Закрыть itemscope itemtype="" > Только кротостью можно обращать других ко Христу 25.02.2021 718 Время на чтение 7 минут Миссионер протоиерей Олег Стеняев дает мастер-класс по угодной Богу миссии, разбирая евангельское учение об отношении к заблуждающимся, неверующим, сектантам, еретикам. Как Сам Господь готовил Своих апостолов Библейское учение о самарянах заслуживает нашего внимания. Самаряне – классическая секта, возникшая внутри иудаизма. Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «…На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите»(Мф. 10:5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев»(Ин. 4:22); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветной верой и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим»(Лк. 9:53). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания. Протоиерей Олег Стеняев Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:54–55). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким духом движимы. Православная «Толковая Библия Лопухина» поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома (см.: Мк. 3:17), желавших, подобно Илие пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа» 1 .

http://ruskline.ru/opp/2021/02/25/tolko_...

И.Ц. Миронович Лекция 20. Явления воскресшего Иисуса Христа Христова и явления Воскресшего. И здесь надо сразу сказать, что самого факта, момента воскресения Христа, не видел никто. Мы сталкиваемся с вами только с пустым гробом. Гроб пуст. Вот как объяснить это? Куда подевалось тело Иисусово? Что с ним стало? Предприняты были все меры, чтобы не было никакого подлога, воровства, и тем более ещё чего-нибудь – была приставлена стража, привален камень, поставлена Кустодиева печать. Заснуть стража не могла, ибо была так проинформирована, что о сне и безпечности не могло быть и речи. И тем не менее гроб пустой. Где же тело? Где сам Иисус? И ещё более поразительно: пошли слухи, что Он являлся уже женам, и видели его. Вот об этом идут, и рассуждают Лука и Клеопа, и недоумевают: как относиться ко всем этим слухам? Приближается к ним Иисус. Но, – сказано, – глаза их были удержаны. И они не опознали, только какое-то внутреннее чувство, горение сердца подсказывало им, что это не обычный путник. И после, когда Он стал невидим за трапезой и они увидели эти привычные движения и слова, как будто пелена спала, но Он-то невидимъ бысть ( Лк. 24:31 )! И вот они говорят: не горело ли сердце в нас, когда Он шел с нами по пути и говорил (см. Лк. 24:32 )? Вот присутствие Господа, Его слова вызывают в сердце горение, оно трепещет – оно чувствует близость Бога, потому что сердце – это жилище Бога. Посмотрите, как велико – скажет Макарий , – и нигде Бог не хочет упокоиться, как только в человеческом сердце. А где это сердце? Неужели это тот наш орган, который есть, по существу, насос? Как ни идеализируйте, но вот без конца сердцем веруется в правду, сердце чувствует истину – его не обманешь. А уста исповедуют то, что творится в сердце: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвстятъ хвалу Твою» ( Пс. 50:17 ). Слова-то имеют разный смысл! – Открой моё сердце, и тогда мои уста возвстят Твою хвалу: чувство оформится в мысль, в словесную ткань и она изольётся из уст. Не будет этого сердца – и уста сомкнуты: человек не может и выразить себя. Значит, не сердце ли наше горело в нас, – это оно горело, – когда Он говорил с нами?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 12:38 мин. Размер 9.1 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Братия и сестры! Святое Евангелие, как мудрый детоводитель, постепенно приводит нас к постижению мира таинственного. Вчера за Литургией мы слышали, как Иисус Христос во время бури на море Галилейском «запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина» (Лк. 8: 24). Сегодня евангельское повествование возводит нас к более высокому постижению той вседержительной силы Божией, которая управляет не только природными стихиями, но и миром невидимым, духовным. За богослужением мы слышали Евангелие о гергесинском бесноватом, которого Господь наш Иисус Христос освободил от легиона бесов: повелел полку демонов, свивших себе гнездо в этом несчастном человеке, выйти из него и войти в стадо свиное. Бесы, исполненные крайней ненависти и зависти к роду человеческому, готовы мучить любого, но ограничены в своем действии силой Божией. И как они наглы и беспощадны, когда рядом с человеком, а точнее сказать – в самом человеке нет Бога, когда порой сам безумный человек «рече в сердце своем: несть Бог» (см.: Пс. 13: 1), так, когда Христос приходит в нашу душу, они впадают в страх и испуг, являя свою рабскую сущность. «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: чт о Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8: 27–28). Когда демон овладевает человеком, он как бы оседлывает его, превращает его в свинью, живущую в нечистоте, рылом своим копошащуюся в земле и верхом блаженства своего полагающую самые низменные страсти. Лишь земными интересами живут целые народы и цивилизации, и им мучительно видеть тех, кто строит свое бытие на ценностях Евангелия То исполненное жизни и блаженства бытие, которое, по слову Спасителя: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.

