24 Ср. Лк 16:26: И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 25 Греч. йsme d…kaion sumpaq»santa m»te tolm»santa dielqe‹n. Возможный вариант перевода этой фразы: Так что ни праведный не мог бы принять к себе [неправедного], почувствовав [к нему] сострадание, ни неправедный не осмелился бы перейти [к праведному]. В лат. переводе: Так что никто из праведных, побужденный милосердием, не мог бы туда перейти или быть принятым, ни какой-нибудь неправедный не дерзнул бы перейти. 26 См. Платон. “Тимей” 34с: “Бог сотворил душу первенствующей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела”. О времени см. 37д – 38с. 27 См. Платон. “Апология Сократа” 41а: “В самом деле, если пребудешь в Аид, освободившись вот от этих так называемых судей, и найдешь там судей настоящих, тех, что, говорят, судят в Аиде, — Миноса, Радаманта, Эака, Трип­то­лема, и всех полубогов, которые в своей жизни отличались справедливостью, — разве это будет плохое переселение?”. 31 См. Ис 66:24: И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. Ср. Мк 9:43–46. 32 Ср. гл. 1, где утверждается обратное о душах неправедных, находящихся в темной половине ада. Это противоречие объясняется тем, что в гл. 3 речь идет уже о душах, воссоединенных со своими телами после всеобщего воскресения. 33 Ср. Откр 22:5: И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их. 34 Ср. Откр 21:23: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. 36 Ср. евангельский эпизод с хождением Христа и апостола Петра по водам — Мф 14:22–33, Мк 6:46–51, Ин 6:16–21. 37 Ср. Откр 22:2: Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой.

http://pravmir.ru/cohranivshiysya-fragme...

§ 278. Святое Евангелие – это " тайна, скрывавшаяся от вечности в Боге», по апостольскому учению (см. Еф. 3:9 ; Рим. 14:24–25 ; 1Кор. 2:7 ; Кол. 1:26 ; 1Пет. 1:20 ), и от начала мира проповедуется. Ибо первому человеку, Адаму, открыл Бог милостивое Свое благоволение о нем, его потомках и роде человеческом, которое выразилось через слова, сказанные Богом змию: «Тот твою сотрет главу», («Тот» – подразумевается Христос – благословенное Семя), по общему разумению Святых Отцов и учителей церковных (см. Быт. 3:15 ). Это милосердное Божие обещание, как теплый луч солнца сквозь облака и как свет сидящим во тьме, просияло праотцам нашим Аврааму, Исааку и Иакову и прочим и согревало их сердца верою и надеждою на грядущего в мир Христа – Солнце Правды (см. Быт. 12 и прочее; Быт. 49 и прочее). Потому Христос сказал иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой», то есть во плоти, " и увидел», то есть верой, «и возрадовался» ( Ин. 8:56 ). А что об Аврааме разумеется, то и о прочих праотцах и отцах, в Ветхом Завете поживших и спасшихся, как в Деяниях Апостольских написано: «Благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они», то есть отцы наши ( Деян. 15:11 ). Свет этой благодати Божией открывался пророкам и был ими проповедан. Моисей явно проповедовал сынам Израилевым: «Пророка от братии твоей, как меня, восставит тебе Господь Бог твой, Его слушайте» ( Втор. 18:15 ). Это и святой первомученик Стефан приводит (см. Деян.7:37 ). О том же и прочие святые пророки проповедовали, которые согласно предвозвестили и различно изобразили пришествие, рождение от Девы по плоти, житие на земле, страдание, смерть, погребение, Воскресение и славное на небо восшествие Спасителя мира, Христа, как о том в святых их книгах пространно написано. Потому и Христос обращался к двум ученикам: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк. 24:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Смотри: Он оставил для нас девяносто девять лучших, верных овец Своих в горах, то есть в горних пространствах неба, и пошел к нам, на землю, искать одной заблудившейся овцы. Нашедши ее, Он взял ее на рамена Свои и с радостию принес к Отцу Своему. Видишь, как любит нас Отец Небесный и Сын Его Единородный. Можно ли отчаиваться в своем спасении тем, которые сами стараются об нем» 80]. «Как тебе приятно бывает, как весело, когда ты найдешь какую-либо потерянную нужную и ценную вещь? Ты готов скакать от радости. – Вообрази же, как приятно Отцу Небесному при виде пропадавшего чада Своего – человека-грешника, но нашедшегося, при виде погибавшей и ожившей овцы Своей (См.: Мф. 18:13 ), при виде утраченной и найденной драхмы Своей – то есть этого живого образа Божия – человека (См.: Лк. 15:8–10 )? Невозможно описать этой радости, как и Сам Бог неописан и бесконечно совершен – во всех Своих свойствах! Радость у Отца Небесного о пропадавшем и нашедшемся блудном сыне Своем так велика (См.: Лк. 15:11–32 ), что подвизает к радости все любящее и доброжелательное небо: ибо радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Ср.: Лк. 15:7 ). – Погибающие братия и сестры! Возвратитесь с пути погибели к Отцу Небесному. Покайтеся: приближибося Царствие Небесное ( Мф. 3:2, 4:17 )» 298]. Мф.18:15 . «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;» Мф.18:16 . «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;» Мф.18:17 . «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.» «Спасение наше в Церкви, как в Ковчеге Ноя, и – нигде больше. Аще и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь ( Мф. 18:17 ). – Церковь – мы, тело Христово (Ср.: 1Кор. 12:27 ), и Он, Христос, есть Спаситель тела; а мы – члены тела, от плоти Его и от костей Его. Кормчий – Дух Святой, то есть словесного корабля Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом Ковчеге, – можно спастись. Благочестивый Корнилий-сотник, бывший язычник, молившийся всегда и творивший милостыню, наставлен был Ангелом позвать апостола Петра и от него услышать слово спасения и получить крещение со всем домом (См.: Деян. 10:1–31 ). Знаменательно. – Кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие ( Ин. 3:5 ); магометане – не войдут, евреи – не войдут, идолопоклонники – не войдут, еретики – не войдут, сектанты – не войдут; блудники, прелюбодее, лихоимцы, обидчики, пьяницы, татие – Царствия Божия не наследят (Ср.: 1Кор. 6:9–10 ). Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь и готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его спасемся да делами любви» 38].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Объяснение. Это не значит, что Дева, родившая от Духа Святого Еммануила: Мф.1:2–3 , стала чужой Сыну Своему. Здесь нам даётся знать, что близость к Богу основывается главным образом на духовно-нравственной связи, так что у кого же ещё больше было этой связи, как не у Матери Божией: Лк.1:30–49; 11:27 ? – Не оставил Своим попечением Иисус Хрис. Её, когда, был уже на Кресте: Ин.19:26–27 . Лк.1:47–48 . «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Объяснение. Эти слова служат нам основанием для прославления Богоматери, сказавшей: «Ублажат Меня все роды». Примеры к прославлению Святой Девы показали: Архангел Гавриил: Лк.1:28 ; праведная Елисавета: Лк.1:42 ; царь Давид пророчески говорил, что Пресвятая Дева, Царица Небесная, Матерь Владыки: Пс.44:10 . Лк.8:19–21 . (См. объясн. Мк.3:33–34 ). Лк.11:27 . «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Объяснение. Вот пример для прославления Богоматери во исполнение сказанного: «Отныне будут ублажать Меня все роды»: Лк.1:48 ; Пс.44:10 . Ин.8:58 . «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». Объяснение. Господь Иисус Христос, как вторая Ипостась Святой Троицы, действительно существовал не только прежде Авраама, но и прежде всех веков: Ин.10:30 ; всё-таки это существование не отрицает первого пришествия на землю Господа во плоти по пророчеству Исаии: Ис.7:14–16:9:6–7 . Родившийся от Девы Младенец есть Бог: Лк.1:43:2:11 ; следовательно, родившая Христа есть Богородица: Лк.1:43 , Которую ублажат все роды: Лк.1:48 ; к какому же роду принадлежат те, кто не желает ублажать Её? Деян.19:35 . «Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» Объяснение. Здесь говорится о служении Ефесян языческой «богине» Артемиде. К христианскому чествованию Божией Матери это место относиться не может уже и потому, что Божия Матерь никогда не именуется «богиней», а называется Царицей Небесной: Пс.44:10–11:18 ; ублажать Которую должны все роды: Лк.1:48:11:27 . Кто не только не ублажает Богоматери, но ещё дерзает приводить против Неё непристойные места Писания: Деян.19:35 или Иер.44:17 , над тем и сбываются слова апостола Петра: 2Пет.