Апостол Павел говорит, что нам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (см. Флп. 1:29), ибо «раб не больше Господина» (Ин. 15:20) и «ученик не выше учителя»  (Мф. 10:24). Всегда помни, что архипастырь как живой образ Господа, распятого «нас ради человек», приемлет свою меру страданий во имя Подвигоположника нашего спасения. Молитвой за паству, за врученную тебе местную Церковь, постоянным духовным бодрствованием, ревностью о славе Божией, терпеливым преодолением искушений, чистотой помыслов и праведностью дел возгревай дар Божий, который в тебе через рукоположение (см. 2 Тим. 1:6). Будь учителем и проповедником веры Христовой не только для пастырей и мирян, но и для внешних. Неустанно возвещай «пути обновления духа» (Рим. 7:6), памятуя слова апостола языков: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Не забывай о том, что слово благочестивого священнослужителя всегда властно, назидательно и весомо, потому что подкрепляется самими его делами. Даже некрасноречивый проповедник убедительнее искусного в слове, но неискусного в жизни. Поставленный ныне промыслом Вседержителя на высокую свещницу епископа, «будь образцом для верных в слове, в житии, в духе, в вере, в чистоте»  (1 Тим. 4:12). Стремись стяжать добродетели любви к Господу и смирения. Сам Пастыреначальник, призвавший тебя к трудам в вертограде Своем, видя твое добронравное житие, сохранит и многоплодной сотворит дарованную тебе ныне благодать. Совершай дело Божие так, чтобы вместе с апостолом Павлом ты мог сказать: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» (см. Гал. 2:20). Особое попечение имей о клириках епархии и о готовящихся стать таковыми. Согласно повелению апостола скоро рук ни на кого не возлагай, но прежде тщательно испытывай в благочестивой жизни, в искреннем намерении быть служителем алтаря Господня и народа Божия. Твой долг строго следить за тем, чтобы пастыри со страхом и трепетом, с благоговением и ревностью совершали свое делание, заботясь о пользе словесного стада Христова. Наказывай провинившихся без гнева, но милостиво, как чад, подражая Господу, который «кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). Вместе с тем никогда не забывай поощрять тех, кто известен своей доброй жизнью, заботится о благолепии церковном и все силы отдает попечению о духовно-нравственном обновлении паствы.

http://patriarchia.ru/db/text/3358963.ht...

Имеются в виду мирные жертвы. См. прим. к 1Цар.1:4 . 1Цар.2:18 .  Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод. Ефодом называлась одна из одежд ветхозаветного первосвященника, сотканная из разноцветной пряжи и золота ( Исх.28:1 ). Льняной ефод Самуила не был, конечно, первосвященническим ефодом, так как он не имел на него никакого права. Скорее всего, это была безрукавная полотняная верхняя одежда, напоминавшая своим покроем первосвященнический ефод и потому получившая наименование последнего. Она надевалась лицами, посвятившими себя служению Богу (ср. 1Цар.22:18 ), или по особому случаю религиозной важности ( 2Цар. 6:14 ). Нечто вроде тех белых полотняных стихарей, которые употребляются прислужниками при католическом богослужении. 1Цар.2:25 .  если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти. Грехи, совершенные главным образом против людей, могут быть покрыты милосердием Божиим, так как не свидетельствуют еще о состоянии безнадежного ожесточения человека против воли Божией и допускают возможность для него нравственного совершенствования. Грехи же, обнаруживающие в человеке состояние безнадежного ожесточения против воли Божией, требуют сурового возмездия, поучительного и для других (ср. Мф.12:31 ). «Ибо» – в смысле посему. «Решил» – в смысле попустил. Предать их смерти: см. 1Цар.4:10–11 . 1Цар.2:27 .  И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? «Человек Божий» – некто из провозвестников воли Божией (ср. 1Цар.9:6 ), имя которого осталось для нас неизвестным. «Дому отца твоего» – т.е. колену Левия, избранному Богом из числа всех других колен Израиля для особого служения Ему при скинии (см. 1Цар.2:28 ). «В Египте, в доме» (т.е. царстве) фараона. 1Цар.2:29 .  Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше, - слышит Пилат (см. Ин.19:11). Отойдите от Мене все делатели неправды, не знаю вас, творящих беззаконие (см. Мф.7:23), - на все времена ко всем звучит суровое предупредительное слово Господа. В этих решительных действиях и словах Богочеловека являет себя другая, обратная сторона епитимии как явления Божественной воли и власти, направленной на врачевание человеческих пороков и страстей. Этот жизненно важный принцип отделения, или отсечения чужеродного был заложен в Церковь Божию как Тело Христово в таинственный момент ее зарождения (Тайная вечеря); вспомним удаление одного из двенадцати апостолов. Исследуя Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета, можно убедиться в том, что там, где высшей волею Божией и верою людей определяется обществу или избранному народу, как живому организму, быть Церковью Божией, там появляется задача защиты как со внешней, так и с внутренней сторон жизни. И самым мощным духовным средством до нашего времени остается средство отлучения, запрещения. В Апостольском Соборе мы не найдем готовых, зафиксированных догматических определений, касающихся покаянной дисциплины, но в самих постановлениях - ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян.15:28-29) - уже можно почувствовать определенную форму запрета, позволяющую в дальнейшем развиться в канонические нормы. Из той же книги Деяний одновременно можно видеть, что в практической жизни первохристианских общин имели место и решительные проявления апостольской власти там, где духовно-нравственной жизни Церкви грозила опасность. Вспомним решение апостола Павла передать кровосмесителя сатане, да дух спасется (см. 1Кор.5:5), или пламенную реакцию апостола Петра на чрезвычайный тяжести грех против Духа Святаго Анании и Сапфиры, страшный по своей ложной изначальности, могущей в самые основы зарождающейся Церкви Христовой заложить яд полуправды: Что [...] согласились вы искусить Духа Господня? (Деян.5:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/173/...