http://pravoslavie.ru/98585.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 10 – Церковное Пение Скорее всего, первое, что услышит человек, случайно зашедший в православный храм – это пение. Оно занимает очень важное место в православном богослужении. Пение, как и слово, выражает человеческие мысли, чувства и особенно настроение: радость и горе, скорбь и ликование, надежду и просьбу о помощи и защите. С самых древних времен пение употребляется в богослужении у всех народов, населяющих землю. Хорошо знали его и в Ветхозаветной Церкви. Сам Христос освятил Своим примером употребление музыки в молитве: когда с учениками шел на гору Елеонскую, Он пел вместе с ними псалмы. Об этом мы можем прочитать в Евангелии. 113 Апостолы и сами пели, и учили других христиан прославлять Бога “в псалмах, пениях и песнях духовных” 114 . Уже в апостольские времена пение имело свой порядок и устав. Святой апостол Павел недаром перечисляет виды раннехристианских песнопений: псалмы, пения (или гимны) и духовные песни. Из них выросло все богатство современной церковной музыки. Псалмы – избранные места из священной книги Псалтирь. Они очень часто читаются за богослужением, а иногда и поются. Песни или гимны – это девять упоминаемых в Библии песнопений, соответствующих важным моментам Священной истории. 1) Песнь после перехода богоизбранного народа через Красное море и избавления от преследователей после исхода из Египта. ( Исх.15:1–19 ) 2) Обличительная песнь Моисея перед смертью. ( Втор.32:1–43 ) 3) Песнь Анны, матери пророка Самуила. ( 1Цар.2:1–10 ) Песни пророков: 4) Исайи ( Ис.24:9–17 ), 5) Аввакума ( Авв.3:1–12 ), 6) Ионы ( Ион.2:3–10 ). 7) Песнь трех отроков ( Дан.3:24–90 ). 8) Песнь Богородицы ( Лк.1:46–55 ). 9) Молитва Захарии ( Лк.1:68–79 ). Эти гимны важны потому, что по их образцу в православном богослужении строятся песни канона на утрене ( см. “Богослужение”). Песни духовные составлены христианскими поэтами и писателями богослужений. Они стали появлятся уже в апостольский период, но расцвет их приходится на послеапостольские времена. Эти духовные песни составляют великое богатство нашей Церкви и очень разнообразны и многочисленны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ СУББОТА [Церковнослав.        ; греч. Τ λδβλθυοτεΑγιον κα Μγα Σββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи , когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение . События В. с. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христ. учения (1 Кор 15. 3-4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), к-рая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31-42). К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (ср.: Иона 2. 1-6; Мф 12. 40). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на след. день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27. 62-66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю В. с. провели в покое (Лк 23. 56). На др. день женщины, к-рые следовали за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в В. с. покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: «                                                        » (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа). Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18-21), о нем пророчески сказано в псалмах (15. 8-11; ср.: Деян 2. 27), о нем свидетельствует церковная традиция (см.: Иларион (Алфеев), игум. Христос - Победитель ада: Тема сошествия во ад в вост.-христ. традиции. СПб., 2001). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОБЗАНИЕ МИРА [«Святое целование»; греч. φλημα γιον; лат. osculum pacis], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических , обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом, по этой причине Л. м. часто называется просто «мир» (греч. ερνη; лат. pax). Происхождение Обычай приветствовать друг друга поцелуем был широко распространен в античной греко-рим. культуре (см., напр.: Martial. Epigr. XII 59. 5; упом. в НЗ (при встрече - Лк 7. 45; прощальный поцелуй - Деян 20. 37; поцелуй Иуды - Мф 26. 47-49; Мк 14. 44-45; Лк 22. 47-48)). Как христианский обычай Л. м. впервые упоминается в Павловых Посланиях (Рим 16. 16; 1 Кор 16. 20; 2 Кор 13. 12; 1 Фес 5. 26), а также в 1 Петр 5. 14 (здесь называется «лобзание любви»). Распространено мнение, что апостольские Послания, в которых «святое целование» было лишь формульным окончанием письма, послужили основой для возникновения обряда Л. м. во II в. (предполагают, что, поскольку ап. Павел не дает никаких объяснений этого обычая, он сам не мог быть его создателем). Однако прощальный поцелуй в формуляре античных писем не был стандартным, хотя и встречается у языческих авторов (напр.: Cicero. Ep. ad Attic. 16. 11. 