Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержит размышления о деянии Божием в творении (42. 15 - 43. 33) и во времени (44. 1 - 50. 29); в Книге премудрости Соломона есть попытка изложить как бы богословие истории (10-19). В обеих книгах утверждается, что Божественная Премудрость действует здесь, на земле. Представленная как «художница творения» (Притч 8. 30), эта царственная Премудрость «от века помазана» Богом, она была «началом пути» Его, прежде самых первых Его творений (Притч 8. 22). Она избрала для Своего пребывания преимущественно Израиль (Сир 24. 8-9), но была «художницей всего» (πντων τεχντις - Прем 7. 21): через свое деяние она дала человеку познать Господа, Владыку природы и истории. Слово и Дух Бог говорит пророкам, поручая им передавать Его Слово. Во время синайского союза Моисей дал народу от имени Бога религ. и нравственный устав, выраженный в 10 «Словах», или Заповедях (см. Десять заповедей ) (Исх 20. 1-17; Втор 5. 6-22; см.: Исх 34. 28; Втор 4. 13; 10. 4). Это утверждение Бога Единого, связанное с откровением Его основных требований, и было одним из первых начал, к-рые помогли Израилю осознать, что «Бог говорит». С самого начала Закон Господень был связан с откровением Божиим и его действием в мире: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Исх 20. 2). По мере развития истории Бог словом Своим объясняет народу ее скрытый смысл. В каждом из значительных испытаний народа слово Божие открывает ему тайные предначертания Господни (Нав 24. 2-13). Слово Божие не является лишь сообщением, обращенным к людям. Оно есть сила, исполняющая то, что намечено Богом (Нав 21. 45; 23. 14; 3 Цар 8. 56). Все творение подчиняется слову Божию: «Он сказал,- и сделалось» (Пс 32. 6-9; см.: Быт 1; Плач 3. 37-38; Прем 9. 1; Сир 42. 15). Слово действует во вселенной, управляя светилами (Ис 40. 26), водами бездны (Ис 44. 27) и совокупностью явлений природы (Пс 106. 25; 147. 4-7: Иов 37. 5-13; Сир 39. 23, 34-35). «...Слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис 40. 8).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ремесло I. ПРЕДВАРИЕТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ В Быт. 4 первым «ковачем всех орудий из меди и железа» назван Тувалкаин, тем не менее о некоторой специализации израил. ремесленников можно говорить, видимо, только начиная со времени пребывания их в Египте. Развитие Р. предполагает оседлый образ жизни, в условиях же кочевого скотоводства речь может идти только об их зачатках. У окружавших израильтян народов, прежде всего у египтян и вавилонян, развитые Р. существовали уже в IV-III тысячел. до Р.Х., о чем свидетельствуют найденные при раскопках изделия ремесленников, часто исполненные с поразит. совершенством. Израильтяне, вероятно, постепенно перенимали навыки Р. от соседей, а потом и сами достигли высокого мастерства. Весьма вероятно, что тяжелый физич. труд, во всяком случае до времени правления царя Соломона, у израильтян возлагался преимущ. на рабов, но затем вошел в разряд занятий свободного человека. Как известно, все знаменитые раввины и книжники, в т.ч. и ап. Павел, занимались к.-л. Р.; этим израильтяне отличаются, напр., от греков, у которых физич. труд считался занятием, недостойным свободного человека. Целый ряд признаков указывает на то, что Р. передавалось в израил. семьях по наследству, что целый род мог заниматься одним и тем же Р. и что, видимо, уже в ветхозаветные времена существовали корпорации по типу цехов или гильдий (см. 1Пар. 4:21 ; Неем. 3:8 ; Иер. 37:21 ). II. ТЕКСТИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Потребность людей в одежде позволила текстильному производству в числе первых выделиться в самостоятельную отрасль. Хотя прядение и ткачество еще долгое время относились к домашним, прежде всего женским, занятиям и добродетелям ( Притч. 