Гора Цемараим (LXX» Σομρων Σομαρμ, слав.: «Сомори», Vulgata: Somenon) в горах Ефремовых (ст. 4), вероятно, лежала вблизи города этого имени в уделе Вениаминовом (( Нав.18:22 ), ср. «Толковая Библия», т. II, с. 110) упоминание этой горы в ряду гор Ефремовых и путь, по которому Авия преследовал Иеровоама, показывает, что она была на границе Ефремова и Вениаминова колен (теперь Сумра, Onomasticon, 861), а войско израильское было расположено к востоку от него (см. у проф. Гуляева, «Исторические книги», с. 524). Завет соли (LXX: διαθκη λς, Vulgata: pactum salis), т.е. вечный (как слав.-русск.) встречается в Библии два раза: здесь и в ( Чис.18:19 ) (ср. ( Лев.2:13 )), где идет речь о вечном завете Иеговы со священством народа Божия (ср. «Толковую Библию», т. I, с. 549). В обоих случаях значение образного выражения можно объяснить из свойства соли, которая предохраняет жизненные припасы от порчи. Арабы и теперь, заключая договоры между собой, подтверждают их вкушением хлеба и соли (см. у проф. Гуляева, цит. м.). Таким образом «соль» служила подходящим символом завета Иеговы с народом израильским, причем общее выражение этот завет находил в жертве, отсюда обязательное употребление соли при всякой жертве ( Лев.2:13 ). В частности, этот завет выражался в богоучрежденном священстве ( Чис.18:19 ) и в теократической царской власти ( 2Пар.13:5 ). Ровоам называется (ст. 7) «молодым и слабым сердцем» не в силу действительной маловозрастности его (при вступлении на царство ему был уже 41 год), ( 3Цар.14:21 ; 2Пар.12:13 ), а по неопытности в государственном управлении (см. «Толковая Библия», т. II, с. 424). Об изгнании священников Иеговы (ст. 9) из Израильского царства см. ( 2Пар.11:14–15 ) (ср. ( 3Цар.12:31 )). Относительно поставления новых священников Авия укоряет израильтян не за незаконность способа поставления священников, способ посвящения, здесь указанный, не отличается от указанного в ( Исх.29:1–9 ) и ( Лев.8:1–13 ) посвящения священников рода Ааронова, а за то, что в десятиколенном царстве посвящение совершалось не во имя Иеговы и посвящались лица, не принадлежащие к избранному роду Аарона и вообще не из колена Левиина (( 3Цар.12:31 ); ср. далее стих 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

изд. библ. общества – «отсчитайте себе от дня, следующего за праздником». 4 Праздник кущей начинался 15-го числа месяца Тисри и оканчивался 22-м числом того же месяца ( Лев.23:39 ). Тисри, т.е. «месяц потоков», иначе – афаним ( 3Цар.8:2 ), т.е. «месяц текущих рек», был седьмым месяцем от пасхального нисана («месяц цветов»), иначе авива («месяц колосьев»), и первым месяцем гражданского года евреев. Он равняется нашему сент.–октябрю. 5 Таким образом Лев.23:15 («отсчитайте себе от дня, следующего за праздником (евр. шаббат‘) от того дня, в который приносите сноп возношения, семь полных недель» (евр. шаббат‘от‘)) слово шаббат‘, встречающееся два раза, употреблено в двух разных смыслах – в значении праздничного дня с субботним покоем и в значении недели (Срв. подобное Мф.28:1 ). 9 Herzog, ibid. S. 478; Алексеев, «Очерки жизни евреев» 2-е изд. Новгород 1891, стр. 132. – Караимы празднуют только один день; см. «Религиозные секты евреев по Иосту стр. 59. 14 Этот обряд потрясания, называвшийся по-еврейски т е н у ф а г, совершался также при других жертвах ( Исх.29:24 ; Лев.8:27 ; Чис.5:25, 6:20 ; и мн. друг.) и отличался от обряда возношения (евр. т е р у м а г), т.е. поднятия приносимого вверх и опускания вниз. См. об этом: Winer, Biblisch. Real-wörterbuch, 2 Bd. Art. Weben. S. 677 – 678; Митроп. Филарета, «Начертание церковно-библейской истории». Изд. 4. Сиб. 1827, стр. 165; Властова, Священная Летопись, изд. 2. Сиб. 1878, стр. 205. 15 Gemara Kiddusch. 