2 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 29 об., 30. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». 3 Игумения Каллиста, настоятельница Казанского монастыря в 1865-1867 гг. Переведена из Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, где была настоятельницей 23 года. См.: Зеленецкий А.Ф., прот. Казанский Богородичный первоклассный женский монастырь. Краткий исторический очерк с фотографическими снимками. Казань, 1910. С. 102-103; Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. С. 33-34. 4 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. Казань: Университетская типография, 1867. С. 91-93; Малов Е. А., свящ. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние. Казань: Типография Императорского ун-та, 1879. С. 100-101. 5 См.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. Казань: Университетская типография, 1867. С. 93. 6 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 29 об., 30, 34 об., 35, 36 об., 37, 37 об., 38, 39. об., 40, 47 об., 48, 48 об., 49, 49 об., 50, 50 об., 51, 51 об., 52. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». 7 См.: Ключевская Е. П. Из истории православного искусства Казанской епархии в XVIII - начале XX вв.//Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной семинарии. Вып. 1 (22). 2012. Казань: Казанская Духовная семинария, 2012. С. 158 8 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 51 об., 52. 9 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 87. Д. 1. Л. 13 об., 14. 10 См.: Малов Е.А, свящ. Историческое описание церквей г. Казани. Вып. 1. Казань: Типография Императорского ун-та, 1884. С. 184. 11 Малов Е. А., свящ. Указ. соч. С. 103. 12 См.: Зеленецкий А. Ф., прот. Указ. соч. С. 134. 13 См.: Ключевская Е. П. Словарь казанских художников. Вторая половина XVI - начало XX века. СПб.: Славия, 2009. С. 43.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

29 ...» Авраам, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался».- Ин.:8, 56. 30 Север в своей «Хронике» рассказывает - Север Сульпиций (365—425) — пресвитер из Аквитании, написавший краткий очерк истории от сотворения мира до своего времени (Chronica libri II/CSEL. Т. 1). Он написал также биографию Мартина Турского (CSEL. Т. 1). В «Хронике» Сульпиция Севера этого рассказа нет; вероятно. Григорий ошибся. 31 ... " О брежьте себя... с сердца вашего... иных богов».. .— Иер„ 4, 4; 35. 15. 32 ... " Всякий... не входит в святилище. Мое».- Иез.:44, 9. 33 ...прибавил к имени Аврама один слог...- См.: Быт.:17, 5. Аврам, которому когда-то дали имя в честь одного из многочисленных месопотамских богов, решил изменить его в знак отказа от языческого прошлого и назвался Авраамом, что значит «отец множества народов». (См.: Косидовский З . Библейские сказания. М., 1966. С. 50). 34 Первый — Исав... продал первородство свое...- См.: Быт.:25, 29—34. Имеется в виду право наследования по старшинству. 35 Иов... прожил еще 170 лет...- Согласно книге Иова, он прожил 140 лет. (См.: Иов.. 42:16). У Григория в подсчете ошибка. 36 ... " Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел» .— Рим.. 9:13. Ср.; Мал.:1, 2. 37 ...Иаков после борьбы с ангелом был назван Израилем...- Согласно Библии, Иаков боролся не с ангелом, а с богом. Израиль — значит «боровшийся с богом». (См.; Быт.:32, 28). 38 ...другой город Вавилония...- Это старый Каир. 39 ...где Иосиф построил амбары...- Вероятно, Григорий имел в виду египетские пирамиды, которые в древности часто принимались за кладовые. В свое время были весьма популярна версия, будто пирамиды построил библейский Иосиф. Легенда о «житницах Иосифа» долго бытовала. В венецианском соборе св. Марка пирамиды так и изображены — в виде огромных амбаров с окошечками. (См.: Бабенко В., Гаков В . Четыре истории пирамид/Наука и религия. 1985. 1—0). 40 ...река Нил, беря начало на востоке, текла на запад...