Это выражение, которым Христос, с одной стороны, ставит Себя на один уровень со всем человеческим родом, как плоть от нашей плоти и кость от нашей кости, с другой стороны, дает нам почувствовать, что Он более чем обыкновенный индивидуум, что Он не только обыкновенный сын человеческий, как и все другие потомки Адама, но именно Сын Человеческий – Человек в самом высоком смысле этого слова, идеальный, единственный в своем роде, второй Адам, пришедший с неба, Глава нового и высшего порядка человеческого рода, Царь Израиля, Мессия. 12 То же самое, по существу, хотя и менее ясно по форме, выражается в родственном названии Сын Давидов, которое часто прилагается к Христу как общепринятое обозначение обетованного Мессии, Царя Израилева – так Его называли два слепца, хананейская жена и вообще народ (см. Мф.9:27, 15:22, 12:23, 21:9, 22:42 ). Название Сын Человеческий ни в коем случае не выражает, как многие это утверждают, унижения Христа или самоумаления Его, а выражает скорее Его возвышение над общим уровнем и осуществленный в Нем и через Него идеал человеческой природы с ее нравственной и религиозной стороны. Такое толкование оправдывается и грамматически, по причине употребления в греческом языке определенного члена, и исторически, так как такое выражение встречается у пророка Даниила (см. Дан.7:13 ), где он обозначает Мессию как Владыку одного вечного всеобщего царства. Кроме того, это выражение объясняется само собой как самое естественное и вполне определенное в следующих местах: Отныне будете видеть небо отверстъш и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ); Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи ( Мф.9:6 и Мк.2:10 ) Сын Человеческий есть господин и субботы ( Мф.12:8 и Мк.2:28 ); если не будете, есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ); Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ; Лк29:10 ); Сын Человеческий придет во славе Отца Своего ( Мф.29:28, 24:30, 25:31, 26:64 ; Лк.21:27 и 36); и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий ( Ин.5:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

Без этого начала не достигнем мы благого конца – христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове 920 . Смотри, душа моя: вот лекарство твое, которое Христос приложит к саднящим ранам твоим, – покаяние твое! Только бы нашлось оно! Только бы не заленилась ты на поприще постном! Помилуй, Боже, помилуй мя. Тело Твое и кровь, распинаемый о всех, положил еси, Слове: тело убо, да мя обновиши, кровь, да омыеши мя. Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю Сказано: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши» ( 1Пет. 3, 18 ), " и не для того , чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды , к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» ( Евр. 9, 25–28 ; разрядка везде наша. – иг. Ф.). Но каждый день в воспоминание 921 этого спасительного страдания в церквах всего мира возносится Бескровная Жертва 922 , и самая «страшная трапеза посреди святилища являет гроб Христов и таинство страдания, в котором совершена всемирная и живая жертва: здесь Спаситель и почивает, как Бог, и закалается, как человек» 923 . На всяк день, яко овча на заколение ведеся и яко Агнец непорочный, прямо стригущаго его безгласен: тако не отверзает уст своих 924 , – жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение 925 . Ежедневно в нашем сердце сокрушается Тело Пречистое римским копьем, когда мы вспоминаем, как «един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде Кровь и вода» ( Ин. 19, 34 ). Ежедневно видим мы это глазами того, кто, «видевый, свидетельствова, и истинно есть свидетельство его» ( Ин. 19, 35 ) 926 . И когда в Божественной литургии зазвучат Христовы слова: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (См.: Мф. 26, 26 ; Мк. 14, 22 ; Лк. 22, 19 ; 1Кор. 11, 24 ), а потом: Пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов (См.: Мф. 26, 27–28 ; Мк. 14, 24 ; Лк. 22, 20 ; 1Кор. 11, 25 ), – вспомни, душа моя, о том, что Тело Свое принес Христос, чтобы «обновить» тебя, снять с тебя «ветхого человека с делами его, облечь же в нового, обновленного духом, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Кол. 3, 9 ; Еф. 4, 22–24 ); Кровь же Свою – чтобы «омыть» тебя от тяготы греховной, растлевающей тебя «в обольстительных похотях» ( Еф. 4, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Успенский пост начинается с праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе храма в честь Святой Софии - Премудрости Божией. С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста». В этот же день установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - медовый Спас). 19 августа - Преображение Господне Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея (см.: Мф. 17, 1-6), Марка (см.: Мк. 9, 1-8), Луки (см.: Лк. 9, 28-36). В последний год Своего земного служения Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