8). Поэтому была предложена иная гипотеза, согласно к-рой слова ап. Павла свидетельствуют об уже существовавшей литургической практике ( Hofmann. 1938). Некоторые исследователи полагают, что обряд Л. м. в первохрист. общине всегда совершался по окончании чтения Свящ. Писания или после проповеди ( Cuming G. J. Service-Endings in the Epistles//NTS. 1975/1976. Vol. 22. P. 110-113). При этом попытки выявить ритуальное Л. м. в дохрист. иудейской традиции или в языческих мистериальных культах результатов не принесли. Совр. исследователи, сопоставляя указанные места из Павловых Посланий с окончаниями др. новозаветных Посланий, полагают, что ап. Павел воспринимал Л. м. не как простое приветствие, а как особое духовное действие ( Phillips. 1996). Кроме того, поскольку раннехрист. общины были устроены как домашние церкви, Л. м. было знаком духовного родства ( Penn. 2005). В древней Церкви

http://pravenc.ru/text/2110636.html

О ВТОРОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да приидет Царствие Твое! 1. Обяснение второго прошения молитвы Господней В этом прошении под словом «Царство» разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, непрестанно должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного. I. Необходимость Царства благодатного. Если человек, по падении своем, находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни «мыслить» ( 2Кор.3:5 ), ни творить что-либо благое без Бога ( Ин.15:1–5 ), – если душа его, как сухая ветвь, не может приносить сама собою никакого плода, когда не будет на Животворной Лозе – Иисусе Христе; то очевидно, что только одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к добродетельной жизни, и созидать все возможное его благополучие в сем месте странствования, и вести его к приобретению вечного блаженства. Очевидно, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное в нем воцарение Божие. II. Возможность приобрести Царство благодати. Но сколько необходимо для нас Царство благодати, столько же возможно и прибрести его, ибо – и Сам Всевышний благоволит жить не столько в «рукотворенных церквах» ( Деян.7:48 ), сколько «внутрь» нас ( Лк.17:21 ), избирая обителью Своею сердца, любящие Его ( Ин.14:23 ); и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена ( Еф.2:14 ), так как умилостивлен к нам ныне Отец Небесный посредством крестной жертвы Агнца Божия, Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, – да и Сам Искупитель наш, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование послать «иного Утешителя, да будет с ними, вовек, Духа истины» ( Ин.14:16–17 ). Это обетование Иисуса Христа, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение его продолжалось и потом во все веки, продолжается ныне и будет продолжаться до скончания мира. Никто не должен сомневаться в том, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, т. е. всем православно верующим и проводящим истинно христианскую жизнь, ибо и пророческое слово об этом предмете весьма ясно: «излию от Духа Моего на всяку плоть» ( Иоил.2:28 ); и Сам Богочеловек столь же ясно говорит об этом во Св. Евангелии: «аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже с небесе, дает Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ). Средствами же к приобретению даров Духа Святого могут служить: усердная молитва и Таинства. (См. «Простран. христ. катехизис»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Об истинном христианстве, 2 В четвёртый том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошла вторая часть его книги «Об истинном христианстве», возможно главного творения Тихона Задонского. Флоровский писал о «Об истинном христианстве» Тихона Задонского: » Святитель Тихон был большим писателем. В его книгах увлекает эта легкость и пластичность образов. В особенности книга «Об истинном христианстве» имела историческое значение. Это не догматическая система, скорее мистическая этика, или аскетика. Но это был первый опыт живого богословия, и опытного богословия, — в отличие и в противовес школьной эрудиции, без подлинного опыта…». Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений. Том 4. Об истинном христианстве. Книга вторая Об истинном христианстве. Книга 2   Статья 1. О Евангелии и вере     Христианин – от веры, вера от Евангелия начинается, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно прежде всего вкратце предложить рассуждение о Евангелии и вере.   