Кроме отдельной памяти, совершаемой в честь каждого из семидесяти апостолов, Православная Церковь установила общую память их, чтобы, во-первых, показать равночестие всех семидесяти и, во-вторых, предотвратить разногласия в их почитании. По свидетельству святого апостола и евангелиста Луки, Господь Иисус Христос избрал двенадцать апостолов и еще семьдесят других. Двенадцать находились при нем, а семьдесят Спаситель посылал по два проповедовать Евангелие в те города Палестины, какие намеревался посетить Сам ( Лк. 10, 1 ). «И сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк. 10, 2–3 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» ( Лк. 10, 16 ). Исполнив возложенное на них Господом дело благовестия, семьдесят учеников возвратились с радостью и сказали: «Господи! и бесы повинуются нам о Имени Твоем» ( Лк. 10, 17 ), на что Господь ответил: «тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах» ( Лк. 10, 20 ). В евангельском повествовании не открыты имена семидесяти апостолов, избранных Господом. Несомненно лишь, что первоначальный лик апостолов впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь , и нет некоторых из тех, которых избрал Господь. Как повествует святой евангелист Иоанн Богослов, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин. 6, 66 ). В дни страданий Господних число учеников Христа умалилось еще более: «едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него», – пишет святитель Димитрий Ростовский . Число двенадцати апостолов восполнилось сразу по Воскресении Христовом апостолом Матфием ( Деян. 1, 23 ), а число семидесяти восполнилось мало-помалу из тех, кто был впоследствии обращен ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новотвориши земнородных нов Адам быв – Сам Создатель – огнем и Духом и водою совершая странное возрождение и обновление чудное, новотворя крещением богодельным без сокрушения и горнил; – Духом Святым души животвориши, водою же освящаеши тело сложное, исправляя словесное животное – человека. Грядет Христос подать избавление всем верным крещением: сим бо Адама очищает, падшего возвышает, низложившего мучителя (диавола) посрамляет, небеса отверзает, Духа Божественного низводит и причастие нетления дарует» (Декабрь, Минея 4 и 5 число). Из этих песненных вещаний Св. Отец – вы можете усмотреть, какая чудная благодать и сила сообщается нам через Крещение Христово, а именно: очищение, освящение, обновление, примирение с Богом и усыновление Ему. Слава Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения и нам даровавшему возрождение, пакибытие, сыноположение и живот вечный, и разорившему прежнее средостение вражды и проклятия и праведного отвержения от Бога. – Будем ли мы равнодушны и нечувствительны к таким благам возрождения и обновления, даруемым нам в крещении? Будем стараться понимать и уяснять для себя эти дары Божии, чтобы пользоваться ими к своему обновлению и спасению. Но я слышу от Толстовцев, Пашковцев и Штундистов и наших старых раскольников: не надо нам ваше крещение, ваше миропомазание, ваше причащение, – не нужна нам Церковь с ее таинствами и обрядами: мы без Церкви спасемся. На это скажу всем им: Бог поругаем не бывает 15 . Снова Господь для вразумления дерзких вольнодумцев не придет, снова креститься и распинаться для них не будет, и новой Церкви созидать не будет, а придет судить всех живых и мертвых 16 . Ужасен будет суд для противников и вольнодумцев. Если мы, получив познание истины, – говорит Апостол, – произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью : то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Она смутилась от слов его, будучи не привыкшей к общению с мужчинами... И размышляла Сама в Себе, что бы это было за приветствие. Архангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога ( Лк. 1:29–30 ). Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, Которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, Которая невредимой сохранила ладью сугубого девства: ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус ( Лк. 1:31 )»... Что же отвечает на это Сокровищница подлинной премудрости? Она... вот как отвечает на слова Ангела: «Как будет Мне это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ) Ты говоришь невозможное... ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя»... На это посланник истины Ей ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1:35 ). Совершаемое ныне неподвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества Своей властью изменяет его пределы». Некоторые стихиры также в поэтической форме воспроизводят речь Архангела, обращенную к Пресвятой Деве: Минея праздничная. Благовещение Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая; радуйся, мосте, к небесем приводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде; радуйся, божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Невесто Неневестная, с Тобою Господь. Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, Гавриил предстал, лобзая Тебя и говоря: радуйся, земля незасеянная; радуйся, купина неопалимая; радуйся, глубина бездонная; радуйся, мост, приводящий к небесам, и лестница высокая, которую видел Иаков; радуйся, божественный сосуд с манной; радуйся, освобождение от проклятия; радуйся, Невеста Неневестная, с Тобою Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По свидетельству преподобного Ефрема Сирина (†373–379; память 28 января) и святителя Епифании Кипрского (†403; память 12 мая), святой Малахия происходил из колена Завулонова. Он родился в селении Суфа, в земле Завулоновой. Большинство толкователей согласно говорят, что святой пророк Малахия жил по возврещении иудеев из плена Вавилонского, спустя некоторое время после святых пророков Аггея (500 до РХ.; память 16 декабря) и Захарии (520 до Р.