2 Мф 14:23 ; Мк 1:35 ; Лк 5:16 . 3 Мк 4:38 ; Ин 4:6 . 4 2 Кор 5:16 . См. приложение «Иконография Христа и загадка Туринской плащаницы». 5 См.: Ремезов А. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. Серг.Посад, 1915. 6 Лк 7:34 . 7 Эккерман И. Разговоры с Гете. Пер. с нем. М., 1934, с.847. 8 Мф 5:15 . 9 См., напр., пасха, маммона, эпфатах (эффафа), талита кум (талифа куми), Авва, корван, бар, рака. Предсмертный вопль Христа есть арамейский вариант строки из Пс 21 . Необходимость учить вере на арамейском языке была осознана уже книжниками, которые создавали арамейские переводы Библии (таргумы). О Гиллеле сказано, что он «изъясняет на языке простого народа» (Талмуд, Баба Меция, 104а). Впрочем, все это не означает, что древнееврейский был забыт. Его учили все, кто получал образование и читал Библию. На нем продолжали писать книги и слагать молитвы. 10 Флавий И. Иудейская война, III,10. 11 Ин 2:1 . Из Каны Мария последовала за Сыном в Капернаум ( Ин 2:12 ), но, вероятно, оставалась там недолго. В последний раз перед долгой разлукой Она видела Иисуса, скорее всего, в Кане ( Ин 4:46 ). Ее не было среди женщин, сопровождавших Христа во время Его проповеди. 12 Ин 2:1-11 . 13 Ин 10:10 . 14 См.: Мф 20:20 ; Лк 8:3 ; Мк 14:5 ; 15:40-41 . О зажиточности семьи Иоанна, мать которого помогала общине, говорит хотя бы тот факт, что Зеведей (Забдий, или Заведей) имел наемных работников ( Мк 1:20 ). Есть все основания полагать, что общность имущества первой Церкви в Иерусалиме ( Деян 2:44-45 ) была установлена по образцу апостольского братства. Название «назореи» (евр.ноцрим) как обозначение христиан впервые появляется в Деян 24:5 . Свое происхождение оно, вероятно, ведет от слова Ханоцри (Назарянин). Замечание Мф 2:23 объясняется, быть может, созвучием слов Ханоцри и Нецер (Отрасль); ср. Ис 11:1 . Т.е. сыну Ионы (в некоторых рукописях «сын Иоанна», ). 15 Это арамейская транскрипция слова «Воанергес» ( Мк 3:17 ). Причина прозвища может быть объяснена эпизодами вроде того, что приводится у Лк 9:51-56 . «Некнижным простецом» называет Иоанна Лука ( Деян 4:13 ). На знакомство апостола с кругом ессейских идей указывают все писания, носящие его имя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

37 См.: 2Мак.7 . 38 См.: Мф.28:1 . 39 Прп. Иоанн Дамаскин (675–753) – выдающийся богослов и систематизатор догматического учения Церкви, автор многих богослужебных текстов. 40 В Риме сохранились раннехристианские катакомбы, служившие местом погребения, а также местом совместной молитвы и совершения Евхаристии, т. к. среди похороненных там было много мучеников. Катакомбы представляют длинные подземные коридоры с прямоугольными нишами для погребения. Стены украшают сохранившиеся со II и III вв. фрески, среди которых есть изображения Христа, Пресвятой Богородицы, пророков и праотцов, а также сюжетов сакраментальной жизни первохристианской общины – Крещения и Евхаристии. 41 Блаватская Елена Петровна (1831–1891) – основатель «Теософского общества». Разрабатывала идею религиозного синкретизма, удобного для рационального европейского мышления конца XIX в., в основе которого преобладали элементы псевдонауки, псевдофилософии, гностицизма, буддизма и индуизма. Основной целью считала извлечение из любой религии эзотерической (тайной) составляющей и удаление всего внешнего – лишнего и ненужного. Широко практиковала спиритизм. Ее оккультные книги, издававшиеся на английском языке, пользовались большой популярностью во всем мире. 42 Среди мужей апостольских наиболее известны те проповедники, послания которых дошли до наших дней: епископы Климент Римский , Игнатий Антиохийский (Богоносец), Поликарп Смирнский , Папий Иерапольский . Также существуют анонимные памятники периода второй половины I – начала II в., такие как «Дидахи» (учение о двух путях). 43 Апологеты – писатели и проповедники II–III вв., защищавшие и отстаивавшие христианство от критики и клеветы, выступавшие также, в свою очередь, с резкой критикой языческой религии. 44 Ириней Лионский (ок. 130–202) – апологет и богослов II в., ученик мужа апостольского Поликарпа Смирнского (ок. 70–156), который, в свою очередь, был учеником апостола Иоанна. 45 Песнопение службы праздника Благовещения. 46 См.: Еф.19:1. 47 См.: Мф.4:6 ; Лк.4:9 .

