12:19—21. Этот отрывок подчеркивает кротость Иисуса в отличие от воинствующего    Мессии, каким Его представляли многие; в этом заключалась мессианская тайна (см. также введение в коммент. к Евангелию от Марка). Обычно цитировалась лишь часть отрывка, потому что знакомые с Библиейслушатели хорошо знали контекст; Матфей хочет, чтобы все его читатели поняли главную мысль, которой он завершает цитацию: спасение язычников.    12:22—37 Хула на Духа    См. коммент. к Мк. 3:20—30.     12:22,23. Потомок Давида, каким представляли Мессию в своих ожиданиях евреи, не был чудотворцем, но поскольку Бог был с Иисусом столь явно и неопровержимо, нетрудно понять, почему с Ним стали связываться мессианские упования. Кроме того, Давид — единственный персонаж Ветхого Завета, которому приписывается способность изгонять злых духов (1 Цар. 16:23).     12:24. Язычники использовали для изгнания духов магические заклинания. Во II в. «раввины все еще обвиняли Иисуса и иудео-христиан в использовании магии при совершении чудес. По ветхозаветному закону волшебство наказывалось смертной казнью (Исх. 22:18).    Титул «веельзевул», «хозяин дома», вероятно, является аллюзией на Beelzebub (Ве-ельзевув, «повелитель мух», возможно, искаженное от Baal-zebul), местное «божество Аккаронское» (4 Цар. 1:2,3). Этот титул враннем иудаизме относили к сатане (3авет Соломона).     12:25,26. Иисус не отрицает способность других людей изгонять духов. Но изгнание беса, которое привлекает внимание еще к одному из слуг сатаны, может быть только тактическим ходом; такие действия заклинателей разительно отличаются от актов массового изгнания бесов, которые совершает Иисус, что ясно свидетельствует о поражении сатаны (12:29). Находчивость и остроумие были свойственны популярнымучителям и в еврейской, и в греческой традиции.     12:27. «Сыновья ваши», т. е. члены вашей группы (также как «сыны пророков» в Ветхом Завете означает «пророки»). Поскольку некоторые из помощников фарисеев тоже изгоняли бесов (способами, которые больше походили на волшебство), они должны были выдвигать свои обвинения с осторожностью. О праве судить других см. вкоммент. к 12:41,42.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2Пар.30:27 .  И встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса. Продление праздника Пасхи на следующие семь дней (ст. 23) могло иметь мотивом подобный же пример Соломона при освящении храма (( 2Пар.7:8–9 ), ( 3Цар.8:65 ), см. «Толковая Библия», т. II, с. 407). Такой смысл имеет и упоминание о Соломоне в речи (ст. 26) о необычайной торжественности Пасхи Езекии: впрочем, упоминание о Соломоне в данном рассказе гл. ( 2Пар.30 ) об участии в иерусалимском празднике и членов отдельных колен Израильского царства имеет значение и хронологической даты: по смерти Соломона десять колен израильских отторглись от дома Давидова и храма Иерусалимского и только теперь часть их религиозно воссоединилась с иудейским народом и храмом; естественно было по поводу этого воссоединения припомнить время нераздельного существования Иуды и Израиля, закончившееся со смертью Соломона. В 25 стихе, при перечислении участников торжества, принятый текст LXX, вместо стоящего в еврейском, Vulgata, русском тексте «пришедшее от Израиля» (или по еврейскому кодексу 259 у Кенникотта «от земли Израиля») имеет: «из Иерусалима»: ξ ερουσαλμ (слав.: «обретшиися из Иерусалима»). Но многие кодексы, как XI, 19, 55, 93, 119, 153, Комплютенский имеют ξ σραλ (или κ γς σραλ – кодекс 108 у Гольмеса). Как внешние, текстуальные, так и внутренние данные побуждают предпочесть чтение текста еврейского: упоминание о «пришедших из Иерусалима» на иерусалимское торжество само по себе мало естественно, тогда как речь о паломниках из царства израильского, прибывших в Иерусалим, понятна в связи с предыдущим. Кроме иудеев и израильтян здесь же (ст. 25) названы пришельцы (евр. герим, LXX: προσ λυτοι) – без сомнения, натурализованные и вступившие в теократическое общество через обрезание, так как необрезанный иноплеменник безусловно не мог вкушать пасхи (( Исх.12:43,48 ); «Толковая Библия», т. I, с. 315). Право и обязанность благословлять народ (по окончании дневного богослужения принадлежало исключительно священникам (во главе с первосвященником), но отнюдь не левитам: в данном случае (ст. 27) последние лишь усугубили торжественность обстановки благословения игрой на музыкальных инструментах и восклицаниями (ср. ст. