12 См. Ирин. adv. haer. 1, 28; Ипполит. Befutat. haer. VIII, 16; Климент. Strom. III. Eel. proph.; Ориг. de Oratione § 13; Тертулл. de jejun. 15 и de praescr. haer. 52; Епифан. haer. 46; Феодорит. gaeret. fab. 1, 20. Кроме того у Евс. и Иерон. в указанных местах. 15 Под варварами разумеются здесь все племена и народы, не принадлежащие к образованной греческой нации, как народы восточные вообще (персы, египтяне и пр.), так в особенности евреи вместе с христианами. 16 Подобное см. у Климента александр. (Strom. t. с. 16), у Феодорита (decur and affect lib. 1) и Григ. Назианз. (Orat. 3) 17 Жители Телмисса, города карийского, в 60 стадиях от Галикарнасса, были знамениты своими предсказаниями. 22 Т.е. сочинение Гераклита «О естестве» (περ υσεως). По темноте его, и сам автор еще у древних получил прозвание «темного» (σκοτεινς). На это сочинение Татиан намекает немного после, называя его «мраком Гераклита» 23 Он бросился в пылающую Этну и тем как будто бы хотел достигнуть того, чтобы подумали, что он исчез и взят на небо; но выброшенная из горы обувь его показало противное. Маран. 26 Апологет не исключает здесь вездеприсутствие и вседейственность Бога, но спорит против пантеистического учения стоиков, которые представляли Бога подобным душе, живущей в теле, и проникающим все материальные явления природы. 28 Выражение «в начале» (εν αρχ) означает бытие Божие до сотворения мира, а непосредственно затем употребленное слово «начало» указывает на начало в смысле принципа или основания бытия, которое разумная, духовная сила (λογικ δυναμις), а не что-либо физическое или вещественное. 29 Выражение «волею Его простого существа» не заключает в себе позднее явившейся арианской мысли, а дает видеть в рождении Сына Божия или Слова не действие физической, как бы вещественной необходимости, а духовное, как акт воли в безусловно-духовном существе Божием». 34 Т. е. употреблявшийся в элевсинских таинствах: под видом дракона Зевс соблазнил свою дочь Прозерпину. 36 Плач Деметры (Цереры) послужил поводом к установлению мистерий у афинян, которые посвящаемым в них обещали разные блага.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

15, 1) — есть песнь победная; Песнь Песней есть брачная песнь, сложенная лицедейственно. А здесь слово содержит в себе угрозу, по праведному суду Божию возвещаемую винограду. Но и самое грозное не может ли быть приличным образом вносимо в песнь, как скоро оно имеет в виду добрый конец? Лицо, возвещающее сию песнь, есть Дух Святый; Он воспевает песнь возлюбленному винограду ; но и песнь сия есть песнь возлюбленного. Кто же возлюбленный по естеству? Кто, как не Единородный — сия источная Благость, к Которой все стремится и к Которой любовь естественным и неизреченным образом впечатлена в душах всех разумных существ? Итак, поскольку, по слову Господню, все приемлет и возвещает нам Утешитель от Единородного (см.: Ин. 15, 26; 16, 14), то и песнь сию называет Он песнью Возлюбленного, как от Него заимствованную. Одно и то же для винограда, некогда возлюбленного и кающегося, есть песнь, а для пребывающего во грехе делается плачем и горем, как видим и у Иезекииля, что в ту же книгу вписаны и песнь [ ] и плач и горе (ср.: Иез. 2, 10). И слово Господне, призывающее к вечной жизни и к наслаждению небесными благами, было песнью, возбуждавшей души к мерным и стройным движениям добродетельной деятельности; а Иоаннова проповедь, обращавшая непокорных к покаянию, была плачем, который производит неизменную печаль во спасение (см.: 2 Кор. 7, 10). Но нашлись иудеи, по ожесточению сердца и снисходительными словами не обращаемые к жизни и строгими не приводимые к раскаянию. Так и настоящая песнь заключает в себе и похвалу древнего их благородства и промышления о них Божия, а вместе и обличение настоящих пороков и угрозу — имеющими постигнуть их бедствиями. Впрочем, первое не возвращает сего непокорного народа в свойственное ему достоинство, а последнее не может его укротить и сделать более целомудренным. Начинается