31:13.19.21 ), именно в этой области можно обнаружить довольно раннюю специализацию. Во всяком случае, во времена царей у израильтян уже существовали центры текстильного Р., напр. в Дебире, где при раскопках археологами обнаружены многочисл. следы ткацких цехов и красилен. ПРЯДЕНИЕ. Пряли гл. образом шерсть. Зажав кусок шерсти рукой, прядильщица правой отщипывала от нее клочья и с помощью большого и указат. пальцев скручивала их в нить, которую затем наматывала на веретено ( Притч. 31:19 ), тонкую деревянную палочку длиной ок. 30 см., на верхнем конце которой крепился блочок из камня, глины или кости, позволявший увеличить центробежную силу. Вращая и отпуская веретено, прядильщица скручивала нить и навивала ее на стержень. Египтяне умели делать более тонкую нить, чем израильтяне: есть сведения, что из вороха шерсти весом 0,5 кг они могли спрясть нить длиной до 90 км.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Апостол Павел хвалит общины, которые финансово поддерживают соотечественников (см.: 2 Кор. 8: 2; 9: 8–11 и др.). Апостол языков завещает своему преемнику, чтобы тот богатых всего лишь увещал, но не запрещал владеть собственностью (см.: 1 Тим. 6: 17), тем более что в домах богатых граждан, как правило, проходили первые христианские собрания. Пусть они «делают добро, – пишет он Тимофею, – богатеют добрыми делами, будут щедры и готовые поделиться, так собирая себе сокровище, как доброе основание для будущего, чтобы обрести вечную жизнь» (1 Тим. 6: 17–18) . Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество. Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому , пьянице , ведущему распутный образ жизни , злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16). Итак, корень всех зол – не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку любовь к стяжанию – сродни идолослужению (см.: Кол. 3: 5). Может ли богатство быть добродетелью? Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты XXI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей». Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти деньги на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

http://pravoslavie.ru/66151.html

Анализ глаголов, связанных в Евангелиях с Царством, подтверждает такое толкование. Мы не находим выражений типа «строить» Царство, «приближать» Царство или «продвигать» интересы Царства. Царство – это не просто новое социальное устройство; не отождествляется оно и с церковью. Вместо этого Евангелия говорят о Царстве как о чем-то совсем близком, во что люди могут войти ( Мк.1:15 ; Лк.19:52 ). Оно дается как дар ( Лк.12:32 ) и может быть унаследовано ( Мф.25:34 ). В то же время оно не есть национальная или расовая привилегия иудеев, и может быть отнято у них ( Мф.8:12; 21:43 ). Необходимое условие для вхождения в Царство – исполнение воли Божьей ( Мф.7:21–23 ). При этом человек обязательно должен покаяться и «обратиться», то есть полностью изменить и себя, и свое мировоззрение ( Мф.4:17 ; Мк.1:15 ), решительно порвать ( Лк.9:62 ) с приземленными интересами ( Мф.22:1–4 ) и, как ребенок, принять Царство ( Мф.19:14 ; Мк.10:15 ; Лк.18:16 ). Царство должно быть первым попечением человека ( Мф.6:33 ; Лк.12:31 ), и ради него нужно быть готовым отказаться от всего ( Мф.13:44–48 ). В то же время существуют тайны, связанные с Царством ( Мф.13:11 ); некоторые люди не способны ни понять Царство ( Мк.4:11–12 ), ни даже увидеть его ( Ин.3:3 ). В будущем Царство явится в силе ( Мк.9:1 ), когда Сын Человеческий