α) Обязанности в обществе церковном 101 . Отношение пастырей к пасомым. Как говорит Свящ. Писание о должности пастырей к духовной пастве? Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду ( 1Петр.5:2–3 ). Катих. 109 стр. Рекли мы, яко не подабает епископу или пресвитеру вдаватися в народные управления, но неопустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати по заповеди Господней ( Мф.6:24 ). – Прав. Св. Апост. 81. См. также (выше об обетах) IV Всел. соб. пр. 7. Предстоятели церквей должны каждый день, преимущественно же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словам благочестия, выбирая из Божественного Писания разумения и заповеди истины и не преступая положенных уже пределов или предания богоносных отцев.... Ибо посредством учения упомянутых отцев народы, получая познание о желательном и достойном избрания и о негодном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою к лучшему и не изнемогают от недуга неведения, но, внимая этому учению, стараются избавиться от недуга и в страхе угрожающих наказаний соделывают себе спасение. VI Всел. соб. прав. 19. ...У Бога и у того, кому вверено пастырское водительство, все попечение о том, чтобы возвратить заблудшую овцу и вылечить уязвленную змием... VI Всел. соб. пр. 102. 102 Отношения пасомых к пастырям. – (Третья заповедь церковная предписывает), чтобы духовным оказываемо было должное уважение, как служителям Божиим и посредникам, ходатайствующим за нас у Бога, особенно тем, кои исповедуют нас, как Отцы духовные, и чтобы мы советовались с ними о спасении нашем. О сей заповеди так говорит Писание: каждый должен разуметь нас 103 , как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих ( 1Кор.4:1 ). И в другом месте: просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас и предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовию за дело их ( 1Фес.5:12 ). И в другом месте: разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор.9:13–14 ) И еще: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове ( 1Тим.5:17 ). Люди мирские не должны вмешиваться в дела духовные, по слову Апостола: братия, если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте таковаго в духе кротости ( Гал.6:1 ). Испов., I, отв. на вопр. 89.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ефес. 4:13 . (Непрестанно растет) в меру полного возраста Христова. Ефес. 15 . (И в себе) возвращает все в Того, который есть глава Христос. з) Православная Церковь, разрешая разные вопросы на соборах, основывалась на свящ. Писании и Предании Апостолов Деян. 15:28 . Угодно Св. Духу и нам... Деян. 16:4 . Они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. и) На вселенских соборах св. отцы проповедовали тоже, чему учили Христос и Апостолы, догматов не сочиняли, и брали их готовыми из свящ. Писания: напр., Символ веры весь основан на свящ. Писании. (См. подробности в кн. «Щит веры» стр. 9.). 6) О церковном учительстве в) Дар на проповедь евангельского учения дар чудотворения – различные дары 1Кор. 12:3–11 . Иному чудотворения, иному пророчество... 7) О поклонении Богу в духе и истине а) Вся жизнь человека должна быть служением Богу всем его существом Быт. 2:7 . Создал... Бог человека из праха земного и вдунул дыхание жизни. 1 Кор. 6:20. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших... 1 Фесс. 5:17–18. Непрестанно молитесь. За все благодарите... 1Тим. 6:17 . Богатых... увещевай, чтоб они... уповали на Бога живого... Евр. 9:14 . (Иис. Христ.) Духом Свят. принес Себя... очистив совесть вашу... для служения Богу живому... 8) О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой а) Благодать – Сила Божия 2Кор. 12:9 . Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи… б) Подается без всякой заслуги со стороны человека Рим. 11:6 . Если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. Ефес. 2:8–9 . Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар. в) Благодать открыта для всех людей Иоан. 1:14,16,17 . Слово стало плотью, полное благодати и истины... благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Рим. 5:15–16 . Благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа. – 6:14. Мы не под законом, а под благодатью. е) Спасительная благодать Божия, очищающая грехи человека, подается верующим в святых таинствах Церкви, совершаемых законными священнослужителями ее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Павел спрашивает коринфян, пользовался ли он чем–нибудь из того, что они послали с теми братьями, которые прибыли за добровольными пожертвованиями (ср.: 8:16–24; 9:3–5), например, с Титом и другим братом, который по просьбе Павла отправился вместе с ним. В заключение он пишет: …не в одном ли духе мы действовали? Вопрос требует положительного ответа. И Павел, и посланные им в Коринф действовали в одном духе, совершенно честно. 12:19–21 Назначение «неразумньис речей» 19 Павел вынужден был говорить в таком духе, поскольку коринфяне находились под воздействием хвастовства его противников, и он должен был показать, что ни в чем не уступает этим людям. Но главная цель его речей – в назидании им; не следует считать его высказывания простой самозащитой. Во имя укрепления их веры он должен был раскрыть суть лжеапостолов и вернуть доверие к себе как их апостолу и к своей Благой вести. 20,21 Он стремится укрепить их в вере, поскольку боится, что по прибытии к ним в третий раз ни он, ни они не найдут друг друга такими, какими хотели бы видеть. Он мог найти их в том же греховном состоянии, что и раньше, в нераскаянных грехах (особенно в нечистоте, блудодеянии и непотребстве). Они же могли увидеть его в том же состоянии непримиримости к их грехам с высоты своего авторитета. 13:1–10 Строгие предписания Павла 1 Павел предупреждает коринфян, что если, придя к ним в третий раз, он увидит, что они собираются предъявить ему те же беспочвенные обвинения, он призовет свидетелей: …при устах двух или трех свидетелей будет твердо каждое слово. Это необходимое условие обвинения в присутствии двух или трех свидетелей восходит к Втор. 19:15 и было включено Иисусом в Его наставления ученикам относительно церковной дисциплины ( Мф. 18:16 ; см. также: Ин. 8:17 ; 1Тим. 5:19 ; Евр. 10:28 ; 1Ин.5:8 ). 2–4 Павел предупреждает их и о том, что, поскольку они требуют доказательства того, говорит ли в нем Христос, то, когда он придет, они получат нужные доказательства. Это не будут свидетельства того рода, которые они ожидают (видения и откровения, знамения и чудеса и др.); это будет действие силы Христовой в них.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Писании как одно из бедствий, приравниваемое к сильнейшим и великим стихийным бедствиям, как «мор, глад, землетрясения», и потому война для бытия – жизни народа, по Св. Писанию, есть одна «из болезней» ( Мф.24:6–8 – См. наше соч. «Добро и Зло»… XVI-238–240); с другой стороны, война всегда священна для каждого члена своего народа, т. е. для члена каждой воюющей стороны, и потому положить жизнь свою на войне значит принять доблестную смерть «за други своя». Понятно поэтому, почему «имя воин в Св. Писании не только не тождественно с словом «убийца», но и выражает собою почетнейший, славнейший и благороднейший титул для обозначения высоких добродетелей: безусловного повиновения, твердости воли, самозабвения, верности своему долгу, преданности идее служения других и прочее» ( 2Тим.2:3–4 ; 1Тим.1:18 ; 1Кор.9:7 ; ibid), – и почему также в Св. Писании возникновение войн между народами рассматривается не как преступление и не как злодейство в племенах и народах по отношению их друг к другу, а именно как одна «из болезней» бытия и жизни «в веке сем и в мире сем» сынов человеческих, стоящих на «суде» своем в племенах, коленах и народах. Другое дело – «неумеренное и жестокое пользование победителя якобы своим правом над побужденными: здесь Св. Писание прямо и положительно вменяет в преступление такое пользование, считая оное крайним обнаружением злой воли победителя. В сем случае закон общечеловеческой справедливости и долг снисходительного милосердия обязательны и для победителя в его отношении к участи побежденных: «сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона, – говорит Господь, сиди на земле…, сиди молча и уйди в темноту, дочь халдеев: ибо впредь не будут называть тебя госпожею царств. