Чтобы возбудить в Израильтянах чувство смирения и сознания собственного недостоинства, Моисей припоминает грехи их, сколько раз они погневляли Бога от самого исхода из Египта и до прихода на место сие; припоминает, как при Хориве они сделали себе литый истукан и тем расторгнули завет с Богом, и Господь в гневе хотел истребить их; только горячею, самоотверженною сорокодневною молитвою Моисей спас их тогда от гибели; также и в Тавере (ср. Чис.11:1–3 ), в Массе ( Исх.17:7 ), и в Киброт-Гаттааве ( Чис.11:4 и 34). и в Кадес-Варни ( Чuc.XIII и XIV) они раздражали Господа; только по молитве Моисея в то время у Синая Господь восстановил нарушенный завет и отделил колено Левиино на служение Себе вместо всех; и так Господь требует только послушания и исполнения заповедей Его, посему нужно «обрезать крайнюю плоть сердца своего и не быть впредь жестоковыйными» (гл.9:6–10, 22). Чтобы укрепить в сердцах своих слушателей любовь к Господу и решимость исполнять Его заповеди, Моисей приглашает их вспомнить чудеса Господа, крепкую и высокую руку Его, когда Он поражал Египет, Фараона и воинство его и когда покарал Дафана и Авирона; рисует перед ними преимущественную красоту и орошение земли Ханаанской в сравнении с землею Египетскою, предвещает в случае благочестия Евреев непрерывное плодородие земли обетованной и расширение пределов владения их до Ливана, реки Евфрата и Средиземного моря, и наконец внушительно говорит: «вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, а проклятие, если не послушаете и пойдете в след богов иных» (гл. XI). б) частные законы (повторительно и с разъяснением) о поведении Израиля пред Господом (гл.12–16:17). – Требуя исполнения прежде данного закона (см. Исх.34:13 ) об истреблении в Ханаане всех предметов идолопоклонства с уничтожением всех многочисленных мест языческого богослужения и самых языческих наименований этих мест, Моисей свидетельствует, что Господь изберет в земле обетованной одно место для пребывания Своего имени, куда Израильтяне и должны будут собираться для приношения своих жертв и для празднественных пиршеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Указанные свидетельства сам Моисея о себе, как писателе, нужно относить, по известному нам единству и нераздельности всего состава Пятокнижия, ко всем пяти книгам Моисеевым, а не к трем только и не к частям их. В этом смысле о Моисее, как писателе всего Пятокнижия, говорится в приложении ко Второзаконию (см. Вт.31:24–34), вероятно написанном Иисусом Навином, что «когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца», то повелел священникам положить и хранить «сию книгу закона одесную ковчега завета Господня» (Вт.31:24–26). Это последнее свидетельство указывает также на то, что последняя редакция Пятокнижия сделана была Моисеем в конце его жизни пред самою смертью, хотя отдельные предметы содержания его писались по частям в продолжении 40 лет. Этим объясняется, напр., то явление, что в книге Исход, содержание которой записано было Моисеем у Синая в первый год по исходе из Египта, встречается такое замечание о манне: «сыны Израилевы ели манну 40 лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» ( Исх.16:35 ). 2. После свидетельств сам Пятокнижия о своем писателе Моисее идет в исторических книгах Свящ. Писания В. Завета целый ряд ясных указаний на то, что законд-тора существовали, как отдельная, целая книга («свитоко»), составленная и написанная именно Моисеем. Начиная от современника Моисеева Иисуса Навина, этот ряд свидетельств продолжается чрез целое тысячелетие до Ездры и Неемии. В книге Иисуса Навина (см.1:7–8; 8:31–34; 23:6), в книге Судей (3:4), в книгах Царств ( 3Цар.2:3 ; 4Цар.22:8–10 ср. 2Пар.34:14 ; 4Цар.23:21, 24–25 ср. 2Пар.35:12 ) и Паралипоменон ( 2Пар.23:18; 25:4 ), в книге пр. Даниила 9:11, 13), в первой книге Ездры (3:2), который сам «был книжник, сведущий в законе Моисеевом» (7:6), и в книге Неемии (8:1; 13:1) закон признается, как писание Моисея, как его «книга», а затем в других многочисленных местах тех же книг делается указание на различное содержание этого закона, которое и ныне находится в Пятокнижии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