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12 возопил Моисей к Богу. Ср. Мф. 5,23.24.44.45 . Глава 13 13 из пустыни Фаран. Пустынная горная страна, идущая вглубь Синайского полуострова (в северном направлении от будущих владений колена Иудина). Северная или северо-восточная ее часть называлась «пустыня Син» (см. 13,4.22.27; 20,1; 27,14). 13 Осию ... Иисусом. Первое имя означает «спасение», новое «Господь спасает». Бог пожелал, чтобы человек, который впоследствии станет преемником Моисея, носил имя, указывающее на Господа, от Которого должно прийти спасение. 13 до Хеврона. Особое значение этого города подчеркивается тем, что: 1) он играл важную роль в жизни патриархов ( Быт. 12,14–18; 14,13; 23,2; 25,9; 35,27–29; 50,13 ); 2) имел длительную историю, будучи построенным семью годами ранее Цоана одного из городов Египта (ст. 23); 3) вокруг него лежали исключительно плодородные земли (ст. 24,25); 4) Хеврон стал достоянием Халева ( Нав. 14,13–15 ). После того как Иисус Навин завоевал Ханаан, Хеврон стал одним из важнейших городов Израиля. Он был столицей Давида в течение первых семи лет его царствования ( 2Цар. 5,5 ). Енаковы. Енак родоначальник племени высокорослых и сильных людей (ст. 29 и 34; см. также Втор. 1,28; 2,10.11; 9,2 ; Нав. 11,21.22; 14,12.15; 15,13.14; 21,11 ; Суд. 1,20 ). 13 сорок дней. Число «сорок» символически означает «срок, совершенно достаточный для чего-то». 13 исполинов. Это слово используется в Быт. 6,4 для описания сильных и рослых людей (нефилимов), которые жили на земле до потопа. Их присутствие в Ханаане символизирует близость Божиего суда над этой землей. Упоминание об исполинах свидетельствует также о том ужасе, который испытали десять соглядатаев, увидев громадных сыновей Енаковых (ст. 22,28,33). Глава 14 14 о, если бы мы умерли. См. Исх. 14,11; 16,3 . 14 Не лучше ли нам возвратиться в Египет. Народ израильский будет странствовать по пустыне до тех пор, пока не умрет последний, кто знал и помнил Египет. Исключение составят Иисус Навин и Халев (прообраз «спасенного остатка», Рим. 9,27 ), поскольку они на Египет «не оглядывались», у них «был иной дух» (ст. 24,30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

– Дух Божий, открывающий Израилю пути спасения, например: Чис. 11:25 ; Суд. 3:10 ; 1Цар. 10:10 ; Ис. 63:14 . – дух жизни – жизненная сила человека и прочего творения, например: Быт. 6:17,7:15,35:29 ; Суд. 15:19 . – служебный дух, добрый или злой, посылаемый или попускаемый Богом для определенного дела, например: Чис. 5:14 ; 1Цар. 16:14–16,23 ; 1Пар. 12:17 ; Ис. 11:2 ; Ос. 4:12, 5:4 . – дух человеческий, приемлющий от внешних духовных действований, например: Быт. 41:8 ; Втор. 2:30 ; Суд. 8:3 ; 3Цар. 21:5 ; 1Пар. 5:26 ; Пс. 105:33 ; Прит. 20:27 . Рассмотрим развитие этих образов 15 в различные исторические периоды Израиля, придерживаясь следующего порядка: Пятикнижие, исторические книги и пророки. Пророки, в свою очередь, рассматриваются в следующем порядке: до вавилонского пленения и после. Затем рассмотрим традицию учительных книг. 1.1. Пятикнижие 16 Ягвист (J) датируется периодом X – начала IX века до Р. X. 17 . Ключевым для иудейской антропологии является Быт. 2:7 , где «дыхание жизни» (LXX: πνο ζως) выражено не термином ruach, но близким ему по смыслу neshama, означающим жизненную силу божественного