Перед 2-м обхождением епископ пел прокимен (Пс 11. 6 со стихом Пс 95. 1), перед 3-м - прокимен из Пс 112. В конце каждого обхождения бывали ектения и молитва; во время обхождений пелись псалмы (во время 1-го - Пс 64 или Пс 95, во время 2-го и 3-го - Пс 86, 95, 96, 97, 99, 112, 147, 149; единообразие рукописей в отношении 1-го обхождения, возможно, указывает на его древность). По возвращении епископ давал пресвитерам и диаконам лобзание мира и благословлял свечу, от к-рой зажигали проч. свечи. Двери отверзались, и бдение продолжалось по чину вечерни: епископ запевал «Господи, воззвах» (указана и стихира: «Светися, светися, Иерусалиме»), далее следовали «Свете тихий» и вечерний вход. Торжественно исполнялся Пс 147. 1, после чего пели прокимен из Пс 81, епископ уходил крестить оглашенных, а в церкви читали 12 ветхозаветных чтений (те же, что и в арм. переводе Лекционария; порядок исполнения библейских песней не описывается). В конце каждого чтения - ектения и коленопреклонная молитва. После чтений новокрещеные возвращались в храм с пением «Елицы во Христа» (Гал 3. 27); Божественная литургия (по чину ап. Иакова - обычному иерусалимскому чину в древности) начиналась с пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых» (литургийные чтения те же, что и в арм. переводе Лекционария, но стихи аллилуиария - Пс 147. 2 или 101. 14; тропарь на умовение рук (особый элемент чина литургии ап. Иакова) «Воскресение Господне возвестил нам ангел», тропарь на Св. Дары (херувимская) и причастен - «Воскресый из мертвых»). По окончании литургии читали «по книге». 2-я (пасхальная) литургия совершалась после пасхальной утрени, на к-рую, в частности, перенесено чтение Евангелия (Ин 20. 1-18) ( Кекелидзе. Канонарь. С. 88-94; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 708-740). Грузинский Иадгари (гимнографическое приложение к Лекционарию, отражающее литургическую практику Иерусалима VII-IX вв.; среди последних находок на Синае обнаружены греч. оригиналы Иадгари) - еще один важный источник по истории иерусалимского богослужения.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

1304. Успенский – Александровский, женский, 1-го класса (с 1764 г.), в гор. Александрове, Владимирской губ., на довольно большой возвышенности левого берега р. Серой. Начало ему положил Лукиан, игумен Лукиановой пустыни, начавший в 1642 г. посвящать в иночество местных гражданок и испросивший для них в Москве разо- ренную церковь Успения, которая стояла в Александровской слободе, в урочище называемом «в Буграх», и была прежде соборною церковью Успенского муж. монастыря, основанного царем Иоанном Грозным на своем царском дворе в XVI ст. В соборном храме Успения находится древняя чудотв. икона Успения. Под алтарем Троицкого собора погребен преп. Корнилий, игумен Лукиановой пустыни и духовник Успенского мон., скончавшийся в 1681 г., 11 августа. “Успенский первоклассный женский мон. в г. Александрове», стр. 95–107, во “Владимир. сборн.», 1857 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 86; Ратшин, 39; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 146; “Опис. монаст.», 1817 г., 122; “Влад. губ. вед.», 1853 г., 31 (грам. 1662 г. митроп. Питирима о поставлении игуменьи Анисьи), 38 (иконы Успения неизвестного письма и св. Андрея Первозв., 1702 г.; надписи на крестах 1677, 1679 и 1694 г.), 41 (старин. кафельная печь), 42 (евангелие 1689 г.); 1854 г., 8 (в библиотеке книга “Стоглав», писанный в 1596 г.), 41 (надписи на лампадках 1696 г.); 1856 г., 19–21 (описание м-ря), 37 (крестный ход из Лукиановой пуст.); 1863 г., 48 (старинные