Когда в Антиохии некоторыми пришедшими из Иудеи был возбужден вопрос об обязательности закона Моисеева для христиан, обращенных из язычества, Павел и Варнава выступили на защиту христианской свободы. После «немалого состязания» «положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (15: 2). На Апостольском соборе они защищали против иудействующих свободу христиан из язычников от соблюдения ветхозаветного закона, подтверждая свои доводы повествованием о том, какие знамения и чудеса Бог сотворил через них среди язычников. После собора с посланием от него они возвратились в Антиохию, признанные и старейшими апостолами в своем служении апостолов среди языков ( Гал. 2: 1–10 ). В Антиохии Варнава, подобно пришедшему сюда ап. Петру, основываясь на постановлении собора, имел полное общение с христианами из язычников, принимал участие в их столе, не обращая внимания на иудейски законническое различие чистого и нечистого. Но когда в Антиохию прибыли иудео-христиане, Петр неожиданно стал «таиться и устраняться, опасаясь обрезанных»; «вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием», в чем все и были обличены ап. Павлом ( Гал. 2: 11 слл.). По истечении некоторого времени Павел пригласил Варнаву посетить братьев по всем городам, в которых они вместе проповедовали слово Господне. Варнава хотел взять с собой Иоанна Марка, «но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр, а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией» (15: 36–40 [цит.: 38–40]), во второе великое благовестническое путешествие. Этим оканчиваются известия о Варнаве, какие дает книга Деяний апостольских. Лет через пять после этого (ок. 56–57 г.) ап. Павел упоминает о Варнаве в первом Послании к коринфянам: «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» (9: 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Когда он размышлял об этом, он увидел против себя большую кафедру, сделанную из волны – белой, как снег. Пришла старая женщина в блестящей одежде с книгою в руке и спросила его, почему он, всегда веселый, теперь так печален. Он сказал ей причину, и она подтвердила, что Ерма действительно согрешил против Роды, и что такое пожелание должно быть чуждо рабу Господню; однако, хотя он и пал на время, Господь гневается не на него, а на дом его, который впал в нечестие; сам же он, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил сыновей своих сильно развратиться. Она убеждает его настойчиво учить детей своих, и они покаются. Прежде чем уйти, женщина предложила ему послушать написанное в книге, которую она держала в руке. Ерма слушал со вниманием. Она читала величественное и дивное, чего он не мог удержать в памяти, кроме немногих последних слов, утешительных для избранников Божиих. Женщина, окончив чтение, встала с своей кафедры, и четыре юноши подняли кафедру и унесли ее на Восток, а женщина коснулась груди Ермы и сказала, что последние слова книги, понравившиеся Ерме, относятся к праведным, а страшные и жестокие – к отступникам и язычникам. Затем явились два мужа и перенесли женщину на Восток. В ушах Ермы звучали ее последние слова: «мужайся, Ерма». Второе видение. Оно было в том же месте в скором времени после первого. Женщина принесла свою книгу и читала ее; она спросила Ерму , может ли он возвестить написанное в ней избранникам Божиим. Он ответил, что не может запомнить: «дай мне книгу, и я спишу». Взяв книгу, он списал ее всю, но смысла не понимал; только чрез пятнадцать дней, в которые он постился и много молился, ему открыт был смысл написанного, именно, что сыновья его отступили от Господа, хулили Его, предали родителей, распутствовали, жена его грешит языком своим; но они получат прощение прежних грехов, если покаются, точно так же и все христиане. Предстоятели Церкви должны совершать пути свои в правде, о чем Ерма должен сказать им. Сам Ерма не должен помнить неправд детей своих и не оставлять жены своей, с которою должен жить, как с сестрою, но должен позаботиться о вразумлении их. Он претерпел большие бедствия, но за то, что сохранил веру, спасется. Во время сна явился Ерме юноша, который объяснил ему, что старица, которую он видел, не Сивилла, как он думал, а Церковь Божия, явившаяся в образе пожилой женщины потому, что она сотворена прежде всего и для нее сотворен мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Краткие сведения о жизни и деятельности ап. Варнавы В связи с этим стоит позднейшее сообщение (в похвальном слове ап. Варнаве кипрского монаха Александра – не раньше VI в.), что Варнава был учеником Гамалиила