36, 2; Gemara Sueca 37, 2. Срвн. Herzog, cit. A rt. S. 479; Властова, цит. соч. там же. 18 Вульгате следует и Лютер в своем переводе: «und soilts aus allen euren Wohnungen opfern» und s. w. 27 Обряды принесения жертвы за грех были различны, смотря по тому, от кого приносилась эта жертва – от первосвященника ли ( Лев.4:1–12 ), или от всего народа еврейского (– ст. 13–21), или от какого-либо отдельного начальника (– ст. 22–26), или, наконец, от частного человека (– ст. 27–35). В праздник пятидесятницы козел приносился в жертву за грех, конечно, всего народа, что, по Лев.4:1–21 , совершалось с соблюдением таких обрядов. После заклания животного священник брал несколько крови его, вносили ее во святилище и, омочивши в ней перст свой, кропил ею семь раз «пред Господом», т.е. перед завесой, отделявшей Святое Святых от святилища, потом возлагал ее на рога жертвенника благовонных курений и остальное выливал у подножия жертвенника всесожжений. После этого тук животного сжигался на жертвеннике, а прочее оставшееся сжигалось вне стана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

28:56. Ноги своей не ставила на землю. Автор показывает, что даже самая изнеженная женщина, никогда не ступавшая по земле босиком, окажется в таком безвыходном положении, что начнет есть своих детей. 28:58. Книга. Мы склонны представлять книгу как предмет, имеющий страницы, переплет и обложку. Но в Древнем мире книги такого рода еще не существовали. Использованное здесь понятие может относиться к любому документу – и к надписи на камне, и к свитку, и к папирусу, и к глиняной табличке. 28:68. Возвращение в Египет на кораблях. Ассирийские цари VII в. до н. э. принуждали своих вассалов поставлять живую силу для участия в военных походах. Следовательно, израильтяне могли возвратиться в Египет на кораблях в качестве вынужденных участников ассирийской военной экспедиции, отправленной с финикийского побережья. Это символизирует непрекращающееся притеснение иноземными врагами, предсказанное проклятиями. С другой стороны, не исключена вероятность, что здесь подразумевается попадание израильтян в сети сиро-финикийских работорговцев, отправлявших рабов в Египет кораблями. 29:1–29 Возобновление завета 29:5. Одежда и обувь не обветшали. См. коммент, к 8:4. 29:6. Не ели хлеба и не пили вина. Вместо хлеба и вина израильтяне получали от Господа манну и воду. Включение крепкого напитка необычно, так как его употребление было запрещено только действующим священникам ( Лев. 10:9 ) и лицам, принявшим обет назорейства ( Чис. 6:3 ). 29:7. Сигон и Ог. Эти сражения впервые описаны в Чис. 21 . Сигон известен только из библейского повествования, и археологические раскопки предоставляют слишком мало данных о его столице и царстве. Что касается Ога, то ни исторические источники, ни археология также не предоставляют данных, проливающих свет на личность этого царя. Информацию о Есевоне и Васане см. в коммент, к Чис. 21:25–28 и Втор. 3:1 . 29:19–21. Тайный нарушитель. Представление о том, что человек, тайно нарушающий условия договора, тем не менее подвержен действию проклятия, содержится также в арамейских и хеттских договорах, предупреждающих об уничтожении имени (рода) нарушителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

17 несогласные мнения в воротах твоих. Суды вершились у ворот города, где обычно восседали старейшины и другие достойные люди (см. 21,19; Быт. 19,1 ; Исх. 32,26 ; Руфь 4,1 ; Иов 31,21 ; Притч. 22,22; 31,23 ). 17:14–17 См. Быт. 49,10 . Никогда и никем не отвергался тот факт, что Израиль может иметь царя, однако было признано, что Царем Израиля является Сам Бог (33,5). 17 закона сего. Древний Израиль был конституционной монархией, причем конституцию для Израиля написал Бог. Божий закон («сей закон»), частью которого является и книга Второзаконие, должен был храниться священниками рядом с ковчегом завета (31,26) и использоваться ими для наставления народа (31,11). Царь должен был «списать для себя» этот закон, т.