37 Ливны. Город, завоеванный в свое время Иисусом Иавином и отданный левитам. Один из городов-убежищ. 37 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак, который во главе египетских войск «вышел сразиться» с Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., взошел на престол лишь в 689 г. до Р.Х. 37:10–11 Сеннахирим сомневается в том, что во власти Божией спасти Иудею. 37 отцы. Сеннахирим напоминает о военной славе Ассирии, сопровождавшей ее на протяжении многих поколений. Гозан... Едена. Города в Месопотамии. 37 Емафа... Иввы. Арамейские города (ср. 36,18.19; 10,7–9). 37:14–20 Езекия не отвечает на дерзость Рабсака и обращается к Богу с молитвой. В отличие от Ахаза, Езекия молится, исповедуя свою твердую веру в Господа Царя, Творца и Спасителя (ср. 38,2). Богословский акцент в этих стихах обобщает учение Исаии о сущности Бога. 37 Господи Саваоф. См. ком. к 1,9. Боже Израилев. По завету Господь является Богом всех двенадцати колен Израилевых (ср. ст. 21; 17,6; 21,17; 24,15; 29,23; 41,17; 45,3; 48,2; 52,12). седящий на Херувимах. См. 1Цар. 4,4 ; 2Цар. 6,2 ; Пс. 79,1; 98,1 . Помимо глубокого богословского смысла, в этих словах заключается напоминание о Святом Святых иерусалимского храма, где ковчег завета размещался между фигурами двух херувимов. Ты один Бог. См. 44,8; 45,5.6.14.22; 46,9. сотворил небо и землю. В своей молитве царь подчеркивает величие Яхве как единственного Создателя Вселенной (42,5; 45,8.12.18; 27,10.11). 37 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь. Езекия, исповедуя живого Бога, обращается к Нему как к собеседнику. Езекия не имеет такого тесного общения с Богом, как Исаия, но убежден, что его молитва будет услышана об этом свидетельствует его непоколебимая уверенность, что Господь Сам защитит Иерусалим от ассирийцев. Бога живаго. См. 36,20. 37:19 О споре Исаии с идолопоклонниками см. 2,8. 37 Господи Боже наш. Ср. ст. 4; см. ком. к 25,9. Ты, Господи, Бог один. См. ком. к ст. 16. 37:21–35 Господь передает через Исаию Свое слово к Езекии и его народу. 37:22 девствующая дочь Сиона. Иерусалим. «Дочь Сиона» традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она «девственна» и обручена с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

561 Псалмы 119–133 (наша 18-ая кафизма) никогда не пелись на Вечерне во время Великого Поста. По правилу, в Св. Софии, когда на Вечерне бывали паремии, как увидим позже, псалмопение сокращалось; оно тогда состояло из одних 1-го и 8-ю антифонов ( Пс. 85 телеутаион Господи, воззвах). 564 Молитва Манассии, которая сегодня читается на Великом Повечерии, не считается библиейскии текстом. Она, вместе с молитвой Езекии ( Ис 38,10–20 ) находилась в древности в Библии (напр. в александрийском кодексе), как приложение к Псалтырю, с другими ветхо- и новозаветными песнями: см. научное издание Библии А. Ральфс " а, СЕП " ГУАГИНТА, т. 2-ой, стр. 164–183 (8-ое изд.); к сожалению издатель по своей инициативе разделяет все 15 песней на две группы: «9 песней Греческой Церкви» и «другие» песни. Савваитский Часослов имеет на Утрене «канон» 9 песней, но традиция Великой Церквы была иная. См. «хлудовскую Псалтырь» (Константинопольскую) в описании Архим. Амфилохия: Археологические заметки о Греческой Псалтири IX-ro в. и переписанной... при Румянцевском Московском Музее,.. А.Н. Лобкову..., Москва 1866. Сегодня эта рукопись находится в Гос. Истор. Музее, под н. 129д. К сожалению в прекрасном издании этой Псалтыри. М.