1), «все чрез Него начало быть» (Ин 1. 3) и «все Им стоит» (Кол 1. 17); в последние дни сошедшего свыше, родившегося от Девы по Писаниям, соделавшегося человеком, Посредника между Богом и людьми, Посланника веры нашей, Начальника жизни, как [Сам] говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня» (см.: Ин 6. 38, 40), пострадавшего за нас, воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца и снова грядущего со славой и силой судить живых и мертвых. И в Духа Святого, подаваемого верующим в утешение, освящение и совершение, как и Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28. 19), то есть во имя Отца - истинно сущего Отца, Сына - истинно сущего Сына и Святого Духа - истинно сущего Святого Духа, ибо эти имена поставлены не просто и не всуе, но обозначают собственную Ипостась, чин и славу Каждого из Именуемых, так что по Ипостаси их - Три, а по согласию [Бог] - един. Имея такую веру и обладая ею от начала до конца перед Богом и Христом, анафематствуем всякое еретическое зловерие. И если кто вопреки здравой и правой вере Писаний учит, что до рождения Сына есть или было время, пора или век, то да будет анафема. Также если кто утверждает, что Сын есть тварь, как одна из тварей, порождение, как одно из порождений, создание, как одно из созданий, а не так, как передали нам Божественные Писания и как выше по порядку было сказано; если кто учит или благовествует что-либо иное вопреки принятому нами, то да будет анафема. Ибо мы истинно и со страхом [Божиим] веруем и следуем всему, что из божественных Писаний передано пророками и апостолами» ( Athanas. Alex. De Synod. 23; ср.: Socr. Schol. Hist. eccl. II 10; Hilar. Pict. De Synod. 28-30; параллельный греч. и лат. текст: Bardi. 1936. P. 92-94). Символ Л. был провозглашен также на Селевкийском Соборе 359 г., впосл.- на омиусианских Соборах в Лампсаке и Антиохии Карийской ( Sozom. Hist. eccl.

http://pravenc.ru/text/2110835.html

В восприятии пророка Исаии судьба Христа — подлинная трагедия, несмотря на то, что финал действительно триумфален: пострадавший Мессия получит часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис 53:12) . Так что мысль о страдании Спасителя не изобретение христианской Церкви, она прозвучала существенно раньше. Тезис 2: Страданием была полна вся человеческая жизнь Христа На Голгофе страдания Христа достигли наивысшей точки, предельного напряжения и остроты. Но Спаситель нес на Себе наказание мира нашего (Ис 53:5) уже задолго до Голгофы. В каком-то смысле вся Его человеческая жизнь была чередой более или менее мучительных страданий. Жертва Христова начала совершаться в тот самый момент, когда Бог — безграничный, всемогущий и бесстрастный, то есть непричастный ни к какому страданию — стал Человеком, вошел в наш ограниченный, больной и полный страдания мир. Иисус был еще крохотный Малыш — а Его уже начал преследовать иудейский царь Ирод, так что Богородице и Иосифу Обручнику пришлось спешно бежать с Ним в Египет. В отроческие годы Иисус — всемогущий Бог, управляющий всем, от рождения новых звезд до мельчайших химических реакций в головном мозге человека, — смиренно подчинялся Своей Матери и названному отцу Иосифу. Выйдя в тридцатилетнем возрасте на проповедь, Он постоянно был окружен людьми, искавшими от Него то исцелений, то наставлений, то пропитания, и так изнемогал, что засыпал, как только появлялась малейшая возможность отдохнуть, хотя бы и на борту лодки в бурном озере (см., напр., Мк 4:38). Как Человек, Он страдал от голода — вспомним сорокадневное пребывание Спасителя в пустыне, где Он постился и напоследок взалкал (Мф 4:2). Страдал Он и от жажды — вспомним, как, утрудившись от пути , Христос сел отдохнуть у колодца и попросил воды у женщины-самарянки (Ин 4:6-7). Он был скитальцем, и Сам говорил о Себе так: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20). Он искренне сострадал, сталкиваясь с человеческим горем: сжалился над вдовой из города Наина, у которой умер единственный сын (Лк 7:13); прослезился у гроба Лазаря, семью которого хорошо знал и часто навещал (Ин 11:35). Обратим внимание: Спаситель прекрасно знал, что через мгновение Сам же вернет к жизни обоих — и сына наинской вдовы, и Лазаря. И тем не менее сострадал людям в их горе. Знание о том, что будет , не исключает горя о том, что есть .

http://foma.ru/v-chem-tragedija-stradani...

