За что же еще стать нам достойными блаженств, какие соблюдаются для нас под условием веры в невидимое, если верим только тому, что очевидно для рассудка? " Как бы продолжая мысль святого Василия Великого, блаженный Августин говорит: " Ценность веры и состоит в том, что она верует не видевши. Ибо что великого в том, если люди веруют тому, что видят, по мысли самого Господа, который, изобличая ученика, говорит: яко видев Мя, веровал еси; блажени не видевшии, веровавше " Вера есть дело не логических доказательств, но доверия к Господу, как величайшему источнику всех истин веры Сущность всех истин веры погружена в невидимое Тем, кто обусловливает веру доказательствами разума, святой Кассиан говорит: " Ты требуешь доказазательства тому, что сказано Богом? Я не дам тебе его. Бог сказал это; Бог изрек это; для меня Его слово и есть самое высшее доказательство. Отложим доказательства в сторону, уклоняясь от споров; чтобы веровать, для меня достаточно только знать Того, кто говорит. Вера не позволяет мне сомневаться в сказанном, не позволяет судить его. Зачем исследовать, каким образом истинно то, что Бог сказал, если не нужно сомневаться в истинности того, что сказано Богом " Разум должен относиться к божественным истинам веры с благочестивым благоговением, потому что Бог и все Божие несравнимо превосходит наш разум Поэтому основное правило для разума человеческого при обращении с вечными догматическими истинами: не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры Примечания 1. In Coloss. hom. 5,3. 2. ср. 1Кор.1:18,23; Деян.17:18.32. 3. Мф.16:24; ср. Мк.8:34; Лк.14:26-27; Ин.12:24-26. 4. ср. Кол.3:3-8; Рим.6:6.10-13; Гал.2:19; 6:14. 5. Мф.16:25. 6. Мк.8:35; Лк.9:24; ср. 17:33. 7. Ин.12:25. 8. Ин.12:24-25. 9. ср. Еф.3:18-19. 10. ср. Флп.3:7-8. 11. 2Кор.10:5. 12. ср. Еф.3:6. 13. 1Кор.2:16. 14. Ин.6:69; ср. Еф.4:13; 1:17. 15. Еф.3:10. 16. 1Кор.13:12. 17. Рим.11:33. 18. 1Кор.13:13. 19. ср. 1Кор.13:8; ср. св. Ириней, Contra haer. II,28,3. 20. Ин.7:17. 21. In Joan. lib.IV, c.4; P.gr. t.73, col.628 b 629. 22. In Joan. tract. 40, n.9; ch. De lib. arbitr. lib.I, c.2, n.4. 23. In Phil. hom. 11,2. 24. Климент Алекс., Strom. II,4. 25. Adv. Marcion. I,2. 26. Contra Eunom., lib.II, n.24. 27. In Joan. tract.79, n.1. Ср. св. Григорий Нисский: На вере в Господа " как на основании мы полагаем начала жизни нашей и ежедневными упражнениями в добре делаем для себя законом чистые мысли и действия " (De perfect. christ. form). 28. ср. Рим.10:17. 29. Евр.11:1; Рим.8:24; 2Кор.4:18; 1Пет.1:8. 30. De incarnat., lib.IV, c.6. Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Марк Мангано (протестант) Книга притчей. Марк Мангано Книга Притчей помогает нам стать мудрее и учит жить благословенной жизнью пред нашим Богом, в кругу семьи и среди людей. Эта книга рассказывает о мудрости, исходящей от Бога, и делится опытом повседневной жизни людей, верующих в Бога. По словам бывшего премьер министра Великобритании Лорда Джона Рассела, в словах этой книги живет «мудрость многих и разум Одного». Испанский романист XVI века, Мигел де Сервантес, писал: «Притчи – это короткие высказывания, появившиеся в результате продолжительного опыта». 674 Исторический и культурный фон Известно, что притчи 675 встречаются в тексте Библии повсюду. Их можно обнаружить и в исторических повествованиях ( Суд.8:2,21 ; 1Цар.10:12, 24:13 ), и в Псалмах (33:1215), и в пророках ( Иер.13:1214 ; Иез.12:2223, 16:44, 18:2–3 ), и в Евангелиях ( Мк.10:25,31 ; Лк.4:23 ), и в посланиях ( Иак.1:1920 ; 1Пет.4:8 ). Но большую часть из них, можно встретить, конечно же, в ветхозаветной книге Притчей. Мудрость, а, соответственно, и литературу мудрости невозможно ограничить одним, отдельно взятым, народом. К этому же выводу подводит нас и Ветхий Завет. Пророки многократно напоминали Израилю и Иуде о том, что мудрость имела место и среди других народов, но часто она приводила к обольщению, ведя народы мира к гордыне, а народ Божий – к отрешению от Бога ( Ис.19:1115 ; Иез.28:610 ). Литература Месопотамии (Шумерская и Аккадская), Египта и северозападных семитских народов насыщена тематикой и идеями, имеющих множество точек соприкосновения с книгой Притчей. 