В. Щепкины (Миниатюры Хлудовской [[салтыри, Москва 1977), часть, где находятся песни, не издана целиком (см. лист 148 об.). По описанию Амфилохия (стр. 15) песни стояли в следующем порядке: Песнь 1-ая: Моисея ( Исх. 15,1–19 ); П. 2-ая : Моисея ( Втор. 32,1–43 ); П. 3-ья : Анны ( 1Цар. 2.1–10 ); П. 4-ая : Аввакума ( Авв. 3,2–19 ); П. 5-ая : Исайи (26,9–20); П. 6-ая : Ионы ( Ион. 2,3–10 ); П. 7-ая : Молитва Езекии ( Ис. 38,10–20 ); П. 8-ая : Молитва Манассии (Септуагинта, стр. 180–1); П. 9-ая : Молитва трех отроков ( Дан. 3,26–45 ?); П. 10-ая : Анании, Азарин и Мисаила ( Дан. 3,52–56 ?); П. 11-ая : Даниила и Анании, Азарин и Мисаила – описание Амфилохия не ясное – ( Дан. 3.57–88 ); П. 12-ая : Пресвятыя Д. Марии ( Лк. 1,46–55 ); П. 13-ая : Пророчество Захария ( Лк. 1.66–79 ); П. 14-ая : Молитва Симеона ( Лк. 2,29–32 ); Песнь 15-ая: «Утренний гимн» – Слава во вышних Богу (см. Септуагинта, стр. 181–3; см. также издание Щеркины, стр. после листа 163 об.). Ниже, «7» и «8» песнь, нумерированные по «канону» Часолова Иерусалимского или монашеского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И Дух Божий не покидал народ, несмотря на его грехи, во всяком случае покидал ненадолго (см.: 1Цар. 4:22; 6 ). В видениях Иезекииля слава Господня отошла от Иерусалима из–за осквернения Храма, но лишь для того, чтобы перейти к переселенцам в Вавилон (ср.: Иез.10:18–22; 11:22–23 и Иез. 1:1; 11:16 ). Теперь народ получает подтверждение, что Дух Божий вернулся к ним из Вавилона, чтобы остаться навсегда. Эти слова – опора для всех, кто искренне стремится приблизиться к Богу и подчиняется Его воле ( Иак. 4:8 ). Иудеи получили повеление не бояться и смело продолжать работы. Это означает, что Божий народ не должен допускать, чтобы страх мешал ему повиноваться Богу ( 1Ин. 4:4,18 ). 2:6–9 Дальнейшие планы Бога. Ст. 6 цитируется в Евр. 12:26–27 . Это наводит на мысль, что исполнение пророчества при жизни Зоровавеля (см.: 2:22–23) правильнее рассматривать как частичное, а не окончательное (см.: «Введение»). Автор Послания к Евреям видел в описании потрясения Богом земли указание на Синай ( Исх.19:18 ). Отсюда следует, что в грядущем потрясении будет слышен голос Бога и поэтому в дом Господень придет Желаемый всеми народами. Когда Бог появляется на сцене, Его творение сотрясается (ср.: Суд. 5:4–5 ). На Синае это потрясение было ограничено одной горой, но на этот раз оно охватит всю землю. Возможно, это просто метафора, соответствующая нашему выражению «социальные потрясения». Но не исключена вероятность, что под этим подразумеваются стихийные бедствия и загрязнение окружающей среды. (О том, что Бог является инициатором космических катаклизмов, см.: Отк. 6:12–14 ; о Боге, поражающем среду обитания непокорного человечества, см.: Отк. 8:3–12 .) Знамения на небе и земле должны произойти перед великим и славным днем Господним (см.: Деян. 2:19–20 и Иоил. 2:30–31 ). Это означает, что, усматривая в данном фрагменте и в 2:23 указание на Мессию, мы должны иметь в виду не первое, а второе пришествие. В оригинале в предложении и придет Желаемый всеми народами подлежащее стоит в единственном числе, а глагол – во множественном. Дословно его можно перевести так: «То, чего желают все народы, они придут…» Эта фраза допускает различные толкования. Можно либо попытаться придать смысл существующему тексту, либо изменить его таким образом, чтобы повсюду было или единственное, или множественное число.