Х.; память 8 февраля). В то время был вновь построен Иерусалимский храм (ок. 486 г.), в нем совершалось Богослужение и приносились священниками жертвы. Свое пророческое служение святой Малахия называет бременем, т. е. печальным пророчеством, потому что оно предвозвещает наказание нечестивым ( Мал. 2:1–12, 3:5–9, 4:1 ). Пророк пламенно обличает иудейский народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему «худые жертвы», не соблюдают Его заповедей, своим лицемерием и нечестием уклонились от правого пути. Пророк Малахия угрожает иудейскому народу Судом Божиим и за разные другие пороки – прелюбодеяния и чародейства, ложные клятвы, притеснение вдов и сирот, отвержение пришельцев, удерживание платы у наемником, неисполнение закона о церковной десятине: «И прииду к вам для суда, и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, – говорит Господь Саваоф» ( Мал. 3,5 ). Видя неравное раздаяние между людьми земных благ, видя, что нечестивые благоденствуют, а благочестивые страдают, иудеи осмелились сетовать, что Бог благоволит к порочным, что тот хорош в очах Его, кто делает зло, а потому нет промышления Божьего о людях, нет правосудия Божьего на земле ( Мал. 2,17 ). Таковым святой пророк Малахия возвещает, что Божий Промысел воздает каждому должное, что есть Бог Правосудный, Который видит и знает все дела людей, и что Он скоро явится на земле. А чтобы уготовать в их сердцах и душах путь Ему Господь пошлет Своего вестника, который возвестит пришествие Мессии в мир и наступление благодатного Царства Божия на земле: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием» ( Мал. 4, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Погибло с тех пор иудейство, и закон с ним, как вечерняя заря, угас, и рассеяны были иудеи по странам – да не пребудет злое совокупно! Ведь пришел Спаситель, и не принят был Израилем. И, по евангельскому слову, пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин.1:11 ). Язычниками же принят был, как сказал Иаков: и Он – чаяние языков, ибо и по рождении Его прежде поклонились Ему волхвы из язычников, а иудеи убить Его искали, из-за Него и (совершилось) избиение младенцев. И сбылось слово Спасителя, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю ( Мф.8:11–12 ). И еще, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его ( Мф.21:43 ), ибо к ним послал учеников Своих, говоря: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мк.16:15–16 ). Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). И подобало Благодати и Истине над новыми народами воссиять. Ибо не вливают, по словам Господним, вина учения нового, благодатного в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе: прорываются мехи, и вино вытекает ( Мф.9:17 ). Не сумевшие удержать тени Закона, столько раз поклонявшиеся идолам, как удержат учение истинной Благодати! Но новое учение – в новые мехи, новые народы: и сберегается то и другое ( Мф.9:17 ). Так и есть. Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла. И законническое озеро высохло, евангельский же источник наполнился вод и всю землю покрыл, и до нас разлился. Ведь вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит. Христос прославляется, а иудеи проклинаются, язычники приведены, а иудеи отринуты, как сказал (Господь через) пророка Малахию: «Нет Мне нужды в сынах Израилевых, и жертвы от рук их не приму, ибо от востока и запада Имя Мое славится в странах, и на всяком месте фимиам Имени Моему приносится, ибо Имя Мое велико между народами».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поскольку важнейшим способом личностной, осознанной коммуникации является слово, то вполне понятно, что в христианстве слово благовествия (откровение Бога) и слово молитвы (ответ человека) являются существенными богослужебными элементами. Однако слово служит здесь не просто для передачи информации. Оно действительно есть со-общение, то есть глубинная причастность: Слово Христа открывает сущность Бога, позволяет нам стать участниками богослужебного диалога и литургического богообщения. Мы встречаемся со Христом не только вкушая Его Тело и Кровь, но и в откровении Его спасительного Слова – в чтении Священного Писания. Именно поэтому единственная книга, которая находится на престоле – это не служебник, типикон или минея, но Евангелие, видимым образом представляющее нам воплощенное Слово Божие, Господа нашего Иисуса Христа. В свою очередь, ответ Церкви, большинство наших молитвенных текстов либо взято из Библии (прежде всего это псалмы), либо вдохновлено ей. Неудивительно, что изначальное место формирования канона Нового Завета – это христианское богослужебное собрание. Хотя Христос, живое Слово Божие, не оставляет нам записанного слова, человеческое свидетельство о Нем – евангельские повествования и апостольские послания, возникающие для научения и наставления в вере христианских общин – изначально читались именно в их среде. Тем самым весь Новый Завет по своей сути представляет собой литургическую, богослужебную книгу. Однако слово Писания, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, проникающее до разделения души и духа» (Евр. 4,12) обращается и к каждому члену общины, нередко кардинальным образом изменяя жизнь людей. Характерен пример преподобного Антония Великого, который услышал в храме евангельское чтение «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19,21), ушел в пустыню и стал родоначальником отшельнического образа жизни. Евхаристия Слова Между Литургией Слова и Литургией Евхаристии существует теснейшая связь, неизвестная ни иудаизму, ни языческим религиям.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-16/7...

