Глава 3 1–6. Исцеление сухорукого в субботу. – 7–12. Общее изображение деятельности Иисуса Христа. – 13–19. Избрание 12-ти учеников. – 20–30. Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны. – 31–35. Истинные родственники Иисуса Христа. Мк.3:1 .  И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. (Об исцелении сухорукого см. комментарии к Мф.12:9–14 .) Евангелист Марк отмечает, что больной имел руку иссохшую, а не сухую ( Мф.12:10 ). Он, следовательно, не родился с такой рукой, а она усохла, вероятно, от какой-нибудь раны. Мк.3:2 .  И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. По свидетельству Марка, фарисеи – конечно, о них здесь идет речь – наблюдали с особенным вниманием ( παρετρουν), не исцелит ли ( θεραπεσει) его Христос в субботу. Конечно, они после такого исцеления намеревались обвинить Христа в нарушении закона о субботнем покое. Мк.3:3 .  Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. «Стань на средину» – точнее: «Поднимись в средину!». Господь находился в средине народа – Его окружали, главным образом, фарисеи (ср. стих 5: «воззрев» или, точнее, оглядев сидевших около Него кругом). Господь таким образом переходит к открытому нападению на Своих врагов, требуя, чтобы они ясно высказали свои мысли о Нем. Мк.3:4 .  А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. «Добро делать» – делать вообще добрые похвальные дела ( γαθν ποισαι). В чем состоит «доброе дело», которое имел здесь в виду Иисус, Он сейчас же разъясняет. Если не помочь несчастному, когда можно, это значит предоставить его в жертву верной смерти. Очевидно, что сухорукий имел серьезную опасную болезнь, так называемую атрофию мускулов, которая должна была идти прогрессивно, и Господь не только исцелил ему одну руку, но уничтожил и саму болезнь в её корне. На вопрос Христа фарисеи ничего не могли ответить: согласиться с Христом они не хотели, а противоречить высказываемому Им в этом вопросе взгляду они не находили основания, так как шестая заповедь прямо говорила: «не убий».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Остановимся на основных положениях христианского учения о сердце, в том виде, как оно изложено в Библии и святоотеческих трудах, несколько повторив и продолжив сказанное нами ранее 1 . Библейское учение о сердце Начнем с библейского учения о сердце. Вообще в русском переводе Библии слово сердце встречается 591 раз в Ветхом Завете и 155 раз в Новом Завете (плюс больше 150-ти производных от него слов). Может быть, некоторые случаи ветхозаветного употребления слова «сердце» и не вполне соответствуют нашему современному контексту, но и оставшиеся случаи будут свидетельствовать о центральности понятия сердца как в Новом, так и в Ветхом Завете. Именно сердце стоит на первом месте в заповеди любви к Богу: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ). Это же подтвердит и сам Иисус Христос: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим» ( Мф.22:37 ) (см. также: Мк.12:30 ; Лк.10:27 ). К Богу нужно стремиться сердцем: «всем сердцем моим ищу Тебя» ( Пс.118:10 ); «в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» ( Пс.118:11 ); «потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» ( Пс.118:32 ). Подобное доминирование сердца приводит даже к противопоставлению его уму: «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» ( Притч.3:5 ). Но сердце главенствует не только в добром, но и в плохом : «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» ( Мф.15:18-20 ); «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» ( Мк.7:21 ). В Ветхом Завете высказывания о сердце неоднократно имеют негативный смысл: «огрубело сердце народа сего» ( Ис.6:10 ); «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ) (на это ветхозаветное место ссылается Иисус Христос: Мф.15:8 ; Мк.7:6 ); «и не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих» ( Ос.7:14 ); «обратитесь к Богу во глубину сердца, от которого вы далеко отступили» ( Ис.31:6 ); «рождали из сердца лживые слова» ( Ис.59:13 ); «помышления сердца их было зло» ( Быт.6:5 ); «сердце сынов человеческих исполнено зла» ( Еккл.9:3 ); «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» ( Иер.17:9-10 ).

http://azbyka.ru/serdce-xristianskoe-uch...