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Эти благодеяния Божии, совершенные Им через Его ангелов, обязывают нас почитать их как служащих, милостиво и кротко, нашему спасению (см.: Пс.90:11; 102:212 ; 2Пет.2:11 ; Иуд.1:9 ). Православный : Из чего видно, что святые ходатайствуют о нас в своих молитвах? Священник : Я уже показал это на многих примерах из Священного Писания. Но чтобы еще крепче утвердить тебя в истине, приведу еще раз слова апостола Павла филиппийцам: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою ( Флп.1:3–4 ; ср.: 2Кор.13:9 ; Еф.1:16–18 ; 1Фес.1:2–3 ; 2Фес.1:11; 3:14–21 ; 2Тим.1:3 ). Православный : Но почему Бог принимает молитвы и ходатайства святых и ангелов о нашем спасении, если между Богом и людьми один посредник Господь и Спаситель Иисус Христос? (См.: 1Тим.2:5 .) Священник : Бог принимает прошения и ходатайства, возносимые к Нему молитвами святых и ангелов, ибо желает прославить их, как и они прославляют Его на небе и на земле. Это подтверждает Священное Писание, возглашая от лица Божия: Я прославлю прославляющих Меня ( 1Цар.2:30 ). И поскольку святые страдали вместе с Христом в жизни сей, то они вместе с Ним и прославятся, когда Бог, как написано, явит богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе ( Рим.9:23 ). Посему, прославив Бога в своих телах, душах (см.: 1Кор.6:20 ; Флп.1:20 ) и добрых делах (см.: Мф.5:16 ), претерпев мучения во славу Божию (см.: Ин.21:19 ), прославляются и они Богом, от Которого принимают не только славу, но и дар великих чудотворений больших, чем совершены на земле Им Самим, по слову Его: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ). Мы не поклоняемся святым Божиим как неким богам и подателям благ по естеству, но почитаем их как друзей и служителей Божиих, стяжавших у Него великое доверие. Ибо всё, чего ни попросят, получают, как соблюдшие Его заповеди (см.: 1Ин.3:21–22 ). Вот что говорит об этом святая Церковь устами ее предстоятелей:

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Еф.1:19 .  и как безмерно величие могущества Его в нас, веру­ю­щих по действию державной силы Его, Наконец, просвещенные очи сердца нужны христианам для того, чтобы понять, как велико могущество Божие, проявляющееся уже в настоящее время на нас, верующих. – «По действию державной силы Его». Слова эти естественнее относить к выражению 20-го стиха и таким образом здесь видеть ту мысль, что великое могущество Божие проявляется в отношении к верующим сообразно тому действию державной силы Божией, которою Бог действовал в отношении ко Христу (см. след. стих). Еф.1:20 .  которою Он воз­дей­с­т­во­вал во Христе, воскресив Его из мертвых и по­садив одесную Себя на небесах, В отношении ко Христу державная сила Божия проявилась в том, что Бог воскресил Христа из мертвых (см. Рим. 8:11 ) и посадил Его – как прославленного человека (по Божеству Своему Господь Иисус Христос никогда не покидал Божественного трона. Златоуст) – на небесах по правую руку от Себя (см. 1Цар.20:25 ; 3Цар.2:19 ; Пс.109:1 ). Еф.1:21 .  превыше всякого началь­ства, и власти, и силы, и го­с­по­дства, и всякого име­ни, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, Несомненно, что здесь речь идет не о земных властях, а об ангельских чинах: в предыдущем стихе сказано уже, что Бог посадил Христа на небесах. Конечно, здесь разумеются только добрые ангелы, потому что здесь Ап. говорит о возвышении Христа, а не о победе Его над силами ада. Некоторые толкователи (напр. проф. Богдашевский) полагают, что перечисление чинов ангельских идет здесь в восходящем порядке. – «И всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем». Ап. хочет сказать, что Христос выше всех чинов ангельских, о существовании каких мы знаем уже, и всяких иных, о которых мы узнаем только в будущей жизни (Бл. Феодорит). – «Век сей» – время до второго пришествия Христа, а «век будущий» – будущая жизнь. Еф.1:22 .  и все по­корил под ноги Его, и по­ставил Его выше всего, главою Церкви, См. Пс.8:5–7 . – «И поставил Его выше всего, главою Церкви». Правильнее перевести с греческого нужно так: «и Его (Христа) дал, как главу над всем, Церкви». Только, конечно, в этом случае нужно добавить, что Христос дан Церкви не только как дар ( Рим.5:15 ), но тоже как Глава. Церковь особенно возвышается чрез то, что ей дана такая Глава, которая является главою всего существующего 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

