Страсти Христовы. Икона. Кон. XV в. (НГОМЗ) Указывая на насильственную смерть пророков и посланников Божиих в ВЗ («Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» - Мф 23. 37; см. также: 23. 34-35), Христос смотрел на Свои грядущие Страсти как на неотъемлемую часть Своего служения. Господь открывает Своим ученикам, что Ему подобает (δε) пострадать и подвергнуться казни (Мк 8. 31; 9. 31; Мф 16. 21; Лк 9. 22; 24. 26), этим Он явно указывает, что Его страдания и смерть связаны с делом спасения и составляют неотъемлемую часть Божественного замысла. Он Сам полагает Свою душу на смерть: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин 10. 18). Своей добровольной смертью Христос принимает на Себя грех мира и тем самым избавляет людей от вечной гибели. Е. соотносит с Иисусом Христом известный из Книги прор. Исаии (Ис 52 - 53) образ страдающего и умирающего Мессии, принимающего по Своей воле последствия грехов человечества. «...Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни»» (Мф 8. 17). Крестная смерть Спасителя является свершением Его служения, попранием власти «князя мира сего» (Ин 12. 31) - Его слова на Кресте: «Совершилось!» (Ин 19. 30). Страданиями Христос вошел во Славу (Лк 24. 26). Во время страданий Его заступничество перед Небесным Отцом не ограничивается только верными, но включает и врагов (Лк 23. 34; ср.: «...и за преступников сделался ходатаем» - Ис 53. 12). На кресте проявилась спасительная любовь Бога, молящегося за распинающих, подвигшая к спасению разбойника (Лк 23. 34, 43). Победив смерть, Христос оказывается Спасителем всего мира от сатаны как ее непосредственного виновника (Ин 12. 31). Неоднократно встречающиеся в Е. предсказания Иисуса Христа о Своем воскресении свидетельствуют о спасительном смысле воскресения: Спасителю также «должно» воскреснуть, как и умереть (Мф 16. 21; Мк 8. 31; Лк 9. 22; 18. 33; 24. 46). Необходимость воскресения в деле спасения раскрывается в словах, сказанных по поводу спора о воскресении мертвых : «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20. 38; ср.: Мк 12. 27; Мф 22. 32). Верующий в Сына Божия обретет «жизнь вечную» и будет воскрешен в «последний день» (Ин 6. 40, 44, 54). Отождествив Себя с падшим человечеством вплоть до крестной смерти, Он восстановил в Своем достоинстве и явил изначала входившее в замысел Божий воскресшее, преображенное и обоженное человечество (см. также ст. Воскресение Иисуса Христа ).

http://pravenc.ru/text/344423.html

Огласительное поучение тринадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Распятого и погребенного; и также на слова Исаии: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? и проч. Как овца, веден был на заклание ( Ис.53:1, 7 ).] 1 . Всякое действие Христово составляет славу Вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная это, Павел говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ) Христовом. Хотя чудесно было и то, что от рождения слепой в Силоаме прозрел (см. Ин.9:7 ), но что это значит в сравнении со слепыми всей вселенной? Велико и сверхъестественно то, что Лазарь четверодневный воскрес (см. Ин.11:39–44 ), но эта благодать им только ограничилась. Что же это в сравнении с умерщвленными грехом во вселенной? Чудесно то, что пять хлебов с избытком напитали пять тысяч человек (см. Мф.14:21 ), но что это в сравнении с алчущими от неведения по всей вселенной? Чудесно то, что разрешена жена, связанная восемнадцать лет сатаной, но что это в сравнении с нами, которые связаны узами грехов? А крестный венец и ослепленных неведением просветил, и всех во власти греха находящихся освободил, и весь род человеческий искупил. 2 . Не удивляйся тому, что мир весь искуплен, ибо Тот, Кто умер за него, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (см. Рим.5:17 ) смерть воцарилась в мире, то не паче ли правдой Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвив в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (см. Числ.25:8 ), то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, неужели не может утолить гнева на людей? (см. 1Тим.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