е. сделать его копию, читать его и следовать ему. Глава 18 18 Священникам левитам. Выражение «священники левиты» необычно, оно подчеркивает их принадлежность к одному колену. Другие примеры использования этого выражения: Нав. 3,14–17 ; Иез. 43,19 . всему колену Левиину. В Чис. 26,62 подчеркивается, что не только священники, но и все израильтяне из колена Левия, насчитывающего 23 000 человек, не получат удела в обетованной земле (см. 10,9). Это означало, что у левитов не будет надела земли, который был бы для них средством к существованию. Моисей специально повелел отделить для них сорок два города, шесть из которых должны были стать городами-убежищами ( Чис. 35,2–8 ). Позже Иисус Навин определил место для этих городов (Нав., гл. 21). 18 что должно быть положено священникам. См. Лев. 7,32 . 18 если левит придет. Если левит оставит свое жилище, придет к центральному святилищу и будет служить там, ему следует пользоваться и определенной частью имущества. Предварительные условия соединяются в древнееврейском языке при помощи союза «и»; в последней части данного предложения (ст. 8) этого союза нет. Подобная конструкция встречается и в 24,1–4, где также имеется итоговое заключение. 18 мерзости, какие делали народы сии. Все действия, перечисленные далее, являются магией. Все, что перечислено в этом стихе, называется «грехом мерзости».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20–22). После, посвящения левитов Моисей получил от Бога закон о возрасте, в продолжении которого левиты должны нести действительную службу при скинии, именно от 25 лет 101 до 50-ти, а старшие сего возрастом уже освобождались от чередного служения (ст. 23–25); они могли помогать своим молодым братьям в держании стражи при скинии, но других работ они не отправляли (ст. 26). 1. Какие обряды совершены были при посвящении левитов и что они знаменовали? – Во-первых, самому посвящению предшествовали обряды очищения, состояние в окроплении левитов водою очищения, в обритии волос всего тела и в измовении одежд («исперут ризы своя» – Чис.8:7 ). Все эти обряды очищения по своему духовному значению указывали на требование от посвящаемых особенной чистоты и святости. Под водою очищения (букв, с евр. «вода греха»...), по свидетельству раввинов, нужно разуметь воду на пепле от жертвы рыжей телицы (см. Чuc. XIX ). Во-вторых, в обрядах самого посвящения, кроме известных положенных жертв, главное составляли: обряд возложения рук »сынов Израилевых», вероятно, старейшин, на посвящаемых, каковое возложение рук было не знаком благословения или низведения особенной благодати Божией, потому что такой власти по отношению к левитам «сыны Израилевы» не имели, а оно было знаком отделения левитов сынами Израилевыми из своей среды и назначения их вместо первенцев в жертву Богу и знаком передачи священных прав всех первенцев левитам; а затем обряд возношения пред Господом посвящаемых чрез Аарона. Обряд этот состоял в том, что Аарон подводил посвящаемых левитов к внешней завесе скинии и заставлял их кланяться на все четыре стороны в знак того, что всегда и во всем они должны быть готовы служить везде присутствующему Богу. По мнению других, левитов обводили вокруг жертвенника всесожжений. Этот обряд совершенно подобен по значению обряду возношения и потрясения жертвенных частей при мирной жертве; в подлиннике эти оба обряда одинаковым словом и названы ( Чис.8:11 ср. Лев.8:27; 9:21 и др.). 2. Какие права и обязанности священных лиц ветхозаветной иерархи? – Сущность прав священных лиц ветхозаветной иерархии состояла в особом приближении их к Богу, а приближение это во внешности выражалось доступом этих лиц к жилищу Иеговы, скинии, и к священным предметам ее и действиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

