Можно им на это возразить: каким же образом Повелевший молиться Отцу о небесном и великом мог заповедь дать молиться Отцу о земном и о пустяках, как если бы, по их пониманию, забыл Он то, чему учил, потому что ни подаваемый нам [обыкновенный] хлеб, необходимый для поддержания в нас телесной жизни, не есть хлеб небесный, ни молитва о нем не есть молитва о чем–либо великом? Следуя за Учителем, поэтому мы обстоятельно расследуем, как Он учил о хлебе. К тем, которые пришли в Капернаум, чтобы отыскать Его, у Иоанна говорит Он так: Истинно, истинно говорю вам: Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому что ели хлеб и насытились (Ин. 6:26). Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого дает Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о преходящей пище, а о пище остающейся для жизни вечной, которую дает вам Сын человеческий (Ин. 6:27). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: Что нам делать, чтобы творить дела Божий, [т. е. дела Богу угодные], то Иисус сказал им в ответ: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6:28—29). Но послал Бог, как написано в псалме. Свое Слово и их исцелил (Пс. 106:20), т. е. больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божий, представляющие собою пищу, остающуюся для вечной жизни (Ин. 6:27). И истинный хлеб Небесный (который должен быть отличаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного Небесного хлеба), говорит Он, дает вам Мой Отец, ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин.6,32—33). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию человек (Кол. 3:10), т. е. главнейшая составная часть человеческого существа, созданная по образу Божию душа; питающийся этим хлебом становится подобен Творцу». А если так, то чему приличнее быть душевной пищей, как не слову Божию? Или для разума того, кто постигает Божественную мудрость, что может быть драгоценнее ее? И что иное, как не истина, более соответствует духовной природе? А если кто–нибудь возразит против этого и скажет, что Он (Христос] не учит ведь молитве о ежедневном хлебе, как о чем–то [от Него Самого] отличном, тот пусть выслушает, как Он и в Евангелии от Иоанна говорит об этом хлебе то как о чем–то от Него Самого отличном, то так что Он–то и есть этот самый хлеб.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Хлеб наш насущный даждь нам днесь ( Мф.6:11 ), или, как Лука передаёт: Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день ( Лк.11:3 ). Так как многие держатся того мнения, будто в этих словах нам предложено молиться о хлебе телесном, то дело стоит того, чтобы в последующем показать лживость этого мнения и развить правильное учение относительно насущного хлеба. Можно им на это возразить: каким же образом Повелевший молиться Отцу о небесном и великом мог заповедь дать молиться Отцу о земном и о пустяках, как если бы, по их пониманию, забыл Он то, чему учил, потому что ни подаваемый нам обыкновенный хлеб, необходимый для поддержания в нас телесной жизни, не есть хлеб небесный, ни молитва о нём не есть молитва о чём-либо великом? Следуя за Учителем, мы поэтому обстоятельно расследуем, как Он учил о хлебе. К тем, которые пришли в Капернаум, чтобы отыскать Его, у Иоанна говорит Он так: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились ( Ин.6:26 ). Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого даёт Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о пище тленной, а о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ( Ин.6:27 ). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: что нам делать, чтобы творить дела Божии (то есть дела, Богу угодные)? – то Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин.6:28–29 ). Но послал Бог, как написано в псалме, слово Свое и исцелил их ( Пс.106:20 ), то есть больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божии, представляющие собою пищу, пребывающую в жизнь вечную ( Ин.6:27 ). И истинный хлеб небес (который должен быть отличаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного Небесного хлеба), говорит Он, Отец Мой даёт вам... Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру ( Ин.6:32–33 ). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию человек ( Кол.3:10 ), то есть главнейшая составная часть человеческого существа – созданная по образу Божию душа; питающийся этим хлебом становится подобен Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Следствием такого направления было то, что из всех родов поэзии у евреев развилась только лирика» 15 . Строгая нравственная чистота и возвышенность еврейской поэзии, выразительницы богооткровенных истин Ветхого Завета, делали ее священной по содержанию и в то же время способной к выражению всех состояний души – радостных и скорбных, возникающих при миропонимании и самочувствии, основанных на богооткровенной религии. По преимуществу в составе священной еврейской поэзии выделяются следующие виды песнопений: а) песнопения покаянные, проникнутые чувством виновности пред Богом, сокрушения о грехах, молитвы о помиловании кающихся (например, пс.6, пс.31, пс.50 и др.); б) песнопения скорбно-молитвенные – другого характера, именно возникающие от сознания слабости и немощи человеческой при постигающих испытаниях, опасностях, бедствиях (пс.12, пс.30, пс.68, пс.70, пс.136 и др.); элементы скорбного чувства смягчены здесь надеждой на милость Божью (пс.70, пс.125 и др.). Другую категорию духовных песнопений, по радостному строю противоположную первым, составляют песни и псалмы, благодарственные и хвалебные. В благодарственных песнопениях выражаются радостные чувства благодарения Богу за Его милости и благодеяния (пс.17, пс.29, пс.114, пс.117, пс123 и др.). Хвалебные песнопения служат выражением прославления Бога при размышлении о Его совершенствах (пс. 102, 106 и др.), при созерцании творений Божиих и промышлении о них (пс. 103, 146, 148 и др.), при созерцании промышления Божьего о людях (пс.32, пс.145 и др.) и особенно об избранном народе еврейском (пс. 46, пс.104–105, пс.134–135 и др.). Многие священные песнопения проникнуты духом пророческим, содержат в себе предсказания о будущем, особенно о Спасителе, о событиях Его жизни, чудесах, страданиях, прославлении (пс.2, пс.8, пс.21, пс.108–109, пс.117 и др.). Так как чувства и строй мыслей, воплощающиеся в священной поэзии, требуют для надлежащего их усвоения нравственной подготовленности, высокого уровня нравственной чистоты, некоторые песнопения проникнуты дидактическим характером, стремлением возвысить духовное состояние внимающих священным песням (пс.71, пс.77, пс.118 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

После сего Пророк снова повелевает людям и Церкви песнословить благодать, изображая словом едва не на песнословить благодать, изображая словом едва не настоящее состояние Церквей, а именно, что на седалище начальствующих проповедуются сии чудеса Божии, которыми утверждается вера в слушающих. Ибо сказано: «да вознесут Его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его» (Пс.106:32). Пророк присовокупляет и причины благодарений, а именно, что от Бога реки и появляются, и исчезают: уничтожаются потоки порока, исходища же добродетелей орошают места, дотоле сухие. Ибо говорит: «положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду» (Пс.106:33). «Реками» называет притоки страстей, и «исходищами водными» — непрерывные ряды худых дел; потому что люди, присовокупляя всегда лукавое к лукавому, подобно какому-то потоку, удлиняют цепь пороков. Но сказано еще: «и землю плодоносную» обратил «в сланость» (Пс.106:34). Ибо душа, многоплодная для злых дел, будучи претворена, стала жаждущею, как приправленная Божественною солью учения, чтобы не умножалась более порочность живущих, будучи питаема дурными притоками вод, а душа, осоленная и жаждущая, восприяв блаженную жажду и наводнившись собранием добродетелей, соделалась озером. Ибо сказано: «положил есть пустыню во езера водная, и землю безводную во исходища водная» (Пс.106:35). И сие-то делается градом, который населяют алчущие правды. Ибо никто из утративших вкус и пожелание пищи, с душою пресыщенною пороком, не поселяется близ сего озера и сих вод. Они же засевают «села» и насаждают «винограды» . Такими загадочными наименованиями означает Пророк Божии заповеди и добродетельное житие, потому что заповедь есть семя будущего плодоношения, а добродетель — виноградная лоза, изливающая вино из словесных гроздов в чашу премудрости. Сие же не иное что есть, как обилие благословения. Посему Пророк говорит: «и благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали» (Пс.106:38). Скотами называет покорное служение душевных движений, когда каждое из них в нас способствует добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3097...

