Первое Соборное послание написано после Евангелия от Иоанна: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1:1-3) и, вероятно, — в Ефесе в конце I столетия. Оно было написано для христиан Малоазийских Церквей, давно основанных и состоявших по преимуществу из бывших язычников (см. 1 Ин. 5:21). К тому времени в Малой Азии умножились гностические учения, сменившие обрядовое иудейство и грубое язычество, против которых боролись апостолы Иуда, Петр и Павел. Лжеучителя-гностики отвергали Божество Иисуса Христа и Его достоинство как Спасителя мира, отвергали действительность Его воплощения. Они потакали порокам, утверждая, что знание дает человеку право на полную свободу и нравственный разгул. Соответственно этому, характер послания увещательный и обличительный. Цель послания — утвердить веру в Иисуса Христа как Сына Божия, чтобы все получили чрез Него вечную жизнь и пребывали в истине и любви.    О назначении Второго Соборного послания достоверных сведений, кроме тех, которые содержатся в самом послании, нет. Кто были по имени «избранная госпожа» и дети ее — неизвестно. Ясно только, что они были христиане (существует толкование, что «Госпожа» — это Церковь, а «дети» — это христиане). Что касается времени и места написания этого послания, можно думать, что оно написано тогда же, когда было написано первое, и в том же Ефесе. Второе послание Иоанна имеет только одну главу. В нем апостол выражает свою радость, что дети избранной госпожи ходят в истине, обещает посетить ее и с настойчивостью увещевает не иметь никакого общения с лжеучителями.    Третье Соборное послание: обращено к Гайю или Каю. Кто это был, в точности неизвестно. Из апостольских писаний и из церковного Предания известно, что это имя носили несколько лиц (см. Деян. 19:29; Деян. 20:4; Рим. 16:23; 1 Кор. 1:14 и др.), но к кому из них или к кому иному написано это послание, определить нет возможности. По-видимому, этот Гай не занимал никакой иерархической должности, а был просто благочестивым христианином, странноприимцем. О времени и месте написания третьего послания можно предположить, что: оба эти послания написаны приблизительно в одно и то же время, все в том же городе Ефесе, где апостол Иоанн проводил последние годы своей земной жизни. Состоит это послание также только из одной главы. В нем апостол хвалит Гайя за его добродетельную жизнь, твердость в вере и «хождение в истине», а особенно — за его добродетель принятия странников в отношении к проповедникам Слова Божия, порицает властолюбивого Диотрефа, сообщает некоторые известия и посылает приветствия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Все эти поступки походят на поведение юродивых — по своей нестандартности (и даже скандальности), символичности, по своему пророческому значению, но в то же время есть различия. Прежде всего, в первом случае речь идет о действиях единичных, которые не соответствуют общей симуляции безумия и не создают их автору репутацию сумасшедшего. Затем, цель этих действий ветхозаветных пророков единственно в том, чтобы поразить зрителей и привлечь их внимание к некоей истине. Наконец, все действия в подробностях продиктованы Богом и скорее соответствуют Его воле в рамках пророческого служения их совершителей , чем аскетическим стремлениям последних. Главный библейский источник, обосновывающий безумие во Христе, следует скорее искать в Новом Завете. В Послании к Римлянам и в Первом послании к Коринфянам апостол Павел подчеркивает коренную противоположность, существующую между мудростью мира и мудростью Божией: 1) то, что является мудростью в глазах мира, есть безумие в глазах Божиих: называя себя мудрыми, обезумели ( Рим 1, 22 ); Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ( 1 Кор 1, 20 ); Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом ( 1 Кор 3, 19 ); 2) то, что является мудростью в глазах Божиих, есть безумие в глазах мира: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием ( 1 Кор 2, 14 ); слово о кресте для погибающих юродство есть ( 1 Кор 1, 18 ); благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих ( 1 Кор 1, 21 ); мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие ( 1 Кор 1, 23 ); потому что немудрое Божие премудрее человеков ( 1 Кор 1, 25 ); 3) то, что является безумием в