18 . Адам принял осуждение: проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе ( Быт.3:17–18 ). Иисус для того принимает терны, чтобы освободить от этого осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля вместо проклятия получала благословение. Тогда, как согрешили (прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницей. Ибо, намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (см. Мф.21:19 ), не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: отныне да не вкушает от тебя никто плода вовек ( Мк.11:14 ). Осуждение миновало, и, так как прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, неужели не знал того Иисус? Впрочем, зная об этом, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях. 19 . Коснувшись событий, случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине преобразований: в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (см. Быт.3:8 ). После полудня скрылись прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (см. Лк.23:43 ). Но скажет мне кто-либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из пророка; если из пророка не приведешь об оном пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ). Читай вопросительно, как я сказал. Ибо неужели не знает тот, который говорит: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие? ( Мф.26:2 ). Как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы ( Иер.11:19 ). Какой агнец? Иоанн Креститель объяснит, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ); знающий помышления неужели не знал того, что должно было случиться? Что же говорили они? Положим ядовитое дерево в пищу Его ( Иер.11:19 ). Если Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: положим ядовитое дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых ( Иер.11:19 ). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? Имя Его более не помянется: тщетен совет ваш; ибо имя Его прежде солнца пребывает ( Пс.71:17 ) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей ( Втор.28:66 ). И недавно прочитанное Писание говорит: Господи! кто поверит слышанному от нас? ( Ис.53:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

40. Не думайте, что это незначительные или маловажные вещи. Подумайте лучше о том, что они способны утопить душу и низвести ее в самую бездну зла. Ибо таков ведь замысел лукавого демона, чтобы соблазнить [человека] даже посредством незначительных [вещей]. Но вы, молодые воины Христовы, и мужчины и женщины, — ибо воинство Христово не знает различия полов, — уже теперь искорените всякую привычку подобного рода и полностью очистите ваш разум, чтобы никакая грязь не омрачала ваши помыслы, ибо вы ожидаете встречи с Царем всяческих. 41. Если же кто имеет врага, пусть помирится [с ним], помышляя о том, что он надеется получить от Господа, погруженный в такое множество грехов, и пусть отпустит ближнему его согрешения. Никто из вас , — говорит Писание, — да не мыслит в сердце своем зла против ближнего (Зах 8:17). Итак, если кто имеет долговые расписки и заемные письма 52 , пусть разорвет их. Разорви , — сказанов [Писании], — всякое писание 53 неправедное (Ис 58:6) 54 . Проще говоря, пусть [каждый] заранее сделает все от него зависящее, чтобы заслужить большую щедрость от Владыки. 