Если духовный отец должен слушать Бога, чтобы сказать слово своему ученику, то последний должен слушать своего духовного отца. Здесь слушать значит слушаться. В большинстве европейских языков слово “послушание” этимологически восходит к глаголу “слушать”. Христос подал нам пример совершенного послушания: Он был послушен всецело. Апостол Павел говорит о Нем: Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8). Апостол Иоанн в своем Евангелии передает нам слова Христа, подчеркивая Его послушание Отцу: Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин 6:38). И он также подчеркивает, что Христос, Который есть Слово Отца, говорил не от Себя Самого, но от пославшего Его Отца то, что Отец велел Ему сказать и возвестить (см. Ин 12:49). Все знают Его молитву в Гефсиманском саду: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39). Если Христос был послушен, то и мы должны подражать Ему. Если ученик внимает своему духовному отцу, если он следует его наставлениям, то и таинство Церкви, которым является духовное отцовство, может выполнить свое истинное предназначение и принести плоды. В противном случае таинство остается бесплодным. Тогда происходит то, о чем рассказывается в одном из патериков Отцов-пустынников: братья, взяв с собой людей из мира, пришли к авве Феликсу и просили у него слово. Однако старец хранил молчание. После того, как его долго умоляли, он сказал: “Вы хотите слышать слово?”. Они ответили: “Да, отче!”. Тогда старец сказал: “Отныне нет больше слов. Когда братья спрашивали старцев и выполняли то, что они говорили, Бог им внушал, что говорить. Но теперь спрашивают и не делают того, что слышат. Бог отобрал у старцев благодать слова, и они больше не находят, что сказать, потому что нет больше исполняющих”. И братья, услышав эти слова, восплакали и сказали: “Молись за нас, отче”. Я хотел бы закончить выступление фразой, заимствованной у Антуана де Сент-Экзюпери, сказавшего когда-то, что хорошо видят только сердцем. По-настоящему слышат только сердцем!

http://pravmir.ru/slushanie-boga-i-poslu...

Но именно о нем, спустя несколько столетий прозвучали слова Христа, обращенные к апостолам: « Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их » ( Ин.4, 36-38 ). Воистину достоин восхищения тот, кто способен, не спрашивая о награде, «верно исполнить закон». « Ты поверил, потому что увидел Меня , – говорил Воскресший Спаситель апостолу Фоме, – блаженны невидевшие и уверовавшие » ( Ин.20:29 ). Религия в представлении значительного числа людей прочно связывается с законом, строго регламентирующим жизнь человека от колыбели до могилы. И действительно, в иудаизме насчитывается шестьсот тринадцать мицвот – запретов, заповедей и предписаний, которые должен выполнять всякий иудей. В исламе есть пара понятий – халяль и харам, которые означают разрешенный и запрещенный образ действий, мыслей и чувств. К христианству многие подходят с теми же представлениями, и потому их столь смущает и поражает пастырский совет Блаженного Августина: «Люби Бога и делай, что хочешь». Кто-то увидит в этих словах религиозный фанатизм: дескать, тому, кто любит Бога, все дозволено. Но на самом деле здесь выражена совершенно иная мысль: любовь – это высшая форма знания. Так, например, ученый-зоолог, влюбленный в свое дело, способен прийти в восторг, разглядывая мохнатые лапы паука, в то время как обыватель, заметив поблизости подобное чудовище, брезгливо морщится, испытывая только отвращение. Будучи совершенным знанием, любовь оказывается выше закона. Супруги, живущие по любви, точно знают, как позаботиться друг о друге, и потому не нуждаются в указаниях Семейного кодекса. Вдохновение Моцарта позволяет расставлять ноты гораздо лучше всякой теории композиции, что вызывает приступ зависти у пушкинского Сальери, который «музыку разъял, как труп» и «поверил алгеброй гармонию». Человек, руководимый подлинной любовью, чья правая рука уже не знает, что делает левая (см. Мф.6:1-4 ), способен совершать поступки, которым его не могли бы научить ни Будда с Моисеем, ни Мухаммед с Зороастром.