печи); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 690, 16; “Акты юридич.», 356 (Память 1702 г. о сборе с крестьян Железноборов. м-ря на продовольствие царицы инокини Маргариты Алексеевны); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., II, смесь, 23 (в 1754 г. с 113 душ крест. собиралось 3 руб. 39 коп. на семинарию); 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 113 душ крест.); 1865 г., IV, смесь, 95 (в 1706 г. м-рь получал с Жиздр. Троиц. м-ря с 53 дворов крест. на содерж. Вел. кн. инокини Маргариты Алексеевны); 1874 г., I, смесь, 12 (Цесаревна Елисав. Петров. и Успен. девичий м-рь в то время); 1883 г., II, смесь, 103 (Александровская слоб.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», I, 215 (дело 1721 г. о раскольниках; игум. Евсевия); II, ч. 1, 539 (прошение 1722 г. игум. Евсевии о назначении в м-рь иером. Никитского Гурия), 848 (прошение той же игумении о запрещении посылать в м-рь ссылочных женщин), ч. 2, 407 (м-рь предназначался для содержания черниц, обратив. из раскола); VI, 1726 г., 321 (крепостная кабин. секрет. Макарова Доминика Сергеева пострижена в м-ре по преклонности лет); VIII, 1728 г., 556 (дело об отрешении от игуменства игумении Евфросинии); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 398 (в 1708 г. св. Димитрий Ростов. в м-ре пел обедню и панихиду по царевне монахине Маргарите); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., III, 29 (опись подворья в приходе ц. Благовещения на Стар. Ваганькове).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1882. С. 95-96). Портрет Н. находился также в трапезной палате Ниловой пуст. ( Димитрий (Самбикин). 1908. С. 49). По-видимому, к какому-то из этих образцов восходит фотогравюра нач. 80-х гг. XIX в. московской мастерской «Шерер, Набгольц и К°» (воспроизведена в кн.: Успенский. 1882; экземпляр из музея «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., дар архим. Арсения брату А. И. Никольскому - Барсегян (Куксинская). 2017. С. 168, 625) с поясным изображением Н. вполоборота вправо, в редком типе облачения - в схиме с куколем на плечах и архиерейской мантии с небольшими скрижалями и источниками, руки сложены на груди, в левой - свиток (жест лежащего в гробу?). Лицо Н. с индивидуальными чертами: высокий лоб с залысиной, округлая седая борода, большие темные глаза, морщины возле переносицы, прямой нос, небольшие уста под длинными густыми усами. На фоне характерная для подобных портретов надпись: «АРХИЕПИСКО(П) HEKЪTAPIЙ сïбирскïй i тобольскïй остави(в) архиепископïю поживе в ниловой ncmыhiй». Судя по этому воспроизведению, по иконографии и стилю исполнения, протограф соответствовал произведениям времени Н. (таким, как царские Титулярники 70-х гг. XVII в.). При описании чудес святого встречаются упоминания о его внешности так, как он привиделся во сне благочестивой пожилой девице из Осташкова в 1865 г. «в гробнице в митре» ( Успенский. 1882. С. 88-90). Образ Н. представлен в клеймах житийных икон и хромолитографий прп. Нила Столобенского (содержат 52-54 клейма): «Исцеление от расслабленных ног», «Исцеление женщины у святых мощей», «Чудо исцеления от падучей болезни». Об этом свидетельствуют чудеса у св. мощей прп. Нила, которые подробно описал в его Житии 1829 г. трудник монастыря Алексей Федорович Шепневский (РГБ. Ф. 200. 87). В рассказе об этих чудесах указаны даты и сказано: «Игумен Нектарий пел молитвы», «Игумен Нектарий с братией пел молебен». Т. о. Н. представлен на иконе посл. четв. XVIII в. (1791?, ВГИАХМЗ, происходит из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст.; см.: Рыбаков А.