А св. Иоанн Златоуст говорит: «Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся наши руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания, то есть страсти к накопительству. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту... Пусть постится и слух, а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы... Пусть и язык постится от сквернословия и ругательств» 92 . Глава 14. О клятве Сектант : По какой причине вы, называющие себя православными, даете клятвы с призыванием Бога Того, Кто осуждает клянущихся? Ибо Он и в Ветхом Завете заповедал: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно ( Исх.20:7 ), а в Новом Завете запретил клятву совсем: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:34,37 ; ср.: Иак.5:12 ). Священник : Клятва не воспрещена Богом, когда приносится по воле Его то есть не ради ничтожного дела и когда налицо намерение клянущегося говорить правду. Сам Бог, по свидетельству Писания, давая обетование Аврааму... клялся Самим Собою ( Евр.6:13 ). Господь, будучи заклят от первосвященника Богом живым, подтвердил на суде, что Он Сын Божий (см.: Мф.26:63–64 ). К клятве прибегали и святые апостолы, подтверждая тем самым проповедуемые ими истины (см.: Рим.1:9 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; Флп.1, 8 ; 1Фес.5, 27 ; 2Тим.4, 1–2 ; Рим.1, 9 ). Говоря: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:34,37 ), Господь возбраняет не клятву вообще, но клятву неправедную или приносимую по легкомыслию.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

8 Небо и небо небес не вмещают Тебя. Не только храм, но и земля, и небо не могут вместить в себя Бога вселенной. 8 Мое имя будет там. Поскольку Господь обещал, что Он особенным образом будет присутствовать в иерусалимском храме, Соломон молит Бога услышать молитву, звучащую в храме. Относительно имени Божиего см. ком. к 5,5. 8 Когда кто согрешит против ближнего своего. В спорных случаях при недостаточности улик от обвиняемого могли потребовать клятву в невиновности у жертвенника в святилище ( Исх. 22,7–12 ; Чис. 5,11–31 ). Соломон просит, чтобы Господь Своим непосредственным вмешательством всегда «обвинял виновного» и «оправдывал правого» (ст. 32). 8 возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Соломон просит Господа о милости к тем, кто, не по своей воле оказавшись на чужбине, молит Его о прощении и возвращении на родину. См. ком. к ст. 46. 8 Когда заключится небо. Бог правит судьбой народа, Он властвует и над силами природы. Засуха, как и война ( Втор. 28,25 ), одно из возможных наказаний за нарушение израильским народом своих заветных обязательств (17,1; Втор. 28,22–24 ; Ам. 4,7.8 ). 8 голод... болезнь. Соломон упоминает и другие беды, которые могут постичь народ в наказание за беззаконие: голод ( Лев. 26,26 ), моровая язва ( Втор. 28,21.22 ), саранча ( Втор. 28,38.42 ), нашествие неприятеля ( Втор. 28,49–52 ), прочие бедствия ( Втор. 28,61; 31,29; 32,23–25 ) и болезни ( Втор. 28,22 ). 8 соделай и воздай каждому по путям его. Соломон просит Господа по справедливости судить сынов Своего народа. 8 Если и иноплеменник. Поскольку слава Божия простирается далеко за пределы Израиля, в Иерусалим почтить Господа могут придти и чужестранцы. 8 чтобы все народы земли знали имя Твое. Соломон желает, чтобы все народы, подобно Израилю, знали истинного Бога (ср. Ис. 56,6–8 ; Зах. 8,20–23 ; Мф. 28,19 ). 8 пленившие их отведут их в неприятельскую землю. Жизнь на чужбине, или в рассеянии одно из самых тяжких проклятий, которое в завете, данном на горе Синай, Господь определил Своему народу за непослушание ( Лев. 26,33–45 ; Втор. 28,64–68; 30,1–5 ; см. ком. к ст. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И. упомянут в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 2; Лк 3. 34). В НЗ имя И. чаще всего встречается в известной из ВЗ (Исх 2. 24; 3. 6, 15; Втор 1. 8; 6. 10; 9. 27; Иер 33. 26; 2 Макк 1. 2; Иф 8. 26) формуле «Бог Авраама, Исаака и Иакова». Имена 3 патриархов, с к-рыми Бог как с представителями Израиля заключил Свой завет, являются символом веры и преданности Израиля. Эта формула часто встречается в раввинистической лит-ре, где показывает, что отношение Бога к Аврааму, Исааку и И. является гарантией Его верности народу завета (см., напр.: Мидраш Шэмот 12. 