Не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше , — слышит Пилат (см. Ин 19:11). Отойдите от Мене все делатели неправды, не знаю вас, творящих беззаконие (см. Мф 7:23),­ — на все времена ко всем звучит суровое предупредительное слово Господа. В этих решительных действиях и словах Богочеловека являет себя другая, обратная сторона епитимии как явления Божественной воли и власти, направленной на врачевание человеческих пороков и страстей. Этот жизненно важный принцип отделения, или отсечения чужеродного был заложен в Церковь Божию как Тело Христово в таинственный момент ее зарождения (Тайная вечеря); вспомним удаление одного из двенадцати апостолов. Исследуя Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета, можно убедиться в том, что там, где высшей волею Божией и верою людей определяется обществу или избранному народу, как живому организму, быть Церковью Божией, там появляется задача защиты как со внешней, так и с внутренней сторон жизни. И самым мощным духовным средством до нашего времени остается средство отлучения, запрещения. В Апостольском Соборе мы не найдем готовых, зафиксированных догматических определений, касающихся покаянной дисциплины, но в самих постановлениях — ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян 15:28–29) — уже можно почувствовать определенную форму запрета, позволяющую в дальнейшем развиться в канонические нормы. Из той же книги Деяний одновременно можно видеть, что в практической жизни первохристианских общин имели место и решительные проявления апостольской власти там, где духовно-нравственной жизни Церкви грозила опасность. Вспомним решение апостола Павла передать кровосмесителя сатане, да дух спасется (см. 1 Кор 5:5), или пламенную реакцию апостола Петра на черезвычайный тяжести грех против Духа Святаго Анании и Сапфиры, страшный по своей ложной изначальности, могущей в самые основы зарождающейся Церкви Христовой заложить яд полуправды: Что согласились вы искусить Духа Господня? (Деян 5:9).

http://pravmir.ru/primenenie-drevnih-pok...

