На четвертом месте по числу упоминаний стоит равноапостольное достоинство Кирилла и Мефодия. По подвигу, который они совершили славянские учителя равны апостолам. Во 2-м тропаре шестой песни, обращенном к Мефодию, говорится: «Апостолом равну благодать Пречистаго Духа, отче, приим…». Итак, согласно тропарю, Мефодий равноапостольный не только потому, что проповедовал слово Божие, как апостол, но и потому, что приял благодать Святого Духа в той же мере, что и апостолы в день Пятидесятницы. То же самое, конечно, следует сказать и о Кирилле. В 1-м тропаре четвертой песни говорится, что Мефодий сотворил из храмины души селение Святого Духа. Здесь очевидна скрытая отсылка к апостолу Павлу, который обращался к Коринфянам: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1Кор. 6: 19). Во второй стихире на стиховне говорится, что они «апостолом равнопрестольные». Здесь можно предположить, что составитель службы имеет в виду «равнопрестольность» в прямом смысле: они сядут рядом с апостолами на Страшном Суде на престолах (Минея 1987: 408). Из апостолов в службе упоминаются Варнава и Савл (Павел), а также Петр и Павел. Варнава и Савл упоминаются по следующему случаю. В Деяниях Апостолов рассказывается, как ученики Христовы в Антиохии молились и постились. И в это время Дух Святой сказал им: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому я призвал их» (Деян. 13: 2). В 3-м тропаре шестой песни Кирилл и Мефодий сравниваются с этими апостолами: Кирилла и Мефодия также избрал Святой Дух, «выделил» из среды остальных и направил на дело, которое им было предназначено Богом. В 4-м тропаре четвертой песни о Кирилле читаем: «Обретеся новый Павел, премудре, весь мир Богови приобрете…». В стихире на Славу Кирилл называется вторым Павлом и учеником Петра: «О вторый Павле и учениче Петров, в его же граде изволи почити…». Здесь имеется в виду кончина Кирилла в Риме (Минея 1987: 425). Тема ап. Петра особенно сильно звучит в шестой песне. Во всех трех тропарях, в ирмосе и в Богородичне этой песни один припев: «Яко Петра, мя (ны), Управителю, спаси». Иногда говорят, что католики больше почитают ап. Петра, протестанты — Павла, а православные — Иоанна. Святой Кирилл, согласно службе, как бы соединил в себе всех трех апостолов: Петра, Павла и Иоанна.

http://pravoslavie.ru/46730.html

Служба, составленная архим. Макарием, несомненно, использовалась в Соловецком мон-ре, о чем свидетельствует включение ее в один сборник со службой прп. Герману (РНБ. Солов. 962/1072). Однако, как указывал сщмч. Никодим (Кононов), в нач. XX в. данная служба не была признана «соответствующею для напечатания» и празднование И. было рекомендовано «править по Общей Минее» ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 96). По-видимому, иером. Никодим (Кононов) был автором новой службы И. (с каноном «Отверзи, Господи, уста моя...», глас 8) (Служба преподобному отцу нашему Иринарху игумену, Соловецкому чудотворцу. СПб., 1910; Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 264-276). Для нее были написаны тропарь («Постническое по Бозе житие...», глас 4) и кондак («Чистотою душевною Божественныя благодати дары стяжав...», глас 8). Стихиры и канон этой службы носят общий характер и могут быть отнесены к любому преподобному. Упоминания о чудесах И. представлены гл. обр. в каноне. Основной темой службы является прославление И. как «начальника монахов» (игумена); др. важной темой является восхваление «святой двоицы» - И. и прп. Елеазара Анзерского. Одним из образцов при создании службы послужил текст службы прп. Стефану Махрищскому (14 июля). Агиографическими источниками стали «Сказание о чудесах игумена Иринарха» и Житие прп. Елеазара. Характерной особенностью данной службы И. является то, что ее создатель опирался исключительно на письменные источники, игнорируя устное предание, в частности, соловецкую традицию почитания И. как целителя. Известны 2 молитвы И. Более ранняя была составлена в XVII в. («О всеблаженне и освященне отче наш Иринархе, досточудне угодниче Христов...» - РНБ. Соф. 452. Л. 324-324 об.; ГИМ. Увар. 886-4°. Л. 34 об.- 35; РНБ. Солов. 408/428. Л. 112 об.- 114 об.; Колоб. 576. Л. 287-288). В ней наряду с др. прошениями содержится просьба к И. о даровании исцеления «в недузех содержимым... паче же в болезни зубней». Более поздняя молитва («О преподобне отче Иринарше, угодниче Божий и молитвенниче...»), по-видимому, была составлена в нач. XX в. иером. Никодимом (Кононовым) по образцу молитвы прп. Стефану Махрищскому (Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомые на молебнах и иных последованиях. Пг., 1915; Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 277, др. издания).