http://pravenc.ru/text/2564858.html

Если хотите, может избрать и четвертую комиссию из трех членов, которая бы тщательно исследовала, собрала и изложила влияние и значение чудес для современного богомольческого движения в сербском народе. Отчеты этих комиссий могли бы быть заслушаны на каком–либо из предстоящих соборов, а при необходимости их [можно было бы] и опубликовать. Все принимают это предложение нашего епископа. Пастор Карингтон: «Я готов признать и оценить труд, на который вас невольно подвигнул. Спасибо вам. Для меня особое значение имел бы отчет сей четвертой комиссии, в котором было бы освещено влияние и значение чудес для вашего современного движения в Сербской Церкви». Была уже глубокая ночь, когда беседы и выступления закончились. Собор, как и всегда, завершился молитвой. На небосводе необычайно весело сияли Божии звезды, словно радуясь тому, что люди на земле прославляют всеобщего Творца. Речи смолкли, но пение продолжилось. Вокруг Дивостинского храма пело несколько хоров, которым подпевал весь народ. [Даже тот,] кто никогда не пел, здесь начинал петь. [И] кто никогда не плакал от радости, здесь орошал лицо слезами. Один хор пел: Се, Господь с Небесным Воинством грядет, Для врагов Креста день срама настает: Пусть же постыдятся они и покаются – Ангельские рати на них ополчаются; Грозные и яркие, как молнии, блистают, Перед ними горы земные оседают. Утесы высокие и цари надменные Склонились к подножию Господа вселенной; Пред Ним – Серафимы, за Ним – Херувимы, Мир дольный страшным пламенем окутан и дымом… Другой хор народным напевом исполнял 95–й псалом: Воспойте Гбсподеви песнь нову, Воспойте Господеви вся земля! Воспойте Господеви, благословите имя Его, Благовестите день от дне спасение Его. Возвестите во языцех славу Его, Во всех людях чудеса Его… Многоголосье пения не прекратится до рассвета. Так это всегда и на всех богомольческих соборах. Пятый урок истины. В Крагуевце Через три месяца после собора в Дивостине о. Йован Рапаич созвал ту первую комиссию из трех членов в штаб–квартире в Крагуевце. Под его начальством они зачитали составленный отчет. О чудесах Господа нашего Иисуса Христа и их влиянии и значении Люди же, удивляясь, говорили: кто это? (Мф.8:27)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Церковной земли при Преображенском храме 99 десятин и при Успенском – 99 десятин. Дела Божие: в 1838 г. апреля 24, при сильном ветре вспыхнул пожар, угрожавший истреблением всему поселению. Слёзы бедных, так говорят прихожане, потушили этот пожар. В крестном ходу пред Казанской иконой Божией Матери народ пал на колени со слезами горькими, тогда как пел: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, всех нас заступи!» Пожар ограничился истреблением 6 дворов. От холеры в обоих приходах: в 1847 г. умерло 185 человек, в 1848 г. – 88 человек. От цинги умерло 95 человек. КУРЯЧЕВКА Курячевка – на реке Деркуле. Первые поселенцы, основавшие местное поселение, были выходцы из слободы Тернов Лебединского уезда. Это был Демьян Курячий, с 4 сыновьями. Они поселились на землях, привольных для скота, при Петре I. Обыватели хутора Курячаго и других, вскоре образовавшихся, относились с духовными нуждами в Беловодский Троицкий храм. В 1767 г. жители хуторов – Курячевского, Бондаревского, Бурлацкого, Каймаковского, Пугачёвого и Гончаревого просили и получили разрешение построить храм в Курячёвке. В 1768 г. дьячек Беловодской Троицкой церкви Андрей Лаврентьев, подкреплённый одобрением и просьбою прихожан, посвящён был в Священники Курячевской Вознесенской церкви. Храм освящён во имя Вознесения Господня в 1769 г. А к 1774 г. другой Беловодский дьячек, Тимофей Григорьев, посвящён был во второго Священника Курячевки. Так говорят дела Консистории. В 1819 г. храм перестроен и поставлен на каменном фундаменте, а в 1825 г., старанием Артемия Ветухова, внутренние стены его росписаны живописью. Церковной земли 491/2 десятин. Бедствия прихожан: а) холера, от которой в 1831 г. умерло 52 чел.; в 1847 г.