26:1–6 В хвалебной песне Исаия превозносит твердыню города Божиего, противопоставляя ее слабым и непрочным земным городам. 26 В тот день. В день милости и благодати Божией. спасение... вместо стены и вала. Господь является для Своего народа стеной, обороняющей от всех бед (49,16; 58,12; 60,18; ср. Пс. 45 ). 26 Отворите ворота. Через отворенные ворота в город Божий входит его Царь со Своим народом (15,1–15;24,3–10; Пс. 117,19.20 ). 26 Твердого духом. Хранящего верность Господу. в совершенном мире. Этот мир праведные получают и распространяют (ст. 12; 32,17.18; 48,18; 54,10.13; 55,12; 66,12), но нечестивые будут отлучены от него (48,22; 57,21; 59,8; 60,17). Этот мир связан с пришествием Еммануила (см. ком. к 9,6; 11,9; 14,7). 26 твердыня. См. 8,14.15; ср. 1Цар. 2,2 . 26 высоко стоявший город. См. ком. к 24,10. 26 буду искать Тебя во внутренности моей. Исаия пророчески предвосхищает истину, которая будет открыта людям в новозаветное время Иисусом Христом человек есть храм Бога живого ( Лк. 17,21 ; Деян. 7,48 ; 1Кор. 3,16 ). живущие в мире. В мире с Богом. 26 нечестивый... не научится... правде. Нечестивого не могут обратить к правде ни Божий суды, ни милость Божия, т.к. нечестивый «не будет взирать на величие Божие», а искать всему происходящему земные объяснения и земные причины. 26 мир. См. ком. к ст. 9. 26 чрез Тебя... мы славим имя Твое. Бог является началом и побудительной причиной всех мыслей, слов и поступков праведников. 26 Мертвые... рефаимы. См. ком. к 14,9. 26 умножил... распространил. Возрождение народа Божиего после плена внушает надежду на окончательное возрождение всех живущих на земле (9,3; 54,2). 26 в бедствии он искал Тебя. Имеются в виду испытания, пережитые израильским народом. 26:17–18 Как беременная женщина... рождали как бы ветер. Это метафорическое изображение бесполезных мучений указывает на бесплодные усилия праведников утвердить на земле Царство Божие (49,4). 26 спасения... земле. Точнее: «не доставили счастья земле». прочие жители вселенной не пали. Правильный перевод: «Не явились на свет новые граждане мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Брат: Преподобный отец настоятель, а есть ли еще другие чудеса, кроме чудес от Бога? Старец: Знай, брат Иоанн, что настоящие чудеса бывают не иначе, как от Бога, а чудеса фальшивые и ложные многовидны и многообразны, их совершали и совершают люди злые и колдуны, к своему вечному осуждению и погибели. Не читал ли ты в Божественном Писании о бесовских чудесах, которые совершали маги фараона? Известно ли тебе, как они превратили посохи свои в змеев? Как превратили воды реки в кровь? Как заполонили лягушками землю Египетскую (см.: Исх.7:20–22; 8:7 )? Но эти бесовские наваждения померкли и исчезли перед истинными чудесами, которые совершил Бог руками рабов Своих Моисея и Аарона (см.: Исх.8:18 ). Ведомо ли тебе об Аэндорской волшебнице, которая, по просьбе Саула, царя Израильского, вызвала из ада беса в образе пророка Самуила, чтобы прельстить Саула и ввести его в погибель (см.: 1Цар.28:7–19 )? Далее, ты не читал в Хрониках, что Саул за то, что просил помощи бесов и колдуньи, чтобы