http://pravenc.ru/text/673965.html

Отец и учитель Церкви, жил в IV–V вв. Родился он в городе Александрии, был сыном знатных родителей и родственником Александрийского архиепископа Феофила и его преемника святителя Кирилла. Одаренный блестящими способностями и получивший прекрасное светское образование, преподобный Исидор мог легко достигнуть высокого положения в обществе. Но душа его от юности стремилась к Божественной мудрости, открывающейся через добродетельную жизнь и исполнение Христовых заповедей. Уподобясь евангельскому купцу, ищущему хороших жемчужин ( Мф. 13:45 ), преподобный Исидор в молодых годах оставил родительский дом и ушел в обитель, находящуюся на Пелусиотской горе в Нижнем Египте, у реки Нила, и там принял постриг. Преподобный Исидор «доброе подвизася в царство Феодосия юнейшаго» (восточноримский император Феодосии II Малый, 408–450). Свои подвиги он совершал с таким пламенным горением духа, что вскоре снискал глубокое уважение братии, был избран ими настоятелем и по их усердной просьбе принял священный сан. Своим личным примером он учил братию соблюдать следующие, необходимые монаху правила: скромность в одежде, хранение безмолвия, скудость в пище и благотворительность к бедным. Услышав о великом святителе Иоанне Златоусте , преподобный Исидор отлучился на время из обители и пришел в Константинополь, где слушал проповеди святителя Иоанна и так глубоко воспринял их в свою душу, что в дальнейшем в своих письмах и поучениях постоянно следовал им. По возвращении в свою обитель, преподобный Исидор продолжал свои подвиги, являясь живым примером для братии. Церковный историк Евагрий (VI в.) писал о преподобном: «Жизнь его казалась ангельской на земле. Он служил живым образцом монашеской жизни и Богомыслия». Когда святитель Иоанн Златоуст за обличение императрицы Евдоксии был незаконно низведен с кафедры и отправлен в дальнюю ссылку, преподобный Исидор безбоязненно встал на его защиту. Он неоднократно писал о Святителе императору Аркадию и архиепископу Феофилу, увещевая их прекратить гонение на великого светильника Церкви. После кончины святителя Иоанна Златоуста преподобный писал архиепископу Кириллу Александрийскому , преемнику архиепископа Феофила, чтобы имя святителя Иоанна Златоустаго было внесено в церковные диптихи, как исповедника за православную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воспользовавшись этим, святые взяли в своих домах золото и серебро и раздали нищим, оставив себе лишь необходимое для пропитания. Затем они удалились за город к горе Охлон, в которой была пещера, где они и раньше молились. Благочестивые юноши стали готовиться к смерти, укрепляя свои души молитвой. Лишь изредка младший из них, святой Иамвлих, ходил в город за хлебом. Однажды он сообщил товарищам, что на следующий день назначено жертвоприношение и что их ищут. Святой Максимилиан воодушевил юношей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Готовясь к мученической кончине, юноши поручили себя Богу и стали на молитву. Затем они подкрепили себя хлебом и стали ободрять друг друга. По воле Божией они во время разговора как бы погрузились в сон: смерть объяла юношей, но тление не коснулось их тел. На следующий день император Декий приказал разыскать юношей. Были вызваны их родители, открывшие в страхе место пребывания своих сыновей. Когда слуги императора пришли к пещере, они завалили вход в нее камнями, чтобы узники, проснувшись, погибли от голода и жажды. Двое тайных христиан из стражи написали на оловянных дощечках имена святых отроков и изобразили их страдания. Дощечки были оставлены при входе в пещеру, чтобы не погибла память о подвиге святых мучеников. Прошло около двух веков; гонения на христиан кончились. Но Церковь была потрясена еретическими лжеучениями. Одно из еретических движений пришлось на правление императора Феодосия (408 –450). Подобно саддукеям, еретики, в числе которых были и духовные лица, отрицали воскресение мертвых. Исполнились времена, и Бог для вразумления еретиков сотворил великое чудо, подобное воскрешению Христом праведного Лазаря, описанному в Евангелии ( Ин.11:38 –44 ). Владелец горы Охлон, желая построить ограду для овец, стал брать камни для нее из тех, которыми была завалена пещера блаженных отроков. Так из нее образовался выход. И в это время, повинуясь Божественному велению, отроки воскресли. Им казалось, что они проспали только одну ночь, что настал день их казни. Их облик и внутреннее состояние