глазах мира, есть мудрость в глазах Божиих: Бог избрал немудрое мира ( 1 Кор 1, 27 ). Из-за того, что мудрость по Богу есть безумие для мира, безумным называют Самого Христа (см.: Ин 10, 20 ), а также апостола Павла (см.: Деян 26, 24 ). Таким образом, Спаситель и апостол Павел могли стать примерами для юродивых — для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел, стать во всем, следовательно и в этом, подражателями Христа и святых, по слову апостола: Будьте подражателями мне, как я Христу ( 1 Кор 11, 1 ; ср.: 1 Кор 4, 16 ; Еф 5, 1 ; Флп 3, 17 ; 2 Тим 3, 9 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Всё поступает в наше существо через бесчисленные незримые капилляры в Богочеловеческом организме Церкви; живем мы превосходящей всякую мысль и молитву милостью всемилостивого и всесострадательного Господа, Который Своими благодатными Божественными силами таинственно «действует в нас», созидая наше спасение, наше обожение, наше преображение, наше обогочеловечение, наше оцерковление, наше освящение, наше о-троичение. Человеческая мысль никогда не может до конца постичь святую тайну Христовой Церкви как удивительной совершительницы спасения, обожения, преображения, воскресения, обогочеловечивания: ибо всегда безмерно больше останется недомыслимого, нежели того, что войдет в нашу мысль как умопредставляемое. По сей причине вера — и вправду единственный вождь через всё это; вера — это зрение нашего воцерковленного и оцерковленного существа, превосходящее всякое мышление. И через эту веру «действует в нас» над-мыслимая благодать всечеловеколюбивого Владыки Христа, неустанная боготворящая сила, сила освящающая, облекающая во Христа, обоживающая, о-троичивающая — всецело источающаяся из Христа и всех нас возводящая и возносящая ко Христу через бесчисленные тайны Святого Духа в Святой Христовой Церкви, возводящая не только нас, но и все поколения; и в них — всех хотящих в Него веровать ко спасению и жизни вечной (см. 1Тим.1:16). Ибо Христос Духом Святым — в Церкви; и Церковь Духом Святым — во Христе. Христос — Глава Церкви; Дух Святой — сердце Церкви.    Памятуя обо всем этом, святой Апостол благовествует: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф.3:20-21).    В чем призвание христианина? — Исполниться «всею полнотою Божиею» (Еф.3:19; Кол.2:10), облечься во Христа Господа (см. Гал.3:27; Рим.13:14). Совершенный пример тому — святой апостол Павел. Он и в самом деле весь исполнился «всею полнотою Божиею», весь облекся во Христа Господа, весь — в Нем: всем сердцем, всей душой, всем существом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господь, как сказано в одном из стихотворений поэта Максимилиана Волошина попустил «до алмазного закала прокалить всю толщу бытия». Кстати наиболее точное поэтическое определение событий марта 1917 года в творческом изображении, на мой взгляд, также принадлежит поэту Волошину. В своем стихотворении «Мир» он совершенно проницательно указал на то, что это «…родину народ Сам выволок на гноище, как падаль…». Итак – «на гноище» Родину выволок народ, а когда вожделенного «счастья» не случилось – народ обвинил и продолжает обвинять во всем произошедшем благочестивого русского Государя. И народу активно в этом помогают, как либеральные («белые»), так и прокоммунистические («красные») силы, а также маячащие за ними наследники юриста Винавера – «настоящие русские люди», типа Познера, Швыдкого, Радзинского и прочие. В Священном Писании несколько раз акцентируется внимание на таком понятии, как «краеугольный камень», являющийся самым важным элементом, удерживающем всё здание. Это самый первый камень, который кладут в основание строения и он принимает на себя основную тяжесть огромной массы всей строительной конструкции. «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (см. Ис. 28:16, Рим. 9:33). «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна…» (См. Пс. 117:22, Ис. 8:14). И в евангельском повествовании, обращаясь к первосвященникам и фарисеям: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:42-44). Государь, также как и Христос оказался для России тем «краеугольным камнем», «который отвергли строители». И когда они отвергли его - здание Империи рухнуло.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/24/...