42. И прежде всего приучите свой язык не произносить клятв, я не говорю ложных клятв, но также и бесполезных и тщетных клятв, которые приносят вред клянущимся. Ибо сказано , — говорит Господь, — не преступай клятвы. А Я говорю вам: не клянись вовсе (см. Мф 5:33–34). Ты слышал: не клянись вовсе , и отныне перестань обсуждать предписания Владыки, но слушайся Предписавшего их и полностью очисти свой разум. 43. Оставь также всякую мысль о конных скачках и зрелищах нечестивых театров, ибо это источники развращения, а не только жестокого наслаждения зверей. Скажи мне, что за удовольствие видеть, как подобного тебе [человека], имеющего с тобой одну природу, терзают хищные звери? И не боишься ли ты, не трепещешь, что ударит с неба молния и испепелит твою голову? Ведь ты оттачиваешь, если можно так сказать, зубы хищника. Ты участвуешь своим голосом и сам совершаешь убийство если не рукой, то языком. 44. Я прошу вас, не относитесь легкомысленно к своему спасению. Помысли о своем достоинстве и устыдись. Ибо если кто-либо гордится человеческим достоинством и часто отказывается от какого-либо дела, чтобы не нанести оскорбление [своему] достоинству, не должен ли ты, который хочет стяжать столь великое достоинство, уже показать себя достойным уважения? Ибо твое достоинство таково, что оно сопровождает тебя в настоящем веке и следует за тобой в будущий. Что же это такое? Отныне по Божиему человеколюбию ты будешь именоваться христианином и верным 55 . Вот не одно достоинство, а два. Скоро тебе предстоит облечься во Христа, поэтому тебе надлежит все совершать и принимать решения [в сознании], что Он повсюду с тобой.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

939 ...«Ранами Его мы исцелились».Ис.:53, 5. 940 ...«И грехи наши на Себе понесет и будет ходатаем яд преступников». — Ис.. 53. 11.12. 941 «.Как овца веден был Он на заклание... Род Его кто изъяснит ?..» — Ср.: Ис.. 53. 7:8. Цитируется Григорием не дословно. 942 «...Господь воинств — имя Его». — Ис.:54, 5. 943 «Поклонятся тебе сыны отца твоего... Кто... пробудит его?..» — Быт.:49. 8. 9, 12. Отдельные места здесь изложены по Вульгате (по Иерониму). 944 ... " Имею власть отдать жизнь Мою и власт ь имею опять принять ее» . — Ин.: 10, 18. 945 ...«Кто не поверит, что бог воскресил его из мертвых, тот не спасется». — Ср.: Рим.:10. 9. Цитируется Григорием не дословно. 946 ...однако несчастный ник ак не склонился к вере. — О том. как король Хильперик приказал насильно окрестить иудея Приска, см. кн. VI, гл. 17. 947 ...«Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». — Быт.:32, 26. 948 ...близ города Ниццы жил затворник Госпиций... — Память о затворнике Госпиций осталась жить в названии живописного полуострова св. Госпиция (Saint Hospice) в районе Ниццы, где в честь его построена часовня, расположенная на месте его затворничества. 949 «Придут в Галлию лангобарды...» — Лангобарды, начавшие свое завоевание севера Италии в 568 г. и закончившие его в 572 г., совершали многочисленные набеги на Галлию. Пророчество, приписываемое Госпицию, является отражением страха, который лангобарды вызывали у населения Галлии своими угрозами. 950 ...«не разумеет, никто не творит добро»... — Пс.:13, 1, 2. 951 ...они не могли найти вход, чтобы подняться к нему. — Затворники позволяли себя замуровывать. См. кн. VI, гл. 29. 952 «...кто... делает слепых зрячими, глухих — слышащими, немых — говорящими... кто дарует... всеобщее исцеление». — Ср.: Мк.:7, 37. Цитируется Григорием не дословно. 953 ...«открылись глаза ею»... — Мф.:9, 30. 954 ...житие Госпици я было описано мног ими. — Описания жития Госпиция не сохранились. 955 ...