И Господь избавил их от опасности.(1) (1) Слова Феодорита: И сими словами намекает на многоразличные бедствия природы человеческой, которые никто не в состоянии прекратить человеческою мудростию; ибо во время сильного морского волнения, вздымаемого ветрами, даже и кормчие, на подобие пьяных, шатаются и не в состоянии преодолеть бедствия. Исихия: Искушения изобличают, т. е. превосходят силы человеческие; почему и Господь говорил: бдите и молитесь, да не внидете в искушение. Так как мореплаватели, будучи застигнуты бурею, побеждающею всякое искусство и ухищрение, спасаются чрез призывание Бога, так и находящимся в искушениях не должно полагаться на свою силу, но иметь одно упование на Бога. Пс.106:29 .  И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его Пс.106:30 .  И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я (и Он повел их) в пристанище хотения своего. Пс.106:31 .  Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим Пс.106:32 .  Да вознесут Его в церкви людстей (народа), и на седалищи старец восхвалят Его. Здесь показывает и способ, которым апостолы избавились от бедствия: запретил, говорит, Господь ветрам и морю и настала тишина великая, как говорит евангелист Матфей ( Матф. 8:26 ); ибо αρα означает кроткий и тихий ветер.(1) Почему апостолы и прочие спутники, видя тишину, обрадовались тому, что утихли волны морские; и таким образом Господь направил их к пристани. Пристани же истинные суть заповеди Господни, как поставляющие упражняющегося в них выше всякой бури. Потому пусть, говорит, и апостолы рассказывают и возвещают всем милости и чудеса Господни, и пусть превозносят Его в собраниях или церквах народа христианского и пусть прославляют Его в сонме старейшин, т. е. имеющих преимущество лет и чести.(2) (1) Слова Нисского: Быть может, сказав: умолкли волны его, именем молчания означает то, что сии волны суть некие произвольные силы, чем означает существо отступников, т. е. демонов. (2) Феодорита: Это можно видеть постоянно сбывающимся у верующих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Сущность слов состоит в том, что мореходцы от единых бурь сильно доказывать могут Божию силу, и что волнение моря столько приносит смертей, сколько востает в нем волн. Но Пророк еще живее изображает нам Божий промысл: ибо дабы познали мы, что море не по случаю волнуется, сего ради с намерением употребляет глагол – рече, означая, что ветры, возмущающие море, не сами собою, но по Божию повелению дуют. И хотя справедливо то, что мореходцы часто по естественным причинам предузнают будущия непогоды, но внезапныя перемены оных от сокровенных токмо Божиих повелений происходят. Итак, не исторически токмо повествует о бурях и ветрах, но представляя лице учителя, от самой главной причины начинает. Потом великость опасности изображает и как бы на картине образ смерти живо написует, дабы в радостнейшем окончании лучше представить Божию милость. Восходят, рече, до небес, и нисходят до бездн, – аки бы сказал, что мореходцы то вверх вместе с волнами поднимаются, то вниз с ними же опускаются и погружаются, имея душу исчезающую от страха смерти. К сему присовокупляет другие страхи, колеблющие мысли, или паче отемлющие дух. Смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. Сими словами означает, что хотя кормчие, управляющие кораблями, знают свою науку, но от страха смерти теряют весь разсудок и не могут пользоваться даже и теми пособиями, которыя в руках имеют. Ибо хотя и ветрила поднимают, и якорь на дно моря бросают, и весла во все стороны обращают, но ни в чем успеха не имея, отдаются на произвол ветров. Итак истощив все искусство и не видя никакой помощи от мира, приходят во отчаяние и подъемлют вопль, подобно пияным. Пс.106:29 . и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. Пс.106:30 . И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего. Пс.106:31 . Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: Пс.106:32 . да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его. Мирской человек, пишущий историю, сказал бы, что ветры и бури сами собою утихли, но Пророк в перемене сей проповедует нам Божий промысл, означая, что сильное оное стремление моря и ужасный порыв ветров, коими кажется испровергается вся громада мира, не человеческими, но Божиими силами приводится в порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Сомнение и отчаяние легко могли сделаться путеводителями по этому пагубному пути 204 . После этих общих замечаний относительно состояния пленников-иудеев считаем возможным обратиться к более подробному решению данного вопроса и разбору мнений, существующих по этому вопросу. С мнением Грэтца мы уже знакомы. Развивая свой взгляд так подробно, названный ученый, к сожалению, не обосновывает его так же подробно: единственным основанием его служит лишь ссылка на 106 псалом, происхождение которого, по его мнению, принадлежит именно пленной эпохе 205 . Общее содержание этого псалма действительно говорит о полном благосостоянии народа Божия, побуждающем его к благодарению и хвале своего Господа. Но и это единственное основание слишком легко колеблется. Один исследователь Псалтири, специально посвятивший обширный и ученый труд вопросу о происхождении этой книги, вот что говорит об этом псалме: «Содержание псалма 106-го не оставляет никакого сомнение в том, что это хвалебно-благодарственная песнь возвратившихся из плена, которых избавил Господь от угнетения и рабства от руки врага и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря» ( Пс.106:2, 3, 10–14 ), – вероятно воспетая ими вскоре по возвращении в отечество, – может быть, при первом же народном собрании ( Пс.106:32 ) в Иерусалиме в праздник новолетия» 206 . И ближайший анализ содержания его вполне подтверждает этот взгляд на время его происхождения: здесь говорится о минувших уже днях рабства в странах чуждых, о разрешении от этих тяжелых уз и возвращении к новой жизни после угрожавшей смертной опасности, о возсоздании Иерусалима и восстановлении мира и благоденствия после продолжительных, тяготевших над ними, бедствий. Все эти мысли далеко не гармонируют с обстоятельствами того времени, к которому относит происхождение этого псалма Грэтц. Напротив, то, что может быть отнесено к этой именно эпохе, говорит совсем не в пользу взгляда этого ученого (особенно ст. 10, 14 и 18). Однако, есть некоторые данные, говорящие если и не прямо в пользу взгляда Грэтца, то вообще в пользу предположения о благосостоянии пленников-иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Предостереги народ, чтобы не ломились поглядеть на Господа» (Исх. 19,21). «И вломилась в них зараза» (Пс. 106,29). «Всякий тороватый сердцем» (Исх. 35,5). У Л.И. Мандельштама патриархи кочуют «табором» (Быт 32,8), едят вместо восточных лепешек «пироги» (Быт. 18,6), носят «кармазинный шелк» (Числ. 19,6), играют на «скрипках» (Быт. 31,27) меряют все на «аршин» (Быт. 6,15), а взвешивают — на «гривны» (Исх. 30,13); Иосиф носит «халат с позументами» (Быт. 37,23), а Фамарь «прикрывается фатой» (Быт. 38,14); зерно братья Иосифа засыпают в «кули» (Быт. 42,25) и едут на «телегах» (Быт. 45,27); превосвященник облачается в «льняные порты» (Исх. 28,42) и опоясывается «кушаком» (Исх. 29,9); народ израильский управляется «стряпчими» (Исх. 5,14) и суд происходит «на вече» (Втор. 25,7); соседи — горцы — «дикари» (Пс. 72,9) и живут в «аулах» (Пс. 83,7); в Израиле есть и «витязи» (Пс. 52,3), и «сыны барские» (Пс. 62,10), и даже «крамольники» (Числ. 20,10). С определенной долей вероятности желанием локализации библейского текста можно объяснить использование Л.И. Мандельштамом привычных русскому читателю славянских слов и даже грамматических конструкций: «Волу быть заброшену каменьями и мясу его не быть употреблену в пищу, владельцу быть предану смерти» (Исх. 21, 28), «Быть сожжену ему» (Лев. 4, 12). Явной отсылкой к славянскому тексту также является именование Красного моря — «Чермным» (Пс. 106, 9), головного убора первосвященника — «митрой» (Исх. 28, 4), телки — «юницей» (Быт. 15, 9), а барана — «овном» (Быт. 15, 9). К особенностям перевода Л.И. Мандельштама относится о то, что в отличие от большинства переводчиков Ветхого Завета на русский язык, он стремится переводить поэтические разделы не буквально, но двустишиями, жертвуя содержанием ради формы: «Чем-то я прокляну? Ведь не проклял Творец! Чем-то я похулю? Не хулил же Господь» (Числ. 23, 8)   «Они разбиты как будто пальма Садам подобны вблизи реки Как бы алоэ — Господь садил Подобны кедрам вблизи воды» (Числ. 24, 6)   «Дождем пусть прольется

http://bogoslov.ru/article/385577