Разделы портала «Азбука веры» Сын Человеческий (евр. бен-адам , арам. бар-енаш ) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека ( Пс.79:18 ). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом ( Ис.51:12 ; Иов.25:6 ; Пс.10:4 ; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения ( Пс.106:8 ; Притч.8:31 ; Пс.8:5 ). В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями ( Дан.7:1–8 ). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях. В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога ( Пс.109:1 ) и шествующим с облаками небесными ( Мк.14:61–62 ; см. Дан.7:13 ). Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник. Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих ( Ис.52:13–53:12 ; Мк.8:31 ; Мф.17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30 ), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев. В остальных писаниях Нового Завета выражение Сын Человеческий встречается редко (около десяти раз), а из письменности и культа христианских общин исчезает рано и навсегда, что связано, вероятно, с его табуированностью в качестве самоназвания Иисуса Христа (аналогично имени Яхве , – см.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskiy-ruba...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Мы будем выступать в защиту Иерусалимского Патриархата 7 января 2022 г. 13:12 «Озабоченность Блаженнейшего Патриарха Феофила нам очень близка», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, комментируя проблему сохранения христианского присутствия на Святой Земле, на актуальность которой указал Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви в связи с действиями радикальных иудаистских группировок, направленными, в частности, на вытеснение христианской общины из Иерусалима и его пригородов. «Мы знаем всю эту историю и вообще знаем о трудностях, с которыми сталкивается Иерусалимская Церковь, — отметил Святейший Патриарх Кирилл в традиционном Рождественском интервью , вышедшем на телеканале " Россия " . — Мы солидарны с Блаженнейшим, мы его поддерживаем и будем, конечно, выступать в защиту Иерусалимского Патриархата, в том числе за сохранение принадлежащей ему собственности». Принадлежность ряда паломнических домов Иерусалимского Патриархата в христианском квартале Иерусалима несправедливо оспаривается иудейскими радикалистскими общественными организациями. В случае, если эти строения отойдут радикалам, для миллионов ежегодно приезжающих в Иерусалим христиан может оказаться недоступным так называемый паломнический путь — берущая начало от Яффских ворот Старого города улица, которая ведет к Храму Гроба Господня, а право прохода по этому пути к величайшей святыне для паломников может быть потеряно. Святейший Патриарх Кирилл указал на огромную опасность искусственно подпитываемого религиозной идеей радикализма, «потому что религиозные войны — это то, от чего человечество страдало веками». Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что христианство является религией мира, и поскольку самая главная заповедь христиан — возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя (см. Мк. 12:30-31), то христианская идея не может сопровождаться никаким радикализмом. «Мы надеемся на принятие нашей проповеди без всякого принуждения теми, к кому эта проповедь обращается», — подчеркнул Святейший Владыка

http://patriarchia.ru/db/text/5880425.ht...

Состоялась беседа председателя ОВЦС с братией Свято-Пантелеимонова монастыря 23 октября 2010 г. 09:58 22 октября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , прибывший во главе паломнической группы Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон, на трапезе после праздничной Литургии , за которой состоялось поздравление игумена Русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Иеремии с 95-летием со дня рождения и 35-летием пребывания на Афоне, обратился к братии со словом назидания: Ваше Преподобие, дорогой отец игумен, Дорогие братия, Еще раз сердечно приветствую всех вас в этот знаменательный день, когда мы празднуем 95-летие со дня рождения игумена этой святой обители архимандрита Иеремии. От имени тех, кого Святейший Патриарх прислал сегодня в эту святую обитель, чтобы поздравить нашего почтенного старца, хотел бы приветствовать всех вас, передать вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелать процветания монастырю. Христос Спаситель говорит, что есть две величайшие заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12. 30) и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12. 31). И кому как не монахам надлежит прежде всего исполнять эти две заповеди? Вы, братия, возлюбили Бога и потому оставили мир. Вы возлюбили Бога и потому в те ночные часы, когда обычные люди спят, вы встаете на молитву, преодолевая немощи телесного естества, и возносите ваш ум ко Господу, чтобы соединиться с Ним. Из любви к Господу вы несете трудные послушания, и Он вознаграждает вас через молитву, через Таинства церковные — вы чувствуете близость Божию, которую невозможно передать человеческим словом. Но Господь напоминает, что невозможно любить Бога, не любя ближнего. И монах — это тот человек, который оставил мир, оставил свою семью не для того только, чтобы стать одиноким, а чтобы стать членом иной семьи, членом монашеского братства. Здесь, в этом монашеском братстве вы несете подвиг любви друг к другу. И по тому узнают о вас, что вы ученики Христовы, что будете иметь любовь между собою (см. Ин. 13. 35).

