Ужасно наказание и за клятвопреступление, и за верность клятве еще до нашего наставления, но еще ужаснее оно после нашего наставления. Ибо [Христос] говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе» ( Ин.15:22 ). Это можно сказать и о вас, что отныне нет никакого оправдания вашим преступлениям. А теперь [вернемся] к Крещению: если оно обнаружит хоть клятвопреступление, хоть верность клятве, хоть блуд, хоть прелюбодеяние, хоть любой другой порок, оно все смывает и очищает с великой тщательностью. Да сохраните вы и впоследствии эту чистоту, избавившись от всякой скверны, чтобы и мы смогли вашими молитвами разделить в какой-то мере ваше дерзновение. Отныне вам можно молиться за наставников, ведь через некоторое время вам предстоит сиять нам с небес, сверкая ярче самих звезд 62 . Итак, да стяжаем все мы вашими молитвами дерзновение перед судом Христовым 63 , через Которого и с Которым слава Отцу, вместе со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение третье Ожидание Жениха 1 . Ныне последний день оглашения, поэтому и я, последний из всех, пришел для последнего 64 [наставления]. Я пришел в последний раз возвестить вам, что спустя два дня 65 грядет Жених. Но [уже теперь] восстаньте, зажгите светильники 66 и ярким светом встречайте Царя Небесного. Восстаньте и бодрствуйте 67 , ибо не днем, но в полуночи грядет к вам Жених 68 : ведь обычай брачной церемонии таков, чтобы вручать невест женихам поздним вечером. Но, услышав, что грядет Жених, не оставьте без внимания это слово, ибо оно поистине важно и преисполнено великого человеколюбия. Не человеческой природе Он повелел возвратиться к Нему, но Сам пришел к нам. Ибо брачный закон таков, что жених приходит к невесте, даже если он весьма богат, а она проста и отвержена. Однако нет ничего удивительного, что так происходит у людей. Даже если велико различие достоинства, нет никакого различия природы; даже если жених богат, а невеста бедна и проста, у них обоих одна и та же природа. Это дивно в отношении Христа и Церкви: будучи Богом, [обладателем] блаженной и чистой сущности (а вам известно, сколь велика разница между Богом и людьми 69 ), Он соблаговолил снизойти до нашей природы и, оставив Отчий дом, не в силу изменения, но благодаря домостроительству по плоти, поспешил к невесте. Зная об этом, сам блаженный Павел, дивясь такому преизбытку попечения и почести, громко возопил и сказал: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей... Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Хотя Христос всех призывает и всем дает возможность прийти к Нему, Он никого не принуждает, и спастись могут только те, кто обращаются к божественному милосердию и благости (II, 14, 32, 64). Поэтому надежду на спасение могут иметь только христиане (II, 65). Но спасение простирается и на тех, которые умерли до пришествия Христа на землю (II, 63). Совершенное Христом Спасение состояло, по Арнобию, главным образом, в приведении людей от заблуждений к истине и, в частности, в открытии им истинного познания о Боге (I, 38, 39), которое в особенности плодотворно и спасительно и служит закваской или, источнком, жизни (I, 38; II, 32; ср. Ин. 17:3 ); в избавлении душ от погибели или мучительной смерти и в даровании им бессмертия и истинной, вечной жизни (I, 65; II, 34, 63, 65, 66). Поэтому он называет Христа Спасителем (Sospitator) (I, 53; II, 74, 75), (Conservator) (II, 63, 64), облагодетельствовавшим мир великими и щедрыми дарами, которые мы получаем во время своей жизни и которых еще более ожидаем по ее окончании (I, 6, 38, 39). Арнобий называет Христа также Посредником (Ministrator) Бога (I, 47) и указывает, что Он предоставил нам общение с Богом через молитву (I, 38), но никогда не называет Его Искупителем и ничего не говорит об искуплении в собственном смысле. Хотя он упоминает о pontificium Christi, но понимает это в общем смысле совершения спасения людей (unius hjntificium Christi est dare animis salutem et spiritum perpetuitatis adponere) (II, 65). Неоднократно Арнобий говорит о добровольной крестной смерти Христа – не как Бога, а как человека, – которая последовала, по таинственному божественному определению, ради совершения великого дела спасения и была необходима для избавления людей от опасности смерти (I, 62, 63, 65); но не указывает на искупительное значение смерти Христовой и не объясняет, каким образом она может избавлять людей от смерти. Он, по-видимому, даже отрицательно относится к самой идее искупления, как можно предполагать на основании следующих указаний его на бесполезность языческих жертв и даров для умилостивления богов: «...