он сочинил несколько книг писем. — Ферреол, племянник епископа Фирмина города Изеса, видимо, получил хорошее образование, ибо в Провансе и Бургундии в сенаторских галло-римских семьях еще сохраняли римские традиции и изучали римских авторов. Письма Ферреола, сочиненные по образцу писем римского поэта Сидония, к сожалению, до нас не дошли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Как орудие нашего спасения, обагрённое пречистой Кровью пострадавшего за нас Христа, всеми последователями Его, от первых времён христианства, крест почитается за великую святыню. Честной крест, на котором Христос пострадал добровольно ( Ис.53:10 ; Деян.2:23 ; Флп.2:8 ), послужил к прославлению Спасителя ( Ин.12:23–33,17:1–5 . Флп.2:8–9 ) и к нашему спасению ( Ин.12:32 ; 1Пет.2:24 ; Кол.2:14 ).; наше примирение с Богом совершил Христос „посредством креста, убив вражду на нём“ ( Еф.2:16 ; Кол.1:20 ): крест знамя Христово, т. е. знак победы Его над диаволом ( Ин.3:14 снеси с Мф.24:30 ): крест – это святой жертвенник. Всякий жертвенник, на котором приносилась жертва Богу, был „великой святыней“, так что „все прикасавшееся к жертвеннику освящалось“ ( Исх.29:37,30:29 ): тем более великая святыня новозаветный жертвенник, или крест святой, на котором принесён был в жертву Сам Сын Божий ( Евр.7:27. 9; 10; 10 ). Вот почему чтили крест и св. апостолы, которые хвалились св. крестом ( Гал.6:14 ) и за его честь терпели самые мучения ( Гал.5:11,6:12 ). Но разве понимают это великое значение святого креста ожесточённые наши сектанты, „враги креста Христова“ ( Флп.3:18 )? Едва ли, „ибо огрубело сердце людей сих“ ( Деян.28:27 ). Они стараются убедить себя и трутах, что крест, как рукотворенный, проклят ( Прем.14:8 ) забывая слова св. Писания: „Благословенно дерево, чрез которое бывает правда“ ( Прем.14:7 ); утверждают, что крест был позором для Христа, в то время, как он послужил к славе Его (см. выше): стараются, наконец, убедить себя и других в том, что под словом „крест“ везде в Писании должно разуметь страдания Спасителя или страдания человека. Но это заблуждение сектантов опровергается не только вышеприведёнными местами св. Писания, в которых говорится о вещественном кресте, о том древе, на котором пострадал Спаситель мира (см. ещё: Мф.27:32 ; Мк.15:21 ; Лк.23:25–33 ; Ин.19:17 ), но и их же молитвенными, песнями, в которых, с одной стороны, слово „крест“ употребляется в вышеуказанных трёх значениях, с другой, – вещественный,, рукотворенный крест, на котором был распят Спаситель мира, к немалому удивлению и смущению сектантов, признаётся ими за величайшую святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    1:48. В Ветхом Завете те, кто послушен Богу, особенно пророки, именуются «рабами Божьими». Этот обычай подчеркивает величие смиренных в глазах Бога и свидетельствует о значении, которое придавали в древнейкультуре тому, чтобы слава и доброе имя человека остались в памяти потомков.     1:49,50. В ст. 50 Мария использует тему Пс. 102:17, в контексте которого подчеркивается верность Бога слабым человеческим существам — тем, кто имеет страх Божий.     1:51. Это метафора оправдания через суд; в Ветхом Завете часто упоминается «мышца» Бога, Который спасает Свой народ и «рассеивает» его (и Своих) врагов. Мария вплетает в свою песнь слова из разныхпсалмов.     1:52,53. Незыблемое правило, по которому Бог возвышает смиренных и низлагает гордых, часто повторяется в Ветхом Завете (напр.: Прит. 3:34; Ис. 2:11,12,17; ср.: Сир. 10:14). Выражение «алчущих исполнил благ» восходит к Пс. 106:9, где сказано, что Бог помогает тем, кто находится в бедственном положении, потому что Он милосерд.     1:54,55. Согласно завету, заключенному с праотцем Авраамом, Бог обещал вечно хранить верность народу Израиля (напр.: Втор. 7:7,8). Израиль — «раб» Господень, о чем говорится в Ис. 42—49 (ср. коммент. к Мф. 12:15—18).     1:56. Хотя в древних текстах иногда говорится, что беременность продолжается десять месяцев, было известно, что обычно она продолжается девять месяцев; упоминаемые здесь три месяца плюс шесть из ст. 26 позволяют думать, что Мария пробыла у Елисаветы достаточно долго, чтобы увидеть рождение Иоанна.     