- Григорий путает Восток и Запад. В древности полагали, что Нил имел свои истоки в Индии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Чтобы Он явлен был Израилю — иудеи верили, что Мессия будет некоторое время жить в безвестности до того времени, когда Илия явит Его Израилю (см. Мученик Иустин Философ, “Разговор с Трифоном иудеем” 8, 49). Глагол faneroan ‘являть, открывать’ типичен для четвертого Евангелия (1:31; 2:11; 3:21; 7:4; 9:3; 17:6; 21:1,14). Слово Израиль встречается в нем четыре раза и не несет таких отрицательных коннотаций, как слово иудеи. На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем — Евангелист не пересказывает рассказ синоптиков о Крещении Иисуса, но показывает свое знакомство с ним (Мк 1:10 и параллели). Глагол ‘оставаться, пребывать’ типичен для Ин. Дух пребывает с Иисусом постоянно, и Крещение не было преходящим наитием Его. Учители закона утверждали, что Дух Божий и шехина, то есть присутствие славы Божией, пребывали с пророками. Тот есть Крестящий Духом Святым — Христос дарует Духа верующим, и этот дар принадлежит новому порядку вещей, но не ВЗ и даже не Иоанну Крестителю. 3. Ученики (1:35–51) Иоанн Креститель повторяет свидетельство об Иисусе в присутствии двух своих учеников. Те покидают своего учителя и начинают ходить с Иисусом. К небольшому кружку верующих в Его мессианство присоединяются новые ученики. Христос знает их, их прошлое и будущее раньше, чем они присоединяются к Нему. Рассказ о первых учениках в Ин трудно согласовать с синоптическими рассказами о галилейском призвании в Мк 1:16–20 (параллели в Мф 4:18–22, ср. Лк 5:1–11) и Мк 2:13–14 (Мф 9:9; Лк 5:27–28). Предположение о том, что призвание учеников в Ин было предварительным, после чего ученики вернулись с разрешения Иисуса в Галилею и там уже окончательно присоединились к Нему, противоречит тому, что в обоих случаях оно выглядит как решительный и окончательный выбор, не оставляющий места для прежней жизни и ее занятий. Равви — транслитерация обычного обращения к ученому или публичному учителю закона. Что значит: учитель — Евангелист обычно переводит еврейские и арамейские слова (1:38,41,42; 4:25; 9:7; 11:16; 19:17; 20:16, 21:2). Можно заметить, что это слово, когда оно обращено к Иисусу (1:38,49; 3:2), нередко вкладывается Иоанном в уста ошибающихся или заблудших учеников (4:31; 6:25; 9:2; 11:8), однако в 1:49 оно согласуется с титулами Сына Божиего и Царя Израилева.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Из чего и следует, что Крещение это, как приуготовительное , было только временное и преходящее, а не пребывающее вовек и непреложное, т. е. что с того времени, как Спаситель торжественно был явлен и указан миру Иоанном, — то и Крещение сего последнего, должно уже было постепенно прекращаться и уступать место другому, высшему, благодатному м непреложному Крещению, которое одно лишь пребывает и пребудет в Церкви Христовой до скончания века . ( Мф.28:20 ). Так смотрел на него и сам Св. Предтеча, говоря ученикам своим, указывавшим ему на усиливающееся Крещение Иисуса: Ему подобает расти, — мне же малитися. ( Ин.3:30 ). С Крещением Иоанновым, — говорит Св. Феофилакт, — не было соединено отпущение грехов, потому что Иоанн проповедовал одно покаяние , и лишь приводил к отпущению грехов, т. е. к Крещению во имя Христа, от Которого одного и зависит отпущение всяких грехов. (Толк. на 3 гл. Мф.)  См. 8й член.  Слово: Аминь значит: так, истинно, справедливо, и да будет!  Доказательством этого служат мощи Св. Угодников и Чудотворцев, почивающих в пещерах Первопрестольного града Киева, — вершины которого, как матери всех русских городов, — освящены пребыванием и благодатным пророчеством Св. Апостола Андрея. Там, среди других святынь, находятся мощи Св. Чудотворца Спиридона, преставившегося в XII веке, который до настоящего времени имеют персты правой руки сложенными упомянутым образом. Святые персты, эти, хранящие настоящее, а не измышлённое сложение, держатся в таком виде, по свидетельству церкви, в продолжение более 600 лет, и до такой степени уже окрепли, что нет никакой возможности дать им другое направление, не повредив их.  