Диакония – это служение самого Христа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы nocлyжumь»…(diaconesai) (Мф. 20: 28; Мк. 10: 45). «Неужели Христос есть служитель (diaconos) греха? (Гал. 2: 17). И тем же словом обозначается служение Христу, например: «Господи, когда…мы не послужили тебе?» (ou dieconesamen soi) (Мф. 25: 44). У Луки перечисляются женщины, которые служили (dieconoun) Ему именем своим (Лк. 8: 3). У Иоанна: «Кто Мне служит (ean emoi tis diacone), Мне да последует; и где Я, там и слуга (диакон) Мой будет (kai ho diaconos ho emos estai) (Ин. 12: 26). Диаконией может называться апостольское служение. Так предатель Иуда имел сначала жребий апостольского служения - диаконии (diaconias) (Деян. 11, 17), а потом на его место, т.е.  на место апостольское, оставшиеся «одиннадцать» выбирают из двоих кандидатов и просят Господа показать, кому он назначил «место сего служения» (ton topon tes diaconias tautes) (Деян. 1: 25). Апостол Павел говорит, что Бог ставит апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей на дело служения (eis ton ergon diaconias) по созиданию тела Христова, т.е. Церкви (Еф. 4: 12). Значит, все служения ранней Церкви охватываются понятием «диакония». Диаконией неоднократно именуется миссионерское служение самого апостола Павла: «Как апостол язычников я прославляю служение (diaconia) мое» (Рим. 11: 13). «Служение (diaconia) мое для Иерусалима» (Рим. 15: 31; см. также Рим. 15: 25). «Имея по милости Божией такое служение (diaconia)»…, т. е. благовествование (2Кор. 4: 1). «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение (diaconia) наше написанное» (2Кор. 3: 3). «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что он признал меня верным, определив на служение (diaconia)» (1Тим. 1: 12) и т. д.   Диаконией является и служение епископа Тимофея (2Тим. 4: 5), и служение Марка как помощника Павла (2Тим. 4: 11); диакония – служение дома Стефанова «святым» (1Кор. 16: 15). Соответственно апостолы, епископы и более скромные служители Церкви могут называться диаконами. Так Павел именует себя диаконом – служителем в общем смысле слова: он говорит о надежде благовествования, «которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем (диаконом – egenomen diaconos) (Кол. 1: 23). И далее миссионеры Павел и Аполлос – служители (диаконы) в том же широком смысле слова (1Кор. 3: 5), а также Павел и Тимофей - служители (диаконы) Божии (2кор. 6: 4), епископ Тимофей – диакон Иисуса Христа (1Тим. 4: 6). В том же смысле, очевидно, диакон – Тихик, спутник Павла, которого он посылает в Эфес и Колоссы (Еф. 6: 21; Кол. 4: 7), а также Архипп, принявший диаконию в Господе (Кол. 4: 17) и, может быть, служительница (he diaconos)  Коринфской Церкви Фива (Рим. 16: 1), хотя в церковной традиции последняя считается диаконисой  в узком смысле слова - исполнительницей особого женского служения.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Сектанты говорят: «почему вы, православные проповедники, не ходите проноведывать по кабакам и подругим непотребным местам, где находится много ваших православных прихожан, а обращаетесь к нам, собирающимся не для непотребных дел, а для взаимного назидания словом Божиим и для молитвы? Идите к ним, там вы более нужны!» В ответ на это можно спросить сектантов: куда входили для проповеди Господь и апостолы? Они не ходили по местам непотребным, хотя таковые и были (напр. Ин. 8:3 ), но проповедывали в местах молитвенных и торжественных собраний иудеев н язычников: Ин. 18:20 ; Деян. 17:17 ; поэтому только в таких местах проповедуют и преемники св. апостолов – православные пастыри. Правильно и истинно славящий Бога православный христианин «пред своим Господом стоит или падает, и будет восстановлен, ибо силен Бог возстановить его»: Рим. 14:4 ; между тем сектант, будучи невеждою по вере, самовольно обращающимся с Писанием и извращающим его (ср. 2Пет. 3:16 ; 2Кор. 11:13–14 ), не смотря на все свои добродетели, стоит на безнадежном для спасения пути, ибо без истинной веры угодить Богу невозможно: Евр. 11:6 ; ср. Рим. 3:28 . Так как дела от веры, а не вера от дел (см. Евр. 11:17 ; Иак. 2:22 ), то сектант никогда не может истинно встать так, как православный, потому что ему недостает для этого фундамента – истинной, живой веры. К этому должно присоединить сектантскую непокорность Церкви в делах веры. После этого ясно, что проповедник истины необходим для всех согрешающих, но для своевольных отступников от истины он нужнее. Из душевно-больных только те излечиваются, которые признают себя больными: кто из них не признает себя больным, тот безнадежен. Ин. 8:3 . Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии. Ин. 18:20 . Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синогоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Деян. 17:17 . Итак он (ап. Павел) рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога ежедневно на площади со встречающимися. Рим. 14:4 . Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 2Кор. 11:13 . Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. 14. И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела света. Евр. 11:6 . А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаст. Рим.3:28 . Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, вменяется в праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