http://patriarchia.ru/db/text/1304051.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ап. Матфей. Икона. XIV в. (мон-рь Хиландар, Афон) Ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.). В агиографической традиции отождествляется с Левием из Мк 2. 14 и Лк 5. 27. Евангелие от Матфея Текстология Самый ранний текст Евангелия от Матфея представлен 13 греч. папирусами, к-рые датируются в основном III-IV вв. и содержат лишь небольшие фрагменты: 1 (Мф 1. 1-9, 12, 14-20), 35 (возможно, V в.) (Мф 25. 12-15, 20-23), 37 (Мф 26. 19-52), P45 (Мф 20. 24-32; 21. 13-19; 25. 41 - 26. 39), 53 (Мф 26. 29-40), 64+67 (вероятно, древнейший, кон. II в.) (Мф 3. 9, 15; 5. 20-22, 25-28; 26. 7-8, 10, 14-15, 22-23, 31-33), 70 (Мф 2. 13-16; 2. 22 - 3. 1; 11. 26-27; 12. 4-5; 24. 3-6, 12-15), 77 (Мф 23. 30-39), 101 (Мф 3. 10-12; 3. 16 - 4. 3), 102 (Мф 4. 11-12, 22-23), 103 (Мф 13. 55-56; 14. 3-5), 104 (также возможна датировка II в., см.: Orsini P., Clarysse W. Early NT Manuscripts and Their Dates: A Critique of Theological Palaeography//EThL. 2012. Vol. 88. N 4. P. 443-474) (Мф 21. 34-37, 43, 45), 110 (Мф 10. 13-15, 25-27). Известен фрагмент унциального пергаменного кодекса (0171), к-рый датируется III в. (возможно, древнее) и содержит Мф 10. 17-23, 25-32 (см. изд. и комментарии: Min Kyoung Shik. Die früheste Überlieferung des Matthäusevangeliums (bis 3./4. Jh.): Edition und Untersuchung. B.; N. Y., 2005). Поскольку, за исключением 1, 35, 64+67 и 104, в большинстве случаев имело место т. н. свободное копирование, в тексте Евангелия от Матфея в этих памятниках встречается множество ошибок, сокращений и др. изменений, привнесенных переписчиками, что существенно ограничивает использование папирусов для реконструкции первоначального текста. Иисус Христос благословляет ап. Матфея. Миниатюра из Евангелия. 1346 г. (Sinait. gr. 152. Fol. 16v) Иисус Христос благословляет ап. Матфея. Миниатюра из Евангелия. 1346 г. (Sinait. gr. 152. Fol. 16v)