676 Такая согласованность неудивительна в силу общечеловеческого характера мудрости, как об этом повествуется в 3 книге Царств 4:30: «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян». Наиболее известное сходство прослеживается между отрывком из книги Притчей 22:1724:22 и египетским Учением Аменемопа, написанным в тринадцатом или двенадцатом веке до н.э. Сходства напоминают нам о том, что всем людям свойственно рассуждать о перипетиях окружающей жизни. «Даже в ограниченных рамках и без посланного свыше откровения, человек вполне способен обоснованно мыслить и мудро рассуждать». 677 Различие, тем не менее, вполне очевидно: библейская мудрость всесторонне отражает взаимоотношения между Богом и человеком, в то время, как мудрость других народов, часто остается прагматичной и мирской.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Апостол Пётр туже истину предлагает так: «Иже есть одесную Бога, восшед на небо, покоршимся Ему Ангелом и властем и силам» ( 1Пет.3:22 ). Сам Иисус Христос учил: «не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити в славу Свою» ( Лк.24:26 )? – «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» ( Мф.28:18–20 ). Такт. Сын Божий, не только как Бог, но и как Богочеловек, по воскресении Своём получил высочайшую и неограниченную власть над всем миром. II. Сия власть простирается на всех не в одинаковом отношении. 1) Для верующих и поклоняющихся Иисусу Христу, как Царю и Богу, она служит источником высших благ в настоящей жизни, и вечного блаженства и славы в жизни будущей. Для таковых Богочеловек Иисус есть путь, истина и живот: «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» ( Ин.14:6 ), – учит Спаситель. «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется» ( Ин.10:9 ). «Веруяй в Сына имать живот вечный ( Ин.3:36 ), и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» ( Ин.5:24 ). И в последний день Царь Иисус речет сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам, царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). 2) A по отношению к тем, которые не признают Иисуса Христа своим Царём и Господом и отвергаются Его, Он, в Св. Писании изображается, как Царь ведущий брань против возмутившихся и непокорных подданных. Так учит Апостол Павел: «подобает бо Ему царствовати, Дóндеже положит вся враги под ногама Своима» ( 1Кор.15:25 ). В другом месте: «вся покорил еси под нозе Его. Внегда же покорити Ему всяческая, ничтоже остави Ему не покорено: ныне же не у видим Ему всяческая покорено. А умаленнаго малым чим от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчанна» ( Евр.2:8–9 ). Эта борьба не то означает будто всесильный Царь Иисус не может преодолеть упорства непокорных подданных, Своим неограниченным могуществом, но то, что Он, как благий и человеколюбивый, ради спасения всего мира пострадавший и умерший, не хочет смерти грешнику, но всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ), и благим попечением Своим всех хочет преклонить к принятию Своего легкаго и благаго ига ( Мф.11:29–30 ), и соделать участниками счастия и блаженства в Своём царстве – благодати и славы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Праведные и благочестивые, страждущие вечно царствуют со Христом на небеси: яко тех есть царство небесное, сказал Спаситель. Гонимые праведники и благочестивые страстотерпцы не только будут наслаждаться блаженством в небесном царствии, как нищие духом, но и разделять оное со Христом. Как разделяют они со Христом земные страдания, так будут разделять с Ним и небесную славу ( 1Пет.4:13 ); как участники скорбей Христовых, гонимые праведники будут разделять и царство со Христом ( Лк.22:28–30 ; Откр.3:21 ). Пожелаем, возлюбленные, и мы блаженства и царствия, обетованного гонимым и страждущим. Возлюбим правду, сохраним благочестие. Аминь. 