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Библия также признаёт множественность ипостасей Бога. Хотя доктрина Троицы не присутствует в Ветхом Завете так явно, как в Новом Завете, в нём тем не менее есть места, где о лицах Троицы говорится по отдельности. Иногда даже описывается общение между лицами Троицы (см. Пс. 109:1 ). Отец есть Бог. Во всём Писании указывается, что Бог есть Отец. Иисус наставляет Своих учеников молиться: «Отче наш, сущий на небесах» ( Мф. 6:9 ). Бог – не только «Отец ваш небесный» ( Мф. 6:32 ), но также «Отец духов» ( Евр. 12:9 ). Как Бог, Он принимает поклонение. Иисус сказал женщине из Самарии: «но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» ( Ин. 4:23 ). Бог не только много раз упоминается в качестве «Отца нашего» ( Рим. 1:7 ), но именуется и просто «Отец» ( Ин. 5:45; 6:27 ). Он также может быть назван «Бог и Отец» ( 2Кор. 1:3 ). Павел провозглашает, что «у нас один Бог Отец» ( 1Кор. 8:6 ). Кроме того, Бог упоминается в качестве «Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 15:6 ). Действительно, об Отце и Сыне, обозначенных именно этими терминами, зачастую говорится в одном и том же стихе ( Мф. 11:27 ; 1Ин. 2:22 ). Сын есть Бог. Вопрос о божественности Христа рассматривается ниже, в разделе о критических нападках на доктрину Троицы, а также, более подробно, в статье Христос: божественная сущность. В качестве общих замечаний необходимо высказать следующее: Иисус провозглашал Себя Богом Яхве. Имя YHWH, иногда переводимое как «Иегова», – это особое имя Бога, раскрытое Моисею согласно Исх. 3:14 , где Бог сказал: «Я есмь Сущий». Согласно Ин. 8:58 , Иисус указывал: «прежде нежели был Авраам, Я есмь». Это утверждение подразумевает не только существование до Авраама, но и равенство с «Я есмь» из Исх. 3:14 . Присутствовавшие Иудеи ясно поняли этот смысл Его слов и схватили каменья, чтобы убить Его за богохульство (см. Мк. 14:62 ; Ин. 8:58; 10:31–33; 18:5–6 ). Иисус также сказал, что Он – «Первый и Последний» ( Отк. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

3 . Итак, да не стыдимся Креста Спасителя, но, напротив, похвалимся им. Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть ( 1Кор.1:18 ), язычникам безумие, а нам спасение: а для нас, спасаемых, – сила Божия (там же). Ибо Умерший за нас не был простой человек, как сказано, но Сын Божий, Бог вочеловечившийся. Притом если агнец при Моисее удалял погублявшего Ангела (см. Исх.12:23 ), то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободит от грехов? (см. Ин.1:29 ). Кровь бессловесного агнца приносила спасение, не паче ли спасет кровь Единородного? Если кто не верит силе Распятого, тот пусть спросит злых духов. Если кто не верит словам, то пусть поверит тому, что видит: многие распяты были во вселенной, но злые духи ни одного из них не устрашаются. Поскольку они за свои грехи умерли, а Иисус за грехи чужие, ибо Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил ( 1Пет.2: 22–23 ). Не Петр это говорит, иначе можно бы было подозревать его в ласкательстве Учителю, но говорит Исаия, который телом тогда не был, но духом предузрел плотское Его пришествие (см. Ис.53:9 ). И для чего мне одного пророка приводить ныне в свидетели? Вот свидетельство самого Пилата, который, осудив Его, сказал: не нашел человека сего виновным ни в чем ( Лк.23:14 ). Отдавая же Его, преданного ему, и умыв руки, сказал: невиновен я в крови Праведника Сего ( Мф.27:24 ). Есть и другой свидетель невинности Иисусовой – вошедший прежде всех в рай разбойник, который, укоряя находящегося с ним, говорит: «Мы... достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал ( Лк.23:41 ), а я и ты подлежали осуждению». 4 . Итак, истинно пострадал Иисус за всех людей, ибо не мечта Крест, не мечта и искупление. Если смерть была один призрак, то справедливы те, которые говорили: Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Итак, страдание есть истинное, ибо истинно распят Он, и мы не стыдимся этого, распят – и не отрицаемся, но еще хвалюсь я, говоря о том. Да если бы и отрицать я стал, то обличила бы меня теперь эта Голгофа, близ которой ныне все мы находимся, обличило бы меня древо Крестное, которого части отсюда преданы всей вселенной. Исповедую Крест, поскольку знаю о воскресении. Ибо если бы Иисус остался распятым, я бы, может быть, не исповедал Его, может быть, умолчал бы об этом вместе с моим Учителем. Но поскольку за Крестом последовало воскресение, то я не стыжусь повествовать о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