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

40 Напомним, что св. Косьма является автором хвалебной песни в честь Пресвятой Богородицы «Честнейшую херувим» и множества других церковных песнопений. 41 «Странствие» – это угощение странников, гостеприимство. «Гостеприимства Владыки и бессмертной Трапезы на горнем месте, приидите, верные, насладимся, устремив к высшему наш ум. Это возвышенное слово [учение] мы познали от [Самого] Слова, Которое величаем» [см. 7, с. 256; 3, с. 259]. 42 Напомним, что св. миро употребляется: в таинстве Миропомазания, которое совершается после Крещения, при освящении нового храма: им помазывается антиминс, престол и стены, при торжественном венчании царей на царство. 43 Ирмос 9й песни этого канона – известнейшая песнь во славу Пресвятой Богородицы «Честнейшую херувим». 44 Напомним, что на Плащанице изображен Господь, лежащий во гробе. 45 Этот же отпуст звучит на Царских часах и на утрени Великой Субботы с чином погребения. 46 Нестеровский. Литургика. СПБ, 1905, ч.2, с. 190–191. Цит. По 7, с. 264. 47 В благоговении. 48 Творения в 2х тт. Т.1, с. 661. Троице-Сергиева Лавра, 1994. 49 Это первая из стихир на стиховне. 50 Это воскресные стихиры 1го гласа. В понедельник будут петься стихиры 2го гласа, во вторник – третьего и т.д, пропустив только 7й глас. Таим образом, Светлая седмица – это как бы «парад гласов». Об этом мы говорили в теме «Богослужебное время». 51 Пятидесятницей называется и сам праздник Святой Троицы, 50й день по Пасхе, и весь период от Пасхи до этого дня. 52 Устав назначает обычный трехпсалмный час, а не пасхальный, чтобы не было контраста с обычным Всенощным бдением, хотя формально 9й час и принадлежит к Светлой Седмице. Однако существует обычай петь пасхальный час, и тогда Царские врата закрываются не после литургии Светлой Субботы, а перед самым началом Всенощного бдения. 53 Наряду с Пасхой и праздником Кущей. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