По переводу значит: подобный .  Все эти священные песни различаются между собой не столько по содержанию, сколько по различию времени, когда они употребляются в Церковном Богослужении. Так, например: Тропарь на утрени поётся после стиха Бог, Господь, и явися нам ; а Кондак — после 6й песни канона и проч.  Тропарь, Кондак и Величание на большие и особо чествуемые праздники, см. в конце книги.  Из этих последних особенно замечательны так называемые «Догматики», которые поются за вечерней и утреней воскресных и праздничных дней, и содержат в себе учение о двух естествах Спасителя. Сочинены они Иоанном Дамаскиным .  Светилен также поётся и после 9й песни Канона.  Песни эти разделяются одна от другой различными припевами, например: Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе или Пресвятая Богородица спаси нас , или Св . (имя Святого) моли Бога о нас и проч. По переводу же слово « Ирмос » значит: Связь ).  Спаситель, прозрев, что Лазарь, друг его, умер, сказал ученикам Своим: Лазарь, друг наш, уснул: но Я иду разбудить его ( Ин.11:11 ).   Мк.10:46–52 .   Ин.9:38 .   Мк.7:32–35 .   Лк.18:13 .  Четьи Минеи 15 августа.   Сокровищница — Хранительница сокровищ; место скопления сокровищ.   2Кор.6:16 .   Евр.12:29 .   Мф.8:14–16 ; Мк.5:33–35 ; Ин.4:49–54 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

    3:18. О «многом и другом» см. в коммент. К Деян. 2:40.     3—19,20. Осуждение Ирода Антипы Иоанном носило нравственный характер и не имело под собой никакой политической подоплеки, как могли думать Ирод и его советники, особенно если учесть тот политический резонанс, который вызвала незаконная связь Ирода с Иродиадой (см. коммент. к 6:17—20). Месть Ироду со стороны царя также нашла понимание и поддержку у местного населения подвластной Ироду Переи, и он, вероятно, считал, что проповедь Иоанна в этом районе (Ин. 3:23) особенно опасна.    В Древнем Израиле пророки обычно пользовались неприкосновенностью и не преследовались, в отличие от древнего Ближнего Востока (пророки других народов редко осуждали правящих царей; в лучшем случае, они осмеливались требовать более щедрых пожертвований на храмы). Но некоторые израильские правители заключали пророков в темницу (3 Цар. 22:26,27; Иер. 37:38) или пытались их уничтожить (3 Цар. 13:4; 18:13; 19:2; 4 Цар. 1:9; 6:31; 2 Пар. 24:21; Иер. 18:18,23; 26:11,20—23). Трагическая судьба Иоанна предвосхищает смерть Иисуса от рук властей.     3:21,22 Провозглашение Иисуса Сыном Божьим    Согласно иудаистской традиции, в наступившую после Ветхого Завета эпоху Бог сообщал Свою волю голосом с неба; большинство людей верили, что Он больше не говорит через Своих пророков. Таким образом, божественная природа Иисуса подтверждается двумя свидетельствами — пророческим служением Иоанна и голосом с неба. См. также коммент. к Мк. 1:9—11.     3:23—38 Родословие Иисуса    В греко-римских биографиях перечислялись предки, особенно выдающиеся, повсюду, где только возможно. Лука, следуя образцу греко-римских генеалогий, но в отличие от Матфея и ветхозаветных источников, начинает перечисление с непосредственно предшествовавших Иисусу имен и прослеживает Его родословие до самых истоков. Этот метод позволяет ему закончить «Сыном Божьим» (ср.: 1:35—3:22; 4:3).    