Глава 1. О Евангелии   Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня, послал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, и прочее. (Ис. 61:1; Лк. 4:18)   § 277. Евангелие – слово греческое, и означает благоприятную и радостную весть, то есть проповедует Христа, Сына Божия, пришедшего в мир спасти грешников, как в утешение грешникам апостол Христов написал: Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим. 1:15). И Сам Христос о Себе объявил: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10). Итак, какая весть может быть нам, грешникам, более приятной, чем слышать проповедуемое отпущение грехов даром, вместо гнева Божия – милость Божию, вместо проклятия – благословение Божие, вместо осуждения – оправдание, вместо ада – отверстое царствие небесное, и с Богом Великим, Святым и Вечным – вечное примирение и общение (см. Рим. 5; 1 Ин. 1:3, 7, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Понятие о книгах тогда было иное, нежели теперь, потому что и вид их был иной (в виде отдельных листов, свертывавшихся в свитки). Посему святой Лука называет написанное им Евангелие первым словом. Хотя этим общим и широким наименованием могло называться всякого рода писание, но в то время было и особливое возвышенное значение «слова», как выражения разума, почему это название святой Евангелист Иоанн усвоил даже Самому Иисусу Христу, как Единородному Сыну Божию. И ныне проповеди о Христе именуются «словами». В предисловии к Евангелию святой Лука говорил, что он написал оное, «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку» ( Лк.1:3 ). А здесь он свидетельствует, что он там написал обо всем (хотя и не все, ибо это невозможно было, как о сем ясно сказал святой Иоанн в 21-ой главе 25-м стихе своего Евангелия), «что делал и чему учил Иисус от начала». Именуя Спасителя только собственным именем Иисуса, Лука показывает, что он говорит об известном Феофилу лице Христа Великого, их общего Божественного Учителя и Сына Божия. Различая дела Христовы и учение, святой Лука показывает тем, что Он был «силен словом и делом», как обычно различает жизнь Христову и в других местах ( Лк.24:19 ). Святой Иоанн Златоуст замечает, что под «делами» Иисуса Христа нужно разуметь и страдания Его: «внегда бо пострада, сотвори велие и чудное дело оно, смерть разрушив и иные вся соделав» (см. перевод иеромонаха Захарии Копыстенского, изданный в Киево-Печерской Лавре в 1624 году). О святом Феофиле, для которого были написаны Евангелистом Лукою Евангелие и книга Деяний, сказано достаточно в предварительной части. 33 Сказавши о начале жизни Господней на земле, писатель не определил его точно, ибо трудно и определить оное. Имея в виду выступление Иисуса Христа на общественное служение, Апостол Петр определяет это начало выступлением на проповедь Предтечи Господня ( Деян.10:37; 1:22 ). Но Евангелист Лука начинает свое Евангелие сказанием о рождении Предтечи Господня. А окончил он Евангелие свое сказанием о вознесении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Поучение второе на брань святого Архистратига Михаила, Воеводы сил небесных, и ангелов Его с семиглавым змием («Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Господа» (Пс. 33:8), «Приплыли в страну Гадаринскую» (Лк. 8:26), «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Откр. 12:7)) Давняя брань небесных духов с Люцифером, бывшая на небе, возобновилась на земле, в стране Гадаринской, слушатель преизрядный! Брань на небе со змием, брань на земле с легионом бесов, о котором говорится в нынешнем недельном Евангелии: «Иисус спросил его: «Как тебе имя?» Он сказал: «Легион», – потому что много бесов вошло в него» ( Лк. 8:30 ). Ибо сверженный змий, древний и великий, называемый дьяволом и сатаной, собрав легион свой бесовский, разбойнически напал на страну Гадаринскую и, опутав одного жалкого человека, терзает его, бегая по горам, пустыням, гробницам, сидит на распутьях, так что никто не может проходить по пути сему. Необходимо и отсюда выгнать этого сверженного бродягу, как некогда с неба, и выгнать ангельской рукой. Необходимо Михаилу вновь выйти против него с мечом и Ангелами, как и прежде «Михаил и Ангелы его воевали против дракона». И когда в нынешний год святая Церковь соединяет в один день двадцать третью неделю по Пятидесятнице, в которую читается Евангелие о легионе бесовском, с Собором святого Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, она как бы сводит собор ангельский с легионом бесовским на брань и битву, в которой Творец Ангелов и Царь Иисус Христос, Господь наш, предводительствуя, входит в страну Гадаринскую, а за Ним туда же вступает воевода Сил Небесных со всеми полками ангельскими, вооруженный против древнего неприятеля. Итак, «приплыли в страну Гадаринскую. Михаил и Ангелы его воевали против дракона». И ныне в мире сем, как в стране Гадаринской, согласно обещанию Иисусову, – ибо Господь обещал быть с нами до скончания века (см. Мф. 28:20 ), – Михаил и Ангелы его, хранители рода человеческого, творят за нас брань со змием, сверженным с неба и приносящим вред людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010