1:57—66 Рождение Иоанна. В этом рассказе отсутствуют агиографические (т. е. характерные для жизнеописания святых) подробности, встречающиеся в тот период в еврейских рассказах о чудесных рождениях. Так, например, считалось, что в момент рождения младенца Моисея все помещение наполнилось светом, а новорожденный Ной сразу заговорил.     1:57,58. Соседи всегда участвовали в праздновании важных событий (ср.: 15:6), а рождение — особенно столь необычное — и обрезание новорожденного (как правило, совершавшееся в тот период отцом) былиименно такими событиями. Судя по иудейским преданиям, гости собирались в доме каждый вечер со дня рождения и до обрезания младенца. Об особой причине празднования см. в коммент. к 1:7. Евреи придавалирождению сыновей первостепенное значение, поскольку это были продолжатели рода, хотя практика показывает, что они любили своих дочерей не меньше.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сам прп. Симеон неоднократно писал в «Гимнах» о достижении высоких состояний вне мира (Hymn. 13:75), тела (Hymn.18:103–104), мыслей и слов (Hymn. 29:15–16). 478 Опытное переживание прп. Симеоном действий или энергий Божественного света наиболее ярко излагается им в «Гимнах» (см., напр.: θεου δναμις πυρς, νεργεας ξνης! Hymn. 28:157; Ε δ τ φς παραχθν νργει σοι τοιατα. Hymn. 34:73 sqq.; Τ πς επεν οκ χω σου φωτς τς νεργεας. Hymn. 51:3 sqq.). 479 Данные слова также подтверждаются собственным свидетельством прп. Симеона: κα πθου θεου ρωτα οα πρ μοι μβλλεις. Hymn. 20:239. 480 В «Гимнах» прп. Симеона, также, как и в Ареопагитском корпусе, перечисляются Божественные имена (см.: κα τ νομ μου πσιν πεκλυψα νθρποις. Hymn. 53:312–313; Hymn. 45:7–8), и в то же время утверждается безымянность Бога (см., напр.: Hymn. 21:255). 481 Мф. 19:17 ; «всё это найдёшь в сочинении великого Дионисия о божественных именах». Схолия E. См. у прп. Симеона: πν δ γαθν Υς σου. Hym n. 31:60; Να, ποιμν συμπαθς, γαθς κα προς. Hymn. 47:69; Hym n. 41:44. 484 Ис. 5:1 . Хотя прп. Симеон не называет Бога «возлюбленным» (γαπητς), в Гимнах часто говорится как о Божественной любви, так и об ответной любви людей к Богу. См., например: πρς σ πθος κα γπη. Hymn. 39:5. 487 В качестве наиболее близкой параллели к данному имени Божию можно привести строки из «Гимнов», где Бог именуется святым, обитающим среди грешников, призванных стать святыми (Hymn. 55:71–76). 490 Прп. Симеон называет Бога «Виновником сущих» (τν ντων γρ ε ατιος. Hymn. 15:72), но не «Виновником веков». При этом согласно его учению, изложенному в «Гимнах», время неизбежно оказывается тварным и имеющим начало, поскольку Бог существует «прежде всех дней, часов и времён, но и прежде всех веков» (Hymn. 35:31–33). 493 1Кор.2:16 . Прп. Симеон, хотя и не называет Бога «умом», проводит своеобразную параллель между «умом, душой и словом» и Лицами Святой Троицы: в 44 гимне с «умом», рождающим слово, сравнивается Отец (Hymn. 44:64); в этом же гимне «уму», исходящему от души, уподобляется Святой Дух (Hymn. 44:74–78).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1685 См.: Лк. 12:51. 1686 Ср:.Мф. 10:34. Здесь Тертуллиан приписывает Маркиону исправление, которое тот не делал. 1687 Вставка Кройманна. 1688 См.: Лк. 12:52—53. 1689 Ср.:Ммх. 7:6. 1690 См.: Л к. 12:56. 1691 Конъектура Кройманна. В рукописи: «о них». 1692 Ср.: Лк. 12:57. 1693 3 См.: Иез. 8:16. 1694 См.: Иер. 22:3. 1695 См.: Ис. 1:17. 1696 Ср.: Ис. 5:7. 1697 Ср.: Лк. 12:58—59. 1698 См:.Лк. 13:15. 1699 Ср.: Исх. 12:1 б, согласно Септуагинте. 1700 Горчичное зерно в Новом Завете упоминается пять раз. Три раза ему уподобляется Царствие Небесное Царствие Божье (Мф. 13:31; Мк. 4;Лк. 13:19), два раза говорится о вере с горчичное зерно (Мф. 17:20; Лк. 17:6). 