Следовательно, эти имена не могут относиться к одному человеку. Кроме того, к моменту произнесения пророчества пророк уже был женат и жена его названа «пророчицей» (8,1), а не девой. Третья точка зрения предполагает, что Еммануил имя собирательное и относится к новому, только еще имевшему народиться поколению иудейского народа. Но в таком случае употребление слова «дева» невозможно, тем более с определенным артиклем. При такой интерпретации пророчества слово «дева» по значению совпадает с понятием «дом Давида». Но такое толкование пророчества лишает всякого смысла само слово «знамение», поскольку рождение нового поколения не может служить знамением от Бога. Слова «Сам Господь даст вам знамение» указывают на уникальность и особую значимость этого знамения, что и осуществилось в Иисусе Христе: Сам Бог вочеловечился ради спасения человека. Таким образом, Иисус Христос явился знамением видимым образом невидимого Бога. Возможно поэтому Он отвергал требования фарисеев дать им знамение в подтверждение Его истинности истинность знамения не подтверждаете другим знамением. 7 молоком и медом. Образное выражение, противоположное понятию «твердая пища» (ср. 1Кор. 3,2 ). доколе не будет разуметь. Пока не возмужает. Иисус Христос Сын Божий, приняв на Себя человеческую природу, провел ее по пути восхождения к Богу, по пути духовного возмужания. Тот период Его жизни, о котором у Луки сказано: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (2,52), соответствует периоду «молока и меда» у Исаии. отвергать худое и избирать доброе. Высшую степень избрания добра и отвержения зла Иисус явил во время искушения в пустыне (см. Мф. 4,3–11 ). 16 ибо прежде. Прежде чем родится Мессия, произойдет немало событий, эпохальных для истории народа Иудейского. будет оставлена обоими царями. См. 4Цар. 15,29.30; 16,9 . 18 в тот день. См. ком. к 2,11. Падение Дамаска, Самарии и опустошение Иудеи станут началом Божиего суда. мухе... пчеле. Египтяне и ассирийцы. 20 обреет. Сбривание волос было символом траура (15,2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20:23 См. статью «Церковная дисциплина и отлучение от церкви». 20 ты поверил, потому что увидел. Ср. 1,49.50. Стих 29 перекликается со ст. 50 из первой главы, но в данном случае Иисус произносит слова, которые относятся не столько к самому Фоме (ибо не один он не верил в воскресение Иисуса, но и ученики, не поверившие словам жен-мироносиц), сколько к верующим грядущих веков, которые будут лишены физического, зримого общения с Господом. 20 Сие же написано, дабы вы уверовали. В этом заявлении о цели, которую имел в виду автор, в сжатой форме резюмируется все богословие Евангелия. Через описание совершенных Иисусом чудес читатель должен прийти к вере в Иисуса не просто как в чудотворца, но как во Христа, Сына Божия, как в вечное и обладающее полнотой Божественной природы Слово Бога (Введение: Трудности истолкования). Веруя, мы обретаем жизнь в Том, Кто Сам является истинным Источником жизни (6,32–58). Глава 21 21 иду ловить рыбу. Эти слова могут указывать на то, что Петр, отрекшись от Господа, полагал, что в связи с этим он утратил привилегию быть Его свидетелем. и не поймали в ту ночь ничего. Обстоятельства данного события напоминают чудесную рыбную ловлю, связанную с призванием Петра и других учеников ( Лк. 5,4–11 ). 21 но ученики не узнали, что это Иисус. См. ком. к 20,14. 21 ученик, которого любил Иисус. См. ком. к 13,23. 21 видят разложенный огонь, и на нем лежащую рыбу и хлеб. Не сказано, откуда взялись эти продукты. Возможно, их появление было составной частью чуда, хотя в тексте Евангелия об этом не говорится. 21 большими рыбами, которых было сто пятьдесят три. Сделано много предположений относительно значения этого числа. Единого мнения не существует. 21 в третий раз. Не вообще в третий раз, а в третий раз перед группой апостолов (ср. 20,19–23.24–28). 21 Симон Ионин. Точно так же Иисус назвал Петра, когда обращался к нему торжественным заявлением в ответно сделанное Петром исповедание ( Мф. 16,17 ). любишь ли ты Меня больше, нежели они? Заданный Иисусом вопрос можно переводить по-разному: «Любишь ли ты Меня больше, чем любят Меня эти люди?»; «Любишь ли ты Меня больше, чем этих людей?»; «Любишь ли ты Меня больше, чем эти вещи (сеть и рыбу)?»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