10. Блажени, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех Здесь ублажаются Господом все, терпящие поношение, изгнание, злые и ложные клеветы, ради Господа. За что ублажаются? За то, что они верно идут по стопам своего Спасителя, не уклоняясь ни на десно, ни на шуее; всячески подражают Ему в терпении подобных же поношений, изгнаний и злых ложных наветов. Господа Иисуса Христа, во всю жизнь Его, всячески поносили, как-как ни называли Его? И льстецом, и обманщиком, и ядцею, и винопийцею, и другом мытарей и грешников, и даже сообщником с сатаною... Но нигде не видно, чтобы Он раздражался, оскорблялся, негодовал на это, и защищался... Все терпел и переносил безмолвно. Нечто подобное достается иногда и на долю некоторых из нас, возлюбленные; иного так поносит в жизни, за одно только разве имя Христово, что хоть ни живи; и никаких нет способов устранить это поношение. Остается или терпеть, скрипя сердце или же впасть в отчаяние. Не имеющий упования, не христианин, никак не выдержал бы и пал под этими поношениями. Но христианин имеет обетование и терпит все благодушно. Господь Иисус Христос и так не имел, где главы подклонити: но этого мало: Его во всю жизнь гнали и не раз буквально изгоняли, как это было в Назарете, когда изгнаша Его вон из града и ведоша до верху горы, да Быша Его низринули.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Из приведенных слов можно усматривать только неосновательность данного, ничем неоправдываемого, разделения между апологетикой и апологией, потому что упомянутые сомнения настолько часто и неотступно сопровождают почти всякое научное исследование, что их без особой натяжки можно считать не только неотъемлемыми, но даже и далеко небезоплезными моментами научно-апологетического процесса. Но, в таком случае, чтобы не изощряться попусту в изысканиях насчет абсолютных и тяреливных отличий между данными предметами, было бы справедливее отказаться от ложного взгляда на дело, а не уверять простыми словами, что «это различие настолько очевидно и верно, как вообще различие между становящимся наукою познанием и проявляющеюся в деятельности христианской любовью» 28 . Как показывает само дело, ничто здесь не очевидно и ничто не верно. Если мы обратимся теперь к истории , то увидим, что апология христианства вместе с ним родилась, вместе и продолжает свое историческое существование, между тем как апологетика появилась только с небольшим полвека тому назад 29 . Дух отрицания и неверия современен христианству, которое в Лице Спасителя сделалось для многих камнем преткновения ( Лк.2:34 ), чем и объясняется довольно частое употребление в н.-заветных Писаниях слова απολογα ( Деян.22:1, 25:16 ; Флп.1:7, 17 ; 2Тим.4:16 ; 1Пет.3:15 ) 30 . Но так как, по справедливому выражению древних, novum testamentum in veteri latet (Новый завет сокрыт в ветхом – лат.), то не будет нисколько удивительным следующий факт, удостоверяющий нас в том, что как нападение на откровенную религию, так и её защита начались с самых первых дней истории человечества. Так, наприм., еще змий в раю является коварным истолкователем Божией заповеди; в кратких словах он изложил пред Евой целую программу лжеименной философии. Один из выдающихся апологетов нашего времени отыскал здесь ключ ко всем человеческим заблуждениям в области мысли. В словах змия: «неужели Бог сказал» он находит проповедь рационализма. « Вы будете как боги» – девиз пантеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Такой именно смысл заставляет нас приписывать рассматриваемому выражению («и приложился») и то соображение, что это «приложение», или снисхождение в scheol, рассматривается как явление утешительное. Так, Иаков