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое, и предал их в руки твои, а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжелое иго твое. И ты говорила: вечно буду госпожею» ( Ис.47:1–7 ; ibid). Но вот и на «Вавилон посылаются веятели, развевают его и опустошают землю его» ( Иер.51:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Поэтому оказывается, что хотя «свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму нежели свет; потому что дела их были злы» ( Ин.3:19 ), поэтому даже свои не приняли Христа ( Ин.1:10 ) и проповедники Христовой истины до нашего времени восклицают словами пророка: «Господи, кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня?» ( Пс.53:1 ). Не все принимают благодать Духа Святого и веруют. Об этом состоянии говорил Сам Спаситель словами пророка: «Огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат и глаза своя сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами и не уразумеют сердцем и да не обратятся, чтобы я исцелил их» ( Мф.13:15 ; Ис.6:10 ). Но и в случае, если благодать принимается, ее действие ведет с живущим в человеке грехом борьбу ( Рим.7:14–24 ), которая может окончиться различно. 62 Поэтому Спаситель «всех человеков» ( 1Тим.4:10 ) «сделался виновником спасения вечного» фактически только «для всех послушных Ему» ( Евр.5:9 ). Русский богослов проф. П.П. Пономарев в начале текущего (ХХ-го) столетия писал: «В отношении к людям значение искупления ставится в зависимость отличного усвоения ими дела Христова. Святоотеческое богословие не держится механического взгляда на искупление, как на дело Христа, которое без всякого личного участия распространяет действие на людей. Там нет положения, что раз Христос совершил искупление, значит de ео ipso [именно потому – прим. сост.] все люди спасены, всем им вменена праведность Христа, не обращая внимания на то, желают ли они или не желают спасения. Там есть лишь положение, что Иисус Христос есть объективный совершитель спасения, Началовождь его, Глава обновленного человечества. Сам пройдя спасительный путь, на котором Он за нас и для нас («за ны» и «нас ради человек») победил тление, смерть и диавола, Христос в то же время заповедал идти тем же путем спасения – Его последователям, но только не одиночно, а вместе с Ним, Основоположником спасения – путем усвоения Его дела, Его праведности. В Нем – Христе – человечество уже представлено Богу, примирено с Ним; но в отношении к каждому человеку в отдельности обожествления еще нет (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

1 . Пятое прошение молитвы Господней читается так: И остави нам долги наша, якоже (как) и мы оставляем должникам нашим. 2 . Здесь под именем долгов наших пред Богом разумеются грехи наши. Грехи называются долгами нашими перед Богом, потому что все, что нужно для жизни и для спасения мы получаем от Бога, и потому все должны покорить Его воле и Закону, именно стараться делать добро и не грешить; если же мы не исполняем сего, т. е. грешим, то и становимся должниками (людьми ответственными) пред Ним. Должниками же нашими называются те, которые не отдали нам того, что по Божию Закону, должны были отдать, например, не оказали нам любви, а оказали вражду, обидели так или иначе нас. 3 . И при правосудии Божием, которое требует непременного наказания за грехи, мы можем надеяться на прощение их, потому что Господь Иисус Христос, наш Спаситель пострадал за наши грехи и тем удовлетворил за них правосудию Божию ( 1Тим.2:5–6 ; см. „О четвертом члене Символа веры “). 4 . Есть и с нашей стороны необходимое условие для получения грехов от Бога, это – прощение других. Посему, если мы просим у Бога прощения грехов, а сами друг друга не прощаем, то не получим сего прощения. 5 . Иисус Христос так учит об этом: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; если же вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ). 6 . Господь указал и в притче, что не прощающий других сам делается недостойным прощения. Это – в притче о милосердом царе и немилосердом должнике. Царь простил громаднейший, неоплатный долг своему рабу, а он после такой милости, встретил своего товарища, который был должен ему ничтожную сумму, несмотря на его просьбу об отсрочке долга, посадил его в темницу. Когда узнал об этом царь, то разгневался на злого раба и наказал его. Эту притчу Иисус Христос заключил следующими словами: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его ( Мф.18:23–35 ). В житии преподобного Тита Печерского повествуется, как Ангел поразил смертью инока Евагрия, не хотевшего помириться с Титом, когда сей просил его о примирении ( Мар. 27 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