и имел своим соучеником Савла. Спустя некоторое время, когда в Иерусалиме получено было известие о распространении христианства между антиохийскими язычниками, Варнава по поручению апостолов отправился в Антиохию. Цель этого посольства не указана, но Дееписатель сообщает, что Варнава, «прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народу к Господу» ( Деян. 11: 21–24 [цит.: 23–24]). Ввиду такого успеха Варнава пошел в Таре, разыскал там Савла и привел его в Антиохию в качестве сотрудника: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (11: 25–26 [цит.: 26]). После путешествия в Иерусалим для передачи милостыни по случаю бывшего там голода (в 44 г. по P. X.) Варнава и Савл, по повелению Духа Святого, антиохийской Церковью были отделены на апостольское служение (И: 30; 12: 25; 13:2–4) и вместе с племянником Варнавы Иоанном Марком отправились в великое благовестническое путешествие (ок. 45 г.). Через Селевкию Савл и Варнава, в сопровождении Марка, прибыли на Кипр, прошли с проповедью весь остров от востока до запада, отсюда отправились в Малую Азию и через Пергию пришли в Антиохию Писидийскую, проповедовали и совершали знамения, затем [отправились] в Иконию и Листру. После продолжительной и плодотворной деятельности из Дервии они возвратились прежним путем, минуя Кипр, в столицу Сирии, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие, и рукоположивши им пресвитеров в каждой церкви» (глл. 13–14 [цит.: 14: 22–23]). Иоанн Марк еще в Пергии отделился от них и возвратился в Иерусалим. Во время этого путешествия Варнава в повествовании Дееписателя отступает на задний план, и именно с того момента (13: 9), когда он [(Лука)] начинает именовать Савла Павлом (ср. И: 30; 12: 25; 13: 1, 2, 7 и 13: 43, 46, 50; 14: 20; 15: 2, 22, 35). Во время этого путешествия собственно Павел является проповедником-миссионером (ср. 13:16; 14: 8 слл.; 14: 19 сл.); в Листре «называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермирм, потому что он начальствовал в слове» (14:12). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава собрали Церковь и «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками» (14: 27–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Мир, характеризуемый неизменным владычеством тьмы, представляет собою царство, непримиримо враждебное тому царству, в котором господствует «свет истинный». Тьма так опутала весь мир, что он не в состоянии был заметить того света, который продолжал сиять и после самовольного отчуждения его от источника света ( Ин.1:4–5 ). Мир не познал света. Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий худые дела ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин.3:19–21 ). Тьма объемлет человека, и ходящий во тьме не знает, куда идет ( Ин.12:35 ). Но тьма действует не только как темная среда, не дающая глазу возможности видеть то, что лежит на пути, и прилагать имеющуюся силу зрения: она разрушает самый духовный орган зрения, совершенно уничтожая возможность вообще когда-либо видеть свет ( 1Ин.2:11 ). Из всего сказанного видно, что тьма имеет самую тесную связь с злыми делами, грехом, которым произведено отчуждение мира от Бога (ср. 2Кор.6:4 : праведность и беззаконие – свет и тьма; Еф.5:11 , ср. 8; Рим.13:12 , ср. 13. 14; 1Фес.5:4–5 ). Тьма есть объявшая мир греховная атмосфера. Находящийся в этой атмосфере человек не имеет истинного понятия о своем назначении, о цели, к которой должен стремиться, о пути, ведущем к достижению этой цели. Извращенная воля влечется греховными похотями сердца и боится ставить свои худые дела пред судом света. На основании такого понятия о σκοτα (σκτος)можно определить и содержание понятия φς. Если тьма может быть характеризована, как греховная атмосфера, то свет – φς – есть область нравственной чистоты, святости, очищения от всего греховного, область делания добрых дел (ср. Мф.5:16; 1Пет.2:9 ; Рим.3:12 ; Еф.5:8 ; 1Фес.5:5 ; 2Кор.4:14 и др.). Во свете очищается, проясняется духовный взор человека; он видит себя в истинном свете, знает свое назначение и бодро идет по пути к его осуществлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Можно обратить внимание только на такии выражения: Иоанн Креститель говорит Иисусу Христу: «Ты – сущий в начале к Богу и Бог, Ты – сияние Отчей славы, – Ты совершенный образ совершенного Отца»... «В чье имя крещу Тебя? Во имя Отца? Но ты всего Отца имеешь в Себе и весь Ты в Отце. Во имя Сына? Но нет кроме Тебя, другого по естеству Сына Божия. Во имя Святого Духа? Но Он всегда соприсущ Тебе, как