видит для себя утешение в том, что он сойдет в преисподнюю и соединится с душою сына, тело которого, как предполагал он, было уже растерзано зверями ( Быт.27:35 ) 42 . Если в ветхозаветных книгах раннейшего происхождения scheol изображается как место, лишенное радостей, – место безмолвия ( Пс.103:17 ; Иов.3:17–19 ; ср. Пс.30:18 ), место, где смолкнет хвала Богу ( Ис.38:18–19 ; Пс.113:25 ; Пс.87:11–13 ), то отчасти уже в этих же книгах, и особенно в позднейших, можно указать такие места, в которых довольно ясно полагается различие между состоянием праведников и грешников. Одним из несомненных и очень древних доказательств того, что Ветхому Завету не была чужда надежда на лучшее состояние за гробом 43 , может служить библейский факт взятия Илии и Еноха 44 на небо ( Быт.5:24 ; 4Цар.2:11 ; ср. Сир.44:15 ; Евр.11:5 ). Ту же надежду выражает Давид ( Пс.15:8–10 ; ср. Пс.16:15 ). Указание на нее можно видеть и в других священных книгах Ветхого Завета (например, Прем.3:1–3, 5:15; 6:18–20 ; Иов.19:25–27 , и др.) 45 . Но то, что для ветхозаветного праведника было только предметом чаяния, с наступлением новозаветного царства исполнилось ( 1Пет.3:18–19 ), и то, что там высказывалось не всегда ясно и определенно, в Новом Завете раскрывается с наглядною очевидностию. Здесь, в новозаветном учении, загробное состояние душ по разлучении их с телом представляется не как состояние путников в одной и той же общей гостинице, где путешественники находят один и тот же прием и где они предаются общему сну. Нет, участь верующих совершенно отлична от участи тех, кои забыли Бога. Общее у них лишь только то, что души их не умирают и сознание им не изменяет ( Мф.10:28 ; Лк.20:36, 16:19–31 ). Праведник не подчиняется смерти, как своему господину: если он и умирает, то переходит только в уготованное ему жилище ( Ин.14:1–2, 17:24 ) – чрез смерть к жизни 46 , которая начинается для него уже тотчас по смерти ( Ин.5:24; 11:25–26 ); он мертв, но лишь постольку, поскольку не восстановлена целостность его существа ( Рим.8:11 ), душою же своею он живет и пребывает в стране живых ( Откр.7:9 ; Евр.12:22 ) – на своей родине у Господа ( 2Кор.5:8 ; Флп.1:23 ), к Которому он стремился еще здесь, на земле ( Откр.14:13 ), и Которому он служит по отшествии из этой жизни день и ночь ( Откр.7:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

В сие-то славное время посещения они воссияют. «Егда, – говорит Св. Ап. Павел, – Христос явится, живот ваш, тогда и вы с ним явитеся в славе» ( Кол.3:4 ). «Яко тех есть царствие небесное». Гонимые Праведники и Благочестивые Страстотерпцы не только будут наслаждаться блаженством в Небесном Царствии, как нищие духом, но и разделять оное со Христом. Как разделяют они со Христом земные страдания: так будут разделять с Ним и Небесную славу. «Понеже, – говорит Св. Ап. Петр, – приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко да и в явление славы Его возрадуетеся веселящеся» ( 1Пет.4:13 ). Как участники скорбей Христовых, гонимые праведники будут разделять и Царство со Христом. Так сам Господь сказал своим ученикам: «Вы есте прибывше со Мною в напастех Моих и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во царствии Моем; и сядете на престолех, судяще обоимънадесяте коленома Израилевома» ( Лк.22:28–30 ). Но не с одними Апостолами разделяет Христос Свое Божественное Царство: Всякому, терпящему и побеждающему терпением, Он обещает Престол. «Побеждающему, – говорит, – дам сесть со Мною на престоле Моем» ( Откр.3:21 ). Видите, какое блаженство в небесном Царствии ожидает гонимых Праведников! Сколько поставлено будет престолов славы для благочестивых Страдальцев! Пожелаем, братие, и мы блаженства и Царствия, обетованного гонимым и страждущим. Возлюбим правду, сохраним благочестие. Ежели никто не гонит и не преследует нас: то мы станем гнать и преследовать в себе грех . Ежели никакие страдания не сокрушают костей наших: то мы будем сокрушать свои сердца «печалью по Бозе» ( 2Кор.7:10 ). Подойдем ко гробу сего Божественного Страдальца, не как зрители точию, но как общники Его спасительных страданий. Тогда прольется на нас из живоносных язв Его благодать спасения и оправдания, и мы услышим из покоющихся пречистых уст Его тайную проповедь последних блаженств: «Блажени изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