Более подробно о родословии Иисуса см. в коммент. к Мф. 1:2—16. Богословы предлагают ряд объяснений различных генеалогий, представленных у Матфея и Луки, из которых следует отметить наиболее важные: 1) один автор (вероятно, Матфей) прослеживает родословие Иосифа, а другой — Марии; 2) один автор (вероятно, Матфей) вносит в нее больше духовного, чем буквального смысла; 3) родословные линии потомков пересекаются, потому что одно генеалогическое древо включает несколько ветвей, которые появляются вследствие браков по закону левирата (Втор. 25:5—10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Там же, PG 45, 512А (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 313). 373 Т. е., если бы Первая Ипостась именовалась по отношению к Духу, то не была бы называема Отцом, но Изводителем, но, поскольку прежде Духа уразумевается Сын, по отношению к Которому Причина Его бытия именуется Отцом, то через посредство Сына, доставляющего нам познание Отца как отца, и Дух Святой называется исходящим от Отца. 374 Т. е., употребляя в качестве промежуточного понятие света, как входящее в само наименование «светящего». 375 Палама здесь возвращается к сделанному чуть выше уподоблению свечения рождению. 376 Григорий Нисский, Житие Григория Чудотворца, PG 46, 912D р. п.: Творения. М. 1872. Ч. 8. С. 147). 377 Его же, Великое огласительное слово, 2, PG 45, 17В (р. п.: Мистическое богословие Восточной Церкви. С. 312). 378 Парафраза Григория Богослова, Слово 42, 15, PG 36, 476AB (р. п.: Т. 1. С. 594). 379 См. Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577A. 380 Василий Великий, К Амфилохию, епископу Иконийскому о Святом Духе, 8, PG 32, 105С (р. п.: Творения. Ч. III. С. 263–264). 381 Источник цитаты не установлен. 382 Мф. 12:28, ср. также Лк. 11:20. 383 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 616 D. 384 Там же, 497 А. 385 Там же, 505 А. 386 Там же, 568 С. 387 Там же, 617 С. 388 Там же, 600 С. 389 Там же, 597 А. 390 Этот пассаж на самом деле из Кириллова «Слова о вочеловечении Единородного», PG 75, 1241А. См. также Деяния Третьего Вселенского Собора, Concilia Oecumenica, АСО: Concilium universale Ephesenum anno 431, Berlin, 1965, С. 67, 4–9 (TLG). 391 Источник цитаты не удалось установить. 392 Ин. 7:38. 393 Деян. 1:5. 394 Деян. 2:33. 395 Ин. 15:26. 396 Иер. 2:13. 397 См. Пс. 35:10. 398 Иоанн Златоуст (псевдоэпиграф), Слово на псалом 96:1 и на таинство крещения, 3 PG 55, 607 (р. п.: Т. 5 (2). С. 689). 399 Ин. 4:14. 400 Иоанн Златоуст, Беседа 32 на Евангелие от Иоанна, PG 59, 183А (р. п.: Т. 8(1). С. 205). 401 Кирилл Александрийский, Диалог 3 о Святой Троице, PG 75, 726 С. 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Пророчества, заключенные в Писании, имеют безусловное достоинство Божественной истины. “Не может нарушиться Писание”, — учит Христос ( Ин. 10:35 ). “Ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” ( Мф. 5:18 ) и т.д. Богодухновенность новозаветных писаний засвидетельствована Спасителем в обетовании послать ученикам Духа Святого, Который наставит их на всякую истину ( Ин. 14:26; 16:23 ). Апостол также утверждает: “Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое” ( Гал. 1:11 ; см. также: 1 Кор. 2:7 ). Канон богодухновенных книг определен Церковью на Поместных Соборах IV в. Он включает 39 канонических книг Ветхого Завета, относящихся к XV–V вв. до Р.Х., и 27 книг Нового Завета, написанных во второй половине I b. История не сохранила для нас оригиналов пророческих и апостольских творений. Дошедшие до нас древнейшие рукописи Священных книг в деталях разнятся между собой, поэтому Православная Церковь (в отличие от Римско-Католической) не нашла нужным отдать предпочтение какому-либо одному тексту той или иной Священной книги. Православие не имеет догматизированного текста. Оказывая предпочтение греческому переводу Ветхого Завета, так называемому переводу Семидесяти, Православная Церковь признает важное значение и за еврейской Библией, пользуясь тем или другим текстом в зависимости от того, какой текст в каждом конкретном случае более соответствует Священному Преданию. Таким образом, Писание не довлеет над Церковью, но существует