же песнь похвалами древнего благородства. Виноград бысть Возлюбленному в розе, на месте тучне. Виноградом Пророк называет народ израильский, ибо сказано: Виноград из Египта пренесл еси (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Я всё ожидал, что наши либералы, любящие толковать о «правовом порядке» и о равенстве всех перед законом, заговорят же, наконец, о необходимости применить и к Л. Толстому постановления русского законодательства, воспрещающие творить то, что он давно и настойчиво творит. Убедившись же, что нашим либералам дороги отнюдь не интересы правды и добра, а нечто совсем иное, дерзаю печатно возбудить вопрос о привлечении гр. Толстого к юридической ответственности, по крайней мере, за павловское ужасное дело. По моему убеждению, грешно карать только исполнителей, а вдохновителя оставлять в покое. Профессор А. Гусев Казань. 105 См. протокол конференции от 13 июня 1855 г., сообщённый в Allgemeinen Kirchenblatt für das Evangelische Deutschlands Stuttg. s. 408 и след. 107 Читатель должен иметь в виду, что мы вслед за Л. Толстым рассматриваем христианство, лишь как доктрину. 121 О культурно-этическом значении государства см. „Этика“ В. Вундта, стр. 224–240; „Этика“ Г. Гефдинга, стр. 315–359; „Оправдание добра“ В. Соловьева, стр. 260–290 etc. 125 За этим до 24 постановления идут мелкие постановления, касающиеся частных лиц; поэтому мы их пропускаем. 127 Свиток написан в 12 стол, знамением на он , а не на речь. Тамже есть Псалтырь, писан в 15 стол., а в ней написан по знамю, псалом, на реце вавилонстей тож на он. 128 Такое облегчение вполне понятно, потому что успешное прохождение Закона Божия детьми раскольников может тормозиться родителями последних и другими, внешкольными условиями, присущими религиозному быту раскольников. 129 Вследствие такого распоряжения в названной школе дети сектантов уходят домой с уроков Зак. Божия. Это же распоряжение послужило главной причиной и того явления, что в К-ой церк.-приход. школе нет ни одного воспитанника из сектантов, так как последние предпочитают отдавать своих детей в «свою», т. е. земскую школу, в которой они свободны от влияния правосл. Церкви!.. 130 Последнее с целью облегчить им, как и детям раскольников и по тем же соображениям, условия получения от названного министерства льготных по воин. повинн. свидетельств. 131 Последователи этой секты, просверлив в стене своей избы дыру и приложив к ней губы, повторяют много раз: „изба моя, дыра моя, спаси меня“. 132 Повойник, тоже что наколка, в которую убирают женщины свои волосы и носят её под платком. Иногда повойник делается на снурке и этим снуром обвязывают голову, чтобы крепче держался повойник на голове. Авт. 134 Плач и рыдание фигурируют в каждом письме. На своих радениях расшатав нервы, хлысты при каждом удобном случае готовы рыдать в истерике. 135 Сектантская тарабарщина своего рода воровской жаргон. Не трудно догадаться, что рубашки разумеются те белые рубахи, которые надеваются на радениях, белые лебеди – хлысты. Намёк, может быть, на начавшееся против них в Елизаветполе судебное дело, в кое попал и Увар Ермоленко, скрывающийся от суда в голодной степи, Туркестанского края.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф. 24:12 . Например, Макс Шелер, заимствовавший ряд идей блаж. Августина и Паскаля, выразивший свои воззрения понятием ordoamoris в одноименной статье 1914 года. Эрих Фромм, указ. изд., с. 72. Блаженный Диадох. Добротолюбие, указ. изд., т. 3, с. 15. Ин. 3:30 . Мф. 20:28 . Ин. 15:13 . Епископ Игнатий (Брянчанинов) . Письма о подвижнической жизни. М., 1995, с. 15. который виделся поначалу счастливым избавлением от прокрустовой социалистической экономики, но сегодня на заборах уже можно прочитать: капитализм – дерьмо! Бей буржуев! Никак не привыкну, формулирует в потоке сознания герой Е. Попова, что можно в любое время отрезать любой кусок любой колбасы. Удивилась одна пытливая инокиня: оказывается, пределамериканской мечты, породившей цивилизацию коммивояжеров, это всего-навсего собственный дом и свобода торговли! думала, все-таки идеалы какие-нибудь… Это буржуа распял Христа, – утверждал Бердяев. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Вызовы современной цивилизации. М. 2002, с. 43. Архимандрит Константин (Зайцев). Чудо русской истории. М., 2000, с. 649. Православие. М., 2001, с. 396. См. Й. Хейзинга. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004. Спросите москвича, что такое «Третий Рим», и он ответит: название игорного заведения; «Шангри-Ла» именовалась затерянная в Тибете счастливая страна, придуманная и описанная англичанином Джеймсом Хилтоном в романе «Потерянный горизонт», а широкой популярностью обязанная фильму Ф. Капры; теперь так именуется казино; рулетке не остановились присвоить даже имя «Молодой гвардии», на чьей героической истории несколько поколений учились умирать за отчизну. На Западе этот процесс, по-видимому, давно завершился. Журнал «Звезда», (2004, 3) опубликовал заметки нашего ученого побывавшего в США; на вопрос, что у них читают, он получил ответ: истории успеха, классику в дайджестах, фантастику с интимом – секс с инопланетянами хорошо идет… Там же замечательный монолог эрудированной собеседницы автора: «я знаю Россию по Достоевскому! О, там необыкновенные люди – помните, в «Идиоте» героиня, красавица Анастази, бросает деньги в камин? Как вы думаете, те сто тысяч рублей – сколько это сегодня в долларах? ».

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Выражение одной дамы. Мф. 9, 29, 28. Беда, что изменчивый мир отнюдь не спешит прогнуться под нас. Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. С. 170 – 178. Там же, с. 697. Ин. 12, 40. Как известно, психиатрия не предлагает ясных критериев для установления границы между болезнью и здоровьем. Мф. 24, 12. Например, Макс Шелер, заимствовавший ряд идей блаж. Августина и Паскаля, выразивший свои воззрения понятием ordo amoris в одноименной статье 1914 года. Эрих Фромм, указ.изд., с. 72. Блаженный Диадох. Добротолюбие, указ. изд., т. 3, с. 15. Ин. 3, 30. Мф. 20, 28. Ин. 15, 13. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. М., 1995, с. 15. который виделся поначалу счастливым избавлением от прокрустовой социалистической экономики, но сегодня на заборах уже можно прочитать: капитализм – дерьмо! Бей буржуев! Никак не привыкну, формулирует в потоке сознания герой Е. Попова, что можно в любое время отрезать любой кусок любой колбасы. Удивилась одна пытливая инокиня: оказывается, предел американской мечты, породившей цивилизацию коммивояжеров, это всегонавсего собственный дом и свобода торговли! думала, всетаки идеалы какиенибудь… Это буржуа распял Христа, –  утверждал Бердяев. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Вызовы современной цивилизации. М. 2002, с. 43. Архимандрит Константин (Зайцев). Чудо русской истории. М., 2000, с. 649. Православие. М., 2001, с. 396. См. Й. Хейзинга. Homo ludens . В тени завтрашнего дня. М., 2004. Спросите москвича, что такое «Третий Рим», и он ответит: название игорного заведения; «ШангриЛа» именовалась затерянная в Тибете счастливая страна, придуманная и описанная англичанином Джеймсом Хилтоном в романе «Потерянный горизонт», а широкой популярностью обязанная фильму Ф. Капры; теперь так именуется казино; рулетке не остановились присвоить даже имя «Молодой гвардии», на чьей героической истории несколько поколений учились умирать за отчизну. На Западе этот процесс, повидимому, давно завершился. Журнал «Звезда», (2004, 3) опубликовал заметки нашего ученого побывавшего в США; на вопрос, что у них читают, он получил ответ: истории успеха, классику в дайджестах, фантастику с интимом – секс с инопланетянами хорошо идет… Там же замечательный монолог эрудированной собеседницы автора: «я знаю Россию по Достоевскому! О, там необыкновенные люди – помните, в «Идиоте» героиня, красавица Анастази, бросает деньги в камин? Как вы думаете, те сто тысяч рублей – сколько это сегодня в долларах?».