В любом случае даже противники теории «Евангелия знамений» допускают существование небольшого письменного прото-источника повествований о чудесах (напр., для Ин 2. 1-11; 4. 46-54) ( Barrett. 1978. P. 245-246; Beasley-Murray. 1987. P. 34, 67, 71; Schnelle. 1987). Отношение к синоптической традиции До сер. 70-х гг. XX в. большинство исследователей отрицали использование И. Б. текстов 3 др. Евангелий ( Gardner-Smith. 1938). Однако в 1975 г. Ф. Нейринк выступил с докладом, в к-ром показал, что в Евангелии от Иоанна встречаются стихи, к-рые не просто содержат материал синоптических Евангелий, но имеют явные признаки редакторского стиля одного из них (в частности, упоминание лежащих во гробе пелен в Лк 24. 12, чего нет у др. синоптиков, использовано в рассказе Ин 20. 3-10 - Neirynck. 1977). Нейринк отстаивал знание И. Б. всех 3 синоптических Евангелий; его последователи склонялись к мысли об использовании евангелистом только текстов Марка или Луки ( Glasswell. 1985; Sabbe. 1991; Anderson. 1996; Bauckham. 1998). Ряд исследователей развивали теорию, основанную на признании приоритета Евангелия от Иоанна и на возможной обратной зависимости синоптических Евангелий от него ( Robinson. 1985; Berger. 1997; Für und wider die Priorität des Johannesevangeliums. 2002). В частности, считается, что Евангелие от Луки содержит следы влияния Евангелия от Иоанна (напр., указание в Лк 7. 38, 44 о том, что грешница отирала ноги Христа своими волосами, могло быть заимствовано из Ин 11. 2 и 12. 3, а не наоборот; подробнее см.: Cribbs. 1970; Shellard. 1995; Morgan. 2002; Matson. 2001; Idem. 2002). Имеются также теории, основанные на допущении множества редакций и комбинации теории лит. зависимости и влияния устного предания ( Anderson. 2007). Общий для всех 4 евангелистов материал сосредоточен в повествовании о Страстях (напр., пророчество о троекратном отречении Петра, пение петуха при этом, ответ Христа на вопрос Пилата, надпись на Кресте, обнаружение пустой гробницы и проч.). C Евангелиями от Матфея и от Луки Евангелие от Иоанна объединяют рассказ о хождении по водам, об обличении предателя, о поругании Христа и др.