–103 чел.; в 1848 г. – 67 чел.; б) голод и падеж скота 1833 г.; в) цинга 1849 г., от которой умерло 76 чел. Из числа прихожан строгою и нестяжательною жизнью обращал на себя внимание отставной штабс-трубач Емельян Курячий, умерший в 1840 году. Получив отставку, он отказался от огорода, который обрабатывал своими руками; редко принимал подаяние, только в самой крайней нужде; пища его в последние годы была испеченная им самим пышка и картофель; одежду и обувь снискивал продажею сопилок своего изделия. Не раз ходил он в Киев для поклонения св. мощам; приходский храм посещал во все воскресные и праздничные дни и молился со слезами. Иногда умиление его доходило до того, что рыдания прерывали речь его, как это не раз видел приходский священник; любимою речью его было – благодарение Господу за то, что ни в чём он не имеет нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Москве при Обществе любителей духовного просвещения с 1900 г. активно трудился Комитет по устройству внебогослужебных собеседований с народом 204 , состоящий под председательством московских викариев, сначала преосвященных Можайских, потом Серпуховских 205 . В основном слушатели были из простого народа, уже в 1901 г. общее количество их достигало 235 тыс. человек. Такое же число посетителей было и в уездных городах и селах Московской епархии С. 94]. Главными обязанностями комитета стали определение места проведения бесед и составление их программы. Для наблюдения за собеседованиями избирались особые наблюдатели. Внебогослужебные собеседования в 1900 г. проходили в 27 местах С. 95], 1909 г. — в 50 храмах г. Москвы и в некоторых других городах и селах Московской епархии С. 270]. В 1912 г. город был разделен на 47 частей (от 8 до 30 церквей в каждой); беседы велись членами причтов всех причисленных к тому или другому району церквей по очереди С. 170]. Собеседования обыкновенно начинались с молебна, нередко пел весь народ. Здесь же и распространялись листки и брошюры духовно-нравственного содержания. В Москве с 1902 г. также трудилась Комиссия по организации чтений для фабрично-заводских рабочих. Лекции пользовались большим успехом у слушателей. Миссионеры шли и в среду молодежи, и в среду интеллигенции, и в аристократические салоны. Так, в 1908 г. в Москве митр. Владимиром (Богоявленским) был открыт Златоустовский религиозно-философский кружок учащейся молодежи (главным образом для борьбы с сектами) С. 79—81]. В Санкт-Петербурге при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви с 1902 г. действовало «Христианское содружество учащейся молодежи», собиравшейся для чтения рефератов. Православные проповедники также специально читали лекции и для образованной аудитории С. 498]. Например, херсонский миссионер М. А. Кальнев в 1899 г. в Николаеве и Херсоне провел цикл лекций для интеллигенции о современных сектах, которые вызвали большой интерес. В Санкт-Петербурге публичные лекции также о различных сектах читал В. М. Скворцов С. 73].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Троекратное хождение крещаемых вокруг купели появилось после отделения Таинства Крещения и Миропомазания от Литургии и превращение их в самостоятельное чинопоследование. В древней Церкви Апостол и Евангелие были составной частью Литургии, следовавшей непосредственно после Крещения. В чине богослужения Великой Субботы сохранилось ясное указание на этот обычай: литургийный апостол и половина евангельского чтения в этот день – те же самые, что и в современном последовании Крещения и Миропомазания. 