узнать судьбу своего царства, был наказан Богом смертью его и трех его сыновей (см.: 1Пар.10 )? Разве ты не читал в Деяниях святых апостолов о бесовских чудесах, которые творил Симон Волхв (см.: Деян.8:9 )? Не известны ли тебе слова святого апостола Петра, где он рассказывает, что этот Симон Волхв творил столько бесовских чудес в Риме, что император Клавдий и все граждане Рима почитали его за бога? Ибо этот сын диавола своими наваждениями делал так, что за ним шло множество бесов в образе людей, давно умерших, и говорил, будто своей силой он воскресил их из мертвых, а также наваждениями бесовскими делал хромых ходячими и немых говорящими, иногда у него появлялось два лица, в другой раз он превращался то в козу, то в змею, то в птицу, уподоблялся огню, и всегда он видоизменялся. Затем на глазах у святого апостола Петра и множества народа он своими наваждениями будто воскресил сына одной вдовы, умершего на днях. Еще велел людям заклать его, и что он на третий день воскреснет. И ослепил наваждениями своими людей, и они вместо него заклали барана, которого Симон волхвованиями своими превратил в человека. Затем обещал жителям Рима, что вознесется на небо, и, всплеснув руками, стал летать по воздуху на большой высоте, носимый нечистыми духами, служившими ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

19 …браду Аароню… – Аарон – старший брат пророка Моисея, вместе с ним возглавивший исход евреев из Египта, первый первосвященник еврейского народа; здесь имеется в виду церемония миропомазания Аарона Моисеем, посвящения его в первосвященники (см.: «И возлил… елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его»; Лев.8:12 ; см. также: Пс.132 ). 20 Ометы – подол, полы одежды. 21 …быстрейшими еленей… – Елень (ц.-сл.) – олень. 22 Фелонь – риза, длинная и широкая священническая одежда без рукавов . 23 …К боковому жертвеннику. – Жертвенник, или предложение, – находящееся в северной части алтаря возвышение, на котором приготовляется просфора. 24 …хлебов-просфор… – В православной церкви просфора – небольшая плоская двойная лепешка из квасного теста (в других конфессиях – из пресного, «опресноки»), замешанного на чистой воде без всяких примесей, с оттиснутым сверху изображением креста; символизирует тело Христово и применяется для совершения таинства Евхаристии. 25 …пресуществиться… – Пресуществление – по учению православной, а также католической и армяно-грегорианской церквей преобразование, превращение хлеба и вина в тело и кровь Христовы, чудесное проявление всемогущества Божия. Лютеранство не признает пресуществления, допуская лишь «соприсутствие» тела и крови Христовых в Евхаристии. 26 …при задернутом занавесе… – Занавес – завеса за царскими вратами, нередко называется внутренней, или горней, дверью. 27 …боковую комару храма… – Комора – кладовая, клеть, чулан; здесь: углубление в северной стене алтаря, место, где хранятся просфоры. 28 …копья, которым было прободено на кресте тело Спасителя… – См.: «…Один из воинов копьем пронзил ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин.19:34 ). 29 …словами пророка Исаии… – Исаия – ветхозаветный пророк, предсказавший явление Мессии. 30 …на том же дискосе… – Дискос – небольшое плоское блюдо, на котором разрезается просфора. 31 …из псалма Давида… – Давид – второй царь Израиля (1055–1015 гг. до н. э.); в отрочестве пас овец, был взят к царскому двору за искусную игру на арфе, прославился победой над великаном-филистимлянином Голиафом; автор песен и псалмов, являющих собою высочайшие образцы религиозно-нравственной поэзии (см.: Пс., а также: 1Цар.16 2Цар.12 ; 1Пар.11-17 ).