о первом чуде в 2:11 и ещё Мф 11:21=Лк 10:13. Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит — сила совершать чудеса сохранилась у Апостолов и их учеников, см. 1 Кор 12:9–10 о дарах Духа; делами, которые больше сих, Иоанн, по-видимому, называет обращение и собрание в Церкви великого множества людей, не видевших и уверовавших (17:20; 20:29), однако проповедь Апостолов способна добиться успеха только в продолжающейся силе Слова и в действии Святого Духа (15:26–27). Потому что Я к Отцу Моему иду — смерть и прославление Иисуса, Который получает от Отца всякую власть на небе и на земле (Мф 28:18), открывает путь для миссии Церкви. Дела, которые предстоит совершить ученикам, больше сих, потому что служение Иисуса отныне приходит к завершению. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю — выражение во имя Мое означает призывание имени Иисуса, см. 15:16; 16:23. Сила молитвенного призывания не магически-механи­ческая: дерзновение в молитве, о котором говорится в 1 Ин 5:14 (когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили 1 Ин 5:15), предполагает, что ученики любят Христа и исполняют Его заповеди. Да прославится Отец в Сыне — Отец прославляется в делах не только Самого Сына, но и Его учеников; как и Сыну, им надлежит искать не своей славы, а славы Отца (5:41; 7:18; 8:50,54). Если любите Меня — любовь к Сыну обуславливает обетования в ст. 15–21. Соблюдите Мои заповеди — см. ст. 21, 23 и 1 Ин 5:3, а также 1-е послание Климента Римского 49:1 (Кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы). В Евангелии от Иоанна любовь никогда не означает только эмоциональное переживание, она выражается в послушании, как и любовь Сына к Отцу (15:10). По-видимому, оригинальный текст отражают рукописи с изъявительной формой thr»sete ‘соблюдёте’, а не с императивом thr»sate ‘соблюдайте’. Даст вам другого Утешителя — выражение можно, хотя и не обязательно, понять так, что Иисус также является Утешителем и, поскольку служение Духа в Евангелии тут предстаёт как продолжение земного служения Христа, такое понимание наиболее вероятно.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

11 . Впрочем, представляющееся мне здесь сомнение требует точного разрешения. Отвергающие пророков говорят, что пророк говорит: и вложих их в храм Господень в горнило ( Зах.11:13 ), а Евангелие: и дали их за землю горшечника ( Мф.27:10 ). Как же то и другое может быть справедливо, об этом выслушай. Эти строгие иудеи, архиереи тогдашние, увидевши, что Иуда раскаялся, когда сказал: согрешил я, предав кровь невинную, говорят ему: что нам до того? смотри сам ( Мф.27:4 ). Неужели нет дела вам, которые распинаете? Тот, который получил плату за убийство и назад отдал, узрит, а вы, убивающие, не узрите? Потом говорят между собой: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови ( Мф.27:6 ). Из ваших уст исходит осуждение ваше. Если нечиста плата, нечисто и дело, а если поступаешь по справедливости, распиная Христа, то для чего не принимаешь платы? Но нам нужно доказать, что нет разногласия, когда Евангелие говорит: землю горшечника, а пророк: горнило. Не только художники золотых дел имеют горнило, и не одни занимающиеся медной работой имеют горнило, но и горшечники имеют скудельное горнило. Ибо для очищения мягкой и тучной и нужной части земли от мелких камней и для отделения от нее негодной грязи сначала обливают глину в горниле водой, чтобы беспрепятственно обрабатывать сосуды. Чему же дивиться, если Евангелие говорит ясно: землю горшечника, а пророк предрек гадательно, так как в пророчестве по большей части говорится гадательно? 12 . Связали Иисуса и ввели во двор архиерея. Хочешь ли узнать и видеть, что и об этом написано? Исаия говорит: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих. А беззаконнику горе ( Ис.3:9–10 ). И поистине горе душе их! – посмотрим почему. Исаия был распилен, но после того исцелен народ. Иеремия ввержен в тинный ров, но излечена рана иудеев. Ибо она была не столь велика, потому что грех их был против человека. Но ныне, поскольку не против человека, а против Бога вочеловечившегося согрешили иудеи, то горе душе их! свяжем праведного. Но не мог ли, скажет кто-либо, разрешить Себя разрешивший от уз смертных четверодневного Лазаря (см. Ин.11:1–44 ), и разрешивший Петра от железных уз темничных? (см. Деян.12:7 ). В готовности предстоят