Заключение Итак, мучение любви… Из-за чего же она мучается? Почему не дается ей место в наших сердцах? Мне видится, потому что любовь не сочетается у нас с церковной мудростью, с евангельским разумом. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь Бог твой, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя ( Втор. 28:47-48 )… Видимо, это с нами и происходит. Не научены мы, не взыскуем мы служить Богу в “веселии и радости”; не видим, не замечаем “изобилия всего”, что дает нам Господь в Церкви – дает совершенно независимо от “последних времен”, от “апостасии”, от “оскудения”… От того и мучается наша любовь. Она “зашорена” идеологией и неадекватна. Что же нам делать? Не унывать, не “ностальгировать”, смириться, хранить себя от идолов (см. 1 Ин. 5:21 )… Мы – не Бахи, не Моцарты, не Макарии Великие и не Серафимы Саровские . Если мы будем адекватно относиться к самим себе, к времени, в которое поставил нас Господь, если мы будем стараться познавать, что есть христианство, и осуществлять его в своей жизни, а не сооружать себе идеологии и схемы – то у нас будет много поводов для радости. Бог – с нами, и мы – с Ним: вот главное в нашей жизни, которое никто и ничто не отнимет у нас (см. Ин. 16:22 ; Рим. 8:35-39 ). игумен Петр Мещеринов Источник: Фома.ru Использованная литература и примечания Это и нижеследующие высказывания автора позволяют размышлять о том, что смирение не может и не должно быть внешним приемом. С одной стороны, не следует допускать поругания образа Божия в человеке, равно как и “смиренно” подчиняться, например, запрету на исповедание веры в Бога. С другой – чисто внешние “упражнения в смирении”, как правило, приводят к завышенной самооценке собственной праведности. – Ред. Вернуться Пример несовпадения святых Отцов и святоотеческой идеологии: преподобный Макарий Великий пишет, что христианину на всех следует взирать чистым оком и никого не порицать – ни злодея, ни явную блудницу… а архимандрит Лазарь постоянно пишет: “все мы полумертвы” (С. 76), “мы думаем спастись как-нибудь”, “вся наша церковная жизнь нами воспринимается, как…” (С. 73), “сегодня мы все очень плохие христиане!”(С. 123). По святым Отцам все же корректнее говорить “я” , “моя церковная жизнь” , а не “мы” .

http://azbyka.ru/fiction/otzyv-o-knige-m...

Итак, миропомазание знаменует собой дар Святого Духа, Который некогда сошел видимым образом на апостолов, а ныне невидимо подает свои дары новокрещеным. Принявший миропомазание ставится совершенным христианином, новым христом, то есть помазанником Божиим, ибо греческое «христос» означает «помазанный». Глава 19. О таинстве причащения Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. ( Ин.6:53 ) Священник : Святое Причащение (Евхаристия) есть таинство, которое установлено Господом Иисусом Христом и в котором под видом хлеба и вина христианину преподается само пречистое Тело и сама честная Кровь Его во оставление грехов и в жизнь вечную. Господь не только возвестил об этом таинстве, но и Сам совершил его накануне Своего распятия. После вечери с апостолами Он, взяв хлеб и помолившись Отцу Небесному, благословил и преломил его со словами: примите, ядите: сие есть Тело Мое. Затем, взяв чашу и возблагодарив, подал ее ученикам и при этом произнес: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ), сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). Так заповедал Спаситель всем ищущим вечной жизни вкушать Его Тело и пить Кровь Его под видом хлеба и вина, освященных молитвами и хвалебными песнопениями (см.: Мф.26:26–30 ; Мк.14:22–26 ). И власть совершать это чудо из чудес, когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господни, дана была лишь апостолам, а от них перешла к епископам и священникам через возложение рук священства ( 1Тим.4:14 ), или хиротонию. Христиане, не имеющие епископского или священнического посвящения, не могут совершать это величайшее таинство, какую бы богоугодную жизнь они ни проводили и какие бы чудеса ни творили. Это ясно прообразовано в Ветхом Завете. Ибо Бог поставил священниками Аарона и сыновей сынов его из рода в род, доколе не придет Мессия; того же, кто дерзал совершать священнодействия, не принадлежа к роду Аарона, постигала тяжкая кара (см.: Числ.3:10; 16:1–50 ; 1Цар.13:1–14 ; 2Пар.26:16–21 ; Иак.4:3 ; Иуд.1:11 ; Рим.15:4 ; 1Кор.10:1–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Итак, мучение любви… Из-за чего же она мучается? Почему не дается ей место в наших сердцах? Мне видится, потому что любовь не сочетается у нас с церковной мудростью, с евангельским разумом. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь Бог твой, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя(Втор 28:47–48)… Видимо, это с нами и происходит. Не научены мы, не взыскуем мы служить Богу в “веселии и радости”; не видим, не замечаем “изобилия всего”, что дает нам Господь в Церкви — дает совершенно независимо от “последних времен”, от “апос­та­сии”, от “оскудения”… От того и мучается наша любовь. Она “за­шорена” идеологией и неадекватна. Что же нам делать? Не унывать, не “ностальгировать”, смириться, хранить себя от идолов (см. 1 Ин 5:21)… Мы — не Бахи, не Моцарты, не Макарии Великие и не Серафимы Саровские. Если мы будем адекватно относиться к самим себе, к времени, в которое поставил нас Господь, если мы будем стараться познавать, что есть христианство, и осуществлять его в своей жизни, а не сооружать себе идеологии и схемы — то у нас будет много поводов для радости. Бог — с нами, и мы — с Ним: вот главное в нашей жизни, которое никто и ничто не отнимет у нас (см. Ин 16:22; Рим 8:35–39). 1 Это и нижеследующие высказывания автора позволяют размышлять о том, что смирение не может и не должно быть внешним приемом. С одной стороны, не следует допускать поругания образа Божия в человеке, равно как и “сми­­ренно” подчиняться, например, запрету на исповедание веры в Бога. С другой — чисто внешние “упражнения в смирении”, как правило, приводят к завышенной самооценке собственной праведности. — Ред. 2 Пример несовпадения святых Отцов и святоотеческой идеологии: преподобный Макарий Великий пишет, что христианину на всех следует взирать чистым оком и никого не порицать — ни злодея, ни явную блудницу… а архимандрит Лазарь постоянно пишет: “все мы полумертвы” (С. 76), “мы думаем спастись как-нибудь”, “вся наша церковная жизнь нами воспринимается, как…” (С. 73), “сегодня мы все очень плохие христиане!” (С. 123). По святым Отцам все же корректнее говорить “я”, “моя церковная жизнь”, а не “мы”.

http://pravmir.ru/muchenie-lyubvi-ili-ra...

Какая весть может быть нам, грешникам, более приятной, чем слышать проповедуемое отпущение грехов даром, вместо гнева Божия—милость Божию, вместо проклятия — благословение Божие, вместо осуждения —оправдание, вместо ада—отверстое Царствие Небесное и с Богом Великим, Святым и Вечным—вечное примирение и общение (см.: Рим. 5:1 Ин. 1:3,7,9). Воистину не может быть более вожделенной для грешников вести. Не так желанны для больных здравие, для алчущих—хлеб, для жаждущих—холодная вода, для заключенных—свобода, для пленных—освобождение, для слепых и сидящих во тьме—свет, как для грешников, которые подлежали вечному Божию гневу и отвержению,—отпущение грехов и оправдание. Эту благоприятную весть приносит нам Евангелие! О, безмерное человеколюбие Божие! О, великое утешение грешникам! Сам Бог и Господь ради них в мир пришел взыскать и спасти погибших. Ты один из грешных и погибших, значит, и тебя пришел взыскать и спасти. Держись только верою Пришедшего взыскать и спасти грешников и утверждай надежду свою на Нем, тогда непременно взыщет и спасет тебя. И не сказано: ради таких и таких-то грешников пришел Христос, но ради всех и всяких, как велики и тяжки ни были бы их грехи. Одно только от них требуется, чтобы отстали от грехов, каялись и сокрушенное сердце имели. А духовный и живительный пластырь Евангелия к ранам их приложится, и почувствуют в сердцах своих радостное известие о милости Божией к ним. Ибо они уже начинают приносить жертву Богу на алтаре своего сердца—дух сокрушен. Без покаяния Евангелие никакой пользы не принесет. Евангелие утешение нам приносит. Но на что утешение тому, который не имеет печального и сокрушенного сердца? И это есть то, что Христос Господь говорит о Себе: Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем (Лк. 4: 18). Видишь, кому Христос благовествует. Не бойся, грешная, но кающаяся и болезнующая о грехах душа! Веруй только в Евангелие, и почувствуешь в сердце своем жизненность его. О том, где живет Бог Христиане—жилища Божии, как о том свидетельствует Святое Писание. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим, —говорит Христос  (Ин. 14: 23)... И еще: Вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6:16). И в прочих местах о том свидетельствуется. О, сколь велико и это преимущество христиан, что они жилища Пресвятой Троицы и храм Бога живого! За великое почитается принять в дом монарха земного, но несравненно большее дело—принять человеку тленному, земле и праху, Бога, Небесного Царя, и не только принять, но и живущим Его у себя иметь! Это не что иное, как Царствие Божие внутри себя иметь (см.: Лк. 17: 21). Блаженно и любезно то сердце, которое это небесное сокровище сподобилось стяжать!