Иными словами, чтобы воспользоваться благами Искупления, какие даются Христом и сосредоточены в Его Лице, люди должны преобразиться, сделаться Христовыми ( 1Кор. 3:23 ; Рим. 8:9 ), теми, которые мыслят и действуют в Его Духе, подражая Ему в своей жизни (см.: Рим. 6:5–11 ; Рим. 8:17 ; Гал. 4:9 ), находятся с Ним – Новым Адамом – в таком же неразрывном союзе (по духу), в каком каждый состоит (по плоти) с первым Адамом (см.: Рим. 5:15–19 ), или в таком же единении, как между лозою и её ветвями (см.: Ин. 15:2–5 ), между главою и членами тела (см.: 1Кор. 12:2–27 ). Такие люди, имеющие и природное, и личное единение со Христом, обретают дар Искупления как своё личное спасение: они очищаются от греха, примиряются с Богом, становятся сынами Божиими по благодати и сонаследниками Христу. Но может ли человек сам воспользоваться всеми плодами Искупления? Может ли падший человек своими силами совлечься ветхого человека и облечься в нового, созданного по образу Создавшего его (см.: Кол. 3:10 ; Еф. 4:22–24 ), из состояния греховности перейти в состояние оправдания, привиться ко Христу и сделаться членом Его тела без личного общения со Христом, в силу уже совершившегося Искупления? Господь ясно отвечает на этот вопрос: Я есмъ путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:6 ; ср.: Ин. 10:9 ), то есть вне реального единства с Иисусом Христом спасение своими силами невозможно. Об этом свидетельствуют и апостолы: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян. 4:11–12 ). Путь искреннего богопознания приводит человека именно ко Христу: Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне ( Ин. 6:45 ). Спасение исходит только от Бога. Как не мог человек сам собою совершить Искупление, так же не может он сам употребить для своего спасения приготовленные для этого духовные средства. Апостол Павел свидетельствует: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), то есть правильное исповедание Иисуса Господом невозможно без реального единения человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Всеведущий – во-первых, это значит, что Господу все известно. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его ( Евр.4:13 ). Он знает все, что было, что есть и что будет впредь. Он знает все наши дела, слова и самые наши мысли и намерения. Бог всеведущ – этим, во-вторых, означается то, что Он премудр. Премудрым образом Он устроил мир и премудрыми, хотя и неведомыми путями ведет каждое сотворенное существо к предназначенной ему цели. Всеправедный – это значит, что Господь, как Сам Свят и праведен, так и в других разумных существах любит и желает видеть только святость и правоту (см. Пс.10:7 ), неправду же и грех ненавидит и карает. Будучи Свят, Господь поэтому и праведен и правосуден. У Него нет лицеприятия и Он воздает каждому по делам его (см. Рим.2:6,11 ). Всемогущий – это значит, что для Бога нет ничего невозможного. Он силен сделать все, что только не противно Его премудрости и благости. Одним словом Он сотворил мир (см. Пс.32:9 ), и все сотворенное носит тем же глаголом силы Своея (см. Кол.1:17 ). Вездесущий – это значит, что Господь везде находится. Нет места в целой вселенной, где бы не было Бога. Камо пойду от Духа Твоего? – восклицает святой царь Давид. – И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси ( Пс.138:7–8 ). Неизменяемый – это значит, что Бог всегда одинаков и не переходит из одного состояния в другое. Все с летами ветшает и изменяется, а Бог всегда пребывает в одном и том же состоянии, и лета Его не оскудеют (см. Пс.101:27–28 ). Вседовольный – это значит, что Бог есть Существо всесовершеннейшее. В Нем суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна: Его есть Царство и сила и слава вовеки ( Мф.6:13 ), так что Богу нечего для Себя прибавить, тем более нечего требовать от других. Он Сам дает всему жизнь и дыхание ( Деян.17:25 ). А если Бог есть вседовольный, то и всеблаженный. Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ), источник всякого счастья и всякого блаженства. О СКОТЕ . Бог не отдал нам тварь Свою в неволю тяжкую: ты можешь работать ею, получать от нее всякую выгоду, употреблять даже в пищу, потому что и на это есть позволение Божие, но не можешь мучить и бить ее, потому что она все-таки не твоя, а Божия. Жестокостью обращения с животными человек оскорбляет благость Творца, Который, как сказано в Писании, человека и скотов хранит (см. Пс.35:7 ), произращает для них траву, не оставляет даже птенцов ворона, взывающих к Нему (см. Пс.103:14, 146:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Некоторые впрочем понимали это древо только в смысле духовном, напр. Григорий Б., – в сл. на Богоявление – III ч. 200–201 стр. по изд. 1889 г., – Дамаскин. Точн. изл. в. II, 11, хотя самого рая и не представляли исключительно духовным. 