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Священник : Напрасно ты трудишься, нанизывая цитаты, которые лишь подтверждают заблуждение твое и всех субботников. Ибо Новый Завет заменил собою Ветхий и установил иной день покоя и празднования, а именно первый день недели, или воскресенье. И совершилось это в память о воскресении Господнем, обновившем все творение и изведшем нас из рабства греху и смерти, которое безмерно тяжелее рабства евреев в Египте. С тех пор желающие стяжать спасение во Христе призваны быть потомками патриарха Авраама, но не в смысле происхождения от него по плоти, а в смысле стяжания его веры в исполнение небесных обетований. Таковые соделываются сынами Божиими по духу и освобождаются от бесполезных заповедей закона, которые Христос, посредством заповедей Евангелия, изгладил как долговую расписку против нас (см.: Кол.2:14 ). Вот почему великий апостол, не соглашаясь навязывать соблюдение ветхого закона христианам, предостерегает колоссян: никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего ( Кол.2:16–17 ). А теперь о примерах, которыми ты надеялся обосновать соблюдение субботы. Спаситель наш Иисус Христос, пришедший не нарушить, но исполнить Писания закона и пророков (см.: Мф.5:17 ), соблюдал все Моисеевы заповеди, кроме одной о субботе. И если Он, как всякий иудей, посещал синагогу в субботний день, то делал это для проповеди или исцеления больных, а не затем, чтобы преподать верующим в Него пример почитания субботы. Но у иудеев был еще обычай посещать синагогу в пятницу вечером, которого они держатся доныне. Итак, если бы мы узнали, что Спаситель поступал так же, разве означало бы это, что следует праздновать и пятницу? Известно, что многие чудеса совершены Господом в субботу (см.: Мф.4:23–25; 12:9–14 ; Мк.3:1–6 ; Лк.4:31–37; 6:6–11; 13:10–17; 14:1–6 ; Ин.9:1–18 ), но иудейские законники усматривали в этом разорение заповеди о седьмом дне, за что и угрожали Ему смертью ( Ин.5:16 ). Если же вы ухватились за слова Спасителя: Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу ( Мф.24:20 ), то знайте, что и они не имеют смысла, желательного для вас. Согласно преподобному Ефрему Сирину , великому учителю истины, Господь разумел под зимой охлаждение веры, а под субботой обращение вспять, к ветхому закону, от чего и предостерегал верующих в Него. Да и мог ли возвести субботу в непреложный закон Тот, Кто сказал: суббота для человека, а не человек для субботы, а Себя нарек господином субботы (ср.: Мк.2:27–28 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Заключительные слова наставления имеют многообразные параллели во всех четырех Евангелиях (ветхозаветный прототип — 1 Цар 8:7), и очевидно, что единое по своей структуре речение сохранялось в нескольких вариантах в устном предании: Кто принимает ( Мф 10:40; 18:5=Мк 9:37=Лк 9:48; Ин 13:20) Слушающий ( Лк 10:16) вас (Мф 10:40; Лк 10:16) кого Я послал (Ин 13:20) одно такое дитя во имяМое (Мф 18:5, ср. Мк 9:37; Лк 9:48) Меняпринимает слушает, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня (см. Мк 9:37 с синоптическими параллелями; Ин 13:20, ср. Ин 12:44–45), отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк 10:16, ср. Ин 5:23). Возвращение учеников и благодарение Отцу (10:17–24) Возвратившись к Иисусу, ученики выражают радость и удивление, говоря и бесы повинуются нам о имени Твоем. В рассказе об отправлении Семидесяти не упоминается власть изгонять бесов, но об этом сказано раньше, в связи с отправлением Двенадцати (9:1). Чтобы объяснить ученикам духовный смысл изгнания бесов, Иисус использует широко распространенный в Евангельскую эпоху, укорененный в ВЗ (Ис 14:12) и отраженный в ряде таргумов и апокрифов мотив поражения сатаны и образ молнии как символ падения его с неба на землю, ср. Ин 12:31; Откр 12:7–10,13; 20:1–3,10; Рим 16:20. Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью — под змеями и скорпионами подразумеваются бесы; очевидные параллели в ВЗ — Пс 90:13 в переводе Семидесяти: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона, а также Быт 3:15 и Ис 11:8. Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах — подразумевается небесная “книга жизни”, содержащая список народа Божиего (Исх 32:32–33; Пс 68:29; Дан 12:1 и в ветхозаветных апокрифах; Флп 4:3; Евр 12:23; Откр 3:5; 13:8; 17:8; 20:12,15; 21:27). Возрадовался духом (во многих древних рукописях: Святым Духом) Иисус — употреблен тот же глагол ‘радовать­ся’, что и в 1:47 (возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем). В основе благодарственного псалма, который начинается словами Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам, лежит ветхозаветное учение о Премудрости Божией.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010