придет со своими ангелами в славе Отца своего ( Мф.16:27 ). Это Царство, уготованное Отцом Иисусу, должно стать радостью для тех, кого Иисус считает достойным такой радости ( Лк.22:29–30 ). Двойственная природа Царства (неявная в настоящем и славная в будущем) составляет предмет «притч о Царстве», особенно притч о сеятеле, горчичном зерне и закваске (см. Мк.4:1–32 и параллельные места). Одним словом, в учении и служении Иисуса Царство Божье изображается преимущественно как суверенное владычество Божье. Оно начинается с личного взаимоотношения между Богом как царем и людьми как его подданными. Хотя в установлении этого взаимоотношения Бог берет на себя инициативу, человеческие усилия также играют свою роль: «Ищите Царства его... ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:31–32 ); «не всякий говорящий мне: «Господи», «Господи», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного» ( Мф.7:21 ). То есть, чтобы быть в Царстве, необходимо повиноваться Богу. 3. Учение Иисуса о самом себе

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

8:5–6 телец. Если судить по параллельным упоминаниям, изображение тельца первоначально служило пьедесталом для статуи языческого божества. Иеровоам II придал ему статус идола, изображающего Господа ( 3Цар. 12,26–30 ; ср. Исх. 32 ), поэтому здесь о нем говорится как о самостоятельном объекте поклонения. доколе. Сетование, в котором выражается скорбь Господа о грехах Израиля, целенаправленно противопоставлено выражению гнева Божия. 8 сеяли... пожнут. Это выражение подчеркивает причинно-следственную связь между грехом и неотвратимостью наказания (ср. 10,13; Иов 4,8 ; Пс. 125,5.6 ; Притч. 11,18; 22,8 ; Гал. 6,7–9 ). 8 негодный. Хотя Израиль и был однажды избран из всех народов ( Исх. 19,5 ; Ам. 3,2 ), он уже растерял все благое и ценное, чем обладал. 8 пошли к Ассуру. Вероятно, здесь говорится о том, что царь Осия пошел в подчинение к Ассирии, чтобы удержать власть, захваченную им после убийства Факея (ср. 7,8–12; 4Цар. 15,19; 17,13 ). См. Введение: Время и обстоятельства написания. дикий осел. Игра слов, основанная на созвучии между «дикий осел» и «Ефрем» наводит на мысль, что сравнение делается с Ефремом (Израилем), а не с Ассирией. Именно Ефрем упрямо отвергал заступничество Божие и отдавал свое предпочтение Ассирии ( 4Цар. 15,19; 17,3 ). 8 соберу их. Суд Божий настигнет израильтян (ср. Иоил. 3,2 ; Соф. 3,8 ). царя князей. Ассирия, силе которой подчинился Израиль, станет орудием суда Божия. 8 жертвенников. Построенные для молений алтари северного царства стали местом греха. 8 В жертвоприношениях. Тщетно нераскаявшиеся израильтяне участвуют в жертвоприношениях ( Лев. 7,11–18 ; Втор. 12,7 ; Иер. 7,21 ). возвратятся в Египет. По иронии судьбы Египет, из которого Бог с отеческой любовью вывел народ Израиля (11,1), теперь вновь стал для него местом плена и наказания (9,3; 11,5; Втор. 28,68 ). 8 чертоги. Уверенность Израиля в том, что построенные дома и укрепления сохранят их веру в неприкосновенности и обеспечат военно-политическую безопасность, оказалась ложной. огонь. См. Ам. 1,4–2,5 . Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Такая мудрость заключается в священных книгах, с которыми предание обыкновенно связывает имя Соломона. Мы знаем, что некоторые из этих произведений на самом деле позднего происхождения – книга премудрости Соломоновой (написанная по-гречески) памятник 1-го столетия, но мы думаем, что дух, которым проникнуто это произведение, есть дух Соломонов. Книга достойна, скажем словами почившего московского святителя (Филарета), имени ее автора. Несомненность бытия Божия, объяснение возникновения ложного Богопочитания, нравственные обязанности царей, вечные нравственные истины (предметы содержания книги премудрости Соломоновой) не были ли вместе и предметами бесед Соломона с царями? Все это – развитие и раскрытие положений, которые мы находим уже в Притчах и Екклезиасте (см. Притч. 