11. Но мало было смирения нашего Господа ради нас в рождестве; Он пришел еще и для того, чтобы соизволить уме­реть ради смертных. В самом деле, Он смирил Себя, быв по­слуш­ным даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:8), чтобы кто-нибудь из нас, даже если и смог бы не бояться обычной смерти, не испугался бы и такого рода смерти, который у людей считается самым позорным. Итак, мы веруем в Того, Кто был распят и погребен при Понтии Пилате. Ибо надлежало, чтобы для точного указания времени было добавлено имя судьи. А ве­ра в это погребение есть воспоминание нового гроба (см. Ин 19:41), потому что он служил свидетельством грядущему воскре­сению к обновленной жизни (ср. Рим 6:4), так же как и девст­венное чрево — грядущему рождению. Ведь как в том гро­бе ни прежде, ни после не был погребен никакой другой умерший (см. Ин 19:41), так и в том чреве ни прежде, ни после не было зачато ничто смертное. 12. Также мы веруем, что в третий день Он воскрес из мертвых, первородный среди братьев, которые последуют Ему (ср. Рим 8:29) и которых Он призвал быть сынами Божиими по усыновлению (ср. Еф 1:5) и удостоил быть Своими сопричастни­ками и сонаследниками. 13. Мы также веруем, что Он вознесся на небо, которое также и нам обещал как место будущего блаженства, говоря: Будут, как Ангелы Божии на небесах (см. Мф 22:30), в том Граде, который матерь всем нам, в вечном небесном Иерусалиме (Гал 4:26). Однако, как это часто бывает, некоторым нечестивым язычникам и еретикам не по нраву наша вера в то, что земное тело воспринято на небо. Но когда язычники говорят, будто что-либо земное на небе быть не может, то стремятся общаться с нами по большей части при помощи философских доводов. Ведь они не изучали наших Писаний и не знают, что означают слова: Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор 15:44). Разумеется, это не означает, что тело обратится в дух и сделается духом, потому что и ныне наше тело, которое назы­вается душевным (animale), не обратилось в душу и не стало ду­шою. Но тело считается духовным потому, что оно подчинено ду­ху так, чтобы соответствовать обитанию на небесах, где всякая земная бренность и порча изменена и превращена в не­бес­ную чистоту и прочность. Это — изменение, о котором Апостол также говорит: Не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор 15:51). Он также учит, что это изменение будет не к худшему, а к лучшему, когда говорит: А мы изменимся (1 Кор 15:52). Но было бы излишним любопытством доискиваться, где и каким об­разом могло бы быть на небе тело Господне; следует просто верить, что оно есть на небе. Ведь исследовать тайны небес не по силам нашей бренной природе, но нашей вере надлежит представлять себе достоинство тела Господня возвышенно и благопристойно.

http://pravmir.ru/o-simvole-veryi/

как верен Ты, мой Иисус . [ В переводе еп. Кассиана: «понуждает нас». В ц.-сл. Библии: «обдержит нас» («обдержать» – «владеть», «обладать»; «побуждать»; см.: прот. Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900, стр. 360). В немецкой Библии и в настоящем тексте – die Liebe Christi dringet uns. Глагол «dringen» – многозначный, он означает: «проникать», «пронизывать», «понуждать», «настаивать». Терстеген на протяжении своего трактата чаще всего исходит из последних двух значений: «побуждать», «понуждать». Перевод всякий раз обусловлен контекстом.] [Так в немецкой Библии: Ich sah dich in deinem Blut liegen und sprach zu dir, da du so in deinem Blut lagst: Du sollst leben! ( Я увидел тебя, лежащую в крови твоей, и сказал тебе, когда ты так лежала в крови твоей: ты должна (или: будешь) жить!) Русский текст: Я увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: " в кровях твоих живи! " Так, Я сказал тебе: " в кровях твоих живи! " ] Правильнее бы сказать – «умалить»; но я употребляю общепринятые выражения. [Перевод по Септуагинте.] [См. V трактат «Предостережение от духовной поверхностности и беспечности».] Это выражение [συνχομαι] используется в греческом тексте; его можно найти в Лк. 12, 50: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! – и в Фил. 1, 23: Влечёт меня то и другое. [В немецком оригинале у Терстегена здесь стоит глагол «beklemmen» – «стеснять», «сжимать»; «давить», «удручать». В Лютеровской Библии этот глагол в цитируемых местах не используется.] [Сравнение Иоганна Арндта. См. «Об истинном христианстве», книга I, гл. 24, § 24: «Если магнит притягивает тяжёлое железо, то небесный магнит, любовь Божия, коснувшись человеческого сердца, не притянет ли бремя креста нашего, чтобы оно стало лёгким и благим? (Мф. 11, 29)». Книга III, гл. 13, § 1: «Если человек хочет стать обителью и храмом Божиим, то ему надлежит совлечься любви к миру и устремиться к любви Божией. Ибо достигнуть чистой божественной любви он не может иначе, как только оставив любовь мирскую и соединившись с любовью Божиею. Но чтобы это поистине произошло, Бог должен коснуться нас Своею любовью, подобно тому, как магнит прикасается к железу и притягивает его к себе».]