награда твоя. Ты получишь награду, ибо поступил праведно. 15 что Ты дашь мне? В этом вопросе крик души Аврама. Ему не нужны ни богатство, ни слава, а единственное, чего он искренне хочет сына, у него нет. 15:2.3 Происхождение Божиего народа не было обычным. Подобно тому, как Адам и Ной были основателями падшего рода человеческого, Аврам стал отцом нового рода, символически воскрешенного из мертвых (17,5). 15 домочадец. Букв.: «мой слуга». Следует отметить, что Лота, который оставил его, предпочтя соседство жителей Содома, Аврам вообще не рассматривает как возможного наследника и продолжателя дела своей жизни. 15:6 В этом стихе содержится суть учения об оправдании верой, а не делами ( Гал. 3,6–14 ). Аврам поверил обещанию, что «от омертвелого» родится наследник ( Рим. 4,17–21 ; Евр. 11,11.12 ), и Бог счел Аврама праведным, то есть выполнившим требования заключенного завета. Вера Аврама является образцом веры ( Рим. 4,22–25 ). поверил. Аврам является отцом всех верующих ( Рим. 4,11 ); другими словами, все верующие дети Аврама ( Гал. 3,7 ). праведность. См. 6,9 и ком.; Евр. 11,7 . Вера сама по себе является праведностью, т.к. тот, кто верит, не сомневается во всемогуществе Всевышнего и во всем полагается на Него. 15 Я Господь, Который вывел тебя. Эти слова предвозвещают Божие имя, которым Бог назовет Себя после Исхода ( Исх. 20,2 ). Эти слова также должны утвердить Аврама в абсолютной уверенности, что Бог, открывшийся ему в Уре Халдейском, был засвидетельствован Мелхиседеком и говорит с ним сейчас. 15 по чему мне узнать. Вера Аврама побуждает его просить о знамении (ст. 6; Ис.7,10–14 ). 15:9 Всех этих животных можно было приносить в жертву. 15 хищные птицы. Символ нечистых народов, которые будут препятствовать овладению землей обетованной. отгонял их. Аврам защищает обещанное ему наследие. 15:12–14 Народу, который произойдет от него, предстоит пройти долгий и трудный путь испытаний. 15 крепкий сон. Это же слово употреблено в рассказе об Адаме (см. 2,21). 15 четыреста лет. Количество лет округлено до полных четырех веков ( Исх. 12,40.41 ). Исход из Египта произошел через 430 лет после заключения завета, описанного здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Противопоставление “плоть-дух” встречается уже в Ветхом Завете: и Египтяне — люди, а не Бог; и кони их — плоть, а не дух (Ис 31:3, см. также Зах 4:6), но апостол Павел развивает это дальше, противопоставляя как два взаимоисключающих способа бытия: по Духу ( ™n pneЪmami) и по плоти ( ™n sark…). Бытие по Духу проистекает из постоянного пребывания Духа: но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (Рим 8:9). “Место”, куда Бог послал Духа Своего, есть сердце (2 Кор 1:22), — не реальное место, но познавательный и волевой центр человеческого существа. Это также взято Апостолом из Ветхого Завета, где говорится о Моисее, что Бог вложил в сердце его Святаго Духа Своего (Ис 63:11). Познание Бога открывается жизнью в Духе (Еф 1:17); Дух подает человеку силу соответствовать замыслу Божию о нем: мы же все взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3:18). Ветхозаветное моление царя Давида: Духом владычественным утверди меня (Пс 50:14) продолжает пожелание апостола Павла: да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (Еф 3:16). Под утверждением во внутреннем человеке имеется в виду утверждение на пути добродетели, то есть, по-видимому, то, что сейчас входит в богословие таинства миропомазания. Также и Дух подкрепляет ( ‘помогать доставать, помогать’) нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует ( ‘обращаться за, просить’) за нас воздыханиями неизреченными (Рим 8:26). В этом стихе Апостол полнее раскрывает попечение Духа о верующих. Обитая в них и проникая их, Дух Святой молится за них и обогащает их надеждою (см. Рим 15:13). Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3:17); это выражение параллельно с иоанновским Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24); удивительно у столь разных Апостолов видеть одинаковый образ выражения мыслей. Эту и другие параллели между пневматологическими высказываниями апостолов Павла и Иоанна нельзя объяснить никакими влияниями или заимствованиями (хотя они и общались друг с другом — Гал 2:9), но лишь тем, что, движимые одним Духом, они имели один образ мыслей, или, лучше, личностное созерцание единой духовной реальности.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Великий праздник Пятидесятницы напоминает нам о природе Церкви. Иногда люди внешние называют Церковь «общественной организацией». С таким же успехом человека можно назвать «белковым телом». С какой-то стороны, это так, но это упускает из вида самое важное. Жизнь. Церковь есть организм, тело, пронизанное сверхъестественной жизнью. Она таинственно созидается Святым Духом. Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век)      Кто такой Святой Дух ? Прежде всего, отметим, что Святой Дух – это именно «Кто», Личность, а не безликая сила, как думали некоторые древние и современные еретики . В Писании, и особенно в Книге Деяний апостольских, мы видим, как Святой Дух дает повеления от Своего Имени, например: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13: 2). Святого Духа можно огорчить (см.: Еф. 4: 30); Святой Дух имеет мысли (см.: Рим. 8: 27); Святому Духу возможно солгать, причем солгать Ему – значит, солгать Богу (см.: Деян. 5: 3). Итак, Святой Дух – Личность, и более того – Бог. О нем говорит Господь Иисус: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 16–17). Мы видим здесь все Три Лица Троицы – Отца, Сына и Духа, действующих ради нашего спасения. Остановимся на деяниях Святого Духа. Что Он совершает ради нас? Он свидетельствует об истине. Как говорит Господь: «Утешитель же, Дух Святой , Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14: 26; 15: 26). Святой Дух дает нам внутреннюю уверенность в истине Евангелия. Когда христианин слышит (или читает) слово Божие, Святой Дух касается его сердца и свидетельствует: «это истина – и это истина по отношению к тебе лично». Как говорит апостол: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8: 16). Святой Дух успокаивает и утешает наше испуганное и недоверчивое сердце, побуждая нас довериться слову Божию.

http://pravoslavie.ru/71312.html

Апостол Павел говорит, что нам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (см. Флп. 1:29), ибо «раб не больше Господина» (Ин. 15:20) и «ученик не выше учителя»  (Мф. 10:24). Всегда помни, что архипастырь как живой образ Господа, распятого «нас ради человек», приемлет свою меру страданий во имя Подвигоположника нашего спасения. Молитвой за паству, за врученную тебе местную Церковь, постоянным духовным бодрствованием, ревностью о славе Божией, терпеливым преодолением искушений, чистотой помыслов и праведностью дел возгревай дар Божий, который в тебе через рукоположение (см. 2 Тим. 1:6). Будь учителем и проповедником веры Христовой не только для пастырей и мирян, но и для внешних. Неустанно возвещай «пути обновления духа» (Рим. 7:6), памятуя слова апостола языков: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Не забывай о том, что слово благочестивого священнослужителя всегда властно, назидательно и весомо, потому что подкрепляется самими его делами. Даже некрасноречивый проповедник убедительнее искусного в слове, но неискусного в жизни. Поставленный ныне промыслом Вседержителя на высокую свещницу епископа, «будь образцом для верных в слове, в житии, в духе, в вере, в чистоте»  (1 Тим. 4:12). Стремись стяжать добродетели любви к Господу и смирения. Сам Пастыреначальник, призвавший тебя к трудам в вертограде Своем, видя твое добронравное житие, сохранит и многоплодной сотворит дарованную тебе ныне благодать. Совершай дело Божие так, чтобы вместе с апостолом Павлом ты мог сказать: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» (см. Гал. 2:20). Особое попечение имей о клириках епархии и о готовящихся стать таковыми. Согласно повелению апостола скоро рук ни на кого не возлагай, но прежде тщательно испытывай в благочестивой жизни, в искреннем намерении быть служителем алтаря Господня и народа Божия. Твой долг строго следить за тем, чтобы пастыри со страхом и трепетом, с благоговением и ревностью совершали свое делание, заботясь о пользе словесного стада Христова. Наказывай провинившихся без гнева, но милостиво, как чад, подражая Господу, который «кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). Вместе с тем никогда не забывай поощрять тех, кто известен своей доброй жизнью, заботится о благолепии церковном и все силы отдает попечению о духовно-нравственном обновлении паствы.