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Прямота, открытость, смелость, дерзновение I. В Ветхом Завете 1) греч. слово парресиа, которое в Синод. пер. передано словами, вынесенными в заголовок статьи, означает «прямота», «открытость», «откровенность», «неустрашимость»; 2) слово парресиа в политическом контексте близко к понятию «независимость». Согл. Аристотелю, каждый свободный гражданин должен отвергать раболепие и низкопоклонство и упражняться в парресиа; 3) в Септуа-гинте слово парресиа встречается редко. В Лев. 26 им переводится евр. слово комемийют – «вертикально», «стоймя» (в Синод, пер. – «с поднятой головой»). В Пс. 93глагол парресиадзестай передан евр. словом «яфа» («явиться»), в данном случае оно относится к Богу, Который является человеку. В Иов. 22:26 и Иов. 27говорится об открытости пред Богом («будешь радоваться, утешаться»): человек, не знающий за собой вины, искренне радуется перед лицом Бога. В Притч. 1:20.21 слово парресиа относится к Божьей премудрости, возвышающей свой голос на улицах и площадях. II. В Новом Завете 1) при описании деяний Иисуса довольно часто, особенно в Ев. от Иоанна, используются слова «прямота» и «открытость». Иисус выступает перед людьми свободно и открыто ( Ин. 7:26 ; Ин. 18:20 ). Конечно, прямота Иисуса не снимала завесы тайны, которая окутывала Его личность и которая приоткрылась лишь верующим ученикам. Открытость Иисуса совмещалась иногда со скрытностью и таинственностью (см. Мк. 5:43 ; Мк. 8:30–32 и др.); 2) образцу смелости, явленной Иисусом, следовали Его ученики, пренебрегавшие смертью и не страшившиеся своих врагов. Смелость учеников Иисуса зиждилась на их уверенности в грядущем спасении ( Деян. 4:12 ). Важно не терять смелости даже в нужде и страданиях: «Не оставляйте же дерзновения вашего!» ( Евр. 10:35 , см. пер. НЗ под ред. еп.Кассиана); 3) тайна благовествования должна возвещаться с дерзновением. В этом – молитв, прошение ап. Павла ( Еф. 6:19 ). Дерзновенное свидетельство стало для Павла «необходимой обязанностью», возложенной на него Богом. Апостол должен свидетельство-вать, а свидетельство означает открытое исповедание. Иногда действия благовестника определяются лишь его желанием повиноваться Богу; но если в его благовествовании нет дерзновения, значит, оно лишено необходимой внутренней уверенности. Не случайно в книге Деяний говорится, что Павел учил о Господе Иисусе Христе «со всяким дерзновением» ( Деян. 28:31 ); 4) в некоторых местах Свящ. Писания говорится о том, что человек, последовавший за Иисусом Христом ( Рим. 8:31 ), не знает страха пред Богом, пред Судьей; даже в день Страшного Суда он может уповать на то, что ему, прощенному грешнику. Бог возложит на голову победный венец ( Ин. 3:21 ; Ин. 4:17 ; Ин. 5:14 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

поиск:   разделы   рассылка Священник Андрей Спиридонов, главный редактор радиопрограммы " Благовещение Главный редактор " МК " должен быть выведен из Общественной палаты (Обращение инициативной группы) Трагедия, происшедшая с семьей священника Андрея Николаева, претерпевшей мученическую кончину в огне пожара в декабре прошлого года в Тверской епархии, выявила глумливую реакцию некоторых светских СМИ. Это хамское и безнравственное отношение было проявлено не просто к иерархам Православной Церкви, но – к факту трагической кончины целой семьи, не только отца священника, но и матери с малолетними детьми. Особая беспринципность была проявлена изданием " Московский комсомолец " (главный редактор – П.Гусев). В серии статей под названием " АДСКАЯ СМЕРТЬ СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА " (от 05.12.2006), НЕ СВЯТОЙ ОТЕЦ? (от 12.12.2006), ОТЕЦ АНДРЕЙ: МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА (от 13.12.2006) эта газета явно старалась опорочить нравственный облик покойного священника и его супруги, используя непроверенные, очевидно клеветнические данные или предлагая читателю безусловно кощунственные для памяти усопших версии происшедшего. Кроме того, сами заголовки статей содержат оскорбительный для чувств верующих смысл. Представляется также, что каковы бы не были истинные причины происшедшего, надсмехаться и иронизировать над скончавшимися в огне пожаре отце семейства, его беременной супругой и малолетними детьми есть верх беспринципности и журналистской безнравственности. Такого рода проявления деятельности современных СМИ не должны оставаться без внимания православной общественности и всего общества в целом. В этой связи, по благословению Председателя Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова инициативная группа мирян начала акцию по сбору подписей с требованием исключения главного редактора " Московского комсомольца " П.Гусева из " Общественной палаты " , где он является ответственным за работу со СМИ как таковыми. Данная акция не ставит целью проявление каких-либо экстремистских действий по отношению к работникам светских СМИ, но, независимо от конкретных результатов, должна привлечь внимание общественности к проблематике нравственной ответственности современных работников печатного и электронного слова. Мы призываем коллективы редакций всех православные СМИ оказывать содействие данному мероприятию – или посредством непосредственного сбора подписей (образец бланка можно скачать на сайте общества " Радонеж " – www.radonezh.ru), или посредством информационного освещения. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 14.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_37477.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010