94 В XIV веке обхождения не было, а только пелось «Елицы во Христа крестистеся…» По некоторым спискам Требников в XV веке после Миропомазания происходило троекратное обхождение новокрещенных вокруг (архиерейского) амвона. По другим спискам после Миропомазания священник входил с новокрещенным в алтарь и мальчика прикладывал к четырем сторонам престола, а девочку – к трем, исключая переднюю. Выходя из алтаря, священник пел: «Блажени, им же отпущены суть беззакония…» После этого следовала Литургия, и новокрещенный причащался святых Христовых Таин. 95 По памятникам XVI века после Миропомазания священник и восприемник с младенцем трижды обходили вокруг купели, после чего священник брал дитя и нес мальчика в алтарь, а девочку нес до Царских врат, не внося ее в алтарь. Чтение прокимна, Апостола и Евангелия В Древней Церкви чтение Апостола и Евангелия входило в состав Литургии, которая следовала сразу же за Таинствами Крещения и Миропомазания. При выделении этих Таинств в самостоятельный чин чтение Священного Писания было включено в чин Миропомазания. В Русской Церкви до XVI века чтение Апостола и Евангелия не было указано. В памятниках только говорится, что за Миропомазанием следовала Божественная Литургия, на которой, как известно, и читалось Священное Писание. А некоторые памятники XVI века уже указывают на чтение Апостола и Евангелия в чине Миропомазания. Это было делом новым, о котором практика предшествующего времени ничего не знала. 96 Омовение частей тела, помазанных святым Миром

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Святой Афанасий, впоследствии патриарх Константинопольский, служа два года трапезником, не имел ни отдельной кельи, ни постели, ни даже рогожины, – не только летом, но и зимой, когда бывает там снег и холод. Сон его был самый краткий, в молитве и бдении он проводил ночи, стихословя Псалтырь. Пища его состояла из остатков братской трапезы, потому что он любил повторять вслед за евангельской женой: пси питаются от крупиц, падающих от трапезы господей своих (ср.: Мф. 15, 27 ). Масла же и вина в течение трех лет, пока трудился в монастыре, или иного какого телесного утешения не позволял себе. Взирая на временный огонь в печи, он вспоминал огнь геенский, неугасимый и отсюда стяжал плач и слезы (95, 373). Авва Христофор поведал: «После отречения от мира, чадо мое, я имел горячую иноческую ревность: днем я пел каноны, по ночам уходил в пещеру, туда, где покоятся святой Феодосий и прочие святые отцы, и там молился. Входя в пещеру, я на каждой ступени клал по сто земных поклонов, всех ступеней – восемнадцать. Ступив на пол, я оставался там до тех пор, пока не ударяли в било. Тогда я возвращался к службе. Таким образом я провел десять лет: в посте, великом воздержании и подвиге. Однажды, по обычаю, прихожу в пещеру. Исполнив все поклоны по ступеням, я хотел было сойти на пол пещеры, как вдруг пришел в восторженное состояние и увидел, что весь пол наполнен свечами. Одни горели, а другие – нет. Два мужа в мантиях – все в белом – приготовляли эти свечи. «Зачем вы наставили столько свечей, – спросил я, – что и войти нельзя помолиться?» «То свечи отцов!» – отвечали мне. «Почему же одни горят, а другие нет?» – «То их воля: желающие зажгли свои...» – «Сделайте милость – горит ли моя свеча, или нет?» – спрашиваю я. «Молись, и мы зажжем», – было мне ответом. «Молись! – подхватил я. – Да что же я делал... даже до последнего часа?!» Но тут я пришел в себя и, оглянувшись, никого уже не видел более. Тогда сказал сам себе: «Христофор, если желаешь спастись, ты должен усилить свой подвиг». Утром я удалился из монастыря и ушел на гору Синай, не взяв ничего, кроме одежды, которую носил. Там я подвизался пятьдесят лет... Наконец, слышу голос: «Христофор, Христофор, возвратись в обитель, где ты подвизался добрым подвигом, чтобы окончить жизнь вместе с отцами твоими». И спустя немного времени святая душа его почила с радостью о Господе (102, 96–97). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Памятная доска на могиле члена ИППО академика Бориса Тураева установлена на Никольском кладбище октября 2015 В день памяти праведного воина Феодора Ушакова, 15 октября, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры состоялась церемония открытия и освящения памятной доски на могиле выдающегося русского ученого, академика и патриота Бориса Тураева (1868-1920), действительного члена Императорского православного палестинского общества. Академик Борис Тураев был избран в состав совета 6 апреля 1917 года, когда подала в отставку с поста председателя великая княгиня Елизавета Феодоровна, а из наименования общества было изъято слово " императорское " .  