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Разуме же Иисус, яко хотяху Его вопрошати... рече: аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет ( Ин.16:19–20 ). Спаситель видел сердца учеников Своих без их слов. Евангелист еще задолго пред тем заметил, что Иисус не имел нужды, чтобы сказывали Ему, что у кого лежит на сердце – Он видел все ( Ин. 2:25 ). Теперь Господь Иисус, несмотря на то, что ученики не говорили Ему о недоумениях своих, повторяет в точном виде слова, казавшиеся им непонятными, и этим повторением дает им видеть и то, что слова Его просты, не заключают в себе ничего непонятного. В пояснение как слов Своих, так и наступающей будущности изображает Он радость, какую они будут иметь после дней скорби. – Восплачетеся и возрыдаете вы: это есть обыкновенное изображение скорби по усопшем ( Лк. 7:32 ; Мф. 2:18 ; 2Цар. 1:17, 3:32–33 ; 2Пар. 35:25 ; Иер. 22:10 ). Следовательно, Спаситель дает видеть, что страдания Его окончатся смертию. Вы же печальни будете – печалию глубокою. Об этой печали еще задолго пред тем предсказывал Спаситель, когда говорил о друзьях жениха: егда отымется от них жених, тогда постятся ( Мф. 9:15 ). Предсказания Спасителя исполнились со всею точностию. Ученики Его до того скорбели во время крестных страданий Его, что теряли надежду на спасение Израиля ( Лк. 20:17–21 ; Мк. 16:10–11 ). Матерь Его стояла пред крестом с оружием в сердце ( Лк. 2:34–35 ; Ин.19:25 ); Магдалина плакала ( Ин. 20:11 ). А мир возрадуется. И это исполнилось. Мир иудейский, особенно же Синедрион, торжествовал, когда Иисус Христос висел на кресте и умер: он думал, что достиг своей цели совершенно, испросив смерть Праведнику ( Мф. 27:39–65 ; Марк. 15:29 ; Лк. 23:45 ). Но печаль ваша в радость будет. – Подобно тому, как печаль Израиля, осужденного на истребление гордым Аманом, скоро обратилась в радость, и печаль учеников тем же кончится. Спаситель предуказывал, что Он возвратится к жизни, на радость нового Израиля. Жена, егда раждает, скорбь имать... ( Ин.16:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Adv. haer. V 9. 4; V 32. 2). В то же время в аскетической лит-ре получило широкое распространение аллегорическое истолкование, понимающее под землей человеческое тело с его страстями: дух подвижника, укрепившись в кротости и воздержании, сможет завладеть мятежной землей нашего тела (ср.: Пс 36. 11, 29 - Ioan. Cassian. Collat. XII 6). Наиболее сложное психологическое изъяснение этой заповеди представлено свт. Григорием Нисским, к-рый показывает, что евангельское понятие кротости не имеет ничего общего с обиходными представлениями о ней. Он делает акцент на том, что кротость не означает «тихость и медленность», поскольку подвижническая жизнь предполагает во мн. случаях «скорость в движении». Кротость характеризуется отсутствием кичливости и надменности и означает скорее умеренность, осознание пределов своих сил, умение укротить действие страстей и помыслов, что подразумевает активную деятельную борьбу с ними, а не пассивное бесстрастие (ср.: Флп 3. 14; 1 Кор 9. 24 - Greg. Nyss. De beat. 2//GNO. Vol. 7. Pars. 2. P. 92-94). IV. Мф 5. 6 (ср.: Лк 6. 21). Духовная жажда, представленная в этой заповеди, была предызображена еще в ВЗ (Пс 16. 5; 41. 3), а под понятием правды свт. Григорий Нисский, как и др. авторы, понимает не только любой вид добродетели, но и истинную добродетель, к-рой является Сам Бог Слово, к Нему обращено полное исполнение этих слов (ср.: Пс 33. 9; Ин 14. 23; Гал 2. 20 - Greg. Nyss. De beat. 4//GNO. Vol. 7. Pars. 2. P. 120-123; Chromat. Aquil. Tract. in Matth. 17. 5. 2). Посредством слова о правде «Господь предложил в снедь слушающим Самого Себя» ( Orig. Fragm. in Matth. 83//GCS. Bd. 41. S. 49) Ориген сопоставляет это блаженство со словами о духовной жажде Бога из Псалтири (Пс 41. 2-3), а также с рассказом о колодце Иакова и с беседой Господа с самарянкой (Ин 4. 5-15 - Orig. In Ioan. comm. 30. 