не изменились. Придя в город за хлебом, Иамвлих почувствовал недоумение: облик города стал другим, повсюду находились изображения Креста. В хлебной лавке Иамвлих дал продавцу серебряную монету. Продавец был изумлен, поскольку монета оказалась старинной. Юноша был задержан, собрался народ. Для выяснения недоразумения Иамвлиха привели к градоначальнику и епископу. Иамвлих все им чистосердечно рассказал и для уверения предложил пойти к пещере. Он испытывал огромную радость, находясь среди христиан и видя торжество христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 450 году, при императоре Феодосии II Младшем (408–450), святая икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь. В 1131 году Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг прислал ее в Киев в дар великому князю Юрию Долгорукому. Икона Божией Матери была поставлена в женском монастыре в Вышгороде, который в древности был удельным владением святой благоверной княгини Ольги († 969; память 11 июля). Сын Юрия Долгорукого святой благоверный князь Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) хотел перенести икону в Суздаль. Но в 10 верстах от Владимира-на-Клязьме лошади, на которых везли икону, остановились и никакими усилиями их не могли сдвинуть с места. После усердной молитвы перед святым образом князь Андрей получил повеление Богоматери поставить икону во Владимире. Святой князь исполнил слово Божией Матери и оставил икону во Владимире, где для нее был построен величественный Успенский собор. С тех пор икона Божией Матери стала именоваться Владимирской. Владимирская икона – один из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. С древних времен она прославилась многими чудесами. Молитвы перед Владимирской иконой неоднократно спасали Отечество от многих бед. Икона участвовала во многих походах русского воинства, особенно она прославилась как заступница Руси от нашествия монголо-татарских завоевателей. Русская Православная Церковь установила празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери трижды в год (21 мая, 23 июня, 26 августа). 23 июня празднество Божией Матери в честь Ее святой Владимирской иконы совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, при великом князе Иоанне III. С огромными полчищами хан Ахмат шел к Москве, по пути разоряя русские земли. Он дошел до реки Угры. Великий князь Иоанн III со своим войском стал на противоположном берегу реки. В отечественной истории это событие известно под названием «стояние на Угре». Продолжительное время оба войска не предпринимали решительных действий. Затем великий князь приказал своим войскам отходить, чтобы после перехода реки татарами начать сражение на своем берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тогда святитель прервал свою речь и Именем Создателя повелел птицам умолкнуть. Сразу же наступила тишина, и с того времени ласточки перестали вить гнезда в этом храме. Святой Акакий изгнал мух, докучавших больным в больнице, и запретил жабам, жившим в болоте рядом с больницей, нарушать своим криком покой страждущих. Много и других чудес совершил святитель Акакий. В 431 году, в царствование императора Феодосия Младшего (408–450), святитель Акакий присутствовал на Третьем Вселенском Соборе в городе Ефесе. Вместе со святым Кириллом, Патриархом Александрийским († 444; память 9 июня), и другими святыми отцами святитель Акакий низложил еретика Нестория, не почитавшего Пресвятую Деву Марию Богородицей и отвергавшего два неслитных естества (божественное и человеческое) в Господе Иисусе Христе. Много лет святитель Акакий утверждал Православие на Мелитинской кафедре. Он разорял идольские капища и на их месте строил храмы, чудесами и примером богоугодной жизни многих обращал к истинной вере. Святитель Акакий мирно скончался около 435 года. Тело святого было погребено рядом с гробницей святого мученика Полиевкта († 259; память 9 января), пострадавшего в Мелитине при Римском императоре Валериане (253–259). Преподобнаго Александра Свирскаго (службу зри 30 августа) Тропарь, глас 4: От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/победил еси полки страстей воздержанием/и явился еси равноангелен на земли,/Александре преподобне,/моли Христа Бога,/да спасет души наша. Кондак, глас 8: Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/и, Того святое иго на рамо твое взем – честный крест,/умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/темже вопием