26. Ин. 1:26 . Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Ин. 1:33 ; Мф. 3:11 ; Мал. 3:1, 4:1 27. Ин. 1:27 . Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Ин. 1:15, 30 . Иоанн сказал им и пр.: смысл ответа Иоаннова тот, что его крещение есть только предварительное крещение, приготовительное к тому крещению, какое будет совершать пришедший уже Мессия, к крещению Духом Святым и огнём ( Мф. 3 и прим. и парал.). Посланные, как видно, не поняли предшествующего ответа Иоаннова о себе как предтече (ст. 23), может быть, потому, что книжники указанного места из пророка Исаии не считали относящимся к Мессии и Его предтече, а потому и спросили – почему же он крестит, если он не Мессия, не предтеча Его в их смысле. Иоанн теперь яснее открывает им о себе как предтече (хотя не в их смысле) уже пришедшего Мессии и в этом указывает своё право и обязанность крестить, хотя это крещение есть только ещё предварительное. Теперь посланные могли яснее понять – кто такой Иоанн; не говорит же яснее о себе и Христе, оставляя место их вере, ибо вера, прежде всего, нужна, чтобы прийти к Мессии и вступить в Его начинавшее устрояться царство. – Я крещу в воде: см. прим. к Мф. 3 и парал. – Стоит среди вас: выражение, означающее не то, что в настоящую минуту Он стоит – находится между вами, но вообще – явился уже, пришёл к народу Своему, живёт между ними. – Которого вы не знаете: выражение указывает на вопрос посланных – что же ты крестишь, если ты не Христос; эта форма вопроса предполагает, что они не знают ещё явившегося среди них Мессию – Иисуса из Назарета. Если и узнан и принят Он был при крещении, то лишь некоторыми; вообще же иудеи ещё не знали Его. Он-то Идущий и пр.: см. прим. к ст. 15. – Я недостоин и пр. см. прим. к Мк. 1:7 , и парал. 28. Ин. 1:28 . Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. Ин. 10:40 Это происходило: т. е. этот разговор Иоанна с посланными к нему от Иерусалимского Синедриона. – В Вифаваре: в весьма многих древних рукописях стоит – в Вифании. Может быть, местечко носило два имени, как это бывало в Палестине, бывает и везде. Во всяком случае, это не та Вифания, которая находилась близ Иерусалима, ибо об этой прямо замечается, что она была при Иордане. Ориген нашёл поселение с названием Вифавара почти прямо против Иерихона на восточном (Перейском или Галаадском) берегу Иордана. Здесь, вероятно, и крестил Иоанн, избрав место близ большого торгового города для удобства желавших креститься и слушать его проповедь о явившемся Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Сошествие Святого Духа на апостолов, Пятидесятница.      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:49 мин. Размер 8.6 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний день мы вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и называем этот день днем рождения Церкви. Через сорок дней после Воскресения Христос повелел своим апостолам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца… ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 4–5). Это и случилось через десять дней по Вознесении Господнем, как раз на еврейский праздник Седмиц, когда в храм приносили два пшеничных хлеба из нового урожая. Сошествие Святого Духа на апостолов случилось на пятидесятый день после Пасхи, и поэтому праздник впоследствии стал называться Пятидесятницей. Но если евреи и поныне в этот день отмечают дарование Закона на горе Синай при Исходе из Египта, то для христиан этот день – торжество Нового Завета, поскольку через сошествие Святого Духа на апостолов Завет, заключенный «в Крови Иисуса Христа», явил свою силу. То, что в древности предвозвестил пророк Иоиль: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Иоиль 2: 28), исполнилось на апостолах. Из кучки испуганных учеников, объединенных лишь общими воспоминаниями об Учителе, они превратились в столпов Церкви, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28: 31). Простые и необразованные мужи Галилейские вдруг оставили позади все свои страхи и начали проповедовать «о всем бывшем от начала» с Иисусом Христом, «о великих делах Божиих» с мастерством и мудрой проникновенностью опытных ораторов . В день Пятидесятницы явила Себя вся Святая Троица. Пятидесятница была поворотным событием в жизни апостольской общины, поскольку Дух Святой дал апостолам огонь и воду в виде деятельного и созерцательного дерзновения к проповеди. Когда все ученики были единодушно собраны вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные…» (Деян. 2: 2–3). Шум и порывы ветра ощущал пророк Илия на горе Хорив, когда Господь являл ему Свое присутствие (см.: 3 Цар. 19: 11). Огненный столп при Моисее водил евреев по пустыне. Пророчица Анна указывала на то, что Господь «с небес возгремит… даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего» (1 Цар. 2: 10). Особый голос с неба раздавался несколько раз при жизни Иисуса Христа: когда Он крестился на Иордане, преобразился на Фаворе и разговаривал с некими Еллинами в Иерусалиме. Этот голос Отца Небесного мог быть подобным грому (см.: Ин. 12: 28–29). Следовательно, в том, как описывается сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы, можно увидеть присутствие Бога Отца. Силой шума с небес, по мысли святителя Григория Паламы, усыновленные Богу Отцу апостолы действительно стали «сынами Громовыми» (Мк. 3: 17).