После смерти царя Констанция престол занял Юлиан, прозванный в народе Отступником, за тайное, а затем и явное отречение от веры Христовой. Однажды, отправляясь на войну против персов, он прибыл в Антиохию, чтобы принять участие в истязании двух епископов, Евгения и Макария, якобы сжегших языческий храм в Дофоне. В озлоблении против христиан, Отступник спалил церковь в Антиохии, а затем разрушил другую, близ Аполлонова капища. В тот день, когда святых мучеников Евгения и Макария подвергали тяжким пыткам, в Антиохию прибыл Артемий со своими войсками. Ревностный христианин, он не мог быть равнодушным свидетелем и безбоязненно обличил богоотступника перед всем народом. Разъяренный Отступник приказал снять со святого Артемия воинские одежды, обнажить его и мучить до тех пор, пока не услышат от святого слов отречения. Многие, увидев нечеловеческое терпение святого мученика и его твердость, уверовали во Христа и также претерпели мучения. После жестоких пыток святого Артемия бросили в темницу, где он горячо молился Христу и просил Его благодатной помощи. Вдруг он увидел Самого Христа, шествующего вместе со святыми Ангелами, и услышал Его слова: «Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня перед людьми на земле, так и Я исповедую тебя перед Отцем Моим Небесным. Итак, будь мужествен и радуйся – ты будешь со Мною в Моем Царстве». Ободрительные слова Спасителя исполнили сердце мученика несказанной радостью, и он всю ночь славословил и благодарил Бога. На теле святого вскоре не осталось ни одной раны, и он почувствовал в себе необыкновенную силу и бодрость, хотя с того дня, как бросили его в темницу, не вкушал пищи. Чтобы заставить святого мученика принести жертву Аполлону, Отступник решил подвергнуть его еще более жестоким испытаниям. Он приказал слугам связать святого Артемия и положить на каменную плиту, а сверху бросить огромный камень. Но и после этого воин Христов остался живым. Сам мучитель, увидев это чудо, ужаснувшись, сказал: «Человек это или привидение? И теперь, когда у него выпали внутренности и все суставы его разбиты и расслабли, он все еще ходит и говорит!» В ответ на это святой Артемий произнес пророческие слова: «Погибель твоя уже близка, и скоро память твоя погибнет с шумом». Это предсказание сбылось во время боев с персами, когда невидимой рукой Юлиан был убит. Отступник пришел в ярость и приказал обезглавить святого мученика. Перед кончиной святой Артемий услышал с неба Голос: «Войди со святыми принять уготованную тебе награду». Произошло это 20 октября, в пятницу, в 362 году. Преподобный Иларион Великий

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Викентий Лиринский пишет: «Как поступать христианину кафолику, когда какая-нибудь частица церкви отсечётся от общения со всеобщею верою? Как иначе; если предпочесть заражённому и повреждённому члену здоровье всего тела? А если вновь явившаяся какая-нибудь зараза покусится пятнать не частичку уже церкви, но всю вместе церковь? И тогда он должен позаботиться пристать к древности, которая не может уже быть обольщена никаким коварством новизны» («Памятн. записк.» гл. 3). Видите, вся церковь может быть заражена язвой ереси. В чём же тогда останется церковь? Слушайте. В Евангелии от Матфея мы читаем: «Пришедши во страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, и иные за Иеремию, или одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И я говорю тебе: ты Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата адова не одолеют её» ( Мф.16:13–18 ). На чём же Господь обещается создать Свою Церковь? На правом исповедании, и это то «правое и спасённое исповедание веры, – говорит пр. Максим Исповедник , – Господь «и нарече кафолическою церковию быти» (Чет. Минея 21 генв.). Тут ясно всем, что Церковь Христова может быть только из одного исповедания. А о епископах я вот что вам прочитаю. «Аз зажегох свет сердца вашего, говорит бл. Феофилакт от лица Господа, и на высоте поставить (вы) светити всем: а еже не угаснути благодати сущей в вас, на вашем подвизе будет се» (Благ. Матф, зач. 11, л. 38 об.). На что нам искать яснейшего свидетельства? Прямо и ясно говорится, что, хотя Господь и дал епископам благодать, а светить или не светить этой благодатью, зависит уже от них самих. А мы и видим, что при патриархе Никоне они перестали светить, впали в заблуждение...