в Церкви и только в ее недрах может быть верно понято, в ее непрерывном духовном опыте, в Священном Предании» . Структура Библии Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Аркадий Северюхин в статье «Понятие о Священном Писании» дополняет вышесказанное и достаточно подробно описывает структуру Библии: «Священное Писание — книги, написанные святыми мужами и апостолами по вдохновению от Святого Духа и которые содержат Божественное Откровение о домостроительстве нашего спасения. Первые термины “Писание” и “Священное Писание” в отношении к Ветхому Завету мы находим уже в книгах Нового Завета: Мф. 21:42 ; Мф. 22:29 ; Мф. 26:54 ; Мк. 12:10 ; Мк. 14:49 ; Лк. 4:21 ; Ин. 5:39: Ин. 7:38 ; Ин. 13:18 ; Ин. 17:12 ; Рим. 1:2 ; Рим. 4:3 ; Рим. 9:17 ; Иак. 2:23 ; Иак. 4:5 ; 1 Петр. 2:6 ; Тим. 2:6; Тим. 3:16 и другие. Обилие цитат является доказательством того, что эти термины появились неслучайно, и новозаветные авторы использовали их уже как данную ветхозаветную традицию.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

35. λαν φωνε ‘Илию зовет’. В народном благочестии Илия считался помощником и заступником в час беды. 36. ξους ‘уксусом’, быть может, означает кислое вино posca, которым солдаты запасались для собственных нужд. 38. καταπτασμα ‘завеса’ используется у Семидесяти для обозначения завесы между Святым и Святая Святых (Исх 26:31–33; 27:21; 30:6; 2 Пар 3:14) и иногда означает завесу при входе в Святое (Исх 26:37; Чис 3:26). В другом месте НЗ упоминается первая завеса (Евр 6:19; 9:3; 10:20), и скорее всего здесь подразумевается именно она. 39. κεντυρων ‘сотник, центурион’. В Мф, Лк и Деян название этой должности переводится на греческий (κατνταρχος). Главная тема всего Евангелия от Марка, объявленная в самом его начале (1:1), находит здесь свою торжественную кульминацию, причем в устах язычника. 40. Μαρα Μαγδαλην ‘Мария Магдалина’. См. ст. 47; 16:1; Лк 8:2; Ин 19:25; 20:1,11–18. Магдала находилась к западу от Галилейского озера. Возможно, Иаков, упоминаемый в этом стихе — Иаков Алфеев (3:18). το μικρο ‘меньшего’ скорее означает возраст (‘младшего’), а не рост. 88. Погребение (15:42–47) (Мф 27:57–61; Лк 23:50–56) 42. Объяснение, необходимое для читателя из язычников. Παρασκευ ‘пятница’, букв. “приготовление”, означало день накануне субботы или праздника, в данном случае — субботы. ψας γενομνης, πε ν παρασκευ ‘настал вечер, — потому что была пятница’ — как верно отметил Иеремиас 63 , характерное для апостола Марка двойное обозначение времени, при котором вторая часть уточняет первую, ср. 1:32,35; 4:35; 13:24; 14:12; 14:30; 16:2; вечер приближался, но была еще пятница. Иосиф должен был успеть совершить погребение между девятым часом (то есть тремя часами пополудни) и закатом солнца, с момента которого начиналась суббота. Закон (Втор 21:23) требовал пре­давать тела казненных земле до наступления ночи. 43. ωσφ π ριμαθαας ‘Иосиф из Аримафеи’. См. Мф 27:57; Лк 23:50–51; Ин 19:38. Аримафею, как кажется, следует отождествлять с Рамафаимом (1 Цар 1:1), располагавшимся примерно в двадцати милях к северо-западу от Иерусалима.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Греческое слово " " демон " " в античной традиции не носило негативный характер: оно означало всякое нематериальное живое существо. В христианской традиции, начиная с ап. Павла, это слово становится термином, обозначающим злых духов — ангелов, отпавших от Бога. 1027 Сл. 36, 5, 1–2; SC 318, 250=1.504. 1028 PG 37, 419=2.26. 1029 PG 37, 443–444=2.30–31. 1030 PG 37, 445=2.31. 1031 Сл. 24, 9, 25–26; SC 284, 56=1.351. 1032 Ср. Иов 1:6–2:7. 1033 См. Ориген. На Ин. 2, 3 (PG 14, 133 D); Афанасий Александрийский. Слово на язычников 6 (PG 25, 12 D); Григорий Нисский. Жизнь Моисея (PG 44, 420 A); Большое огласительное слово 5 (PG 45, 24 D). 