328 Сын Сирахов в таких выразительных чертах изображает попечение Божие о первозданном человеке: Бог исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. От положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дам им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их (17:6–11). 331 Филарета митр. Моск. Слова и речи изд. 1848 г. I, 182. См. Городкова. Догм. Бог. по сочин. м. Филарета 104–105 стр. О том же апологетическое рассуждение см. у Эбрарда. Апологетика I т. §§ 132–133. 332 См. Теодоровича. Уч. Тридент. собора о первор. грехе и оправдании в связи с православным и протестантским учением о том же предмете. 1886 г. 4–18 стр. – Ястребова М. проф. Уч. лютеранских символов о первор. грехе. Киев. 1877 г. 1 и 3 гл. – Беляева Н. Я. проф. Полупелаг. принцип в рим. католичестве (Пр. соб. 1871 г. I т). 333 Символическое протестантство не полагает различая между образом и подобием Божиим в человеке. По их мнению, подобие Божие – тот же образ Божий, только взятый в его высшем обнаружении, – это imago simillima, или, что то же, justitia originalis (См. у Ястребова. Уч. лютер. симв. о первор. грехе. 103 стр.). Новейшее протестантское даже ортодоксальное богословие не следует строго символическим книгам в учении о первобытном состоянии человека (напр. известный Мартенсен). 335 Подробный разбор этого довода см. у В. Д. Кудрявцева в ст. Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого. Собр. соч. III т. 2 вып. 336 Вот что именно говорит Катрфаж: «ни опыт, ни наблюдение не дают нам ни малейших фактов относительно первого начала человеческого рода. Строгая наука должна поэтому оставить неприкосновенною эту проблему. Меньше удаляется от истины тот, кто признает в данном случай свое невежество, чем тот, кто не сознает его и старается навязать его другим» (Antropologie, 1876. р. 251. См. Рождественского, Апологетика II т. 294 стр.). Опровержение материалистического мнения о первобытном состоянии человека на основании данных самого естествознания см. в кн. проф. Глаголева. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Также и слова апостола, которыми ты, как тебе кажется, опровергаешь неопровержимое, вовсе не отменяют поста. Великий Павел порицает заблуждение гностиков древних еретиков, бывших в те времена и запрещавших брак и вкушение мяса. И запрет этот не был временным, как у нас в дни поста, но постоянным: брак возбранялся, дабы не множилась «материя», мясо же поскольку считалось нечистым. Итак, уразумей, что апостол не посту противится, а предостерегает христиан от заблуждения еретиков, пытавшихся тогда смутить Церковь , как вы сегодня. Мог ли бесчестить пост тот, кто сам всю жизнь подвизался в нем (см.: Деян.9:9; 13:3 ; 2Кор.6:5 и др.)? Сектант : Пост дело безразличное Богу. Он ни хорош, ни плох и как таковой не делает нас угодными Ему. Апостол ясно говорит: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем ( 1Кор.8:8 ); Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Вот почему нимало не согрешает тот, кто не держит пост. И соблюдающий его ничего благого не творит, и не соблюдающий никакой вины не имеет. Ибо как соблюдение поста не есть добродетель, так и несоблюдение его не есть грех. Священник : Ты снова ссылаешься на Писание, думая оправдать свое пренебрежение постом. Но что спасло Ниневию от гибели и праведный суд Божий о ней изменило на милость, если не пост и покаяние ста двадцати тысяч жителей, постившихся вместе с царем и вельможами его и распространивших пост даже на домашний скот (см.: Иона 3:5; 4:11 )? Разве не постом и молитвой умилостивил Бога царь и пророк Давид, ранее впавший в блуд и убийство (см.: Пс.101:10; 108:23 )? Разве не постом благоугодили Богу три отрока, не сгоревшие в печи вавилонской (см.: Дан.1:8; 3:25–26 )? Разве не постом заградил пророк Даниил уста львов (см.: Дан.6:23–24 )? Но не хватило бы времени и места показать тебе, сколь многие угодили Богу через пост. Знай, что оба Павловых речения, которые ты привел, относятся не к посту, но к вкушению яств, принесенных в жертву идолам. Дальнейшие слова апостола (см.: 1Кор.8:10; 10:25–27 ) ясно показывают, что против вкушения идоложертвенного негодовали христиане из иудеев, которые по-прежнему держались ветхозаветных предписаний о пище (см.: Лев.11 ; Втор.14 ) и требовали того же от христиан из язычников. Посему и написал великий Павел то, что написал и что вы, сектанты, толкуете превратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Отсюда видно, что Павел находится, во время отправления послания в Греции. – О сборах милостыни для иерусалимских христиан см. 1Кор 16:1–4 ; 2Кор.8–9 ; Деян 24:17 . Рим.15:27 .  Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. Здесь Апостол имеет целью побудить и римских христиан к подражанию греческим христианским Церквам в деле благотворения. Рим.15:28 .  Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, Рим.15:29 .  и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. Здесь повторяется сказанное в 27-м ст., с тем только добавлением, что Павел обещается со своей стороны принести римлянам полное благословение благовествования Христова. – «Верно доставив» – точнее: запечатлевши ( σφραγισμενος). Апостол хочет этим сказать, что доставление милостыни от греческих Церквей в Иерусалим будет печатью или доказательством того, что христиане из язычников сознают великое значение иерусалимской церкви, откуда пошло христианство по всему миру. – «С полным благословлением» – ср. Рим.1:11 . Рим.15:30 .  Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, Рим.15:31 .  чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, Апостол опасается и неверующих иудеев, которые могут возбудить против него обвинение в отступлении от веры (он, действительно, сделался их жертвою, см. Деян.21:27 и сл.), и не совсем верит в то, что христиане иерусалимские встретят его дружелюбно и примут его дар. Рим.15:32 .  дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами. Рим.15:33 .  Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. «Бог мира». Так называет здесь Бога Апостол по уверенности своей в том, что Бог действительно пошлет ему мир и успокоение, в котором он так теперь нуждается, идя во враждебную ему область. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Святой апостол Павел и его Послания. Послание святого апостола Павла к Римлянам. 418-595 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Болезни души, напротив, не позволяют человеку спастись ни душой ни телом; они составляют препятствие для обновления «внутреннего человека» (Там же), для появления «человека нового», рожденного от Духа, являющего в нашей душе и в нашем теле (см.: 2Кор.4:10–11 ) жизнь Иисуса (Там же), идущего от Отца и делающего человека «новой тварью» (см.: 2Кор.5:17 ), которой обещано вечное блаженство в Царствии Небесном; эти недуги запирают человека в плоти, которая желает противного духу ( Гал.5:17 ), и не дают ему обрести ничего, кроме тления (см.: Гал.6:8 ) и смерти (см.: Рим.8:13 ). Вот почему Христос учит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить [что означает помимо прочего физические болезни]; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ) («Того» – означает справедливого Судию, оставляющего претерпевать последствия душевных недугов человеку, который не стал просить Его об исцелении). Относительность физического здоровья Поскольку телесные болезни сами по себе не могут оказать влияния ни на основы бытия человека как обновленной духовной сущности, ни на его удел в жизни вечной, то физическое здоровье представляет собой в контексте этого бытия и удела ценность относительную. С одной стороны, если человек остается болен душой, физическое здоровье не оказывает ему здесь подспорья, поскольку он являет собой «плоть» (см.: Ин.6:63 ) и не направляет свои члены на воздание хвалы Всевышнему 525 , и здоровье в земной жизни не может защитить его от возможной грядущей гибели в геенне. С другой стороны, здесь, на земле, наше физическое здоровье является временным и относительным состоянием. Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал ( 1Пет.1:24 ; ср.: Ис.40:6 ). Пока человек живет в этом мире, его тело, являясь «плотью земной» (ср.: 1Кор.15:47–49 ) и «животной» (ср.: 1Кор.15:44,46 ), остается из-за греха подверженным тленности и смерти (см.: Рим.5:12 ). Наш внешний человек тлеет ( 2Кор.4:16 ); земной наш дом, эта хижина, должен разрушиться (ср.: 2Кор.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

– Царство это уже и теперь пребывает в душах всех уверовавших во Христа (см.: Лк.17:21; 18:17 ), к какому бы народу они ни принадлежали; – оно есть также Церковь , или Тело Христово, Глава которого Сам Христос (см.: Рим.12:5 ; 1Кор.11:3; 12:27 ; Еф.1:22; 5:23 ; Кол.1:24 ); – доступ в это Царство открыт лишь через первое воскресение, которое есть не что иное, как крещение, и потому часто уподобляется в Писании воскресению со Христом (см.: Рим.6:5 ; Кол.2:12–13 ; 2Тим.2:2, 11 ). Сказав: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ), божественный Павел разумел воскрешающее действие таинства воды и Духа. Сектант : Тысячелетнее царство Христово нельзя смешивать ни с каким другим, ибо оно: – будет основано лишь во Втором пришествии; – предваряется воскресением праведников, которым уготовано царствовать со Христом; – продлится ровно тысячу лет, после чего произойдет