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

Я на тебя. Противоположно благой вести спасения «Я с тобой» ( Исх. 3,12.14 ; Нав. 1,5 ; Ис. 43,2.5 ). послов твоих. Послов ассирийских, диктующих свои условия и накладывающих дань, больше никогда не услышат на земле. Глава 3 3:1–19 Выражение скорби основное настроение этой главы. Пророк уже не концентрирует внимания на Израиле-Иудее, но говорит об участи Ниневии как о важном, мировом по значению, событии. 3:1–7 Открывающий главу плач по умершим подтверждает обреченность города. В ст. 1–4 предъявляется обвинение, а затем (ст. 5–7) объявляется о наказании виновного. 3 Горе. Состояние крайней степени отчаяния. городу кровей. Беспощадная жестокость, которой ассирийцы открыто похвалялись. обмана. Лживая дипломатия характеризовала международные дела ассирийцев ( Ис. 36,16.17 ). грабительство. См. 2,12.13. Дружеские переговоры служат прикрытием алчности ассирийцев. В своей ненасытной жажде наживы они поглощают одну жертву за другой. 3:2–3 Изображение ассирийских армий в действии, превращающих все население в «груды трупов» (ст. 3). 3:4 Ниневия сравнивается с блудницей, которой приносятся в жертву «народы» и «племена». Служение идолам, война и торговля были тесно переплетены. Под «соблазнами» Ниневии, с ее мощью и великолепием, подразумевается вероотступничество, а «колдовство» ее является указанием на всеобщее распространение язычества ( Ис. 47,11–15 ). 3:5 Кара вселенского Судии неотвратима. См. 2,13. подниму на лице твое края одежды твоей. Публичное унижение, которому подвергали блудниц и которое грозило женщинам, нарушившим брачный обет. 3:6 Блудница будет выставлена на позор и станет примером, предостерегающим других от подобного образа жизни. 3 разорена Ниневия. Зрелище столь устрашающее, что люди бегут от него в ужасе. Столь чудовищно и воистину заслужено это бедствие, что нет ни сочувствующих ей, ни утешителей. 3:8–17 Могущественную Ниневию ожидает судьба некогда великолепного Но-Аммона (Фив). 3 Но-Аммона. Фивы. Эта древняя величественная столица Верхнего Египта была захвачена ассирийцами в 663 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Если кто, быв раз или два обличен тобою, тебя не послушает: не спорь и не препирайся с ним, но предай все Богу, да будет Его воля и да прославится Он во всех Своих рабах: ибо Он может преложить и самое зло во благо. Спеши стать совершенным; не угождай тем, кому всего лучше не угождать; тешить грех – самая бесславная слава. Кто любопытствующих не любит – право делает. Еже есть соль хлебу – сие любовь добродетели. О смирении и кротости Каждому христианину нужнее всего христоподражательное блаженное смирение, а кто не имеет его, тот никогда не узрит Бога. Смирение – есть основание всех добродетелей. Учитель смирения – Сам Господь: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ), и Матерь Божия возвеличена за смирение. Чтобы приобрести смирение, должно постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя не только грешнее всех, но даже хуже всякой бессловесной твари. Когда укоряют в чем-либо, то молчать или кротко объяснить истину; отсекать свою волю, терпеть поношения, оскорбления и уничижения, помнить всегда исход души из тела – вот путь к смирению. Какие бы добродетели кто ни имел, а себя всегда должен считать грешнейшим в мире, по реченному: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими (то есть непотребны) есмы» ( Лк.17:10 ). Несомненный признак смирения – неверие своим помыслам, желание исправления, беспрекословное послушание. Не сказал Давид, что он постился, бдел, на земле лежал, но «смирихся, и спасе мя Господь». Покаяние падшего восставляет, плач о грехах во врата небесные ударяет, а смирение – оные открывает. Без смирения все суетно и тщетно: одно только смирение