1). В НЗ это выражение фарисеи использовали в основном применительно к себе, поскольку они т. о. подчеркивали свою связь с Богом. Это словосочетание можно рассматривать как эквивалент выражения «сыновья царства». Те, кто почитали Авраама, Исаака и И. как своих отцов, являлись сыновьями царства. Поэтому слова Спасителя из Мф 8. 11-12 (Лк 13. 29): «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» - могли восприниматься фарисеями как неслыханная дерзость, подрывающая основы их веры, поскольку включали в понятие «сыны царства» тех нечестивых, к-рые, по их мнению, не принадлежали к народу завета. Эта же идея содержится в словах Спасителя о воскресении мертвых: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?»» (Мк 12. 26; Мф 22. 32; Лк 20. 37; ср.: Исх 3. 2, 6). Вера в воскресение Авраама, Исаака и И. должна допускать также и воскресение их преемников (ср.: 4 Макк 7. 19; 16. 25), к-рыми в НЗ становятся все верующие во Христа. Согласно Деян 3. 13 след., отвержение иудеями Христа, Которого Бог воскресил из мертвых, означает для них отречение от Бога Израиля - Бога Авраама, Исаака и И. По мнению ап. Павла, истинными детьми Авраама и наследниками данных И. обетований являются христиане (как из евреев, так и из язычников), при этом он использует имя И. для обозначения всего еврейского народа (Рим 11. 26). Также ап. Павел обращается к библейской истории возвышения И. и отвержения Исава, чтобы показать, что избрание как иудеев (Рим 9. 6-23), так и язычников (Рим 9. 24-26) является исключительно свободным действием милости Божией, которая не зависит от человеческих предпочтений и условностей (Рим 9. 13). Выражение «дом Иакова» (Лк 1. 33; Деян 7. 46) отсылает к собирательному пониманию образа И. в ВЗ как всего избранного народа (Пс 113. 1; Ис 2. 3; Ам 3. 13). Образ И. в христианской экзегезе

http://pravenc.ru/text/200151.html

С изгнанием из едемского сада для людей исчез на земле рай. Бог не лишил дерево жизни его силы, не разрушил сада пред глазами изгнанников, но преградил им возвращение в него, показывая, что этот сад должен оставаться недоступным до того времени, когда грехи будут заглажены, уничтожена смерть Победителем змея ( I Kop. 16, 26 ), и когда на новой земле, в Небесном Иерусалиме снова произрастет и принесет плоды дерево жизни. 1 См. Bibl. Commentar. u. das. А. T. и. С. F. Keil u F. Delitzech, I Th., I Bd. S. 6–37. 3 См. Keil, Einleitung in die Schift. d. A. T, s. 69. Kurtz, Die Einheit der Genes. 1846 s. XLV-XLVI. 4 Исх. 34, 10: И был ответ: се Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каковых не было по всей земле… Числ. 16, 13 : Если Господь сотворит чудо и земля разверзет уста свои и поглотит вас (Дафана, Корея и Авирона)... то знайте, что люди сии презрели Господа. Пс. 50, 12 : Сердце чисто созижди во мне, Боже. Иов: 38, 7. 12 Таковы: Иустин мученик , Ириней, Григорий Нисский , Василий В., Златоустый, Кирилл Иерусалимск., Феодорит, Амвросий, Августин. – Намек на таинство Пресв. Троицы находили даже в первых словах кн. Бытия, как они читаются в подлиннике: bara Elohim. В этих словах, именно Elohim, стоит во множественном, bara – в единственном числе. Сверх того, в слове „bara“ заключаются начальные буквы имен трех лиц Пресв. Троицы, именно a-abh отец, b-ben сын, r ruach дух. – См. Dereser, Die heilige Sehr., 1. Тн, 1. Bd., s. 9. 15 Делич; Genes. 3. 78. – Объяснение это очень древнее. Оно встречается в Тартум. Ионафана, у иудейских толковников, у Филона. Последний говорит: οαλγεται τν λων πατρ τας αυτο δυνμεσιν ( δυνμεις – имел). – Некоторые, впрочем, толковники не придают никакого значения множественной форме слова: „Сотворим“; таков, напр., Розенмюллер. 19 Исаии 11, 6: „Тогда волк будет жить вместе с агнцем, и барс будет лежать вместе с козлищем; и телец и лев молодой, и бык вместе будут ходить и дитя малое будет водить их“, – и т. д. Исаии 65, 25: „Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а пищею змея будет персть“ и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Но можно ли считать находящимся в линии Синайского Завета то его перерастание, которое можно видеть у пророков? Даже религиозно пребывая внутри Ветхого Завета, пророки всегда превосходили остальной народ своим духовным уровнем и вся их акция сводилась, в сущности, к воздействию на сынов Израилевых для приведения их к религиозному опыту более высокому и более полному. Этим и объясняются конфликты, в которые пророки постоянно вступали с народом, даже с представителями священства (Амос в 7:10 и сл., Иеремия в 20:1–6, ср. Ис.1:10 и сл., и т.