единосущный, единоволящий, единомысленный, единомощный и единочестный и с Тобою от всех принимает поклонение». Господь говорит Крестителю; «Когда увидишь Меня одесную Отца сидящим, тогда богословствуй обо Мне, как сопрестольном и совечном и единочестном Отцу и Святому Духу». Глас Отца говорит с неба; «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих,Сын единосущный, а не иносущный, единосущный Мне по невидимому и единосущный вам по-видимому, кроме греха». Приведенные места, особенно последнее, имеют довольно ясные следы позднейшего происхождения, хотя и не требуют его безусловно. К тому же заключению приводят и выражения о Приснодеве Марии. Иоанн Креститель говорит; «Ты, родившись от Девы Марии, как восхотел и как един ведаешь, не разрушил девства ее, но и сохранил его, и ей даровал наименование матери. Ни девство не воспрепятствовало рождеству Твоему, ни рождество не нарушило девства; но две противоположнейшие вещи, рождение и девство, стеклись в единый союз, потому что сие возможно для Тебя, Создателя естества». Если мысль эта свойственна древне-церковному воззрению, то формулировка, данная здесь, несомненно позднейшего происхождения. Что касается изложения, то беседа представляет собственно сплошной, за исключением введения, диалог, в котором произносят длинные речи Иоанн Креститель – на тему: мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне, и Господь Иисус Христос – на слова: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Затем говорят иудеи, находящие в крещении Господа подтверждение своей мысли о превосходстве Иоанна Крестителя, и, наконец, приводится речь Бога Отца на слова: Сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих, Того послушайте.Во введении оратор приглашает своих слушателей изыти вместе со Христом из Галилеи и мысленными стопами достигнуть Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Наконец, заповедь о любви к брату содержит все, что другие заповеди имеют своею целью; в ней они находят свое исполнение: «Любовию работайте друг другу, – говорит Апостол Павел: ибо весь закон в едином словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближнего твоего якоже себе» ( Гал.5:14 ). Но это еще не все. «Любовь к брату» есть полное выражение живого общения с Богом и, следовательно, хождения во свете. Припомним учение Апостола Иоанна о любви. Абсолютная любовь существует только в Боге, Который есть любовь ( 1Ин.4:8 ); всякая любовь имеет свой источник в Нем; отсюда обратно: всякий любящий рожден от Бога ( 1Ин.4:7 ), пребывает в Боге и Бог в нем пребывает ( 1Ин.4:16 ). Далее, любовь Бога к людям особенно обнаружилась в посольстве единородного Сына для умилостивления за грехи наши, – чрез Него мы сделались детьми Божиими ( 1Ин.3:1 ). Но если всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, то всякий любящий родившего должен любить и рожденного от Него ( 1Ин.5:1 ), т.е. должен любить брата своего. Отсюда: если любовь к брату есть факт, то это есть несомненный знак, что любящий рожден от Бога и ходить во свете, и по 1Ин.1:7 общение друг с другом есть следствие хождения во свете, равно как отсутствие этого признака свидетельствует о совершенно противоположном. Спаситель в Своей прощальной беседе указал на взаимную любовь Апостолов как на признак, по которому всякий может узнать, что они Его ученики, находятся с Ним в постоянном общении: «заповедь нову даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко Мои ученики есте, аще любовь имате между собою» ( Ин.13:34–35 ; cp. Ин.15:12, 17 ). «Якоже возлюбих вы, – говорит Иисус Христос. Таким образом, в Нем осуществлен высочайший идеал любви; ибо Он, возлюбль своя сущия в мире, до конца возлюбил их» ( Ин.13:1 ). Такова необходимая связь между братскою любовью и хождением во свете, хождением, как Он ходил, или иначе истинным христианским состоянием. Братская любовь есть существенная часть обязанностей христианина, тогда как ненависть есть отрицание их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Не стало великого Апостола языков; вместе с ним, как свидетельствует предание, кончил земное поприще и другой малоазийский учитель – Апостол Петр. Тимофей, Тит и другие сотрудники Апостолов не обладали авторитетом и силою своих великих учителей. Между тем малоазийские церкви с каждым днем расширялись все более; христианская жизнь продолжала развиваться. Но в той же степени, под влиянием окружающей обстановки и проникших в среду христиан различных обольстителей и превратных учений, усилилась и опасность для чистоты их веры и жизни. Раз начавшееся