8, 12, 15, 16; 20, 27 и т. д.). Рационалистическая критика отвергает принадлежность этих книг – равно как и песни песней – Соломону. Конечно, притчи в том виде, в каком они существуют теперь, не могут всецело принадлежать знаменитому сыну Давида (см. 25, 1; 30, 1; 31, 1). Об авторе книги Екклезиаст писание не дает прямых указаний. Но для того, чтобы отвергнуть их принадлежность Соломону всецело, нужно стать в противоречие с Св. Писанием (3 Царств. 4, 32; Притч. 1, 1; 10, 1 ), с преданием и нужно игнорировать соответствие содержания этих книг с политикою мудрого царя. Соломон имел космополитические тенденции, он стремился стать всечеловеком, и Божественный Промысл избрал его согласно с его характером орудием для возвещения истин общего характера – доступных и в Ветхом Завете пониманию и иудея и еллина. В ряду тех лиц, которые предпринимали путешествия в Иерусалим для поучительных бесед с его мудрым царем, Библия особенным образом отмечает царицу савскую. Кто и откуда она была? Была ли она царицей сабеев из южной Аравии (по арабским преданиям) или из Абиссинии (Иосиф Флавий называет ее царицей Эфиопии и Египта. Antiquit. 8, § 5), она во всяком случае была издалека и из народов чуждых и ее сношения с Соломоном происходили на почве религиозно-философской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Я рождена, когда не было бездн, когда воду не точили родники; когда горы не были водружены, и прежде холмов я рождена; когда не была еще сотворена земля, ни поля, ни основания земли! Когда Он утверждал небеса — я была там, когда Он по лику бездны чертил черту, когда утверждал в высях облака, когда источники бездн укреплял, когда полагал морю Свой закон, чтобы не преступала берегов хлябь, когда утверждал основания земли, — я была художницею при Нем, и была веселием каждый день, всегда радуясь пред Его лицом, радуясь на обитаемой земле Его; и с сынами человеческими — радость моя!” (см. Притч 8:22–30). Здесь важно все: и подчеркивание мотивов меры, закона и равновесия, и описание Премудрости как “художницы”, по законам Божественного рукомесла строящей мир, и присущее этой космогонической художнице целомудренно-бодрое “весе­лье”. По отношению к Яхве Премудрость представляет собой как бы Его второе “Я” или воплощение Его воли; по отношению к миру это строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий складывает дом, и действующая в мире, как благоразумная хозяйка в доме. Дом — один из главных ее символов: Премудрость построила себе дом, — такими словами начинается 9-я глава книги. Дом — это образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса. Но порядок дома есть духовный и душевный лад, выражающий себя в упорядоченности вещей; человеческий лад есть мир, и потому мы встречаем в книге Притчей Соломоновых похвалу миру: “Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, чем дом, полный мяса, и в нем раздор” (см. Притч 17:1). За домашним порядком стоит настроение бодрой выдержки, терпения, самообладания и самообуздания, и это есть опять-таки “премудрость” в своем качестве непомраченной, бодрственной, здоровой целости ума и воли. Сквозь все наставления книги Притчей Соломоновых проходит контраст двух воль — строящей и разрушающей, собирающей и расточающей, воли к согласию и воли к раздору: образ первой — Премудрость, образ второй — “безумная жена”.

http://pravmir.ru/literature-vethogo-zav...