21-25). Блж. Августин, обращаясь к этим словам, сопоставляет их с 1 Кор 1. 30, где Христос также назван «правдой», или «праведностью [δικαιοσνη, как и в Мф 5. 6] от Бога» ( Aug. In Ioan. 26. 1), и замечает: «Если ты голоден, то Бог становится твоим хлебом, если жаждешь - твоею водой» (Ibid. 13. 5). Эта заповедь побуждает верующих всегда «чувствовать потребность творить дела правды» ( Hieron. In Matth. 5. 6); испытывающие голод и жажду чувствуют сострадание и проявляют его к другим, кто также претерпевают страдания (ср.: Пс 110. 9 - Ambros. Mediol. In Luc. V 65). Достижение праведности не может быть основано на простом желании, необходимо, чтобы верующие со всей страстью стремились к ней, испытывая голод и жажду ( Chromat. Aquil. Tract. in Matth. 17. 5. 1; Ioan. Chrysost. In Matth. 15. 4).

http://pravenc.ru/text/Нагорная ...

«Жестокие сердцем, далекие от правды». Хотя под «жестокими сердцем» Священное Писание обыкновенно разумеет весь «жестоковыйный» Израиль, не уверовавший в Мессию, несмотря на все данные ему благодеяния и чудеса ( Иез.2:6 ; Иез.3:7 ; Ис.50:2 ; Ис.65:2 ), однако, по ходу мыслей автора, в данном случае мы должны видеть не весь Израиль, а его наиболее безнадежную часть. В обличительно-увещательной речи пророка есть своя градация и это – высший и последний член данной градации, т. е. не обыкновенные иудеи, а наиболее закоренелые из них, в частности, напр., их книжники и первосвященники, которые и сами не входят в Царство Небесное и других, хотящих войти в него, не пускают ( Мф.23:13 ). Они названы также еще и далекими от «правды»; под «правдой» же, на языке Библии, обычно разумеется Тот, Кто сказал впоследствии о Себе: «Аз есмь путь..., истина и живот» ( Ин.14:6 ), Его решения, Его праведные суды. Более частный смысл этой «правды» раскрывается в следующем стихе. Ис.46:13 . Я при­близил правду Мою, она не далеко, и спасе­ние Мое не замедлит; и дам Сиону спасе­ние, Израилю славу Мою. «Я приблизил правду Мою, она недалеко, и спасение Мое не замедлит». Под приближенной Богом «правдой» здесь разумеется, ближайшим образом, то спасение народа Божия из вавилонского плена, которое является отправным пунктом всех речей пророка. Но, как всюду, так и в данном случае, это ближайшее историческое событие имеет и соответствующее аллегорическое значение, служа прообразом того духовного спасения, о котором говорится дальше. «И дам Сиону спасение, Израилю – славу Мою». По терминологии пророка Исаии, слово «Сион» имеет довольно определенный смысл, – указывает на центр будущего, восстановленного и духовно-обновленного Израиля, имеющего возникнуть уже по пришествии Мессии ( Ис.1:26–27 ; Ис.29:1 ; Ис.38:11 ; Ис.40:10 ; Ис.62 и др.). А так как, по слову апостола, это спасение придет «от Иудеев» ( Ин.4:22 ), т. е. чрез посредство сего богоизбранного племени, то оно, конечно, послужит и в прославление его истинных сынов, как отметил это и Симеон Богоприимец в заключительных словах своей молитвы: «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 7 из 10 человек в мире исповедуют какую-либо религию 12.09.2011 7 из 10 человек в мире исповедуют какую-либо религию . Согласно данным опроса британской ассоциации Ipsos MORI, большинство жителей нашей планеты считает религию важной составляющей своей жизни, пишет WebIslam. Исследование Ipsos MORI также показывает, что существуют различия между количеством верующих в христианских и исламских странах. 94% респондентов из государств с мусульманским большинством считают религию важной частью своей жизни. В опросе участвовали жители Саудовской Аравии, Турции и Индонезии. Для сравнения, только 66% опрошенных из традиционно христианских стран (в опросе приняли участие 19 государств) заявили о важности религии в своей жизни. Самое большое число неверующих респондентов (почти 40%) живет во Франции, Швеции, Бельгии и Великобритании. Одной из наиболее религиозных христианских стран остаются США, где около 65% респондентов назвали себя христианами, 86% сказали, что вера играет важную роль в их жизни. Среди христиан Франции и Швеции этот показатель находится в промежутке от 36% до 42%. В Испании 44% респондентов заявили о важной роли религии в своей жизни. Среди молодых людей до 35 лет 73% утверждают, что религия играет ключевую роль в их жизни. Молодежь в странах мусульманского большинства гораздо более религиозна. 