http://patriarchia.ru/db/text/3358963.ht...

Деян 6:7. Возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию — ясно, что здесь, как и в ст. 41, говорится о славе Христа, которую видел Исайя. Желание славы человеческой, то есть похвалы от людей и личной безопасности, — разновидность идолопоклонства, см. Мф 6:1–21; Рим 2:29. Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня — вера в Иисуса не есть вера в одного из людей, сколь угодно святого, а вера в Бога и Его откровение во Христе. Я свет пришел в мир — то же значение, что и в 8:12 (Я свет миру). Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме — верующий приходит от тьмы к свету, см. 8:12; 9:39. Если кто услышит Мои слова и не поверит ( ‘не сохранит’) — о хранении, а не только о слышании слова, ср. у синоптиков Мф 7:24–27(=Лк 6:47–49). Я не сужу его — в нескольких местах Евангелия от Иоанна говорится, что Иисус — Судья (5:22,27; 8:16,26), и в нескольких — о том, что Он не судит (3:17; 8:15 и здесь). Нельзя предположить, что Иоанн не видел этого противоречия, которое мы встречаем и у Павла, — ср., например, Рим 8:33–34 с 2 Кор 5:10. Оправдание и осуждение — две стороны одного процесса: отвергающий любовь Бога во Христе, которая одна может оправдать человека, тем самым навлекает на себя осуждение. Я пришел не судить мир, но спасти мир — ср. 3:17; Лк 9:56. Отвергающий Меня — ср. Лк 10:16 (отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня). Слово, которое Я говорил, оно будет судить его — слово Иисуса становится новым законом, ср. 7:51 (судит ли закон наш человека). В Прем 9:4 Премудрость, которую часто отождествляли с законом (Торой), описывается как приседящая Престолу Божиему, что может означать, что она выступает как бы активным помощником Бога в Его суде. Ибо Я говорил не от Себя — аористная форма глагола ‘говорил’ предполагает, что служение Иисуса рассматривается как единое завершённое целое. Дал Мне заповедь — ср. 10:18. Что сказать и что говорить — такое употребление пар синонимов типично для стиля Иоанна, и незачем искать различия между глаголами сказать и говорить. Заповедь Его есть жизнь вечная — о том, что закон Моисеев, согласно иудейской вере, есть источник жизни, см. 5:39 и Втор 32:45–47; Лк 10:28; Мк 10:17–18. Но та заповедь, которую Иисус принимает от Отца и исполняет, заменяет ветхозаветный закон. Иисус Сам находит источник жизни в исполнении воли Отца (4:34: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня), несмотря на то, что Ему предстоит отдать жизнь согласно этой воле (10:18). Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец — ср. 8:26,28. Иисус отказывается от собственного величия и от собственного авторитета, отдельного от Отца. В первой части Евангелия, которая тут заканчивается, Иисус живёт в полном послушании воле Отца; во второй части Евангелия рассказано о том, как Он в послушании Его воле умирает. 29. Тайная вечеря (13:1–30)

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

4–5), как это подтверждается и свидетельством Давида ( Псал. 31:1–2 , Рим. 6–8 ), б) из того обстоятельства, что вменение Аврааму его веры в праведность совершилось еще до обрезания его (см. Быт. 15:6  с 17 и Рим. 4 . ст. 10–11), следовательно, до того времени, когда он мог бы хотя обрезанием заслужить, как делом, оправдание, и стало быть по долгу, а не по вере; но с другой стороны в этом событии вменения открывалось и особое тайное намерение Божие, именно, – чтобы через то указать не только принявшим после того обрезание, но еще и необрезанным по подобию бывшего в то время необрезанным Авраама, как на необходимое условие к оправданию – веру (ст. 12), вследствие и в силу чего Авраам является отцом всех верующих и в обрезании и не в обрезании (ст. 12 си. 16) 191 . в) в связи с этой верой даются Аврааму и все обетования, средоточие которых – быть наследником мира (ст. 13. срав. Мф. 5:5 , сн. Гал. 8 и раньше изложенное по поводу ст. 16) 192 . Вследствие чего же вера Авраама вменена ему в праведность? –Вследствие своей чрезвычайности. Ибо он поверил Богу при самых неблагоприятных естественных условиях: «он сверх надежды поверил с надеждой» ( Рим. 4:18  сн. 17:18–22 срав. Евр. 11:11–12 ), так, как эта вера Авраама, о которой Писание говорит, что она вменилась ему в праведность, ближе всего состояла в безусловном доверии к обетованию Божию о рождении от него и Сарры именно сына, от которого имело произойти бесчисленное потомство, хотя они оба уже устарели для естественного рождения ( Рим. 4:18–21 сн. Евр. 11:11–12 . В этом проявляется, таким образом, чрезвычайность веры Авраама, но