http://pravoslavie.ru/79665.html

Скачать epub pdf Беседа 39 3. Сопротивление и покорность (Мк.14,26–52) a) На пути к Елеонской горе. Предсказание об отречении Петра (Мк.14,26–31; Мф 26,30–35; Лк 22,31–34; см. Ин 14–17). 26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. 28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее. 29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. 30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. После Тайной Вечери, после совместной трапезы с Иисусом, апостолам было невозможно себе представить, что они могут предать или подвести Того, Кто только что так возвышенно предложил им и даровал Свое общение. Но Сам Иисус видел яснее и глубже: «все вы соблазнитесь [о Мне] в эту ночь». Что хотел сказать Иисус этой фразой «соблазнитесь о Мне»? Кстати, слов «о Мне» в критическом тексте нет, то есть просто «все вы соблазнитесь». Этот необычный для современного русского языка глагол «соблазниться» (по-гречески skandalizein от существительного «соблазн», skandalon, ловушка, западня) означает быть пойманным в ловушку, обмануться или быть сбитым с толку какой-либо хитростью или коварством. Таким образом, «соблазнитесь» означает: вы будете разуверены, обескуражены, разочарованы, сбиты с толку. Даже Петр не составит исключения. Он, правда, был слишком уверен в себе, забыв о человеческой слабости и силу дьявольских искушений, забыв о тех ловушках, которые может подстроить жизнь. Мы знаем, что печальное предсказание Иисуса Христа в скором времени сбудется. И Петр предаст-таки своего Учителя. Но пусть Петра осуждают те, кто никогда не нарушал своего обещания. Да, он обнаружил слабость, но при этом всей своей дальнейшей жизнью доказал, что искренне любил Иисуса. Итак, апостолы соблазнятся, разочарованно разбегутся в разные стороны от Креста, обнаружат свою неверность. Но это никак не повлияет на Его верность своим ученикам: «по воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее» (то есть «пойду вперед вас и буду ждать вас в Галилее»). И эта верность Иисуса Христа придаст силы вновь последовать за Ним тем, кто на короткое время отречется от Него по причине своей слепоты и страха. b) На Елеонской горе. Гефсиманское борение (Мк.14,32–42; Мф 26,36–46; Лк 22,39–46).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

И в той же главе говорит: «ибо надлежит исполниться всему, написанному о Мне, в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах» ( Лк. 24:44 ). Отсюда правильно заключить, что и в Ветхом Завете проповедовалось святое Евангелие. Ибо все, что в том Завете обещало отпущение грехов, наше с Богом примирение и благодать возрождения, – то относится ко Христу и Евангелию. И сами те жертвы, как предзнаменовавшие Христа, заклавшегося за спасение мира, означают Евангелие. Ибо не сами собой жертвы те очищали грехи людские, но очищал Христос, предзнаменованный теми жертвами. «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи», – говорит апостол ( Евр.10:4 ). «Иисус Христос вчера и сегодня, Тот же и во веки». Агнец (Иисус Христос) заклан в жертвах «от сложения мира» (силою и действием, не самим делом) ( Евр. 13:8 ; Откр.13:8 ). " Когда же пришла полнота времени» ( Гал.4:4 ), явился проповеданный от начала мира и всем миром ожидаемый не иначе, как дождь жаждущей землею, Мессия Христос, «сияние славы и образ ипостаси Отца» ( Евр.1:3 ), и, как солнце, всю поднебесную Своим явлением просветил и согрел. Этот великий «Посланник и Святитель исповедания нашего» ( Евр. 3:1 ), и «великого совета Ангел» ( Ис. 9:6 ) возвестил нам всю благость, милость и человеколюбие Божие к нам, и призывает всех грешников: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). Призывает к Себе всех труждающихся и обремененных: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные», – и обещает покой душам: " и обретете покой душам вашим» ( Мф.11:28–29 ). Блудникам, мытарям, разбойникам и прочим грешникам, приходящим к Нему с покаянием и верою, отворил двери милосердия Божия и рай, грехом закрытый, и получают его по благодати Христовой мытари, и прелюбодеи, и разбойники кающиеся (см. Мф.21:31 ; Лк 23:43 ). Это богатство благости Божией пронести в весь мир повелел Он Своим апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» ( Мк.16:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Сектанты говорят: 1) в Новом Завете храмов не должно быть: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2; сн. Мк. 13:2 ; Лк. 21:6 ). В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Заровавеля). О новозаветных храмах предсказывали пророки ( Иез. 37:26 –28 ; Ис. 56:7; Ам. 9:11 ; сн. Деян. 15:16,17 ; Мал. 1:11 ) и Иисус Христос ( Мк. 11:17 ). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рожд. Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения св. причащения избрал особую „горницу большую, устланную“ ( Мк. 14:15 ), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше). 2) «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7:48; 17:24 ). Св. Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел ( Деян. 17:24 ) говорит, что Бог , им проповедуемый, есть Творец Мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах – идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: «не в рукотворенных храмах живет». Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (сн. Ис. 57:15; 66, 1 ; Иер. 23:24 ; Пс. 138:7–10 ; 3Цар. 8:27 ). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис. 57:15 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21). 3)Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 4:24 ). 6 Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Мк.10:37 . Они сказали Ему: дай нам сесть у тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Даждь нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева (дай нам сесть у Тебя одному по правую руку, а другому по левую) во славе Твоей, т. е. занять самые первые места в земном царстве Мессии (См. 1Цар.20:25 ; Пс.109:1 ). По Евангелию Матфея, Иисус Христос незадолго пред этим, когда Апостолы спрашивали Его: что будет им за то, что они все оставили ради Него ( Мф.19:27 ), высказал им обещание посадить их в Своем царстве на 12-ти престолах для суда над 12-ю коленами Израилевыми (ст. 28). Апостолы, по всей вероятности, поняли это обещание Христово буквально, и теперь, когда подходили к Иерусалиму, думали, что Господь в скором времени откроет Свое царство; потому и обратились к Нему с просьбой. Известно, что и Апостолы, до сошествия на них Св. Духа, имели, подобно Иудеям, неправильное понятие о царстве, устрояемом Иисусом Христом. Св. Златоуст так пишет относительно бывших недостатков Апостолов: „Никто не должен смущаться, видя Апостолов столь несовершенными; ибо крест еще не совершился, благодать Духа еще не была им дана. Если же хочешь познать добродетель их, то смотри на их последующую жизнь, и увидишь, что они были выше всех страстей“. К просьбе о высших местах могло расположить Апостолов Иакова и Иоанна и то обстоятельство, что они видели себя в большой чести пред другими у Господа (Злат.). Мк.10:38 . Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Мк.10:39 . Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещуся, будете креститься; Не веста, чесо просита (не знаете, чего просите). Апостолы не знали, потому что не имели надлежащего понятия о Христовом царстве, которое должно быть не таково, как обыкновенные земные царства. Можете ли пить чашу и пр. Здесь Господь указывает, что еще прежде прославления предстоят Ему Самому и Апостолам Его великие подвиги – придется страдать и умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) в Новом Завете храмов не должно быть: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ; ср. Мк.13:2 ; Лк.21:6 ). В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Зоровавеля). О новозаветных храмах. предсказывали пророки ( Иез.37:26–28 ; Ис.56:7 ; Ам.9:11 ; ср. Деян.15:16–17 ; Мал.1:11 ) и Иисус Христос ( Мк.11:17 ). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рождестве Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения Святого Причащения избрал особую «горницу большую, устланную» ( Мк.14:15 ), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше). 2) «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48; 17:24 ). Святой Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел ( Деян.17:24 ) говорит, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах – идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: «не в рукотворенных храмах живет». Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (ср. Ис.57:15, 66:1 ; Иер 23:24 ; Пс.138:7–10 ; 3Цар.8:27 ). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем». ( Мф.23:21 ). 3) Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). 316 Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010