брожение не могло пресечься вдруг. Гностические тенденции, при кажущемся родстве и некоторых точках соприкосновения гностицизма с христианством, привлекали к себе все большее число последователей среди гностически настроенных умов, и в лоне христианской церкви мало-помалу стали образовываться христианско-гностические секты. Еретичество гностических тенденций, само собою понятно, обнаруживалось не вдруг: семена лжеучений воспринимались совершенно незаметно для христиан, пока не развивались в полнейшее антихристианство. Наряду с заблуждениями теоретического характера, несомненно продолжали развиваться и указанные выше заблуждения в области практической, нравственной. Св. Иуда в послании, написанном, может быть, в семидесятых годах и по всей вероятности к малоазийским христианам, пишет, что вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа; это мечтатели, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти; они бывают соблазном на вечерях любви, пиршествуя с христианами, без страха утучняют себя; это ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям; уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти ( Иуд.1:4, 8, 12, 16 ). Очевидно, что это те же либертинисты, которые обличаются и во втором послании Апостола Петра; их безнравственное поведение не было результатом только легкомысленной, бессознательной языческой распущенности, но вытекало из принципов их морали, из ложного и превратного понимания требований христианской любви и свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Но когда убеждение не подействовало, и народ продолжал оставаться в том же неверии, Бог отвратил и изменил их путь, чтобы они блуждали, наказывая их в пустыне многими ударами. И сколько дней осматривавшие землю ходили туда и обратно – это продолжалось сорок дней – считая год за каждый день, Он держал их в пустыне сорок лет, и никого из тех, которые были зрелыми по летам и по разуму, за их неверие Он не счел достойными вступить в (обетованную) землю, кроме двух, свидетельствовавших в пользу наследования, то есть Иисуса, сына Навина, и Халева сына Иефонниина, а также и тех, которые были еще малы, и не умели различать правого от левого. Таким образом, весь маловерный народ умер в пустыне, получив один за другим праведное воздаяние за маловерие. Дети же, выросшие в течении сорока лет, восполнили число умерших. 28 . Когда исполнилось сорок лет, народ подошел близко к Иордану и разбил свой стан против Иерихона. Здесь Моисей собрал народ и еще раз повторил все, повествуя о великих делах Божиих до того дня, и привел выросших в пустыне в повиновение и порядок, чтобы они боялись Бога и соблюдали Его заповеди; возобновив законодательство, которое он присоединил к данному прежде, он возложил на них. И это названо было «Второзаконием», в котором вписаны многие обетования как о нашем Господе Иисусе Христе, так и о народе, и о призвании язычников и о царстве. 29 . И когда Моисей закончил свое жизненное течение, ему было сказано Богом: взойди на эту гору и умри, ибо ты не введешь Моего народа в землю. И он умер по слову Божию, и Иисус, сын Навина, вступил на его место. Он разделил Иордан и перевел народ в землю, и после того, как он поразил и истребил семь обитающих в нем народов, он дал народу находящийся по сию сторону Иерусалим, в котором жил царь Давид и его сын Соломон, построивший в честь Бога храм на подобие скинии, которая была сделана Моисеем по образцу небесных и духовных (вещей). 30 . Сюда посланы были Богом пророки, которые Духом Святым наставляли народ на путь и возвращали к всемогущему Богу отцов; они явились провозвестниками нашего Господа Иисуса Христа, Сына Божия, возвещая, что плоть Его произрастет из дома Давида, вследствие чего после длинного ряда поколений Он по плоти будет сыном Давида, который есть сын Авраама – но по Духу Он – Сын Божий (ср. Рим. 1, 3 сл.), так как Он прежде был у Отца, рожденный прежде всего творения мира, и в конце времен явился всему миру в человеческом образе; через это Слово Божие в Себе совершило все, что есть на небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Но когда убеждение не подействовало, и народ продолжал оставаться в том же неверии, Бог отвратил и изменил их путь, чтобы они блуждали, наказывая их в пустыне многими ударами. И сколько дней осматривавшие землю ходили туда и обратно – это продолжалось сорок дней – считая год за каждый день, Он держал их в пустыне сорок лет, и никого из тех, которые были зрелыми по летам и по разуму, за их неверие Он не счёл достойными вступить в (обетованную) землю, кроме двух, свидетельствовавших в пользу наследования, то есть Иисуса, сына Навина, и Халева сына Иефонниина, а также и тех, которые были ещё малы, и не умели различать правого от левого. Таким образом, весь маловерный народ умер в пустыне, получив один за другим праведное воздаяние за маловерие. Дети же, выросшие в течении сорока лет, восполнили число умерших. 