происхождения, которая животворит безжизненное материальное тело. Иоанн Брек замечает, что в Быт. 3:8 , где говорится о прохладе (ruach) дня, термин ruach используется для описания чисто природного феномена, сопровождающего движение и жизнь сотворенного мира, и это место является уникальным 18 . Обычно же в ВЗ ruach поддерживает жизнь и сопровождает божественные действия в истории Израиля, в том числе и через явления природы: Быт. 8:1 ; Исх. 10:13, 19 ; Числ. 11:31 ;З Цар. 19:11; Пс. 77:26, 134:7, 148:8 . Другое действие Духа – вдохновляющее, так, например, ruach-Elohim вдохновляет Иосифа на толкование снов фараона (см.: Быт. 41:38 ), Валаама, слышащего слова Божий, – на произнесение притчи (см.: Числ. 24:2 ). Здесь мы уже сталкиваемся с концепцией Духа как посредника Слова. Слово Божие промышляет о Своем творении посредством Духа, Который животворит тварь, а Дух исполняет Свою миссию в мире через Слово в пророчестве и откровении. Эта близость и соучастие, заметные в ветхозаветной традиции, отражаются в более поздней богословской традиции, провозглашающей различие Слова и Духа в ипостасном бытии, но единство их по сущности 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

14 Бедного… нищего, то есть несчастного и обездоленного. 17 Мышцы – символ физической силы. 18 Непорочные – это те, в чьей жизни царит гармония во всем – во внутреннем мире, во внешнем поведении и во всех других отношениях. Знает (ср.: Пс. 1:6 ) – «непорочные» находятся под Его неусыпным наблюдением и заботой. 21–31 Духовное богатство праведного. В предыдущей части звучала мысль, что праведный обладает несравненно большим богатством, чем нечестивый, здесь же она получает свое дальнейшее развитие. Праведный отличается великодушием (21, 26). Праведные могут позволить себе быть щедрыми, «ибо» (22) имеют надежное будущее, они стоят твердо на жизненном пути (23) и получают от Господа все необходимое (25; ср.: 28, 29). В основе душевной ясности и стойкости праведника лежит прежде всего благословение Господне, а также любовь и верность избранному им в жизни пути (27), воспитание соответствующего характера (28), мудрость и доброе сердце (30–31). Сталкиваясь со всякого рода испытаниями, мы должны противопоставить ропоту, зависти и гневу, об опасности которых нас предупреждают в ст. 1–11, именно эти приоритеты. 22 Праведные что называется обречены на щедрость, поскольку не испытывают абсолютно никакого беспокойства о своем будущем. 23, 24 Хотя поступь праведника тверда, он не застрахован от того, что может споткнуться. На его пути встречаются преграды и западни, но никогда не ослабевает рука, крепко держащая его. 25 Это изречение, несомненно, может отражать жизненный опыт псалмопевца, но более вероятно, что его следует воспринимать в духе ст. 24, то есть во всю свою жизнь без лишних слов уповать на Господа. 26 Потомство его – о благословении потомства см.: Исх. 20:6 ; Прит. 20:7 ; Деян. 2:39 ; 1Кор. 7:14. 28 Святых, то есть тех, кого Он любит и кто отвечает Ему взаимностью (см.: Пс. 35:6 ). 31 Закон – поучение, предписание. 32–40 Праведные «наследуют землю». Провозглашается принцип: Господь гарантирует праведнику (тому, кто прав перед Ним) благословенный исход; какая бы смертельная опасность ни грозила, именно нечестивый погибнет в конце пути (32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Суть такой конструкции достаточно прозрачна: пророк подчеркивает, что единственным условием счастливой жизни человека является исполнение заповедей Божиих. B: Отвержение чужих богов (12:29–31) Фрагмент Втор.12:29–32 занимает пограничное положение: с одной стороны, он венчает тему 12 главы, с другой стороны, открывает новый идейный сюжет, который содержится в 13 главе. Масоретские рукописи и Самарянское Пятикнижие рассматривают этот фрагмент как единый закрытый раздел, отделяя его от предыдущего и последующего текста. Кроме того, разделение на главы в еврейской Библии (стих Втор.12:32 относится к 13 главе и имеет нумерацию Втор.13:1 ) также отражает взгляд на этот отрывок как на переход от повествования главы 12 к 13 (тогда как в европейских переводах весь этот отдел является заключением 12 главы). Тема этого фрагмента – призыв не быть похожими на другие народы и вести себя совершенно иным образом – периодически встречается во Второзаконии ( Втор.7:1–4 ; Втор.12:30 ; Втор.18:9 ), являясь своего рода рефреном 119 , отделяющим важнейшие законы друг от друга. Стт . 