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

Пророчества Иезекииля ( VI â. äî Ð. Õ.), ñâÿçàííûå ñ íàèáолее тяжелым периодом пленения, дают остатку народа Израиля великое обетование спасения: “И возьму вас из народов и окроплю вас чистою водою и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам Вложу внутрь вас дух Мой и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом” (Иез 36:24–28). В окроплении чистой водой для очищения и оставления грехов ясно виден прообраз крещения народа, некогда рассеянного среди других народов и мертвого по грехам своим, но теперь имеющего обетование быть собранным в Новый Иерусалим и получить новую жизнь силою Духа Святого. Образ этого оживления приводится в Иез 37:1–14: когда народа не стало, когда он разложился подобно костям в поле, Господь вводит дух в них, и они обрастают плотью, покрываются кожей и оживают. Действуя согласно со Словом Божиим, Дух Божий обновляет дух народа 36 . Однако во времена Иезекииля дарование Духа для обновления народа было не более, чем обетование, и еще не было на них Духа Святаго (Ин 7:39). Можно отметить особенности перевода слова ruach как ‘дух’, ‘дыхание’ или ‘ветер’ в Иез 1:4,12,20. В Иез 13:3, где лжепророками названы те, “которые водятся своим духом и ничего не видели”, в переводе LXX слову ruach соответствует греческое kard…a ‘сердце’, что больше подчеркивает плотскую устремленность лжепророков. Но истинное видение вдохновляет ruach-Yahweh , позволяющий слышать слово Господне не только пророкам, но и всему народу, и дающий возможность слышащим пророчество интерпретировать его в соответствии с Божественной волей. Пророк, которого мы называем Второисайя (главы 40–55 книги пророка Исайи), также жил около середины VI века, в тяжелое время вавилонского плена. Его пророчество выявляет содержание Божественного обетования народу Израиля и средство, с помощью которого это обетование исполняется. В Ис 44:3 ruach является одновременно и источником, и посредником, и содержанием обещанного благословения 37 . Смысл Ис 40:13 не вполне открыт, хотя свойства “советника”, уразумевшего дух 38 Господа, приписываются Божественной Премудрости. Поэтому Дух дает возможность Отроку Господа ( Ebed-Yahweh ), представляющему Израиль 39 , возвестить суд народам (см. Ис 42:1). Образ Отрока, исполненного Духом эсхатологического Пророка, Который ведет народы к истинному познанию Бога, был образующим элементом в иоанновском представлении об Иисусе как страдающем и искупляющем Пророке, Которому должно придти в мир (Ин 6:14) 40 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