28. Когда исполнилось сорок лет, народ подошёл близко к Иордану и разбил свой стан против Иерихона. Здесь Моисей собрал народ и ещё раз повторил всё, повествуя о великих делах Божиих до того дня, и привёл выросших в пустыне в повиновение и порядок, чтобы они боялись Бога и соблюдали Его заповеди; возобновив законодательство, которое он присоединил к данному прежде, он возложил на них. И это названо было «Второзаконием», в котором вписаны многие обетования как о нашем Господе Иисусе Христе, так и о народе и о призвании язычников и о царстве. 29. И когда Моисей закончил своё жизненное течение, ему было сказано Богом: взойди на эту гору и умри, ибо ты не введёшь Моего народа в землю. И он умер по слову Божию, и Иисус, сын Навина, вступил на его место. Он разделил Иордан и перевёл народ в землю, и после того, как он поразил и истребил семь обитающих в нём народов, он дал народу находящейся по сию сторону Иерусалим, в котором жил царь Давид и его сын Соломон, построивший в честь Бога храм наподобие скинии, которая была сделана Моисеем по образцу небесных и духовных (вещей). 30. Сюда посланы были Богом пророки, которые Духом Святым наставляли народ на путь и возвращали к всемогущему Богу отцов; они явились провозвестниками нашего Господа Иисуса Христа, Сына Божия, возвещая, что плоть Его произрастёт из дома Давида, вследствие чего после длинного ряда поколений Он по плоти будет сыном Давида, который есть сын Авраама – но по Духу Он – Сын Божий (сравн. Рим 1:3 →), так как Он прежде был у Отца, рождённый прежде всего творения мира, и в конце времён явился всему миру в человеческом образе; через это Слово Божие в Себе совершило всё, что есть на Небе и на Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Но никто из сыновей Давида не владычествовал вечно, также и царство его не продолжалось вечно, ибо оно уничтожилось, а только царь, родившийся от Давида, то есть Христос (владычествует во веки). Все эти свидетельства относятся к происхождению Его по плоти и обозначают также в ясной речи Его род и место, где Он должен родиться, так что не было надобности искать Сына Божия родившимся среди язычников или где-нибудь в другом месте, но в Вифлееме иудейском из рода Авраама и Давида. 65 . Также указывая на Его вход в Иерусалим, который был главным городом Иудеи, где находился царский престол и храм Божий, пророк Исаия говорит: «Скажите дщери Сиона: се, царь твой грядет к тебе, кроткий, сидящий на ослята, на жребяти, сыне ослицы» ( Ис.62:11 ; Зах. 9:9 ). Ибо Он пришел в Иерусалим, сидя на жребяти ослином, когда толпа возложила (на жребия) свои одежды и Его посадила на него. Под дочерью же Сиона разумеется Иерусалим. 66 . Таким образом, Пророки возвестили о том, что Сын Божий должен родиться, и каким образом и где определено Ему родиться, и что Христос – единый вечный Царь. Точно также они предсказали, как Он, происходя от людей, исцелит тех, которых Он исцелил, и воскресит мертвых, которых Он воскресил, и как Он будет ненавидим и поруган и пострадает и будет умерщвлен и распят, как Он (действительно) был ненавидим, поруган и умерщвлен. 67 . Теперь мы скажем об исцелениях Его. Об этом Исаия говорит так: «Он понес наши немощи и наши болезни возложил на Себя» (53:4), то есть понесет их и возложит на Себя. Ибо есть такие места, где Дух Божий сообщает чрез пророков имеющее произойти, как совершившееся; ибо что у Бога взвешено и предопределено, чтобы наверное произойти, то рассматривается как уже произошедшее. И Дух, наперед созерцая и провидя то время, когда пророчество должно исполниться, (соответственно этому) делает Свои изречения. И для обозначения образа исцеления он говорит следующее: «в тот день глухие услышат написанные слова и прозрят во тьме и во мраке глаза слепых» ( Ис. 29:18 ); и опять он же говорит: «укрепитесь, ослабевшие руки и дрожащие и спотыкающиеся колена; утешьтесь, робкие и малодушные умом; будьте тверды, не бойтесь; вот Бог наш – Он воздаст судом; Он Сам придет и спасет нас. Тогда откроются глаза слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит, как олень, и язык заикающихся будет свободен (ясен)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010