29–30 . Тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть. Здесь используется форма редкого глагола , который всего 5 раз встречается в Библии. Очевидно, он семантически связан с более употребительным глаголом (8 раз в Ветхом Завете, в том числе 1 раз во Второзаконии – см. 7:25). Ясно, что здесь мы имеем дело с метафорой, причем смысл ее скорее не в том, что Израиль может поддаться соблазну, а в том, что он может незаметно для себя угодить в капкан, т.е. погибнуть. Дж. Тигей отмечает, что идолопоклонство часто в Библии сравнивается с капканом (Исх. Втор.23:33 ; Нав. Втор.23:13 ; Суд. Втор.2:3 ) 120 . По истреблении их от лица твоего. Здесь используется глагол , который вообще очень часто встречается в тексте Второзакония (всего в Ветхом Завете 91 раз, из них во Второзаконии – 29 раз, т.е. почти треть всех случаев его употребления). Не искал богов их. Здесь используется тот же самый глагол , что и в ст. 5, но там он употребляется в контексте отношений с Яхве. Таким образом, можно видеть вариативную формулировку 1 заповеди: Израиль должен «искать» только Яхве и не должен «искать» иных богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

48 В случае принесения жертвы от лица всего народа заклание животного и все последующие действия совершали священники и левиты (например, 2 Пар. 29 :34). 49 Ввиду того что в библейском тексте не указывается сторона груди, можно предположить, что тушу разделяли не вдоль, а поперек, так что грудь оставалась цельной частью, которую отдавали священникам. 50 В Ветхом Завете мясо чаще всего варили, исключением было только приготовление пасхального агнца, которого следовало запекать. 51 В русском Синодальном переводе здесь употреблено выражение жертва умилостивления, однако в Масоретском тексте стоит термин «ашам», то есть явно указывается на жертву повинности. 52 В Чис.8:24 говорится, что левиты должны уже в возрасте 25 лет вступать в службу для работ при скинии собрания. Видимо, с 25 до 30 лет молодые левиты были помощниками старших соплеменников, в некотором смысле их учениками, тогда как с 30 лет становились уже полноправными служителями. 53 Видимо, в Исх.29:23 перечисляются виды хлеба, приготовленного одним из трех способов, описанных в Лев.2:4–8 . При этом круглый хлеб – хлеб, выпеченный в глиняном горшке, лепешка на елее была приготовлена на сковороде, а опреснок испечен в печи. Все эти виды хлеба были одобрены в качестве жертвы во время хлебного приношения. 54 Подробнее о даманах можно прочитать: Значков Б. Израильские родственники африканских слонов//Вокруг света. 2008. 5. С. 113–120. 55 Подробно о том, какие правила «кашрута» («пригодности» пищи) сформулированы в иудейской традиции на основании законов Пятикнижия, см.: Эрлихман В. Правильная пища//Вокруг света. 2008. 5. С. 183–190. 56 Почти все современные библеисты с уверенностью утверждают, что перевод Мал. 2 :16а должен быть следующим: «Ибо Я ненавижу развод,– говорит Яхве Бог Израилев». Такое чтение достигается путем изменения огласовки еврейского текста и лучше всего соотносится с учением пророка Малахии о браке как священном завете, при котором Господь выступает свидетелем ( 2 :13–16). В данном примечании нет возможности привести всю аргументацию в пользу этого прочтения, и потому всем интересующимся мы советуем за подробностями обратиться к комментариям на Книгу пророка Малахии. В частности, можно посмотреть дореволюционную монографию П. В. Тихомирова «Пророк Малахия» (Сергиев Посад, 1904) или кандидатскую диссертацию автора (Кашкин А. Книга пророка Малахии: исагогико-экзегетический и библейско-богословский анализ/СПбДА. Кафедра библеистики. [Машинопись]. 2004).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