воскресение грешников, их осуждение и конец света. Священник : Ваше учение о «тысячелетнем царстве» плод глубочайшего заблуждения. Корень же его в том, что вы принимаете воскресение, которое переживает каждый христианин в таинстве крещения, за особое воскресение праведников, которое будто бы предшествует воскресению всех прочих людей. Уразумей же, что воскресение первое есть воскресение через крещение, а воскресение в собственном смысле (которое по отношению к первому можно условно назвать «вторым») воскресение всеобщее. Также и смерть вторая (в отличие от «первой» естественной и вызываемой разделением души и тела, от чего не избавлены даже святые) есть вечное мучение, или адово осуждение, именуемое так в противоположность вечному блаженству, которое есть жизнь (см.: Мф.18:8; 19:17 ; Мк.9:43 ; Ин.5:24 ). Сектант : Из того места в Откровении Иоанновом, которое ты привел в самом начале, явствует, что будет два воскресения: одно праведников в начале тысячелетнего периода, другое грешников в конце его (см.: Откр.20:4–5 ). Это подтверждается и другими местами Писания. Например, в Послании апостола Павла к фессалоникийским христианам: если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то веруем также, что и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним... потому что Сам Господь, при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде ( 1Фес.4:14–16 ). И в другом его Послании: каждый оживет в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор.15:23 ), или, иными словами, праведники воскреснут в сонме праведных, а грешники в сонме грешных. Итак, Господь сначала воскресит умерших в Нем, и это будет воскресение первое, которое наступит вслед за Вторым Его пришествием, то есть в начале тысячелетнего Царства Христова. После же того как ненадолго освобожденный диавол со всеми, кого он обманул, будет ввержен в ад, наступит конец света, а за ним воскресение грешников, которое и будет воскресением вторым, спустя тысячу лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Итак, Крещение святым Иоанном Предтечей Господа нашего Иисуса Христа было лишь по форме похоже на ритуальные омовения: «Крестил уже Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водой только, но и в покаяние ( Мф.3:11 ). Однако не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом» 440 . Христос пришёл к Иоанну креститься не для того, чтобы омыться от греха, так как был безгрешен и чист: «Он не сделал никакого греха» ( 1Пет.2:22 ), но чтобы исполнить всякую правду (см.: Мф.3:15 ) и волю Бога (см.: Лк.7:30 ), сокрушить главы змиев в воде (см.: Пс.73:13 ), «потопить грех и погребсти в воде ветхого Адама, освятить крестителя, исполнить закон, открыть таинство Троицы, сделаться для нас образом и примером Крещения» 441 и, как пишет митрополит Иларион (Алфеев) , «Своим погружением в Иордан освятить воды реки, наделить их Своей энергией и силой, сделать их животворными и живоносными» 442 . Кроме того, не стоит забывать, что Иисус Христос не только был крещен Иоанном, но и Сам, как и Иоанн, с группой учеников проповедовал в Иудее и крестил принимавших Его учение (см.: Ин.3:22 ). Цель этого Крещения была идентична той, что и у Иоанна Крестителя, – «крещение покаяния для прощения грехов». Однако существует отличие между Крещением до и после воскресения Иисуса Христа. Во-первых, послепасхальное Крещение предполагало дар Святого Духа, о чём мы слышим в первой же проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы: «...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). При жизни Христа Святой Дух ещё не был им дан, а был послан Христом на пятидесятый день после Пасхи (см.: Деян.2:33 ). Во-вторых, из этого же отрывка следует, что послепасхальное Крещение должно осуществляться во имя Господа Иисуса Христа. В Новом Завете есть и другие ссылки, указывающие на это: «...крестившиеся во Христа Иисуса...» ( Рим.6:3 ); «...но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа...» ( 1Кор.6:11 ); «И всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ). Апостол Павел упомянул, что призывал имя Господне во время своего собственного Крещения (см.: Деян.22:16 ). Апостол Павел о Крещении

