842 Период создания: XVIII в Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " А в клеймах события 19 в. после 1823 г. значит икона пророческая. Попытки опознаний [ 2022-01-26 01:54:27 ] marinakova : Благодарю за ответ. Другой связи с Вами у меня нет. На форуме я не регистрировалась, там я только гость. Иногда хочется у Вас что-то спросить, но... Если у Вас есть свой сайт, с удовольствием к нему подключусь. С уважением, Маринакова.(Марина). [ 2022-01-27 23:52:41 ] qwerty : сайта не имею, соц сетями не пользуюсь даже Госуслуги , этот сайт едтинственный где зарегистрирован, форумом в отсутствии полемики пользуюсь как записной книжкой чтобы если что вспомнить и быстро найти изображение и информацию ну может кому будет интересно и полезно. что я могу ответить или что либо советовать в датировке икон я не понимаю я не искусствовед и даже не гуманитарий я технарь, интерес к иконам хоби, иконы имею только на компе. нас учили искать информацию инет хотя и помойка дает такую возможность [ 2022-01-28 16:59:03 ] marinakova : Ещё раз благодарю. Поняла Вас. Просто помогаете тем, кто прислал вопрос. А вот если нет вопроса? Поместили икону и ждут. Я так бодро с инетом не работаю, не умею. Сайта нет, но разложила в папки 70000 образов,это не много, но нет задачи перенести к себе всё, без описания, ведь описания есть и на этом сайте и на других.Стараюсь, чтобы не было ошибок, что тоже нереально.Вот и возникают иногда вопросы. Часто и образ Богородицы не имеет конкретного наименования. Нельзя всё взять в систему. Надеялась на поддержку, ну и на том спасибо, что как и я, отправили меня в инет.

http://pravicon.com/unknown-3112

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЕСТИН I [Целестин; лат. Caelestinus, Celestinus] († 27.07.432, Рим), св. (пам. зап. 27 июля), еп. (папа) Римский (с 10 сент. 422). Согласно Liber Pontificalis (1-я редакция составлена в 30-х гг. VI в.), сын некоего Приска, происходил из обл. Кампания. Сведения о К. до избрания на Папский престол немногочисленны. Его можно отождествить с диак. Келестином, которого называл «своим сыном» еп. (папа) Римский Иннокентий I (401-417) в послании к Децентию, еп. г. Эвгубий (ныне Губбио, Италия) (416 - Innocent. I, papa. Ep. 25. 11//PL. 20. Col. 559-560). В речи перед участниками Римского Собора 430 г. К. вспоминал о том, как он присутствовал на богослужении в праздник Рождества Христова в Медиолане (ныне Милан), где по призыву свт. Амвросия Медиоланского (374-397) народ пел гимн «Приди, Искупитель народов» (Veni, redemptor gentium - Arnobii catholici et Serapionis conflictus. II 13. 9-16//PL. 53. Col. 289). К. состоял в переписке с блж. Августином ; вероятно, ему было адресовано послание, написанное в кон. 418 г. ( Aug. Ep. 192//PL. 33. Col. 868-869). После смерти еп. (папы) Римского Бонифация I (4 сент. 422) К. был возведен на Римскую кафедру. Блж. Августин отмечал, что избрание К. в отличие от выборов Бонифация I прошло мирно и не вызвало беспорядков в Риме ( Aug. Ep. 207//PL. 33. Col. 953-957). Из деяний К. известно о закрытии в Риме церквей, принадлежавших новацианам , после чего новацианский еп. Рустикула был вынужден служить в частных домах. Церковный историк Сократ Схоластик усматривал в этом распоряжении Римского понтифика свидетельство самоуправства, присвоения им имп. полномочий ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11//PG. 67. Col. 757-758; см.: Wessel. 2004. P. 17-19). По указанию К. была восстановлена базилика Юлия (Санта-Мария-ин-Трастевере), поврежденная готами в 410 г. (post ignem Geticum). Папа щедро одарил отстроенный храм, в Liber Pontificalis упоминается также о подсвечниках и лампадах, которые он поместил в базилике св. Петра на Ватиканском холме и в базилике св. Павла на Остийской дороге. В понтификат К. на Авентинском холме началось строительство базилики титула Сабины (Санта-Сабина) на средства пресв. Петра. В посвятительной надписи Папский престол назван «апостольской вершиной» (culmen apostolicum), К.- «первым во всем мире епископом» (primus et in toto fulgeret episcopus orbe).