(22) и перстни и кольца из носа 24 , нарядные одежды 25 (23) и кофты 26 и плащи 27 и кошельки 28 и прозрачные платья 29 и рубашки 30 и тюрбаны 31 и покрывала 32 . (24) И будет вместо бальзама – гной, вместо пояса – веревка, вместо искусственного украшения – лысина, вместо широкой одежды – узкое рубище, клеймо – вместо красоты. (25) Мужи твои падут под мечом, и сильные твои – на войне. (26) И будут воздыхать и плакать ворота ее 33 и будет она сидеть на земле одиноко. II 16 Ст. 18–23 (см. стр. 10–12 оригинала,прим. эл. редакции), представляют самое подробное описание народов древней еврейской женщины. Описание начинается с головных украшений. Сетка, вероятно, составляла домашний наряд, сверху которого при выходе из дома надевались еще разные повязки и покрывало. 17 Солнечки и луночки. Первое слово встречается только один раз в библии, и потому объяснение его затруднительно. 70 переводят его ταεμπλοκια=плетенки. Новейшие толкователи находят объяснение этому слову в арабском языке, на котором оно значит маленькое солнце. Объяснение тем более вероятное, что это слово стоит в соответствии со словом луночки. Из Суд. 8, 21 , заключают, что эти маленькие изображения солнца и луны носили на шее, как привески к ожерельям; но судя по порядку описания и по тем остаткам древних украшений, какие, еще не так давно, можно было видеть и у нас, в России, на еврейских женщинах, кажется, можно догадываться, что эти украшения носили на лбу, немного ниже сетки. 19 Покрывала. Название этого наряда происходит от глагола, значащего: дрожал, колебался. Догадываются, что так называлось не то большое покрывало, которым женщины окутывались с головы до ног, о котором пророк говорит далее, но какое-то легкое, быть может, прозрачное покрывало, которое прикреплялось на голове и закрывало лицо, не препятствуя женщине видеть окружающее. 20 Головные повязки – особого рода шапочки довольно возвышенные, как видно из Исх. 39, 28 . Вероятно, что роскошь этого наряда заключалась, между прочим, в большой высоте, для того, чтобы можно было поместить на ней более украшений.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

49 Цари египетские XIX династии, по Манетону были:Рамзес I-й (1464–1458 г.), Сефос I-й (1458–1407 г.), Рамзес II-й великий (1407–1341 г.), Менефта I (1341–1321 г.), Аменемес (1300–1295 г.), Туорис (1295–1288 г.). По памятникам:Рамессу I, Сети I, Рамессу II, Марнефта I, Сети II, Марнефта II (1321–1300 г.), Амеимезес, Сифта и его жена Таузер. См. Бругша Hist. d’Egypt. p. 291.   50 Бругш относить исход евреев к последнему году царствования потому, что допускает гибель Фараона в Черном море. Но ни из истории перехода евреев через Черное море, ни из песни Моисея по переходе нельзя заключать, чтобы погиб сам Фараон; здесь говорится только о потоплении колесниц, коней и воинства Фараонова ( Исх. 14:13–31, 15:1–21 .). 52 Цари XVIII династии у Иосифа Флавия:Амозис 23 г. 4м., Хеврон 13 л., Аменофис 20 л. 7 м., Амессес его сестра 21 г. 9 м., Мефре 12 л. 9 м., Мефрагмутозис 25 л. 10 м., Тмозис 9 л. 8 м., Аменофис 30 л. 10 м., Горус 36 л. 5 м., Акенхерес его дочь 12 л. 4 м., Ратотис его брат 9 л., Акенхерес 12 л. 5 м., Акенхерес 12 л. 3 м., Армаис 4 г. 1 м., Рамессес 1 г. 4 м. Итого 240 л. 7 м. По памятникам:Аагмес 25 л., Аменготеп I (Аменофис) 13, Тауудмес I (Тотмозис) 21, Тауудмес II 22, Тауудмес III 48, Аменготеп II 31, Тауудмес IV 31, Аменготен III 37, 4 незаконных царя, из них Аменготеп IV 11л., 33 г., Гор-ем-геб 12, Рамессу. Итого 242 года. 53 В