Обычные переводы этого места, как и LXX, обходятся здесь словом «нянька». Что справедливо. Но в мужском роде это слово будет (’атôп). Его-то, или омонимичное ему, применяет автор Книги Притч к Премудрости, когда она сама говорит о себе, что она (’атôп). Однако тут есть некая странность, состоящая в том, что (’атôп) в Притч.8:30 мужского рода. Это требует истолкования. Возможное прочтение (’атôп) – это приёмный сын, воспитанник (’атûп). Но BDB считает это понимание маловероятным, так как в Танахе оно не встречается 423 . Более вероятное значение – художник, мастер 424 . Так читается это слово в Иер.52:15 , но там оно, естественно, относится к мужскому роду. LXX предлагает описательную передачу: ρμξουσα – что-то вроде наставницы. Получается гендерная асимметрия: там, где в мужском роде художник, мастер, там в женском – нянька, утешительница детей. Если рассмотреть употребления в Танахе слов с корнем /’amn /’môn – художник, мастер, /’mn – воспитатель, /’ménet, – воспитательница, /’man – поддерживать, а также /’met – истина [и /’mn], восходящих к существительному /’m – мать и глаголу /’mn – быть верным, надёжным 425 ), то можно заметить, что в библейских текстах есть тенденция видеть общность между материнством, причём в том числе «материнством» не по плоти – воспитанием – и искусством. Такие слова этого списка, как (’mûn), воспитанник и (’môn), художник встречаются в Танахе либо по одному разу, если считать, что в нашем тексте именно воспитанник, либо ни одного (/’mûn), либо два раза (/’môn); (’ommn), художник – два раза 426 , (’ménet), воспитательница – два раза, один из которых в КР, а (’mn), воспитатель – три раза (из них один раз в виде глагола воспитывать: Есф.2:7 и один в переносном смысле: Ис.49:23 ). Таким образом, мы видим, что все эти слова – «раритеты» в нашем смысле слова (см. выше III. 2. Б). Это заставляет нас быть очень осторожными в выводах, поскольку речь идёт не о статистически обоснованных закономерностях, а об уникальных точках текста, которые, по нашему мнению, соотнесены между собою читателями и в то же время авторами Танаха. Способность придумывать и создавать – это одна составляющая Премудрости, а нянчить и воспитывать – другая, поэтому Премудрость – это и художник, и нянька 427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

5, 7. Священники во храме приносят в субботы (каждый день) жертвы за свои грехи и за грехи народа; следственно Бог хочет от нас всякий день покаяния и добрых дел. 8. Кто сотворил ( Мк.2:27 ) субботу (время), Того и должны мы почитать в субботу (во всякое время – Еф.6:18 ). 11–12. Никто ни в какое созданное Богом время ( Быт.1:14 ) сам себе не враг; посему всегда должно делать и другому добро, не уклоняясь от того под предлогом успокоения, приличествующего празднику. 12, 11, 10. Человек несравненно лучше овцы ( Евр.2:6–7 ), но когда он заблуждается, то подобен овце; заблуждение же есть грех, а грех подобен болезни, грех же и болезнь подобны яме ( Мф.12:10, 11 сличи в ст. Мф.12:11 слово: «впадет» с Сир.38:15 и см. выше Мф.9:6 ). 10. Приложися человек скотом несмысленным и уподобися им ( Пс.48:13 ). 11. Праведник милует души скотов своих; утробы (сердца) же нечестивых немилостивны ( Притч.12:10 ). 19–20. Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, кротка, послушлива, исполнена милосердия и добрых дел, беспристрастна и нелицемерна ( Иак.3:17 ). 24–25. Разумевает праведный сердца нечестивых, и уничтожает нечестивые (мысли) в злых (в нечестивых). Притч.21:12 . 25. Где несогласие, раздоры и распри, там гибель и разрушение; а где любовь и мир, там сила и крепость. 26. От несогласия разрушаются общества; даже в царстве злых духов есть своя подчиненность. 27–28. Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную, а неверующий уже осужден есть ( Ин.3:18 ). Вера в силу Божию во Христе постыждает неверие и осуждает. 30. Кто не одних мыслей со Христом, тот, как противник Ему, иначе учит и поступает; но он и учение его погибнет ( Мф.15:13 ). Кто, оставляя веру в силу Божию, доверяет тайным и злым силам тварей или злых духов; тот хулит имя Божие. Не чудотворец тот, а волшебник, кто действует не Христовым именем, но тайными и злыми силами, и в особенности злых духов. 32. Кто злословит человека, тот может спастись покаянием: а кто хулит Духа Божия, отвергая в Боге святость, всемогущество, всеведение и другие Его совершенства; для того спасение невозможно ( Деян.5:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010