д.). Но пророки тоже говорят о необходимости религиозного превзойдения и самого Синайского Завета и даже его предвозвещают. Так, Иеремия возвещает от имени Ягве: «Вот наступают дни.., когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый Завет, – не такой Завет, какой Я заключил с отцами их, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской... Но вот Завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат-брата и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого...» ( Иер.31:31–34 ). В этом же направлении находится пророчество Иезекииля о даровании Богом своему народу нового сердца и нового духа, о замене сердца каменного сердцем плотяным и о вложении духа Ягве внутрь сынов Израилевых» ( Иез.36:26–27 ср. 11:19). В каком соотношении подобные пророческие слова могут находиться с Заветом, который был заключен на Синае при Моисее? Здесь необходимо вспомнить о некоторых сторонах откровения Бога, Который вступил у Синая в Завет с Израильским народом. Бог у Синая явил себя, прежде всего, как Ягве ( Исх.3:14, 6:1, 2 и т.д.). Библия совершенно определенно связывает это имя с корнем hjh или hwh, быть. Корень этот указывает не только на бытие как таковое, бытие в самом себе, но и на бытие в своем проявлении, т.е. на бытие, как действие и как присутствие. Поэтому, имя Ягве одновременно свидетельствует, как о том, что Бог Израилев есть Бог имеющий самобытное, подлинное бытие («Я есмь Сущий», как перевела Исх.3:14 греческая версия Семидесяти), так и о непрекращающейся Его деятельности в мире и в истории (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Псалом 105 Аллилуиа. «В сем псалме, – говорит бл. Феод., – пророческое слово напоминает благодеяния Божии, обвиняет в неблагодарности и показывает различные наказания, наложенныя на облагодетельствованных». «В сем псалме, – говорит св. Афан., – пророк перечисляет грехи народа, показывая, за что отвержены Израильтяне». Если верить раввинам, то псалом сей, как и предыдущий, коего этот есть продолжение, пели на Сионе пред ковчегом завета. Три стиха (1, 47, 48) сего псалма взяты из песни царя Давида, петой по принесении ковчега на Сион. См. 1Пар. 16:34, 35, 36 . По мнению св. Афанасия и бл. Феодорита, псалом сей содержит молитву пленных в Вавилоне, что видно из замечаний их на 46 стих. 1 . С Евр.: «Славьте Господа, ибо Он благ; ибо вовек милость Его». 2 . С Евр.: «Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его»? 3 . С Евр.: «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время»! 4 . Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих. «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк подразумевает народ новый и Церковь из язычннков». «Иудеи молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам», поясняет св. Афаыасий. С Евр.: «Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим». 5 . С Евр.: «Дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим». 6 . С Евр.: «Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду». 7 . И преогорчиша восходяще в Чермное море: – «ибо увидев, что преследуют Египтяне, а море препятствует спасаться бегством, не хотели ожидать Твоей помощи, но возопили на великого Моисея: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне»? ( Исх. 14:11 . Бл. Феодорит). С Евр.: «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря». 8 . Сказати силу Свою. С Евр.: «Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое». 9 . Запрети Чермному морю, и изсяче. С Евр.: «Грозно рек морю Чермному, и оно изсохло; и провел их по безднам, как по суше». Т.е. когда разделенныя воды соделались двумя стенами по правую и по левую сторону, тогда в этом пустом пространстве дно морское высохло, и Евреи перешли среди моря по суше ( Исх. 14:22, 16 ), как «по равнине».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Скачать epub pdf Глава 7 Путешествие Господа в Иерусалим на праздник кущей (1–10). Толки о Нём и речи Его (11–53). 