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

Св. иконы всегда пишутся на основании истинных сказаний Библии и достоверных сказаний святых людей, так что на св. иконах изображаются только истинные события из жизни Церкви Божией. Поэтому св. икона есть как бы Библия , написанная красками, которую может читать каждый неграмотный человек и каждое дитя; равным образом Библия может быть названа иконой, которая для грамотных написана буквами. Таким образом св. книги и св. иконы взаимно восполняют одни других (см. Догм. 7 всел. собора). Всем без исключения людям быть грамотными трудно и невозможно, так что св. книгами все люди сами никогда не могут пользоваться, св. иконами же могут пользоваться сами люди все и всегда. Сейчас при новоначальном возбуждении народа и неграмотные сектанты хвалятся некоторым знанием священной истории, но совсем не то будет с их неграмотными детьми, когда пройдет возбуждение: они совсем забуду Бога. Вследствие этого, кто отнимает у неграмотного человека св. икону, тот старается держать людей во тьме духовной и является злейшим врагом своего народа. § 31. Чествование св. Креста Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву (см. 2Кор.5:21 ; Еф.5:2 ; Евр.9:28 ), – стал орудием спасения всех людей ( Ин.12:32, 33 ; 1Пет.2:24 ; Кол.1:20 ), – явился знаменем нашей веры ( Числ.21:8 ; Ин.3:14 ср. Пс.59:6 ; Ис.11:12 ; Мф.24:30 ). Нарочитая честь всегда подобает священному жертвеннику (см. Мф.23:19, 20 ), доброму орудию (напр. 1Цар.21:9 ; 2Мак.15:15, 16 ) и знамени веры ( Пс.59:6 ); посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все три сии свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом ( Прем.14:7 ), прославленным подножием ног Господних ( Ис.60:13 ), «владычеством» ( Ис.9:6 ; что у Иисуса Христа на раменах или на плечах было – Ин.19:16–18 ). Апостолы «хвалятся» крестом Христовым ( Гал.6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол.1:20 ), слово о кресте считают «силою Божией» и «благовествованием Христовым» ( 1Кор.1:18 ср. Рим.1:16 ), злых людей считают врагами креста Христова ( Флп.3:18 ). Устами же прор. Давида все верующие люди прямо призываются «поклониться подножию» ног Господних, т. е. кресту Христову ( Пс.98:5, 131:7 ). Как в обыкновенном войске посредством чествования знамени чествуется Государь, собравший воинов и сам давший им знамя: так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшего нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте – знамени Христовом чествуются не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

20. Ср.: Ис.11:1,10; Ирмос 4-й песни 1-го Рождественского канона прп. Иоанна Дамаскина, глас 1. - Изд. 21. Подобные чудеса творил Бог часто в Ветхом Завете. Так было чудо с Анной, матерью пророка Самуила (см.: 1Цар.1:19), и с Елисаветой, матерью святого Предтечи, которого Бог освятил еще в утробе матери (см.: Лк.1:15), так же как и пророка Иеремию (см.: Иер.1:5). Из-за этого, конечно, никто никогда не считал, что эти три святых пророка были рождены вне наследия первородного греха. 22. По словам Дамаскина, " от брака произошли все смертные, после (то есть кроме) прародителей (ПВ IV,24). Только Христос родился " не из соединения природного " , то есть не из брака, ибо Он " зачат в непорочной утробе Девы не от соединения с мужем, или из сладострастного зарождения, но от Святого Духа " (А,3; ПВ III,1). По учению отцов, брак был установлен для того, " чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертию " (ПВ IV,24), и именно с семенем падшего Адама связана наследственность первородного греха (ср.: Симеон Новый Богослов, прп. Нравственные слова, 13//Sources chretiennes. P.408). Поэтому Господь Спаситель и не зачат из этого семени, ибо, по словам св. Паламы, " если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы новым человеком, ни безгрешным, ни Спасителем грешащих " (PG 151,169). Еще яснее об этом говорит св. Максим Исповедник: " Все рождаемые от Адама в беззакониях зачинаются (ср.: Пс.50:7), подпадая осуждению праотца... Природа человеческая после падения имела началом своего происхождения сладострастное зачатие из семени и текущее рождение и концом болезненную через тление смерть. Господь же, не имея такое начало телесного рождения, не подлежал также и такой кончине, то есть смерти " (PG 90,788,1325). См. также и слова св. Епифания о рождении Святой Девы: " Она не рождена иначе, но как человеческая природа, то есть как все прочие, из семени мужа и утробы жены " (PG 42,748). Ср. и " Слово на Введение " св. Тарасия Константинопольского (PG 98,1485). 23. Ср.: Андрей Критский, свт. Слово на Успение, 1//PG 97,1052: " И если надо сказать правду, и до Нее дошла природная человеческая смерть " . Святителю Андрею Критскому, который был иерусалимлянином и поэтому выражал иерусалимское предание, следует очень часто Иоанн Дамаскин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010