http://pravenc.ru/text/469832.html

51 Песней канона 9: восемь из них взяты из Ветхого Завета и служат воспоминанием главнейших событий Церкви ветхозаветной; девятая песнь взята из Нового Завета и воспоминает воплощение Сына Божия от Преблагословенной Девы Богородицы. Вот эти песни: 1) Песнь пр. Моисея, воспетая по чудесном переходе чрез Чермное море „Поим Господеви, славно бо прославися“ ( Исх.15:1–21 ); 2) его же песнь, содержащая в себе обличения неверия и нечестия непокорных Иудеев „Вонми Небо и возглаголю“ ( Втор.32:1–44 ); 3) Благодарственная и, вместе, пророчественная песнь св. Анны, матери пр. Самуила „Утвердися сердце мое в Господе” ( 1Цар.2:1–10 ); 4) Песнь пр. Аввакума, провидевшего пришествие Христа на землю „Господи, услышах слух Твой и убояхся“ ( Авв.3 ); 5) Предвозвещение пр. Исаии рождения Христа от Девы и его восстания от мертвых „От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже“ ( Ис.26:9–17 ); 6) Песнь пр. Ионы во чреве кита „Возопих в скорби моей ко Господу Богу“ ( Ин.2 ), см. Мф.12:39–40 ; 7) и 8) молитва и Песнь трех отроков в пещи неопалимых „Благословен еси, Господи, Боже отец наших“ ( Дан.3 ); 9) хвалебная песнь Богородицы „Величит душа моя Господа” ( Лк.1:46–55 ) и песнь Захарии, отца св. Предтечи «Благословен Господь Бог Израилев, иже посети и сотвори избавление людям Своим» ( Лк.1:68–79 ). 52 Мудрецы эти разделялись на несколько классов, и из них в книге Даниила упоминаются хартумимы (хартумим – тайноведцы ( Дан.1:20 ), по-видимому, есть еврейское слово от Херет епшль или древнее письмо), которые вероятно были священными писцами, истолкователями предзнаменований или открывателями тайных вещей; ащафимы, или произносители волшебных заговоров. (В сирийском слово это прилагалось к тем, которые очаровывали скорпионов и змей посредством особого нашептывания. Это слово как еврейское, так и халдейское. В Дан.1:20 оно переводится словом «волхвы». Врата храма Бела назывались боб-ассапут – „врата прорицалища“, и в храме было особое помещение, известное под названием бит-ассапут – „дом прорицалища“. Denormant, ba Divination, рр. 133–4); мексаеримы, изрекатели разных заговоров, люди, признававшиеся находящимися в сношении со злыми духами; хаедимы или халдеи ( Дан.2:2 ), бывшие астрологами и истолкователями влияния звезд на человеческие дела, так как Халдея была родиной этой науки (хотя Египет может оспаривать эту честь); гакашимы или маги, т. е. мудрецы, каковым титулом назывались все перечисленные выше классы, и газеримы, быть может, – другое название для астрологов, так как слово это означает „бросание гороскопов“ и истолкование предполагаемого влияния звезд и планет на судьбу отдельных лиц и царств. Все эти мудрецы и тайноведцы и призваны были для разъяснения сна, встревожившего Навуходоносора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Майерс Дэвид. Интуиция. «Питер», 2010, с. 9 – 10. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. Указ. изд., с. 366 – 398. Строка А. Ахм атовой. 1Кор. 2:15 . Мф. 13:47 . Мф. 13:44 . Мф. 13:46 . Мф. 13 . Лк. 17:21 . Преподобный Нил Мироточивый употребляет понятиепсилафизм,которое переводчики толкуют какчувственность;в греческом словаре есть близкое словопсилос:голый, обнаженный; Ева и Адам, говорит преподобный,псилафизовались,лишились Божиего света: подобно Ему, они в раю «одевались светом, яко ризою». Нисский Григорий, святитель. Аскетические сочинения и письма. М., 2007, с. 178 – 179. Гал. 3:27-28 . Василий Великий ,святитель. О происхождении человека. Беседа 1. Григорий Богослов , святитель. Творения, т. 1, указ. изд., с. 435. Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик. Клин, 2001, с. 218. Там же, с. 96. Мф. 15:19 . Ин. 10:10 . 2Тим. 3:6-7 . Гал. 6:2 . Палама Григорий, святитель. К старице Ксении, о добродетелях и страстях. Добротолюбие, т. 5, М., 1900, с. 267… Елец Ю. А. Повальное безумие. Новосибирск, 2006, с. 37. Следствием этой мании стало угрожающее распространение анорексии, при которой добровольное подавление аппетита переходит в стадию, часто необратимую, неприятия никакой пищи; только в США этой болезнью страдает более восьми миллионов молодых женщин. Фукс Э. История нравов. М., 2002. Палама, цит. изд., с. 268 – 269. Нарцисс в древнегреческом мифе – прекрасный юноша, влюбившийся в собственное отражение на поверхности воды. Карл Густав Юнг. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992, с. 272. См. Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности. М., 2007. 1Кор. 15:19 . Жизнеописание монахини Магдалины. Елец, 1903, с. 75. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. М., 1994, с. 220. Игнатий Брянчанинов , святитель. Письма к разным лицам. М., 1992, с. 28. Ис.164:6. Быт. 38 . Нав. 2 . Василий Великий , святитель. Беседы о сотворении человека. Указ. изд., с. 444. Вот жизнь вечная. Пер. с греческого. М., 2010, с. 205. Палама Григорий, архиепископ Фессалоникийский. К старице Ксении. Добротолюбие, том пятый, М., 1900, с. 260.

http://azbyka.ru/fiction/derzaj-dshher-r...