Затем молитвы с исповеданием (опускаемые в большие праздники): Kyrie eleyson, Christe eleyson, Kyrie eleyson, Отче наш и Верую тайно с возглашением последнего стиха в том и другом, респонсории: ст. из пс. 87, 14; 70, 8 (­у нас); 50, 11–14 (в будни еще 12 респонсориев: из пс. 139, 1; 88, 1; 60, 9; 64, 1; 69, 1, содержащие прошения об избавлении от врагов, обетах Богу, о помощи Божией, наше Трисвятое и опять 5 респонсориев из пс. 102, 1–5 о милостях Божиих); 123, 8 (о помощи); священник произносит исповедание (confessio) в грехах Богу, разным святым с прошением к святым о молитвах (Confiteor); хор отвечает: «Да помилует (Misereatur) тебя Всемогущий Бог и, отпустивши грехи твои, приведет тебя к вечной жизни, аминь»; потом приносит исповедание хор, а священник дает такой же ответ с прибавлением: «Прощение (indulgentiam), разрешение и оставление грехов наших да даст нам Всемогущий и Милосердый Господь», и респонсории: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас», и пс. 32, 22; 106, 2, «Господь с вами». Молитва Богу Всемогущему о безгрешном и добродетельном наступающем дне, «Господь с вами…», «Благословим Господа, Богу благодарение» и чтение мартиролога и респонсории после него: «Честна пред Господем» ( Пс. 115:6 ), краткая молитва Пресв. Марии и всем святым об исходатайствовании от Бога помощи и спасения, опять Пс. 123, 8 , Славу Отцу, Kyrie eleyson… Отче наш тайно с возглашением конца, респ. Пс. 89:16, 17 (­ у нас на утрене на стиховне), молитва к Богу Спасителю мира о направлении и освящении сегодняшних чувств, речей и дел в заповедях Божиих, благословение: «lube, Domine, benedicere» (повели, владыка, благословить). «Дни и дела наши в Своем мире да устроит Господь Всемогущий, аминь». Краткое чтение из Сол. 3, 5, респ. опять из Пс. 123, 8 и заключительное благословение: «Благословен Бог . Господь нас да благословит и от всякого зла да защитит и к жизни да приведет вечной; и верных души милосердием Божиим да упокоятся в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   8) Такова отличительная черта веры, преданной Отцами от Апостолов. Читающему же Писание должно уже самому испытывать и различать, когда говорит Оно о Божестве Слова, и когда о человечестве Его, чтобы, разумея одно вместо другого, не впасть в погрешность, чему подверглись ариане. Посему зная, что Господь есть Слово, знаем, что «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Ин. 1:3), и: «Словом Господним небеса утвердишася» (Пс. 32:6), и: посылает Слово Свое, и исцеляет (Пс. 106:20); и зная, что Он есть Премудрость, знаем, что «Бог Премудростию основа землю» (Притч. 3:19), и «вся Премудростию сотворил» есть Отец (Пс. 103:24); и зная, что Он Бог, веруем, что Он есть Христос; ибо Давид воспевает: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (Пс. 44:7, 8); и у Исаии говорит сам о Себе: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя» (Ис. 61:1); и Петр исповедал: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Но зная также, что Господь соделался человеком, не отрицаем сказуемаго о Нем по человечеству, например, что Он алкал, жаждал, был заушаем, плакал, спал, и наконец, приял за нась смерть на кресте. Ибо все это написано о Нем. А также не утаило, но изрекло Писание и это, свойственное человеку: «созда»; потому что мы люди созданы и сотворены. Но как, слыша, что Господь алкал, спал, был заушаем, не отрицаем Его Божества, так, и когда слышим о Нем: «созда», надлежит нам памятовать, что Он, сый Бог, создан как человек; потому что быть созданным так же свойственно человеку, как и все перечисленное выше, — алкать и тому подобное.    9) В добром также смысле сказано, но худо понимается еретиками, и другое изречение Писания. Именно, слова: «О дни же... или о часе никтоже весть, ни Ангели, ни Сын» (Мк. 13:32), содержат в себе добрый смысл; еретики же из сказаннаго: «ни Сын» — заключают: «поелику объявляет Себя незнающим, то Он — тварь». Но нет места такому заключению; да не будет сего! Как говоря: «созда Мя», сказал это по человечеству, так говоря: «ни Сын», и это изрек также по человечеству. И была основательная причина выразиться так. Поелику, по написанному, соделался Он человеком, а людям так же свойственно не знать, как и алкать и прочее, потому что люди не знают, пока не услышат и не научатся; то, как соделавшийся человеком, и показывает человеческое неведение, во-первых в доказательство того, что имеет действительно человеческое тело, а потом и с тою целию, чтобы, имея в теле человеческое неведение, но от всего искупив и очистив, представить Отцу человечество совершенным и святым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2590...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010