Протестанты же, введя у себя двухчинное священство, отступили от древнего, апостольского устройства церковной иерархии, что является весьма существенным отступлением, ибо по учению древних учителей Церкви, где нет епископа, там нет Церкви. Этому учил в своих посланиях всё тот же св. Игнатий Богоносец , говоря, например: «Все почитайте дьяконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. Я уверен, что так думаете и вы сами» , а также: «Ибо, которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом " ; «Где будет епископ, там должен быть и народ; так же как где Христос Иисус, там и Кафолическая Церковь » . Вспомним и вышеприводимый вывод Эрла Е. Кернса: «Игнатий верил, что без этой тройственной иерархии не может быть церкви». Тертуллиан прямо утверждал: «без епископа нет Церкви». Св. Киприан († 258 г.) писая: « Церковь составляет народ, соединённый со священником, и стадо, покорное своему пастырю; посему ты должен знать, что епископ в Церкви, и Церковь во епископе, и, таким образом, кто не в единении с епископом , тот и не в Церкви " . Впрочем, данная истина – что без епископа нет Церкви – понятна и сама по себе. Ведь если нет епископа, то нет и законных благодатных священников и диаконов, ибо только епископ может их родить, то есть рукоположить; а если нет епископа и законного священства, то нет Таинств; а если нет Крещения, Миропомазания и Причастия, то нет прощения грехов, нет возрождения, нет дара Духа Святого, нет единения со Христом; одним словом – нет Церкви. Таким образом, протестанты, у большинства из которых нет даже самозваных епископов, т.е. самого епископского чина и третьей хиротонии, никоим образом только по одной этой причине не могут быть Церковью Христовой. III. О преемственности священства. Христос в Евангелии часто говорит о том, что Он совершает Свою миссию не по Своей воле, но по воле Отца, Который Его послал (см. напр. Ин.6:38 ). Затем, в свою очередь, Христос послал в мир Своих учеников: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ); «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Слышишь? Они стояли возле Его Креста. Посему пойми, что стоять при Кресте Его не значит стоять возле духовного креста, а возле вещественного, деревянного Креста Христова, возле которого стояли Матерь Господа, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Когда вы услышите: «сойди с креста» ( Мф.27:40 ), то здесь тоже имеется в виду крест Христов деревянный, на котором Он был распят. И когда услышите: «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» ( Ин.19:16–17 ), — будем также понимать крест вещественный. Его Спаситель нес на спине. И когда услышите, что евреи пошли к Пилату и просили его: «Мы просим тебя, раздроби голени распятым, чтобы мы сняли их с крестов и день субботний не застал их» (см. Ин.19:31 ), — ибо велик был день субботы той у иудеев, — то и здесь станем подразумевать все так же крест деревянный, а не духовный. А когда слышишь в Евангелии Христа, говорящего: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя», — то есть любви к себе, которая очень сильно связывает нас всех, — «и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ), — то здесь мы понимаем крест духовный, который понес прежде всех Спаситель наш Иисус Христос не на плечах, а в душе. Когда вы услышите у евангелиста Матфея: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ), — то понимай не крест деревянный, а крест духовный, невидимый. Итак, имейте в виду, что Христос нес двоякий крест. Один в душе: страдание, терпение, пронзительная боль, позор, оплевание, печаль и скорбь; и всё, что Он нес в душе, составляло крест духовный Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А второй крест, деревянный, Он нес на плечах Своих и волею распялся на нем для спасения мира. И святой апостол Павел тоже нес два креста: «а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ). Но он нес и другой крест, как сам говорит: «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. В опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» ( 2Кор.11:27, 26 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

то есть он не избежал казначейского соблазна и опускал руку в сокровищницу, но при этом несколько ранее после предложения Спасителя покинуть Его остался среди учеников:   С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго  (Ин. 6:65–69). Оставшись, Иуда подписался под словами апостола Петра. К тому же он не был исключительно корыстолюбивым человеком, о ч е м свидетельствуют деньги, которые он вернул синедриону: Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раск аявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невин ную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился  (Мф. 27:3–5). Полагаю, что именно эти три момента и определяют суть образа мыслей, которые владели Иудой. Проблема его именно в том, что проповедь Царства не от мира сего не коснулась его души. Конечно, все  а постолы в той или иной степени соблазнялись мирской властью: Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей  (Мк. 10:35–37). Да и приглашение на Тайную Вечерю многими вполне могло быть воспринято как участие в дел е жке министерских портфелей. Но если Иоанн и Иаков готовы были пить чашу, которую пь е т Христос, и креститься крещением, которым Он крестится (см. Мк. 10:38–39), то Иуда, похоже, возомнил себя избранником, которому доверено вершить мировые судьбы. Слова Господа:  что делаешь, делай скорее  (Ин. 13:27), я полагаю, он воспринимает как согласие Христа начать восстание против Рима . То есть свой поцелуй он рассматривает как некое подталкивание Христа к активной деятельности. Так как он был уверен в победоносном завершении кампании , то и рассчитывал в грядущем государстве занять ведущую позицию. Отсюда и вс е  его разочарование, когда он бросал деньги на пол храма. Я хочу сказать, что Иуда — это второй человек, который не проявил простой человечности, не оправдав апостольского достоинства и призвания, и Царству не от мира сего предпоч е л банальную людскую славу.

http://pravmir.ru/homo-subjunctivus-do-k...