1701 Конъектура Кройманна. В рукописи: «так как». 1702 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Творец». 1703 Сказано с иронией. 1704 Ср.: Лк. 13:21. 1705 Ср.: Исх. 12:15, 17—20. 1706 Clibanus, ср.: κλβανος (Λφ. 6:30, Л κ. 12:28). Дрожжи,сольихлебо–пекарная печь упоминаются в одном контексте у греческого врача II в. после P. X. Галена (Galenus. De victu attenuante, 32, 7). 1707 Кройманн это предложение поместил сюда. В рукописи оно находится в конце § 2 после слов «кроме Творца». 1708 Конъектура Кройманна. В рукописи: «изгоняет». 1709 См.: Лк. 13:25. 1710 См.: Лк. 13:25. 1711 См.: Лк. 13:25. 1712 Ср.: Лк. 13:26. 1713 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1714 См.: Лк. 13:27. 1715 См.: Лк. 13:28. 1716 Искаженные Маркионом слова из Лк. 13:28. 1717 Конъектура Кройманна. В рукописи: «туда». 1718 Ср. Лк. 14:12—14. 1719 См. Ис. 58:7. 1720 Ср. Лк. 14:1. 1721 Ср. Ис. 1:23. 1722 Ср. Лк. 14:16—24. 1723 См. Лк. 14:16. 1724 Ср. Л к. 14:17. 1725 Ср.: Лк. 14:18—20. 1726 См.: Исх. 32:1. 1727 Ср.: Ис. 6:9. 1728 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Господом». 1729 См.: Иер. 7:23. 1730 См.: Иер. 7:24. 1731 См.: Л к. 14:18—20. 1732 См.: Иер. 7:25—26. 1733 Ср.: Лк. 14:21. 1734 См.: Иер. 2:31. 1735 Ср.: Лк. 14:23. 1736 См.: Втор. 32:20—21. 1737 Конъектура Семлеруса. В рукописи: «надежду которых несут иудеи». Корссен: «трапезу которых иудеи презирают».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Ис.50:11 . Вот, все вы, которые воз­жигаете огонь, вооружен­ные зажигатель­ными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскален­ных вами! Это будет вам от руки Моей; в муче­нии умрете. «Вот, все вы, которые возжигаете огонь... идите в пламень огня вашего». Настоящий стих как бы развивает мысль 9-го стиха – о гибели всех врагов Мессии. Они сами своими заблуждениями, пороками и прямой враждой приготовили себе тот ужасный костер, на котором и найдут свою окончательную погибель. Историческое исполнение данного пророчества можно видеть в трагическом повествовании о последних днях Иерусалима (Иосиф Флавий «О войне иудейской»). «Это будет от руки Моей; в мучении умрете.» Т. е. за ваши беззакония Бог допустит вам принять ужасные мучения, как об этом говорит и другой пророк: «ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть во веки». ( Иер.17:4 ). Основываясь на контексте и сравнении параллелей ( Ис.49:2, 6, 8 и др.), мы должны этот суровый приговор приписывать также Мессии. Хотя это, по-видимому, и не отвечает образу кроткого, смиренного и любвеобильного Отрока Господня, но не надо забывать, что, кроме этих, преобладающих черт, в образе Мессии существовали и другие, рисующие Его, как Праведного Судию и нелицеприятного Мздовоздаятеля ( Ин.5:22, 30 ; Мф.25 ). Некоторые комментаторы (напр., The pulp. Commentary) находят, что 50-ая глава не имеет связи с предыдущим повествованием и является кратким фрагментом из какого-то утраченного произведения, который составители кн. пророка Исаии сочли нужным сохранить для потомства и включить в эту книгу. Но более внимательный и серьезный анализ этой главы с очевидностью показывает как тесное родство ее с предыдущими мессианскими отделами (42 и 49 гл.), так и ее вводный характер по отношению к важным последующим главам (52–53 гл.). Немало споров в экзегетической литературе вызвал также вопрос о субъекте предсказания данной главы, т. е. о том, к кому относятся заключающиеся здесь предсказания. Мы уже видели, что большинство раввинистических и рационалистических комментаторов субъектом предсказания считает самого пророка (см. комм. на 4 г.). Другие (Paulus Seinecke) – относят его не к индивидуальному лицу, а к коллективному, разумея под ним лучшую часть страждущей еврейской нации.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010