Дар творчества дан нам изначально, приумножение его вписано в сам замысел Божий о человеке, но дело самого человека, каким образом этим даром распоряжаться. Притча о зарытом таланте не позволяет от него отказаться даже из самых благих побуждений: «от греха подальше» (см.: Мф. 25:14–30 ). Дар творчества есть именно дар — то, что не добыто, не оплачено и не нажито человеком. Полнота этого осознания явлена в совершенном смирении человека — в святости. Путь принятия и приумножения дара лежит через Церковь. Пределы этого дара безграничны:  ибо не мерою даёт Бог Духа ( Ин. 3:34 ). Благословение Иисуса Христа, отверзающего уста гугнивому, раскрывающего очи слепорождённому, поднимающего с постели расслабленного, воскрешающего мёртвого и приумножающего хлеба так, что ели, насытились, и ещё осталось, даёт не мерою, но столько, сколько сам человек может принять и вместить. Единственное, что необходимо человеку, принявшему дар, для его приумножения, — это смирение. Смирение — это и есть человеческое позволение Господу (Логосу, Слову) войти и  вечерять с ним (ср.: Откр. 3:20 ). Послушание — это и есть согласие человека на то, чтобы  приготовить место  Господу.  Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф. 8:20 ), потому что в мире почти нет смиренных и послушных друзей Его. В своём высшем проявлении творчество и есть пребывание со Христом: преображение и обожение человека. Так что греховно не само по себе творчество, но грешен сам человек, который грешит, узурпирует Божий дар и закрывает перед его Подателем дверь. Тот же, кто чает Его и, наконец, чувствует Его присутствие у себя, уже не думает о том, греховно ли омыть Ему ноги и отереть их волосами своими (см.: Лк. 7:44–46 ), греховно ли подать Ему пить или есть, — ликуя, он моет, и вытирает, и подаёт… И знает, что сам он — человек грешный. Так же ликует и тот, кто творит во имя творения, во имя Творца. И лишь потом мы возьмём и оценим плоды этих трудов. Мы увидим, быть может, их несовершенство: здесь — ослабло вдохновение, и художник попытался подменить его рациональным умыслом, а здесь — поддался непреображенной страсти, тут — слукавил, там — ему изменил вкус… Но Господь даже ангелам Своим запретил выдёргивать плевелы до Судного Дня (см.: Мф. 13:29–30 )…

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Дар творчества дан нам изначально, приумножение его вписано в сам замысел Божий о человеке, но дело самого человека, каким образом этим даром распоряжаться. Притча о зарытом таланте не позволяет от него отказаться даже из самых благих побуждений: " от греха подальше " (см.: Мф. 25, 14–30). Дар творчества есть именно дар – то, что не добыто, не оплачено и не нажито человеком. Полнота этого осознания явлена в совершенном смирении человека – в святости. Путь принятия и приумножения дара лежит через Церковь. Пределы этого дара безграничны: ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34). Благословение Иисуса Христа, отверзающего уста гугнивому, раскрывающего очи слепорожденному, поднимающего с постели расслабленного, воскрешающего мертвого и приумножающего хлеба так, что ели, насытились, и еще осталось, дает не мерою, но столько, сколько сам человек может принять и вместить. Единственное, что необходимо человеку, принявшему дар, для его приумножения,– это смирение. Смирение – это и есть человеческое позволение Господу (Логосу, Слову) войти и вечерять с ним (ср.: Откр. 3, 20). Послушание – это и есть согласие человека на то, чтобы приготовить место Господу. Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 20), потому что в мире почти нет смиренных и послушных друзей Его. В своем высшем проявлении творчество и есть пребывание со Христом: преображение и обожение человека. Так что греховно не само по себе творчество, но грешен сам человек, который грешит, узурпирует Божий дар и закрывает перед его Подателем дверь. Тот же, кто чает Его и, наконец, чувствует Его присутствие у себя, уже не думает о том, греховно ли омыть Ему ноги и отереть их волосами своими (см.: Лк. 7, 44–46), греховно ли подать Ему пить или есть,– ликуя, он моет, и вытирает, и подает... И знает, что сам он – человек грешный. Так же ликует и тот, кто творит во имя творения, во имя Творца. И лишь потом мы возьмем и оценим плоды этих трудов. Мы увидим, быть может, их несовершенство: здесь – ослабло вдохновение, и художник попытался подменить его рациональным умыслом, а здесь – поддался непреображенной страсти, тут – слукавил, там – ему изменил вкус... Но Господь даже ангелам Своим запретил выдергивать плевелы до Судного Дня (см.: Мф. 13, 29–30)…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