Борис Тураев скончался в 1920 году и был захоронен в могиле своей бабушки Александры Нейяр (урожденной Калугиной). Долговечного надгробия и даже простой таблички с его именем и датами жизни установлено не было. Восстановить историческую справедливость помогло письмо Елены и Галины Макаревич, присланное в управление делами ИППО 13 июля 2015 года, в год и месяц 95-летия кончины академика. Они просили обратить внимание на безымянное захоронение ученого с мировым именем.  В Санкт-Петербург отправились председатель правления благотворительного фонда " Возрождение культурного наследия " , заместитель председателя московского областного отделения ИППО, член Союза краеведов России Александр Панин и директор этого фонда Семен Ваксман. Они разыскали могилу недалеко от Никольской церкви, сделали замеры и в рамках программы " Возвращение памяти: история ИППО в регионах " решили установить на могиле гранитную памятную доску с указанием заслуг выдающегося ученого. Начинание благословил духовник фонда, настоятель Николо-Берлюковского монастыря Московской епархии игумен Евмений (Лагутин). Он освятил доску перед отправкой в Санкт-Петербург. Панихиду отслужил настоятель храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой протоиерей Иоанн Соколов . За богослужением пел детско-юношеский хор преподобного Иоанна Дамаскина под управлением Ирины Болдышевой при соборе Владимирской иконы Божией Матери. Хор исполнил несколько духовных произведений на русском и греческом языках, а также песни на стихи Сергея Бехтеева.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=872...

1 " Raison d " être» (фр. цель) – французское словосочетание, означающее смысл, смысл существования, разумное основание существования. 3 Они исчерпываются, главным образом, Актами историческими, т. V, 75 и Собранием государственных грамат и договоров ч. IV, М. 128 и 131. 4 В. Н. Берх называет его «знаменитым», «мудрым» и «счастливым» («Царствование Феодора Алексеевича и история 1-го стрелецкого бунта», 1834–1835, ч. 1, стр. V, 97). А С. М. Соловьев относит его к эпохе преобразований. 6 В. Н. Берх. «Царствование Феодора Алексеевича …», ч. 1, стр. 113. А. И. Вейдемейер. «О России под державою дома Романовых до единодержавия Петра Великого», 1858, стр. 94–95. Н. А. Полевой, «Обозрение русской истории до единодержавия Петра Великого», 1846, 18. Новгородские летописи, изд. Археограф. Коммисиею, 1879, 477. Н. Г. Устрялов. «Русская история», 1855, ч. 1, 339. Е. Е. Замысловский. «Царствование Федора Алексеевича», магистерская диссертация. СПб., 1871, ч. 1, стр. 09 (слова академика Г.Ф. Миллера). 8 Митрополит Платон (П. Г. Левшин), «Краткая российская церковная история», в 2 т. 1829, т. II, стр. 224. В. Н. Берх. «Царствование Феодора Алексеевича …», 1, 114. 10 А. И. Вейдемейер, ссылаясь на летописцев, замечает, что склонность царя ко всему духовному особенно обнаружилась по смерти первой его супруги – Агафьи Семеновны Грушецкой. Царь «весьма часто певал сам на клиросе и исполнял должность регента. Находясь при погребении Никона, приказал для сего случая сшить всему духовенству новые ризы из богатых тканей, и, идя за гробом, «пел сам с своими клирики стихеру шестого гласа» («О России под державою дома Романовых до единодержавия Петра Великого». СПб., 1863, 108). 11 Она напечатана в «Древней Российской Вивлиофике», изд. 2-е, ч. VI, стр. 297 и дал. и в «Истории российской иерархии» в 6 ч., Москва, 1807–1815, епископа Амвросия. ч. 1, 1807, стр. 515 и след. Мы цитуем эту грамату по истории Амвросия. 12 О. П. А. Смирнов, в соч. «Иоаким, патриарх Московский», М., тип. Л.Ф. Снегирева, 1881, почин в созвании Собора всецело относит к п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010