вместе с тем и духовность ее, в силу чего она именно и служит прообразом новозаветной веры. Поэтому-то св. апостол делает такой оборот речи: «потому и вменилось ему в праведность. А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Отсюда грех, по талмуду, есть ничто иное, как отдельные действия и поступки, а не свойство природы. Поэтому же за человеком признается безусловная нравственная свобода и способность не грешить. «Одним из краеугольных камней учения Моисея и всех его последователей есть воззрение, что человек обладает неограниченною свободою воли. Против этого принципа как в массе, так и в ученой части народа нашего, нет решительно никаких противников». Так говорить ученый раввин (Море-Невухим ч. III, гл. 17). См. мировоззрение талмудистов, Сост. Фин и Каценелеббоген. Приложения к 1-му тому, стр. 15. Из всего сказанного понятно, почему апостол связывает познание греха чрез закон с заповедью «не пожелай» и с познанием пожелания. «Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил; не пожелай» Рим. 7:7 ). 42 При таком понимании приведенных текстов: «где нет закона, там нет преступлений» и «до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона», – устраняется их видимое противоречие о учением об ответственности язычников за личные преступления ( Рим. 2:12–16; 1:32; 2:9 ) и со историческими фактами вменения грехов до явления закона Моисея. Это противоречие стараются примирить тем, что под законом в Рим. 7 . разумеют всякий: и откровенный и естественный закон, а под приходом заповеди или закона вступление его в сознание. При таком понимании, действительно, до закона нет личных преступлений и личного вменения. Однако, при всей своей естественности, это объяснение не может быть принято. Слова: «где нет закона, нет и преступления» сказаны в применении к закону, явившемуся после обетования, данного Аврааму, как видно из контекста и из сравнения: Гал. 3:17–18 : Я говорю то, что завета о Христе – закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование теряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию, но Аврааму Бог доровал оное по обетованию. с Рим. 4:14–15 : Если утверждающиеся на законе суть наследники: то тщетна вера, бездейственно обетование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Если все иудеи захотят обратиться ко Христу, то останется только открыться Царству Христову и воскресению мертвых. Апостол так ревнует об обращении Израиля еще и потому, что он есть «начаток», «корень», из которого произрастает спасение миру. Этот корень свят, несмотря на то, что некоторые ветви и обломились (этот «начаток» – Авраам, отец верующих, и все, ходящие верою по стопам его, а также первые ученики Христовы и уверовавшие иудеи. Иначе Апостол называет его «остатком Израиля», детьми обетования). Израиль изображается как благородное масличное дерево, к которому Бог , взамен отломившихся ветвей, прививает побеги дикой маслины, т. е. уверовавших язычников ( Рим.11:17–24 ) (садоводы поступают иначе: к дикому стеблю прививают хорошую ветвь, и она, питаясь его соками, приносит хорошие плоды. Но действию благодати прямо противоположно действию земных сил и способов человеческих. Мы, дикая маслина, спасаемся только прививаясь ко Христу, а не наоборот). Это дает право Апостолу приоткрыть завесу будущего, тайну судьбы Израиля и промыслительное значение его отпадения: «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» ( Рим.11:25 ). «Отчасти» можно понимать двояко: или «не навсегда», или же «не все». И то и другое понимание истинно. О том, что «не все» ожесточились, ап. Павел сказал выше, приведя пример сохранения остатка верных при Илии и себя самого. А о том, что «не всегда», Апостол уточняет здесь: «до времени, пока войдет полное число язычников» ( Рим.11:25 ), т. е. пока не обратятся к вере все, предузнанные Богом. Тогда придет великий пророк Илия и возвестит им учение веры ( Мф.17:11 ). И тогда «весь Израиль» спасется, как написано: «придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:26 ). Как понимать выражение «весь Израиль?» Еп. Феофан говорит, что здесь надо понимать его в духовном смысле, т. е. это большинство верующих вообще, будут ли они из евреев или из язычников, так как только верующие есть в подлинном смысле Израиль (см. 9, 6–9) (Израиль в подлинном смысле слова, как народ Божий, включает в себя верных как из израильтян по плоти, так и из язычников. Этот духовный Израиль, конечно, спасется, но в него войдет только некоторый «спасенный остаток» от Израиля плотского).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010