3. Если кто-нибудь, кипя любовью к Богу, может, усмиряя и порабощая тело свое (см. 1Кор. 9:27 ), взять крест свой ( Мф. 16:24 ; Мк. 8:34 ; Лк. 9:23 ) и приобщаться [Святых Таин] каждый день, то это [дело] угодно Христу и «всякого принятия достойно» ( 1Тим. 1:15, 4:9 ). [Писание] гласит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» ( 1Кор. 11:26 ). А если кто, вследствие телесной немощи, поддается некоему плотскому наслаждению и душевной страсти и не сможет, как говорит апостол, по согласию воздержаться ( 1Кор. 7:5 ), ибо «плоть желает противного духу, а дух – противного тлоти; они друг другу противятся» ( Гал. 5:17 ), то совершенно необходимо [такому человеку] не причащаться Христовых Таин до тех пор, пока он, по возможности, не очистится посредством усиленной молитвы и трехдневного воздержания, то есть не очистится от случившегося с ним осквернения. И это для того, чтобы не впасть ему в лицемерие, пренебрегши Божественными заповедями. Ведь [Писание] гласит: «Проклятии уклоняющиеся от заповедей Твоих» ( Пс. 118:21 ) и «[проклят] всяк, с нерадением творящий дела Господни» ( Иер. 31:10 ). 4. Итак, видишь, возлюбленный [брат], что не только чревоугодник, пустохвал и клеветник [недостойны Причастия], но и тот, кто подвержен вспыльчивости, а также тот, кто [часто] уступает докучливости постыдных помыслов. Если даже подвергающемуся вследствие суетных зрелищ ночным истечениям невозможно приступать к Божественным Тайнам, то тем более разве не справедливо запрещается [приступать к ним] тому, кто вступал в соитие [с женой] в этот же самый день? Ибо «святая» не для осквернившихся и недостойных, но только «святым» и достойным. 308 Вопрос 14. Как узнаёт человек, что Бог простил ему грехи его? 309 Ответ 1. В молитве нашей, когда нас никто не видит и не слышит и мы наедине предстоим Богу, тогда душа знает, как расположен к ней Бог и как она – к Богу. Ибо есть семь способов молитвы и различий [в ней]: три из них возникают из-за страха перед [вечным] наказанием, 310 а четыре [других] свойственны спасаемым и имеющим часть в Царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

– Апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор. 7:39 ) и в другом месте: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» ( 1Тим. 5:14 ). По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак. 16.15. Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке? – Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака. 16.16. Обязательно ли иметь свидетелей при венчании? – По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них. 16.17. Что надо сделать, чтобы получить церковный развод? – Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака – главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему архиерею письменное прошение. 17. О Таинстве Елеосвящения (Соборовании) 17.1. Что такое Соборование? – Елеосвящение (или Соборование) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, больному подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников – собор. 17.2. Зачем надо собороваться? См. подробнее: Таинство Елеосвящения (Соборование) 17.3. Кто может собороваться? – Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14,15 ). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. 17.4. Как подготовиться к Соборованию?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Во-вторых, что касается просительных молитв. Мне доводилось слышать со стороны протестантских друзей утверждения, что такие молитвы святым будто бы нарушают слова о том, что «един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5). Но эти слова сказаны об искупительной жертве (их продолжение: «предавший Себя для искупления всех» ), — разумеется, никто из святых не является ходатаем в таком смысле. Однако Господь неоднократно предписывает христианам молиться за других (Мф. 5:44, 1Фес. 5:25, 2Фес. 3:1). Наши протестантские друзья могут вспомнить, что и у них принято молиться друг за друга, но при этом они не считают, что делаются «иными ходатаями». Точно так же и мы просим у святых помолиться за нас Богу, а не