61% молодых мусульман в противовес 19% христиан полагают, что их вера - единственный путь к спасению. Около половины респондентов (52%) заявили, что помогать нуждающимся необходимо в любом случае, независимо от религиозных убеждений. 51% опрошенных убеждены в существовании жизни после смерти и существовании " Божественной сущности " . В то же время 18% оказались атеистами. 17% заявили о том, что не уверены в существовании Бога и загробной жизни. Опрос также показал, что лишь 28% респондентов верят в сотворение жизни Богом, 41% опрошенных считают, что в основе появления жизни лежит эволюция, 31% не имеют устоявшегося мнения по этому вопросу. Теории креационизма чаще придерживаются жители Южной Африки, США, Индонезии, Южной Кореи и Бразилии. В опросе участвовали 18 473 человека в возрасте от 16 до 64 лет из 24 стран. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.09.2011 09:32:47

http://drevo-info.ru/news/11408.html

И как свет звезд остается уже бездейственным, когда солнце осиявает поднебесную, так и с появлением в нас совершеннейшего знания как бы уже должно упраздниться меньшее. Так и Христос сказал святым апостолам: «сия в притчах глаголах вам: грядет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам» ( Ин.16:25 ). Итак, святым, кои и весьма боялись имени Божия и были ревнителями всякой добродетели в сем мире, Христос воссияет как некое солнце правды, посылая лучи совершеннейшего знания, освобождая их от всякой душевной немощи и как можно более удаляя от исконной скорби. Это и означает «изцеление на крилех его», как бы об орле и птенцах говорилось, вполне подобно тому, что премудрым Моисеем сказано о Боге и об освобожденных из Египта: «яко орел покрывает 112 гнездо свое… простер криле свои 113 , прият их» ( Втор.32:11 ). В сем веке бывает в нас как бы некое играние плоти, ибо она влечет наш дух к неподобающим удовольствиям, ожесточает в наших членах закон греха ( Рим.7:23 ), который и побеждается при помощи Христа, благонравием святых. Опьяняется как бы ум и другим образом искушаемый страстями; ибо удручают нас: высокомерие, мирское славолюбие, гнев, корыстолюбие и другие пороки. Когда же мы обогатились залогом Духа чрез Христа ( 1Кор.1:5 ), мы приобрели способность побеждать страсти, впрочем не без собственных усилий, а в будущем веке имея полный блеск богопознания, обогащаясь совершеннейшим даром Святого Духа и совлекшись тления и страстей плоти, служим Богу всецело, не разделяясь ко греху и не угнетаясь какой-либо из исконных страстей, но наравне со святыми ангелами ведя чистую и беспечальную жизнь. Написано ведь, о святых, что «забудут... печаль свою... и не взыдет им на сердце» ( Ис.65:16 ), – но будет, сказано, «и радость вечная над главою их,... хвала и веселие, и радость приимет я, отбеже болезнь, печаль и воздыхание» ( Ис.35:10 ). Посему то и говорит пророк или Бог, Содетель сего и Податель, что «изыдете и взыграете, якоже телцы от уз разрешени». Как малые тельцы, освобожденные от привязи, скачут по полям, прыгая и мыча на тучном пастбище, так некогда и святые, освободившись от уз скорби в сей жизни, заботы, трудов и мук, достигнут подобающего добродетельным благодушия, попирая беззаконных, не сражающихся уже и противоборствующих, но уже павших и побежденных, и как бы под ногами лежащих, при совершеннейшем прекращении войны от них, ибо «не будет тамо льва, ни от зверей злых» ни один «не взыдет… тамо», по написанному ( Ис.35:9 ), но «будет» напротив, «путь чист, и путь свят наречется» ( Ис.35:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