1034 Афанасий Александрийский в Слове на язычников (6) так характеризует манихейский дуализм: " …Некоторые еретики, отпав от церковного учения и потерпев крушение в вере, в безумии своем приписывают также злу самостоятельность. Кроме же истинного Отца Христова, воображают себе иного бога, и этого нерожденного творца зла и виновника злобы признают и создателем твари " " . 1035 PG 37, 417–418=2.25. 1036 Ириней Лионский. Против ересей 4, 37, 3. 1037 Ириней. Против ересей 4, 39, 1–3. 1038 Татиан. Речь против эллинов 7. 1039 Намек на две различные интерпретации рая (буквальную и аллегорическую), которые существовали в раннехристианской традиции. См. об этом Василий Великий. О рае 7 (PG 30, 68 C). 1040 Григорий, как видим, склоняется к аллегорической интерпретации деревьев рая, следуя в этом Филону Алесандрийскому (см. его трактат О растениях 36–40). 1041 Сл. 38, 12, 1–27; SC 358, 126–130=1.527–528. 1042 Ср. Быт. 3:21. 1043 По свидетельству Мефодия Олимпийского (О воскресении 1,29; GCS 27, 258), эта интерпретация принадлежит Оригену. Ей пользовался также Григорий Нисский (О душе и воскресении, PG 46,148 C-149 A). Подробнее об этом см. Daniйlou. Platonisme, 48ff. 1044 PG 37, 455=2.34. 1045 О борьбе ума с плотью см. PG 37, 1359–1361=2.68–69. О борьбе между плотью и духом говорил уже апостол Павел (см. Гал.5:17 и др.). 1046 Сл. 14, 6–8; PG 35, 865–868=1.208–209. 1047

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

27. Заключение притч (4:33–34) (Мф 13:34–35) 33. τοιαται παραβολας πολλας ‘таковыми многими притчами’. Апостол Марк имеет в виду, что он привел здесь только некоторые избранные притчи. 34. χωρς δ παραβολς οκ λλει ατος ‘без притчи же не говорил им’. Это не значит, что Иисус никогда не обращался к народу иначе чем посредством притч-рассказов наподобие притчи о горчичном зерне или о добром самаритянине. Учитывая многозначность слова παραβολ (см. выше), здесь скорее надо понимать, что, говоря к народу, Христос всегда избирал такие выражения, истинный смысл которых был не явен для большинства слушателей. 28. Усмирение бури (4:35–41) (Мф 8:23–27; Лк 8:22–25) Попытки представить этот эпизод как переработку Пс 88:10, 105:9 или псалма Ионы несостоятельны. Обилие подробностей, столь же живых, сколь и безыскусных, выдают воспоминание очевидца (и скорее всего апостола Петра). Это такие выражения, как ς ν ‘как Он был’, упоминание других лодок и возглавия (подушки кормчего), грубый вопрос учеников, охваченных страхом, и суровый упрек Иисуса. Все эти подробности опущены либо сглажены в Мф и Лк. 38. ν ‘был’ и καθεδων ‘спящий’ представляют собой скорее всего перифрастическое время. Очевидно, Иисус был утомлен после целого дня проповеди; упоминание о Его усталости см. в Ин 4:6. ν τ πρμν π τ προσκεφλαιον ‘на корме на возглавии’. Эта подробность только в Мк. Προσκεφλαιον ‘возглавие’, по-видимому, представляло собой подушку для гребца, причем определенный артикль указывает, что в лодке была только одна такая подушка — возможно, на почетном месте кормчего. ο μλει σοι τι πολλμεθα ‘неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?’. Это явный упрек, причем в форме, которая значительно смягчена в Мф и Лк. 39. επεν τ θαλσσ ‘сказал морю’. О Божественном Слове и повинующейся Ему твари см. Быт 1. 40. Здесь Христос в первый раз упрекает учеников за отсутствие веры (и далее 7:18; 8:17–18,21,32–33; 9:19). Помимо того значения, которое имеет это чудо как указание на тайну личности Христа, апостол Марк, вероятно, усматривал в нем и символическое значение. Вспомним, что лодка и корабль посреди бурного моря — один из наиболее ранних символов Церкви, распространенный в раннехристианском искусстве. Посреди преследований и всякого рода опасностей Христос никогда не оставляет Свою Церковь. Его верные не должны ни испытывать страха, ни сомневаться в Его помощи, которая приходит в должное время.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010