См. статью «Божий завет милости». отцам вашим. Избрание Богом Израиля было основано на Его клятве Аврааму, Исааку и Иакову. Божие избрание Церкви основано на Его клятве Иисусу, Сыну Авраама и Сыну Божию ( Пс. 109,4 ; Евр. 7,20–28 ). 7 благословит плод чрева твоего. Этот стих почти дословно повторяется в 28,4, где он находится в начале провозглашения благословений. хлеб ... вино ... елей. Глубоко символические понятия. Хлеб символ жизни ( Ин. 6,33.35 ); вино откровение Божие ( Ос. 2,9 ; Ин. 2,3 ; Откр. 6,6 ); елей символизирует любовь, радость и благословение Божие ( Ис. 61,3 ; Евр. 1,9 ). 7 никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь. Подобное обещание дается и в Исх. 15,26 , а противоположное ему проклятие в 28,60. 7 видели глаза твои. См. ком. к 5,3. 7 шершней нашлет Господь. Древнееврейское слово, означающее «шершень», происходит от того же корня, что и «болезнь прокажения» ( Лев. 14 ). Возможно, это выражение означает: «нашлет Господь болезни». 7:21 См. статью «Величие Божие». 7 ибо это заклятое. Заклятое «отделенное для уничтожения», т.е. на заклятом лежит проклятие, как и на тех, кто изготовил «заклятые» предметы. См. ком. к 7,2. Глава 8 8 манною. См. Исх. 16,15 ; Нав. 5,12 . не одним хлебом живет человек. См. Мф. 4,4 ; Лк. 4,4 . но всяким словом, исходящим из уст Господа. Слово Божие питало израильтян в пустыне и помогло им войти в обетованную землю и овладеть ею (ст. 1). См. ком. к 7,13. 8 как человек учит сына своего. Наказание Божие всегда содействует ко благу ( Откр.3,19 ). 8 железо. Железный век наступил в Палестине ок. 1200 г. до Р.Х., т.е. уже после смерти Моисея, однако железо было известно и ранее. 8 Если же ты забудешь Господа. Преданность Богу была обязательным условием получения благословения: без Бога Израиль уподоблялся язычникам и обрекал себя на гибель. Однако Бог остается верным Своему завету с отцами Израиля и спасет остаток народа, избранного Им по благодати (ст. 18; Рим. 11,28.29 ). Глава 9 9 сынами Енаковыми. См. 1,28; 2,21. Это были те самые сыны Енаковы, которые устрашили неверных соглядатаев сорок лет назад ( Чис. 13,22.28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

23:19,20. Взимание процентов. См. коммент. к Исх. 22:25 . В отличие от Книги Исход, во Второзаконии прямо сказано о возможности давать ссуду под проценты иноземцам. 23:21–23. Обеты. Одна из Десяти заповедей гласит: «Не произноси имени Господа напрасно» ( Исх. 20:7 ). Произнесение имени Бога вынуждает Бога вступить в общение с человеком. Поэтому невыполнение какого-либо условия обета разрушает эту связь и навлекает на человека Божий гнев (см.: Суд. 11:35,36 ). Наставления об обетах изложены во Второзаконии в афористической форме, напоминающей изречения в Еккл. 5:4–7 . Предостережения против необдуманных высказываний часто встречаются в ближневосточной нравоучительной литературе. Например, в ассирийских «Поучениях Ахикара» (VII в. до н. э.) сказано: «Слово человека – что птица; выпустишь – не поймаешь». А египетский мудрец утверждает, что «способность задумываться, прежде чем говорить, – свойство, угодное богам» («Наставления Аменемопе», 1100 г. до н. э.). Дополнительную информацию об обетах см. в коммент. к Лев. 27 и Чис. 30 . 23:24,25. Сбор плодов и колосьев. Как и вдове, имевшей право собирать плоды и колосья из дарованного Богом урожая, путнику разрешается подкрепляться плодами и зерном, когда он проходит мимо виноградников и полей (см.: Втор. 24:19–21 ). Однако целенаправленный сбор урожая с поля ближнего – это воровство. Законы гостеприимства обсуждаются также в египетской «Повести о красноречивом поселянине» (2100 г. до н.э.). 24:1–22 Защита достоинства 24:1–4. Развод. Согласно библейскому тексту, основанием для развода является отвращение мужа к жене (как и в среднеассирийских законах). В «разводном письме» подробно перечислялись причины развода (см.: Иер. 3:8 ), и если бракоразводный процесс осуществлялся тем же порядком, что и другие правовые процедуры, дело передавалось на рассмотрение старейшинам (как и в законах Хаммурапи). Дополнительную информацию см. в коммент. к Втор. 22:29 . 