Ты уже обладаешь педагогическим образованием и соответствующими навыками. Направляй же сердца юношества к истинному Детоводителю, Который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Старайся использовать любую возможность для обращения к молодежи и для общения с ней. Развивая миссионерское и волонтерское движение в епархии, привлекай молодых людей к участию в общественно полезных инициативах, учи их критически воспринимать информацию, поступающую извне, объясняя им губительные последствия сластолюбивой жизни. Обращаясь к ним, никогда не говори свысока. Общаясь с людьми, особенно с молодыми, мы должны избегать всякого менторского тона, мы должны душой, мыслью, сердцем понимать, что происходит в их умах и сердцах. И тогда, если оградим подрастающее поколение от растления грехом, убережем его от негативных воздействий лукавого мира, то возрастим нравственно здоровое общество, общество счастливых людей, имеющее устойчивый иммунитет ко многим социальным болезням современности. Старайся поддерживать и развивать диалог с представителями светской власти. Помощниками в окормлении стада Божия да будут тебе пресвитеры и диаконы. Долг епископа — зорко следить за тем, чтобы клирики Церкви совершали дело Божие со страхом и трепетом, чтобы они несли истинное учение, чтобы в их среде не прорастали плевелы заблуждений. Позаботься о пополнении клира епархии достойными пастырями, дабы они несли Евангельское слово людям, научая их «поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23). Сегодня особенно актуальны слова Христа: жатвы много, а делателей мало, моли же Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9:37-38). Но помни и другие слова: руки скоро ни на кого не возлагай (см. 1 Тим. 5:22). Проверяй людей на верность Христу и Церкви. Как ты сам сказал в своем слове при наречении, весьма высока ответственность служителей Божиих, и велики требования, предъявляемые Богом к епископам, ибо «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Отдавай же всего себя без остатка, и ты почувствуешь, как укрепляет тебя Господь, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Христа, тот обретет ее (Мф. 16:25), и всякое истощание себя во имя Христово есть величайшее обогащение и духовными, и физическими силами.

http://patriarchia.ru/db/text/3910949.ht...

Христово послушание Если духовный отец должен слушать Бога, чтобы сказать слово своему ученику, то последний должен слушать своего духовного отца. Здесь слушать значит слушаться. В большинстве европейских языков слово " послушание " этимологически восходит к глаголу " слушать " . Христос подал нам пример совершенного послушания: Он был послушен всецело. Апостол Павел говорит о Нем: Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:8). Апостол Иоанн в своем Евангелии передает нам слова Христа, подчеркивая Его послушание Отцу: Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин.6:38). И он также подчеркивает, что Христос, Который есть Слово Отца, говорил не от Себя Самого, но от пославшего Его Отца то, что Отец велел Ему сказать и возвестить (см. Ин.12:49). Все знают Его молитву в Гефсиманском саду: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф.26:39). Если Христос был послушен, то и мы должны подражать Ему. Если ученик внимает своему духовному отцу, если он следует его наставлениям, то и таинство Церкви, которым является духовное отцовство, может выполнить свое истинное предназначение и принести плоды. В противном случае таинство остается бесплодным. Тогда происходит то, о чем рассказывается в одном из патериков Отцов-пустынников: братья, взяв с собой людей из мира, пришли к авве Феликсу и просили у него слово. Однако старец хранил молчание. После того, как его долго умоляли, он сказал: " Вы хотите слышать слово? " . Они ответили: " Да, отче! " . Тогда старец сказал: " Отныне нет больше слов. Когда братья спрашивали старцев и выполняли то, что они говорили, Бог им внушал, что говорить. Но теперь спрашивают и не делают того, что слышат. Бог отобрал у старцев благодать слова, и они больше не находят, что сказать, потому что нет больше исполняющих " . И братья, услышав эти слова, восплакали и сказали: " Молись за нас, отче " . Я хотел бы закончить выступление фразой, заимствованной у Антуана де Сент-Экзюпери, сказавшего когда-то, что хорошо видят только сердцем. По-настоящему слышат только сердцем!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/372/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010