прелести бесовской неприступно. Кто считает себя смиренным, в том нет истинного смирения. Должно быть всегда готовым на всякое слово ответить: прости, грешен. Смирение не стыдится признаваться в своих недостатках, свойственных немощи человеческой, тем самым и истребляются они. Смирение рождает страх Божий, обуздывает многоречие, оно научает сознавать свое убожество, делает отвратительными похвалы человеческие, во всем внушает человеку обвинять и укорять себя, не верить своему рассуждению и своим чувствам, как порабощенным греху. Смирение учит презирать суетный мир и искать единого на потребу (см.: Лк.10:42 ). Ибо что высоко у людей, то мерзко пред Богом (см.: Лк.16:15 ). Смирение достигается усиленною молитвою, укорением себя во всем и терпением обид. Смирение делает человека праведным. Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведники за гордыню губят многие труды свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Последним объектом обманутых надежд стал сам царь, помазанник Господень (20). Народ иудейский полагал, будто древнее обещание царю Давиду означало безусловную гарантию безопасности, несмотря на нечестие и беззакония народа. Важным основанием для Господа уничтожить иудейское государство было намерение показать, что нельзя полагаться ни на кого, кроме Него Самого. Плач Иеремии свидетельствует о том, что, кроме Господа, не существует никакого другого источника надежды на спасение. Тем не менее последние строки этой главы проникнуты надеждой. Хотя враги Иудеи на краткий миг могут восторжествовать, настанет день наказания и для них – как для Эдома, так и для других народов (ср.: Иер. 25:15,20; 49:7–22 ; Авд.). А наказание Иудеи закончится, и она снова познает милость Божью (22; ср.: Ис. 40:2 ). 5:1–22 «Вспомни, Господи» Заключительная глава книги отличается от остальных как по форме (см.: «Вступление»), так и по видению будущего, т. е. отражает период, когда время вавилонского плена подойдет к концу. Тем не менее остались последствия поражения, проявлявшиеся в сложных условиях существования. Картина преодоления трудностей, изображенная здесь, – это патетическое противопоставление тому, какой должна быть жизнь по завету. Земля, наследие от Господа (2; ср.: Втор. 4:21 ), теперь под властью чужеземцев, хотя некогда Господь вывел оттуда другие народы, чтобы отдать эту землю Израилю (основная тема Книги Иисуса Навина). Тогда вдовы и сироты были вверены особой заботе израильтян ( Втор. 14:28–29 ), теперь же весь народ уподобился бесправным сиротам, полностью утратив право наслаждаться благословениями земли и безопасностью от врагов и преследователей (4–5; ср.: Втор. 8:7–10; 12:29 ). Народ мог быть и был бы независимым, если бы только доверял Господу и слушался Его. Это требование доверия к Господу непреложно, и оно относится к современным читателям в той же степени, что и к читателям древности. Мысль о том, что их страдания посланы за грехи предыдущего поколения (7), приводит на память Исх. 20:5 . Правильней считать, что разные поколения последовательно согрешали против Господа, чем думать, что на нас нет вины и мы безвинно страдаем «за беззаконие их» (см.: ст. 16; ср.: Иер. 31:29–30 ; Иез. 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Обвинение в лицемерии, в тиранстве, в грабительстве, в богохульстве, во вражде со святою Верою должен был ещё глубже чувствовать Иов, нежели ударение по ланитам. 