65 реки , горы — характерное для древних писателей описание стужи. Ср.: «Смотри, как стоит ослепительно-белый от глубокого снега Соракт и леса уже не выдерживают бремени, и реки остановились из-за пронизывающего холода» (Ног. Od., I, 9,1—4). 66 Ср.: Eur. Iph. Taur. 67 Ср.: Eur. Med. 68 Ср.: Aes. Prom. 69 Маркион родился в Синопе, приморском городе Пафлагонии, основанном греками в середине VIII в. до P. X. и вследствие этого едва ли могущий считаться «варварским»; до возникновения Синопы в этих местах, правда, нашли приют бежавшие от скифов «варвары " -киммерийцы (Hrd. IV, 12). 70 Sed nihil tarn barbarum ас triste apud Pontum... На суровую природу Понта жаловался Овидий в «Скорбных элегиях (Tristia)» и «Письмах с Понта (Epistulae ex Ponto)», написанных в ссылке в Томах на берегу Черного моря. Эрнст Нёльдехен полагает, что, написав о варварском и скорбном Понте, Тертуллиан «оглядывался на Овидия» (Noldechen Е. Tertullian’s Erdkunde/Zeitschrift Kir kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben. 1886. 6. S. 320). 71 Истром в древности назывался Дунай в нижнем течении. 72 Игра слов: castrator camis castor. 73 Диоген, как и Маркион, происходил из Синопы. 74 Ср.: Diog. VI, 41. 75 Речь идет о сочинении: Tert. De praescr. 76 Симплигады (букв.: «Сталкивающиеся») — два небольших скалистых острова в Боспорском (Босфорском) проливе у входа в Понт Ев-ксинский. Согласно мифам, они то расходились, то сталкивались, сокрушая все, что проплывало между ними. После прохождения корабля аргонавтов Симплигады перестали быть опасными для мореплавателей. Тертуллиан неоднократно обращался к существовавшим в языческой мифологии образам, чтобы нагляднее выразить свою мысль. Он, например, призывает возненавидеть золото, погубившее праотцов (ср.: Исх. Гл. 32), говоря, что для христиан всегда, а особенно теперь, не «золотой» век, но «железный» (tempora Christianis semper, et nunc vel maxi-me, non auro sed ferro transiguntur) (Tert. De cult., II, 13, 6). Опровергая веру в переселение душ, Тертуллиан замечает, что даже Платон, которого можно было бы счесть Нестором из-за «меда красноречия» (ob mella facundiae) (ср.: II. I, 247—249), не помнит, кем был в прошлой жизни (Tert. De an., 31, 6). В том же трактате (50, 3) он, говоря об удивительных водоемах, в том числе об исцеляющем бассейне, бывшем в Иудее до Христа (Ин. 5:2—4), упоминает и Стигийские болота, удаляющие смерть, по словам поэта, но не спасшие сына Фетиды (Stygias paludes poeta tra-didit mortem diluentes, sed et Thetis filium planxit). Далее (Tert. De an., 50, 4) автор утверждает, что магия не прогоняет смерть и не обновляет жизнь: Медее было не дано омолодить человека, даже если она смогла проделать это с бараном (hoc enim ne Medeae quidem licuit in hominem, etsi licuit in vervecem) (ср.: Met., VII, 312—321). Подобным образом мифологические образы использовал один из самых яростных борцов с древнегреческой культурой Татиан, сравнивавший книги язычников с лабиринтами, а их читателей — с бочкой Данаид (Tat. 26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

—330— вает поднебесную, – так и с появлением в нас совершеннейшего знания как бы уже должно упраздниться меньшее. Так и Христос сказал святым апостолам: сия в притчах глаголах вам: грядет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам ( Ин.16:25 ). Итак, святым, кои и весьма боялись имени Божия и были ревнителями всякой добродетели в сем мире, Христос воссияет как некое солнце правды, посылая лучи совершеннейшего знания, освобождая их от всякой душевной немощи и как можно более удаляя от исконной скорби. Это и означает исцеление на крилех его, как бы об орле и птенцах говорилось, вполне подобно тому, что премудрым Моисеем сказано о Боге и об освобожденных из Египта: яко орел покрывает 2735 гнездо свое… простер криле свои, 2736 прият их ( Втор.32:11 ). Итак, будет, говорит, и исцеление в крилех его. В сем веке бывает в