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В самой жизни первохристианской Церкви Дух является реальностью, которую христиане испытывают ежедневно: «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте ( 1Сол.5:19–20 ), «исполняйтесь Духом» ( Еф.5:18 ), «Духом пламенейте» ( Рим.12:11 ). Дух Святой для апостолов – настолько близкая и конкретная реальность, что они даже не уточняют Его имени. Дух Христов, или Дух Божий, или просто Дух – Лицо знакомое и близкое: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22 , см. Рим.14:17 ). Апостол Павел многократно говорит об опыте жизни Церкви в Духе: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). Восьмая глава Послания к Римлянам описывает новую жизнь христианина в Духе: «Мы живем не по плоти, а по Духу» ( Рим.8:4 ). Помышления духовные есть жизнь и мир ( Рим.8:6 ). «Если Духом умерщвляете дела плотские, то живы будете, ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии» ( Рим.8:13–14 ). «Вы приняли Духа усыновления, Которым взываем «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божий» ( Рим.8:15–16 ; ср. Гал.4:6 ). В недрах нашей обновленной личности, нашего духа, Сам Дух Святой действует, говорит, воздыхает, молится: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно; но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Читая писания апостола Павла, мы часто бываем поражены необычайным характером явления Духа в христианских общинах: будь это у христиан Галатии ( Гал.3:2 ), или Ахаии ( 1Сол.1:5 ), или Коринфа ( 1Кор.2:4 ; 2Кор.12:12 ). Создается впечатление, что обращение апостола Павла ко Христу и его проповедь Евангелия сопровождается осязаемыми знамениями Духа ( Гал.3:5 ). Но, как это подчеркивается в отрывке вышеупомянутого Послания к Галатам (5:22), новая жизнь в Духе и Духом кажется важнее преходящих событий, даже чрезвычайных. Восторженный энтузиазм не дает достаточных гарантий подлинных духовных даров. Решающим критерием духовного суждения и различения является исповедание Господства Иисуса Христа: «Никто, говорящий Духом Божьим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12 3, ср. 1Ин.4:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

«По Воскресении и Вознесении Христовом на Небо, по сошествии Всесвятого Духа и после разнообразных чудес, учиненных призыванием всечестного Христова имени, все верные познали, что Христос — это Бог и Единородный Сын Божий».    Животворящий Дух Святой умерщвляет в членах Церкви Христовой всё смертное, греховное, злое, демоническое, всё тяготеющее к диаволу, всё диаволо-центричное. И они живут по Духу (Рим.8:1): Дух Святой пронизывает всё их существо, всю их богоподобную данность и бесконечность, всю их ежедневную жизнь. Дух жизни во Христе Иисусе, в Теле Его Церкви, освобождает нас от греха и смерти, от закона греха и смерти — и они больше не имеют над нами власти (Рим.8:2).    В Богочеловеческом Теле Церкви человек Духом Святым облекается во Христа, Духом Святым живет Христом и во Христе. Только Духом Святым. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8:9). Что мы пребываем в Нем (во Христе) и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего (1Ин.4:13). И об этом мы свидетельствуем своей безгрешной жизнью. Ибо если Христос в нас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности (Рим.8:10). Всё Христово, всё Богочеловеческое в Теле Церкви Духом Святым становится нашим: и Вечная Жизнь, и Вечная Истина, и Вечная Правда, и Вечная Любовь, и вся жизнь Спасителя, и всё Его Евангелие, и Крещение, и Воскресение, и Вознесение, и небо, и земля, и весь людской род. Когда мы со Христом в Церкви, в Его Богочеловеческом Теле, тогда всё Его — наше, наше на всю вечность (Рим.8:11—13).    Святой Златоуст благовествует: «Без Святого Духа мы не можем принадлежать Христу как должно, носить Его в себе. Если же имеем мы Духа Святого, то принадлежим Христу, носим в себе Самого Христа, соревнуемся с Ангелами, обладаем всеми благами. Это и значит — умертвить плоть, то есть жить вечной жизнью, еще здесь на земле иметь залог воскресения и легко шествовать по пути добродетели... Жизнь Духом Святым не покоряется смерти, но погубляет и истребляет смерть и сохраняет бессмертным то, что получила... Живущий Духом выше всех страстей, опасностей и бед».    Неизреченное человеколюбие Господа Иисуса Христа достигает вершины в том, что Своей Церкви дал Он Духа Святого, Который в то же время есть Дух усыновления (Рим.8:15). Дух Святой через Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, усыновляет нас Богу Отцу, и мы делаемся детьми Божиими (Рим.8:16), Божиими сынами, а тем самым — и наследниками Божиими и со-наследниками Христу (Рим.8:17). А это значит, что нашими становятся все Божественные и все Богочеловеческие богатства Спасителя: и Вечная Жизнь, и Вечная Истина, и Вечная Правда, и Вечная Любовь, и Вечная Радость, и Вечное Блаженство, и всё, чего ни ум человеческий не может себе представить, ни сердце предощутить (см. 1Кор.2:9). Великое достоинство — быть Божиим творением; но несравнимо величайшее и, несомненно, самое превосходное — быть Божиим сыном. Троичный Господь — не только наш Творец, но и нечто неизреченно более высокое: наш Отец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010