24:4. Осквернение. Необычная форма глагола, использованная в ст. 4, дает понять, что в данном случае женщина является жертвой, а не виновной стороной. Она была вынуждена объявить о своей нечистоте вследствие жестоких действий первого мужа, и второй брак показывает, что другой муж смог принять ее, несмотря на предполагаемую нечистоту. Запрет направлен на недопущение повторной женитьбы первого мужа на этой женщине (в каковом случае он мог получить некоторую материальную выгоду), тогда как если бы женщина была нечиста, запрет был бы направлен против нее и препятствовал бы ее браку с кем бы то ни было.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Согласно этому закону, ближайший кровный родственник мужского пола обладал правом и обязанностью защищать имя своей семьи и беречь ее имущество. Такое право выражалось в различных формах: 1) отмщение за смерть члена семьи ( Чис. 35,19–21 ); 2) выкуп семейного имущества, которое его непосредственный владелец вынужден был продать по бедности, чтобы уплатить долг ( Лев. 25,25 ); 3) выкуп ближайшего родственника, который по бедности вынужден был продать себя в рабство, чтобы уплатить долг ( Лев. 25,47–49 ) и 4) женитьба на вдове умершего родственника ( Втор. 25,5–10 ). Эти обязанности ложились на родственников согласно порядку очередности, установленному в Лев. 25,49 (брат отца, затем его сын, затем остальные родственники); очевидно, эти обязанности можно был отклонить, не навлекая на себя осуждения (ср. 3,12; 4,1–8). Теперь ход событий определяется тем фактом, что Вооз «из наших родственников-искупителей», на что уже намекалось в 2,1 (см. ком.). Руфь будет действовать в подчинении закону (левиратного брака), в отличие от своей прародительницы, дочери Лота, поступавшей вопреки закону (запрещающему кровосмесительную связь с отцом). 2 кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы. Т.е. прошло два месяца. Глава 3 3:1–18 Ход событий убыстряется, приближаясь к своему завершению. Руфь одновременно выполняет план Ноемини и идет дальше него, отдавая в руки провидения Божия свою собственную репутацию и, как оказалось, будущее царственного наследия Израиля, требуя защиты Вооза как родственника-искупителя (ст. 9). Однако и Руфь, и Вооз, подчиняясь воле Божией и Его закону, не могут совершить ничего такого, что навлекло бы на них гнев Божий и людское осуждение. 3:1 Оказавшись в тех же обстоятельствах, в каких оказались и дочери Лота ( Быт. 19,31.32 ), Ноеминь с Руфью также стремятся сохранить свою родовую линию, но действуют не так, как это сделали их предшественницы. не поискать ли тебе пристанища. Букв.: «покоя». «Покой» Руфи станет «покоем» (осуществленным и обеспеченным в будущем) для всех нуждающихся в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 не произноси слова. См. ком. к 7,12.13. 7 жена твоя будет обесчещена. Женщина от отчаяния станет на путь проституции, чтобы заработать себе на пропитание, после того как ее муж лишится всего состояния, а дети будут убиты. сыновья и дочери твои падут от меча. Ср. Иез. 24,21 . Сыновья и дочери часто предавались казни вместе со своими родителями за прегрешения, совершенные последними против завета ( Втор. 28,32.53 ; Иер. 5,17 ); «пасть от меча» было типичным наказанием, предопределенным в завете ( Ис. 3,25 ; Иер. 39,18 ). в земле нечистой. В стране языческой. Плен станет особенно непереносим для Амасии как священника, поскольку, оказавшись в стане язычников, он станет ритуально нечистым (ср. Лев., гл. 11). О пророчествах против священников, непокорных Господу, см. 1Цар. 2,34 (сын Илия); Иер. 20,1–6 (Пасхор). Израиль... из земли своей. С убийственной иронией Амос возвращает Амасии его же слова, в которых тот излагал суть пророчества Амоса (7,11). Глава 8 8:1–3 Видение о корзине со спелыми плодами. 8 спелыми плодами... приспел конец. Букв.: «летними плодами... конец настал». Слова, означающие в еврейском языке «летние плоды» и «конец», созвучны, и образуют здесь игру слов. Летние спелые плоды символизируют близкий конец Израиля. прощать. См. ком. к 7,8. 8 тот день. Т.