933 Иов. 10, 21–22. 934 Пс. 15, 9–10. 935 Ис. 66, 24. 936 Мк. 9, 44, 46. 937 Мф. 25, 41. 938 Слово 1. К Феодору падшему. 939 Часть 2, поучение 2 на Вход во Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 940 Келейные письма. Том 14, письмо 2. 941 Том 15, письмо 62. 942 Так называется сочинение блаженного Августина, написанное им в старости. В этом сочинении блаженный пересматривает прежние свои сочинения и исправляет их. И святые не вдруг получали о всех предметах откровенного Богопознания точное понятие, но достигали этих понятий постепенно, соответственно жительству своему. 943 Мф. 24, 30. 944 Деян. 7, 55. 945 Мф. 18, 19. 946 Ин. 1, 18. 947 Ин. 21, 18. К речи архимандрита Игнатия 948 Пс. 54, 8–9. 949 Выражение это заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 28 гл. 51 по московскому изданию 1851 г. 950 Пс. 105, 25. 951 1 Кор. 2, 10. 952 Исаак Сирский. Слово 55. Преподобный Варсонофий Великий. Ответы 2, 108, 311, 342 и другие; преподобный Иоанн Лествичник. Слово 4, гл. 35, 36, 74, Слово 28, гл. 1; преподобный Нил Сорский Слово 11. 953 Преподобный авва Дорофей. Поучение 5. 954 Дан. 13, 22. 955 Втор. 23, 7. 956 Так, например, вещество, из которого составлена земля, доступно для наших чувств. Но кора земли исследована только на самую незначительную глубину: дальнейшее исследование превышает средства человеческие и доступное само по себе делается недоступным по невозможности исследования. К слову о человеке 957 Кол. 2, 8. Преподобный Макарий Великий, беседа 49, 4. 958 Мф. 12, 43. Лк. 11, 24. См. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также в Слове о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу (Аскетич. опыты, т. II, изд. 1865 г.) 959 Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27. 960 Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися. 961 Sanct. Chrysost., pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4, с. 820. 962 Sanct. Chrysost., I, pag. 915. Contra iudeoi sermo VI. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1, с. 718.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

44 «Благовестник»: толкование на Евангелие от Матфея. Казань, 1809. С.199. 45 Zahn . Forschungen zur Geschichte des neutestament. Kanons u.s.w. Leipz., 1990. Bd.VI. S.317. 46 Мало того, Гельвидий не как-нибудь, а научным образом знал греческий язык. 47 Это сочинение Иеронима переведено при Киевской Духовной академии и находится в IV томе творений этого учителя Церкви. Из него мы будем приводить выдержки, указывая лишь страницы без дальнейших пояснений, Вышеприведенная характеристика Гельвидия заключается на с.94,103,116. 48 С.95—97 у бл.Иеронима. 49 Изречение это заимствовано или из пророка Исаии (гл.43), или Иеремии (гл.7); но буквально такого выражения здесь нет. Иероним имел у себя какой-то особый текст, как это часто встречаем в творениях древних отцов Церкви. 50 С.102—103 в сочинении бл.Иеронима. 51 De monogamia , cap.8. 52 Иосий — второй брат Господень — у Гельвидия именуется «Иосифом» (см. вступительную главу нашего исследования). Иероним со своей стороны ничего не возражает на это. Несомненно, что не только Гельвидий, но и Иероним знали новозаветные кодексы, в которых Иосий был переименован в Иосифа. 53 «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова». См.: Лк.8:3. 54 По-славянски, сообразно с греческим оригиналом, «Иаковля», без прибавки «мать», но эта последняя прибавка в русском переводе данного места не может возбуждать сомнений. 55 С.107—109 сочинения Иеронима. 56 Впрочем, Иероним не совсем оставляет без замечаний ошибочное мнение Гельвидия. Так, он говорит, что если бы в вышеприведенных местах у Матфея, Марка и Луки, под именем Марии, матери Иакова и Иосии, действительно имелась в виду Мать Господа, то евангелисты скорее бы так и назвали эту Марию, чем называть ее матерью других лиц (Иакова и Иосии), создавая тем необъяснимую путаницу (С.111). Я со своей стороны в опровержение Гельвидия указал бы на то, что в приведенных местах у евангелистов мнимая Мать Господа везде упоминается на втором месте после Магдалины (а в одном месте даже на 3-м, после Иоанны), но они, конечно, Матери Господней отвели бы первое место, если бы в самом деле здесь речь шла о Ней (как поступает евангелист Иоанн: 19:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2640...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010