ти:/спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/радуйся преподобне Александре, отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408–450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор. Преподобный Никола Святоша (Святослав ) Преподобный Никола Святоша (Святослав) , в Крещении Панкратий, был сыном Черниговского князя Давида Святославича. По воле своих родителей он женился и в 1097 году стал Луцким князем, но вскоре вернулся в Чернигов. Дочь его впоследствии была замужем за святым князем Всеволодом-Гавриилом (†1138; память 11 февраля). Не по душе были миролюбивому князю постоянные споры между русскими князьями, доходившие нередко до пролития крови. Оставив семью, он принял постриг 17 февраля 1106 года в Киево-Печерском монастыре. Святой инок-князь усердно трудился на поварне, был привратником, прислуживал при братской трапезе. Святой Никола любил читать книги. Любовью к послушаниям и безропотностью их исполнения он день снискал себе уважение всей братии. Преподобный Никола, возрастая духовно, с благословения игумена принял на себя тридцатилетний подвиг молчания, чтобы в постоянном делании Иисусовой молитвы устремиться к совершенству. Согласно преданию, преподобный построил на свои средства церковь во имя святителя Николая. Над монастырскими вратами он построил храм во Имя Святой Троицы. Преподобный обладал даром прозорливости и врачевания разных болезней. Он предсказал время кончины своему бывшему врачу Петру. Благоверный князь иногда оставлял келлию и шел в мир со словом любви. Так, в 1142 году преподобный Никола по просьбе князя Всеволода Олеговича (1139–1146) примирил Черниговских князей. 14 октября 1143 года блаженный Никола Святоша отошел в вечную жизнь, к Господу Иисусу Христу. Весь Киев собрался на погребение блаженного старца. Честные останки его были положены в пещере преподобного Антония. 14-й день Преподобная Параскева Сербская Преподобная Параскева Сербская жила в XI веке. Родилась она в Сербии в селении Епиват. Родители святой были людьми благочестивыми, неуклонно исполнявшими все заповеди Божии и известные своими благотворениями и милостынями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Неоднократно святитель Кирилл обращался с жалобами на несправедливость к императору Феодосию Младшему (408–450). С большим трудом, спустя долгое время ему удалось достигнуть смещения епарха и изгнания иудеев из города. Но более всего святитель Кирилл приобрел известность как защитник Православия в борьбе с возникшей в те годы ересью Нестория. Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на патриарший престол Константинополя. Он пользовался репутацией аскета и вообще человека добродетельного и твердого в Православии. Однако, став патриархом, Несторий начал проповедовать лжеучение о том, что во Христе Божество и человечество соединены не ипостасно, следовательно, Дева Мария родила лишь человека Иисуса, в котором Божество обитало как в храме. Поэтому Несторий особенно сильно восставал против наименования Пресвятой Девы Богородицей, утверждая, что ее следует называть Христородицей. Святитель Кирилл весьма энергично выступил в защиту Православного вероучения против ереси. Сначала он написал самому Несторию послание в доброжелательном тоне, побуждая отказаться от еретического заблуждения. Потом были написаны послания Константинопольскому клиру, императору Феодосию и его семье, Папе Римскому Целестину  и другим Патриархам, а также послания в некоторые монастыри. Между тем Несторий стал подвергать открытому гонению православных, а один из его сторонников, епископ Дорофей с церковного амвона предал анафеме тех, кто называл Деву Марию Богородицей. Из-за широкого распространения ереси Нестория император Феодосии был вынужден созвать в 431 году в Ефесе Третий Вселенский Собор. На Собор прибыло около 200 епископов, в том числе и святитель Кирилл с 50 епископами Египта. Несторий не соглашался на открытие Собора, ожидая епископа Иоанна Антиохийского и других 16 епископов Сирии. Однако Собор все же стал проводить свои заседания; председательствовал на нем святитель Кирилл. Лжеучение Нестория было рассмотрено и осуждено. Однако Несторий не подчинился, он созвал свой лжесобор вместе с сирийскими епископами и на нем провозгласил святителя Кирилла «еретиком».