нас как бы некое играние плоти, ибо она влечет наш дух к неподобающим удовольствиям, ожесточает в наших членах закон греха ( Рим.7:23 ), который и побеждается при помощи Христа, благонравием святых. Опьяняется как бы ум и другим образом искушаемый страстями; ибо удручают нас: высокомерие, мирское славолюбие, гнев, корыстолюбие и другие пороки. Когда же мы обогатились залогом Духа чрез Христа ( 1Кор.1:5 ), мы приобрели способность препобеждать страсти, впрочем, не без собственных усилий, а в будущем веке имея полный блеск богопознания, обо- —331— гащаясь совершеннейшим даром Святого Духа и совлекшись тления и страстей плоти, служим Богу всецело, не разделяясь ко греху и не угнетаясь какою-либо из исконных страстей, но наравне со святыми ангелами ведя чистую и беспечальную жизнь. Написано, ведь, о святых, что забудут печаль свою и не взыдет им на сердце ( Ис.65:15 ), – но будет, сказано, и радость вечная над главою их, хвала, и веселие, и радость приимет я, отбеже болезнь, печаль и воздыхание ( Ис.35:10 ). Посему то и говорит пророк или Бог, Содетель сего и Податель, что изыдете и взыграете якоже тельцы от уз разрешени. Как малые тельцы, освобожденные от привязи, скачут по полям, прыгая и мыча на тучном пастбище, так некогда и святые, освободившись от уз скорби в сей жизни, заботы, трудов и мук, достигнут подобающего добродетельным благодушия, попирая беззаконных, не сражающихся уже и противоборствующих, но уже павших и побежденных и как бы под ногами лежащих, при совершеннейшем прекращении войны от них, ибо не будет тамо льва, ни от зверей злых ни один не взыдет… тамо, по написанному ( Ис.35:9 ), но будет напротив путь чист, и путь свят наречется (ст. 8). Да, без войны и чуждою всякой скверны в то самое время будет жизнь святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

62 Древне-библейский тамим, в халд, темима и сир. тамимо получил моральное значение совершенства. 65 Так как Евангелия выразительно указывают только на присутствие Двенадцати учеников за вечерею, то стол и все службы за вечерею совершались ими самими, без слуг. Стол имел вид продолговатой четырехугольной, сравнительно тонкой и легкой доски, которую вместе с яствами сами ученики могли подавать и убирать. Описание формы стола фарисея имеем в Baba Bathra Babyl. 57. b: «каков стол учеников мудрецов? Две части его покрыты скатертью, а третья – открыта, и на ней расположены блюда и овощи». В глоссе делается замечание, что к одной стороне стола прикрепляется (металлическое) кольцо, за которое он вешается на стене, для сохранения его в чистоте. Отсюда видим, что столы, употреблявшиеся при возлежаниях, не были толсты и тяжелы. (Light. к Ин. 13:23 ). 66 Мишна, Песах. X, 3 и 5: «Когда ему подали на (стол), он обмакивает латук, пока не дойдет до хлебной закуски (парперет гапат – закуска из кусков, крошеная закуска, др. переводят, «до крошения хлеба», т. е. до преломления, ядения опресноков или «до начала пира» – Schwab V, 149, т. е. это – предварительная, до ужина, закуска). Подают опресноки, латук, харосет и два кушанья (блюда), а при существовании храма на стол подавалась и сама Пасха (Агнец и Хагига): ср. 5, – Переф. 2, 255. 256 и Surenh. 2, 173. 174. В Мишне Песах. II, 6 Переф. 204 горькие травы пасхальной вечери ( Исх. 12:8 ; Чис. 9:11 – мерорим – LXX πικρδες=Вульг. lactucae agrestes) – названы: латук, эндивий, тамка, хархавина и марор. Под последними тремя некоторые разумеют: хрен, акацию и горькие части кориандра. В Таргуме Псевдо-Ионафана к Исх. 12:8 названы только: эндивий и тамка. Иер. Гем. к это м. Schwab, V, 32 и Вавил. 39. a Gold 2, 459. Харосет – густой сладковато-кисловатая кашица или соус из толченых фиников, фиг, миндаля, орехов и других фруктов, сваренных с уксусом, корицею и другими приправами: он должен иметь красноватый цвет (кирпичный) густоту, в память глины, из которой еврейские предки делали кирпичи в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010