26 . (и) выпрямляет (выпрямляющий) согбенных ( Пс. 144:14 ср. Лк. 4:18 из Ис. 52:6 ; Мф. 12:20 из Ис. 62:3 ) 27 . Тебе Единому мы признательны (исповедаемся, благодарим, прославляем) ( Пс. 75:2 ; 1Пар. 23:13 ; Деян. 10:8, 15:14 , 1Пет. 1:3, 3:9 ; Иак 3:9 ; Иуд.1:4, 25 ) К 20 стр. ο βραδνει 2Пет. 3:9 απ. λεγ. – ο νυστζει 2Пет. 2:3 , еще только Мф. 25:5 (в пророчественной речи Господа), – или ργε 2Пет. 2:2 – απ. λεγ. К 21. Можно сближать с идеей воскресения мертвых и сошествия Христа в ад. κοιμω для обозначения умерших 2Пет. 3:4 ; Деян. 7:10 . Ср. Мк. 14:37–42 и пар. Мк. 14:72 и пар. Мк. 5:39 пар. Форма предложения: «не (дремлет и не спит), но (пробуждает). К 22–25: можно сблизить с новозаветными исцелениями больных. К 24: можно сблизить с повествованием Деяний об освобождении апостолов и ап. Петра от уз. К 25: σθενω 1Пет. 5:10 – απ. λεγ. Стр. 21–26 представляют накопление причастий и синонимов. К 27: ср. 5 стр. Вся первая строфа наполнена заимствованиями из ветхозаветной поэзии, преимущественно из псалмов, – и имеет вид хвалебного псалма. В этом отношении она сходствует с подобными же новозаветными творениями: Лк. 1:46–55. 68–79. 29–32 . По этой начальной строфе своей молитва процитирована в Вавилонском Талмуде Pesachim 118. а. нач. Goldschmidt, 134 кон. В нек. опущ. стр. 14–26. В. Вторая строфа: I. 28 . И если бы рот наш наполнился песнопением, как (полно) море, – ( Пс. 126:2 ср. Деян. 2:4, 3:10, 4:8, 31, 5:17 ; Иак. 3:8, 17 ; 2Пет. 2:14 ; Деян. 2:13 ) 29 . и язык наш – ликованием, как шум волн его, – ( Пс. 126:2, 65:8 ; 1Пет. 1:6, 8, 4:13 ср. 2Пет. 3:10 οιζηδν) 30 . и уста наши – славословием, как широты тверди, – ( Пс. 63:3. 5 ; 1Пет. 1:7, 2:14 ср. к стр. 5 Авв. 1:6 ; Ис. 19:1 ; Дан. 3:56 ; Мк. 7:6 и пар из В. З. и 1Пет. 3:10 из Ис. 34:14 ; 1Пет. 5:9 ) 31 . и очи наши светились (были блестящи) как солнце и как месяц, – (Ср. Сир. 17:31; 23:19 ; 2Пет. 1:19 ) 32 . и руки наши распростирались (были распростерты), как орлы поднебесные, – ( 3Цар. 8:54 ; Плач. 4:19 ср Рим. 10:21 из Ис. 65:2 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Церковь есть в домирном Совете Божием предопределенное ( Еф.1:4 , – 3:9–12, – Рим.8:28–30 ср. Евр.12:13 , – 11:40) собрание (ккλησα, но не общество), превечно избранных (избрание – кλητο, кλητο кα кλεкτο ка πιστο Откр.17:14 и, кроме указанных выше ср. Рим.1:16–7 , – 1Кор.1:1–2, 24–27 , – 7:15–17, – Гал.1:6–15 , – Иак.2:5 , – 1Пет.1:15 , – Иуд.1 , – Мф.2:16 , – 22:14, – Мк.13:20 , – в частности избрание апостолов и верующих Христом Лк.13 , – Ин.6:70 др.) в общение Сына ( 1Кор.1:9 ), т. е. или в один новый народ Божий на место ветхого Израиля ( Мф.2:6 , – Рим.9:25–26 , – 2Кор.6:16 , – Тит.2:14 , – Евр.8:8–12 , – 13:12, – 1Пет.2:9–10 , – Откр.21:3 др), – или в одно стадо с одним Пастырем во главе ( Ин.10:11 сл. 21:15 сл, – Евр.13:20 , – 1Пет.2:25 , – Откр.7:17 , – 12:5, – 19:14 ср. Деян.20:28 ), – или в одно живое, стройное и непоколебимое здание – храм, крепость-столп, город, дом-жилище 18 – из живых камней, с краеугольным Камнем в главе угла и основе – Богочеловеком Спасителем стройно слагающихся и возрастающих в святый храм о Господе и жилище Божие Духом ( 2Кор.6:16 , – Еф.2:19–22 , – 1Пет.2:5–6 , – 1Тим.3:15–16 , – Мф.16:18 , – Ин. 2:19–21 ), – или же в один стройно сочлененный организм живого тела Христова, (в коем глава – Богочеловек, тело – Церковь , а верующие – отдельные члены тела) в постоянном единении и действенном взаимодействии