http://bogoslov.ru/article/5675897

Христос как Богочеловек обладал предельной полнотой жизни. Все блага были в Нем извечно в Его Божестве, и Он возрастал в них как человек, по мере роста Своей человеческой природы. Все человеческое во Христе было приобщено божественному, как бы возвышено до божественного бытия. Христос есть Сын Божий и как Бог, и как человек: Он происходит от Отца в вечности, но и как человек Он рождается силой Духа Божия от Матери, которая сама происходила через многие поколения от Адама, сына Божия. Личное отношение Христа к Отцу объемлет и человеческую Его жизнь. Когда Господь говорил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» ( Мк.12:30 ), то Он, очевидно, говорил то, что Сам переживал всем Своим существом. Кто может сомневаться, что Бог Отец любил Своего Сына и в вочеловечении? Конечно, и к Человеку Иисусу относились слова Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ), ибо этот Человек был совершеннейшим из творений Божиих, более достойным любви Божией, чем вся вселенная, которой любовался Бог, когда сотворил ее. Как мог не любить Он Того, Кто возлюбил Его даже до крестной жертвы? Поэтому одесную Отца, в божественной Славе воссел, после вознесения не Сын Божий только, но Богочеловек. Если Сын Божий во всем всегда следует Отцу, то вся земная жизнь Христа направлена только к тому, чтобы исполнить волю Отца, творить Его дела, учить Его истине, прославлять Его в жизни и в смерти. Христос есть Посланник Божий более даже как человек, чем как Бог, ибо Сын Божий в качестве Логоса и Премудрости Божией всегда был и действовал в мире, но Спасителем и Искупителем Он стал, сделавшись человеком... Христос и по человечеству знает Отца: если бы Он не знал Его, Он не мог бы благовествовать о Нем. Сын Божий есть Премудрость Божия, но Апостол Павел учит также, что Господь «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ); очевидно, сделался в качестве человека... Сын Божий есть Слово – Логос Отца; но «Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ) и потому и человеческий разум, и слово Христа содержали и выражали в себе божественное Слово. Сын Божий есть Образ Отца, но Христос восстановил и в Своей человеческой природе совершенный образ Божий, каким он должен был быть присущ нам изначально. Христос был Господом – не только как Бог, но и как человек. Он был единородным и по человечеству Своему, потому что нет второго Богочеловека. Он был не только Перворожденным всей твари (См.: Кол.1:15 ), то есть рожденным прежде творения мира, но и Первородным между братьями (См.: Рим.8:29 ) и Первенцем из умерших (См.: 1Кор.15:20 ), то есть первым Христианином или первым Человеком и первым воскресшим для вечной духовной и телесной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Это ответ: Научитеся отъ Мене. При каком условии? Я-то кроток есть и смирен сердцем (см. Мф. 11:29–30 ). Ну вот как стена встаёт наша гордыня – и умственная, и внешняя, и такая, вот, между Богом и человеком. Научитеся. Когда пророк Давид говорил, что вся слава, вся красота дщери Царя внутри (см. Пс. 44:14 ), Божия Матерь, к Которой этот текст относится, сказала в Своей песне, что Бог призрелъ на Рабы Своея (см. Лк. 1:48 ). Это и есть красота. На неё-то Бог и призрел, а не на Её образование, не на образование того . Где он мог получить это образование? Это поразительное его богословие. И вдруг даже его личность затмевает Апостол Павел. Смотрите, что он в Послании к Галатам скажет на эту тему. Открывайте Послание к Галатам. За 2-м к Коринфянам идёт Послание к Галатам. И вот там он во 2-й главе пишет о себе: «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению [не просто вот захотелось ещё раз посетить Иерусалим, а по откровению], и предложил там и особо знаменитейшим [а особо знаменитейшие это кто? Пётр, Иаков, Иоанн] благовствование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, а вкравшимся лжебратьям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы не на час не уступили и не покорились, дабы истина благовствования сохранилась у вас. И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного [Вот он как сказал о Петре, Иакове и Иоанне: для меня нет ничего особенного. Почему? Потому что Бог не взирает на лицо человека]. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, – ибо содействовавший Петру в Апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, – и, узнав о благодати данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им – к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010