собрании филологов и ориенталистов в Аугсбурте в 1062 г. Сент. 24–27. Профессор мюнхенский Лаут представил папирус на котором читается: " Anpiy, которые носили камни для укрепления (стражи) великого города Рамес­су Мераму». Кто были Anpiy? Лаут отвечает:евреи. Если так, то, стало быть, они были в Египте при Рамзесе великом. Но это трудно доказать. Много построено и других предположений по этому поводу. Одни видят в Anpiy какой- то ливийский народ, другие иверийцев Кавказа, иные Амордов греков (Zeitschrift der deutschen Morgenland-Gesellschaft. Bd. XII. S. 275. ср. Herzog. Real-Encyklopaedie Heft. 177. р. 447.) 54 Это поклонение Сутеху Лепсиус объясняет так:Сутех соединяет в себе все другие образы божеств чуждых и царь Менефта воздает ему особенную честь, чтобы себя и свое царство поручить его покровительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Примечания: 117. Suiceri, " Thesaurus eccles. " , II,181. 118. Clem. Alexandr., " Paedag. " 1. 2,2 [Migne, s.g., t.8, col.409-432]. - Chrysost., " In I Tim. hom. " 10 [Migne, s.g., t.62, col.547-554]. - Theodor., " In I Tim. " 3,8 [Migne, s.g., t.82, col.808]. 119. Cp. § 59 кн. " О должностях пресвитеров приходских " . 120. Иероним писал об этом Непоциану: " Берегись, чтобы от тебя никогда не было запаха вина... Берегись так же, как вина, и всего, что может опьянить человека и помутить его мысль. Я не говорю это для того, чтобы осудить сотворенное Богом, но нельзя не требовать строго с тех, которые желают пить вино, чтобы они поступали соответственно своему здоровью, своей телесной комплекции и своему возрасту. Если и без вина распаляется во мне жар молодости и кипит моя кровь, если все тело мое само по себе жизненно и крепко, то я могу обойтись без чаши, содержащей всегда в себе хоть малейшую каплю яда " . [Hieronym. ep. ad Neopotianum 52, см. Migne, s.L, t.22, col.536,537]. 121. См. толкование Зонары 54 Ап. пр. (Аф. Синт., З,72); Синт. Властара, К, 35 (Аф. Синт. 5 VI, 345) и §§ 52, 56 и 59 кн. " О должностях пресвитеров приходских " .  Правило 44. Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен (I Всел. 17; Трул. 10; Лаод. 4; Карф. 5, 16; Василия Вел. 14; Григория Нис. 6). Ростовщичество изображается в правилах как стремление к корысти и отвратительному любостяжанию (I Всел. 17), т.е. как действие, происходящее из одного источника с кражею и вообще всяким незаконным способом приобретения денег. В Ветхом Завете воспрещается избранному народу давать в рост деньги или пищу (Исх.22:25; Лев.25:36; Втор.23:19; Иез.18:8; 22:12) и говорится, что " праведник сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият " (Пс.14:5). В Новом Завете Иисус Христос повторяет это, и утверждает старый закон для христиан (Мф.5:42; Лк.6:30,34-35). Если божественный закон осуждает ростовщичество вообще, то тем большее значение должен иметь этот закон для самого учителя закона, для духовного лица. О ростовщичестве мы говорим в толковании параллельных правил. Здесь же следует только заметить в связи с 16-м правилом Карфагенского Собора, что духовному лицу не только не возбраняется давать деньги в заем, но такой поступок его заслуживает похвалы, показывая в нем сострадательное сердце по отношению к нуждающимся; но оно должно делать это без всякого расчета и принимать назад не более того, что дало в займы, так как в противном случае оно становится ростовщиком, не взирая на количество полученного им сверх долга, т.е. не взирая на большую или меньшую прибыль. В этом смысле и необходимо понимать слова этого (44) правила, которым осуждается каждое духовное лицо, требующее процентов со своего должника. Строгость наказания, налагаемого этим правилом, объясняется тем, что взимание процентов за занятые деньги считается в отношении духовных лиц равносильным краже и всякому другому незаконному приобретению

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010