1. Ин. 7:1 . После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Ин. 6:1, 5:18 . После сего: после событий, описанных в предшествующей главе (ср. Ин. 5:1, 6:1 ). – Ходил: т. е. с благовествованием, или вообще действовал как Мессия в Галилее, ограничил круг Своей деятельности Галилеей. В Иудее до времени Он не хотел действовать, потому что иудеи, особенно в лице их начальников и учителей народных, главным образом фарисеев, хотели убить Его, т. е. вообще искали смерти Его, стремились довести Его до смерти каким бы то ни было образом ( Ин. 5:16, 18 ). Пребывание Господа в Иерусалиме во время предшествующего праздника Пасхи, исцеление недужного в субботу и речь по сему случаю так вооружили против Него врагов Его, что жизнь Его в Иерусалиме была в опасности, почему Он вскоре удалился в Галилею ( Ин. 6:1 ) и долго пребывал там, не приходил в Иерусалим даже на следующую Пасху ( Ин. 6:4 ) и пришёл только на праздник кущей ( Ин. 7:2, 14 ). Это долговременное пребывание и действование Господа в Галилее подробно изображено в первых трёх Евангелиях, Иоанн же восполняет их только тем, что описано им в главе 6-й. 2. Ин. 7:2 . Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. Исх. 23:34 . Праздник поставление кущей: этот праздник праздновался семь дней с 15 дня седьмого месяца (Тисри), по-нашему в конце сентября и начале октября. Следовательно, Христос не был в Иерусалиме на этот раз около полутора лет (от Пасхи 5 до Пасхи 6 – год, и от сей последней до праздника кущей Ин. 7:2, 14 – около полугода). Праздник кущей был один из трёх главных праздников иудейских (Пасха, Пятидесятница и кущей Втор. 16:16 ) и праздновался весьма торжественно и весело. Об установлении его см. Лев. 23:34 и далее. Установлен он был в воспоминание 40-летнего странствования евреев в пустыне на пути из Египта в землю обетованную. В память этого события, в продолжение семи дней праздника весь народ из домов своих переселялся в нарочито на это время устроявшиеся палатки (кущи).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Г) Пророк, получивши вышеизложенные откровения в сонном видении, пробудился в радостном восхищении и удостоился уже в бодрственном состоянии услышать от Господа подтверждение тех откровений и указание на основание и причину осуществления тех будущих благ для Израиля, какие он созерцал (ст.26). Вот в те будущие светлые дни общество сынов Израиля и Иуды будет многолюдно и богато скотом; ибо как бдительно Господь наблюдал над ними, чтобы разрушать и погублять, так бдительно будет Господь наблюдать, чтобы создать и насадить (ст.27 и 28 ср.1:10). Теперь Иудеи жалуются на то, что по силе Синайского завета ( Исх.34:7 ) за грехи отцов (см. напр. 4Цар.23:26 и 27) им, детям, приходится терпеть бедствия войны и плена, и говорят: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». В те грядущие дни этого не будет, и пословица эта забудется; ибо каждый будет умирать за свое собственное беззаконие (ст.29 и 30). Господь заключит с домом Израиля и домом Иуды завет новый не по подобию завета Синайского, условия которого Евреи не могли выполнить и постоянно нарушали их, а Господь должен был отвергать их и за то наказывать; при новом завете с домом Израилевым этого не будет: законы Господни, по новому завету, будут вложены в мыслях верующих и написаны на сердцах их, а не на скрижалях каменных, и потому завет этот будет ненарушим, они всегда будут народом Божиим, а Бог будет их Господом; также не потребуется человеческого научения, чтобы познать Бога, как своего милостивого Господа, ибо все верующие, от малого до большого, сами познают Его, так как Он простит беззакония их и грехов их не вспомянет более, чтобы карать их (ст.31–34). Таким образом, по силе условий Синайского завета отвержение Израиля неизбежно за те преступления, которые Евреи совершили (ст.35 6 ); но по силе имеющего быть нового завета Израиль останется народом Божиим навсегда (ст.36 и 37). Посему в заключение Господь дает обетование, что на месте разрушенного Иерусалима созиждется «град Господу» и все места в нем, оскверненные нечистотою языческого служения, будут «святынею Господа», и этот город не разрушится во веки (ст.38–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010