е. день Господень (см. ком. к 2,16; 5,18). Песни... рыдание. Ритуальное пение в храме, звуки которого Господь более не желает слышать, сменится воплями отчаяния, когда Всевышний явится, чтобы свершить Свой суд. много... трупов. Картина захваченного ассирийским войском города (ср. Наум 3,19 ). 8:4–14 Бог обличает Израиль за царящую в нем социальную несправедливость, нечестность в торговых делах и пренебрежение к религиозным праздникам. 8 погубить нищих. Жесточайшее угнетение доводило бедных людей до гибели. 8 новолуние... суббота. Праздник новолуния отмечался каждые четыре недели и сопровождался обильными жертвоприношениями ( Чис. 28,11–15 ). По обычаю, в этот день нельзя было ничего ни покупать, ни продавать. Еженедельное празднование субботы основывалось на божественных актах сотворения мира ( Исх. 20,8–11 ) и избавления евреев из египетского рабства. Всякая работа в этот день строго запрещалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

21:22,23. Выставление казненных преступников на всеобщее обозрение. Ввиду того что установления Книги Второзаконие редко затрагивают вопросы ритуальной чистоты и оскверняющих элементов (см.: Лев. 13– 17 и коммент. к Лев. 20:10–16; 22:3–9 ), не исключено, что ощущение «осквернения» земли вызвано здесь видом или запахом разлагающегося тела. Труп считался оскверняющим предметом ( Лев. 22:8 ; Чис. 5:2 ), представляющим угрозу для жизни. Маловероятно, что здесь подразумевается смертная казнь через повешение. Скорее, дерево или столб использовались для выставления тел на всеобщее обозрение. Ассирийские рельефы из дворца Сеннахирима в Ниневии (704–681 гг. до н. э.) изображают воинов, воздвигающих столбы с посаженными на них жителями Лахиса. Вероятно, отвращение к подобному позорному выставлению послужило основой еврейского закона, требующего убрать и похоронить тело до наступления ночи, а не оставлять его на растерзание зверям и птицам ( Быт. 40:19 ; 2Цар. 21:10 ). 22:1–12 Различные постановления 22:1–3. Потерянное имущество. Как и в Исх. 23:4 , здесь говорится о том, что израильтянин должен либо вернуть найденное имущество (животных, одежду и т. п.), либо хранить его у себя, пока не объявится владелец. Этот принцип приложим и к братьям-израильтянам, и к врагам. Законы Эшнунны и Хаммурапи также уделяют внимание потерянному имуществу, но они расширяют это установление, подробно рассматривая обязанности нашедшего и права владельца в случае перепродажи имущества. 22:5. Трансвестизм на древнем Ближнем Востоке. В Древнем мире одежда не только указывала на социальный статус, но и позволяла различать пол. В классическую эпоху переодевание в женскую одежду встречалось в театре, где не разрешалось играть женщинам, а также было одним из проявлений гомосексуальной практики. В древних ближневосточных текстах примеры переодевания в одежду противоположного пола, или трансвестизма, чаще всего встречаются в материалах культового или правового характера. Например, после убийства угаритского героя Акхата его сестра Пагату надевает мужскую одежду, чтобы в отсутствие мужской родни выступить в роли кровного мстителя. В одном нравоучительном ассирийском тексте содержится разговор между мужем и женой, в котором они предлагают друг другу поменяться одеждой и таким образом присвоить половые роли друг друга. Возможно, это описание ритуала плодородия или часть религиозного представления в честь какой-то богини. Очевидно, именно из-за связи с другими религиями трансвестизм назван в Книге Второзаконие «мерзостью», хотя причиной такого неприятия могло послужить и стирание различий между полами. Хеттские тексты описывают использование одежды и связанных с полом предметов в различных магических ритуалах, направленных на повышение собственного сексуального статуса и на понижение или изменение сексуального статуса соперника. «Женскими» предметами были зеркало и прялка; «мужскими» – различные виды оружия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010