406 Иов возвращается к истории своих несчастий и описывает их в аллегорических выражениях. Я был в покое, говорит он, я жил тихо и в довольстве, не грешил против Бога и не оскорблял ни одного человека. Но внезапно, неожиданно и без всякого повода с моей стороны, Бог возмутил мой покой и моё счастие, и в одно время послал на меня всякого рода несчастия. Он поступил со мною, как поступает сильный и самый хитрый враг, который неожиданно нападает на своего противника с тылу, берёт его за затылок, низлагает его, сковывает и привязывает к столбу – вместо цели, в которую он с сердечным удовольствием пускает свои ядовитые стрелы. Еврейское слово маттара – означает и в 1Цар. 20:20 цель, в которую Ионафан пускал стрелы. В древней истории, особенно в истории Сарацинских народов, есть примеры, что побеждённых врагов, обнажённых привязывали к столбу и стреляли в них, как в цель. 407 Иов представляет себя под образом пленника, который обнажённый стоит у столба и служит целью воинам победителя, на которой они показывают своё искусство в стрельбе. Его окружают стрельцы Бога. Один спускает свой лук и смертельно ранит его во внутренности; другой ранить его в печень, так что желчь его течет по земле; третий (ст . 14) наносить ему болезненные раны в других частях тела; четвёртый устремляется на него с мужеством героя и наносит ему последний смертельный удар мечём или стрелою. Рассечение внутренностей – в Арабских притчах означает смертельный удар меча, a поражение печени и истечение желчи смертельную рану и чувствительную болезнь. См. Притч. 7:23 . Плач. 11:11 . 408 Ср. гл. 15:24, где несчастие, предстоящее нечестивому, сравнивается с царём, или тираном, готовящимся к нападению. 409 При всех возможных несчастиях, собравшихся для моего мучения, я смирялся пред Богом, как сетующий, носил грубую одежду на обнажённом теле и посыпал, как кающийся, мою голову пеплом и золою. См. гл. 1:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

1–21 Бог обратил слово Свое к Иезекиилю: «Тир говорит, что обогатится за счет падения Иерусалима» (1–2). Поэтому Иезекииль должен возвестить ему следующее: «Ты будешь предан в руки многих народов, которые разграбят тебя и поселения твои, Тир. И узнают, что Я – Господь (3–6). Навуходоносор разорит землю твою и начнет осаду твою. Ты больше никогда не будешь отстроен заново (7–14). Прибрежные племена содрогнутся, видя твое падение, и будут петь погребальную песнь тебе (15–18). Ты канешь в глубины преисподней, и уже не найдут тебя вовеки» (19–21). Примечания. 1 «В одиннадцатом году», т. е. в 587/586 гг. до н. э. 2 Для Тира падение Иерусалима было выгодно с экономической точки зрения. По своему географическому положению Палестина находилась на пути торговых караванов из Африки в Евразию. 3–5 Многие образы, относящиеся к Тиру, навеяны его морским положением. 6 «На земле» – Тир господствовал не только над территориями, непосредственно прилегающими к островной и прибрежной его частям, но и далеко за их пределами. 7–14 Здесь впервые в книге Иезекииля Навуходоносор упоминается по имени. Известно, что осада города вавилонянами продолжалась в течение тринадцати лет. Это, вероятно, была очень трудная военная операция для Вавилона (см.: 29:18). Город–государство сдался и попал в вассальную зависимость от Вавилона. 15 «Острова» – другие города–государства Средиземного моря, вероятно, торговые партнеры Тира. 19 Образ города, погружающегося в морскую пучину. 20 «Низведу тебя… в могилу… в преисподних земли» – здесь имеется в виду «шеол», т. е. владения смерти. 27:1–36 Плач о Тире Здесь пророчество представлено в форме плача. Тир уподобляется несравненной красоты кораблю – купеческому судну. Поставщики леса и товаров – его торговые партнеры. Длинный список стран и товаров дает ясное представление о Тире как о крупном торговом центре. Его торговые связи распространялись практически по всему Средиземноморью, северной Африке, Малой Азии и Среднему Востоку. Тир широко использовал иностранную рабочую силу и наемные войска для обороны страны. Однако этот мощный корабль должен был затонуть, т. е. Тир ожидает уничтожение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010