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобный Дамиан, пресвитер и целебник Печерский . Преподобный Дамиан подвизался в Киево-Печерской обители во время игуменства преподобного Феодосия (память 3 мая). Он помнил Крещение Руси, совершившееся в 989 году. Подражая своему учителю смирением, послушанием, постом, любовью к братии и другими добродетелями, он стяжал благодать Святого Духа. Преподобный Феодосий благословлял блаженного Дамиана читать молитвы над болящими, и он, только ради послушания, в смиренном сознании своего недостоинства, помазывал недужных святым елеем, и они исцелялись, славя Бога. В Богоугодных делах прошла вся жизнь святого. Перед кончиной он заболел и, лежа на смертном одре, со слезами молился: «Господи мой, Иисусе Христе, сподоби меня быть сообщником славы святых Твоих, и с ними причастником Царствия Твоего; не отлучи меня, Владыко, от отца моего и наставника преподобного Феодосия, но вместе с ним всели меня день во свете Твоем, который приготовил Ты праведникам». Господь услышал молитву смиренного раба Своего и послал ему для утешения Ангела в образе преподобного Феодосия. Облобызав с любовью блаженного целебника, святой Небожитель сказал: «Чадо, вот я пришел возвестить тебе, от лица Господня, что ты получишь то, о чем молился, будешь причтен с Его святыми и с ними водворишься в Царствии Небесного Владыки. Когда же Господь Бог повелит тебе преставиться от мира сего, не разлучимся мы друг с другом, но вместе в том Свете обитать будем». Преподобный Феодосий, когда услышал из уст святого Дамиана повествование о видении, прослезился и прославил Бога. Преподобный Дамиан простился с братией и предал свою душу в руки Господни. Преставился он за три года до кончины преподобного Феодосия, в 1071 году. 6-й день Святой апостол Фома Святой апостол Фома , именуемый Близнец, апостол от Двенадцати, являет собой пример духовного самопреодоления, восхождения с помощью Божией от неверия к вере, от колебаний и слабости – к подвигу и исповедничеству. Преданный всей душой Спасителю, готовый в любой момент принять за Него смерть ( Ин.11:16 ), апостол Фома, как и другие ученики, по человеческой слабости, не раз проявлял непонимание духовного смысла спасительного земного служения Сына Божия. В священный час Тайной Вечери, когда Господь открыл ученикам Своим о предстоявшем Крестном восхождении Своем к Отцу и предрек апостолам тот же крестный путь, апостол Фома от лица учеников высказывает сомнение: «Не знаем, куда идешь, и как можем знать путь» ( Ин.14:5 ). К нему обращен ответ Спасителя, действенный для всех и во все времена: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Престолу предстоя Трисолнечнаго Божества/и богатно просиявая Божественными светлостьми,/испущаемыми непрестанно оттуду,/сущия на земли, радостно ликующия/и восхваляющия тя,/страстей мглы избави/и просвещением уясни,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Низложи шатания агарянская,/на стадо твое часте находящая,/устави раздоры Церкве,/укроти бурю безмерных искушений,/избави бед и обстояний/любовию чтущия тя/и под кров твой прибегающия,/Гаврииле Архистратиже,/молитвенниче о душах наших. Слава, и ныне, глас 2: Благовествует Гавриил Благодатней днесь:/радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная,/не удивляйся странному моему зраку,/ни ужасайся, Архангел бо есмь./Змий прельсти Еву иногда,/ныне же благовествую Тебе радость,/и пребудеши нетленна,/и родиши Господа, Пречистая. На стиховне самогласен Триоди, дважды, и мученичен. Слава, и ныне, Богородичен. Собор Архангела Гавриила Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую (Серафимы, Херувимы и Престолы), среднюю (Господства, Силы и Власти) и низшую (Начала, Архангелы и Ангелы). Архангелы являются посредниками между Богом и людьми, открывают людям тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, благовествуют о великом и преславном: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем...» ( 1Фес. 4:16–17 ). Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на следующий день после Благовещения, прославляющего Пречистую Деву Марию, благодарные Господу христиане почитают Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. Еще в Ветхом Завете имеется свидетельство о семи высших Ангелах (Архангелах) Божиих ( Тов. 12:15 ), равных по достоинству и чести. Если исчисление Архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, то Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010