Богочеловеческой Главы с Своим телом и его членами стройно, постепенно и соборно-возрастающий в любви, в меру возраста полноты Христа, наполняющего все во всем, доколе Спаситель – Богочеловек вообразится во всех ( Гал.4:19 ), низложит всех врагов своих и последнего из них – смерть, настанет вечная жизнь и совершенство, когда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все, и Бог будет все во всем 19 . Отсюда видим, сколь несостоятельно утверждение, что Церковь может быть только видимая. He говоря уже о гносеологической неверности его (ни один предмет не может быть только ощущаем, но он должен быть умопостигаем), оно не приемлемо и по существу, онтологически. Как тело каждого члена Церкви в своих внешних органах и видимых движениях нераздельно объединено с духовным началом, так и внешне-ощутимая сторона (организация, богослужение, история) церковного тела проявляет невидимую действенность его Богочеловеческой Главы и участие в жизни Церкви ее невидимых, но с нею нераздельных членов не только новозаветных, но и ветхозаветных ( Церковь первородных на небесах, молитвы праведников, достигших совершенства: Евр.12:22–24 , ср. Ин.8:56 , а также участие ангелов в церковной жизни Откр.2:1 др. 1Кор.4:9 , – 6:3, – 11:10, – 1Тим.3:16 и др.). Таким образом, не должно быть речи ни о Церкви только видимой, ни о Церкви только невидимой, равно как нельзя и разделять Церковь воинствующую и торжествующую: Церковь есть единый и нераздельный организм спасаемых людей, находящийся под началом и проявляющий действенность Спасителя –Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Зачем сектанты имеют на жаловании пресвитеров, проповедников, издателей сект. журналов и книг? Очевидно, нужда есть в научении, но без Церкви православной «никогда они не могут дойти до познания истины» ( 2Тим.3:7 ). 13) В Церкви все равны, не должно быть разделения на пастырей и пасомых ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ). Апостол в указанных местах разъясняет, что внешние преимущества и отсутствие их никакого влияния не имеют на достоинство верующего, как христианина. Тут все зависит от силы веры, любви и преданности Иисусу Христу и готовности на всякие пожертвования в угоду Ему. Следовательно, могут раб и незнатный в очах Божиих стоять выше знатных и сильных. Нет различия в Церкви Христовой касательно призвания и соделывания спасения во Христе, но во взаимных отношениях различие удерживается: «мы соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ), – есть пастыри и пасомые ( 1Пет.5:1–5 ); верующие должны повиноваться наставникам и быть покорными им ( Евр.13:17 76 ); «рабы, повинуйтесь господам своим» ( Еф.6:5 ); «дети, повинуйтесь своим родителям» ( Еф.6:1 ); «жены, повинуйтесь своим мужам» ( 1Пет.3:2 ); «будьте покорны всякому человеческому начальству» ( 1Пет.2:13–18 ; ср. Рим 13:1–6 ). Апостол Павел уподобляет Церковь телу и говорит, что оно, если бы было одним членом, не было бы телом: тело может быть только в разнообразии членов ( 1Кор.12:14–26 ). Так и в Церкви Христовой: каждому верующему дано Богом свое место, определено свое Дело ( 1Кор.12:27–28 ). Не могут быть все апостолами, все пророками, все учителями, все истолкователями.. ( 1Кор.12:29–30 ). 14) Никто из верующих не должен иметь власть над другими ( Мк.10:43–44 ; Μф.20:26–27). Эти выражения не означают того, что в Церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, а указывают на смирение и самоотвержение, которыми должны руководиться высшие в своих отношениях к верующим. В Церкви Христовой есть «бóльшие» ( Мф.23:11 ), «начальствующие» ( Лк.22:26 ), «начальства», – «высшие» ( 2Пет.2:10 ), получившие от Господа власть (управления, суда) «к созиданию» ( 2Кор.10:8, 13:2, 10 ; ср. Тит.2:15 и др.), которым остальные верующие обязаны повиноваться ( Мф.18:17 ; Лк.10:16 ; Евр.13:17 ; 1Тим.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010