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Нам не понять богословского учения о законе святого апостола Павла, если не принять во внимание, что оно имеет пастырскую направленность, то есть сформулировано с целью защитить паству от «вкравшихся лжебратий... скрытно приходивших подсмотреть за нашей свободой, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас» (см.: Гал. 2 , 4–5). Всё, что говорит апостол о законе, необходимо понимать в этом свете. Тот факт, что апостол Павел выступает против самодостаточного морализма, сухого обрядоверия и законничества, еще не значит, что он выступает против нравственности и морали или против послушания правильно понимаемому закону. Его проповедь свободы во Христе легко могла стать жертвой неправильного толкования, поэтому он предупреждает: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя... Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» ( Гал. 5 , 13–16). Вопрошавшим, не уничтожает ли он закон верой, он категорически отвечает; «Никак; но (мы) закон утверждаем» ( Рим. 3, 31 ). И действительно, его проповедь об оправдании верой не упраздняет закон, но укрепляет, поскольку подчеркивает его истинное значение, спасение через установление общения с Богом в любви. Апостол ведёт борьбу по двум направлениям: во-первых, против иудействующих и, во-вторых, против сторонников анархизма. Существует мнение, что своё Послание к галатам, в котором он провозглашает свободу от закона, апостол Павел написал не только против иудействующих, но и против «группы приверженцев анархических взглядов, считавших, что Павел чрезмерно тяготеет к Иерусалиму и слишком почитает иудейский закон, потому ложно толковавших его учение о свободе от закона и допускавших к вопросам нравственности слишком вольное отношение» 20 . Истинный характер новозаветного закона наилучшим образом передаёт Соборное послание святого апостола Иакова, называя его «законом свободы» и «законом совершенным» (см.: Иак. 1, 25 ). Новым Заветом не упраздняются моральные требования, которые Бог предъявляет к человеку. Нравственный закон остаётся в силе. Теперь, однако, речь идёт о законе любви и свободы, то есть о законе, соблюдая который человек преодолевает сухой юридизм и принуждение, но при этом не впадает в анархию вседозволенности и безответственности. Как очень точно сказал святитель Иоанн Златоуст , «не просто искупление, но вместе с искуплением и закон, с тем, чтобы показать жизнь достойную благодати» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

– «Не бойся (народ), ты распространишься направо и налево и племя твое овладеет народами, и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо супруг твой есть Творец твой; имя его Иегова воинств, и Искупитель, твой Святый Израилев, – Богом всей земли называется. Ибо как жену оставленную и скорбящую духом призывает тебя Иегова, и как подругу юности, которая была отвержена, говорит Бог твой ( Ис.54:3–6 ). И будут называть тебя боголюбезною и землю твою супругою; ибо Иегова будет благоволить к тебе и земля твоя сочетается, – как юноша сочетавается с девою и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой – ( Ис.62:4–5 ). См. также Ис.50:1 . Ср. Иер.2:2 , Иер.3:1 . Ос. 1–3 гл. Иез.16:10 ; Иез.13:23 . – В Новом Завете, Сам Иисус Христос называет себя женихом – Мф.9:15 и Предтеча Господень Иоанн говорит о себе не больше, как о друге жениха, который готовится вести в дом его невесту – Ин.3:28–29 104 . Возрадуемся и возвеселимся и воздадим славу Ему, восклицает друг Господа Иоанн Богослов в Апокалипсисе, ибо наступил брак Агнца жена Его уготовала себя; и дано ей облещись в виссон чистый и светлый, – виссон же есть праведность святых ( Ин.19:7–8 ). – Я Иоанн, видел святый град, Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, уготованный как невеста, украшенная для мужа своего ( Ин.21:2 ). – См. еще: Мф.22:2 ; Мф.24:1–11 ; Рим.7:4 ; 2Кор.11:2 ; Еф.5:23–27 ; Ин.22:17 ). – 105 . 10) 15-й стих: приведутся царю девы в след ея, искренния ея приведутся тебе 106 . – Несомненно, что эти подруги царицы – невесты, те же самые девы, которые в 10-м стихе псалма называются дщерями царей. Уже потому одному нельзя согласиться со многими толковниками, будто девы в след невесты только сопровождали ее или вели к жениху. При том выражения Евр. подлинника: подруги ея и приведутся к тебе указывают даже равноправность близких невесте дев в отношении к Царю – жениху, и они, следовательно, могут и должны сочетаться любовию с Ним. Отсюда возникает непреодолимое затруднение для тех, кто считает 41-й псалом брачною песнию, – одновременно жениться на нескольких женах никогда и нигде не было не только обычаем, но даже и необычайным исключением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010