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Несмотря на критические и эстетические приемы, составитель ничего не прибавил нового к существенным началам подлинника. Он только очистил критикой и освежил чувством изящного то, что в старых руководствах было смешано, затемнено и низведено до пошлого ремесла. Как первоначально подлинник вышел непосредственно из Месяцословов и Прологов, и как впоследствии был дополняем из этих источников лучшими старинными мастерами, так и составитель новой редакции и за своей критикой, и за художественным вдохновением обратился к тем же источникам. По самые источники эти, благодаря просвещенной деятельности особенно южно-русских литераторов XVII века, открывали составителю подлинника более широкое поприще для соображений. Он пользуется древними Прологами, но уже предпочитает недавно напечатанные Четьи-Минеи, ставя таким образом свой труд в видимое противоречие с мнениями и предубеждениями раскольников и староверов. 404 Например, под 11 ч. сентября он говорит: «В сей же день Пролог полагает святых мученик Серапиона, Кронида, Леонтия, Уалерия (Валерияна) и Селевка; а Минея полагает сего ж месяца в 13 день; и сей подлинник, подражая Минее, яко за справедливейшее почитая, полагает такожде». 408 В другом подлиннике того же иконописца Ф. В. Долотова, краткой древнейшей редакции: «Всем подобен, аки Варлаам Хутынский, власы просты». 409 В древнейшем подлиннике г. Долотова это противоречие еще резче выставлено; именно описание подлинника противополагается Прологу: «Бяше в юности своего возраста благолепен» и проч., и далее: «а в подлиннике пишет: сед, брада аки Иоанна Богослова». Из всех этих сравнений явствует, что подлинник неисправленный, без внесения противоречий, как в моей рукописи, и в древнейшей графа Строганова представляет нам первоначальную редакцию. 411 В подлиннике по два раза с некоторыми различиями описан и тот и другой апостол. Я соединил в одно целое. Читать далее Источник: Сочинения по археологии и истории искусства/Соч. Ф.И. Буслаева. - Т. 1-3. - 1908-./Т. 2: Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, - 1910. - 455, c. : ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Но более опасными были те иудеи, которые, покровительствуемые правителем Александрии Орестом, постоянно устраивали мятежи и заговоры против христиан, часто посягали на их жизнь. После устроенного иудеями массового избиения христиан, святитель Кирилл с оставшимися в живых сподвижниками изгнал из города врагов веры Христовой. Через некоторое время он добился у императора Феодосия Младшего (408–450) отстранения от власти Ореста и наказания виновных. Просвещенный и ревностный пастырь Александрийской Церкви неустанно проповедовал Слово Божие, изъяснял своей пастве Священное Писание. Тогда же им были написаны некоторые догматические сочинения, например, толкование на Евангелие Иоанна, несколько книг о Святой Троице, сочинения о поклонении Богу в духе и истине, «Глафира, или сокровенные мысли пятокнижия». В 429 году в монастырях египетской пустыни распространилась ересь Нестория (Константинопольский Патриарх с 429 по 431 год). Несторий утверждал, что Пресвятую Деву не следует называть Богородицей, так как она родила не Бога, а Человека, Который через наитие Святого Духа стал Христом, т. е. помазанником Божиим, и Слово Божие пребывало с Ним в особом нравственном или относительном соединении. Он называл Богородицу сначала «Человекородицею», но так как это вызвало всеобщее негодование, то в виде компромисса Несторий предложил новое название «Христородица». Православным христианам было ясно, что речь шла не о терминологии, а об основах христианской догматики, а именно о догмате Боговоплощения. Когда молва о новой ереси достигла египетских пустынь, монахи стали приходить к святому Патриарху Кириллу, требуя от него защиты Православия. Святитель Кирилл обнародовал послание «К отшельникам», в котором, не называя имени Нестория, осуждал его мнение. Затем он отправил несколько увещевательных посланий к самому Несторию, содержавших обширный трактат о догмате Боговоплощения. В то же время он написал письма к императору Феодосию, поддерживавшему ересь, и к его сестрам. Для просвещения народа святитель написал «Пять книг против Нестория». В Александрии был созван Поместный Собор, обличавший несторианство. Однако Несторий не внял вразумлению святого Кирилла и в свою очередь написал ряд посланий, защищавших свое учение и обвинявших в ереси святого Кирилла. Споры и раздоры между ними приобрели настолько острый характер, что император Феодосии, по просьбе обеих сторон, объявил о созыве Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010