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ СУББОТА [Церковнослав.        ; греч. Τ λδβλθυοτεΑγιον κα Μγα Σββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи , когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение . События В. с. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христ. учения (1 Кор 15. 3-4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), к-рая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31-42). К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (ср.: Иона 2. 1-6; Мф 12. 40). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на след. день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27. 62-66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю В. с. провели в покое (Лк 23. 56). На др. день женщины, к-рые следовали за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в В. с. покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: «                                                        » (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа). Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18-21), о нем пророчески сказано в псалмах (15. 8-11; ср.: Деян 2. 27), о нем свидетельствует церковная традиция (см.: Иларион (Алфеев), игум. Христос - Победитель ада: Тема сошествия во ад в вост.-христ. традиции. СПб., 2001). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2019 22 мин., 06.09.2019 1-я страница обложки. На фоне разных оттенков горчичного цвета длинный росток, который тянется из старого темного желудя,  лежащего на покрытой зеленью почве (фото www.lori.ru ). Сверху надпись: НЕ ЗАКАНЧИВАЙСЯ НА СМЕРТИ. Внизу страницы: КАК СПРАВИТЬСЯ С ЧУВСТВОМ, ЧТО ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ТЯЖЕЛА И БЕССМЫСЛЕННА. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Земная жизнь — тяжесть и наказание?»  (С.16-27). Пролог : (на заставке фото Александра Гаврилова) Александр Межиров . «А время быстро движется, идет...» .Стихотворение. 1968//Фома. - – сентябрь 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: сентябрь //Фома. - – сентябрь 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 сентября. Церковное новолетие . [На церковном Соборе в Москве в      1492 году было принято решение праздновать новый год с 1 сентября.  При Петре I даты празднования начала гражданского и церковного нового года разделились, так как Церковь не перешла на новую (1 января) дату празднования, установленную царем. После революции 1917 года был введен новый, григорианский, календарь, по которому разница с прежним, юлианским, календарем составляет        + 13 дней.  Таким образом, по новому стилю церковное новолетие   отмечается 14 сентября]. Ил.: Мозаика «Сотворение мира», Кафедральный собор  города Монреале, Италия, мозаика XII в. -- С.4; 27 сентября. Воздвижение Креста Господня . [В этот день       православные христиане вспоминают два события: обретение Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы, и      возвращение в Иерусалим в VII веке Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. И в том и в другом случае обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали].  Фото. - С.4; 1 сентября. 15 лет со дня трагедии в Беслане . сентября 2004 года террористы захватили школу в Беслане. В результате теракта погибли и позднее скончались от ранений 334 человека, в том числе 186 детей. Инвалидами стали 126 бывших заложников, из которых 70     — дети. Погибшие были похоронены на мемориальном кладбище,          которое теперь именуется «Городом ангелов»]. Ил.: Фрагмент мемориала «Древо скорби» в «Городе ангелов». - С.4;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9197-s...

26. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (свт. Порфирия, архиеп. Газского). Повечерие великое (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – поется служба прп. Прокопия Декаполита, исповедника (с 27 февраля), и заупокойный канон Октоиха, глас 5-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...» (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...». Полунощница обычная – субботняя. Утреня начинается обычным порядком (см. 19 февраля). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й – «Память их в род и род»; 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 5-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Чудеса святых Твоих мученик...», «Господи, чаше Страстей Твоих...», стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» – «Святых мученик исправлением...», стих: «Блажени, яже избрал...» – «Покой, Спасе наш...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Радуйся, двере Господня...» (см. по 1-м стихословии).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-11/

В иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в арм. переводе, отмечены особые собрания и чтения на протяжении 8 дней праздника Богоявления, от 6 до 13 янв. ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 223). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, относящемся к VI-VIII вв., особо выделено богослужение 8-го дня после Богоявления и Обновления (соответственно 13 янв. и 20 сент.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. Pt. P. 26; Pt. 2. P. 27 (N 136); T. 2. Pt. 1. P. 47; Pt. 2. P. 39 (N 1254)). В древнейшем Иадгари (Тропологии) VII-VIII вв. (гимнографическом приложении к иерусалимскому Лекционарию, сохранившемся только в груз. переводе) помещены песнопения на 8 дней после праздника Богоявления и перечень прокимнов на тот же период после Обновления ( Метревели. Иадгари. С. 67-73, 314). В новой редакции Тропология IX-X вв. (новом Иадгари) последний день празднования Богоявления и Обновления обозначается термином / (мсгепси/мзгепси - груз. «седмица») и ставится на 13 янв. и 19 сент. соответственно. Кроме того, в этих груз. сборниках отмечается празднование в честь прп. Саввы Освященного 8 и 12 дек., т. е. на 4-й и 8-й день после 5 дек., основного дня его памяти (см.: Sinait. iber. 1, 65 и др.; Описание груз. рукописей: Синайская колл. Тб., 1978. Т. 1. С. 17, 214, 223 и др. (на груз. яз.)). В греч. Тропологии 8-й день Богоявления обозначается как «день восьмой св. Богоявлений. Исполнение (πλρομα) праздника» ( Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии. М., 2012. С. 201). Согласно указаниям Тропология, на каждый день празднования Богоявления, включая 8-й день, полагался особый канон праздника, глас которого обычно совпадал с номером дня (Sinait. gr. ΝΕ. ΜΓ. 5, VIII-IX вв.; Никифорова А. Ю. Из истории Минеи. М., 2012. С. 198-201). Такая практика иногда проявляется и в более поздний период господства Студийского и Иерусалимского уставов: в нек-рых Минеях расширенного состава помещаются особые каноны на каждый день попразднства (Там же. С. 142; см. также: под 7-14 янв. в Минее 1049 г.- Sinait. gr. 595. Fol. 18-38; под 16-23 авг. в Минее XI в.- Sinait. gr. 631. Fol. 52-98).

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010