считаем, что они действуют своей собственной силой автономно от Бога. Обычное протестантское возражение сводится к тому, что это все сказано только о живых, а про то, что умершие святые могли бы молиться, якобы нигде не сказано. Я помню, как однажды в беседе с пресветерианским пастором по поводу этого напомнил ему слова из Апокалипсиса: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:9-10). Апостол Иоанн здесь прямо свидетельствует, что умершие святые сохраняют самосознание и возможность молиться Богу. Пастор начал уверять меня, что таких слов нет в Писании, после чего мне пришлось попросить его экземпляр Библии и в нем показать эти слова. Он был очень удивлен. Подобно этому пастору многие протестанты, читая их, не задумываются об их значении, поскольку оно не вписывается в то, чему их учат. Протестанты обычно настаивают на том, что будто бы после смерти святые теряют возможность молиться за других людей, хотя ни один из моих собеседников не смог показать мне, где об этом прямо сказано в Писании. Между тем, Христос засвидетельствовал, что «у Бога все живы» (Лк. 20:38). Молитва за тех, кто нуждается в помощи — это проявление христианской любви, а «любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:8). Также протестанты спрашивают, как умершие святые могут слышать обращаемые к ним молитвы. Это нетрудно понять, если вспомнить, что «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17), а Господь, как известно, может слышать молитвы, значит, и святые, соединившиеся с Ним, могут. Вспомним, как Бог чудесно дал узнать ап. Павлу просьбу македонских христиан (см.: Деян. 16:9). Из текстов Библии напрямую следует, что и после своей смерти, которая в Писании называется просто «отшествием» (2Тим. 4:6) праведники, соединившиеся с Господом, и сохраняющие свое самосознание, продолжают молиться Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Признаки живой веры следующие: 1 . Бога, Которого вера видит и прилепляется к Нему, как малое дитя к матери своей, от сердца почитать таким образом, какой описан в святом Его слове, то есть не веществом и наружностью только, но духом и истиною, поскольку Сам Бог есть Дух ( Ин. 4, 24 ), и почитать Его единого более всего света, ибо весь свет перед Ним как ничто, и признавать и нарицать Его от сердца Богом своим, хотя Он и всех Бог, подобно тому как Он называется Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова из-за веры их, хотя Он и для всех народов Бог (см. Исх. 3, 6, 15–16 ; Мк. 12, 26 ). Оттуда последует истинное и искреннее к Нему послушание и покорность. Ибо если Он Бог твой, то Его как Бога своего надо слушать, волю и повеление Его творить, как слушаешь отца твоего потому, что он твой отец. 2 . Всякого греха беречься нелицемерно, потому что Он всяким грехом оскорбляется. Отца твоего не хочешь ничем оскорбить и не дерзаешь ничего перед ним непристойного делать, тем более Бога твоего, Который везде есть и все видит, не должно тебе оскорблять и ничего перед Ним неугодного Ему не делать. Всякий грех противен вере христианской, поэтому вера против всякого греха подвизается. Вера в чистой совести любит почивать и без совести чистой быть не может. Так апостол святой написал: имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере ( 1Тим. 1, 19 ). С одной стороны, знать Бога и почитать, но с другой, против совести грешить и так Бога оскорблять и прогневлять – явное противоречие. Рассуждай об этом внимательно и узнаешь сам истину эту. 3 . Благодарить Его от сердца за все оказанные и оказываемые благодеяния, которых много – без числа, так что и жить минуты без Его благодеяний не можем. В благодеяниях Его мы заключены, и окружены ими, телом, и душой, и дыханием, и всем составом нашим Ему мы обязаны, и прочее. 4 . От сердца и нелицемерно Бога призывать, и во всяких нуждах к Нему единому прибегать, и помощи просить. Как малое дитя к матери своей прибегает, и руки простирает, и защиты и всего у нее просит, и иного не знает, кроме матери своей, так вера к одному только Богу прилепляется, и всего у Него просит, и не знает никого в нуждах своих, кроме Бога. Ибо вера знает, что один только Бог все может и на Него надежда тверда, а кроме Него всякая надежда нетверда и суетна.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010